СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы «Самообразование учителя. Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы «Самообразование учителя. Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23» города Димитровграда Ульяновской области

Мисько Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений.

«Самообразование учителя. Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

 


Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. На 2019-2023 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях внедрения стандартов нового поколения». Считаю, что применение новых образовательных технологий способствует формированию коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции обучающихся; самореализации и успешной социализации личности ребенка.

Целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а запас компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. Задача учителя-помочь подрастающему поколению, а значит, и сам учитель должен повышать уровень профессионального мастерства. Самообразование – это потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для учителя. Для того чтобы учить других, нужен хороший запас определенных знаний, нужен профессионал, который будет готов совершенствоваться в процессе своей деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в основу самообразования положен системно деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его личностных качеств.

Основные направления деятельности:

1) изучение новых образовательных технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение;

2) изучение теоретических основ личностно-ориентированного обучения;

3) изучение теоретических основ системно – деятельностного (компетентностного) подхода в обучении;

4) изучение метода проекта как способа реализации системно - деятельностного подхода;

5) изучение и освоение метапредметного подхода в образовании;

6) применение полученных теоретических знаний на практике.


Задачи:

  1. Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

  2. Изучить опыт педагогов школы, района, города;

  3. Овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно – воспитательный процесс;

  4. Вести мониторинг саморазвития школьников;

  5. Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.


Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

С целью формирования универсальных учебных действий применяю новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления.

Использую следующие приёмы в работе:

«Верные-неверные утверждения»,

«Прогнозирование»,

«Знаю – хочу узнать – узнал – научился»,

«Толстые» и «тонкие» вопросы.


 Приведу несколько приёмов, используемых мною на уроках русского языка и литературы.

Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет если…?

На что похоже…?

 

Кто? Что?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?


Приём «Рыбный скелет»

Описание: голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Например:

Русский язык:

голова - Орфограммы-гласные буквы

верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

нижние косточки - морфема, правило

хвост - знать условия выбора буквы.


Прием «Используем знание русского языка на других уроках»

Например:

На уроке литературы. Описание: Определить в каких значениях употреблено слово «худой» в отрывке из рассказа И.С.Тургенева «Муму».

На уроке иностранного языка. Описание: Рассказать какие части речи выделяются в том иностранном языке, который вы изучаете в школе. В чем сходство и в чем различие в составе частей речи русского и иностранного языков?

На уроке биологии. На рисунке представлены различные сорта капусты. Объяснить какую роль выполняют имена прилагательные в данных наименованиях. Два сорта капусты названы несклоняемыми именами существительными – брокколи, кольраби. Составить словосочетания прил.+сущ.

Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование»

Описание: Прочитайте вслух и определите, какими звуками различаются слова каждой пары. Затранскрибируйте все слова. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука. Попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.

Описание: Провести мини – исследование. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте.

Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Выполнив это задание, сделайте вывод.

Также использую на уроках приемы и стратегии учебной рефлексии.

Прием «Плюс-минус-интересно».

Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.

Плюс

 

минус

 

интересно

 


Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.


Прием «Рефлексивные вопросы»


Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

  • Что показалось вам сегодня трудным?

  • Что в изученном сегодня для вас самое главное?

  • Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

  • Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  • Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

  • Были ли моменты недовольства собой?

  • Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

  • Заметили ли вы свои успехи…?...

Для развития универсальных учебных навыков учащиеся:

- работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.


Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно деятельностный подход осуществляю на различных этапах урока. Таким образом, универсальные учебные навыки развивают у школьников самостоятельность и саморазвитие.


Приемы работы на уроках русского языка:

- ассоциативный,

- "немой" вопрос,

- прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.

- прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.

- прием «Мозговая атака»

- прием «Групповая дискуссия»

Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.


Организация домашнего задания.

Мой подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности.

Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения адекватных заданий заявленной цели.

На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей ; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова: пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить или разработать алгоритм. Предлагаю нетрадиционные домашние задания:

  • Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;

  • Уточнение определений школьного учебника;

  • Исследование лингвистического текста учебника;

  • Придумывание лингвистических задач;

  • Многоаспектный анализ слова.

При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.

На втором этапе учу ребят нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:

  • Разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов

  • Подготовка карточек для самодиктантов.

  • Исправление допущенных ошибок.

  • Анализ детского словотворчества «Почему так говорят дети».

Подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из «Толкового словаря».

На данном этапе использую групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение групп учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым - задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля.

На следующем этапе создаю условия для раскрытия собственного потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).

Моя деятельность заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, само актуализации через различные виды деятельности:

  • Написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;

  • Написание сочинений - миниатюр по пословицам ( языковой анализ пословиц; описание события, обозначенного пословицей)

  • Монологи от имени вещей которые окружают нас

  • Задания на основе материалов газет, радио, телевидения;

  • Сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента

Проверка домашнего задания непременно сопровождается отметкой или оценкой. Оригинальность в том, что неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Особенность системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:

  • учебная информация по разработанной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент.

  • самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ.

  • применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы.

  • формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.

 

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета;

3. Проведение открытых уроков перед учителями школы;

4. Доклады и выступления.

5. Разработка дидактических материалов.

6. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям.

Оценка эффективности программы:

1. Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям;

2. Качество знаний и умений учителя в области инновационных образовательных технологий; уровень обучаемости и обученности школьников;

3. Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

4. Качество учебно-методического и технологического обеспечения.



6