СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

МО «ГОРОД БУГУРУСЛАН»














СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО

САЙТА ПЕДАГОГА

методические рекомендации











2017

















Методические рекомендации подготовлены казенным муниципальным учреждением «Информационно-методический центр» муниципального образования «город Бугуруслан» методистами: по информатизации Н.А. Музыченко и по научно-методической работе Н.В. Куляшкиной

Методические рекомендации «Создание персонального сайта педагога» включают информацию о бесплатных конструкторах сайтов, рекомендации по структуре сайта, примеры сайтов учителей и другую полезную информацию.

Методические рекомендации адресованы учителям-предметникам, педагогам-психологам, логопедам, воспитателям, библиотекарям, планирующим создание персонального сайта.








ВВЕДЕНИЕ


Современный мир невозможно представить без интернета. Его активными пользователями является огромное количество людей. И каждый находит в нём что-то нужное для себя. Неоценимую роль интернет оказывает и в работе учителя. Связано это в первую с поиском сайтов, в которых предлагается дидактический материал для подготовки и проведения уроков и внеклассных мероприятий, выступлений на педагогических советах, различных семинарах.

Создание сайта открывает новую среду и новые возможности. Сайт оказывает огромную роль на развитие, самосовершенствование педагога как профессионала и как личности. При этом у каждого есть возможность не только представить опыт своей работы, рассказать о достижениях, успехах, но и взглянуть на себя, свою деятельность со стороны. Работая над созданием сайта, выступаешь не только в роли администратора, пользователя, но и в роли независимого эксперта, желая наполнить сайт интересным содержанием, поднять его на должный уровень. Сайт - это не только возможность рассказать о себе, но в большей степени - возможность понять, куда двигаться дальше.

Цели персональных сайтов педагогов:

  • Систематизировать накопленные в процессе педагогической деятельности электронные образовательные ресурсы.

  • Обобщить педагогический опыт с использованием системы Интернет.

  • Открыть дополнительные возможности общения в режимах online, offline с коллегами, учащимися и их родителями.

  • Рассказать о личности педагога, его достижениях и успехах его учеников.

  • Использовать электронные образовательные ресурсы сайта в образовательном процессе школы.

Систематизация дидактических материалов, методических разработок уроков, образовательных программ, электронных учебников, видео ресурсов, иллюстраций, необходимых для работы тренажеров, программ просто необходима учителю в современном информационном обществе. Грамотная систематизация накопленных учителем ресурсов, помогает сократить время на их поиски в бумажных папках, на полках шкафов в личном архиве и т.д. В любой момент, на уроке, конференции или в беседе с учеником, используя мобильный телефон, планшетный, персональный компьютер с выходом в интернет, учитель может воспользоваться необходимыми ему материалами, вывести их на мультимедиа оборудование или распечатать на принтере.


ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ НУЖЕН ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ


1. Настоящий учитель всегда стремится стать положительным примером для своих учеников, и собственный сайт будет ему в этом незаменимым помощником

2. Сайт помогает добиться общественного признания

3. Качество материалов, представленных на сайте, показывает, насколько компетентен и профессионален учитель

4. Сайт позволяет создать википедию по своему предмету

5. Сайт дает возможность интересными материалами привлечь внимание к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения изучаемых знаний в дальнейшей жизни

6. Сайт позволяет показать примеры индивидуального подхода к ученикам в ходе образовательного процесса, собственные педагогические находки и открытия

7. Показать свой собственный уровень эрудиции в областях науки и культуры

8. Постоянная работа над сайтом подчеркивает стремление учителя к самообразованию и самосовершенствованию

9. Материалы учителя, выложенные на сайте показывают насколько воспитаны чувства меры и самообладания - вообще выбросить, это оскорбительно

10. Тексты на сайте показывают уровень знания правил русского языка, культуры речи, этических норм, широты взглядов.

11. Комментирование, высказывание своего мнения по случаям нарушения учениками и учителями законодательства показывает честность и добропорядочность учителя

12. Учитель на сайте может высказывать мысли и идеи по улучшению образования

13. На сайте для всеобщего обозрения учитель может выкладывать свои личные заслуги и творческие успехи

14. Через сайт консультировать и давать советы родителям по вопросам образования учеников

15. Высказывать положительное мнение о творческих успехах своих учеников

16. Через сайт вносить свой вклад в развитие гражданского общества

17. Показать свое уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи окружающих

18. Предложить свой взгляд на послушание, самодисциплину, вежливость, уважение родителей и старших, дать полезные советы

19. Дать советы и рекомендации по безопасности детей физического и морального здоровья

20. При помощи сайта заслужить получение высшей учительской категории

21. Участвовать в конкурсах на лучший персональный сайт учителя


КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ САЙТ?


  • Уникальным - материалы, представленные на сайте, показывают, насколько компетентен учитель.

  • Удобным в работе: грамотная навигация облегчит работу с сайтом и привлечёт к нему посетителей. Фон, размер и цвет шрифта, заголовки, общее расположение материалов - всё должно быть выдержано в едином стиле, соответствовать друг другу, в противном случае будет нарушена целостность восприятия.

  • Сайт должен быть грамотным с точки зрения русского языка. Пусть чистота нашего языка будет заботой каждого человека! Грамматические, стилистические и иные ошибки в текстовом наполнении сайта влияют не только на восприятие информации, но и дискредитируют самого автора.

  • Не загруженным ненужной информацией и различными эффектами. Это связано с достаточно низкой реальной скоростью каналов Интернет у большинства пользователей.

  • Не должно быть пустых страниц, а иначе, зачем вы их создавали?

  • Главная страница сайта обязательно должна быть оформлена -именно на этой странице расположена основная информация, чтобы посетитель заинтересовался и отправился дальше.

  • Систематически обновляющимся. Постоянная работа на сайте -стремление к самообразованию, росту профессиональной компетентности.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА


Персональный сайт учителя-предметника - важнейший элемент учебно-воспитательного процесса, инструмент повышения качества образования, средство формирования информационно-коммуникатив­ной культуры участников образовательного и воспитательного процес­сов. Создание персонального сайта позволит учителю презентовать свой педагогический опыт, получить навыки дистанционных форм обу­чения школьников, повысить уровень своей ИКТ-компетентности.

Работа над персональным сайтом должна начинаться с проекти­рования. При создании сайта следует ответить на ряд вопросов: кто будет потребителем информации, какова будет структура сайта, ка­кие материалы планируется размещать на сайте и т. д. Важно пони­мать, что учитель проектирует не сайт вообще, а сайт конкретного учителя, преподающего в конкретной школе конкретный предмет и для конкретной аудитории пользователей - учащихся и их родите­лей. То есть, должна быть учтена специфика образовательного уч­реждения и преподаваемого предмета, а также контингента обуча­ющихся. Хорошо спроектированный сайт отражает профессиональ­ные качества педагога-предметника, имеет четкую и понятную для пользователей (учащихся, родителей, коллег) информационную струк­туру, которую можно изменять и дополнять по мере наполнения сайта новыми материалами.

Типологию и структуру сайта учителя-предметника в первую оче­редь определяют цель и аудитория, которой адресованы материалы. Целевые установки создателя сайта могут быть различны: популяри­зация знаний по предмету, представление дополнительных материа­лов, контроль знаний, вовлечение в проектно-исследовательскую де­ятельность, представление методических материалов, «живое» об­щение с классным коллективом и многое другое. При создании сайта следует учитывать и возраст аудитории (обучающиеся младшего, среднего или старшего школьного возраста, родители, коллеги). От этого зависит дизайн сайта в целом, стиль изложения и уровень сложности размещаемых материалов, графическое оформление и иллюс­трации и т. д.

Назовем лишь некоторые из наиболее часто встречающихся ти­пов персональных сайтов учителя-предметника, кратко остановимся на каждом из них [2].

  1. Сайт-визитка наиболее удачно представляет имидж учителя и сообщает общие сведения о нем: образование, стаж работы, основ­ные направления деятельности, грамоты и благодарности за педаго­гическую работу, публикации и т. д. Такой сайт хорошее подспорье при составлении резюме учителя. Например, сайт-визитка «Давайте знакомиться!» И.Л. Новиковой, учителя русского языка и литературы (адрес: http://irnovikova.ru/vizitka/).

  2. Сайт-портфолио может включать следующие разделы: 1) об­щие сведения об учителе: образование, трудовой стаж, курсы повы­шения квалификации, награды, грамоты, благодарственные письма и другое; 2) результаты педагогической деятельности, представление научно-методической работы, презентацию педагогического опыта, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности по пред­мету и другое. Например, электронное портфолио М.Н. Михатовой, учителя математики и информатики (адрес: http://portfolio.amoti.ru/).

  3. Предметный сайт наполняется разнообразной информацией по предмету (видео, аудио, мультимедийной). Обычно структура сай­та определяется или предметными линиями курса, или классно-уроч­ной системой. Информация, как правило, предназначенная для учи­телей, может быть не только прочитана, но и скачана. Например, сайт О.И. Ивановой, учителя истории и обществознания (адрес: Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.ivanna-olqa.narod.ru/).

  4. Сайт «Учитель - ученику» (образовательный сайт). Такой вид сайтов встречается редко. Назначение сайта - помочь ученикам че­рез его странички получить дополнительные материалы при подготов­ке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте располага­ются дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Кроме того, здесь размещаются и работы учащихся, как по школьной программе, так и творческие. Например, сайт учителя биологии А.П. Позднякова «В помощь моим ученикам» (адрес: http://bioloq188.narod.ru/).

  5. Сайт класса - это сайт для иллюстрации жизни класса и его отдельных представителей, который может вести классный руководи­тель или учащиеся класса. В первом случае сайт будет поделен на два крупных раздела: жизнь и успехи классного коллектива и предметная область учителя, во втором - будет посвящен только жизни класса. По мере взросления детей сайт будет пополняться все новы­ми и новыми материалами. Например, сайт «Фантазеры» класса шко­лы № 18 г. Заволжье (адрес: http://fantazerv.moy.su/).

В сети Интернет более всего распространены такие сайты учите­лей-предметников разных типов образовательных учреждений, кото­рые объединяют в единое целое предметные сайты и сайты «Учи­тель - ученику». Насколько уместно сочетание этих совершенно раз­ных по целевой направленности типов сайтов? Если речь идет об образовательном сайте, адресованном обучающимся и их родите­лям, то нужно ли знакомить пользователей сайта, например, с рабо­чей программой учителя или конспектами уроков. С содержанием уроков, конечно же, да, а вот с конспектами - нет. Кроме того, зачем учащимся знакомиться, например, с материалами педагогического форума, целью которого является обсуждение внедрения ИТК в про­цесс обучения. Таким образом, учителю-предметнику все же стоит определиться относительно того, какой сайт он будет создавать: либо это будет сайт для делового общения с коллегами (предметный сайт); либо сайт, служащий средством обучения и воспитания школьников (сайт «Учитель - ученику»)


ГДЕ МОЖНО СОЗДАТЬ САЙТ?


1. СОЗДАНИЕ САЙТА В СИСТЕМЕ UCOZ

Достоинства сайта в системе uCoz:

  1. Интересный и профессиональный дизайн.

  2. Возможность добавлять комментарии.

  3. Рейтинг.

  1. Возможность загружать большие файлы в хранилище.

Недостатки:

  1. Реклама;

  2. Панель управления находится на отдельной вкладке, чтобы попасть в неё со своего сайта, надо вводить пароль. (Но, если мы оставим страницу с вкладкой «Управление сайтами», то никаких неудобств ощущать не будем. Просто нажмём рядом с названием сайта вкладку ПУ (панель управления).

  3. Очень часто сайты учителя, созданные на uCoze, похожи руг на друга:

  1. небольшой выбор дизайнов на школьную тему;

  2. одинаковая навигация.

Но есть возможность сделать сайт более индивидуальным.

Для того, чтобы создать сайт на uCoze:

  1. В адресную строку забиваем www.uCoz.ru

  2. Регистрируемся. Проходим по ссылке в письме электронной почты.

  3. Нажимаем на значок «Создать сайт», заполняем строку «Адрес сайта», вводим код безопасности, ставим галочку, что согласны с правилами и нажимаем «Создать сайт!».

  1. Далее выбираем дизайн сайта. Следующий этап - выбираем модули, необходимые для вашего сайта.

  1. И вот мы уже находимся в панели управления вашего сайта.

  1. Во вкладке «Редактор страниц» на панели управления мы можем осмотреть или удалить модуль и страницы сайта.

  2. С помощью вкладки «Файловый менеджер» мы можем управлять материалами страницы и категориями.

  3. Для того чтобы изменить дизайн сайта, в панели управления надо нажать на вкладку «Настройки», «Общие настройки».

9. Нажав на гиперссылку во вкладке «Общее» (пример

http://masyluktatyana.ucoz.ru/), мы попадаем на свой сайт.

  1. На сайте нажимаем вкладку «Вход», вводим пароль и входим на него как администратор.

  2. Теперь мы можем работать на сайте. Для того чтобы что-то изменить на странице, надо нажать вкладку с глазом - называется она «Редактировать в визуальном редакторе».

  3. Работать с сайтом также можно при помощи панели администратора. Рассмотрим её.

  4. Добавить новую страницу можно с помощью вкладки «Добавление» - «Редактор страниц». С помощью этой же вкладки можно добавить новые файлы и фотографии.

Более подробное описание создания сайта е системе uCoz.ru молено найти здесь - http://manual.ucoz.net/board/40-l-0-363

Существенным минусом хостинга uCoz является размещение рекламного баннера системой.

Баннер тормозит загрузку страниц, мешает просматривать материал, вызывая желание побыстрее покинуть сайт, несмотря на прекрасное содержание.

Правом бесплатного отключения рекламного баннера на сайте uCoz могут воспользоваться некоммерческие образовательные и общественные сайты, не нарушающие условия пользовательского соглашения, в том числе личные сайты учителей и преподавателей.

Для отключения рекламного баннера нужно составить письмо на фирменном бланке на имя генерального директора ООО «Юкоз Медиа» Курта Евгения Александровича, с просьбой снять рекламный баннер.

Заполненный бланк (с подписью и печатью) необходимо отсканировать и отправить на электронную почту [email protected]. Бумажную версию слать ненужно.



В течении 3-х дней заявку рассмотрят и примут соответствующее решение. Если ваш ресурс попадает под указанные категории - отображение рекламы снимают. При первом обращении рекламный баннер убирается сроком на один год. По истечении которого, если ваш интернет проект не "заглох" и остался той же направленности, нужно будет повторно отправить заявку с тем, что бы рекламный блок сняли на более длительный срок (а может и навсегда). Иначе, показ рекламы возобновится.

2. СОЗДАНИЕ САЙТА НА GOOGLE SITES.

Основные достоинства Google Sites:

  • простой и понятный интерфейс

  • есть обширная база знаний Google (если что-то не понятно)

  • легко размещать разнообразное содержание: текстовые документы, презентации, таблицы

  • организация общего информационного пространства

Этапы создания сайта в Google Sites (https://sites.google.com/site/abcsaitg/).

  1. Зарегистрируйтесь (введите логин и пароль) в Google Accounts.

  2. Перейдите на http://sites.google.com/ и нажмите «Создать».

  1. Выбирете шаблон для сайта.

  2. Введите название сайта.

  3. Посмотрите не занят ли web-адрес. Если занят, то введите на латинице новое название сайта (http://sites.google.com/site/ не меняется, если нет своего платного места в сети, но мы то говорим про бесплатный сайт).

  4. Выбирете тему оформления страницы.

  5. Наберите указанный код - антибот.

8. Нажмите на кнопку "Создать" вверху страницы. Технически наш бесплатный сайт готов. Теперь необходимо наполнить его содержимым: текстами, картинками и т.д.

Как редактировать сайт в Google Sites

Начнем с главной страницы.

  1. Нажмите на кнопку в виде карандаша «Изменить ' страницу» в верху.

  2. Выбирете поле для редактирования и внесите изменения.

  3. Нажмите на кнопку «Сохранить» в верху.

Теперь изменения внесены. Аналогичные действия доступны и для других страниц.

Как вставить картинку на страницу созданную в Google Sites

Добавить на страницу картинку или другое содержание можно так: выбрать меню сверху пункт меню «вставить»

Для того что бы меню вставки и форматирования отобразилось нужно перейти в режим редактирования, то есть нажать кнопку «Редактировать». Далее Google Sites предложит стандартный диалог выбора картинки.

Как добавить страницы на сайт созданный в Google Sites:

  1. Нажмите на кнопку «Создать страницу» в правом верхнем углу.

  1. В открывшемся окне впишите название страницы, шаблон, положение относительно других страниц.

  1. Нажмите «Создать».

  2. Отредактируйте и сохраните страницу.




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ


В настоящее время структура и содержание материалов персональных сайтов педагогов не регламентируется никакими нормативными документами. Однако размещаемые материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и не идти в разрез с законодательством РФ.

Важно отметить, что посетитель сайта может простить многое: «жуткий» дизайн, грамматические ошибки, неудобную навигацию (что для персонального сайта учителя весьма нежелательно), если на сайте он найдет именно ту информацию, которая ему крайне необходима. Содержание сайта - важнейший его элемент. Распространенной ошибкой является стремление сделать сайт «всеобъемлющим», самым интересным и ярким по содержанию. Невозможно объять необъятное, следует работать на ту аудиторию, с которой учитель-предметник собирается общаться на страницах своего сайта. Здесь важно представить себя на месте учеников, родителей, коллег и размещать на персональном сайте ту информацию, которая будет им интересна и полезна. Кроме того, нельзя забывать о защите персональных данных. При необходимости страницы сайта, на которых размещена конфиденциальная информация, можно закрыть паролем, ограничив доступ широкому кругу пользователей. Отметим, что в настоящее время на уровне образовательного учреждения принимаются локальные нормативные акты о неразглашении персональных данных как обучающихся, так и учителей, которые позволяют регламентировать деятельность ОУ в рамках создания и продвижения сайта школы.

Содержание сайта тесно связано с его структурой. Процесс информационного пополнения сайта идет одновременно с корректировкой его структуры. Хороший персональный сайт учителя должен не только демонстрировать профессиональные компетентности учителя-предметника, но и иметь ясную и понятную структуру, в нем должно быть просто ориентироваться, легко находить нужную информацию. Анализ многочисленных сайтов учителей показал, что наилучшим является следующий набор основных страниц сайта: главная страница, карта сайта, визитка, нормативные документы, методическая копилка, в помощь учащимся, достижения учащихся, фотогалерея, гостевая книга.

Главная страница сайта обычно включает обращение к пользователям сайта, путеводитель по страницам сайта, краткий анонс каждой страницы сайта, контакты (имя автора сайта, контактные телефоны, местоположение ОУ на карте), новостную ленту и другое. При оформлении главной страницы важно сделать заголовки текстов активными, используя гиперссылки, что значительно облегчит навигацию по сайту для пользователей.

Если содержание сайта «разрослось», в нем стало много подразделов, которые не отражены в основном меню сайта, важно после главной страницы поместить страницу «Карта сайта», где следует представить более подробную многоуровневую структуру сайта с разбивкой на страницы и подстраницы, разделы и подразделы, используя при этом возможности гиперссылки. Именно с этой страницы пользователи начинают знакомство с сайтом. Здесь они видят всю структуру сайта, понимают его логику, могут получить предварительный ответ на вопрос: «Чем этот сайт мне полезен?».

На карте персонального сайта рекомендуется использовать двух-или трехуровневую структуру: каждый пункт (страница) делится на подпункты (подстраницы), которые также могут иметь свою структуру. Например:

Прежде чем говорить о том, чему будут посвящены следующие страницы сайта, напомним, что, на наш взгляд, предметный и образовательный («Учитель -ученику») сайты должны быть различны. Итак, каково возможное содержание других страниц персонального сайта учителя-предметника?

В визитку целесообразно включить фото учителя, краткую информацию об образовательном учреждении, краткую информацию о педагоге (образование, владение иностранными языками и др.), сведения о его достижениях (грамоты, дипломы, сертификаты и др.), данные о повышении квалификации, список публикаций (возможно с краткими аннотациями) и другое. Сайт - это своего рода «живой» инструмент создания имиджа современного педагога.

Кроме того, здесь можно разместить информацию личностного характера (увлечения, любимые книги и кинофильмы, профессиональное и жизненное кредо и т. д.). В этом случае учитель предстанет не только как функционер - учитель физики или биологии, но и как личность, что будет способствовать взаимопониманию, появлению интереса к учителю у детей и родителей. Психологи утверждают, что ученики ценят в педагоге личностные качества выше, чем профессиональные.

На страницу «Нормативные документы» обычно помещают устав школы, примерную программу по предмету, рабочую программу учителя, тематическое планирование и другие. Как правило, размещаемые здесь материалы представляют собой текстовые файлы большого объема. Их целесообразно предлагать в виде заархивированных файлов, удобных для скачивания, либо размещать материалы на сторонних сервисах Интернет (например, DocMe), предоставляя пользователям сайта лишь ссылки.

Если это предметный сайт, то перечень документов может быть достаточно велик. На образовательном сайте достаточно разместить примерную программу по предмету, чтобы учащиеся и их родители имели представление о содержании изучаемого школьного курса, о требованиях к знаниям и умениям обучающихся. Также на страницу «Нормативные документы» образовательного сайта можно добавить, например, устав научного общества учащихся, документы, регламентирующие проведение предметной недели в школе, а также положения о проводимых конкурсах детских работ и т. д.

Методическая копилка может включать два раздела: урочная деятельность и внеклассная работа. В раздел «Урочная деятельность» следует поместить конспекты уроков; авторские цифровые образовательные ресурсы, в том числе и презентации; ссылки на внешние ресурсы Интернет и другое. Раздел «Внеклассная работа» может отражать работу с одаренными детьми, например, участие в олимпиадном движении; участие в научно-практических конференциях; включать план работы предметного кружка; отчет о проведенных мероприятиях, акциях, КТД и другое. В данном случае сайт позволяет учителю не только презентовать свой педагогический опыт широкой аудитории, но и накапливать практически значимый материал, осуществлять рефлексию и корректировку своей педагогической деятельности.

Содержание данного раздела и подразделов интересны коллегам-практикам, поэтому они приемлемы для предметного сайта учителя.

В помощь учащимся: указания и рекомендации, например, «Что почитать к уроку»; тесты, задачи, упражнения и контрольные задания; образцы работ учащихся; ссылки на интерактивные источники информации, игры-тренажеры и многое другое. Сайт расширяет рамки обычного урока, поскольку учитель дистанционно может представить учащимся дополнительный учебный материал. Отметим, что отсылка учащихся к разнообразным цифровым обучающим ресурсам мотивирует школьников к просмотру позитивного контента сети Интернет, а также способствует формированию информационно-коммуникативной компетентности школьников.

Достижения учащихся: исследовательские и проектные работы, эссе, дипломы, грамоты, сертификаты учащихся и многое другое. Этот раздел имеет серьезное воспитательное значение, потому что переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу ребенка, а чужого - нравственную. Популяризируя достижения своих учеников, педагог тем самым пропагандирует определенную модель поведения, связанную с определенными ценностно-смысловыми ориентирами, например, с активностью в интеллектуальной и творческой деятельности; учит школьников радоваться чужим победам. Следует помнить, что информация о достижениях должна быть точна и конкретна. Например, если речь идет о конкурсе, то необходимо указать: кем он был организован, каков его статус, что представлялось в качестве конкурсных материалов, в чем смысл и значимость участия для конкретного школьника. При отсутствии такого комментария информация о достижениях обесценивается и становится безликой и формальной.

Фотогалерея обычно быстро пополняется фотографиями, поэтому заранее следует предусмотреть ее многоступенчатую структуру, т. е. список в виде набора гиперссылок. Со временем, пополняясь все новыми фотографиями, фотогалерея сможет стать своего рода информационным источником о жизни ученического сообщества.

«Гостевая книга» необходима для организации обратной связи с пользователями Интернет-ресурса. Важно отметить, что владелец сайта должен быстро реагировать на каждое сообщение пользователей. Только так можно поддерживать «живое» общение, и тогда у сайта появятся новые посетители, он приобретет единомышленников или оппонентов.

Информационное наполнение персонального сайта, создание оригинальных и полезных ресурсов является сложной задачей, которую следует решать учителю, собирающемуся вести свой собственный сайт. Тщательная работа с текстом, подготовка и подбор иллюстраций представляют собой работу, в которой нет готовых решений и методик, и никакие технологии и программное обеспечение не заменят ум и изобретательность автора.

Безусловно, что первое впечатление о сайте посетители получают от оригинального дизайна, ярких иллюстраций и броских заголовков, а далее идет знакомство с содержанием сайта. Содержание персонального сайта учителя, решающего образовательные задачи, требует от автора повышенного внимания и ответственности. Ученики (родители, коллеги) могут навсегда потерять доверие к материалам сайта, если в его содержании есть неточности, ошибки, небрежное оформление, неудачно сформулированные фразы, неграмотные ссылки и т. д.

При размещении текстов в сети Интернет следует выполнять некоторые правила.

Во-первых, чтение текста с экрана монитора происходит приблизительно на 25% медленнее, чем чтение печатного текста. Поэтому рекомендуется на web-страницах размещать не более 50% текста, который может быть использован для передачи того же материала в печатном издании. Информацию большого объема следует разбивать на несколько страниц, связанных между собой гиперссылками. Площадь экрана монитора ограничена, и для того, чтобы текст поместился на нем, приходится прибегать к механизму прокрутки, пользоваться которым не всегда удобно.

Во-вторых, для загрузки объемных материалов часто требуется много времени, следовательно, пользователь может попросту не дождаться загрузки ресурсов. Поэтому следует по возможности сокращать объем материалов, размещаемых в интернете.

В-третьих, предлагаемые тексты следует разбивать на части, разделы, абзацы, которые будут иметь заголовки и подзаголовки, несущие смысловую нагрузку. Ключевые слова важно выделить цветом или начертанием. Кроме того, текст можно предлагать в виде таблиц, списков, схем, что позволяет структурировать информацию, она лучше воспринимается и запоминается.

В-четвертых, в тексте возможно использование метафор, цитат, крылатых выражений, занимательных примеров, увлекательных фактов, умеренной дозы юмора. Все это делает текст привлекательным, интересным, запоминающимся.

В-пятых, тексты следует оформлять в едином стиле, который обычно представляет собой смесь научного и публицистического. Научному стилю изложения присущи точность, однозначность, логичность, строгость. Для публицистического стиля характерны описательность и метафоричность, более «живое» изложение и использование свободных выражений. С изменением возраста целевой аудитории стиль изложения текстовых материалов меняется и от публицистического приближается к научному.

И, наконец, при создании и размещении материалов следует использовать гипертекстовые ссылки везде, где это возможно и целесообразно. Ссылки могут связывать как страницы и разные материалы сайта между собой, так и обращать пользователей к содержанию других сайтов.

Материалы сайта воспринимаются гораздо эффективнее, если текст дополнен качественными иллюстрациями. Возможности интернет-технологий позволяют использовать графические, звуковые и мультимедийные иллюстрации. Графические иллюстрации помогают полнее представить описываемые явления, события, процессы, а также снизить объем текстовой информации. Перед размещением изображения его необходимо откадрировать, то есть выделить на изображении главное, а несущественные детали по краям просто обрезать. Кроме того, следует уменьшить размеры изображения насколько это возможно.

Использование анимации на сайте уместно только в тех случаях, когда она, во-первых, используется для привлечения внимания к чему-либо; во-вторых, имеет образовательные цели. Анимация же «для украшения», размещенная, например, в углу каждой страницы сайта мешает сосредоточиться на чтении и осмыслении текста. Поэтому не стоит использовать анимацию в элементах дизайна сайта.

Итак, при создании сайта основное внимание следует обращать на его информационное наполнение. Качество предоставляемой информации является решающим фактором, определяющим практическую ценность сайта. Грамотно написанный текст, сопровождаемый хорошими графическими и мультимедийными иллюстрациями - вот признаки качественного сайта.

Поскольку предполагается, что наиболее вероятными потенциальными пользователями персонального сайта учителя станут ученики, то сайт, прежде всего, должен быть ориентирован на решение образовательных задач.

Во-первых, персональный сайт учителя помогает решить задачу индивидуализации содержания определенного курса школьной программы. Именно через сайт учащимся с разным уровнем подготовленности можно предложить дифференцированные задания, что в условиях обычного урока не всегда реализуемо. Здесь же для заинтересованных и наиболее успевающих учащихся можно поместить ряд заданий повышенного уровня сложности, дополнительный материал, углубляющий и расширяющий содержание урока. Учащимся, по тем или иным причинам, отстающим в освоении программы, могут быть предложены задания тренировочного характера, задания с пояснениями, комментарии к типичным ошибкам, варианты заданий для исправления оценок и др. Кроме того, подобная работа с сайтом помогает перенести часть обучающего времени в сеть Интернет.

Во-вторых, учитель строит урок, ориентируясь на учащихся с разными типами восприятия. Работа на уроке - это быстрое динамическое переключение (сначала слушаем, далее обсуждаем, в конце записываем). Учащиеся порой теряют нить урока и не могут фиксировать его ход в виде конспекта, который им предлагается вести по мере развертывания учебного материала. Но, если существует электронная версия материалов, которые по окончании урока можно посмотреть на сайте учителя, ученик сможет сфокусировать внимание на самом ходе урока, на словах учителя и высказываниях одноклассников, и он будет работать более продуктивно.

Помимо того эти материалы важны и для учащихся, по тем или иным причинам пропустившим уроки в школе или находящимся на домашнем обучении.

В-третьих, профессиональный сайт учителя - это возможность дополнительного образования школьников. На многих учительских сайтах в различных формах можно увидеть список ссылок на ресурсы сети Интернет, которые порой сопровождается аннотациями, отвечающими на вопрос: «Почему туда важно заглянуть?». Таким образом, сайт позволяет дополнить и содержательно расширить диалог учителя с учениками и выйти за рамки урока, пригласив учащихся к обсуждению интересного и значимого материала, лежащего в данной предметной области, но выходящего за рамки школьной программы. Велик и воспитательный потенциал такого общения. Учитель, ведущий с учениками Интернет-диалог, дает им практический опыт сетевого общения.

В-четвертых, сайт позволяет учителю реализовать дистанционное обучение. Это крайне значимо для школьников, пропускающих занятия непродолжительное время. Именно для них следует размещать краткое содержание уроков и контрольные задания, ссылки на дополнительные материалы. Для большей эффективности дистанционного обучения и установления обратной связи, важно комментировать выполнение предлагаемых заданий.

Итак, сайт учителя как образовательный инструмент может быть успешным и востребованным лишь в том случае, если он выполняет новые образовательные функции, а не просто дублирует существующие. Не имеет смысла создавать сайты, являющиеся переложением «бумажных» пособий в электронные. Это не привносит в учебный процесс ничего нового и работать не будет.

Важно, чтобы материалы, размещенные на персональном сайте учителя, использовались в учебно-воспитательном процессе, объединяли учителя и учащихся, чтобы педагог из источника информации превратился в партнера по общей деятельности, тогда будет формироваться новый тип общения в системе «учитель - ученик», повысится авторитет учителя в глазах ученика.

Работа с материалами персонального сайта учителя позволяет современному ученику развивать свой интерес к изучаемому предмету и расширять кругозор, более продуктивно усваивать учебный материал; проверять уровень своих знаний и умений, используя онлайн тесты, тренажеры и интерактивные задания; получать навыки дистанционного обучения; повышать уровень ИКТ-компетентности.

В этом случае можно говорить о том, что персональный сайт учителя способствует повышению качества школьного образования.


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ АВТОРАМИ ПРИ СОЗДАНИИ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА


Допускаемых авторами ошибок при создании персональных сайтов достаточно много. Поскольку рекомендации по структуре и информаци­онному наполнению персонального сайта учителя были даны выше, ос­тановимся на типичных ошибках, касающихся оформления сайта.

  1. Автозапуск и воспроизведение музыки. При открывании того или иного сайта, начинает звучать музыка, кнопка «стоп» для ее оста­новки не заметна сразу. Установлено, что большинство посетителей «уходят» с таких сайтов. При необходимости на сайте можно размес­тить плеер в его верхней части, а пользователь при желании сам на­жмет на кнопку «play».

  2. Перегруженность страниц бесполезными гаджетами. Огром­ное количество гаджетов (календарь, время, статистика посещений сайта, анимация и многое другое), во-первых, не нужны посетителям сайта, а во-вторых, занимают много места на его страницах.

  3. Большое количество баннеров и кнопок каталогов или ссы­лок на них. При раскрутке сайта, авторы стараются регистрировать его в большом количестве каталогов. Целесообразнее выбирать те каталоги, которые не требуют установки на сайте его кнопок, банне­ров и не обязывают делать ссылки на них.

  4. Наличие пустых разделов. Если автор сайта предполагает со­здать сайт со сложной разветвленной структурой и не готов в данное время наполнить все его страницы полезной информацией, лучше дополнить их позже, по мере освоения «территории» сайта.

  5. Пустая главная страница. Главная страница - это «визитка» сайта, она должна быть яркой, привлекательной, содержательной. Важно, чтобы каждый посетитель, заглянувший на главную страницу сайта, не захотел закрыть окно браузера.

  6. Онлайн-игры на образовательном сайте. Например, разра­ботчики площадки uCoz предоставляют авторам возможность поме-

  7. щать на сайте различные «Онлайн-игры». На наш взгляд, размеще­ние на сайте учителя игр, не выполняющих образовательной функ­ции, не целесообразно.

7. Цвет и размер шрифтов. Не стоит увлекаться большим коли­чеством цветов и размеров. Размер шрифта для заголовка, подзаго­ловка и текста (всего три), и два цвета для заголовков (подзаголов­ков) и текста. Возможно использование одного цвета, но трех его от­тенков: для заголовка, подзаголовков и текста. Размер шрифта должен быть таким, чтобы заголовки и текст легко читались.


А ТЕПЕРЬ ОЦЕНИМ...


В настоящее время не существует четко определенных требований к структуре, содержанию, оформлению персонального сайта учителя. Однако учителю важно знать, по каким критериям можно оценить вновь созданный сайт. Для того чтобы посмотреть на собственный сайт (блог) глазами пользователя, можно воспользоваться критериями и показателями оценки блогов, апробированными в рамках Всероссийского фестиваля блогов:











СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Блог - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник, веб­сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Веб-страница - документ, самостоятельная часть веб-сайта. Обычно веб­страницы организуется в виде гипертекста с включениями текста, графики, зву­ка, видео или анимация.

Гиперссылка - слово либо изображение в каком-то электронном докумен­те, которое содержит ссылку на иные файлы. Щелчок мышкой по гиперссылке дает возможность перейти к иному файлу или фрагменту какого-либо электрон­ного документа. Обычно гиперссылки выделяются цветом.

Гипертекст - текст с большим количеством ссылок.

Домен от англ. domain - область, территория. По международному согла­шению каждой стране выделено некоторое кодовое обозначение длиной 2-3 бук­вы, которое называется доменом первого уровня или доменом этой страны. Так, например, если адрес сайта заканчивается на .ru - значит, сайт находит­ся в домене России, .fr - Франции, jp - Японии. Кроме того, существуют не­сколько доменов первого уровня, связанных не с географией, а с направленно­стью сайта - например, .com для коммерческих, .org для некоммерческих, .edu для образовательных организаций.

Карта сайта - это страница, на которой располагается дерево страниц веб-сайта в логически построенной последовательности, которая соответству­ет структуре сайта.

Контент (содержимое) - это абсолютно любая текстовая или графическая информация, которая расположена на сайте.

Навигация сайта - это система, применяя которую пользователь спосо­бен перемещаться в интересующие его разделы сайта (меню и закладки).

Сайт (от англ. site - место) - это место в интернете, которое определя­ется своим адресом (т. н. URL-адресом), имеет своего владельца и состоит из веб-страниц с повторяющимся дизайном.

Ссылка - выделенный текст или значок, при помощи которого переходим в другую область текста.

HTML - это язык гипертекстовой разметки; на этом языке браузеру сооб­щается, какой именно текст и другие элементы (картинки, таблицы, формы) и каким образом нужно отображать на странице.

URL - это адрес страницы в интернете.


ИСТОЧНИКИ:


  1. Создание персонального сайта учителя. Е. О. Мархасева http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/0 l/20/sozdanie-personalnogo-savta-uchitelya

  2. Создание персонального сайта учителя http://sitepapa.ru/sozdanie-personalnogo-saita-uchitelya.html

  3. Лучшие решения для создания персонального сайта педагога. Электронный журнал «Образцовая школа». http://obrazshkola.ru/?page_id=637

  4. Сайт учителя начальной школы Н. В. Свирида http://nsportal.ru/svirida-natalya-viktorovna

  5. Использование персонального интернет сайта педагога в процессе обучения истории. Н. А. Позднякова

http://pozdnyakova.ucoz.ru/publ/stati mezhdunarodnykh konferencii po pedago gike/sait как novaja forma obshhenija shkoly i semi/ispolzovanie personalno go_internet_sajta_pedagoga_v_processe_obuchenija_istorii/5-l-0-2

  1. Сапожкова Ю.А. Создание и развитие персонального сайта учителя. Методические рекомендации, Вологда, 2012г. http://viro.edu.ru/attachments/article/3861/Pers sajt.pdf

  2. Требования к школьным сайтам http://school-001.ucoz.ru/publ/trebovaniia k shkolnym sajtam/1- l-O-l

  3. Рекомендации по созданию сайта. CMS.S3 Сервис управления сайтом. http: //cms-me gagroup. ru/rekom

  4. Трофимова Ю.Е. Методические рекомендации. Структура, содержание и дизайн сайта образовательного учреждения. Нефтекамск, 2012г. http: //gcpi. neftekamsk.ru/dokument/rekomendacii/sait%20QU. pdf

  5. Как избавиться от рекламы на uCoz http://uguide.ru/news/kak izbavitsja ot reklamy na ucoz/2012-12-11-33