СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»



Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»


Красноярск, 2023

Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор – составитель: Л. А. Шиллер, студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».

Сборник методических материалов «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» / Л. А. Шиллер – Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 26 с.




Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Методические рекомендации содержат правила выбора темы, структурирования содержания исследовательского обучения, а также типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельности.

Пособие адресовано учителям начальных классов, родителям обучающихся и студентам педагогических колледжей и университетов.











Оглавление

Пояснительная записка 4

1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6

1. 1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании 6

1. 2 Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы 8

1. 3 Типичные ошибки при формулировании цели, задач, гипотезы 10

1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования 13

1. 5 Паспорт исследования 15

1. 5. 1 Паспорт исследования «Удивительное свойство воды» 15

1. 5. 2 Паспорт исследования «Контрольная закупка. В мире творога» 17

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 20

2. 1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 20

2. 2 Проектная задача 24

2. 2. 1 Проектная задача «Сбе₽ежения» 24

2. 2. 2 Проектная задача «#за_экологию» 28

Заключение 33

Список используемой литературы 35

Приложения 36







Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) обеспечивает реализацию равных возможностей получения качественного начального общего образования, включая и исследовательские умения. Также можно предположить, что данный способ организации обучения и воспитания гарантирует развитие всех планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), в зависимости от области исследования. В ФГОС НОО, в котором одно из центральных мест, занимает проблема развития исследовательских умений у обучающихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, владеющей умениями и навыками исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое.

В первую очередь, по А. О. Карпову, исследовательские умения – специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, которая характеризуется целенаправленностью, активностью, наглядностью, мотивированностью и сознанием, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективных новых для учащихся знаний или способов деятельности. Данным определением он констатирует тот факт, что данное умение является основой мастерства и творчества человека, а также такие умения формируются в процессе деятельности.

Также стоит добавить, что российский физиолог И. П. Павлов в связи с этим писал: «Вряд ли достаточно оценивается рефлекс, который можно было бы назвать исследовательским рефлексом, или, как я его называю, рефлекс «что такое». Этот рефлекс идет очень далеко, сказывается, на остальных, в той любознательности, которая создает науку...».

Итак, интерес, стремление к исследованию заложено природой в живом существе и развивается непрерывной изменчивостью внешних условий. Исследовательские умения формируются в процессе соответствующей деятельности, которая организуется педагогом в условиях развивающего обучения как целостной системы.



1 РАЗДЕЛ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 1. 1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании

Исследовательский метод способствует обучению учащихся в сотрудничестве, что позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым обучающимся на доступном ему уровне, и таким образом, при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. Специфика такой работы на уроке, внеурочном занятии составляет то, что от успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта, что является огромным стимулом обучающихся к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации, с помощью которой обучающийся получает интегрированные знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Данные умения отражаются в планируемых результатах ФГОС НОО.

Существуют основные этапы исследовательской работы. Данные положения приведены ниже.

Одним из этапов является обозначение проблемы, что надо изучать. Данный этап работы можно организовать через сравнительный анализ, например, сравнивать два объекта, приходить к разным результатам. Соответственно, находить проблему.

Следующий шаг в исследовательской работе – это обозначение темы исследования. Назвать проект зависит по большей части от возрастных особенностей обучающихся, в данном случая будет видна специфика работы над исследованием от класса. Если на первых ступенях обучения можно давать ключевые слова, фразу, игры со словами, а также можно использовать «мозговой штурм», то с обучающимися постарше следует использовать другой подход. Необходимо определить область исследования: фантастическая, теоретическая, эмпирическая. А также можно использовать «мозговой штурм» как способ определения темы.

Следующий шаг – актуальность, или почему эту проблему нужно изучать. Существует большое количество материала, через которое можно доказать актуальность: видеоматериалы, мультфильмы, паззлы с иллюстрациями и текстом, тексты с пропусками или с лишними словами.

Далее необходимо поставить обучающимся цель, задачи и гипотезу исследования, поскольку это три составляющие, которые не могут существовать друг без друга.

Цель исследования, или какой результат предполагается получить. Можно использовать следующие приемы: продолжить фразу, игра слов, наводящие вопросы, через которые можно установить цель исследования.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Данный этап предполагает деформированный план или дать лишнее, а также можно использовать клише, ключевые слова.

Гипотеза – что не очевидно в объекте. При данном этапе на начальной ступени обучения можно использовать персонажей сказок, игр, мультфильмов, так как такой прием подразумевает мотивацию к работе обучающихся.

После данного этапа, как и любая научная работа, данный вид деятельности предполагает литературного обзора, так как процесс исследования весь новый. Здесь можно самостоятельно учащимся с родителями создать собственный список литературы, или учитель может предложить, но, добавив лишние энциклопедии.

Следующий пункт – это методика исследования – как и что исследовали.

Необходимо описать исследование. Это можно сделать через создание таблицы с этапами/шагами исследования. А на этапе рефлексии узнать, к каким выводам ученики пришли, опровергли ли они или доказали гипотезу.

Результатами исследования может стать самый разнообразный продукт: плакаты, баннеры, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Выводы могут быть в виде кратких ответов на поставленные задачи. А также данное исследование можно опубликовать на образовательном сайте школы.

После выполнения всех этих этапов предстоит защита обучающихся, например, перед классом, на конференции: муниципальной, школьной, региональной и т.д. На данном этапе важную роль играют родители обучающихся. Они эмоционально готовят своего ребенка перед важным выступлением на публику.

За выполнением всех этих этапов данный вид деятельности преследует одну из важнейших задач – это укрепление школы и семьи, так как за такой работой все субъекты: родитель, ребенок и школа непосредственно находятся в непрерывной связи.

Таким образом, исследовательская деятельность учеников относится к продуктивной деятельности и может быть составной частью творческой деятельности. А для успешного осуществления любой деятельности необходимы определенные умения, соответствующие ее виду. Уровень же сформированности умений учеников определяет также степень интереса к соответствующей деятельности, а интерес обуславливает непосредственно сам учитель, «заражая» обучающихся своей идеей.

В приложениях 1, 2, 3 можно увидеть примеры исследовательских работ.


1. 2 Типичные ошибки при формулировании темы исследовательской работы

В подготовке исследовательской работы важную роль играет правильно подобранная тема. Тема для исследовательской работы – это краткое выражение единой мысли всей работы, своеобразный ракурс исследования.

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую исследовательскую работу, отвечающую нескольким принципам: работа несет добровольный характер, личную заинтересованность исследователя, проблемности, научности, доступности.

Соответственно, необходимо установить, какие ошибки может допустить учитель при выборе темы для исследовательской работы. Рассмотрим типичные ошибки ниже.

1. Учитель навязывает обучающемуся свое мнение и точку зрения при выборе темы.

Во избежание такой ошибки необходимо вызвать желание что-либо исследовать. Такое желание возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ученика, нужно знать его интересы и склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

2. Самая идеальная работа та, на которую потратили очень много времени.

На самом деле, учитывая возрастные особенности обучающихся, концентрировать внимание на каком-то объекте достаточно сложно, поэтому часто приходится наблюдать, что увлеченно начатая и не доведенная сразу до конца работа так и остается незаконченной. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому необходимо рассматривать те темы, которые не требуют на решение продолжительного времени.

3. Любая тема может стать темой исследовательской работы.

Цитируя третий пункт ошибок, можно сказать, что любая тема может стать темой исследования, однако нужно учитывать то, что познание начинается с удивления, а удивляются ученики чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления в жизни и окружающем нас мире.

4. Тема обо всем и ни о чем.

Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы. Если тема исследовательской работы будет охватывать слишком большую область, то сама работа не раскроет всю суть заголовка.

Таким образом, исследовательская работа делается учеником совместно с педагогом, поэтому тема должна вызывать интерес не только у ученика, но и у учителя. Исследуя проблему с обучающемся, можно приобретать знания вместе с ним, помогая друг другу, мы можем открывать для себя новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

1. 3 Типичные ошибки при формулировании цели, задач, гипотезы

Успех любой работы, в первую очередь, зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

1. Цели исследования завышены.

Необходимо, чтобы цель была на уровне реальных сил исследователя. Если цель будет глобальной, соответственно, её невозможно будет достичь. Цели должны быть реальными, в противном случае обязательно произойдет одно из двух: либо они будут отложены в долгий ящик и никогда не приведут ни к каким действиям, либо в процессе выполнения придется изменить эти цели так, чтобы они стали ближе к реальности.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

Иногда при формулировании цели частой ошибкой является то, что цель не соответствует проблеме, которую хотим решить. Поэтому необходимо понимать, к какому конечному результату мы хотим прийти, какими должны быть конечные продукты. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

3. Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

Прежде, чем ставить цель в исследовании, необходимо рассмотреть проблему под другим углом, ракурсом. Подумать, не является ли предполагаемая цель неоригинальной, так как обычные явления в жизни уже были рассмотрены кем-то.

Если цели отвечают на вопрос: «К какому состоянию необходимо прийти?», то задачи отвечают на вопрос: «Какие шаги необходимо сделать, чтобы достичь этого состояния?»


Следует различать, что цель и задача – не одно и то же: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело.

Поэтому при формулировании задач тоже выделяют типичные ошибки. Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

1. Выделяют глобальные шаги для достижения цели.

Нужно рассматривать то, что задачи должны быть примитивными шагами, чтобы прийти к небольшому результату. Необходимо выделять более простые и доступные для выполнения операции.

2. Нелогичность определения последовательности шагов для достижения цели.

Необходимо создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.

3. Деление цели на малое количество шагов, которые не приведут к результату.

Нужно смоделировать весь объём работы: расщепить цель на более конкретные шаги и рассчитать свои силы.

Гипотеза исследовательской работы неразрывно связана с целью, задачами индивидуального исследовательского проекта (проблематика).

Формулирование гипотезы индивидуальной или групповой исследовательской работы основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были официально оформлены. Для подготовки гипотезы ученической исследовательской работы необходимо логически обосновать и грамотно сформулировать свое предположение.

При оформлении гипотезы тоже выделяют ряд ошибок.

1. Гипотеза слишком примитивна для доказательства или опровержения.

При формулировании гипотезы исследовательской работы следует избегать отсылки к очевидным и широко известным вещам, спорных или размытых понятий, противоречий с ранее полученными выводами по данной теме и собственным умозаключением к проекту.

2. Выдвигаемая гипотеза – непроверяемая.

Необходимо, чтобы выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными эмпирическими/теоретическими методами исследования. Поэтому гипотеза должна быть реально опровергаемая или доказуемая.

Таким образом, умение выдвигать гипотезы или строить предположения, ставить цель и строить план действий – одни из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

1. 4 Типичные ошибки при выборе методов исследования

Выбор темы, формулирование цели, задач и гипотезы – полпути для исследовательской работы. Для нас сейчас важно – это выбор методов исследования. Методы исследований – это приёмы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надёжны и валидны (обоснованы и пригодны).

Чаще всего обучающимся интересно не искать научную информацию в источниках, а почувствовать себя в роли «ученого» в лаборатории, поэтому для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента. В исследовательской работе обучающиеся часто допускают ошибки при выборе методов для исследования. О каждом из них пойдет речь ниже.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности.

Типичные ошибки при «наблюдении» как методе исследования:

1. Внимание наблюдателя распределено на не интересующих его факторах.

Наблюдатель должен обладать таким качеством, как целенаправленность, т. е. внимание должно фиксироваться только на интересующих объектах.

2. Наблюдатель неактивен при процессе наблюдения, т.е. не использует способы фиксирования результатов.

Наблюдатель должен активно искать способы фиксирования результатов (использовать протоколы или дневники), выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт, используя различные технические средства наблюдения. А также информацию, полученную путём наблюдения должны поддавать контролю на обоснованность

3. Наблюдение проводится в хаотичном порядке.

Наблюдение как метод исследования отличается от других своей планомерностью, т.е. наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования. Поэтому можно сказать, что качественную информацию помогает получить тщательная процедура планирования.

Таким образом, наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история, при правильном использовании этого метода, он является весьма плодотворным.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Также как и у наблюдения, у эксперимента тоже имеются типичные ошибки при организации метода:

1. Не описан способ проведения эксперимента.

Нужно описать план исследования с конкретными шагами , так как при таком способе обязательна нужна конкретная и строгая последовательность. Каждый этап (шаг) имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.

2. Не описаны способы фиксации результатов.

Необходимо продумать формы записи результатов эксперимента. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Таким образом, типичные ошибки присущи как «наблюдению», так и «эксперименту». Поэтому во избежание данных ошибок нужно понимать, с какой целью мы проводим тот или иной метод исследования, какие результаты ожидаем, как будем фиксировать результаты и т.д. поэтому именно от методов исследования зависит успех работы, так как именно они докажут или опровергнут гипотезу.

1. 5 Паспорт исследования 1. 5. 1 Паспорт исследования «Удивительное свойство воды»

Авторы: Абдорина И., Орлова П.

№№ п/п

Компоненты паспорта

Описание исследования

Актуальность исследования

Всем известна  фраза «Вода – это жизнь». Вода до сих пор остается наиболее малоизученным веществом природы. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Вода покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Человеку необходима живая вода, так же, как и большинству животных, растений. Жизнь, как мы понимаем её, невозможна без воды. Хотя бы уже поэтому её можно считать волшебной.  Вода удивительна своими самыми обычными свойствами. И некоторые свойства нам предстоит рассмотреть. Известно, что вода является универсальным растворителем. Так ли это? Все ли вещества растворяются в воде? Все это послужило толчком к созданию данной работы, ответить на вышепоставленный вопрос. 

Проблема исследования

Все ли вещества растворяются в воде?

Объект исследования

Свойства воды

Цель исследования

исследовать воду и проверить свойство - растворимость. 

Задачи исследования

  1. изучить свойство воды: растворимость.

  2. провести эксперимент, который покажет свойство;

  3. провести сравнение растворимости жидкостей;

  4. подвести итог и оформить продукт.

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что вода является растворителем всех веществ.

Методы исследования

  1. Анализ литературы.

  2. Эксперимент.

  3. Сравнение.

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование 

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Теоретический:

  • анализ  и изучение литературы.

2. Практический:

  • проведение эксперимента;

  • наблюдение и описание проведённых исследований;

  • продукт.

3. Заключительный: 

  • вывод, подведение итогов.

Оборудование для проведения исследования

1. прозрачная емкость (6 шт);

2. образцы веществ: вода, мёд, масло, краска;

3. карточки с критериями наблюдения.

Продукт исследования

Памятка «Вода – универсальный растворитель»

Перспектива исследования

Дальнейшее изучение свойств воды и их связи.

Используемые источники

  1. Вода и ее химические свойства https://moluch.ru/young/archive/23/1404/ 

  2. “Вода - самая важная жидкость на Земле” https://infourok.ru/nauchnaya-statya-na-temu-voda-samaya-vazhnaya-zhidkost-na-zemle-5549279.html 

  3. Что такое вода: агрегатное состояние воды https://vodasila.ru/o-vode/vsyo-o-vode-rol-na-planete-zemlya 


1. 5. 2 Паспорт исследования «Контрольная закупка. В мире творога»

Авторы: Шиллер Л., Селиванова Е.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Контрольная закупка. В мире творога»

2

Актуальность исследования

Организму человека для нормального роста, развития и жизнедеятельности требуется большое количество разнообразных веществ. Практически все они поступают из пищи, поэтому здоровое и правильное питание так важно.

Известный диетолог России Юлия Бастригина говорит, что одними из самых важных продуктов для людей различного возраста являются кисломолочные продукты, а именно творог. Он обладает массой полезных свойств, быстро усваиваются и не требуют приготовления. Такие продукты обязательно следует включать в ежедневный рацион каждому человеку, особенно школьнику. Однако не все кисломолочные продукты, реализуемые в торговых сетях и магазинах, обладают заявленным на этикетках качествами Но весь ли творог полезен, который мы покупаем в магазине? От этого вопроса у нас возникли мысли, на какие параметры опирается покупатель при выборе продукта? Таким образом, нами был проведен опрос среди наших знакомых: «Контрольная закупка. На что Вы обращаете внимание при покупке творога?». По данным результатам нами было выявлено, что 3 человека отдают предпочтение составу продукта, а 8 человек – стоимости творога. В данной связи встает острая потребность в разработке рекомендаций для обычного покупателя по правильному отбору кисломолочной продукции.

3

Проблема исследования

Какой творог самый полезный?

4

Объект исследования

Творог

5

Цель исследования

Разработка рекомендаций для покупателя по правильному выбору творога

6

Задачи исследования

1. изучить научную литературу о пользе творога;

2. выбрать популярные среди покупателей марки творога;

3. провести опыты с творогом на выявление качества продукта;

4. оформить результаты в виде таблицы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что весь творог, продаваемый в магазинах, качественный

8

Методы исследования

Анализ научной литературы, наблюдение, опыт

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1 этап – отбор и анализ информации.

2 этап – описание опытов:

Опыт 1. Исследование творога на наличие в его составе растительных жиров (с помощью воздуха).

2 опыт. Исследование творога на наличие в его составе крахмала. Самая распространенная добавка в творог у производителей — это крахмал.

Опыт 3. Исследование творога на наличие в его составе растительных жиров (с помощью кипятка).

Опыт 4. Исследование творога на наличие в его составе мела или соды.

3 этап – обобщение полученной информации.

11

Оборудование для проведения исследования

Чайник с кипятком, творог, уксус 70%, ложка, йод, емкость для творога

12

Продукт исследования

Памятка с рекомендациями, как выбрать качественный творог в магазине

13

Перспектива исследования

На основе памятки покупатели могут выбирать наиболее качественный творог.

Уроки окружающего мира и классные часы, беседы о правильной и здоровой пище.

14

Используемые источники

  1. Дружинина А. Здоровое питание. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004. – 336 с.: ил.

  2. Как проверить качество молочных продуктов? Режим доступа: URL: http://annisa-today.ru/eda/pravilnoe-pitanie/kak-proverit-kacestvo-molocnyh-produktov-281/.

  3. Качественная реакция на йод. Режим доступа: URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2d27777-5bfd-693c-ba9d-58449cf690f9/index.htm.

  4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/.

  5. Творог. Технические условия: ГОСТ 31453-2013. Введ. 2014-07-01. -Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по: официальное издание М.: Стандартинформ, 2013. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102733.

2 РАЗДЕЛ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 2. 1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами.

Проектная деятельность школьников – это учебно-познавательная деятельность, которая имеет цель, характеризуется определенным набором действий, направлена на решение конкретной задачи и подразумевает анализ и оценку полученных результатов. Легко заметить, что составляющие метода проектов полностью совпадают со структурой учебной деятельности обучающихся, так как оба вида деятельности направлены на формирование у обучающихся как предметных результатов, так и метапредметных (познавательных УУД, регулятивных УУД и коммуникатинвых УУД) и личностных результатов. Благодаря этому проектную деятельность можно использовать с целью отработки навыков учебной деятельности младших школьников, а также с целью систематизации и обобщения материала после открытия нового знания. Данная деятельность охватывает всевозможные виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни обучающихся.

Как правило, младшие школьники приходят в школу уже замотивированными на процесс обучения, на получение новых знаний. Поэтому для учителя важно поддержать этот интерес, дать школьнику возможность его проявить. Исходя из этого «задачей учителя становится организация условий для проявления детской образовательной активности и самостоятельности при освоении учебной программы. Всю проектную работу с младшими школьниками можно разделить на три больших блока.

Первый блок подготовительный. На данном этапе осуществляется пропедевтика проектной деятельности обучающихся. Начинаем работу с учениками с самых простых творческих упражнений, которые можно объединить в группу под названием «Придумай сам». Это могут быть задания вида: по математике - придумай задачу, по литературному чтению - сочини историю, придумай загадку и прочее. Данные задания помогают учителю отработать с детьми навыки проектной деятельности: формулирование цели (с помощью учителя), решение конкретной учебной задачи, определение набора действий (планирование), контроль и оценка выполненной работы (рефлексия). Даже на подготовительном этапе мы уже можем говорить о формировании у обучающихся базовых структурных компонентов учебной деятельности.

Второй блок проектной работы включает в себя творческие задания исследовательской направленности. На данном этапе тематику заданий и цель задает также учитель, а вот поисковую (исследовательскую) часть школьники выполняют совместно с родителями. Прежде всего, речь идет о поиске дополнительной информации по какому-либо вопросу. Родители должны быть рядом, поддерживать школьника, помогать и направлять его поиски, но не выполнять задания вместо него. Только при таком способе работы возможно формирования умения поиска, отбора и обработки новой информации, что также является одним из базовых компонентов учебной деятельности.

Третий блок, к которому педагог может перейти только тогда, когда отработаны основные компоненты учебной и внеурочной деятельности, когда ребенок может осуществлять проектную деятельность относительно самостоятельно. На данном этапе заданиями будут непосредственно сами проекты. Здесь младший школьник уже может самостоятельно выбрать тематику работы, поставить цель или сформулировать запрос (например, что я хочу узнать), выделить для себя конкретную задачу, проблему, предложить пути се решения (определить набор действий), осуществить самоконтроль и самооценку (рефлексия) и представить полученный результат.

Таким образом, специфика проектной деятельности очевидна, так как в рамках процесса обучения вооружает обучающихся начальной школы не только знаниями, но и жизненными компетенциями. Использование различных видов учебной деятельности служит одним из главных способов совершенствования и в то же время характеристикой качества образовательного процесса, так как она содействует появлению самостоятельности у ребенка, развивает использование творческого подхода в обучении, побуждает к самообразованию, к достижению высоких результатов в учебе.

Проектная деятельность, как и любая учебная деятельность, имеет структуру:

1. выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в котором проблема должна иметь социальную значимость.

2. После определения проблемы, ученики приступают к формулировке гипотезы. Гипотеза должна быть реальной.

3. Далее происходит работы над темой, целью и задачами проекта. Они должны отражать четкую формулировку, план действий.

4. Выбор методов должен быть обоснован. Необходимо выбрать такие методы, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.

5. Следовательно, работа над изучением материала. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

6. Разработка продукта.

Результатом работы над проектом, то есть выходом проекта, является продукт.

Существует множество форм продукта: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект и т.д.

7. Презентация продукта.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать.

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения».

Обсуждение предстоящей проектной деятельности (выбор темы, обоснование принятого решения) вызывает затруднения у младших школьников. Привыкшие к репродуктивной деятельности учащиеся с неуверенностью вступают в дискуссии. Но, по мнению Н. В. Матяш, этот барьер, возможно, снять с включением методов свободной дискуссии, «мозгового штурма», имитационных деятельностных игр.

Подводя итог, можно сказать, что проектная деятельность в рамках образовательного процесса способна вооружить обучающихся начальной школы не только знаниями, но и жизненными компетенциями. Использование различных видов учебной деятельности можно считать главным критерием ее качества. Она побуждает к самообразованию, к достижению высоких результатов в учебе. В педагогической науке и практике исторически, в процессе эволюционного развития разнообразных форм обучения, был выявлен богатый опыт по организации процесса проектного обучения. Его элементы можно заметить в различных педагогических концепциях.

2. 2 Проектная задача 2. 2. 1 Проектная задача «Сбе₽ежения»

Маша Рублева давно занимается бисероплетением. У неё есть аккаунт в инстаграме (запрещено в РФ), где она активно продает свои изделия. Маша хочет накопить деньги на профессиональную камеру, кольцевую лампу, чтобы снимать обучающие видеоролики по созданию изделий из бисера. Она хочет накопить всю сумму денег за 2 месяца.

Задание №1. Чтобы быстрее накопить деньги на камеру и кольцевую лампу, Маша решила сделать копилку и таблицу, на которой указано в каждой клетке определённое количество денег, которое необходимо вносить каждый день.

50

100

150

200

250

300

100

150

200

250

300

350

150

200

250

300

350

300

200

250

300

350

300

250

250

300

350

300

250

200

300

350

300

250

200

150

Сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить профессиональную камеру и кольцевую лампу?

Задание №2. Маше дают родители карманные деньги в размере 400 рублей. Она собирается за компанию пойти в кино на фильм, который она уже видела. Маша может пойти в кино и потратить 100 рублей, а может и не пойти. Оставшиеся деньги она внесет в копилку. В кино или в магазине у нее есть выбор: купить поп-корн за 150 рублей или не покупать. На оставшиеся деньги Маша может поехать на автобусе за 36 рублей или на такси за 120 рублей. Сколько денег Маша положит в копилку?

Задание №3. Социальная сеть «Инстаграм» стала запрещена на территории РФ. Поэтому заработок Маши значительно уменьшился, поэтому она решила продавать свой товар на Авито.ру. По данной причине Маша создала свод потребностей покупателя за последний месяц, чтобы определить востребованность изготовляемого изделия.

Какое изделие принесет Маше больше дохода?

Название изделия

Стоимость, руб

Количество покупателей, чел

Браслет

150

2

Кулон

170

2

Кольцо

54

10

Колье

120

4

Сережки

90

6

Брошь

190

3

Сумка

500

1


Задание №4. У Маши на счету было 800 рублей. Она потратила в столовой 120 рублей. На телефон пришло СМС-сообщение: «Отправь на номер 8 – 800 – 555 – 35 – 35 в течение 10 минут 250 рублей, и эта сумма тебе вернется удвоенной». СМС-сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправит?

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить профессиональную камеру и кольцевую лампу?


Сколько денег Маша положит в копилку со своих карманных денег?

Объясните свой ответ.


Какое изделие принесет Маше больше дохода?

Объясните свой выбор.


Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму?


Сколько на счету у Маши останется денег, если она не отправит указанную в СМС сумму?


Какие основные способы накопления денег вы выявили?


Определите цель проектной задачи «Сбе₽ежения»



Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Сбе₽ежения».

0 (было совсем не интересно)

1 (1 задание показалось интересным)

2 (3 задания показались скучными)

3 (2 задания показались скучными)

4 (1 задание показалось скучным)

5 (все было интересно)


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 (все задания были легкие)

1 (некоторые моменты в заданиях показались сложными)

2 (1 задание показалось сложным)

3 (2 задания показались сложными)

4 (3 задания показались сложными)

5 (все задания были сложными)


3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 (я не работал с группой)

1 (я помог решить 1 задание)

2 (я помог решить 2 задания)

3 (я помог решить 3 задания)

4 (я помог решить 4 задания)

5 (я участвовал в решении всех заданий)

Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 (мы не смогли договориться в группе, поэтому не выполнили задания)

1 (мы часто ссорились, поэтому большинство заданий не выполнили)

2 (мы часто ссорились, но все равно выполнили задания)

3 (иногда не учитывали мою точку зрения или т.з. моего напарника)

4 (мы работали дружно, но иногда были разногласия)

5 (мы работали дружно и слаженно)

Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________

2. 2. 2 Проектная задача «#за_экологию»

Наверное, вы слышали такие слова как экодом, экомаркет, экопродукты и даже экотехника. Что же значит эта приставка “эко”? Здесь “эко” - это экологичность. Сейчас многие люди стремятся беречь себя, и, конечно же, экологию. 

Человек не может жить , не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Что же такое экология?


Экология это состояние окружающей среды, наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы. И это состояние ухудшается каждый день.

Рост городов и удовлетворение их потребностей также оказывают влияние на загрязнение окружающей среды. Перенаселение городов, наплыв автомобилей и предприятий вредного производства оказывают очень неблагоприятное влияние на природу. Выходит, что города — главные очаги загрязнения окружающей среды и накопления мусора.

Тема загрязнения природы актуальна как никогда. Каждый житель Земли так или иначе оказывает влияние на окружающую среду. Любые изменения окружающей среды, связанные с деятельностью человека, вызывающие загрязнения и заболевания, вызывают экологические проблемы

Помните, что если мы продолжим засорять землю и варварски относиться к природе, то через несколько сотен лет, и человечество погибнет. Давайте не обижать нашу планету, а наоборот заботиться о ней, чтобы она в ответ позаботилась о нас!


Задание №1. Выберите правильное определение понятию “экология”:

  1. Экология - комплексная наука о природе;

  2. Экология - это наука о взаимосвязи всего живого на планете и законах природы;

  3. Экология -  наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания.

  4. Экология - это наука о природе.

Задание № 2. Что является главным очагом загрязнения окружающей среды? 

________________________________________________________________

На основании текста и личного опыта объясни почему. 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3.

У одного блогера в социальной сети Майя прочитала пост: 

Майя решила последовать совету блогера и поучаствовать в защите экологии. Она нарисовала плакат на тему “Как можно защитить экологию” и опубликовала его в соцсетях с хештегом #школьники_за_экологию. 

А какие действия из этого списка можешь совершить ты? 

Прямо сейчас ты можешь нарисовать рисунок с одним из действий по защите и выложить его в сеть с таким же хештегом, тем самым, ты привлечешь внимание других людей. Возможно, именно твой рисунок напомнит о важности экологии и побудит других к её защите. 



Задание № 4. 



Майя решила ещё что-то сделать для защиты экологии. Она решила осветить эту тему в своем блоге, а именно - написать пост об одной из экологических проблем:

  • загрязнение морей, озер и рек;

  • загрязнение воздуха;

  • лесные пожары и уничтожение лесов;

  • угроза исчезновения отдельных видов животных и растений. 

Помоги Майе написать пост, придерживаясь правил написания текстов для социальных сетей, представленный ниже. 



1. Правила написания текстов для соцсетей

Начнем с основных правил написания текстов для соцсетей, которых нужно придерживаться, формируя контент:

  • 1 пост = 1 мысль – не путайте пользователя, помещая в один пост все и сразу, так вы рассеиваете его внимание и уводите от главной мысли.

  • 200-300 знаков с пробелами или 5-6 предложений – не пишите длинные посты.

  • Разбивайте на абзацы – пост будет легче читать, если вы оставите между абзацами пустую строчку.

  • Не злоупотребляйте эмодзи, хештегами, «!!», «!?!» и пр. – это неэффективно и не модно.

  • Каждый элемент поста должен быть осмысленным – будь то предложение или отдельное слово, картинка или ссылка. Не нужно вставлять модное слово или мем, только потому что это модно. Главное, чтобы они подходили к тематике вашего паблика.

Задание №5. 

Настало время применить полученные знания, твоя работа была проделана не напрасно!
Запиши полезный видеоролик на изученную тему, подойди к делу творчески.
Пришли видео на почту [email protected]

Заключение

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу данных методов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Проекты и исследования в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Речь не идёт о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для первоклассника это будет его проект. Думаю, на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и также обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

В начальной школе и исследовательская, и проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация такой деятельности позволяет таким образом создать ситуацию, в которой обучающиеся учатся делать выбор и нести ответственность.






Список используемой литературы
  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

  2. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2019. - N 5. - С. 35-38.

  3. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся : метод проектов / Н. А. Борисенко // Литература в школе. – 2017. - №7. - С. 39.- N7.

  4. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53.

  5. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. - 2015. - № 3. - С. 12-15.

  6. Мухина В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. Мухина // Народное образование. - 2016. - № 7. - С. 123-127.

  7. Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

  8. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с.







Приложения

Материалы для проведения исследования «Удивительное свойство воды».

Раствор

Растворимость

Осадок

Комментарий

1

Вода + масло + краски





2

Вода + мёд






3

Вода + мел