КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И СЕРВИСА»
(ОБПОУ «КГТТС»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для выполнения практических занятий
общепрофессиональной учебной дисциплины
ОП.01 Основы коммерческой деятельности
среднего профессионального образования по специальности
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Курск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 2 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ | |
| ПР 1 | Анализ организационно-правовых форм субъектов коммерческой деятельности | 4 |
| ПР 2 | Анализ и оценка уровня оборачиваемости и размера товарных запасов | 19 |
| ПР 3 | Определение вида и типа организаций оптовой торговли. | 34 |
| ПР 4 | Решение ситуаций по размещению товаров на хранение | 53 |
| ПР 5 | Оценка эффективности к коммерческой деятельности | 62 |
| | Список литературы | 65 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации к практическим занятиям по ОП. 01 Основы коммерческой деятельности предназначены, для студентов специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в целях закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков по данной дисциплине.
К практическому занятию от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед занятием. Список литературы и вопросы, необходимые при подготовке, студент получает перед занятием из методических рекомендаций к практическому занятию.
Если студент испытывает затруднения в освоении теоретического или практического материала, либо отсутствовал на занятии по уважительной причине, то он может получить консультацию преподавателя.
Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а также с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания.
В ходе выполнения практических заданий, обучающиеся учатся организовывать собственную деятельность, анализируют рабочую ситуацию, несут ответственность за результаты своей работы, осуществляют поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; работают в команде и самостоятельно. Все это влияет на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Цель методических рекомендаций - оказание помощи студентам в усвоении программного материала по ОП.01 «Основы коммерческой деятельности» через выполнение практических заданий.
Целями проведения практических занятий являются:
- обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины «Основы коммерческой деятельности»;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность.
Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой. В зависимости от содержания они могут выполняться студентами индивидуально или фронтально.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять виды и типы торговых организаций;
-устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания.
знать: - сущность и содержание коммерческой деятельности;
- терминологию торгового дела, формы и
функции торговли;
- объекты и субъекты современной торговли;
- характеристики оптовой и розничной торговли;
-классификацию торговых организаций;
- идентификационные признаки и характеристику торговых организаций разных типов и видов;
- структуру торгово-технологического процесса;
-принципы размещения розничных торговых организаций;
-устройство и основы технологических планировок магазинов;
-технологические процессы в магазинах;
-виды услуг розничной торговли, требования к ним;
- составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей;
- номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения;
- материально-техническую базу коммерческой деятельности;
- структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли;
- назначение и классификацию товарных складов;
- технологию складского товародвижения.
Результатом выполнения практических занятий является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Управлять товарными запасами и потоками.
ПК 1.4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
ПК 3.1. Участвовать в планировании основных показателей деятельности организации.
ПК 3.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 3.5. Оформлять учетно-отчетную документацию.
Методические рекомендации по выполнению практических заданий содержат цели, краткие теоретические сведения, методические указания к заданиям, контрольные вопросы для проверки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Анализ организационно-правовых форм субъектов коммерческой деятельности
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности в соответствии с ГК РФ, делать выводы о преимуществах и недостатках разных видов организационно-правовых форм собственности.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации
-
Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
-
Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
ЗАДАНИЕ 1. Изучение основных организационно-правовых формы субъектов коммерческой деятельности
ЗАДАНИЕ 2. Выявление особенностей, преимуществ и недостатков разных видов организационно-правовых форм субъектов коммерции.
ЗАДАНИЕ 3. Решение ситуационных задач
Коммерческая деятельность представляет собой совокупность ряда последовательно или параллельно (одновременно) выполняемых операций, а также отношений между всеми ее участниками.
Под субъектами коммерческой деятельности понимают стороны, находящиеся в деловых отношениях по производству продукции, купле-продаже их и оказанию консультативных услуг (в международной торговле эти стороны называются контрагентами).
В число участников коммерческой деятельности входят:
-
Предприятия и предприниматели
-
Индивидуальные и коллективные потребители товара (домашние хозяйства)
-
Государственные и муниципальные органы, учреждения и организации, производящие
-
Работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе.
Организационно-правовая форма-это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
ОПФ в России классифицируются:
1.Юридические лица - коммерческие организации.
-
Хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью);
-
Акционерные общества (открытые АО, закрытые АО);
-
Производственные кооперативы;
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства;
-
Унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления, дочерние унитарные предприятия)
2.Юридические лица – некоммерческие организации.
3.Организации без прав юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Гражданский кодекс РФ даёт характеристику видов ОПФ.
В соответствии с ГК РФ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ признаётся организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс или смету.
ЗАДАНИЕ 1
1) Изучите организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности в Гражданском Кодексе Российской Федерации;
2) После изучения ГК РФ заполните таблицу по следующей форме:
Таблица 1 - Организационно-правовые формы
№ | Организационно-правовые формы | Учредители | Источники образования | Ответственность по обязательствам | Дополнительные сведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Индивидуальный предприниматель | | | | |
2 | Полное товарищество | | | | |
3 | Товарищество на вере (коммандитное товарищество) | | | | |
4 | Общество с ограниченной ответственностью | | | | |
5 | Общество с дополнительной ответственностью | | | | |
6 | Открытое акционерное общество | | | | |
7 | Закрытое акционерное общество | | | | |
8 | Дочернее хозяйственное общество | | | | |
9 | Зависимое хозяйственное общество | | | | |
10 | Производственные кооперативы | | | | |
11 | Государственные и муниципальные унитарные предприятия | | | | |
12 | Общественные и религиозные организации (объединения) | | | | |
13 | Фонды | | | |
14 | Ассоциации и союзы | | | | |
ЗАДАНИЕ 2. Проанализируйте виды ОПФ субъектов коммерции, выявите особенности, преимущества и недостатки: полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, публичное акционерного общества, , муниципального унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия.
Результаты оформите в таблице № 2
виды ОПФ | особенности | преимущества | недостатки: |
полного товарищества | | | |
общества с ограниченной ответственностью, | | | |
публичное акционерное общество | | | |
муниципального унитарного предприятия, | | | |
ЗАДАНИЕ 3 Решите следующие ситуационные задачи:
Задача 1
Индивидуальный предприниматель Петров А.С. закупает товары у отечественных и зарубежных производителей, реализует их в Алтайском крае через розничную торговую сеть.
Задание. Ответьте на следующие вопросы и дайте им обоснование:
-Определите статус предпринимателя?
-Какой документ подтверждает его деятельность?
-В чём особенность риска его деятельности?
Задача 2
Индивидуальный предприниматель Петров А.С. собирается расширить свой бизнес, так как в результате его деятельности появились для этого финансовые возможности. В аналогичной ситуации оказались несколько знакомых Петрову А.С. предпринимателей.
Задание. Ответьте на следующие вопросы и дайте им обоснование:
-Какую организационно-правовую форму они могут создать?
-Какие учредительные документы необходимы для создания и действия новой формы бизнеса предпринимателей?
- Какая ответственность и особенность управления выбранной формы будет у предпринимателей.
Задача 3
Муниципальный магазин намерен создать на своей базе ООО «Глория». В магазине 30 штатных работников. Уставной капитал 10 000 000 рублей. На момент регистрации Учредитель передаёт со своего баланса на баланс общества 8 000 500 рублей, который поделён на равные доли.
Задание. Ответьте на следующие вопросы и дайте им обоснование:
1) Виды членства: Предусматривает один вид членства — участник. Им может быть физическое или юридическое лицо (их возможная численность — от 1 до 50)
-
2)Определение: участники не отвечают по его обязательствам и несут риск лишь в пределах своих вкладов.
-
3) Учредительные документы: Устав, учредительный договор.
-
4) Органы управления: общее собрание участников, дирекция.
Задача 5 По данным параметрам предприятия установить соответствующие
-
1) Виды членства: Один вид членства — полный товарищ. Ими могут быть индивидуальные предприниматели (ИП) и (или) коммерческие организации. Число участников — не менее двух.
-
2) Определение: участники несут ответственность не только по своим вкладам, но и принадлежащим им имуществом.
-
3) Учредительные документы: Учредительный договор
-
4) Органы управления: собрание участников, уполномоченный (если предусмотрен)
ОТЧЕТ по практическому занятию составляется в рабочей тетради или на отдельных листах формата А4.
1.Чем отличается коммерческая организация от некоммерческой?
2.В чем принципиальное отличие товарищества от общества?
3.Какие виды ОПФ наиболее часто используются торговыми организациями
4.Факторы влияющие на выбор организационно-правовой формы
предприятия.
5.Отличие полного товарищества от товарищества на вере.
-
Отличие публичного и непубличного общества акционерных обществ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Анализ и оценка уровня оборачиваемости и размера товарных запасов
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Овладение методикой расчета товарных запасов и их
оборачиваемости; овладение азами анализа товарных запасов и их оборачиваемости
1.Памбухчиянц О.В.. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник /
ЗАДАНИЕ №1 Расчет товарных запасов и их оборачиваемости (решение задач)
Товарные запасы представляют собой массу товаров, находящихся в сфере обращения с момента их производства до момента реализации.
Товарные запасы выступают как условие непрерывности процесса удовлетворения спроса покупателей и бесперебойной продажи товаров.
Товарные запасы включают в себя:
-
товары, находящиеся в предприятиях розничной торговли, а также на базах, складах, овоще-, фрукто-, картофелехранилищах;
-
товары, закупленные и оплаченные торговыми предприятиями и оставленные на ответственном хранении у поставщиков;
-
товары, принятые на комиссию юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и не проданные на дату наблюдения;
-
товары, сданные в переработку.
Показателями эффективности использования товарных запасов являются время товарного обращения и скорость товарного обращения (или товарооборачиваемость в днях и в числе оборотов), а также уровень товарных запасов.
Время товарного обращения характеризует продолжительность пребывания товара в сфере обращения и рассчитывается по формуле:
где Од - время товарного обращения (дни);
- средний товарный запас, тыс.руб.;
Р - объем розничного товарооборота, тыс.руб.;
Рср. - среднедневной розничный товарооборот, тыс.руб.;
Д - количество дней в периоде.
Скорость товарного обращения показывает сколько оборотов совершает средний товарный запас за определенный период времени и рассчитывается по формуле:
Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической на основе моментного ряда:
где ТЗ1, ТЗ2, ... ТЗn-1, ТЗn - размер товарных запасов на определенную дату, тыс.руб.;
n - количество дат;
Для определения влияния изменения структуры товарооборота на товарооборачиваемость рассчитывают средневзвешенную товарооборачиваемость по формуле
где | Овзв | - средневзвешенная товарооборачиваемость; |
| Дн, Дп | - доля непродовольственных и продовольственных товаров в общем объеме товарооборота, %; |
| | -средняя оборачиваемость непродовольственных и продовольственных товаров, дни. |
Уровень товарных запасов также является показателем эффективности использования товарных запасов. Он свидетельствует об обеспеченности торговых предприятий товарами и рассчитывается по формуле
где Утз - уровень товарных запасов, %;
Показатели эффективности использования товарных запасов тесно связаны между собой. В результате сравнения времени обращения товарных запасов отчетного года с нормативной величиной или показателями прошлого года выявляют ускорение (-) или замедление (+) товарооборачиваемости. В результате ускорения оборачиваемости происходит относительное высвобождение средств из оборота, а в результате замедления оборачиваемости – относительное вовлечение средств в оборот. Сумма высвобожденных (вовлеченных) средств в оборот рассчитывается по формуле:
где Одф – время обращения товарных запасов в отчетном периоде фактическое, дни;
Одн – время обращения товарных запасов в отчетном периоде нормативное, дни;
Рсрф - фактический среднедневной товарооборот, тыс. руб.
Основными факторами, оказывающими влияние на товарооборачиваемость, являются объем товарооборота и размер средних товарных запасов. Влияние данных факторов на изменение времени обращения товарных запасов можно определить методом цепных подстановок, используя следующие расчеты:
Тогда влияние изменения товарооборота на размер времени обращения товарных запасов определяется:
Влияние изменения среднего товарного запаса на изменение времени обращения товарных запасов рассчитывается:
Совокупное влияние данных двух факторов определяет общее изменение размера времени обращения товарных запасов торгового предприятия.
ЗАДАНИЯ 1 Решить предложенные задачи и проанализировать полученные результаты, используя предложенные формулы.
Необходимый объем поступления товаров в планируемом периоде, Тп, определяется по формуле
где Р – плановый объем товарооборота, тыс.руб.;
Зк - необходимые товарные запасы на конец планируемого периода, тыс.руб.;
В - возможное прочее выбытие товаров, тыс.руб.;
Зн - фактические товарные запасы на начало планируемого периода, тыс.руб.
Задача1 Рассчитать средние норму и норматив товарных запасов по магазину на основе данных таблицы:
Таблица
Товарные группы | Розничный товарооборот, тыс.руб. | Норма ТЗ, | Норма-тив ТЗ, тыс..руб. |
квартальный | среднедневной | дни |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Молоко и молочные продукты | 108 | | 3 | |
Мясо и мясные продукты | 170 | | 11 | |
Мука и крупа | 82 | | 27 | |
Прочие | 210 | | 33 | |
Итого | | | | |
Задача 2. Рассчитать товарооборачиваемость по магазину и сумму высвобожденных (или вовлеченных) в оборот средств на основе данных таблицы:
(тыс. руб. )
Товарные | Товарооборот | Фактические товарные запасы на | Средние товарные запасы | Товарообора-чиваемость, дни | Высвобожденные (вовлеченные) в оборот средства |
группы | квар-таль-ный | среднеднев-ной | 1.10 | 1.11 | 1.12 | 31.12 | норма | фактически | отклонение |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Мясо, птица | 600 | | 65 | 62 | 61 | 64 | | 9,5 | | | |
Молоко, молочные продукты | 320 | | 3,7 | 3,1 | 3,6 | 3,2 | | 1 | | | |
Прочие товары | 800 | | 228 | 271 | 196 | 216 | | 25,5 | | | |
Итого | 1720 | | 296,7 | 336,1 | 260,6 | 283,2 | | 15,4 | | | |
Задача 3. Рассчитать влияние изменения структуры товарооборота на товарооборачиваемость по магазину, на основе данных таблицы.
Данные о товарообороте и товарооборачиваемости
по отдельным группам товаров
Товарные группы | Товарооборот, тыс. руб. | Товарооборачиваемость, прошлый год, дни |
прошлый год | отчетный год |
Молоко и молочные продукты | 1320 | 1470 | 4 |
Мясо и мясные продукты | 2740 | 2130 | 11 |
Мука и крупа | 1390 | 1380 | 27 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 970 | 1090 | 3 |
Прочие товары | 3420 | 3900 | 28 |
Всего | 9840 | 9970 | х |
Задача 4 Рассчитать влияние изменения среднего размера товарного запаса и объема товарооборота на товарооборачиваемость по магазину исходя из следующих условий:
а) товарооборот отчетного года оставил 5320 тыс. руб. , увеличившись по сравнению с прошлым годом на 21%.
б) средний размер товарных запасов составил в отчетном году 390,7 тыс. руб., что больше прошлогоднего показателя на 35,9 тыс. руб.
Задача 5 Проведите анализ товарных запасов по розничному торговому предприятию на 1 октября, установив их отклонение от необходимого размера в сумме и днях, на основе следующих данных:
- фактические товарные запасы на 1 октября составляли 2120,0 тыс.руб.;
- необходимые товарные запасы (дни):
III квартал – 23,
IV квартал – 24;
- план оборота розничной торговли на IV квартал – 9090,0 тыс.руб.;
- фактический оборот розничной торговли за III квартал составил 8280,0 тыс.руб.
Задача №6
Определите фактическую оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, ее отклонение от показателей прошлого года по торговому предприятию на основе следующих данных :
- оборот за отчетный год (фактически) – 55080.0 тыс.руб.;
- товарные запасы, тыс.руб.:
на 01.01 отчетного года – 3000,0,
на 01.04 отчетного года – 3020,0,
на 01.07 отчетного года – 3050,0,
на 01.10 отчетного года – 3100,0,
на 01.01 следующего года – 3070,0;
- фактическая оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, за прошлый год составила 22 дня.
Задача №7
Определите влияние изменения структуры оборота розничного торгового предприятия на изменение оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, на основе следующих данных:
№ п/п | Группа товаров | Оборот розничной торговли, тыс.руб. | Оборачиваемость, дни |
предшест-вующий год | отчетный год | |
1 | Продовольственные | 18200,0 | 19750,0 | 28 |
2 | Непродовольственные | 15800,0 | 16250,0 | 39 |
| Итого | | | |
Задача №8
На основе данных таблицы исчислите влияние на изменение объема оборота розничного торгового предприятия изменения поступления товаров, товарных запасов и прочего выбытия
№ п/п | Показатели | Предшест-вующий год, тыс.руб. | Отчетный год, тыс.руб. |
1 | Запасы товаров на начало года | 4700,0 | |
2 | Поступление товаров | | |
3 | Реализация | 61080,0 | 68400,0 |
4 | Прочее выбытие | 220,0 | 160,0 |
5 | Запасы товаров на конец года | 5100,0 | 5400,0 |
Задача №9
На основе данных таблицы исчислите влияние на изменение объема оборота розничного торгового предприятия изменения поступления товаров, товарных запасов и прочего выбытия
№ п/п | Показатели | Предшест-вующий год, тыс.руб. | Отчетный год, тыс.руб. |
1 | Запасы товаров на начало года | 4700,0 | 41230 |
2 | Поступление товаров | | |
3 | Реализация | 81040,0 | 68400,0 |
4 | Прочее выбытие | 120,0 | |
5 | Запасы товаров на конец года | 3500,0 | 5400,0 |
Задача №10
Рассчитайте на планируемый год возможный объем оборота розничного торгового предприятия по следующим данным:
- в отчетном году оборот составил 76800,0 тыс.руб.;
- вложенный в торговлю капитал в отчетном году составил 9300,0 тыс.руб.;
- в планируемый год намечается в сумме 9900,0 тыс.руб.;
- в планируемом году 70% прироста оборота розничной торговли намечается получить за счет повышения эффективности использования капитала.
Задача №11
Рассчитайте на планируемый год возможный объем оборота розничного торгового предприятия по следующим данным: в отчетном году оборот составил 112400,0 тыс.руб.; вложенный в торговлю капитал (основные фонды, оборотные средства) в отчетном году составил 8700,0 тыс.руб.; в планируемый год намечается в сумме 8950,0 тыс.руб.; в планируемом году 60% прироста оборота розничной торговли намечается получить за счет повышения эффективности использования капитала.
ОТЧЕТ по практическому занятию составляется в рабочей тетради или на отдельных листах формата А4.
-
Что такое товарные запасы и какие условия следует учитывать предприятию, чтобы правильно рассчитать их размер?
-
Цель планирования товарных запасов?
-
Как обосновать правильный размер товарных запасов?
-
Какая экономическая информация должна учитываться при расчете товарных запасов?
-
Какими методами пользуются для расчета товарных запасов, охарактеризуйте каждый из методов?
-
Причины создания запасов.
-
Понятие запаса в торговле.
-
Классификация запасов по месту нахождения.
-
Классификация запасов по исполняемым функциям, времени учёта, объёмам и потребности.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Определение вида и типа организаций оптовой торговли.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Определение вида и типа организаций оптовой торговли и приобрести навыки анализа основных причин товарных потерь в торговых предприятиях и разработки мероприятий по их предотвращению.
1.ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли
ЗАДАНИЕ 1 Определение типы предприятий оптовой торговой сети на основании ГОСТа Р 51713-2001 Торговля. Классификация
ЗАДАНИЕ 2 Определение видов предприятий оптовой торговли на основании ГОСТа Р 51713-2001
ЗАДАНИЕ 3. Расчет технико-экономических показателей эффективности использования склада
Оптовые торговые предприятии представляют собой сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющих коммерческое посредничество между производством товаров и розничной торговлей. Покупателями являются промышленные предприятия, оптовая торговля, розничная торговля, рынок государственных учреждений и международный рынок.
Оптовые торговые предприятия можно классифицировать следующим образом (рис. 17.1).
Рис. 17.1. Классификация оптовых предприятий
По масштабу и характеру деятельности:
-
общенациональные (федеральные) предприятия — I уровень. Они формируют каналы товародвижения для крупных производителей продукции и создают условия для выхода на российский рынок зарубежных поставщиков;
-
межрегиональные предприятия — II уровень. В целях бесперебойною снабжения товарами в связи с географическими особенностями страны эти предприятия осуществляют досрочный завоз товаров в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока;
-
региональные оптовые предприятия закупают товары у оптовых предприятий федерального уровня и у местных товаропроизводителей и доводят их до розничных торговых предприятий, так как наиболее точно определяют зону своего влияния на рынке.
По количеству сотрудников:
-
малые (до 50 работников);
-
средние (от 50 до 100 человек);
-
крупные (свыше 100 человек).
По товарной специализации с товаром:
-
специализированные предприятия осуществляют закупку и продажу товаров одной или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением. Если оптовое торговое предприятие специализируется на торговле определенным товаром, то его называют дилером, если специализируется на торговле товарами определенного производителя — официальным дилером;
-
узкоспециализированные предприятия осуществляют закупку и продажу отдельных подгрупп или даже видов товаров;
-
универсальные оптовые торговые предприятия осуществляют закупку и продажу универсального ассортимента (разные товарные группы товаров);
-
смешанные занимаются реализацией как продовольственных, так и непродовольственных товаров;
-
комбинированные производят закупку и продажу нескольких товарных групп, которые связаны комплексностью (общим спросом) — товары для сада и огорода.
По роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций:
-
независимые оптовые торговые предприятия, приобретающие право собственности или право хозяйственного ведения на товар, реализуемый с их участием;
-
посреднические организации, не приобретающие вещных прав на товар, а оказывающие услуги по доведению товара от изготовителя до потребителя;
-
организации - специальные участники оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки, аукционы, торги, оптовые рынки.
По формам собственности и ведомственной принадлежности:
По сфере территориального обслуживания оптовые предприятия подразделяются на районные, межрайонные, городские, областные, краевые, республиканские, межобластные и межреспубликанские.
Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятии, которые являются основными рыночными структурами. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельность по купле-продаже товаров и оказывают различные услуги по организации оптового оборота.
Оптовая торговля осуществляется через:
Мелкооптовые предприятия представляют собой помещения, где наряду с хранением товаров осуществляются расчетные операции с покупателями. Они позволяют приблизить товары к потребителю, организовать их продажу в удобном для покупателя месте. Мелкооптовые предприятия ориентированы на владельцев небольших магазинов, павильонов, палаток, ларьков, закупающих товары небольшими партиями.
В материально-техническом обеспечении следует выделить торгово-сбытовые оптовые предприятия. Эти предприятия специализируются в основном на сбыте сырья и продукции производственно-технического назначения.
Данная тема играет важную роль в профессиональном подготовке специалиста торгового дела высшей квалификации.
Изучение вопросов организации и технологии складских операций позволяет вооружить студентов необходимыми знаниями и умениями в области организации и управления складским технологическим процессом, включающим операции по разгрузке, перемещению, приемке, размещению, укладке, хранению, подсортировке, доработке, упаковке, отпуску товаров и другие операции.
Выполнение складских технологических операций составляет основу деятельности складов. Это вытекает из роли и функций торговых складов, призванных осуществлять обработку грузовых потоков товаров, преобразовывать производственный ассортимент в торговый, снабжать товарами розничную торговую сеть.
ЗАДАНИЕ № 1 Определение типы предприятий оптовой торговой сети на основании ГОСТа Р 51713-2001 Торговля. Классификация
1.1Изучите типы предприятий розничной торговой сети
-
Дайте характеристику мелкорозничной торговой сети.
-
Распознайте методы продажи товаров в розничной торговле.
1.1 Изучите типы предприятий оптовой торговой сети
1) Сравните предприятия разных типов.
Название предприятия | Тип предприятия | Торговая S, м2 | Ассортимент товаров |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
2) Дайте характеристику мелкооптовой сети. Результаты оформите в таблицу
термин | определение | пример |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
3) Сравните методы продажи товаров в оптовой и розничной торговле. Результаты оформите в таблице.
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ | РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ |
Название метода | Характеристика | Название метода | Характеристика |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | |
| |
ЗАДАНИЕ 2. Определение видов предприятий оптовой торговли на основании ГОСТа Р 51713-2001
2.1 Изучение классификации предприятий оптовой торговли по видам
2.2 Распознавание вида, характеристики торгового предприятия в соответствии с признаками классификации,
2.1) Рассмотрите классификацию предприятий оптовой торговли по видам
Виды предприятий розничной торговли (п.р.т.) |
Определение вида | Вид п.р.т. (термин) | Понятие (расшифровка термина) | пример |
| 1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
-
Распознайте вид, дайте характеристику оптового предприятия в соответствии с признаками классификации, результаты оформите в таблицу
Признак классификации | | | |
ОПФ, адрес | | | |
Особенности устройства | | | |
Вид здания | | | |
Вид предприятия (специализация) | | | |
Тип предприятия (формат) | | | |
ЗАДАНИЕ 3. Расчет технико-экономических показателей эффективности использования склада
Условия и исходные данные
Оптовый продовольственный склад « Продторг» закончил отчетный год со следующими показателями.
1. Годовой оптово-складской товарооборот составил 80 560 тыс. руб.
-
Средняя стоимость 1 т груза — 22,4 тыс. руб.
-
Годовые эксплуатационные расходы склада составили:
а) на заработную плату работников — 210,5 тыс. руб.
б) на электроэнергию — 22,4 тыс. руб.
в) на топливо (отопление) — 14,8 тыс. руб.
г) на вспомогательные материалы — 8,32 тыс. руб.
д) на амортизацию и ремонт машин и оборудования — 18,32 тыс. руб.
е) на амортизацию и ремонт складских помещений — 82,4 тыс. руб.
-
Численность складских (оперативных) работников склада — 10 человек.
-
Общая площадь склада — 2200 кв. м.
-
Полезная складская площадь (площадь, занятая оборудованием с хранимыми на нем товарами) — 760 кв. м.
7. Общий складской объем склада (рассчитывается умножением общей площади склада на его высоту (5 м).
8. Грузовой объем склада (рассчитывается умножением полезной складской площади на высоту укладки грузов (Зм).
9. Годовой объем механизированных работ составляет 250 т.
-
Общий годовой объем работ — 3350 т.
-
Общая сумма капиталовложений на строительство и оснащение склада составляет 20 460 тыс. руб.
Показатели удельных капиталовложений характеризуют сумму капиталовложений на единицу складской площади (1 кв. м), на единицу объема (1 куб. м), на единицу грузооборота (1 т), на единицу оптово-складского товарооборота (тыс. руб. оборота).
Величина рассчитанных технико-экономических показателей позволяет судить об эффективности работы склада, в частности: себестоимости переработки 1 т груза, производительности труда складских работников, рациональности использования складской площади и объема склада (коэффициент полезной площади склада и коэффициент емкости склада), уровне механизации складских работ и др. Делать заключение степени эффективности работы склада на основе рассчитанных показателей можно путем сравнения их с нормативами или с аналогичными показателями работы других однотипных складов, а также путем анализа динамики развития склада.
-
на основе приведенных данных рассчитать:
-
грузовой оборот склада;
-
годовые эксплуатационные расходы;
-
себестоимость складской переработки 1 т груза;
-
производительность труда работников склада;
-
использование площади складских помещений;
-
использование емкости или полезного объема склада;
-
уровень механизации складских работ;
удельные капиталовложения.
Результаты проделанной работы рекомендуется представить в виде таблицы, форма которой приведена в табл. 1.
Таблица 1- Расчет технико-экономических показателей работы склада
№ п/п | Наименование рассчитываемого показателя | Формула расчета | Величина показателя | Оценка эф-фективности |
1 | Грузооборот склада: а) годовой б) суточный | | | |
2 | Величина годовых эксплуатационных расходов, руб. | | | |
3 | Себестоимость складской переработки 1 т груза, руб. | | | |
4 | Производительность труда работников склада (годовая): а) в рублях б) в тоннах груза | | | |
5 | Коэффициент использования полезной площади склада | | | |
6 | Коэффициент использования емкости (полезного объема) склада | | | |
7 | Уровень механизации складских работ | | | |
8 | Удельные капиталовложения, руб.: а) на 1 кв. м складской площади б) на 1 кв. м объема склада в) на единицу грузооборота 1 т г) на единицу товарооборота 1 тыс. руб. | | | |
ОТЧЕТ по практическому занятию составляется в рабочей тетради или на отдельных листах формата А4.
-
По каким признакам классифицируются оптовые предприятия, охарактеризуйте их.
-
Перечислите квалификационные признаки складов и охарактеризуйте их.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Решение ситуаций по размещению товаров на хранение
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить технологию хранения отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров.
-
Иванов Г. Г. Организация торговли.: учебник для студ. Учреждений
сред.проф. образования
-
Памбухчиянц О.В.. Организация и технология коммерческой деятельности
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, утверждены постановлением Главного государственного врача РФ от 07.09.2001 г. № 20. (с изменением № 1 к СП 2.3.6.1066-01 утвержденным постановлением Роспотребнадзора от 03.05.2007 г. № 26).
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ
ЗАДАНИЕ 1. Анализ хранения отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров
Факторами, способствующими сохранению качества товаров, являются упаковка, условия хранения, транспортирования, эксплуатации, маркировка товаров.
Упаковка представляет собой средство или комплекс средств, предназначенных для защиты продукции от повреждений и потерь в процессе обращения, а окружающей среды - от загрязнений. Основным элементом упаковки является тара - изделие для размещения продукции. Тара не только защищает продукцию, но служит средством рекламы и информации, повышает культуру обслуживания, обеспечивает потребителю дополнительные удобства в использовании. Аэрозольная упаковка красок, ядохимикатов и др. По назначению тару подразделяют на потребительскую и транспортную, по используемым материалам ее делят на типы: деревянная, металлическая, стеклянная и др., а по форме - на виды ящики, бочки, коробки, пакеты и т.п.
Потребительская тара поступает к покупателю вместе с продукцией. Виды и материалы потребительской тары чрезвычайно разнообразны и зависят от свойств товара. Основными видами потребительской тары являются бутылки, флаконы, банки, тубы, пакеты, коробки.
Транспортная тара предохраняет товар при перевозки и хранении, облегчает механизацию погрузочно-разгрузочных операций. В зависимости от природы и механических свойств товара используют тару жесткую (дощатые и фанерные ящики, фляги, бочки), полужесткую (картонные ящики, ящики из многослойной – бумаги), мягкую упаковочная ткань, полимерная пленка). По характеру использования различают универсальную тару (ящики, коробки) и специализированную (мешки для цемента).
Для завертывания изделий, заполнения промежутков между ними применяют упаковочные материалы - бумагу различных марок, тонковолокнистую древесную стружку, пено- и поропласты, полимерные пленки с воздушными включениями.
Хранение товаров - краткосрочное или долю срочное - необходимый элемент торговых процессов. При хранении товары подвергаются действию различных факторов, изменяющие потребительские свойства. Предотвратить потери и ухудшение качества товаров при хранении - ответственная обязанность работников торговли.
При хранении на товары воздействуют следующие факторы: физико-химические - влага, температура, свет, кислород и другие газы воздуха; механические - нагрузки разных видов (сжатие, изгиб, толчки и удары и др.); биологические - микроорганизмы, насекомые, грызуны.
При транспортировании должна обеспечиваться полная сохранность товаров. Вид транспорта зависит от дальности перевозки, особенностей упаковки и свойств товара
ЗАДАНИЕ 1. Задание: Изучите информацию следующих источников: учебники «Технология розничной торговли» О.В. Памбухчиянц стр. 110 – 116; учебного пособия «Технология розничной торговли» Л.И. Брагина. Заполните таблицы: № 1 «Технология хранения отдельных групп продовольственных товаров», № 2 «Технология хранения отдельных групп непродовольственных товаров».
Таблица № 1. «Технология хранения отдельных групп продовольственных товаров».
№ п/п | Наименование групп товаров | Наименование видов товаров | Требования к хранению |
t - С, влажность воздуха | Вид упаковки и тары | Способ хранения |
1 | Крупы, мука, макаронные изделия | Крупа | 18-20С, 70-75% | Мешки, полимерные пакеты, коробки | В отдельно отведенных помещениях для хранения, на стеллажах, подтоварниках |
2 | Свежие плоды, овощи и картофель | | | | |
3. | Сушеные плоды, овощи и грибы | | | | |
4 | Замороженные плоды и овощи | | | | |
5 | Майонез | | | | |
6 | Безалкогольные напитки | | | | |
7 | Соль | | | | |
8 | Сахар | | | | |
9 | Кондитерские изделия | | | | |
Таблица № 2 «Технология хранения отдельных групп непродовольственных товаров».
№ п/п | Наименование групп товаров | Наименование видов товаров | Требования к хранению |
t - С, влажность воздуха | Вид упаковки и тары | Способ хранения |
1 | Товары бытовой химии | Клеи, абразивные товары, средства для стирки, мытья и чистки, лакокрасочные товары. | 18-20С, 70-75% | Ящики, бутылки, коробки | В отдельно отведенных помещениях для хранения, на стеллажах, подтоварниках |
2 | Металлические товары | | | | |
3 | Товары из искусственных силикатов | | | | |
4 | Мебельные товары | | | | |
5 | Строительные товары | | | | |
6 | Электробытовые товары | | | | |
7 | Текстильные товары | | | | |
8 | Швейные товары | | | | |
9 | Трикотажные товары | | | | |
| Обувные товары | | | | |
| Пушно-меховые товары | | | | |
| Парфюмерные и косметические товары | | | | |
| Галантерейные товары | | | | |
Задание № 2. Заполнить таблицу, выполнив поиск информации из источников: учебник «Технология розничной торговли» О.В. Памбухчиянц стр.128 - 135, учебник «Розничная торговля продовольственными товарами. Товароведение и технология» Н.С. Никифорова, стр.468-473.
№ п/п | Наименование товара | Вид оборудования применяемого для выкладки товара | Способ и вид выкладки | Расстояние от пола (метры) |
1 | Чай, чайные напитки | | | |
2 | Консервные и товары | | | |
3 | Овощи и фрукты Бытовые электроприборы | | | |
4 | Ткани | | | |
5 | Швейные и трикотажные изделия | | | |
6 | Обувь | | | |
ОТЧЕТ по практическому занятию составляется в рабочей тетради или на отдельных листах формата А4.
-
Рассказать о значимости и правилах организации хранения товаров в магазинах
розничной торговой сети.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Оценка эффективности к коммерческой деятельности
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: оценка эффективности к коммерческой деятельности
1.Иванов Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности .
2.Памбухчиянц О.В.. Организация и технология коммерческой деятельности
ЗАДАНИЕ 1. Анализ товарооборота торговой организации
ЗАДАНИЕ 2. Анализ валового дохода организации
ЗАДАНИЕ 3. Анализ влияния объёма товарооборота на издержки обращения,
Чтобы торговое предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды.
Проводя систематический и глубокий анализ коммерческой деятельности, можно:
-
быстро, качественно и профессионально оценивать результативность коммерческой работы как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
-
точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам реализуемых товаров и предоставляемых услуг;
-
определять расходы на торговую деятельность (издержки обращения) и тенденции их изменения, что необходимо для определения продажной цен и расчета рентабельности;
-
находить оптимальные пути решения коммерческих проблем торгового предприятия и получения достаточной прибыли в ближайшей и отдельной перспективе.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности предприятия необходима система показателей.
Важнейшим показателем эффективности работы торгового предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия – объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводственных расходов и потерь.
Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы торговых предприятий полностью покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами. В торговле различают прибыль от реализации товаров операционная прибыль и чистую, или балансовую, прибыль. Операционная прибыль – это разность между торговыми надбавками и издержками обращения.
Балансовая прибыль рассчитывается с учетом прочих планируемых и не планируемых доходов и расходов. К планируемым расходам относят налоги, уплачиваемые в федеральный и местный бюджет; непланируемые расходы – штрафы, пени и неустойки, уплаченные за нарушение договорных обязательств, убытки от списания безнадежных долгов и другие потери, которые уменьшают операционную прибыль.
Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций – один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту. Большое значение для оценки эффективности коммерческой работы имеет сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения):
,
где П – прибыль торгового предприятия за определенный период (в сумме);
Р – расходы торгового предприятия в сумме).
Этот показатель позволяет судить об эффективности коммерческой деятельности, так как показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.
К другим показателям эффективности этой группы можно отнести: отношение прибыли фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам.
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности).
Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности.
Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту. Он в определенный степени отражает экономичность коммерческой деятельности и применяется при сравнении работы однотипных и находящихся в примерно одинаковых условиях торговых организациях.
Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.
Товарооборачиваемость – это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.
Вспомогательными показателями скорости обращения товаров являются такие показатели, как розничный товарооборот на 1 м2 (1 м3) складской площади, имеющие органическую связь со скоростью обращения товаров и эффективностью использования основных средств торговой организации.
Конечным результатом деятельности торгового предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Поэтому эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия может быть выражена обобщающим показателем, рассматриваемым как отношение стоимости реализованных товаров и услуг к затратам на их реализацию по формуле
В то же время для более полной оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия возможно использование обобщающего показателя, когда сопоставляются результаты деятельности предприятия со всеми затраченными средствами, включая вложения средств в основные и оборотные фонды.
ЗАДАНИЕ 1. Проанализируйте розничный товарооборот магазина за год, используя метод сравнения. Сравнение производить с фактическими показателями прошлого года и прогнозируемыми показателями текущего (отчётного года). Сделайте выводы.
Анализ товарооборота торговой организации за год, млн. руб.
Вид товарооборота | Факт за прошлый год | Отчётный год | Отклонение * |
прогноз | факт | от данных прошлого года | от прогноза отчётного года |
Розничный товарооборот | 2823,0 | 2893,0 | 2922,0 | | |
Примечание: в числителе – абсолютный прирост (убыль), (в тыс. руб.), в знаменателе – темп роста (в %).
ЗАДАНИЕ № 2. Проанализируйте валовой доход торговли организации за год, используя данные таблицы. Определить влияние товарооборота на сумму дохода. Сделать выводы.
Анализ валового дохода организации за отчётный год, млн. руб.
Показатель | Прошлый год | Отчётный год | Отклонение |
план | факт | от плана | от прошлого года |
Товарооборот (млн.руб.): - розн. ц. - опт. ц. Валовой доход торговли (млн. руб.) Уровень валового дохода, % Уровень торговой надбавки, % | 2823,0 2117,0 | 2893,0 2141,0 | 2922,0 2133,0 | | |
Влияние товарооборота на сумму дохода определяется умножением нормативного (прогнозируемого) уровня доходов на величину отклонения фактического товарооборота от прогнозируемого:
(т/о факт. – т/о прогн.)* УрВДт.прогн.
∆∑ВДт =
100% , где
∆∑ВДт – изменение суммы валового дохода торговли;
т/о факт., прогн. – объёмы товарооборота фактического и прогнозируемого;
УрВДт.прогн – уровень валового дохода торговли прогнозируемый.
ЗАДАНИЕ № 3. Проанализируйте влияние товарооборота торговой организации на постоянные и переменные издержки обращения, используя данные таблицы. Сделайте выводы.
Анализ влияния объёма товарооборота на издержки обращения,
млн. руб.
Показатель | Издержки обращения | Итого |
Постоянные | Переменные |
План: - сумма (млн. руб.) - уровень (% к товарообороту прогн. – 2893,0 млн. руб.) Плановые издержки обращения в пересчёте на факт. товарооборот: - сумма (млн. руб.) - уровень (% к факт. товарообороту – 2922,0 млн. руб.) Отклонение: - сумма (млн. руб.) - % к товарообороту | 419,0 419,0 | 126,0 127,4 | 545,0 546,4 |
Проанализируйте динамику показателей коммерческой деятельности, обоснуйте полученные выводы. Рассчитайте прибыль и рентабельность от реализации за период. Запланируйте основные показатели коммерческой деятельности на будущий год, используя данные таблицы.
Динамика основных показателей коммерческой деятельности торгового предприятия в сопоставимых ценах за период
Показатели | Предыдущий год | Текущий год | Индекс показателя текущего года к предыдущему | Будущий год (прогноз) |
Товарооборот, тыс. руб. | 119056 | 115325 | | |
Валовой доход, тыс. руб. Уровень валового дохода, % | 44976 37,8 | 45476 39,4 | | |
Сумма издержек обращения, тыс. руб. Уровень издержек обращения, % | 24032 20,2 | 25755 22,3 | | |
Прибыль от реализации товаров, тыс. руб. Рентабельность от реализации, % | | | | |
ОТЧЕТ по практическому занятию составляется в рабочей тетради или на отдельных листах формата А4.
-
Дайте определения понятия эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
-
Какова роль удельных и относительных экономических показателей в оценке коммерческой деятельности?
-
Назовите факторы коммерческой деятельности, оказывающие влияние на товарооборот и объем реализации товаров.
-
Динамика каких показателей влияет на формирование объема валового дохода торгового предприятия?
-
Какие основные экономические показатели характеризуют эффективность складского хозяйства торгового предприятия?
-
Перечислите исходные составляющие прибыли.
-
С какой целью в торговом предприятии устанавливают товарооборот, валовый доход и издержки обращения из расчета на одного работающего?
-
Какие расходы по осуществлению коммерческих процессов и операций занимают наибольшую долю в структуре издержек обращения?
-
Какие показатели характеризуют экономическую эффективность предприятия и отдельных видов его деятельности?
-
Что такое экономическая эффективность и экономический эффект?
-
Какие факторы влияют на уровень коммерческой эффективности?
-
Как определяется влияние на прибыль количества и структуры проданного товара?
Основная литература:
-
Синяева И. М., Жильцова О. Н., Земляк С. В., Синяев В. В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для среднего профессионального образования, –Издательство Юрайт, 2017. — 506 с. —
-
Коротких И.Ю. Основы коммерческой деятельности: Учебник для среднего профессионального образования, – М.: Академия, 2015 г.
Дополнительная литература:
-
Коробков С.Н. Сервисная деятельность, Питер, 2015 г.
-
Прокофьев С. Е., Галкин А. И., Еремин С. Г. Управление государственной и муниципальной собственностью. - 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
-
Иванов Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности . учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г.Иванов. — 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 272 с.
-
Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник / О.В. Памбухчиянц.- 7 –е изд., пераб. – М.: Издательско- торговая корпорация Дашков и К0, 2013.— 640с.
23