Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23» города Димитровграда Ульяновской области
Мисько Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений.
«Самообразование учителя. Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. На 2019-2023 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях внедрения стандартов нового поколения». Считаю, что применение новых образовательных технологий способствует формированию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции обучающихся; самореализации и успешной социализации личности ребенка.
Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Для того чтобы учить других, нужен хороший запас определенных знаний, нужен профессионал, который будет готов совершенствоваться в процессе своей деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в основу самообразования положен системно деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.
Основные направления деятельности:
1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;
2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;
3) изучение теоретических основ системно – деятельностного (компетентностного) подхода в обучении;
4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;
5) изучение и освоение метапредметного подхода в образовании;
6) применение полученных теоретических знаний на практике.
Задачи:
Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
Изучить опыт педагогов школы, района, города;
Овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно – воспитательный процесс;
Вести мониторинг саморазвития школьников;
Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.
Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
С целью формирования универсальных учебных действий применяю новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления.
Использую следующие приёмы в работе:
«Верные-неверные утверждения»,
«Прогнозирование»,
«Знаю – хочу узнать – узнал – научился»,
«Толстые» и «тонкие» вопросы.
Приведу несколько приёмов, используемых мною на уроках русского языка и литературы.
Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».
Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет если…? На что похоже…? | Кто? Что? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
Приём «Рыбный скелет»
Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Например:
Русский язык:
голова - Орфограммы-гласные буквы
верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные
нижние косточки - морфема, правило
хвост - знать условия выбора буквы.
Прием «Используем знание русского языка на других уроках»
Например:
На уроке литературы. Описание: Определить в каких значениях употреблено слово «худой» в отрывке из рассказа И.С.Тургенева «Муму».
На уроке иностранного языка. Описание: Рассказать какие части речи выделяются в том иностранном языке, который вы изучаете в школе. В чем сходство и в чем различие в составе частей речи русского и иностранного языков?
На уроке биологии. На рисунке представлены различные сорта капусты. Объяснить какую роль выполняют имена прилагательные в данных наименованиях. Два сорта капусты названы несклоняемыми именами существительными – брокколи, кольраби. Составить словосочетания прил.+сущ.
Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование»
Описание: Прочитайте вслух и определите, какими звуками различаются слова каждой пары. Затранскрибируйте все слова. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука. Попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.
Описание: Провести мини – исследование. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте.
Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Выполнив это задание, сделайте вывод.
Также использую на уроках приемы и стратегии учебной рефлексии.
Прием «Плюс-минус-интересно».
Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.
Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.
Прием «Рефлексивные вопросы»
Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.
Набор рефлексивных вопросов:
Что показалось вам сегодня трудным?
Что в изученном сегодня для вас самое главное?
Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
Какие новые мысли, чувства у вас появились?
Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
Были ли моменты недовольства собой?
Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста
Заметили ли вы свои успехи…?...
Для развития универсальных учебных навыков учащиеся:
- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;
- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
- анализируют современные общественные явления и события;
- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно деятельностный подход осуществляю на различных этапах урока. Таким образом, универсальные учебные навыки развивают у школьников самостоятельность и саморазвитие.
Приемы работы на уроках русского языка:
- ассоциативный,
- "немой" вопрос,
- прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.
- прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.
- прием «Мозговая атака»
- прием «Групповая дискуссия»
Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.
Организация домашнего задания.
Мой подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности.
Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения адекватных заданий заявленной цели.
На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей ; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова: пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить или разработать алгоритм. Предлагаю нетрадиционные домашние задания:
Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;
Уточнение определений школьного учебника;
Исследование лингвистического текста учебника;
Придумывание лингвистических задач;
Многоаспектный анализ слова.
При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.
На втором этапе учу ребят нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:
Разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов
Подготовка карточек для самодиктантов.
Исправление допущенных ошибок.
Анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети».
Подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из «Толкового словаря».
На данном этапе использую групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение групп учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым - задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля.
На следующем этапе создаю условия для раскрытия собственного потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).
Моя деятельность заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, само актуализации через различные виды деятельности:
Написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;
Написание сочинений - миниатюр по пословицам ( языковой анализ пословиц; описание события, обозначенного пословицей)
Монологи от имени вещей которые окружают нас
Задания на основе материалов газет, радио, телевидения;
Сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента
Проверка домашнего задания непременно сопровождается отметкой или оценкой. Оригинальность в том, что неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.
Особенность системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:
учебная информация по разработанной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент.
самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ.
применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы.
формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества преподаваемого предмета;
3. Проведение открытых уроков перед учителями школы;
4. Доклады и выступления.
5. Разработка дидактических материалов.
6. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.
Оценка эффективности программы:
1. Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям;
2. Качество знаний и умений учителя в области инновационных образовательных технологий; уровень обучаемости и обученности школьников;
3. Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
4. Качество учебно-методического и технологического обеспечения.
6