СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Методические рекомендации представлены на тему "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы",

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

г.Красноярск




Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы




Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Цветкова Ю.В. – студентка 20П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Цветкова Ю.В. , Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 20 с.

Красноярск, 2023, 20 с.













Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школе. В работе представлены понятие исследовательской деятельности, ее структура, специфика и назначение. В данных методических рекомендациях содержится важная информация, как определить тему, сформулировать цель, задачи и гипотезу, и также как правильно защитить своё исследование. Также Вы сможете найти как оформляется паспорт исследования, как его организовать. В методических рекомендациях представлены структура и назначение проекта.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».









Содержание


Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 4

Как правильно сформулировать тему исследования? 7

Определение цели и задач исследования. 9

Формулирование гипотезы исследования 10

Культура. Защита исследования 11

Паспорт исследования 12

Как организовать в классе исследования? 14

Проект: структура и назначение 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20







































Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не интересует работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Личный интерес, личная увлечённость – вот залог успеха.

 Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с различными источниками информации, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.    

          Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. статья [1]

Для учащегося школы проведение исследовательской работы делится конкретные этапы и сроки выполнения, необходимо составить план работы, найти и подготовить информационный материал по теме исследования, организовать анкетирование, провести само исследование и в итоге проанализировать полученные результаты и написать вывод научно-исследовательской работы.

Организация и проведение исследовательских работ:

  • развивает интерес, расширяет и актуализирует знания учащихся по предметам школьной программы;

  • формулирует представления о межпредметных связях;

  • создает условия для развития научного образа мышления;

  • формирует творческий подход к любому виду деятельности;

  • обучает информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

  • способствует профессиональному самоопределению детей и получению предпрофессиональной подготовки. [3]

Специфика такой работы заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Учитель должен показать значимость их деятельности, вселять уверенность. Для большей мотивации ребенка привлечь родителей для совместной деятельности. В процессе исследования работа станет интересной и захватывающей как для ребенка, так и для родителей.

Понаблюдав уроки на практике, мы поняли, что в 1 и во 2 классах в основном преобладают работы коллективной деятельности. Тематика определяется учителем. Каждый ученик должен внести свой личный вклад в работу. В команде они учатся работать сообща в коллективе.

В 3 и 4 классах ученик уже может сам определить какой предмет ему нравится больше всего. Учитель выступает в роли помощника, направляет ребенка к правильному выбору.

Мы выделили следующие вопросы, которые можно задать ученику для определения направления исследовательской работы:

-Чем занимаешься в свободное время?

-Чем интересуешься больше всего?

-О чем хочешь узнать больше?

Определив направление и тему исследовательской работы, нужно изучить её структуру и после этого следует подобрать нужную литературу для написания работы. Нами выделена следующая структура написания исследовательской работы:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть (главы);

  • заключение;

  • список использованной литературы;

  • приложения (при необходимости).

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Малиновская Е.А. выделяет следующие этапы исследовательской работы [3]:

• Найти проблему – что надо изучать.

• Тема – как это назвать.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

• Методика исследования – как и, что исследовали.

• Результаты исследования – собственные данные.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику.

На следующих страницах вы можете прочесть подробное изложение материала по организации проектно-исследовательской работы учащихся.

Как правильно сформулировать тему исследования?

Прежде чем начать работу по исследованию, учащемуся стоит придумать интересное название к своей работе. Не всегда ученику удается правильно сформулировать тему. Как же это правильно сделать?

Проанализировав темы исследовательских работ обучающихся, мы сделали вывод о том, как важно удачно сформулировать тему работы. (таблица 1.) Рассмотрим примеры неудачных, на мой взгляд, тем детских работ. Первая тема, которая вызвала противоречие : «Какие заповедники есть в Красноярском крае?». Прочитав эту тему, сразу возникло множество вопросов :сможет ли ребенок в полной мере раскрыть это исследование, и будет ли это актуальным исследованием. В данной теме нет никакой «загадки», которую ученик бы раскрывал. По нашему мнению, эта тема явная и не требует исследования. Следующим примером служит тема : «Особенности поведения и питания моей кошки Симки». Тема не раскрывает ни одну область науки, которая бы показывала значимость исследования.

Следует отметить, что удачные названия работ были. Например, «Все ли мы знаем о ежах?», «Зачем нужны дождевые черви в природе?». Эти работы в явной мере не указывают на то, над каким именно аспектом будет работать учащийся, раскрывая данную тему. Так же мы рассмотрели работу: «Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?». Подробно ее изучив, можем сказать, что эта тема сформулирована удачно. Мы сделали вывод о том, что она соответствует возрастным особенностям учащегося.

Исходя из просмотренных работ, мы сделали вывод о том, что важно формулировать тему так, чтобы она была соразмерна предполагаемому объёму работы.



Таблица 1

Удачные названия

Темы, над которыми стоит поработать

Неудачные

Все ли мы знаем о ежах?

Аквариум и его обитатели

Взаимоотношения кошки и собаки в семье

Зачем нужны дождевые черви в природе?

Влияние отработанных батареек на растения

Какие заповедники есть в Красноярском крае?»



Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?»

Как влияют разные марки мыла на кожу человека?


Выращивание кристалла в домашних условиях

Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?»


Кока-кола. Польза или вред?»

Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»

Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»

Откуда берется радуга?

Как развести костер в полевых условиях?


Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»

Польза козьего молока

Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях

О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири

Почему мыло наш друг?

Особенности поведения и питания моей кошки Симки

Почему говорят, что лук злой?

Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»

Отличительные особенности грача от черной вороны»

Что такое плесень?


Почему листья осенью меняют цвет?»



Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка»



Чем может загрязняться вода и как ее очистить?

Определение цели и задач исследования.

При постановки цели ученик должен понимать, какой желаемый конечный результат он планирует достичь в рамках своего исследования. Цель указывает общее направление деятельности. Мы выделили следующие ошибки формулировки цели:

  1. Завышенная, не соразмерная цель с объёмом исследования.

  2. Несоответствие теме и проблеме исследования.

  3. Неясная формулировка цели.

  4. Формулируется с отглагольного существительного.

Например, такая цель как «выявление причин, которые способствует изменению окраски листьев деревьев осенью» формулируется с отглагольного существительного. Также нами были выделены удачно сформулированные цели, например одна из них: «определить, как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина». На наш взгляд она удачна , потому что достижима и соразмерна.

Исходя из ошибок при формулировке цели, мы выделили следующие рекомендации:

  1. Конкретная, определяет результат исследования.

  2. Цель должна начинаться с глагола в неопределённой форме( создать, сформулировать).

  3. Достижима и соразмерна.

  4. Измерима.

Определить цель – важно как никогда. Её нужно реализовать. Чтобы её достичь, нужно поделить на маленькие «шажки» - задачи. Задачи – это более конкретизированные цели.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 3-4. Проанализировав задачи в двух исследовательских работах «Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?» и «Почему листья осенью меняют цвет?», мы сделали вывод, что задачи в обеих работах сформулированы и указаны подробно, читая их, мы понимаем, какие шаги дети будут делать в своей работе.



Формулирование гипотезы исследования

Гипотезой исследовательской работы учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или опровержено экспериментальным путем.

Гипотеза исследовательской работы школьника излагается во введении после цели с задачами и перед методами исследования. Объем гипотезы составляет 1-2 предложения. Последующее исследование строится на основе выдвинутой гипотезы с целью ее опровержения или подтверждения.

План работы с гипотезой исследовательской работы

  1. Нужно понять, какой вопрос интересует вас по выбранной теме;

  2. Изучить материалы, в которых была затронута эта тема, и какая гипотеза была предположена;

  3. Все то, что представлено в ранее проведенных исследованиях по теме со значением «неизвестно» или имеет форму вопроса без явного ответа, - может стать предметом новой исследовательской работы.

  4. Начать работу с литературой в поисках ответа на поставленные вопросы, которые станут основанием для гипотезы исследовательской работы;

При формулировании гипотезы исследовательской работы следует избегать очевидные решаемые вещи, спорных или размытых понятий, противоречий с ранее полученными выводами по данной теме и собственным умозаключением к проекту. Выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными методами исследования. Важно учитывать, что в конце исследования вы должны указать и подробно описать, подтвердилась или опроверглась гипотеза.

Проверив гипотезы в ранее упомянутых работах, можно сказать, что они были подтверждены в ходе исследований в практических работах и на опытах. Также в конце сделаны выводы по обобщению полученных результатов.



Культура. Защита исследования

Устный доклад является основным видом защиты своей исследовательской деятельности в школе. В тексте защиты должна быть изложена суть исследовательской работы. Речь выступающего должна быть простой и четкой.

Начать выступление на защите нужно с полной формулировки темы своего исследования и обозначить цель, задачи и гипотезу, которые были определены в начале своего исследования. Дальше выступление строится в виде тезисов о проделанной работе для достижения поставленной цели. Рекомендуется рассказывать только то, что действительно относится к вашему исследованию. Иначе у комиссии возникнут вопросы и непонимание. Подробно расскажите, как вы проводили само исследование, аргументируйте свои выводы. В конце выступления нужно сообщить, что доклад закончен, и поблагодарить за внимание.

Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Также важно озаглавить каждый слайд. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала. В подтверждении вашего исследования следует показать конечный продукт: это может показано в момент вашего выступления, прикреплением фотографии.



Нами были разработаны критерии оценки защиты исследования.

Критерии оценки

Количество баллов

Выдержан регламент 7-10 минут


Речь не дублирует информацию со слайда


Грамотность письменной/устной речи


Логика выступления


Использование вспомогательного (фото/видео/таблицы/диаграммы) материала


Аргументированные ответы на вопросы


Культура презентации


Обоснованность выводов


Свободное владение материалом




0 – критерий не соблюдён

1 – критерий соблюдён частично

2 – критерий соблюдён в полной мере



Паспорт исследования

При проведении исследовательской работы в начальной школе составляется паспорт исследования.

Паспорт исследования – это структура исследования, в которой обозначены цели, актуальность предмета исследования, социальная значимость, соответствующие методы, в том числе экспериментальные и опытные работы, методы обработки результатов и сам продукт исследования.


Структура паспорта исследования:


Компоненты паспорта

Описание этапа

1

ФИО участников


2

Тема проекта

Предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

3

Актуальность

Степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

4

Объект

Это то, на что направлено исследование.

5

Цель

Набор результатов, которые стремится достичь обучающийся в ходе исследования.

6

Тип

Различают три типа проектов:

1.Научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры; 2.Социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми; 3.Образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека.

7

Этапы

Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения.

8

Исследовательский этап

Включает в себя:

  • Цель исследования - изучение, описание, объяснение того или иного явления, то есть то, ради чего и начиналось данное исследование.

  • Гипотеза исследования - методологическая характеристика исследования, научное предположение, выдвигаемой для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте для того, чтобы стать достоверным научным знанием.

  • Методы исследования. Включают в себя наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; фотографирование; счет; измерение; сравнение. С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

  • Оборудование для проведения исследования.


9

Продукт

То, что должно получиться в результате реализации исследовательской работы.

10

Перспектива

Это картина того состояния проекта, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных обстоятельствах и к которому устремлены чаяния его участников.



Как организовать в классе исследования?

Одной из главных задач работы школы на учебный год должно быть обозначено такое направление работы, как исследовательская деятельность учащихся.

Для реализации данной задачи вся методическая работа включает в себя данное направление деятельности. Так, оно включается в тематику педагогических советов, совещаний при директоре, методического объединения учителей начальных классов, внутришкольный контроль, темы самообразования учителей.

Во-вторых, важно понять самим педагогам принципиальное отличие проекта от исследования. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Исследовательский метод – это процесс поиска неизвестного, новых знаний, предполагает проведение эксперимента, опыта, результат которого заранее неизвестен.

Для эффективной организации и проведения исследовательских работ, в том числе научно-исследовательских, необходимо понять цель данной работы школьника. Главная цель учебной исследовательской работы учащегося - осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы индивидуальной исследовательской работы должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции.[3]

При организации исследования в классе, следует придерживаться последовательности для получения желаемого результата:

  1. Выбор темы исследования;

  2. Постановка задачи;

  3. Предварительная обработка данных;

  4. Анализ результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

  5. Оформление результатов исследовательской работы;

  6. Представление исследовательской работы.

Следует помнить, что главным результатом организации и проведения исследовательской работы обучающихся является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате проведенного исследования в школе.

Проект: структура и назначение

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника [1].

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений [2]. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, “проходной” для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог;

- координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

  1. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями [1].

Существуют различные основания для классификации.

Рассмотрим те, которые предлагает в своей работе Сергеев И.С. [4]:

1) по содержанию:

  • монопроекты (организуется в рамках одного предмета или одной области знания);

  • межпредметные проекты (выполняются во внеурочное время и

интегрируют в себя знания из нескольких предметных областей).

2) по продолжительности:

  • мини-проекты (1 урок);

  • краткосрочные проекты (4-6 уроков);

  • недельные проекты (их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов);

  • годичные проекты (выполняется во внеурочное время)

Классификация может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);

  • парные;

  • групповые;

  • общеклассные.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность [1].













СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.


  1. Малиновская Е. К. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. https://urok.1sept.ru

  2. Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся URL: https://obuchonok.ru/node/5779


  1. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – 6-е изд. – М: АРКТИ, 2016. – 80 с