Литература:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
2. Кулагина Л.А. Организация проектной деятельности учащихся на уроках в школе: (Текст) методические рекомендации /Л.А.Кулагина.- Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
3. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Итоги первого конкурса для младших школьников «Мой проект»: (Текст) сборник методических материалов/ под ред. С.Ю.Прохоровой.- Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
4. Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе: методическое пособие/ С.Ю.Прохорова, Н.М.Фоминых.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
5. Прохорова С.Ю. Организация работы с одарёнными детьми в сельской начальной школе полного дня // Практика административной работы в школе.- 2007, №5.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Сентябрь, 2003.
7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. - М., 2000.
8. Соловьева Н. Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПКиПРО, 2000.
9. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении//Практика административной работы в школе. - 2003, №6, 7. 2004, №1.
10. Савенков А. И. Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №1.
11. Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. - 2004, №5.
12. Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. - 2006, №2.
13. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.
14. Экологический калейдоскоп: исследования, программы, сценарии (Текст): сборник методических материалов / под общ. Ред. С.Ю.Прохоровой.- Ульяновск: УИПКПРО, 2010.
15. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978.
Приложение
Методические рекомендации для учителя
«Учимся задавать вопросы»
Упражнения для активизации познавательного процесса и постановки вопроса могут быть такими.
Вы кладете на стол какой-нибудь предмет и предлагаете детям задать вопросы, чтобы узнать об этом предмете как можно больше.
Например, на столе лежит кукла. Дети могут спросить, кто ее хозяйка. Где она сейчас? Почему оставила куклу на столе? Старая или новая это кукла? И т.д.
Но кукла — узнаваемый предмет, и детям понятно ее применение. А можно предложить им вещь, которую они видят впервые и не знают, где и как она применяется. Это более сложная ситуация для постановки вопросов.
Другое упражнение связано с постановкой вопросов от лица какого-нибудь существа или предмета. Вот картинка, на которой нарисована сова. О чем она может спросить детей? Нужно придумать вопросы за нее. А это почтальон или милиционер. Что их может интересовать?
Нужно учить детей пользоваться вопросительными словами. Для этого можно придумывать сказочные и полусказочные ситуации.
К примеру, у мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:
— Кто…?
— Что…?
— Где…?
— Зачем…?
— Когда…?
К блоку «Учимся задавать вопросы» относятся и упражнения по описанию предметов. Напомните ребенку, что описать кого-то или что-то — значит ответить на вопросы:
— Что это такое?
— Чем оно отличается от других или от другого?
— Чем похоже на других или другое?
Что или кого описывать, может предлагать педагог, а можно предоставить выбор объекта ребенку.
«Учимся выдвигать гипотезы»
Выдвижение гипотез тесно связано с умением задавать вопросы, так как гипотеза предполагает вероятный ответ на поставленный вопрос.
Гипотеза — это предположение. Она всегда требует проверки и в ходе проверки может подтверждаться или опровергаться. Но, прежде чем доказывать или опровергать гипотезы, их нужно научиться выдвигать. Выдвинутая гипотеза может казаться совершенно невероятной, но это не значит, что она не подтвердится. Легче всего ребенок учится выдвигать гипотезы, если сначала предложить ему объяснять явления не только реальными, но и фантастическими причинами.
Например: придумай пять сказочных объяснений тому, почему поют птицы (тает снег, дует ветер, светит солнце).
Вслед за этим можно предложить детям придумать пять правдоподобных объяснений этого явления. В ходе этого упражнения дети осваивают «словарь гипотез». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».
Очень полезно уметь выдвигать гипотезы, предполагающие обратное действие. Например, детям показывают какието знакомые предметы и спрашивают: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»
Представь, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Найдите возможную причину события такого явления:
«Дети стали больше играть во дворах».
«Миша весь вечер не подходил к телевизору».
«Пожарный вертолет весь день кружил над лесом».
«Полицейский автомобиль стоял у дороги».
«Щенок Кузя грустно смотрел вслед Маше».
«Котята спали весь день».
После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно. Для предварительной оценки гипотезы нужно выработать какие-нибудь критерии или требования и составить специальную табличку. Эта табличка будет называться матрицей для оценки гипотез (идей).
Матрица для оценки идей
№ | Идея | Легко | Недорого | Безопасно | Комфортно | Быстро | Итог |
1 | Черепаха | — | — | + | + | + | — — + + + |
Например, дети нашли на улице черепаху и решают, что с ней делать. Выдвигаются разные предложения (идеи). Затем вырабатываются требования к предложениям, по которым они будут оцениваться. Хорошо ли это для черепахи? Легко ли это сделать? Можно ли это сделать быстро? Безопасно ли это для человека? Дорого ли будет стоить воплощение предложения в жизнь? Есть ли кто-то, кто возьмется это сделать?
Чтобы табличка не выглядела громоздкой, можно обозначать критерии только первыми словами: Легко? Быстро? Безопасно? Дорого? Кто? и т.п.
Затем каждое предложение оценивается по заданным критериям. Можно — с помощью плюсов и минусов, а можно — с помощью балльной системы. Например, то или иное предложение получает балл от одного до трех (пяти) по каждому заданному критерию, а потом баллы подсчитываются.
Чтобы научиться оценивать идеи, нужно специально потренироваться. Например, высказать несколько предположений в ответ на вопросы:
«В какие игры лучше играть на улице?»;
«Как лучше добираться до детского сада — на автобусе или на машине?»;
«Что лучше — кроссовки или ботинки?».
Для каждого вопроса нужно разработать критерии, занести их в матрицу и оценить высказанные предположения.
«Учимся видеть проблемы»
На картинке нарисована коробка, установленная на столе в странном положении. Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет.
Дети должны «увидеть проблему»: коробка в таком положении не может удержаться на столе.
Тем не менее она стоит так, как стоит. За счет чего? Дети должны высказать предположения, а потом провести подтверждающие их эксперименты — установить коробку так, как показано на картинке.
Другая ситуация. Педагог показывает детям мяч и просит его описать. Затем говорит, что хочет положить мяч на гладкую, слегка наклонную поверхность. Можно ли это сделать? Почему нельзя? Но ведь должен быть какой-то выход из положения? Детям предлагается придумать выходы и провести эксперименты, подтверждающие их правоту.
![]()
«Исследовательская практика»
Основное содержание работы— проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе учебно-сследовательского поиска постепенно возрастает.
«Мониторинг»
Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Это требует специального рассмотрения задачи представления результатов детских исследований. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой — обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий.
Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы, слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы. Для реализации этой задачи каждое детское исследование должно завершаться минидокладом. Не всегда удается сделать его публичным, но хотя бы один слушатель — педагог должен принять участие в обсуждении.
В рамках мониторинга исследовательской деятельности детей хороший эффект дают фестивали детских исследовательских работ. Форма фестиваля предполагает представление детьми своих лучших работ, выполненных за определенное время. Причем надо помнить: фестиваль — не конкурс, и здесь никто никого не ранжирует, хвалят всех. Другое дело — конкурсы детских исследовательских работ. Они тоже входят в нашу систему мониторинга детской учебно-исследовательской практики, но требуют деликатного отношения.
Создавая систему мониторинга, следует особое внимание обратить на критерии оценки результатов детских учебных исследований. Один из главных критериев, безусловно, степень самостоятельности. Ребенок выполняет работу под руководством взрослого, но участие взрослого (будь он педагог или родитель) должно быть строго дозированным. К числу важных критериев относятся: познавательная ценность темы; исследовательское мастерство (степень владения знаниями, умениями и навыками, освоенными в ходе подпрограммы «тренинг»); и, конечно, логичность изложения и умение отвечать на вопросы.
Учимся выдвигать гипотезы
Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [Гегель Г.В. Сочинения. Т. 3. М; Л., 1956]. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.
Поэтому одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Интересные наблюдения за гипотетическими построениями новых слов и речевых оборотов содержит книга К.И. Чуковского «От двух до пяти». С этими гипотетическими трактовками содержания слов, с процессом создания собственных слов постоянно сталкиваются все, кто имеет дело с маленькими детьми.
Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, если её опровергнуть, она также прекращает своё существование, превращаясь из гипотезы в ложное предположение.
Одно из главных очевидных требований к гипотезе – её согласованность с фактическим материалом, поэтому некоторые»очень серьёзные» исследователи склонны считать, что не всякое предположение можно назвать гипотезой. Гипотеза, утверждают они, в отличии от простого предположения должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше»
Нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребёнка.
Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Рассмотрим кратко: как рождаются гипотезы; какими они бывают; как их строить; какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.
Как рождаются гипотезы
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. А откуда берётся проблема? Этот вопрос мы в значительной мере разобрали выше. В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»). В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Об этом говорили ещё древние греки.
Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Итак, гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?…
Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».
Бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».
Гипотезы, предположения, а также различные, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться задавать вопросы. При каких условиях это применимо?
Приведём несколько упражнений, позволяющих вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
может быть;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…
Упражнения на обстоятельства:
1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?
ветка дерева;
телефон;
кукла;
фрукты;
гоночный автомобиль;
книга;
самовар;
барабан.
Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Приведём ещё несколько упражнений:
1. Как вы думаете, почему детёныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть?
Почему весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие – днём?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Почему летом снег в горах не тает?
Почему бывают наводнения?
Почему зимой идёт снег, а летом только дождь?
Почему Луна не падает на Землю?
Почему в космос летают ракеты?
Почему самолёт оставляет след в небе?
Почему многие дети любят компьютерные игры?
Почему бывают землетрясения?
Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей.
2. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:
Дети стали больше играть во дворах;
Миша весь вечер играл со строительным конструктором;
Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
3. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одарённых людей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен – Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.
4. Птицы низко летают над землёй («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Задание станет интереснее, если ещё попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.
5. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что произойдёт? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу.
Обучение детей умениям задавать вопросы
Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.
Логическая структура вопроса. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет ключевую роль. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно разделить на две части базисная, исходная информация и указание на её недостаточность.
Какими могут быть вопросы
Вопросы можно поделить на две большие группы:
1. Уточняющие (прямые «ли»-вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у тебя дома живёт котёнок?» - простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок отказывается от еды и не играет, то он болен?» - простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравится играть в них одному»?
2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»-вопросы). Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.
Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» - перед нами простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос.
«Кто, когда и где может построить этот дом?» - пример сложного вопроса. Как видим, его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.
В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в частности, познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга, сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах:
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде,
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и где.
Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса являются исходные знания. Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределённость этих базовых знаний требуется устранить.
На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.
Вопросы могут быть корректными и некорректными. Первые – это вопросы, которые покоятся на истинных суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса. Если же спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов софистическим приёмом.
Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке.
Другое задание – «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете лежащем на столе?» Мы кладём на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т.п.
Опыт показывает что в этих целях можно с успехом применять и упражнения, заимствованные из набора методик лабораторных работ для студентов педагогических университетов [Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995]. Ребёнку предлагается такая ситуация: «Представь, что к тебе подошёл взрослый незнакомый человек. Какие три вопроса он бы задал тебе?» Наша экспериментальная работа показала, что дошкольники дают массу интересной информации, выполняя это задание. И учатся при этом тому, как задавать вопросы от имени другого (в данном случае взрослого) человека.
Вот ещё одно интересное упражнение. Подберём и прочитаем детям короткие детские стихотворения с большим количеством разных героев. Например. Прочитаем детям стихотворение Г. Комаровского и Г. Ладонщикова:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Я не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь!
Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.
В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления сходства и различия; вопросы установления причинно-следственных связей и др. Есть группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.
К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. В основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.
Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок: логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия. Список этот взят из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»:
«Строганок – то, чем строгают.
Копатка – то, чем копают.
Колоток – то, чем колотят.
Цепля – то, чем цепляют.
Вертуция – то, что вертится.
Лизык – то, что лижет.
Мазелин – то, чем мажут.
Кусарики – то, что кусают»
(Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1990. с.30)
Другой пример, тоже содержащий вопросы с ошибками – весёлое задание – «Вопросы и ответы». Читаем детям:
Говорите все в ответ
Только «да» и только «нет».
У луны горячий свет?
Повар шьёт себе обед?
Мчат по морю поезда?
А по суше никогда?
Надо брать в кино билет?
У луны холодный свет?
В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загадочное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М». Кто-нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».
Игра – «угадай, о чём спросили»
Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает за него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
Образцы вопросов:
Какой окрас имеют обычно лисы?
Почему совы охотятся ночью?
Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называются «электричками»?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь страны называют Красной?
Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.
Найдите причину события с помощью вопросов
Педагог-психолог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй – стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Серёжа готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолёт целый день летал над Кольцевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнять коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов
Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
Рекомендации для учащихся
Этапы работы над групповым проектом
Этапы совместной работы:
Определить состав группы;
Выбрать старшего (в зависимости от подготовленности группы назначается учителем или определяется по жеребьёвке);
Распределить обязанности (прямое поручение, «добровольцы», аукцион – поручение получает тот, кто внесёт больше предложений );
Выяснить, с какой целью каждый участник проекта будет выполнять задание;
Каждый участник продумывает каким образом он будет выполнять задание, какие материалы будут нужны;
Каждый участник контролирует себя, следит, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело);
Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело);
Из отдельных результатов получается один большой результат.
Правила совместной работы
Работать дружно, т.е. быть внимательными друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела , не мешать друг другу , вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
Работать по плану (сверять дела с планом ).
Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
Качественно выполнять работу.
Каждый из членов группы должен уметь защищать как общее дело, так и своё.
Примерная тематика исследований
Животные;
Растения;
Человек (здоровье);
Вселенная (космос);
Культура;
Общество;
Техника;
Наука;
Земля;
Компьютер;
Мой город.
Методы, используемые младшими школьниками в учебно-исследовательской деятельности
Источники для исследований
Взаимодействие с социумом;
Литература и печатные издания;
Окружающая среда;
Технические средства передачи информации (телевизор, радио, видео, Интернет).
Требования к оформлению презентаций
Оформление слайдов
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) |
Использование цвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). |
Анимационные эффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде |
Представление информации
Содержание информации | Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории. |
Расположение информации на странице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | Для заголовков – не менее 24. Для информации – не менее 18. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчёркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). |
Способы выделения информации | - рамки, границы, заливку - разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. |
Объём информации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: люди могут единовременно запомнить не более 3 фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов | - с текстом - с таблицами; - с диаграммами |
Рекомендации
по выбору темы и оформления результатов исследовательской работы, проекта
1. Как выбрать тему исследования | Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? | Какими могут быть темы: -теоретические - фантастические -экспериментальные -изобретательские |
2.Цель и задачи исследования | Определить цель исследования- значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель | |
3. Гипотеза исследования | -предположим -допустим -возможно -что, если | |
4. Организация исследования | Подумать самостоятельно | Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования |
| Просмотреть книги по теме | Запиши важную информацию, которую узнал из книг |
| Спросить у других людей | Запиши интересную информацию, полученную от других людей |
| Просмотр телематериалов | Запиши то необычное, что узнал из фильмов |
| Использование Интернета | Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера |
| Наблюдение | Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы |
| Провести эксперимент | Запиши план и результаты эксперимента |
Подготовка к защите исследовательской работы | Выделить из текста основные понятия и дать им определения: а)разъяснение посредством примера б)описание в)характеристика г)сравнение д)различие 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности 5. Предложить сравнения и метафоры 6. Сделать выводы и умозаключения 7. Указать возможные пути изучения 8. Подготовить текст доклада 9. Сделать схемы, чертежи, макеты. |
ПАМЯТКА
для успешного самообразования
Как работать с источниками информации (учебником, справочником, энциклопедией)
Наметь цель, которую будет преследовать твоя работа. Намечая цель, подумай, что тебе должно дать выполнение исследовательского проекта.
Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.
Выдели основные части, подчеркни главные мысли.
Выбери наиболее нужную информацию: новые факты, сведения, события.
Как лучше запоминать
Наметь цель: зачем надо запоминать (пригодится в жизни, будущей работе и т.д.). Чем интересней цель, тем лучше запоминать.
Припомни всё, что тебе уже известно о данном материале (видел, слышал, читал, что знаешь о нём из других предметов).
При изучении материала расчленяйте его на смысловые части, выделяйте в них главные мысли.
Установи связь между смысловыми частями текста.
Понимание – необходимое условие запоминания. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив, надо установить причину явления, факта.
Как сравнивать
Установи основание для сравнения
Установи цель сравнения: для чего сравниваешь?
Наметь план, по которому будешь сравнивать, прежде всего, выдели главные признаки, по которым будешь сравнивать.
По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями, которые сравниваешь.
Сделай вывод из сравнения.
Как обобщать
Выдели главное понятие из данного задания.
Проверь, как ты понимаешь его смысл.
Отбери основные типичные факты из материала данной темы.
Сравни их между собой, выдели общее, главное, проанализируй материал, проследи его развитие.
Сделайте вывод, найди закономерность, главную идею, закон.
Как работать с книгой
Умей выделять главное в тексте, рисунке, таблице.
Установи логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в книге.
Составляй схемы, рисунки, таблицы по тексту.
Научись сравнивать изучаемые явления, делать обобщения и выводы.
Научись анализировать содержание рисунков.
Учись самостоятельно изучать отдельные темы, составлять план, приводить примеры.
Требования к исследовательской работе
Глубина исследования
количество изученных материалов по теме исследования;
умение оперировать понятийным аппаратом, содержащимся в работе;
наличие в работе четко сформулированной цели и поставленных задач;
наличие в работе классификации, сравнения;
наличие в работе собственных выводов.
Практическая направленность работы
наличие в работе наблюдений за изучаемым объектом;
наличие и грамотное описание проводимых опытов;
применение анкетирования, социологического опроса;
изготовление макетов и других демонстрационных материалов;
практическая значимость работы.
Эрудиция автора:
умение грамотно отвечать на поставленные вопросы;
умение задавать вопросы по теме выступления другим участникам конференции;
умение объяснить понятия, встречающиеся в работе;
богатый словарный запас;
отличное знание изучаемой проблемы
Риторическая и научная культура выступления
умение выдержать регламент выступления (7-10 минут);
умение излагать, а не читать доклад;
соблюдение этикетных требований к выступлению (поздороваться, представится, поблагодарить за внимание и т.д.);
умение держать внимание аудитории;
умение четко и ясно излагать свои мысли.
Оригинальность и ценность познавательного материала
оригинальность выбранной темы исследования;
познавательная ценность собранного материала;
оригинальность выбора путей решения поставленной проблемы;
оригинальность доказательства выдвинутой гипотезы;
практическая ценность собранного материала.
Оформление работы:
наличие в письменной работе введения и заключения;
наличие списка использованной литературы;
соблюдение технических требований к написанию работы (шрифт, интервал);
грамотное оформление работы, отсутствие орфографических ошибок;
наличие приложений
Изучение интересов учащихся 6,5- 8 лет
Анкета для родителей «О талантах ребёнка»
Цель: выявить уровень творческих возможностей ребёнка, личностные особенности, специальные интересы и способности.
Бланк ответов для родителей
Оцените по трёхбалльной системе интерес вашего ребёнка к следующим видам деятельности:
Виды деятельности | Балл | Суммарный балл по разделу |
Первый раздел: - решает занимательные задачи, логические игры, головоломки; - любит задания на смекалку и находчивость; - стремится раскрывать различные закономерности | | |
Второй раздел: - любит рисовать, лепить; - конструирует; - играет в шахматы или в шашки | | |
Третий раздел: - любит физические упражнения, подвижные игры; - танцует; - пластичен | | |
Четвёртый раздел: - любит петь; - играет на музыкальном инструменте; - сочиняет мелодии | | |
Пятый раздел: - любит читать; - сочиняет рассказы, стихи, истории; - с удовольствием занимается русским или иностранным языком | | |
Шестой раздел: - любит общаться; - является лидером в играх; - умеет сопереживать и понимать человека | | |
Укажите, какие качества вы бы хотели развить в своём ребёнке_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Чем вам в этом может помочь школа?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Анкета для детей
Ф.И.О.__________________________________________________________
Отметь галочкой свои любимые занятия, и + занятия, которым бы ты хотел(а) научиться:
Занятия | Балл | Суммарный балл по разделу |
Первый раздел: - решать занимательные задачи, логические игры, головоломки; - выполнять задания на смекалку и находчивость; - раскрывать закономерности | | |
Второй раздел: - рисовать, лепить; - конструировать; - играть в шахматы | | |
Третий раздел: - заниматься спортом, играть в подвижные игры; - танцевать; - красиво двигаться под музыку | | |
Четвёртый раздел: - петь; - играть на музыкальных инструментах; - сочинять мелодии | | |
Пятый раздел: - читать; - сочинять рассказы, стихи, истории, сказки; - заниматься русским или иностранным языком | | |
Шестой раздел: - общаться с ребятами; - быть ведущим, заводилой в играх в играх; - переживать за другого человека, понимать близких | | |
Анкета даёт возможность определить ведущие виды деятельности, интересы и наклонности ребёнка.
Первый раздел- логико- математическое направление.
Второй раздел- художественные способности.
Третий раздел- спортивные, танцевальные способности, драматизация, танцы.
Четвёртый раздел- музыкальные способности, способности к языкам, сочинительству.
Шестой раздел- коммуникативные способности.
Изучение интересов учащихся 9-12 лет
Методика даёт возможность интерпретировать широту интересов, устойчивость. Об устойчивости интереса свидетельствует ярко выраженный интерес в определённых областях деятельности.
Выбор разнообразных видов деятельности свидетельствует о неустойчивости интереса.
Инструкция испытуемому. «Предлагаем тебе ответить на вопросы о том, что тебе нравится и что тебе интересно. Хорошо подумай перед тем, как ответить на каждый вопрос. Отвечай на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если ты согласен, то рядом с номером вопроса в бланке напиши «да», если не согласен, то рядом с номером вопроса напиши «нет». Если у тебя возникают вопросы, спрашивай сразу же. Время на выполнение не ограничено».
Примечание. «Если тебе нравится ещё что-нибудь, о чём мы не спрашивали, то напиши об этом сам на полях листа ответов».
Карта интересов
Нравится ли тебе проводить свободное время с друзьями?
Тебе нравятся уроки по математике?
Нравится ли тебе рисовать?
Ты любишь читать книги?
Нравится ли тебе помогать в организации внеклассных мероприятий?
Нравится ли тебе говорить и писать грамотно?
Тебе нравится наблюдать за игрой на музыкальном инструменте?
Тебе нравятся уроки технологии?
Тебе нравится декламировать, петь в хоре, выступать на сцене перед зрителями?
Нравятся ли тебе уроки по русскому языку?
Тебе нравится читать книги о природе?
Тебе нравятся уроки истории?
Нравится ли тебе посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи?
Хочешь ли ты играть в игры, где участвует много детей?
Ты хотел бы участвовать в олимпиадах по математике?
Хотел бы ты заниматься в художественном кружке?
Хочешь ли ты быть автором литературного произведения, книги?
Хочешь ли ты быть старостой класса?
Хочешь ли ты писать рассказы и стихи, сочинять сказки?
Хочется ли тебе иногда послушать симфоническую музыку?
Ты хочешь знакомиться с изготовлением промышленных товаров?
Хочешь ли ты посещать концерты и театры?
Ты с желанием пишешь диктанты и изложения?
Хочешь ли ты ухаживать за домашними животными?
Хочешь ли ты изучать обычаи и взгляды людей, живших много веков назад?
Ты хочешь стать учителем физкультуры, когда вырастешь?
Хочешь ли ты знакомиться с новыми людьми?
Ты хочешь решать сложные математические задачи?
Хочешь ли ты, когда вырастешь, быть художником?
Хочешь ли ты рассказывать о прочитанных книгах?
Ты хочешь участвовать в мероприятиях, проводимых в школе?
Хочешь ли ты слушать красивую грамотную речь?
Ты хотел бы участвовать в конкурсе музыкальных исполнителей?
Хочешь ли ты познакомиться с различными инструментами?
Ты хочешь участвовать в театральных смотрах- конкурсах?
Хочешь ли ты участвовать в олимпиадах по русскому языку?
Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?
Хочешь ли ты узнавать историческое прошлое других стран?
Ты хочешь принимать личное участие в спортивных соревнованиях?
У тебя много друзей?
Стараешься ли ты находить разные способы решения математических задач?
Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством выдающихся художников?
Перечитываешь ли ты книги по несколько раз?
Ты стараешься устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?
Ты высказываешь своё мнение по поводу прочитанного и услышанного?
Ты учишься в музыкальной школе?
Ты делаешь различные поделки из пластилина, глины, цветной бумаги и другого материала?
Ты занимаешься в театральном кружке?
Стараешься ли ты красиво писать, выводя каждую букву?
Ты подкармливаешь зимой птиц?
Ты читаешь книги об исторических событиях?
Ты посещаешь спортивные секции?
Ты участвуешь в коллективных играх?
Ты решаешь математические головоломки?
Ты участвуешь в конкурсах рисунков?
Обсуждаешь ли ты поступки литературных героев?
Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации?
Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?
Играешь ли ты на музыкальном инструменте?
Даришь ли ты подарки, сделанные своими руками?
Участвуешь ли ты в смотрах художественной самодеятельности, спектаклях, концертах?
Ты изучаешь происхождение отдельных слов и отдельных словосочетаний?
Наблюдаешь ли ты за растениями, птицами, животными?
Ты смотришь фильмы об истории нашей страны?
Ты играешь в спортивные игры?
Обработка результатов
Обработка результатов сводится к подсчёту количества баллов. Положительный ответ на вопросы с 1 по 1 оценивается в один балл, с 14 по 40 оценивается в два балла, с 41 по 65 оценивается в три балла. Ответы «нет» на все вопросы оцениваются в 0 баллов.
Суммы баллов за ответы:
На вопросы 1,14,27,40,53 свидетельствует об интересе к общению;
На вопросы 2,15,28,41,54- к математике;
На вопросы 3,16,29,42,55- к изобразительному искусству;
На вопросы 4,17,30,43,56-к литературе;
На вопросы 5,18,31,44,57- к общественной деятельности;
На вопросы 6,19,32,45,58- к риторике;
На вопросы 7,20,33,46,59- к музыке;
На вопросы 8,21,34,47,60- к трудовому обучению;
На вопросы 9,22,35,48,61- к сценическому искусству;
На вопросы 10,23,36,49,62- к русскому языку;
На вопросы 11.24.37,50,63- к природоведению и экологии;
На вопросы 12,25,38,51,64- к истории;
На вопросы 13,26,39,52,65- к физкультуре и спорту.
Таким образом, получается 13 цифр со знаком + или -, которые соответствуют 13 видам деятельности.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые получили наибольшее количество баллов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым количеством баллов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Данные, полученные с помощью методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности.
Интерпретация
0 баллов- интерес к данной области деятельности отрицается;
1-3 балла- интерес выражен слабо, школьник ограничивается восприятием интересующего объекта, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей деятельности;
4-5 баллов- выраженный интерес, школьник не ограничивается восприятием интересующего объекта, он стремится к овладению деятельностью;
6-11 баллов- ярко выраженный интерес, школьник не ограничивается созерцанием, а действует и активно участвует в видах деятельности, связанных с данной областью интересов.
Примерные темы для коллективных и групповых исследований краеведческого характера
Как меня назвали
Происхождение названий улиц села
Достопримечательности моего села
Моя национальность
Моя школа
Занятия населения моего села
Зимние святки
Первые приметы весны
Лекарственные растения нашего края
Профессии моих родителей
Мой дом (коллективный макет)
Русские народные забавы
Весна красна цветами (книжка- раскладушка)
Диалектизмы родного края