Окружное методическое объединение
учителей русского языка и литературы
Изобильненского городского округа Ставропольского края
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для учителей, подготовленные на основе
анализа типичных ошибок участников
репетиционного ЕГЭ по русскому языку
(13.10.2021 года)
Составитель:
Малинина А.А., руководитель РМО, учитель МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Изобильный, 2021
Экзаменационная работа отражает важнейшие направления по изучению русского языка в школе: овладение нормами современного русского литературного языка, совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение функциональной грамотностью во всех ее проявлениях, развитие духовно-нравственных и эстетических качеств личности и т.д.
Репетиционный экзамен по русскому языку, проведенный 23.10.21 года, показал, что наиболее трудными для выполнения оказались задания 1, 9, 10, 11, 12, 17, 21, 22.
ЗАДАНИЕ 1.
Задание 1 – новое задание, внесенное в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2021-2022 учебном
году. По этой причине трудности при выполнении данного задания вполне объяснимы. Чтобы успешно справиться с данным заданием, нужны глубокие теоретические знания, которых, к сожалению, многим выпускникам не хватает. Для подготовки предлагаем следующие материалы.
Пример формулировки задания 1.
1
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) | Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.). |
2) | Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям. |
3) | Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.). |
4) | Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых есть ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова. |
5) | Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции. |
Ответ: .
Чтобы справиться с заданием 1 экзаменационной работы, участнику экзамена необходимо овладеть следующими понятиями: текст, основные признаки текста, тема, главная мысль, позиция автора, аргументы, связность текста, цельность текста, композиция текста, средства связи предложений в тексте, язык художественной литературы, разговорная речь; публицистический, научный, официально-деловой стили речи; функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Для успешного выполнения задания у экзаменуемого должны быть сформированы следующие умения:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Особое внимание следует обратить на то, что весь объем теоретического и практического материала, который востребован при выполнении этого задания, будущие участники экзамена изучали в основной и старшей школе. Так, если обратиться к учебникам Федерального перечня Минпросвещения России, созданным для старшей школы, то можно увидеть, что материал для выполнения задания 1 представлен в полном объеме. Например:
Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень) / С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.
§ 2. Функциональные разновидности русского языка
§ 3. Разговорная речь
§ 4. Официально-деловой стиль речи
§ 5. Научный стиль речи
§ 6. Публицистический стиль речи
§ 7. Язык художественной литературы
Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 271 с.
11 класс
§ 10. Понятие о тексте
§ 27. Понятие о функциональной стилистике
§ 28. Разговорная речь
§ 29. Научная речь
§ 30. Официально-деловой стиль
§ 31. Публицистический стиль
§ 32. Культура публичной речи
Русский язык. 10–11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2017. — 448 с.
11 класс
§ 108. Язык и речь
§ 112. Научный стиль
§ 113. Официально-деловой стиль
§ 114. Публицистический стиль
§ 115. Разговорный стиль
§ 117. Типы речи
Учебники также содержат основные направления анализа текста. Так, например, в учебнике
«Русский язык. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень)
С.И. Львова, В.В. Львов. – 4-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2020. – 215 с.» анализ текста
включает в себя следующие пункты:
«1) композиционно-содержательный анализ текста: сформулируйте и запишите тему текста, основную мысль; озаглавьте текст; напишите, как связаны предложения первого абзаца текста, указывая: смысловые отношения между предложениями (пояснительные, причинно-следственные, противительные, соединительные и т. п.); вид связи (последовательная, параллельная, сочетание последовательной и параллельной); средство связи предложений (местоимения, повтор одного и того же слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты, наречия и др.);
типологический анализ текста: напишите, к какому типу речи относится текст (описание, повествование, рассуждение; сочетание различных типов речи);
стилистический анализ текста: напишите, к какой функциональной разновидности языка относится текст; перечислите основные стилевые признаки текста (сфера применения, задачи речи, основные стилевые черты, а также характерные для стиля языковые средства и стилистические приемы); перечислите изобразительно- выразительные языковые особенности ».
Эти направления анализа текста будут основными при составлении задания 1, ориентированного не только на проверку усвоения знаний о системе языка, но и на речевую деятельность во всем многообразии ее проявлений.
На уроках русского языка предполагается изучение разных видов текстов, относящихся ко всем функциональным стилям литературного языка: официально- деловому, научному, научному, публицистическому. Предусматривается анализ разных типов художественных текстов. Рассматриваются научные и научно-популярные тексты различного профиля: исторические, биологические, географические и др.
Однако зачастую в школьной практике доминирует дидактический материал, основанный на работе с художественными текстами описательного и повествовательного характера. Поэтому для успешного выполнения участниками экзамена этого задания понадобится привлечение в качестве дидактического материала текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Апробирование показало, что ошибки при выполнении этого задания вызваны недостаточной практикой выпускников в анализе текстов прежде всего публицистического и научного стилей. Чтобы избежать ошибки в определении стиля текста, рекомендуем определять стиль текста не по его отдельным словам и выражениям (например, по наличию разговорной лексики или профессиональных слов), а по ведущим стилевым чертам и по речевой ситуации.
Ведущие, то есть определяющие для стиля, черты всегда преобладают в тексте и влекут за собой отбор наиболее характерных языковых средств. Так, для публицистических текстов характерно соединение экспрессивности и документальности,
достоверности информации, а значит, соединение книжных и разговорных языковых средств. Художественная речь отличается прежде всего образностью и эмоциональностью; научная – точностью, логичностью и наличием терминологии.
Речевые ситуации - это сферы возможного использования текста, который обучающийся должен мысленно представить себе, например: газета, журнал, публичное выступление (публицистический стиль); художественное произведение (художественный стиль); научная статья, учебник, справочник (научный стиль).
Для работы предлагаем следующие материалы:
СТИЛИ РЕЧИ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА СТИЛЕЙ1
Стиль текста | Описание стиля | Функции | Где используется |
1. Научный стиль | Логичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные. | Информационная, обучающая, доказательная: Сообщение, научное объяснение | Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники, научная статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция |
2. Публицистический стиль | Призван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная. | Информационная, мотивационная: Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу | Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью. |
3. Официально-деловой стиль | Служит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде. | Информационная: сообщение, информирование | Официальные документы: нормативно-правовые акты, справки, заявления, доверенности, расписки, информационные письма, жалобы, приказы. |
4. Художественный стиль | Воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. | Информационная, эстетическая: Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя | Стихи, поэмы, романы, рассказы, пьесы, сценарии. |
5. Разговорный стиль | Передаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. | Информационная: непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам | Диалоги, личный блог |
Как определить стиль?
Найти ответы на каждый из вопросов:
Зачем говорится? О чём говорится? Где говорится? С кем говорится?
(функция) (тема) (сфера применения)
Отличие публицистического стиля от научно-популярного
Научный стиль доносит научные идеи научному сообществу,
научно - популярный стиль – понимание задач науки в массах,
публицистический стиль доносит различные социально- политико-идейные аспекты до любого читателя.
ТИПЫ РЕЧИ
Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Виды описаний: портрет, пейзаж, предмет, интерьер.
План описания: общее представление (назначение предмета, принцип действия, внешний вид), отдельные признаки, впечатление, авторская оценка, вывод.
Описание — это мир в покое (одна фотография) | Типичная композиция текстов-описаний включает: 1) общее представление о предмете; 2) отдельные признаки предмета; 3) авторскую оценку, вывод, заключение | Разновидности описания: 1) описание предмета, человека (его характеристика) | Какой он? |
2) описание места | Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается) |
3) описание состояния окружающей среды | Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.) |
4) описание состояния лица (человека) | Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.) |
Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.). Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
План: предыстория событий (м. б., описание места действия, сообщение о времени и действующих лицах), завязка, развитие событий, кульминация, развязка, заключение (эпилог). В конце делается вывод.
Повествование может включать элементы описания и рассуждения.
Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой) | Типичная композиция повествовательных текстов включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий) | Разновидности повествования: 1) изобразительное; 2) информативное |
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир | Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения); 2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры); 3) вывод | Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство | Почему так, а не иначе? Что из этого следует? |
2) рассуждение- объяснение | Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления) |
3) рассуждение- размышление | Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями) |
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.
Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ
Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:
автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?)
Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;
Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?)
Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;
Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?)
Рассуждение: даны размышления персонажа
ЗАДАНИЕ 6.
Данное задание предполагает следующие две формулировки.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Следует отметить, что задание с формулировкой № 1 выполняется успешнее.Замена слова, безусловно, сложнее: это учебное действие основано на знании норм лексической сочетаемости слов, правил употребления фразеологизмов и др., что предполагает выделение пары слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу. Причины ошибок в задании 6 с формулировкой № 2 объясняются в основном отсутствием у экзаменуемых навыков определения лексического значения слова и способов проверки правильности его употребления в предложении (подбор синонимов, антонимов; анализ морфемного строения слова и т.п.). Как показал анализ содержания неверных ответов, проблемы участников экзамена возникают в случае непонимания лексического значения слова и возможной сочетаемости слов. Значительное количество ошибок связано с неумением определить неверное использование устойчивых оборотов и словосочетаний и заменить один из компонентов (например: играть роль, иметь значение).
ЗАДАНИЕ 9.
В прошлом учебном году были внесены следующие изменения, которые сохранились в КИМ
ЕГЭ-2022
2020 г. 2021 г.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
Помимо знаний орфографических правил, касающихся правописания гласных в корне слова, задание требует от выпускника умения производить морфемный разбор. Следовательно, нужно больше внимания уделить темам «Морфемика» и «Словобразование».
ЗАДАНИЕ 10.
Пример задания:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) | без..нициативный, вз..скать, роз..грыш |
2) | обе..доленный, чере..чур, не..держанный |
3) | пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный |
4) | арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация |
5) | поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма) |
Правильный ответ: 134. Типичные ошибки:
при выборе ответа не указывают ряд № 1 (незнание правила «Правописание гласных Ы и И после приставок»);
в качестве правильного ответа указывают ошибочный ряд № 2, что говорит либо о незнании звонких и глухих согласных, либо о несформированности умения проводить орфографический анализ слова, либо о неумении правильно членить слово на морфемы для последующей квалификации орфографического написания.
ЗАДАНИЕ 11.
Для успешного выполнения данного задания (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)) в первую очередь требуются знания по морфологии, а уже потом применение определённого орфографического правила. Именно с неумением определять часть речи слова, данного для анализа, связаны ошибки в выполнении этого задания.
Формулировка задания (из демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ)
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
1) магни..вый, овлад..вать
2) (повернуть) направ.., завед..вать
3) застра..вающий, чист..нький
4) танц..вать, син..ватый
5) причудл..вый, цел..вой
Алгоритм выполнения
1. Внимательно читаем задание;
2. Определяем часть речи;
3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную;
4. Глаголы и другие части речи оставляем на "десерт". Сверяемся с таблицей спряжения, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва;
5. Не забываем об исключениях.
6. Выписываем номера ответов.
ЗАДАНИЕ 12.
Как показывает статистика, самой сложной орфограммой является орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Причиной ошибок при выполнении этого задания зачастую является неумение восстановить неопредёленную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот (Например: тащАщий – экзаменуемые определяют спряжение по глаголу таскать, а не тащить, то есть смешивают виды глагола, а значит, и спряжение).
ЗАДАНИЯ 13,14,15.
Ошибки в заданиях 13 на проверку навыков слитного и раздельного написания слов с частицей НЕ (НИ), 14 – на слитное, дефисное, раздельное написание слов, 15 – на правописание -Н- и -НН- в различных частях речи повторяются из года в год, поэтому стоит на них обратить внимание. Они связаны с тем, что в центре внимания на уроках по орфографии традиционно оказывается только письмо, причем организованное не на осознанном оперировании правилами, а на уровне заучивания формулировок.
Анализируя орфографические умения экзаменуемых, следует отметить тот факт, что в течение многих лет сохраняется одна и та же тенденция: экзаменуемые более успешно справляются со многими заданиями части 1, требующими проведения орфографического и пунктуационного анализа заданных языковых единиц, чем с правильным орфографическим и пунктуационным оформлением собственного текста. Так, наблюдается невысокий уровень грамотности выпускников в письменных работах (критерий К7 задания 27).
Невысокий уровень культуры письменной речи, вероятно, объясняется тем, что обучение орфографии ведется в отрыве от развития речи и поглощает максимум учебного времени, отведенного в учебном плане на изучение русского языка. Как показывает практика, сегодня в старших классах в качестве упражнений доминирует выполнение тестовых заданий, крайне мала доля диктантов и различных орфографических упражнений, предполагающих не просто нахождение орфограмм и их квалификацию, а отработку навыков употребления изученных орфографических правил в практической деятельности, что приводит к неумению контролировать написанное в творческих работах с позиции орфографической грамотности.
Школьный курс орфографии – курс практический, назначение его состоит в том, чтобы сформировать навыки грамотного письма за определенный срок. Это значит, что правила и теории имеют значение не сами по себе, а постольку, поскольку они помогают выработать те важнейшие умения, которые составляют рациональную основу орфографического навыка. Правило само по себе еще не приводит к правильному письму, оно лишь помогает определить тот объем знаний и умений, обладание которым с помощью упражнений обеспечивает успешное формирование необходимых навыков. Написание слова должно стать для ученика задачей, которую он сам должен уметь поставить, потом решить. А для этого при обучении орфографии в системном курсе русского языка (5–9 классы) необходимо уделять постоянное внимание смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение.
Таким образом, можно сделать вывод, что экзаменационные задания выявили существующие проблемы овладения орфографическими и пунктуационными нормами, а также отразили невысокий уровень знаний выпускников в этой области. Успешность формирования орфографических и пунктуационных умений обучающихся зависит также от уровня осознания ими языковой сущности каждой орфографической и пунктуационной ситуации, от умения проводить языковой анализ в процессе письма: на этапе обнаружения орфограммы или пунктограммы, на этапе языковой квалификации явления и на этапе применения правила.
Безусловно, хорошей орфографической и пунктуационной грамотности не может быть без прочного, глубокого знания основ грамматики. Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня грамматической теории, которая является фундаментом орфографического правила. Тесная связь орфографии и грамматики обусловливает необходимость систематического сопровождения орфографического анализа грамматическим анализом, а именно анализом грамматических категорий, морфемным анализом слова, выявлением его синтаксической функции.
ЗАДАНИЕ 21
В вариантах ЕГЭ для были даны тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире. Количество верных ответов в задании ограничивается только количеством предложений в тексте. В предложенном тексте необходимо осуществить определенную аналитико- синтетическую работу, связанную с пунктуационным анализом каждого предложения, где есть запятая(-ые)/тире/двоеточие:
выделить эти предложения;
проанализировать структуру и смысловое содержание выделенных предложений;
классифицировать расстановку запятой(-ых)/тире/двоеточия по пунктуационному правилу в каждом предложении;
указать только те предложения, в которых запятая(-ые)/тире/двоеточие расставлена(-ы) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
Таким образом, осознание структуры синтаксической конструкции осуществляется с опорой на синтаксические знания и отражает способность экзаменуемых соотносить конкретный языковой материал с отвлеченной схемой.
Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка и выяснению внутренней сути языкового явления, знакомства с разными типами языковых значений и формирования способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
ЗАДАНИЕ 22.
Экзаменуемые, как правило, безошибочно отличают повествование, в котором действие динамично, от описания, в котором действие статично, однако нередко испытывают затруднения в различении повествования и рассуждения в публицистических текстах. Чаще всего выпускники ошибаются в определении рассуждения в тех случаях, когда в нем нет ярко выраженного тезиса и его доказательств, а речь идет об объяснении чего-либо. Такой текст экзаменуемые обычно склонны относить к повествованию, отталкиваясь, вероятно, не от терминологического, а бытового значения слова: повествовать – значит, рассказывать о чем-либо, вообще что-то говорить.
Наиболее распространены ошибки (более 20%) при анализе художественных текстов, для которых характерны все три типа речи: описание – при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-нравственного, психологического порядка. Кроме того, предложенный фрагмент текста часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать в себя описание людей и места действия и содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Данный факт не учитывается экзаменуемыми при ответах.
Также вызывает затруднения и формулировка задания, когда необходимо провести параллели между несколькими предложениями, выявить причинно-следственные и другие связи, то есть провести анализ смысловых фрагментов с точки зрения соотносимости частей, например: Предложения … противопоставлены друг другу. В предложениях … перечислены последовательно происходящие события. Предложение … опровергает суждение, высказанное в предложении …
Таким образом, знания о функционально-смысловых типах речи, структуре текстов разных типов (описание, повествование, рассуждение), языковых средствах, оформляющих значение одновременности, синхронности признаков предмета (описание), последовательных, развивающихся действиях (повествование), причинно-следственных
отношениях суждений (рассуждение) являются ориентировочной основой деятельности школьника на разных этапах речевой деятельности. Тем не менее специфика функциональных разновидностей языка обусловливает вариативность проявления в различных текстах одних и тех же функционально-смысловых типов речи – вплоть до их функционально-смысловой трансформации, что должно быть учтено учителем на уроках русского языка.
ЗАДАНИЕ 24.
Данное задание контролирует уровень сформированности следующих умений:
находить в тексте и квалифицировать с точки зрения происхождения и сферы употребления различные лексические единицы (слова, фразеологизмы);
проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
соотносить слово с тем значением, которое оно имеет в тексте.
Пример задания 24
Из предложений 29–31 выпишите один фразеологизм.
Фрагмент текста:
(29)За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. (30)Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.
(31)Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.
Правильный ответ: в конце концов.
Типичные ошибки при выполнении задания 24:
(более 10% экзаменуемых);
выделение вместо фразеологического оборота эпитетов застенчивому небу, косой избе (около 6% экзаменуемых);
выделение вместо фразеологического оборота метафорического сочетания тоска была в глазах / тоска в глазах (около 17% экзаменуемых).
Именно нахождение фразеологических оборотов (фразеологизмов) является трудным при выполнении задания. Гораздо успешнее экзаменуемые справляются с заданием 24, если предлагается найти синонимы (контекстные синонимы), антонимы (контекстные антонимы). Чаще всего выпускники испытывают трудности при определении фразеологизмов в тех случаях, когда фразеологический оборот является привычным для повседневной разговорной речи и не воспринимается ими как устойчивое сочетание (в конце концов, будут делать свое дело, на вашу долю, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы) или в предложении присутствуют метафорические выражения, воспринимаемые выпускниками как фразеологические, но таковыми не являющиеся.
Для успешного выполнения заданий по лексике необходимо на уроках русского языка формировать навыки работы со словарями, а также привычку внимательно вчитываться в любой текст, стараясь понять в нем не только общий смысл, но и смысл каждого слова. Очень важно выйти на определение значения слова, на формирование умения определять значение неизвестных или малоизвестных лексем по антиципации (догадке), исходя из контекста, на поиск контекстных (контекстуальных) синонимов и антонимов.
Фрагментарное обращение к анализу текстового материала с позиций употребления лексики и средств выразительности, в том числе фразеологизмов, также обусловливает низкий уровень сформированности соответствующих умений и навыков. Наиболее эффективным в этом случае будет проведение элективного курса, предусматривающего рассмотрение возникновений фразеологических оборотов, их типологии, анализ использования фразеологизмов в текстах малой формы, в речи персонажей и автора.
На уроках русского языка следует уделять достаточное внимание употреблению многозначного слова в контексте: это раскрывает все богатство значений слова, что также способствует развитию речевых умений и навыков выпускников. Данный подход предполагает активизацию обучения на текстовой основе: текст, рассматриваемый на уроках, с одной стороны, дает необходимый языковой материал для различного рода анализа, с другой – содержит речевые образцы, предоставляет необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
ЗАДАНИЕ 27 (сочинение)
При выполнении данного задания в первую очередь следует обратить внимание на то, что выпускники достаточно успешно формулируют проблему текста и позицию автора. Также составляют комментарий на основе предложенного для анализа текста. Одной из частых ошибок при написании сочинения по прочитанному тексту является ошибка в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Самая распространённая ошибка – подмена определения связи между примерами самыми общими словами («Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и проч.). Часто это делается формально. Следовательно, необходимо проводить работу по выявлению различных видов смысловой связи в тексте.
В зависимости от выполненных условий за комментарий проблемы исходного текста
можно получить от 0 до 6 баллов.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 г.;
открытый банк заданий ЕГЭ;
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.);
Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);
журнал «Педагогические измерения»;
Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).
1 Информация взята из: https://moneyscanner.net/stili-teksta/