СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к дидактическому материалу "Дидактические игры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе рассматривается положительное влияние игр на качество усвоения программного материала учащимися при использовании в урочное и внеурочное время игры. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к дидактическому материалу "Дидактические игры"»

«Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений и понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости

и любознательности».

В. А. Сухомлинский.


Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.

Этап обучения в школе для ребенка очень сложный этап, как в психологическом аспекте, так и в физиологическом. Ведущие педагоги характеризуют данный период – как «кризис школьного возраста». Ребенок, который еще вчера был дошкольником, его ведущим видом деятельности была игра, к нему не предъявлялись никакие существенные требования. И вот все в один миг меняется. Изменяется вид деятельности с игры на учебу, к нему предъявляются существенные требования, ему приходится перестроить весь свой мир. Как же помощь ребенку в данный момент? Учитель начальных классов должен учитывать все физиологические, психологические и возрастные особенности детей 6-7 лет. И чтобы учеба для них была не в тягость, а в радость, необходимо использовать в своей педагогической практике игры.

Введение игровых форм на уроках способствует развитию познавательной деятельности младших школьников, оказывает положительное влияние на самооценку учащихся, помогает создать положительный эмоциональный настрой на работу на уроках, стимулирует положительное отношение к учебной деятельности в целом.

На своих уроках стараюсь применять разные виды дидактических игр. Одним из важных аспектов проведения дидактической игры на уроке – является стимулирование умственной активности младших школьников. Сущность дидактической игры – это решение обучающимися умственных задач, которые предложены в занимательной игровой форме, учащиеся сами находят варианты решения задач, преодолевая при этом определенные трудности, что способствует повышению умственной активности учащихся.

Игра – это средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения обучающихся. Дидактическая игра может быть организована на разных этапах урока: закрепление, обобщение, контроль знаний, на этапе устного счета, при подготовке к изучению нового материала.

Компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий обучающихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Выделяют определенные требования к организации дидактических игр:

1. Игра – форма деятельности обучающихся, в которой открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра построена на интересе, учащиеся должны получать удовольствие от игры.

Предъявляются требования к подбору игр:

1.Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения - совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.

2. Игры-путешествия - способствуют осмыслению и закреплению учебного материала.

3. Игры-соревнования - включают все виды дидактических игр, учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Выделяют несколько типов дидактических игр:

Игры-задания. В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то или перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.

Игры-разминки. Эти игры всеобще доступны, азартны, порой смешны, несерьезны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния.

Игры-упражнения. Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра - это вид деятельности, которой занимаются дети, может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством развития активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся интерес к процессу познания. Дети охотно преодолевают трудности, тренируют силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, вызывает у учеников удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В ходе дидактических игр ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы, производит анализ и синтез, делает обобщения.

Применение дидактических игр в рамках ФГОС способствует формированию у учащихся:

а) положительного отношения к школе, к учебному предмету;

б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

в) умение слушать друг друга;

г) добровольное желание расширять свои возможности;

д) раскрытие собственных творческих способностей;

е) самовыражение, самоутверждение.


Цель дидактической игры - облегчить переход от игры к учебе. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и осуществляется детьми. Дидактическая игра - это игра только для ребенка.

Дидактическая игра – это средство познания окружающего мира. В игре ребенок развивает и совершенствует свои знания, умения, навыки; изучает свойства материалов; знакомится с растениями, животными и т.д. Игра является хорошим помощником для развития умения наблюдать, расширяет круг интересов учащихся. Что полностью соответствует требованиям Стандартам нового поколения.

В жизни ребенка дидактическая игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются физические и психологические навыки, которые будут необходимы в дальнейшем: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др. Через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся внимание на уроке; она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно процесса.

На уроках математики применение дидактических игр способствует совершенствованию навыков устного счета; помогает повысить интерес учащихся к предмету; происходит отработка необходимых знаний, умений и навыков (обоснование см. в приложении 1).

Игра «Рыбалка».

Игра может быть использована на разных этапах урока, применение по разным темам урока математики и других предметов. В данном примере игра «Рыбалка» направлена на отработку навыков устного счета в пределах 10 на уроках математики в 1 классе. На этапе устного счета применение данной игры способствует формированию интереса у учащихся к уроку, помогает создать положительный настрой учащихся на работу по теме урока. Учащиеся с удовольствием помогают своему любимому герою коту Леопольду поймать рыбу и при этом отрабатывают навыки устного счета. (смотреть конверт «Рыбалка»).

Игра «Собери букет для мамы».

Игра используется на уроках математики. Детям предложено собрать букет из цветов, где в ответе получается число 5. На доске насколько примеров с разными ответами, учащимся необходимо посчитать примеры и выбрать только с ответом 5. Использовалась игра на этапе закрепления, при отработке состава числа 5. (смотреть конверт «Собери букет для мамы»).

Игра «Собери грибочки и орешки» имеет подобную структуру, что и две предыдущие. Данные игры можно использовать в разных классах на разном материале.


На уроках русского языка и литературного чтения, при знакомстве с буквами русского алфавита, применение игр способствует более прочному запоминанию изученного материала. Дети с радостью принимают участие в предложенных играх (обоснование см. в приложении 2).

Игра «Паровозик». Ребятам предлагается паровозик, в нем несколько вагонов, на каждом разное количество окошек. Перед учащимися лежат картинки. Детям надо назвать картинку, определить, сколько слогов в этом слове. Затем слово нужно поместить в вагон, где количество окон соответствует количеству слогов в слове: 1 окно – 1 слог, 2 окна-2 слога, 3 окна -3 слога, 4 окна – 4 слога.

На развитие связной речи использую игру «Составь текст по картинке». Учащимся предлагается ряд картинок, надо по картинкам составить рассказ. Сначала ученику надо правильно расположить картинки, что было сначала, а что потом. Затем по картинкам составить связный текст. Если у детей возникают трудности, то учитель при помощи наводящих вопросов помогает учащемуся.

Игра «Азбука». Учащимся предлагается пазл букв русского алфавита. При изучении букв русского алфавита учащимся предлагается собрать пазл изучаемой буквы. Ребята составляют букву, называют буку и звуки, которые она обозначает, а так же дают звуку характеристику. Идет подготовка у учащихся умения осуществлять звуко-буквенный анализ.


На уроках окружающего мира применение игр так же возможно на разном материале. Учащиеся с удовольствием принимают участие (обоснование см. в приложении 3).

Игра «Кто, где живет?». Детям предлагается три картинки: воздушная среда обитание (небо); водная среда обитания (водоем); наземная среда обитания(земля). Так же ребятам предлагаются картинки с изображение животных, растений, явлений природы, живыми и неживыми предметами, которые нас окружают. Учащемуся надо распределить карточки-лото согласно той среде обитания, кто в какой среде обитает. Например, рыбу надо поместить в водоем, облако поместим на небо, растения и животных нужно разместить на земле.

При знакомстве учащихся с дикими и домашними животными проводилась игра «Где, чей домик?». Игра формирует у детей представление о видах животных, о видах жилищ животных. можно предложить ребятам порассуждать о способах строительства жилищ животных.

При изучении темы о правилах безопасного поведения, о правилах поведения дома, в общественных местах ребятам предлагается игра «Хорошо-плохо». Дети должны оценить каждый поступок с точки зрения, что хорошо, в что плохо. Предлагается порассуждать почему этот поступок плохо, а это хороший. Формировать отношение учащихся к данному поступка, способствует формированию умения аргументировать свой поступок.

Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра на уроке не только помогает отрабатывать и закреплять определенные ЗУНы, но и приносит учащимся удовольствие от познания, показывает, что получение знаний – это не скучное занятие. Игра способствует развитию творческих способностей учащихся, помогает в интересной форме преподнести трудный материал, способствует достижению поставленных целей.

Дидактическая игра – эффективное средство развития познавательных процессов учащихся, активизация учебной деятельности, тренировка памяти, помогает формированию речевых умений, способствует стимулированию умственной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес к предмету, способствует преодолению пассивности учащихся на уроке, помогает повысить работоспособность.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего  школьного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой глубже и  ярче познается мир  и окружающая действительность.

Игра является средством воспитания и обучения младших школьников, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, когда дети играют, они активно включаются, двигаются, думают, считают и все хотят участвовать.

































Список использованной литературы


  1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1992. –215 с.

  2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

  3. Вайнер, М.Э. Коррекция поведения школьников с помощью игры // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С. 9-14.

  4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6.

  5. Запорожец, А.В. Проблемы психологии детской игры. / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1996. – 190 с.

  6. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. / В.М. Кроль. - М.: Высшая школа, 2011. – 438 с.

  7. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2010. – 286 с.

  8. Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2012. – 428 с.

  9. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987. – 97 с.

  10. Эльконин, Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1988. – 184 с.

  11. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2013. – 416 с























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Обоснование дидактических игр по математике.

  1. Дидактическая игра по математике «Рыбалка»

Возраст учащихся – 1класс

Цель: развитие вычислительных навыков учащихся; закрепление знаний состава чисел первого десятка; совершенствование умений выполнять арифметические действия – сложение и вычитание.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия с числами первого десятка; закреплять умение выполнять прибавление и вычитание чисел первого десятка с опорой на знание состава чисел.

Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, память, внимание, умение осуществлять синтез, анализ информации, умозаключения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к математике.


Игра «Рыбалка».

Игра может быть использована на разных этапах урока, применение по разным темам урока математики. В данном примере игра «Рыбалка» направлена на отработку навыков устного счета в пределах 10 на уроках математики в 1 классе. На этапе устного счета применение данной игры способствует формированию интереса у учащихся к уроку, помогает создать положительный настрой учащихся на работу по теме урока. Учащиеся с удовольствием помогают своему любимому герою коту Леопольду поймать рыбу и при этом отрабатывают навыки устного счета. (смотреть конверт «Рыбалка»).

Ход игры.

На доске картинка кота Леопольда; ведро, на котором прикреплена цифра; рыбки, на которых прикреплены примеры на сложение и вычитание в пределах10. Детям необходимо посчитать примеры и разложить их в ведра согласно числу, которое получили в ответе.

- Ребята, помогите коту Леопольду поймать рыбу и разложить ее в ведра согласно ответу, который получится при решении примера на рыбке.

Дети по очереди выходят к доске, читают пример, вычисляют, называют ответ и говорят, в какое ведро поместят рыбу, аргументируют свой ответ.


  1. Дидактическая игра по математике «Собери букет для мамы»

Возраст учащихся – 1класс

Цель: развитие вычислительных навыков учащихся; закрепление знаний состава чисел первого десятка; совершенствование умений выполнять арифметические действия – сложение и вычитание.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия с числами первого десятка; закреплять умение выполнять прибавление и вычитание чисел первого десятка с опорой на знание состава чисел.

Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, память, внимание, умение осуществлять синтез, анализ информации, умозаключения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к математике.


Игра «Собери букет для мамы».

Игра используется на уроках математики. Детям предложено собрать букет из цветов, где в ответе получается число 5. На доске насколько примеров с разными ответами, учащимся необходимо посчитать примеры и выбрать только с ответом 5. Использовалась игра на этапе закрепления, при отработке состава числа 5. (смотреть конверт «Собери букет для мамы»).

Ход игры.

На доске прикреплена ваза с цифрой, которая должна получиться в ответе; цветы с примерами на сложение и вычитание чисел в пределах 10. Учащимся предлагается решить примеры и поместить в вазу только те примеры, в ответе которых получается заданное число.

- Ребята, предлагаю вам собрать букет для мамы. Поместите в вазу примеры с ответом …

Дети по очереди выходят к доске, читают пример, вычисляют, называют ответ и говорят, какие цветы пригодятся для букета, аргументируют свой ответ.


  1. Дидактическая игра по математике «Собери грибочки и орешки»

Возраст учащихся – 1класс

Цель: развитие вычислительных навыков учащихся; закрепление знаний состава чисел первого десятка; совершенствование умений выполнять арифметические действия – сложение и вычитание.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умения детей выполнять арифметические действия с числами первого десятка; закреплять умение выполнять прибавление и вычитание чисел первого десятка с опорой на знание состава чисел.

Развивающая: развивать вычислительные навыки учащихся, память, внимание, умение осуществлять синтез, анализ информации, умозаключения.

Воспитывающая: воспитывать интерес к математике.


Игра «Собери грибочки и орешки» имеет подобную структуру, что и две предыдущие. Данные игры можно использовать в разных классах на разном материале.

Ход игры.

На доске размещены две картинки белочка и ежик. У каждого героя корзинка, на которой прикреплено число. Так же на доске прикреплены грибочки и желуди с примерами на сложение и вычитание. Учащимся надо решить примеры и поместить грибочки ежику в корзину, а желуди в корзину белочке.

- Ребята, помогите белочке и ежику собрать все грибочки и желуди. Дети решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10, распределяют грибочки ежику, а желуди белочке. Дети по очереди выходят к доске, читают пример, вычисляют, называют ответ и говорят, аргументируют свой ответ.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Обоснование дидактических игр по русскому языку.

  1. Дидактическая игра по русскому языку «Паровозик»

Возраст учащихся – 1 класс

Цель: развивать умение определять количество слогов в слове; отрабатывать знание способа деления слов на слоги (сначала способом «прохлопывания», затем с опорой на правило «сколько в слове гласных – столько и слогов»); развивать умение осуществлять звуко-буквенный анализ слов.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умения детей выполнять деление слов на слоги; закреплять умение осуществлять деление слов на слоги.

Развивающая: развивать умение осуществлять звуко-буквенный анализ слов; умение распознавать слоги в словах, определять их границу.

Воспитывающая: формировать умение правильно произносить слова; воспитывать интерес к своему родному русскому языку.


Игра «Паровозик». Ребятам предлагается паровозик, в нем несколько вагонов, на каждом разное количество окошек. Перед учащимися лежат картинки. Детям надо назвать картинку, определить, сколько слогов в этом слове. Затем слово нужно поместить в вагон, где количество окон соответствует количеству слогов в слове: 1 окно – 1 слог, 2 окна-2 слога, 3 окна -3 слога, 4 окна – 4 слога.

Ход игры.

На доске прикреплен паровозик, в нем 4 вагона (можно брать только один, два или три вагона). Рядом расположены карточки с картинками. Задача ребят определить количество слогов в слове и распределить слова согласно количеству слогов.

- Ребята, предлагаю вам заполнить паровозик пассажирами. В качестве пассажиров выступают слова. Вам необходимо определить количество слогов в слове и поместить слово в тот вагон, сколько в нем слогов.

Дети по очереди выходят к доске, произносят слово, осуществляют деление слов на слоги, помещают слово в свой вагон, в зависимости от количества слогов.


  1. Дидактическая игра по русскому языку «Составь текст по картинке».

Возраст учащихся – 1 класс

Цель: формировать умение учащихся составлять текст по серии сюжетных картинок; развивать умения составлять связный текст, описывать ситуацию, которая изображена на картинке.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умения детей составлять текст по серии сюжетных картинок; учить составлять связный текст.

Развивающая: развивать умение составлять правильно предложения; развивать умение составлять связный текст по серии сюжетных картинок, умение озаглавливать текст.

Воспитывающая: формировать умение правильно произносить слова, предложения; воспитывать интерес к своему родному русскому языку.


На развитие связной речи использую игру «Составь текст по картинке». Учащимся предлагается ряд картинок, надо по картинкам составить рассказ. Сначала ученику надо правильно расположить картинки, что было сначала, а что потом. Затем по картинкам составить связный текст. Если у детей возникают трудности, то учитель при помощи наводящих вопросов помогает учащемуся.

Ход игры.

Перед учеником на парте лежит ряд картинок, объединенных одним сюжетом.

- Рассмотри картинки. Расположи их в правильном порядке. Как ты думаешь, какую картинку поставим первой? Почему? Что происходило потом? Какая картинка будет завершать наш рассказ?

После того, как ребенок расположил картинки в правильной последовательности. Учитель предлагает составить рассказ по картинкам.

- Составь, рассказ по серии картинок.

-С чего начинается рассказ?

- Что произошло потом?

- Как поступил герой рассказа?


  1. Дидактическая игра по русскому языку «Азбука».

Возраст учащихся – 1 класс

Цель: закреплять зрительный образ изучаемых букв; формировать умение определять букву по ее контуру; закреплять знания учащимися букв русского алфавита.

Задачи:

Образовательная: совершенствовать умения учащихся составлять и определять буквы алфавита.

Развивающая: развивать умения собирать букву из пазлов; развивать память, внимание учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку.


Игра «Азбука». Учащимся предлагается пазл букв русского алфавита. При изучении букв русского алфавита учащимся предлагается собрать пазл изучаемой буквы. Ребята составляют букву, называют буку и звуки, которые она обозначает, а так же дают звуку характеристику. Идет подготовка у учащихся умения осуществлять звуко-буквенный анализ.

Ход игры.

Ученикам выдается картинка буквы, которая разрезана на несколько частей. Ребятам надо собрать из пазлов картинку своей буквы.

- Ребята, Незнайка хочет с Вами поиграть. Он вырезал буквы, а они рассыпались. Вам надо собрать буквы русского алфавита.

Учащиеся получают по разрезанной пазл-картинке букв русского алфавита. Вам необходимо собрать правильно образ буквы.










ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Обоснование дидактических игр по окружающему миру.

  1. Дидактическая игра по окружающему миру «Кто, где живет?»

Возраст учащихся – 1 класс

Цель: формировать умение учащихся проводить анализ и синтез информации согласно заданным критериям; закреплять знания учащихся о среде обитания представителей живой и неживой природы, умение распределять согласно критериям.

Задачи:

Образовательная: закреплять знания учащихся о предметах живой и неживой природы; закреплять умение приводить примеры представителей живой и неживой природы и называть среду обитания.

Развивающая: развивать умение сортировать информацию согласно заданному критерию; распределять предметы согласно заданному критерию; развивать внимание, мышление учащихся.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к природе, желание помогать природе и ее обитателям.


Игра «Кто, где живет?». Детям предлагается три картинки: воздушная среда обитание (небо); водная среда обитания (водоем); наземная среда обитания (земля). Так же ребятам предлагаются картинки с изображение животных, растений, явлений природы, живыми и неживыми предметами, которые нас окружают. Учащемуся надо распределить карточки-лото согласно той среде обитания, кто в какой среде обитает. Например, рыбу надо поместить в водоем, облако поместим на небо, растения и животных нужно разместить на земле.

Ход игры.

На столе перед детьми лежит картинка, на которой расположены три среды обитания представителей живой и неживой природы. Так же на столе лежат карточки с картинками, на которых изображены предметы живой и неживой природы.

- Ребята, рассмотрите внимательно картинки и расположите их согласно среде обитания, в которой они живут (обитают).

Учащиеся рассматривают внимательно все расположенные на столе картинки и затем разлаживают их согласно среде обитания. Например, рыбу надо поместить в водоем, облако поместим на небо, растения и животных нужно разместить на земле.


  1. Дидактическая игра по окружающему миру «Где, чей домик?»

Возраст учащихся – 1 класс

Цель: формировать у учащихся представления о видах животных, о том, кто, где живет, о видах жилищ животных и о способах их построения.

Задачи:

Образовательная: закреплять знания учащихся о видах животных; формировать представление о видах жилищ животных и о способах их построения.

Развивающая: развивать память, внимание, мышление; развивать умение определять виды жилищ и животных, которые в них обитают, умение различать диких и домашних животных.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе; способствовать расширению кругозора учащихся о природе.


При знакомстве учащихся с дикими и домашними животными проводилась игра «Где, чей домик?» Игра формирует у детей представление о видах животных, о видах жилищ животных, можно предложить ребятам порассуждать о способах строительства жилищ животных.

Ход игры.

На столе лежат карточки с животными и карточки с видами домиков животных.

- Ребята, у животных случилась беда – они забыли, как выглядят их домики. помогите животным найти свой домик.

Дети работаю в паре, совещаются, выбирают каждому животному подходящее для него жилище. Затем следует провести беседу о том, кто как строит свой домик, с целью расширения кругозора учащихся 1 класса.


  1. Дидактическая игра по окружающему миру «Хорошо-плохо»

Возраст учащихся – 1 класс

Цель: формировать у учащихся представление о том, что хорошо и что плохо; формировать представление о плохих поступках и хороших; формировать навыки безопасного поведения.

Задачи:

Образовательная: закреплять знания учащихся о правилах безопасного поведения; формировать представления учащихся о положительных и отрицательных поступках.

Развивающая: развивать умение проводить анализ ситуации с целью выбора плана действия; развивать умение проводить отбор положительных и отрицательных поступков.

Воспитывающая: воспитывать умение соблюдать правила безопасного поведения; проводить анализ ситуации с целью выбора дальнейшего маршрута; формировать мотивацию на совершение положительных поступков и «пресекания» отрицательных.


При изучении темы о правилах безопасного поведения, о правилах поведения дома, в общественных местах ребятам предлагается игра «Хорошо-плохо». Дети должны оценить каждый поступок с точки зрения, что хорошо, в что плохо. Предлагается порассуждать почему этот поступок плохо, а это хороший. Формировать отношение учащихся к данному поступка, способствует формированию умения аргументировать свой поступок.

Ход игры.

Пере тобой на столе лежат картинки. Внимательно их рассмотри. Скажи что здесь хорошо, а что плохо? Почему ты так думаешь? Отметь хорошие поступки зеленой галочкой, а плохие поступки красны крестиком. Аргументируй свой ответ. Как ты думаешь, можно ли так поступать? Почему? Что ты можешь сделать, чтобы предотвратить такую ситуацию?

Учащиеся рассматривают картинки, осуществляют анализ полученной информации, проводят аналогии «что хорошо, а что плохо», анализируют ситуации, говорят, как надо поступать и что надо сделать, чтобы не повторить таких ситуаций.