СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для организации проектной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации посвящены методике организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для организации проектной деятельности»



Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»




МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы начальных классов по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ












Выполнил: Валуева Мария Александровна

студент 20П-7 гр

специальности:

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Учитель: Яковец Ольга Сергеевна

Оценка: ________










Красноярск, 2023 г.

Оглавление

Анотация 3

Пояснительная записка 3

Раздел 1: назначение и структура исследовательской деятельности младших школьников 4

1. Написание исследовательской работы. 6

2. Процедура защиты. 9

Раздел 2: Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ. 10

Раздел 3: Выбор темы исследования 12

Раздел 4: Определение целей и задач исследования 14

Раздел 5: Выбор методов исследования 16

Раздел 6: Оформление продукта исследовательской деятельности 19

Пример собственного исследования 20

Раздел 7: Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС НОО. Структура детского проекта. 23

Особенности осуществления проекта в начальной школе. 25

Раздел 8: Проектная задача 26

Сравнительная таблица между проектом и проектной задачи 28

Собственный пример проектной задачи 30

Библиографический список 35





Анотация

Данные методические рекомендации посвящены методике организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Данная работа признана оказать помощь в упомянутой выше работе учителям начальной школы, а также студентам специальности «Преподавание в начальных классах». Методические рекомендации написаны студенткой 3 курса специальности «Преподавание в начальных классах» Валуева М. А.

Пояснительная записка

В современных социально-экономических условиях возрастает необходимость в людях способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, креативно решать проблемы, иметь развитые исследовательские умения для решения актуальных трудовых вопросов. Важно, чтобы исследовательскими умениями обладало подрастающее поколение, учащиеся школ и студенты. Они должны стать активными участниками социального и духовного развития страны, и это будет требовать от них инициативности в приобретении новых знаний и умений на протяжении всей их жизни. Формирование исследовательских умений актуально уже в начальной школе, т.к. данная форма активности обеспечивает становление личной жизненной позиции ребенка, важной в изучении им окружающего мира. Развитие исследовательских умений младшеклассников, всегда затрагивает процесс мышлении, познавательный интерес, продуктивная и творческая деятельность, расширяет взаимодействие детей с окружающим миром. Исследовательская деятельность в начальной школе потенцирует развитие их креативности, стимулирует внедрение в учебный процесс проектной деятельности. [6]


Раздел 1: назначение и структура исследовательской деятельности младших школьников

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. [1]

С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. [2. С.2]

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.[3]

42. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией. [4]

Безусловно, исследовательская деятельность затрагивает все образоывательные результаты в соответствии с ФГОС НОО.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

С проектами исследовательской работы обучающиеся выступают в классе, в школьной секции «Юный исследователь», в районных и региональных очных и заочных конференциях. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Исследуя, ребёнок задаёт вопросы: почему? зачем? откуда? как? для чего? и ищет на него ответы, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксирует результат. [1] (умение видеть проблему, высказы­вать предположения, формулировать гипотезы, давать определения
понятиям, строить доказательство, делать выводы и др.) [2. С.29]

Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. (1)

1. Написание исследовательской работы.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Тема – как это назвать.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали.

  • Результаты исследования – собственные данные.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана 

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

2. Процедура защиты.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись. При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества. [5]

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова  роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

 помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить  самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать  графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

 На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением. [1]

Раздел 2: Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, TimesNewRoman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. [5].

Раздел 3: Выбор темы исследования

Непосредственно, чтобы начать само исследование необходимо правильно подобрать тему.

Вопросы в помощь при выборе темы:

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.

В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений, назовем их правилами выбора темы:

* Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

* Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие).

* Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться. Что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

* Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не следует забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.

* Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Это способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от творчески не развитого человека.

*Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младших школьника ограничена. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Раздел 4: Определение целей и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим.

Требования к постановке цели.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Цель исследования надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задача (Ожегов) – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи могут решаться в различной последовательности, иногда можно работать над решением нескольких задач. Каждая задача может дробиться на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определённой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов ученик может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (например, информационные). В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе работы, могут исходить от учителя.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий…

Раздел 5: Выбор методов исследования

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)

  1. Наблюдение – восприятие и запоминание личностью окружающего мира. (Википедия)

  2. Наблюдение – метод исследования, основанный на работе органов чувств.

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие реальных объектов

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Таблица 1. Создание плана наблюдения.

п/п

Объект наблюдения

Цель наблюдения

Время

наблюдения

Продолжи-

тельность наблюдения

Предполагаемый результат

1







Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

  1. Эксперимент (лат. «experimentum») – проба, опыт.

  2. Опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез. (Большая советская энциклопедия)

  3. Опыт. Попытка сделать, предпринять что-нибудь. (Ожегов)

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

- оперативность: исследователь не ждёт проявления необходимых фактов, а сам создаёт ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый процесс;

- повторяемость;

- высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры.

В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние обычно подразделяются на:

- исследовательские

- проверочные

Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имеющихся знаний об объекте исследования.

Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.

Таблица 3. Фиксация плана эксперимента.

Наблюдаемые объекты

Цель и время эксперимента

Изменение условий для наблюдаемого объекта

Результат

эксперимента





Этапы проведения эксперимента:

1. Подготовка эксперимента. Перед началом исследования необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента. С учётом специфики творческого процесса такой план должен предусмотреть:

  • базу, на которой будет производиться исследование

  • необходимый для проведения эксперимента инструментарий

2. Собственно проведение (технологический этап). Делается качественный и количественный анализ результатов исследования.

3. Аналитический, рефлексивный этап. Анализ полученных результатов (насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу или опровергнуть). Важным элементом анализа результатов эксперимента является умение исследователя разрабатывать научно-практические рекомендации.

4. Оформление результатов эксперимента.

Раздел 6: Оформление продукта исследовательской деятельности

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист

  • оглавление

  • введение

  • основная часть

  • заключение

  • список литературы

  • приложения

Пример собственного исследования

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Какой водой следует поливать растения?

2

Актуальность исследования

Одним прекрасным воскресным утром, мама попросила свою дочку полить цветы, которые стояли на окне. Долго не думая, девочка пошла в ванную набрала в кувшин холодной воды и пошла к цветам. Её на пол пути остановила мама: «Какой водой ты собралась поливать цветы?»- спросила мама. «Холодной»-ответила дочка. «Нельзя поливать холодной водой, особенные процессы у растений протекают только при положительной температуре»- сказала мама. «Да какая разница какой водой поливать цветы, они же получат саму влагу. А эти особенные процессы, как протекали в растениях, так и будут протекать»- сказала девочка.

3

Проблема исследования

Необходимо выяснить, какой водой следует поливать растения и почему

4

Объект исследования

Объект: вода.

Предмет: температура воды, рекомендованная для полива растений

5

Цель исследования

Цель исследования для детей: выявить, какой водой следует поливать растения.

Цель для учителя: научить исследовать объекты. Сформировать представление об этапах и структуре детского исследования. Продолжить развитие такого универсального действия, как создание и заполнение таблиц.

6

Задачи исследования

  • 1. Изучить научную литературу и интеренет-источники о передвижении воды в растения.

  • 2. В ходе опытов, выявить влияние температуры на скорость движения воды в растении.

  • 3. Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.

7

Гипотеза исследования

Цветы лучше поливать холодной водой.

Цветы лучше поливать тёплой водой

8

Методы исследования

Анализ, эксперимент, наблюдение

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс-исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный.

«Одним прекрасным воскресным утром, мама попросила свою дочку полить цветы, которые стояли на окне. Долго не думая, девочка пошла в ванную набрала в кувшин холодной воды и пошла к цветам. Её на пол пути остановила мама: «Какой водой ты собралась поливать цветы?»- спросила мама. «Холодной»-ответила дочка. «Нельзя поливать холодной водой, особенные процессы у растений протекают только при положительной температуре»- сказала мама. «Да какая разница какой водой поливать цветы, они же получат саму влагу. А эти особенные процессы, как протекали в растениях, так и будут протекать»- сказала девочка».

Прочтение текста. Вопрос по тексту: о чём был текст? Какая проблема тут затронута?

Обсуждение актуальности, проблемы, цели и гипотезы исследования, используя прием «Перепутанный план».

План:

  1. Узнать, как растения пьют воду.

  2. Провести опыт: «Какая температура воды пригодна для полива растений»

  3. Изготовить памятку о передвижении воды в растениях и её необходимой температуре для полива.


Прочтение текста: «Как растения пьют воду?»

«Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Листья же через устьица испаряют воду. Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам проводящей ткани, испарение воды листьями. Водный ток идет снизу вверх и через все органы растения. Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет».

Основной. «У нас нет растений, но посмотрите на стол, что из этого мы можем использовать?». Проведение опыта в парах.

Индивидуальное заполнение столбцов таблицы: «Что делаю?», «Что наблюдаю?», «Вывод».

Итоговый. Построение схемы о передвижении воды в растениях.

11

Оборудование для проведения исследования

6 стаканов, вода, бумажные салфетки, таблица с показателями заполнения, (лаб диск) или термометр для воды.

12

Продукт исследования

Протокол наблюдения, схема.

13

Перспектива исследования

Изучить влияние минерального питания для растений

14

Используемые источники

Большая детская энциклопедия Том 9 «Растения и животные» [электронный ресурс] – ООО Мастермедиа 2019 г. 1 электронный оптический диск (CD-ROM).


Раздел 7: Проектная деятельность в начальной школе по ФГОС НОО. Структура детского проекта.

Педагогический проект – система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся ресурсов.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.

Существует несколько типов проектной деятельности: 1.Практико-ориентированный проект. 2.Исследовательский проект. 3.Информационный проект. 4.Творческий проект. 5.Ролевой проект.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:- внутриклассными; - внутришкольными; - региональными; - межрегиональными; - международными.

Классификация проектов по продолжительности: Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов -это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Особенности осуществления проекта в начальной школе.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности: Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения. Во-вторых, развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики. Третий показатель: опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна​чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Раздел 8: Проектная задача

Напомним, что термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: тетей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Педагогические эффекты:

Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

Сравнительная таблица между проектом и проектной задачи


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Поддерживание индивидуальности, возможность опробования различных путей решения

2

Продолжительность

от урочных до годичных

Краткосрочная, долгосрочная

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

групповые

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.


основные этапы: этап анализа, моделирования и синтеза.


5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Анализ ситуации

Выявление дефицитов

Оценка необходимости восполнения дефицита

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

Поиск средств, возможных путей решения

Решение проблемы

Представление окружающим полученного результата

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Качественное изменение ребёнка

не предсказуем

Совместная работа в группе

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный продукт

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  2. Ставить и удерживать цели.

  3. Планировать свою деятельность.

  4. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  5. Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  6. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Разновозростная категория


Собственный пример проектной задачи

Маша пришла к Мише в гости и захотела подмести полы. Но отвлеклась на зайчонка, который воровал морковку в огороде и случайно разбила любимую Мишкину вазу.





Рассердился Мишка. "Ну прости меня пожалуйста" умоляла Маша. Миша смягчился и сказал: "Я прощу тебя, если испечешь мне блины по бабушкиному рецепту". "Но я не знаю рецепта"- ответила Маша. "Я дам тебе рецепт, но для этого тебе придётся помочь моему племяннику решить домашнюю работу". Ответами всех заданий и будет являться рецепт блинов.


Чтобы узнать, сколько мл молока тебе потребуется для приготовления блинов, необходимо решить задачу:

1) На рынке Мишка купил 20 пакетов молока для себя и своих друзей. За один пакет молока Мишка заплатил 25 рублей. Сколько рублей потратит Мишка на всю покупку?


Тебе уже известно сколько мл молока тебе нужно, чтобы приготовить блины. Но неизвестно, сколько потребуется яиц.

  1. Расстояние между домом Мишки и его лучшим другом Тигром 90 км. Одновременно навстречу друг к другу Мишка и Тигр вышли из своих домов. Сколько часов им понадобиться чтоб встретиться, если скорость первого 20км/ч, а второго 25 км/ч.







Решив данное задание, ты узнаешь, сколько г муки тебе потребуется в рецепт.

3) Мишка хочет позавтракать в кафе. Меню показано на рисунке. Мишка выбрал салат, блины и коктейль и отдал продавцу 500 сумов. Сколько сумов сдачи он должен получить?


4) Совсем пригорюнился панда, не может решить числовое выражение.

1км- 998м= м


Теперь ты знаешь, сколько столовых ложек масла потребуется, чтобы испечь блины.


Все любят сладкие блины! Но сколько чайных ложек сахара потребуется в рецепт блинов? Реши задание и узнаешь!

5) Добираясь в гости к медведю Маша, Заяц и Волк вместе проехали 3 км. Сколько км проехал каждый из них?

Ты почти собрал весь рецепт блинов. Рассмотри внимательно решение задачи. Узнав, сколько ошибок в решении задачи, ты поймешь, сколько щепоток соли потребуется для рецепта блинов.

6) Маша испекла пирожки. За 20 минут она пекла 4 пирожка. Сколько пирожков она испекла за 40 минут?

Решение:
1) 20:4=5 (мин) - пекла 1 пирожок

2) 40·5=8 (п)

Ответ: 8 пирожков Маша испекла за 40 минут.

Отлично!!! Ты помог Маше узнать рецепт приготовления блинов. Но вот проблема, Маша забыла все ингредиенты. Помоги Маше составить рецепт, чтобы она пошла печь блины. Для этого возьми альбомный лист и фломастеры (можно и цветные карандаши). Ты можешь использовать все иллюстрации, которые находятся на данных листах.














Библиографический список

[1] Зубова Ольга Анатольевна. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы).http://urok.1sept.ru/Статья: «Исследовательская работа в начальной школе».

[2]Савенков А.И.С12 Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004 -80с. - ISBN 5-9507-0177-1 (не переиздавалась)

[3]Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учашихся. \\ Начальная школа. №2.2007.- ©.45.

[4]Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”

[5] Малиновская Евдокия Андреевна. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся

[6] Топилина И.И. Особенности формирования исследовательских умений младших школьников. 2019г. https://goo.su/xKaa

[7] Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое

пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд.,

испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2018 — 80 с. (Метод, биб-ка).











© 2023 158 0