Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир.
Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд.
И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли.
И. Ильф и Е. Петров,
из романа «Золотой Теленок»
Слова Иехиела-Лейб бен Арье Файнзильберга и Евгения Петровича Катаева, творивших под псевдонимами Илья Ильф и Евгений Петров, неспроста выбраны в качестве эпиграфа к Методическим рекомендациям. Они ярко демонстрируют актуальность проблемы безопасности на дорогах с момента, когда участники дорожного движения разделились на пешеходов и водителей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 4
2. ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 10
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ 11
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД 15
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОТРУДНИКАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ 20
6. ОШИБКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ПДД 25
Приложение 1 28
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ С ТРЕМЯ ВОЗРАСТНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАСТНИКОВ ОТРЯДОВ ЮИД (7–9 ЛЕТ, 10–12 ЛЕТ, 13–14 ЛЕТ) 28
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД (7–9 ЛЕТ) 29
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД (10–12 ЛЕТ) 32
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД (13–14 ЛЕТ) 35
ВВЕДЕНИЕ
В Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 января 2018 г. № 1-р, (далее — Стратегия), отмечается, что «дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России и обществу в целом колоссальный социальный, материальный и демографический ущерб.
Ежегодные экономические потери страны от дорожно-транспортных происшествий составляют около 2 процентов валового внутреннего продукта и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом таких субъектов Российской Федерации, как Краснодарский край или Республика Татарстан».
Целями Стратегии являются повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году.
В качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения.
Выработке приоритетных направлений реализации Стратегии предшествовал анализ массива статистических данных, характеризующих состояние дорожно-транспортного травматизма. Результаты этого анализа позволили выделить проблемные зоны, на которые в первую очередь должны быть направлены усилия.
В перечне направлений реализации Стратегии определены такие как:
– изменение поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и ПДД;
– повышение защищенности от дорожно-транспортных происшествий и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов.
Для реализации каждого из вышеперечисленных направлений поставлены такие задачи, как:
– разработка и реализация специальных, в том числе образовательных, программ для населения с целью формирования стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах;
– осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности детей в ходе их участия в дорожном движении.
Основным документом, регулирующим деятельность государства с целью кардинального снижения смертности в ДТП, стал национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в развитие которого принят федеральный проект «Безопасность дорожного движения».
Федеральным проектом предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование обучения детей основам ПДД и привитие им навыков безопасного поведения на дорогах, в том числе запланировано создание условий для вовлечения молодежи в профилактическую работу, в том числе через отряды ЮИД, детско-юношеские автошколы, картинг-клубы и другие объединения.
Таким образом, участие несовершеннолетних в деятельности отрядов ЮИД рассматривается как инструмент воспитания законопослушных и культурных участников дорожного движения. Особую важность работе с несовершеннолетними придает снижение среднего возраста водительского состава, создающее дополнительные риски реализации Стратегии.
При этом миссию движения ЮИД можно определить как:
– снижение уровня дорожно-транспортного травматизма;
– пропаганда безопасного поведения на дорогах среди всех участников дорожного движения;
– профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
– формирование у несовершеннолетних законопослушного, уважительного и безопасного поведения на дорогах.
Данная работа обеспечивается в том числе следующими субъектами профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:
– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
– подразделения Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации;
– общеобразовательные организации, образовательные организации дополнительного образования;
– образовательные организации высшего образования в процессе обучения и повышения квалификации педагогических работников в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении и повышения квалификации сотрудников Госавтоинспекции, компетенцией которых является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (далее — ДДТТ).
Однако организация эффективного воспитательного и образовательного процесса этими субъектами не может осуществляться без своевременного оказания соответствующей методической помощи.
Методические рекомендации со сценариями занятий и мероприятий с отрядами ЮИД, а также педагогическими работниками образовательных организаций, родителями, сотрудниками Госавтоинспекции (далее — Методические рекомендации) являются составной частью пакета документов, обеспечивающих необходимый вектор развития движения ЮИД.
Разработке методических рекомендаций предшествовало социальное исследование с целью замера первоначального состояния информированности о существовании и деятельности отрядов ЮИД и мотивационных факторов для участия в деятельности ЮИД (далее — Исследование). В рамках Исследования выявлены проблемы, риски и резервы для развития ЮИД.
При изучении факторов, мотивирующих несовершеннолетних принимать участие в деятельности ЮИД, детям предлагалось ответить на вопрос, почему они являются ЮИДовцами. Наиболее популярными ответами были (их выбрали более 60% ЮИДовцев, участвующих в опросе) «интересно принимать участие в слетах, конкурсах, смотрах, соревнованиях по безопасности дорожного движения», «интересно участвовать в мероприятиях по обучению детей младшего возраста и сверстников ПДД, безопасному поведению на дорогах», «считаю важным внести свой вклад в профилактику дорожно-транспортного травматизма и снижение аварийности с участием детей» и «интересно изучать Правила дорожного движения».
Таким образом, можно считать, что ведущими мотивами участия в движении ЮИД выступают интересы обучающихся, осознание важности профилактической работы по снижению дорожно-транспортного травматизма и реализация творческих способностей посредством вовлеченности в мероприятия и выступления перед взрослыми и детьми.
Анализируя мнение ЮИДовцев об изменениях, которые способны повысить эффективность работы отрядов и движения в целом, можно отметить, что в первую очередь они отметили важность вовлечения новых участников в деятельность отряда (51,8%), привлечение к проводимым мероприятиям родителей и других членов семьи (49,5%), увеличение количества обучающих и пропагандистских мероприятий для участников дорожного движения (47,3%). Только 5% опрошенных ЮИДовцев ответили, что менять ничего не нужно, работа отряда и так эффективна.
Эти результаты свидетельствуют о том, что ребята неформально относятся к участию в деятельности отрядов ЮИД, стремятся к улучшению их работы.
Результаты исследования подтверждают необходимость совершенствования методов и инструментария работы с отрядами ЮИД, внедрения передовых технологий в области образования и воспитания.
Методические рекомендации разработаны с учетом действующих федеральных государственных образовательных стандартов и позволяют внедрять активные формы работы с детьми.
При этом главной задачей педагогов и наставников является мотивация своих воспитанников на творческий подход, осознанное применение знаний основ ПДД и их распространение среди сверстников.
Также важным фактором успеха педагогов в организации процесса обучения и воспитания является вовлечение родительского, экспертного сообщества, выдающихся и заслуженных представителей науки, искусства, спорта, квалифицированных специалистов в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее — БДД).
Методические рекомендации содержат структурированную информацию, содержащую алгоритм проведения предлагаемых занятий и мероприятий, и направлены на реализацию следующих задач:
– взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления, родительского сообщества, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества по вопросам, связанным с профилактикой дорожно-транспортного травматизма (прежде всего детского);
– подготовка и распространение информационно-справочных, пропагандистских и обучающих материалов по вопросам БДД и деятельности ЮИД;
– реализация мероприятий по формированию общественной активности и социальной ответственности участников отрядов ЮИД, а также развитию их творческого потенциала и инициативы, вовлечение в коллективную деятельность;
– содействие участникам отряда ЮИД в социальной адаптации и развитии социального опыта, создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей, стимулирование личностного роста и саморазвития, деятельность, направленная на мотивацию каждого участника отряда ЮИД на достижение успеха;
– использование принципов непрерывного образования (дошкольное, общее, профессиональное) и ранней профориентации, направленной на постепенное формирование профессиональных компетенций;
– содействие формированию правосознания и основ транспортной культуры у несовершеннолетних;
– содействие обучению, воспитанию и информированию участников дорожного движения;
– содействие в привлечении детей к участию в пропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди сверстников;
– содействие в овладении умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Отдельный блок методических рекомендаций посвящен работе со взрослой аудиторией — педагогами, родителями и сотрудниками Госавтоинспекции — и направлен на развитие компетенций представителей каждой целевой группы с учетом особенностей вовлеченности в воспитательный и образовательный процесс. При этом основной задачей проведения занятий со взрослыми является развитие компетенций в части организации работы с несовершеннолетними по рассматриваемой тематике.
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Правила дорожного движения (действующая редакция) — ПДД
Безопасность дорожного движения — БДД
Дорожно-транспортные происшествия — ДТП
Дорожно-транспортный травматизм — ДТТ
Детский дорожно-транспортный травматизм — ДДТТ
Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы — Стратегия
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — Нацпроект
Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» — Федеральный проект
Родители и законные представители несовершеннолетних — родители
Субъекты профилактики — физические лица и юридические (различных правовых форм), а также представители юридических лиц, осуществлявшие деятельность в области профилактики ДТП, ДТТ, в том числе ДДТТ
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОБЛАСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
– Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
– Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”»;
– Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 998 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 “Педагогика дополнительного образования”»;
– «Примерная основная образовательная программа начального общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15);
– «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15).
Цель методических рекомендаций — повышение профессиональной компетентности педагогических работников, сотрудников Госавтоинспекции по работе с участниками отрядов ЮИД, а также компетенций родителей по обучению несовершеннолетних ПДД и формированию культуры безопасного поведения на дорогах.
Задачи методических рекомендаций:
– организовать эффективный процесс работы с отрядами ЮИД, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов);
– предложить современные технологии просветительской работы, приемы популяризации движения ЮИД среди несовершеннолетних и их родителей;
– обучить педагогов и сотрудников Госавтоинспекции интерактивным методам и технологиям работы с отрядами ЮИД и родителями обучающихся;
– ознакомить взрослую аудиторию, осуществляющую образовательную и воспитательную деятельность, с особенностями преподавания основ ПДД с учетом возрастных особенностей обучающихся (младшей и средней школы);
– предложить алгоритм подготовки и проведения занятий и мероприятий с целевыми аудиториями (участниками отрядов ЮИД: детьми 7–9 лет, детьми 10–12 лет, детьми 13–14 лет, а также педагогическими работниками образовательных организаций, родителями, сотрудниками Госавтоинспекции) (далее — занятия и мероприятия);
– предложить инструментарий и рекомендации к материально-техническому обеспечению проведения занятий и мероприятий;
– определить наиболее трудные моменты обучения детей основам ПДД, предостеречь от типичных ошибок в организации и проведении занятий и мероприятий.
Методические рекомендации могут быть использованы:
– органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при осуществлении организационно-методической поддержки образовательных организаций по вопросам профилактики ДДТТ и проведении региональных тематических обучающих и массовых мероприятий с детьми, педагогами, родительской общественностью;
– подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации при проведении работ по профилактике ДДТТ на базе образовательных организаций и самостоятельно;
– администрациями и педагогами общеобразовательных организаций и образовательных организаций дополнительного образования при организации образовательной деятельности, организации работы отрядов ЮИД, проведении тематических мероприятий с родительской общественностью и взаимодействии с подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам Российской Федерации;
– профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в процессе обучения и повышения квалификации педагогических работников в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении и повышения квалификации сотрудников Госавтоинспекции, компетенцией которых является профилактика ДДТТ.
Использование методических рекомендаций позволит обеспечить единый подход и тиражировать передовой опыт в вопросах деятельности отрядов ЮИД и движения ЮИД в целом.
Методические рекомендации позволят педагогическим работникам и другим субъектам Профилактики создавать авторские обучающие программы с использованием предложенных средств, приемов, механизмов и источников информации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СЦЕНАРИЕВ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД
Сценарии занятий (мероприятий) разрабатывались с учетом возрастных психофизиологических особенностей несовершеннолетних и были разбиты на три возрастные категории детей — участников отрядов ЮИД:
– 7–9 лет;
– 10–12 лет;
– 13–14 лет.
Сценарии разработаны в соответствии с примерными тематическими планами занятий (далее — тематический план), предлагаемыми для организации работы с перечисленными выше возрастными категориями участников отрядов ЮИД (приложение 1 к Методическим рекомендациям).
Тематические планы имеют модульное построение и предполагают четыре основных тематических модуля:
– модуль 1 «История ПДД, ЮИД, Госавтоинспекции»;
– модуль 2 «Профессиональная ориентация»;
– модуль 3 «Участник дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель)»;
– модуль 4 «Оказание первой помощи»;
– модуль 5 «Безопасный маршрут»;
– модуль 6 «Советы юному пропагандисту».
В отдельный раздел выведены «Итоговые мероприятия курса», которые имеют исключительно практическую направленность, проводятся с применением игровых технологий (игропрактика) и требуют активного участия обучающихся. Мероприятия в формате игры — это самая свободная, естественная форма погружения обучающегося в реальную (или воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Сценарии являются вспомогательным материалом для обучения участников отрядов ЮИД по программе каждого модуля и обеспечивают базовые знания и установки, необходимые в соответствующем возрасте для безопасного участия в дорожном движении.
Каждый сценарий для детей представляет собой комплексную технологию, направленную на достижение результата в области знаний основ ПДД и пропаганду безопасности дорожного движения. Предлагаемые сценарии охватывают все модули тематических планов и рекомендуются для использования при подготовке и проведении занятия как в полном объеме, так и фрагментарно (при формировании авторских методик и разработок).
Сценарии структурированы единообразно и имеют разделы, содержащие следующую информацию:
– тема занятия (мероприятия);
– цель и задачи занятия (мероприятия);
– рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия (мероприятия), в том числе к локации, демонстрационному и обучающему оборудованию, дидактическим и информационным материалам, раздаточному материалу;
– ход занятия (мероприятия).
С целью эффективности подачи материала и формирования комплексного представления обучающихся о рассматриваемой проблеме при составлении сценариев применен принцип метапредметных связей.
Так, например, при проведении занятий, основная тема которых «История ПДД», ребенок параллельно со знакомством с историческими событиями должен усвоить понятия «дорога», «транспортное средство», «участник дорожного движения», а также принять и осознать необходимость соблюдения соответствующих законов.
Ход занятий (мероприятий) может сокращаться, дополняться, не исключается творческий подход и содержательное изменение сценария при условии соблюдения темы и целей занятия (мероприятия). При этом необходимо учесть, что используемые методы, приемы и сюжетные обороты занятий (мероприятий) должны содержать информацию, не противоречащую действующим ПДД.
Сценарии снабжены рисунками, схемами, диаграммами, которые можно использовать для самостоятельного формирования информационных и дидактических материалов, в том числе презентаций (при подготовке к проведению занятий, в том числе по авторским методикам и разработкам).
При подготовке к проведению занятий (мероприятий) предпочтительно учитывать рекомендации к материально-техническому обеспечению, в том числе к локации, демонстрационному и обучающему оборудованию, дидактическим и информационным материалам, раздаточному материалу. Однако в случае невозможности обеспечить рекомендуемую материально-техническую составляющую можно обеспечить адекватную замену недостающих составляющих с учетом следующего: используемые дидактические и информационные материалы, раздаточный материал должны содержать информацию, не противоречащую действующим ПДД.
В сценариях — много информации, содержащей исторические даты и события. При подготовке к занятиям рекомендуется более подробно ознакомиться с ними, поскольку у обучающихся может возникнуть желание уточнить детали или непонятные для них (устаревшие) термины и названия.
Также обращаем особое внимание на подготовку к занятиям модуля 4 «Оказание первой помощи». Занятия проводятся в виде практикума и предполагают такую предварительную подготовку, как подбор и изучение дополнительного материала по теме, беседу с медсестрой о правилах оказания ПП. С целью повышения эффективности занятий мы также рекомендуем привлекать к их проведению активистов движения ЮИД, родителей, медсестру, а также учителя ОБЖ, классного руководителя.
Ход занятий (мероприятий) разработан с учетом требований к дидактической структуре любого занятия и предполагает: организационный момент, мотивирование к учебной деятельности обучающихся, актуализацию опорных знаний, целеполагание, изучение нового материала, «открытие нового знания», закрепление новых знаний, практическую деятельность, подведение итогов, рефлексию.
Основная методология занятий (мероприятий) построена на свободном общении с обучающимися, использовании тестовых заданий, просмотре и анализе иллюстраций, презентаций и видеоматериала. Очень важно, чтобы выполненные на занятиях задания и полученные результаты были реализованы в повседневной жизни детей, их родителей и других родственников. Каждое занятие насыщенно по содержанию, а подчас и требует самостоятельного осмысления в свободное от обучения время, но не следует рассматривать это как фактор перегрузки обучающихся. Усвоить дети могут только необходимый для грамотного участника дорожного движения базовый материал. Дети, увлеченные темой, работают с энтузиазмом и продуктивно, у них формируется мотивация к углублению полученных знаний и интерес к получению новой информации.
При разработке сценариев занятий (мероприятий) в том числе сделан акцент на решение ситуационных задач. Ситуационные задачи имеют целью создание условий для осмысления обучающимися реальных жизненных ситуаций на дороге, описание которых одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Решение ситуационных задач позволяет установить связь между знанием обучающихся и деятельностью (реальными событиями, происходящими на дороге). Использование ситуационных задач в учебном процессе позволяет развивать критическое мышление, совершенствовать опыт работы с различными источниками информации, ориентироваться в сложных дорожных ситуациях.
Также в работе с отрядами ЮИД предполагается проектная деятельность. Она наиболее полно представлена в модуле 6 «Советы юному пропагандисту». Проектная деятельность направлена на закрепление и реализацию знаний, полученных в ходе занятий (мероприятий), и развитие навыков их трансляции.
Необходимо помнить, что одна из задач работы с отрядами ЮИД — стать приверженцами идей БДД и сформировать у воспитанников аналогичное отношение и потребность пропагандировать эту идею окружающим в повседневной жизни.
При этом очень важны педагогические наблюдения за каждым участником отряда ЮИД. С этой целью необходимо наладить обратную связь не только с детьми, но и с их родителями, сверстниками, педагогами и наставниками.
При подготовке к проведению занятий (мероприятий) необходимо исключить ошибки преподавания основ ПДД1.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СЦЕНАРИЕВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОТРУДНИКАМИ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ
Сценарии для проведения занятий с родителями, педагогическими работниками образовательных организаций, сотрудниками Госавтоинспекции разработаны в соответствии с потребностями каждой группы перечисленных субъектов (субъектов профилактики ДТТ) для создания условий вовлечения детей и молодежи в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма через развитие движения ЮИД.
Определяющую роль в деятельности отряда ЮИД играет педагог — руководитель отряда ЮИД, который назначается приказом руководителя образовательной организации.
Руководитель отряда ЮИД разрабатывает и реализует план работы отряда ЮИД, осуществляет взаимодействие с заинтересованными сторонами, в том числе сотрудниками Госавтоинспекции, представителями родительской общественности.
В связи с динамичным изменением дорожно-транспортной инфраструктуры, усложнением взаимоотношений участников дорожного движения, а также совершенствованием образовательных и воспитательных технологий, педагогам, работающим с отрядами ЮИД, требуется регулярное повышение квалификации.
Повышение квалификации педагогов для работы с отрядами ЮИД осуществляется федеральными, региональными и муниципальными, районными органами управления образованием при участии Госавтоинспекции, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе на базе институтов повышения квалификации педагогических работников, городских и районных методических кабинетов, методической службы организаций дополнительного образования (домов и дворцов творчества детей, юношеских автошкол, автогородков, прочее).
Основные требования, предъявляемые к педагогам
Педагог должен знать:
– нормативно-правовые основы работы педагога общеобразовательной организации, включая вопросы охраны жизни и здоровья детей;
– действующую в Российской Федерации нормативную и правовую документацию в сфере БДД и профилактики ДДТТ;
– педагогику современного детского коллектива; возрастные характеристики детей различных категорий и психолого-педагогические доминанты их развития;
– современные отечественные и зарубежные программы и проекты профилактики ДТП, в том числе рассчитанные на целевую аудиторию — ЮИД;
– классификацию опасных дорожных ситуаций;
– виды основных ошибок детей школьного возраста в ситуации дорожного движения, основные причины нарушения ПДД несовершеннолетними с учетом их возрастной специфики;
– психолого-педагогические основы работы с детьми при подготовке и в ходе проведения мероприятий по профилактике ДДТТ;
– факторы, влияющие на результативность занятий по ПДД с детьми школьного возраста различных возрастных категорий.
Уметь:
– применять понятийно-категориальный аппарат ПДД в практической работе с участниками отрядов ЮИД разных возрастных категорий;
– осуществлять целесообразный выбор содержания и методов работы с обучающимися с учетом возрастной специфики;
– самостоятельно разрабатывать авторские программы обучения и формирования безопасного поведения несовершеннолетних на дороге;
– организовывать совместные (отряд ЮИД и родители, отряд ЮИД и обучающиеся разных возрастных категорий, отряд ЮИД и участники дорожного движения) мероприятия в рамках деятельности отрядов ЮИД;
– проводить просветительскую работу с обучающимися и их родителями для профилактики ДТП;
– организовывать обучающие мероприятия для участников отрядов ЮИД;
– разрабатывать и применять в работе с детьми активные и интерактивные методы обучения безопасному поведению на улице и дороге;
– разрабатывать и применять наглядный материал для пропаганды безопасности дорожного движения участниками отрядов ЮИД.
Владеть:
– навыками планирования и организации работы отрядов ЮИД по всем направлениям деятельности;
– способами осуществления постоянного самообразования и повышения квалификации в области организации движения отрядов ЮИД для несовершеннолетних;
– методами психодиагностики для определения уровня знаний и практических навыков несовершеннолетних в области БДД;
– современными методологическими и методическими подходами в воспитательной работе с отрядами ЮИД.
Как показывает практика, узкими местами в работе педагога являются знания в области основ ПДД и концептуальное понимание целей, задач и стратегии развития движения ЮИД. В Методических рекомендациях в разделе «Ошибки в преподавании ПДД» предложен обзор типичных ошибок, которые вводят в заблуждение обучающихся и формируют неверные представления и стереотипы. Но гарантированным решением этой проблемы является активное привлечение к работе отряда сотрудников Госавтоинспекции, МЧС, медицинских организаций, специалистов в области организации дорожного движения, профессиональных водителей и т. д. Такой подход не только повысит качество обучения, но и будет способствовать ранней профориентации обучающихся.
Предложенный сценарий занятия для педагогов «Отряды ЮИД как инструмент вовлечения детей и молодежи в деятельность по профилактике ДТТ» позволит им осознать современные требования и векторы развития движения ЮИД. Цель занятия — ознакомить педагогическое сообщество с концептуальными направлениями развития движения, а также грамотно организовать работу каждого отряда и повысить эффективность межведомственного взаимодействия.
Несмотря на то что определяющая роль в работе с отрядами ЮИД принадлежит педагогам, которые наиболее активно взаимодействуют с несовершеннолетними, Госавтоинспекцию можно по праву назвать идеологом пропаганды БДД и развития движения ЮИД.
А применительно к детям и работе с ними профессионализм, авторитет, позитивный образ и активное участие сотрудников Госавтоинспекции в деятельности отрядов ЮИД — необходимое условие массового вовлечения несовершеннолетних в деятельность этого движения.
Методические рекомендации содержат сценарий лекции по теме «Проблемы и перспективы развития движения Юных Инспекторов Движения».
Необходимо отметить, что сценарии для педагогов и сотрудников Госавтоинспекции тесно переплетены и дополняют друг друга, равно как и значение органов образования и МВД в системе профилактики ДДТТ. В связи с этим информация, содержащаяся в этих сценариях, является уместной для обеих целевых аудиторий: может использоваться отдельно или комбинироваться.
Если рассматривать роль родителей в системе профилактики ДДТТ, то, очевидно, базовые компоненты культуры и мотивация безопасного поведения на дорогах формируются прежде всего в семье. Семья и родители определены как одни из основных субъектов реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 996-р от 29 мая 2015 г.).
Интересен результат опроса несовершеннолетних и родительской общественности по вопросам их отношения к проблемам БДД и информированности о профилактике ДДТТ (проходил по заказу МВД России в июле 2019 г.).
Менее 5% опрошенных родителей (представителей обучающихся) не владеют знаниями ПДД и считают нецелесообразным обращать особое внимание ребенка на проблемы безопасного поведения на дорогах, так как обучение детей основам ПДД — это компетенция и ответственность образовательной организации (школы).
5,6% родителей нарушают ПДД, если не видит ребенок. Каждый пятый родитель нарушает Правила, если не видит опасности для себя и других участников дорожного движения.
Показательным также является и то, что лишь 65% детей, принявших участие в опросе, отметили, что обсуждают в семье вопросы культуры поведения на дорогах.
Это почти катастрофические цифры, поскольку более 35% несовершеннолетних можно отнести к группе повышенного риска ДТП из-за недостаточного внимания к рассматриваемой проблеме в кругу семьи.
Таким образом, проведение массового родительского всеобуча по вопросам ПДД, БДД, ДДТТ, а также информирование о возможности обучения детей основам ПДД через участие в деятельности отрядов ЮИД является объективной необходимостью.
ОШИБКИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ПДД
Формирование у несовершеннолетних компетенций культурного и законопослушного поведения на дорогах должно быть построено с учетом систематичности, преемственности, последовательности и непрерывности процесса воспитания и обучения.
Решение этих задач требует постоянной актуализации знаний в области БДД, что необходимо учитывать всем субъектам профилактики.
Важно отметить, что субъекты профилактики, чья профессиональная деятельность напрямую не связана с организацией дорожного движения (чаще всего это педагоги и родители2), допускают ошибки в представлении обучающих материалов.
Основными причинами таких ошибок являются желание адаптировать (упростить) понятия, используемые в ПДД, к детскому восприятию, а также трансляция устаревших, не соответствующих действующей редакции ПДД установок, унаследованных из собственного прошлого.
Данная проблема усугубляется использованием различных методических дидактических материалов, несущих неточности и ошибки, в связи с отсутствием экспертизы соответствующих специалистов. К сожалению, выход этих материалов часто датирован годами, следующими за внесением последних изменений в ПДД, что приводит к закреплению ошибочных суждений.
Основную группу риска детей, усваивающих «недостоверные» знания, составляют обучающихся младшей школы. Некоторые педагоги и многие родители транслируют сказки, загадки, стихи, дают логические задания по ПДД, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления, не задумываясь над этой проблемой.
Необходимо помнить: исследования в области детской педагогики и психофизиологии свидетельствуют о том, что более 80% всех знаний, умений, действий и способов мышления, которыми человек будет пользоваться в жизни, приобретается в период обучения в начальной школе3.
Неверно подобранный дидактический материал, употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, демонстрация неграмотных изображений дорожной среды неизбежно приводит к искажению понимания ПДД и, соответственно, сводит на нет усилия педагогов и родителей в формировании навыков безопасного поведения.
Особое внимание необходимо уделять подбору иллюстративного материала. Рисунки должны быть выполнены качественно, в адекватных пропорциях и масштабах, исключать нагромождение мелких отвлекающих деталей.
С целью исключения ошибок при проведении занятий по ПДД рекомендуется:
– при подготовке к занятиям сверять используемый и авторский материал с соответствующими положениями действующих ПДД4 (действующая редакция ПДД размещается на сайте gibdd.ru);
– к проведению занятий и экспертизе заимствованных и авторских материалов привлекать сотрудников Госавтоинспекции, опытных преподавателей ПДД, методических работников автошкол;
– оформить в образовательной организации кабинет или «уголок безопасности», при этом рекомендуется иметь стенды с одобренными подразделением Госавтоинспекции учебно-методической литературой, плакатами, комплектом дорожных знаков, тематическим планом работы отряда ЮИД и др.
Эффективным инструментом обучения основам ПДД является комплект с элементами улиц, дорог, тротуаров, светофоров и т. д. (автогородок).
Сотрудникам Госавтоинспекции рекомендуется оказывать помощь образовательным организациям в осуществлении работы по профилактике ДДТТ с детьми и родителями.
Также подразделениям Госавтоинспекции для использования в работе рекомендуется направлять в образовательные организации информацию следующего характера:
– информация о фактах дорожно-транспортных происшествий с участием обучающихся общеобразовательных организаций;
– справки о состоянии аварийности в населенном пункте (регионе) с указанием причин, конкретных мест и времени суток совершения дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних;
– планы профилактических мероприятий муниципального, регионального и федерального уровней (конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований по дорожной тематике и т. д.) с указанием сроков их проведения;
– информация для родителей о причинах и условиях, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Детально методические ошибки в преподавании правил дорожного движения рассмотрены на сайтах:
обж.рф
(http://xn--90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/bezopasnost-na-dorogah/metodicheskie-oshibki-v-prepodavanii-pravil-dorozhnogo-dvizheniya/);
Добрая дорога детства
(http://www.dddgazeta.ru/school/zebramania/1688/);
топ-школа.рф
(http://xn----8sb3aemcew1d.xn--p1ai/tipichnye-metodicheskie-oshibki-pri-obuchenii-uchashhihsya-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya/).
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ С ТРЕМЯ ВОЗРАСТНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАСТНИКОВ ОТРЯДОВ ЮИД (7–9 ЛЕТ, 10–12 ЛЕТ, 13–14 ЛЕТ)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД (7–9 ЛЕТ)
Название модуля | Количество часов | Рекомендуемые предметы и наглядные ИП-материалы для проведения занятий |
Всего | Занятия комбинированного формата | Практические занятия |
История | 4 | 3 | 1 | – заставки на экран и презентации «История ПДД», «История ЮИД», «История Госавтоинспекции»; – ПДД РФ; – макет 3 пазлов «Дорожный знак»; – картонная коробка с множеством различных знаков дорожного движения и 8 конвертов с заданиями; – картонная коробка с бумажным манекеном куклы, предметами одежды и аксессуарами; – плакаты «Знаки для пешеходов»; – стенд «Дорожное движение»; – таблицы для доски: «Тротуар», «Пешеходный переход», «Проезжая часть»; – подборка тематических фотографий о деятельности ЮИДовцев разных лет |
Профориентация | 2 | 1 | 1 | – заставка на экран «Профессия сотрудник полиции, сотрудник Госавтоинспекции»; – ПДД РФ; – плакат «Сигналы регулировщика»; – макет «Раскрась светофоры»; – ролик «Инспектор ГИБДД» (https://rutube.ru/video/532e3f4b6b09341281e0cf7d8289ab26/?ref=logo&bmstart=46) |
Пешеход — участник дорожного движения | 7 | 3 | 4 | – заставка на экран «Дорожный патруль»; – ПДД РФ; – задание «Заполни пропуски»; – карточки с изображением «дорожных ловушек»; – плакаты «Все равны» (с изображением участников дорожного движения), «Знаки для пешеходов»; – видеоролик «Улицы большого города»; – «Дорожное движение», презентация «Дорожные ловушки», фильм «Зебра» из цикла «Семья Светофоровых»; – сигнальные карточки красного, желтого и зеленого цвета, макет светофора, пазлы «Дорожные знаки», карточки с сюжетными картинками, набор карточек с буквами (слова «пешеход», «пассажир», «водитель»), жезл регулировщика (или его макет); – заставка на экран «Зиму встречаем — ПДД изучаем!»; – разрезанное на фрагменты изображение усадьбы Деда Мороза; – памятки для пассажиров; – плакаты «Виды транспортных средств», «Я пассажир»; – ролик «Правила дорожного движения» (https://www.youtube.com/watch?v=BCt01OOuU8U) |
Пассажир — участник дорожного движения | 4 | 2 | 2 | – заставки на экран и презентации «ПДД для пассажиров»; – ПДД РФ; – карточки со знаками дорожного движения, в числе которых знаки «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» и «Место остановки трамвая»; подготовить и распечатать карточки с изображением маршрутных транспортных средств на остановках; – макеты раскраски «Пассажиры»; – видеоролик «Смешарики. Правила для пассажиров» (https://my.mail.ru/mail/natashka0805/video/_vfavorites/13.html) |
Водитель — участник дорожного движения | 10 | 3 | 7 | – заставка на экран «Юный велосипедист!»; – ПДД РФ; – презентация, ролик «Лига WatchCAR — Безопасное Вождение Велосипеда — Песенки для детей и их родителей» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=24&v=8776upJSNfs); – игрушка–велосипед; – плакат «Сигналы велосипедиста»; – экипировка |
Основы оказания первой помощи | 3 | 1 | 2 | – заставка на экран «Оказание первой помощи»; – презентация «Алгоритм оказания первой помощи»; – ролик «Оказание первой помощи» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=Gg6DDGZmT2U); – правила вызова бригады скорой помощи (https://www.redcross.ru/chto–my–delaem/obrazovatelnye–programmy/obuchenie–okazaniyu–pervoy–pomoshchi); – карточки с изображениями оказания первой помощи, тематические плакаты, ролик об оказании первой помощи |
Мой безопасный маршрут | 3 | 1 | 2 | – заставка на экран «Дорога. Элементы дороги!»; – ПДД РФ; – макеты заданий; – презентация, мультфильмы по ПДД, социальный ролик; – схемы безопасного маршрута; – паспорт дорожной безопасности школы; – «Семья Светофоровых», 1 сезон, «Дорога в школу» |
Советы юному пропагандисту | 2 | 1 | 1 | |
Тематические мероприятия (итоговые мероприятия курса) | 5 | 5 | | |
ИТОГО | 40 | 20 | 20 | |
* указано минимальное количество часов без учета подготовки к участию во Всероссийском конкурсе «Безопасное колесо» и других массовых мероприятиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД (10–12 ЛЕТ)
Название модуля | Количество часов | Рекомендуемые предметы и наглядные ИП-материалы для проведения занятий |
Всего | Занятия комбинированного формата | Практические занятия |
История | 4 | 3 | 1 | – заставки на экран и презентации «История ПДД», «История ЮИД», «История Госавтоинспекции»; – ПДД РФ; – видеоролики «Эскорт» и «Городовой»; – «Семья Светофоровых», 1 сезон, 35 серия «Хроника ЮИД»; – хроника из сериала «Семья Светофоровых», 1 сезон, 50 серия «Форма и содержание»; – сюжет из первого музея ОРУД-ГАИ-ГИБДД об истории службы Госавтоинспекции; – ролик «Уроки тетушки Совы» (https://www.youtube.com/watch?v=w7H764nEQGA&list=PLkLwod_eIKOXngrEl4gStVUSMmSLsVnab); – видеоряд, демонстрирующий нерегулируемое движение, плакат «Дорога. Элементы дороги»; – презентация, ролик «Азбука безопасности на дороге»; – «Светофоры и перекрестки» («Уроки тетушки Совы», серия 6); – плакат «Сигналы регулировщика» |
Профориентация | 2 | 1 | 1 | – заставка на экран и презентация «История Госавтоинспекции»; – ПДД РФ; – презентация, ролик «Один день из жизни инспектора ГИБДД, или ДПСмена»; – ролик «Инспектор ГИБДД» (https://rutube.ru/video/532e3f4b6b09341281e0cf7d8289ab26/?ref=logo&bmstart=46) |
Пешеход — участник дорожного движения | 7 | 3 | 4 | – заставка на экран «Безопасность пешехода!»; – ПДД РФ; – презентация, ролик «Дорожные ловушки»; – плакаты «Знаки для пешеходов»; – стенд «Дорожное движение»; – таблицы для доски: «Тротуар», «Пешеходный переход», «Проезжая часть» |
Пассажир — участник дорожного движения | 3 | 2 | 1 | – заставки на экран «Правила безопасности пассажиров в личном транспорте», «Виват ЮИД»; – ПДД РФ; – презентация «Пассажиры»; – задания «Дорисуй необходимые детали», «Дорисуйте знак и назовите его!»; – мультфильм (https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=iRN08nKK2VQ); – ролик (https://www.youtube.com/watch?time_continue=25&v=xp–4vFF8V7I); – стенд «Дорожное движение»; – таблицы для доски: «Тротуар», «Пешеходный переход», «Проезжая часть» |
Водитель — участник дорожного движения | 11 | 4 | 7 | – заставка на экран и презентация «Юный велосипедист», презентация «ПДД для велосипедистов»; – ПДД РФ; – ролик «Лига WatchCAR — Безопасное Вождение Велосипеда — Песенки для Детей и их Родителей»; – плакат «Сигналы велосипедиста»; – экипировка |
Основы оказания первой помощи | 3 | 1 | 2 | – заставка на экран «Первая помощь при ДТП», презентация «Первая помощь»; – видеоролик об оказании первой помощи (https://www.youtube.com/watch?v=Gg6DDGZmT2U); – автомобильная аптечка; – карточки-задания; – манекен; – пособия по медицине |
Мой безопасный маршрут | 2 | 1 | 1 | – заставка на экран «Маршрут в школу должен быть не коротким, а безопасным»; – ПДД РФ; – презентация, ролик «Дорожные ловушки», схемы маршрутов для практического занятия; – фишки «Дорожные знаки для пешеходов»; – плакаты «Знаки для пешеходов»; – стенд «Дорожное движение»; – таблицы для доски: «Тротуар», «Пешеходный переход», «Проезжая часть»; – «Семья Светофоровых», 1 сезон, «Дорога в школу» |
Советы юному пропагандисту | 4 | 2 | 2 | |
Тематические мероприятия (итоговые мероприятия курса) | 5 | 5 | | |
ИТОГО | 40 | 19 | 21 | |
* указано минимальное количество часов без учета подготовки к участию во Всероссийском конкурсе «Безопасное колесо» и других массовых мероприятиях.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ С ОТРЯДАМИ ЮИД (13–14 ЛЕТ)
Название модуля | Количество часов | Рекомендуемые предметы и наглядные ИП-материалы для проведения занятий |
Всего | Занятия комбинированного формата | Практические занятия |
История | 4 | 3 | 1 | – заставки на экран и презентации «История ПДД», «История ЮИД», «История Госавтоинспекции»; – ПДД РФ; – коробка с бумажными манекенами куклы, предметами одежды и аксессуарами ЮИДовцев; – видеохроники о деятельности пропаганды в 60–90 годах прошлого века; – плакаты «Знаки для пешеходов»; – стенд «Дорожное движение»; – таблицы для доски: «Тротуар», «Пешеходный переход», «Проезжая часть»; – кейсовые задания; – презентация «Это важно знать» |
Профориентация | 2 | 1 | 1 | – заставка на экран и презентация «История Госавтоинспекции»; – презентация «Подросток — права, обязанности и ответственность»; – ПДД РФ; – презентация «Современные средства передвижения (сивей, гироскутер, моноколеса)»; – мультфильмы по ПДД, книги ПДД РФ |
Пешеход — участник дорожного движения | 5 | 3 | 2 | – заставка на экран «Школа грамотного пешехода»; – ПДД РФ; – презентация, видеоролик «Дорожные ловушки»; – таблицы «Проверь себя» (по количеству учеников); – таблицы «Дорожные ловушки»; – таблица «Дорожные знаки для пешехода»; – шесть плакатов с изображением дорожных ловушек |
Пассажир — участник дорожного движения | 5 | 2 | 3 | – заставки на экран «Правила безопасности пассажиров в личном транспорте», «Виват ЮИД» – ПДД РФ; – презентация «Пассажиры»; – презентация «Это важно знать»; – кейсовые задания |
Водитель — участник дорожного движения | 7 | 2 | 5 | – заставка на экран «Юный велосипедист!»; – презентация, ролик «Лига WatchCAR — Безопасное Вождение Велосипеда — Песенки для детей и их родителей»; – ПДД РФ; – плакат «Сигналы велосипедиста»; – экипировка |
Основы оказания первой помощи | 4 | 2 | 2 | – заставка на экран «Первая помощь при ДТП»; – презентация «Боковое устойчивое положение»; – видеоролик «Первая медицинская помощь при ДТП»; – карточки с алгоритмом, коврики, манекен; – памятка «Оказание ПП пострадавшим»; – учебное пособие «Первая помощь при ДТП», «Оказание первой помощи пострадавшим»; – плакат «Боковое устойчивое положение»; – краткий обзор определения этапов действий при ДТП (https://www.youtube.com/watch?v=5w0zv7XOWmU); – практикум по выполнению бокового устойчивого положения (см. по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=7hK9ojFHTmM) |
Мой безопасный маршрут | 4 | 1 | 3 | – заставка на экран «Маршрут в школу должен быть не коротким, а безопасным»; – ПДД РФ; – макеты задания «Дорисуй дорожный знак на предложенных заготовках»; – презентация, ролик «Дорожные ловушки»; – схемы маршрутов для практического занятия; – фишки «Дорожные знаки для пешеходов»; – плакаты «Знаки для пешеходов»; – стенд «Дорожное движение»; – таблицы для доски: «Тротуар», «Пешеходный переход», «Проезжая часть» |
Советы юному пропагандисту | 4 | 2 | 2 | |
Тематические мероприятия (итоговые мероприятия курса) | 5 | 5 | | |
ИТОГО | 40 | 19 | 21 | |
* указано минимальное количество часов без учета подготовки к участию в массовых мероприятиях.
1 Обзор ошибок в преподавании основ ПДД приведен в разделе 6 настоящих методических рекомендаций.
2 В рамках социального исследования, проведенного по заказу МВД России при изучении вопроса о работе с детьми в семье (по воспитанию культуры поведения на дорогах и обучению ПДД), было выявлено, что лишь 66,52% опрошенных родителей следят за изменениями в ПДД.
3 Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2008.
4Правила дорожного движения, которые утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 в редакции от 04 декабря 2018 г.