СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки уроков с самоанализом

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме: Действительные числа.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки уроков с самоанализом»

Методические разработки уроков с самоанализом


2.1. Урок математики по теме: Действительные числа.

10 класс

Урок первичного предъявления новых знаний

Цели: обеспечить осознанное усвоение материала по изучаемой теме; актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД): Усвоить знания по теме: «Действительные числа»;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие;

- развивающие (формирование регулятивных УУД):

Формирование логического мышления и умения обосновывать решение, опираясь на ранее полученные знания. Развитие внимания, дисциплинированности, умения слушать и слышать учителя и товарищей по классу, развитие самостоятельной работы, памяти. Отработка грамотной математической речи (устной и письменной), контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Организация деятельности обучающихся на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; определяют тему, цели урока; определяют понятие действительного числа; работают с текстом учебника; ведут диалог, отвечают на вопросы; оценивают себя и друг друга; рефлектируют.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Планируемые результаты

Предметные. Знать как установить, ка­кая из пар чисел образует десятичные приближения для заданного числа, определять, каким числом является значение числового выражения; вы­полнять приближенные вычисления корней.

Метапредметные. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Личностные. Воля и настойчивость в достижении цели, наличие познавательного интереса. Ориентация в межличностных отношениях. Соблюдение общепринятых правил поведения при общении и сотрудничестве.


Технологическая карта


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент. Создать благоприятный настрой на работу

Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; Мотивация учащихся на работу, сконцентрировать внимание.

Приветствие учителя, организация внимания; Мотивация на работу.

2

Вводная беседа. Актуализация знаний. Актуализация опорных знаний и способов действий.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, повторим то, что уже знаем.

-Какие числа мы с вами изучили на прошлых уроках?

Предлагается математический диктант по теме прошлого урока:

1) -1 принадлежит множеству…?

2) 0 не принадлежит множеству…?

3) принадлежит множеству…?

4) 2,38 принадлежит множеству…?

5) п принадлежит множеству…?

6) 1/84 принадлежит множеству…?

7) множество целых чисел включено…?

8) 100 принадлежит множеству…?

9) -2/7 не принадлежит множеству…?

10) 25,5 принадлежит множеству…?

После выполнения диктанта предлагается начертить схему Множества действительных чисел. Слайд 3-7.

- Сформулируйте цели урока.

- Давайте вместе с вами составим план урока.

Учитель продолжает беседу с проблемной задачей по будущей теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы.


-Рациональные и иррациональные



Выполняют математический диктант.












Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. Предлагают варианты схемы. Формулируют цели урока.

Предполагают и записывают цели и план урока.

3

Формулирование проблемы

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Выводит на формулировку темы урока и четко проговаривает ее

Выходят на необходимость формулирования определения действительного числа

4

Изучение нового материала

Установление правильности и осознанности изучения темы.

.

Вместе с учениками определяет цель урока.

- Попробуйте самостоятельно определить действительное число.


Задача 1. Вычислить приближенные значения выражения

V2 + V3.




Вычислить и пояснить, какому множеству будет относиться результат решения.

Объясняет задачу 1 на стр. 130-131.




Все основные свойства действий над рациональными числами сохраняются и для действительных чисел (переместительный, сочетательный и распределительный законы, правила сравнения и т. д.).

Учитель дает определение действительного числа.

Множество действительных чисел – множество всех конечных и бесконечных десятичных дробей.



Учащиеся дают определение действительного числа. Затем выполняют задания


С помощью микрокалькулятора находят

V 2 = l , 4142135...,

V3 = 1,7320508... .

При нахождении

суммы V2 + V3.

числа V2 и V3.

заменялись их десятичными приближениями — рациональными числами, и эти числа складывались по известным правилам.

5

Первичное осмысление и закрепление знаний

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

Комментирует, направляет работу учащихся

Один ученик на доске, а остальные в тетради выполняют задачу 2 на стр. 131.


6

Физминутка: произвести эмоциональную и умственную разгрузку обучающихся.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.


Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

7

Закрепление изученного на уроке, решение задач

Закрепить знания, полученные на уроке в процессе решения задач.

Выступает в роли помощника для учащихся

Учащиеся выполняют задачу 3.

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют проверку.

8

Рефлексия

Зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Сформулируйте тему урока.

-Перечислите цели, которые вы ставили в начале урока.

-Оцените себя, достигли ли вы этих целей?

-Что вам помогло справиться с затруднениями на уроке?

-Как вы сможете оценить свою работу?

Обсуждается с учащимися ход урока.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают себя.

Записывают домашнее задание.

Слушают методику выполнения задания.

9

Домашнее задание/

Обеспечение понимания домашнего задания.

Задает дозированное домашнее задание п. 1. Глава 4.

№ 2; №3(2,3); № 6 (4); №9; №11.

По желанию: Найти и представить еще один способ перевода периодической десятичной дроби в обыкновенную.

Рекомендовано повторить материал о геометрической прогрессии, используя учебник для 9 класса, главу I данного учебника, другие источники.

Обучающиеся записывают домашнее задание


Самоанализ

Общее количество часов, отведенное на изучение главы 4 – 11 уроков.

Место урока в системе уроков по главе IV: 1-ый урок.

Учитель правильно и обоснованно определил цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала.

Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок.

Умело выбирается темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий.

Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся.

Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала, развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

Творчески применяет, умело адаптируется к своей деятельности разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по учебнику. Учит работать с текстом учебника, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное.

Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении заданий из учебника). Домашнее задание имеет дифференцированный характер, дополнительно предложено творческое задание.

В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений.

Рекомендации: Учителю добиваться четких, полных развернутых ответов. Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самим учащимся. Использовать элементы аутотренинга.


2.2. Урок математики по теме: «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия»

10 класс

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Место урока в системе уроков по главе IV: 2-ый урок.

Цели урока: продолжить формирова­ние представления о пределе числовой последовательности на примере изучения бесконечно убывающей геометрической про­грессии и нахождения её суммы с помощью предела;

Задачи:

Общеобразовательные: установление содержательных связей БУГП с элементами субъектного опыта обучающихся, формирование понятий БУГП, суммы БУГП, практических навыков применения формулы суммы БУГП при решении задач.

Развивающие: развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения; развитие умения логически обосновывать рассуждения; развитие умственных способностей, способностей к математическому творчеству путём решения задач; развитие коммуникативных навыков в ходе совместных действий обучающихся.

Воспитательные: обоснование значения математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений окружающего мира.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Организация деятельности обучающихся на уроке: самостоятельно выходят на проблему и решают её; определяют тему, цели урока; определяют понятие действительного числа; работают с текстом учебника; ведут диалог, отвечают на вопросы; оценивают себя и друг друга; рефлектируют.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, слайды.

Планируемые результаты

Предметные. Уметь доказывать, что за­данная геометрическая прогрессия бесконечно убыва­ющая, находить сумму бес­конечно убывающей геометрической прогрессии; описывать спо­собы своей деятельности по данной теме.

Метапредметные. Строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Личностные. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формиро­вание умений самостоятельно находить необходимую информа­цию по теме, пользуясь учебниками, справочниками, другими источниками информации.


Технологическая карта


Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент. Создать благоприятный настрой на работу

Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; Мотивация учащихся на работу, сконцентрировать внимание.

Приветствие учителя, организация внимания.

2

Актуализация знаний, умений и навыков

1 (устно). Среди числовых последовательностей выберите, которые являются геометрическими прогрессиями, слайд:

1) 7, 9, 11, ...

2) 1, 3, 9, …

3) -4, -4, -4, …

4) 25, 5, 

5) 16, -8, 4, …

- Какая числовая последовательность называется геометрической прогрессией?

2. Обобщение и систематизация знаний. Сравните определения, сформулированные вами, с научным определением.

Какие математические понятия связаны с ГП?

В каждом из приведённых примеров найдите знаменатель ГП.


- Как изменяются члены ГП с увеличением их номера?










Фронтальная работа с классом.

- ГП являются последовательности с номерами 2.3.4,5.






Формулируют определение ГП (2-3 человека).

Сравнивают его с определением, данным в ЭОР Википедия.


- Знаменатель ГП, n- член ГП, сумма n первых членов ГП

- С увеличением номера члены ГП

– увеличиваются,

– не изменяются,

– уменьшаются, приближаются к нулю,

– уменьшаются по модулю, модуль приближается к нулю.

3

Мотивация.

Формулирование проблемы


Рассмотрим квадраты, изображенные

на рисунке 52. Слайд.


Приведите примеры БУГП.


Сформулируйте тему урока, определите цели. (Учитель помогает, направляет)

- Изучая БУГП, мы рассматриваем бесконечно – малые величины, которые являются одним из основных понятий, инструментом исследования математического анализа, одного из разделов математики, который будем изучать в 10-11 классах.

Работа с учебником.

Делают вывод: Прогрессии 4) и 5) называются БУГП.

Обучающиеся приводят примеры БУГП.

Обучающиеся формулируют тему и определяют цели урока

4

Изучение нового материала


Учитель рассматривает Задачу 1 учебник с. 134.

Выводит формулу суммы бесконечно-убывающей геометрической прогрессии

- Подумайте, обсудите в группах и сформулируйте определение БУГП.





Помогает в решении.



Учитель рассматривает Задачу 4 учебник с. 136. С помощью формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии записать бесконечную периодическую десятичную дробь а = 0,(15) = 0,151515... в виде обыкновенной дроби.

Записывают в тетрадь.


Принимают активное участие в выводе формулы. Убеждаются в правильности решения задачи.







Обсуждают в группах (по 4 человека), формулируют определение.

Обсуждают варианты определения. Отрабатывают окончательный вариант.

Один ученик решает №15(3), остальные в тетради.


Записывают в тетради.

5

Закрепление изученного материала

Решение №19(1), 20(1)

Один ученик решает на доске и все в тетрадях.

6

Рефлексивно – оценочная часть

1.Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

- Дайте определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

- Как доказать, что геометрическая прогрессия является бесконечно убывающей?

- Может ли сумма бесконечного числа слагаемых быть конечным числом?

- Запишите формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

- Какие цели были поставлены в начале урока? Удалось ли их достичь?

2.Самооценка усвоения материала.

Оцените по 5-бальной шкале свой вклад в решение общей учебной задачи.

Отвечают на вопросы. Определяют смысл и ценность своей работы на уроке.














Оценивают свою работу на уроке, свой вклад в коллективную деятельность.

7.

Задание на дом.

Гл.IV, п.2, №16(2.3), 18(2,3), 20(4)

Записывают домашнее задание.


Самоанализ

Учитель правильно и обоснованно определил цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала.

Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока.

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемных связок.

Умело выбирается темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуется с более легкими.

Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при смене типов заданий (при даче задания самостоятельной работы по учебнику).

Умеет отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связывает изучаемый материал ранее изученным материалом: Накануне изучения данного параграфа в домашнее задание включено повторение материала о геометрической прогрессии учебника для 9 класса и главы I данного учебника, другие источники.

Выделяет ведущие идеи по теме и определяет новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.

Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала, развивает умение осознанного осмысления учебного материала.

Применяет разнообразные методы преподавания. Четко прослеживается методика работы учителя по изучению теоретического материала по учебнику. Учит работать с текстом учебника, развивает умения осмысливать прочитанное, выделять главное, основное.

Использует упражнения для закрепления полученных знаний по теме.

Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке.

Учащиеся в основном владеют рациональными приемами обучения, вырабатываются умения самостоятельными овладения знаниями.

Прививаются навыки самоконтроля (при выполнении групповых заданий).

Классная доска пригодна для работы, оборудована к уроку; на ней аккуратно расположены записи; имеется необходимая наглядность к уроку (слайды, опорный конспект). В помещении чисто, мебель соответствует возрасту учащихся, соблюдается режим проветривания, правила по охране учебного труда.

В ходе урока учитель обращает внимание на осанку учащихся во время письма в тетрадях, на доске, при выполнении устных упражнений.

Рекомендации: Учителю добиваться активной работы всего класса. Своевременно выставлять и комментировать оценки за урок. Можно привлечь к оцениванию выполненных работ самих учащимся.


.


2.3. Урок математики по теме: «Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока: ввести понятие перпендикулярных и параллельных прямых в пространстве.


Задачи:

Образовательные: доказать лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; дать определение перпендикулярности прямой и плоскости; доказать теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости; научить применять изученные понятия и теоремы при решении задач.

Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.

Метапредметные результаты

Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); использовать знаково-символические средства; извлекать из математических текстов.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанный ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, набор чертежных инструментов.


Технологическая карта


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный.

Приветствие учащихся; проверка готовности класса к уроку; организация внимания; Мотивация учащихся на работу.

Приветствие учителя, организация внимания; Мотивация на работу.

2

Актуализация знаний.

Учитель. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним тему прошлого урока и ответим на следующие мои вопросы. Какие прямые на плоскости называются перпендикулярными?

Обратите внимание на доску. Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1, ∠BAD=300. Найдите углы между прямыми АВ и A1D1; A1B1 и AD; AB и B1C1.

Запись на доске и в тетрадях:



Две пересекающиеся прямые называются перпендикулярными, если они образуют четыре прямых угла.

Углы между прямыми АВ и A1D1; A1B1 и AD; AB и B1C1 равны соответственно 30о, 30о, 150о.


3

Изучение нового материала.


Учитель. Мы приступаем к изучению новой главы «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Сегодня на уроке введем понятие перпендикулярных прямых в пространстве; докажем лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой; дадим определение перпендикулярности прямой и плоскости; докажем теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости; научимся применять изученные понятия и теоремы при решении задач.

Учитель. Рассмотрим модель куба.

Учитель задает вопросы:

1.Как называются прямые АВ и ВС?

2. Найдите угол между прямыми АА1 и DC; ВВ1 и AD.

Значит эти прямые тоже перпендикулярные.

Две прямые в пространстве называются перпендикулярными (взаимно перпендикулярными), если угол между ними равен 90о. Перпендикулярность прямых а и b обозначается так: а⊥b .Запись на доске и в тетрадях: а ⊥b.

Учитель. В пространстве перпендикулярные прямые могут пересекаться и могут быть скрещивающимися. Рассмотрим прямые АА1, СС1 и DC. Прямая АА1 параллельна прямой СС1, а прямая СС1 перпендикулярна прямой СD. Нами установлено, что АА1 перпендикулярна СD.

Запись на доске и в тетрадях:

АА1‖СС1, СС1⊥СD, АА1⊥СD

Попробуйте сформулировать это утверждение.

Лемма. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.

Дано: a ‖ b, a ⊥ c. Доказать: b ⊥ c

Доказательство:

Через точку М пространства, не лежащую на данных прямых, проведем прямые МА и МС, параллельные соответственно прямым а и с. Так как а ⊥ с, то ∠АМС=90о. а ⊥ с, то ∠АМС=90о

По условию, b ‖ a, а по построению а ‖ МА, поэтому b ‖ МА. b ‖ a (по условию), а ‖ МА(по построению)→ b ‖ МА

Итак, прямые b и с параллельны соответственно прямым МА и МС, угол между ними равен 90о. b ‖ МА, с ‖ МС, угол между МА и МС равен 90о

Это означает, что угол между прямыми b и с также равен 90о, то есть b ⊥ с. Лемма доказана.

Рассмотрим модель куба.

Найдите угол между прямой АА1 и прямыми плоскости (АВС): АВ, AD, AC, BD, MN.

Итак, прямая АА1 перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости (АВС). Такие прямые называются перпендикулярными.

Определение. Прямая называется перпендикулярной к плоскости, если она перпендикулярна к любой прямой, лежащей в этой плоскости.

а ⊥ α

Окружающая нас обстановка дает много примеров, иллюстрирующих перпендикулярность прямой и плоскости. Непокосившийся телеграфный столб стоит прямо, то есть перпендикулярно к плоскости земли. Также расположены колонны здания по отношению к плоскости фундамента, линии пересечения стен по отношению к плоскости пола и т.д.

Докажем две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью и перпендикулярностью к плоскости.

Теорема. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к плоскости, то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости. Дано: а‖а1, а⊥α. Доказать, что а1⊥α

Доказательство:

Проведем какую-нибудь прямую x в плоскости α.

x ∊ α. . Так как а ⊥ α, то а ⊥ x.

По лемме о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей а1 ⊥ x.

Таким образом, прямая а1 перпендикулярна к любой прямой, лежащей в плоскости α, т. е. а1 ⊥ α. Теорема доказана.

Докажем обратную теорему.

Теорема. Если две прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.

Дано: а⊥α, b⊥α. Док., что а‖b

Доказательство: Через какую-нибудь точку М прямой b проведем прямую b1, параллельную прямой а. М ∊ b, M ∊b1, b1 ‖ a. По предыдущей теореме b1 ⊥ α.

Докажем, что прямая b1 совпадает с прямой b. Тем самым будем доказано, что а ‖ b. Допустим, что прямые b1 и b не совпадают. Тогда в плоскости β, содержащей прямые b и b1, через точку М проходят две прямые, перпендикулярные к прямой с, по которой пересекаются плоскости α и β. Но это невозможно, следовательно, а ‖ b.

b ∊ β, b1 ∊β, αхβ=c (невозможно)→ а‖b.









Записывают число и тему. Тема урока «Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости».

Запись на доске и в тетрадях.


Ученики отвечают:

1. Прямые АВ и ВС перпендикулярные.

2.Углы между прямыми АА1 и DC; ВВ1 и AD равны 90о.











Ученик. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то и другая прямая перпендикулярна к этой прямой.












Ученик. Все углы равны 90о.




Записи на доске в тетрадях.




4

Первичное закрепление материала.

Задача №117. В тетраэдре АВСD ВС⊥AD. Докажите, что AD⊥MN, где М и N –середины ребер АВ и ВС.

Дано: ABCD – тетраэдр; М ∊ АВ: АМ=ВМ, N ∊ АС: АN=NC; ВС⊥АD

Доказать: AD⊥MN

Доказательство:

Что можем сказать о параллельности прямых MN и ВС?

MN – средняя линия АВСMN ‖ BC.


Задача №120. Через точку О пересечения диагоналей квадрата, сторона которого равна а, проведена прямая ОК, перпендикулярная к плоскости квадрата. Найдите расстояние от точки К до вершин квадрата, если ОК=b.

Дано: АВСD – квадрат, АВ = а, АС∩BD = О, ОК⊥(АВС), ОК=b. Найти: АК, ВК, СК, DK

Решение: Что можно сказать о равенстве треугольников АОК, ВОК, СОК, DОК?

Запись на доске и в тетрадях: ОК⊥(АВС) → ОК⊥АС, ОК⊥BD.

Тогда что можно сказать о равенстве отрезков АК, ВК, СК, DK?

АК=ВК= СК= DK

Применяя какую теорему, можно найти стороны в прямоугольном треугольнике?

Запись на доске и в тетрадях:

Ответ: АК=ВК=СК=DК =








MN – средняя линия треугольника АВС, сл-но прямые MN и ВС параллельны

По лемме, так как ВС⊥AD, то MN⊥AD. Т.к. ВС⊥AD (по лемме)⇒ MN⊥AD.










∆ АОК, ∆ ВОК, ∆ СОК, ∆ DОК равны по двум катетам, так как прямая ОК – перпендикуляр к плоскости квадрата АВСD, ОК⊥АС, ОК⊥BD.

Отрезки АК, ВК, СК, DK равны.

Применяя теорему Пифагора.


5.

Подведение итогов урока.


Учитель. Сегодня на уроке мы рассмотрели перпендикулярные прямые в пространстве. Есть ли у вас какие-то вопросы ко мне? Задавайте.

Ответьте, пожалуйста, на следующие мои вопросы:

Какие две прямые в пространстве называются перпендикулярными? Какую лемму мы изучили?

Какие две теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости, мы изучили?

Отмечаются наиболее активные учащиеся.

Все понятно.




Ответы учащихся.

.

6.

Домашнее задание.

Домашнее задание следующее: прочитать параграф §15,16 учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа (1-2, с.57), письменно № 116, 118.

Записывают домашнее задание.



Самоанализ

Урок проведен согласно календарно-тематическому планированию. Тема связана с предыдущими уроками и работает на последующие уроки изучения. Данный урок соответствует требованиям ФГОС, т.к. ориентирован на новые образовательные результаты: предметные, метапредметные, личностные, нацелен на формирование УУД.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Методы и формы обучения: эвристический, наблюдения, анализ и синтез.

В начале урока был создан положительный психологический комфорт.

На этапе актуализации знаний учащиеся были подготовлены к активному и сознательному обобщению знаний, что обеспечило мотивацию к принятию целей и материала урока. 

Учитель дает задание и класс выполняет его на основе анализа информации, которая имеется у учащихся, на основании жизненного опыта и ранее полученных знаний. Для закрепления нового материала учащиеся выполнялизадания и отвечали на вопросы. При этом была достигнута цель воспитывать умение работать в коллективе.

Работа проходила в сотрудничестве с учителем. Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. На уроке осуществлялись межпредметные и внутрипредметные связи.

С целью развития познавательных процессов учащихся были использованы различные приемы, которые способствовали развитию мышления, памяти, внимания, развитию речи, воображения. Итогом урока является рефлексия. Задача этапа - осмысление результатов деятельности учащихся и учителя на уроке. В ходе урока учащиеся показали умения совместно работать; слушать друг друга и фронтально взаимодействовать; умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

Активность учащихся была достаточной, этому способствовали задания и вопросы по теме урока. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно отвечали на вопросы и выполняли задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!