МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для учителей,
подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 год по физике
Число участников ЕГЭ по физике в 2019 г. составило 149 400 человек ( 98,8% выпускников 2019 года ) .
Наблюдается снижение численности участников экзамена в течение трех последних лет:
155 281 человек в 2017 г.
150 650 человек в 2018 г.
149 400 человек в 2019 г
Каждый вариант состоял из 2 частей и включал 32 задания
В часть 1 было включено:
24 задания с кратким ответом:
- 13 заданий с записью ответа в виде числа, слова или двух чисел,
- 11 заданий на установление соответствия и множественный выбор.
Задание № 21 проверяло освоение понятийного аппарата по механике, молекулярной физике, электродинамике и квантовой физике.
Последние 2 задания в части 1 оценивали сформированность методологических умений.
Задание № 24 на множественный выбор проверяло элементы астрофизики.
Каждый вариант состоял из 2 частей и включал 32 задания
Часть 2 содержала :
8 заданий ,
объединенных общим видом деятельности –
решение задач:
- 3 задания с кратким ответом
- 5 заданий с развернутым ответом:
*1 качественная задача
*4 расчетные задачи высокого уровня сложности
Средний балл ЕГЭ по физике
- 2019 г. составил 54,4
- 2018 г. составил 53,22
- 2017 г. составил 53,16
- 2016 г. составил 50,02
- 2015 г. составил
В экзаменационной работе по физике контролировались элементы содержания из всех разделов (тем) школьного курса физики:
- Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны);
- Молекулярная физика (молекулярно-кинетическая теория, термодинамика);
- Электродинамика (электрическое поле, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика;
- Квантовая физика и элементы астрофизики (корпускулярно-волновой дуализм, физика атома, физика атомного ядра, элементы астрофизики).
В течение трех лет несколько увеличивается доля слабо подготовленных участников (0–40 б) и наблюдается существенный рост доли высокобалльников (61– 100 б).
Это позволяет говорить об усилении дифференциации в подготовке выпускников: растет качество подготовки обучающихся, изучающих профильный курс физики, и снижается уровень подготовки выпускников классов с изучением курса базового уровня.
Результаты выполнения заданий по содержательным разделам школьного курса физики.
Результаты выполнения групп заданий направленных на оценку различных способов действий, формируемых в процессе обучения физике.
Диаграмма средних процентов выполнения заданий
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Применение законов и формул в типовых учебных ситуациях
Анализ и объяснение явлений и процессов
Умение анализировать и объяснять протекание различных физических явлений и процессов проверялось заданиями на соответствие (изменение величин) и на множественный выбор
(2 верных утверждений из 5 ).
В каждом варианте предлагалось по 3 задания на определение характера изменения физических величин в различных процессах: по механике, электродинамике, молекулярной или квантовой физике.
Участники экзамена успешно справились с заданиями :
по механике :
- для движения тела под углом к горизонту (50%);
- для движения искусственных спутников Земли (62%);
- на изменение сил, действующих на брусок на вращающемся диске при изменении его скорости (70%);
- на плавания тел (71%);
- на колебания пружинного маятника (64%);
по молекулярной физике:
- на изменение параметров, характеризующих работу тепловой машины (62%);
- на изменение параметров газов в различных изопроцессах (77%);
по электродинамике:
- на изменение параметров цепи постоянного тока (54%);
- на движение заряженной частицы в магнитном поле (58%); по квантовой физике:
- на изменение параметров ядра в изотопах (54%),
- на явление фотоэффекта (55%).
Анализ и объяснение явлений и процессов
Элементы астрофизики в задании 24
В основной день предлагалось
три модели заданий:
- на базе диаграммы Герцшпрунга – Рессела,
- на базе таблицы с характеристиками ярких звезд (температура поверхности, масса, радиус, средняя плотность)
- на базе таблицы с характеристиками звезд (температура поверхности, масса, радиус, название созвездия, к которому относится звезда).
С заданиями с привлечением диаграммы Герцшпрунга – Рессела справляются в среднем 66% учащихся.
При этом большинство успешно:
- сравнивает длительность «жизненного цикла» звезд различных спектральных классов главной последовательности;
- распознает по описаниям звезд их отношение к главной последовательности, красным гигантам или белым карликам;
- распознает различия в плотности красных гигантов, звезд главной последовательности и белых карликов.
С заданиями с привлечением диаграммы Герцшпрунга – Рессела
Затруднения вызывают утверждения, связанные с понятиями «светимость» и «абсолютная звездная величина». Например, к типичным ошибкам можно отнести выбор в качестве верных утверждений:
- «Чем выше температура звезды, тем больше ее светимость»
- «Чем ниже температура поверхности звезды, тем меньше ее абсолютная звездная величина».
Задания с привлечением диаграммы Герцшпрунга – Рессела
С заданиями на базе таблицы с характеристиками звезд (температура поверхности, масса, радиус, название созвездия, к которому относится звезда) справляются в среднем около 68% выпускников. Здесь затруднения были связаны с отнесением звезд по их характеристикам к красным гигантам и сверхгигантам.
Более трудными оказались задания с использованием таблицы с характеристиками звезд, в числе которых указывалась средняя плотность.
Методологические умения
Каждый вариант содержал
2 задания базового уровня сложности.
- Задание 22 проверяло умение записывать показания измерительных приборов с учетом заданной погрешности измерений. В тексте задания либо указывалось, что погрешность равна цене деления прибора, либо предлагалось конкретное значение абсолютной погрешности.
- В текущем году выпускники в целом справлялись со снятием показаний амперметров, вольтметров и динамометров.
- Но значительные затруднения вызвали задания, в которых необходимо было определить массу или длину объекта, определяемую с использованием метода рядов.
- 30%- процент выполнения этой группы заданий.
Решение задач
В каждом варианте предлагалось по 8 задач по разным темам школьного курса физики.
Задания с кратким ответом включали в себя задачи по механике, молекулярной физике и электродинамике.
В среднем выполнение по всем расчетным задачам повышенного уровня сложности составило 37%.
При этом для задач по механике – 38%;
для задач по молекулярной физике – 40%;
для задач по электродинамике – 29%.
Уровень освоения достигнут только для 2 групп задач: на движение связанных тел на нити, перекинутой через неподвижный блок, и на применение уравнения Менделеева – Клапейрона с учетом данных графика зависимости давления газа от его объема.
В механике с задачами по кинематике справляются в среднем около 44% участников, с задачами на применение закона сохранения импульса к разрыву снаряда – 45%.
Решение задач
Решение задач
Качественная задача
2 часть
2 часть
2019-2020