СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской работы учащихся начальной школы "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской работы учащихся начальной школы "»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы













г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Слесарева К. А. – студентка 21П-3 группы отделения

«Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.






































Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены организации проектной и исследовательской работе с обучающимися начальной школы. В данном сборнике рассмотрены назначение, специфика и структура исследовательской и проектной деятельности. Типичные ошибки при выборе тем, как правильно ставить цель, задачи и гипотезу исследования. Рассмотрены методы исследования, а также предоставлены паспорта исследования и проектные задачи.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, родителям и студентам, обучающимся по специальности начальных классов.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.







Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах. 9

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ. 13

1.4. Паспорт исследования №1 «Воздушный шар с секретом» 14

1.5. Паспорт исследования №2 «Чипсы «Lays»: любимое лакомство или вредный продукт» 18

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность 23

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 23

2.2. Проектная задача «Путешествие в Китай» для обучающихся 4 класса 32

2.3. Проектная задача «Системы органов человека» 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 52







РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследование – это научный текст, в котором описывается процесс изучения и результаты изучения какого-либо вопроса. (С.И. Ожегова).

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. (Н.А.Семёнова).

Исследовательская деятельность учащихся – это один из методов обучения, путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение (нахождение путей решения для получения нового знания и продукта деятельности). (О.А.Зубова).

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом, мы опираемся на пункт «Работа с информацией».

Основные требования:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. [1]

Целью исследовательской деятельности является привитие интереса учащихся к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни и помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. [2]

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [2]

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования - эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования - это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

• выбор темы;

• постановка цели и задач;

• гипотеза исследования;

• организация исследования;

• подготовка к защите и защита работы.

Для выбора темы учащемуся необходимо ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- Чем занимаешься в первую очередь?

- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

- По каким предметам хорошие отметки?

- О чём хочешь узнать больше?

- Чем можешь гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Во время выполнения исследовательской деятельности учащиеся приобретают следующие умения:

  1. находить информацию для своих исследований;

  2. проводить анкетирование, опрос или эксперимент;

  3. подбирать подходящие фотографии для своего исследования;

  4. оформлять готовый материал;

  5. публично выступать с результатами своего исследования.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультирует;

• отслеживает выполнение плана;

• решает оперативные вопросы;

• помогает в предварительной оценке проекта;

• участвует в подготовке презентации;

• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребёнку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребёнок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Таким образом, в современной школе важное место занимает исследовательская деятельность. Она даёт возможность осознать обучающимся свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, планировать, анализировать и делать выводы, на основе полученных данных. А также открывать возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательским работам.

    1. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах.

Любая исследовательская работа начинается с определения темы исследования.

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. Для уточнения проблемы можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Выбор темы - это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины. Существуют правила выбора темы исследования, вот некоторые из них:

- тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд;

- тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

В статье «Как выбрать тему исследования» выделяются типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования: [4]

  1. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

  2. Тема зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.

  3. Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

В ходе проверки некоторых детских исследовательских работ были выделены примеры типичных ошибок, например, во многих работах была выбрана тема, которая в данный момент не так актуальна. Также темы были подобранны не в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как делать, для этого определяют задачи исследования.

По словарю С.И. Ожегова, задача – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя. Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…, комплекс заданий….

Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

- содержит предположение;

- проверяема, подтверждена;

- является логически непротиворечивой;

- является реально опровергаемое или доказуемой.

В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.

    1. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Тема исследования актуальна.

0-1

Тема исследования соответствует содержанию.

0-1

Тема исследования соответствует возрасту.

0-1

Цель исследования соответствует теме.

0-1

Задачи соответствуют поставленной цели.

0-2

Исследование содержит гипотезу.

0-1

Гипотеза подтверждена аргументами.

0-1

Последовательность соответствует содержанию проведения исследования.

0-1

Методы соответствуют сформулированным задачам работы.

0-1

Исследователь ссылается на научные источники.

0-1

Текст работы представлен в научном стиле.

0-1

Результаты соответствуют заявленной цели.

0-1

Вывод соответствует результатам исследования.

0-1

В работе присутствует список использованной литературы.

0-1

Работа оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.

0-1

ИТОГО

16



0 – критерий не проявляется;

1 – критерий проявляется в полной мере.

    1. Паспорт исследования №1 «Воздушный шар с секретом» Автор: Слесарева Кристина Алексеевна группа 21П-3

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Воздушный шар с секретом

2

Актуальность исследования

  1. Выявление способов надувания воздушного шара;

Открытие нового способа надувания воздушного шара.

3

Проблема исследования

Какие существуют способы надувания воздушного шара

4

Объект исследования

Воздушный шар

5

Цель исследования

Цель учителя: организация деятельности учащихся 3 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Воздушный шар с секретом».


Цель ученика: узнать новые способы надувания воздушного шара.


6

Задачи исследования

1. Прочитать и изучить литературу по теме исследования о воздушных шариках;

2. По инструкции провести опыт с воздушным шаром;

3. Заполнение карты наблюдателя.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что при взаимодействии столового уксуса и соды, выделится углекислый газ, который надует шарик.

8

Методы исследования

1. Анализ;

2. Опыты;

3. Анализ и обобщение.

9

Тип исследования

Краткосрочный, групповой, межпредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- выбор темы исследования;

- определение цели исследования;

- определение задач исследований;

- определение методов исследований.

2. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ

- изучение и анализ литературы по выбранной теме.

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

- выдвижение гипотезы исследования;

- проверка гипотезы с помощью опытов.

4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

- анализ полученных результатов;

- формулировка выводов по проделанной работе.

5. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

- презентация полученных результатов.

6. РЕФЛЕКСИВНЫЙ

- подведение итогов проделанной работы;

- выделение возникших трудностей;

- выделение успешных моментов проделанной работы.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

1 этап - начало исследования;

Первый воздушный шарик появился только в середине 19 века в Англии. Он был изобретен известным ученым, исследователем электричества, профессором Королевского университета Майклом Фарадеем. Но создал он их не для того, чтобы раздавать детям или торговать на ярмарках. Просто он экспериментировал с водородом. Интересен способ, которым создавал Фарадей свои воздушные шары. Он вырезал два куска каучука, накладывал их друг на друга, склеивал по контуру, а посредине насыпал муку, чтобы стороны не липли друг к другу. «Каучук»- чрезвычайно эластичен, поэтому при наполнении мешочков из него газом, они становились прозрачными и приобретали подъемную силу. Лет через 80 после этого открытия, научный мешочек для водорода превратился в популярную забаву. Шары стали широко использоваться во время проведения городских праздников. За счет наполнявшего их газа они могли подниматься вверх — и это очень нравилось публике, еще не избалованной ни воздушными полетами, ни другими чудесами техники. Мы не всегда знаем все способы надувания воздушного шара, а это необходимо для обогащения знаний в предметной области химии. Какой вы знаете самый известный способ надувания воздушного шара? …Сегодня мы исследуем способ надувания воздушного шара питьевой содой, столовым (70%) и яблочным (6%) уксусом с помощью пластиковой бутылки.

2 этап - основная часть исследования;

В основе способа лежит взаимодействие столовой уксусной кислоты с питьевой содой.

В бутылку из-под воды необходимо налить столовый уксус. В воздушный шар насыпать питьевую соду. После чего, шар нужно плотно надеть на горлышко бутылки и перевернуть шарик, чтобы сода из шарика попала в бутылку и произошла химическая реакция между содой и уксусом.

Вывод: когда эти два компонента смешиваются между собой, происходит химическая реакция. Выделяется углекислый газ. Он поднимается вверх, заполняет пространство шарика.

В основе способа лежит взаимодействие столовой уксусной кислоты с питьевой содой.

3 этап - заключительная часть исследования.

Гидрокарбонат натрия относится к базовым порошкообразным веществам. Уксус представляет собой раствор уксусной кислоты в воде. С гидрокарбонатом натрия взаимодействует уксусная кислота, этот процесс именуется реакцией нейтрализации. В ходе реакции образуются следующие вещества:

1. Углекислый газ;

2. Соль;

3. Вода.

По мере протекания реакции, объем углекислого газа увеличивается внутри тары. Он заполняет пространство полностью. Не помещаясь в заданном объеме, он начинает оказывать давление на стенки материала. Это способствует быстрому растягиванию резины. Таким образом уксус и сода надувают воздушный шарик. Воздух легче углекислого газа. Поэтому надутый декоративный шарик не взлетает.

12

Оборудование для проведения исследования

Бутылка из-под воды, шар, сода, уксус столовый, ложка, воронка, перчатки, листы наблюдения.

13

Продукт исследования

Надутый углекислым газом шар

14

Перспектива исследования

  1. Выступление на школьной конференции;

  2. Выступление на городской конференции;

Отправление исследовательской работы на всероссийские конкурсы, конференции.

15

Используемые источники

https://hvatalkin.ru/opyty/sharik-soda-uksus

https://www.maam.ru/detskijsad/yeksperimentalnaja-dejatelnost-detei-opyt-pochemu-sharik-nadulsja.html

https://laura-mz.livejournal.com/1445379.html





































    1. Паспорт исследования №2 «Чипсы «Lays»: любимое лакомство или вредный продукт»

В качестве дополнительного примера прикладываю паспорт исследования моей одногруппницы Третьяковой Елизаветы на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт».

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт»

2

Актуальность исследования

Большинство детей и взрослых любят и предпочитают есть чипсы нежели, например, фрукты. В настоящее время в магазинах можно купить разные виды чипсов, которые привлекают внимание покупателей своей яркой красочной упаковкой. Меня это тоже привлекает. Большинство моих одноклассников во время перекуса отдают предпочтение чипсам. Быстро перекусить и насытиться «этим удовольствием» не всегда бывает полезно. По телевизору я увидела список продуктов, которые несут вред нашему организму. Учёные определили 10 худших продуктов, которые гарантированно приводят к проблемам с весом, сбоям в работе организма и даже могут отразиться на здоровье потомков. И на первом месте по статистике находятся чипсы и картофель фри. Мне говорили родители, что они вредные, но я всё равно их любила.

И я решила разобраться, в чём вред чипсов. Провела опрос среди одноклассников и сверстников.


Исходя из данных опроса было выявлено, что 48,3% в своём рационе питания очень часто употребляют чипсы, а 17,2% - каждую неделю или даже месяц покупают себе чипсы.


Единственный аргумент, который можно привести в пользу картофельных перекусов – их замечательный вкус. Опрошенные считают, что чипсы приносят вред организму человека, но некоторые считают, что чипсы и пользу могут приносить. С этим я и решила разобраться.

3

Проблема исследования

Основываясь на результатах исследования потребительских предпочтений на рынке снеков в России, россияне не беспокоятся за своё здоровье и большое количество людей приобретает чипсы «Lаy`s».

Таким образом, проблема исследования: чипсы «Lаy`s» - вред или польза?

4

Объект исследования

Чипсы «Lay’s».

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности по формированию исследовательских действий учащихся 2 класса по теме «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт».

Для ученика: выявить наличие у чипсов «Lаy`s» веществ, которые приносят вред организму человека.

6

Задачи исследования

  • Собрать информацию по данной проблеме.

  • Проанализировать теоретическую литературу по теме исследования.

  • Провести опрос у одноклассников и сверстников на данную тему.

  • Провести экспериментальное исследование с целью опровержения или подтверждения гипотезы.

  • Сформулировать выводы.

  • Заполнить таблицу исследования.

7

Гипотеза исследования

Предполагаю, что состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ.


8

Методы исследования

Анализ литературы, опрос, эксперимент, обобщение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный (окружающий мир).

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный: определение темы, проблемы, объекта, цели и задач исследования, подбор методов, составление плана.

  2. Теоретический: опрос одноклассников и сверстников на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт», сбор информации по данной теме, анализ интернет ресурсов.

  3. Практический: формулировка гипотезы, проведение экспериментов.

  4. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов, создание таблицы исследования.

  5. Презентационный: выступление.

  6. Рефлексивный: провести анализ проделанной работы, выявить положительные стороны, а также затруднения.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить наличие у чипсов «Lаy`s» веществ, которые приносят вред организму человека.


Ход исследования:

1. Проведение опроса одноклассников и сверстников на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт», который состоит из двух вопросов:

- Как часто Вы едите чипсы?

- Как Вы считаете, чипсы приносят вред или пользу организму человека?

2. Мною были подобраны эксперименты, которые помогли выяснить вредные вещества чипсов.

3. Ознакомление с таблицей исследования и алгоритмами работы.

4. Проведение опыта №1 «Определение жиров».

Оборудование: чипсы, бумага А4, защитные перчатки, влажные салфетки.

Алгоритм работы:

1. Возьмите лист бумаги А4.

2. Возьмите один чипс и положите его на лист бумаги А4.

3. Согните лист пополам, раздавив испытуемый образец.

4. Разверните лист и рассмотрите его. Заметили ли вы на нём что-нибудь интересное? Сделайте вывод, записав в таблицу.

5. Опыт №2 «Определение крахмала».

Оборудование: чипсы, бумага А4, спиртовой раствор йода, защитные перчатки, влажные салфетки.

Алгоритм работы:

1. Возьмите спиртовой раствор йода и аккуратно его откройте.

2. Возьмите ватную палочку, обмокните её в йод.

3. Нанесите спиртовой раствор йода на ломтик чипса.

4. Подождите 1-2 минуты.

5. Какие изменения вы заметили? Сделайте вывод, записав в таблицу.


6. Опыт №3 «Определение количества соли».

Оборудование: чипсы, ложка, вода, глубокая ёмкость, защитные перчатки, влажные салфетки.

Алгоритм работы:

1. Возьмите ёмкость.

2. Раскрошите чипсы, положите их в ёмкость и залейте водой.

3. Размешайте ложкой.

4. Через 1-2 минуты попробуйте воду.

5. Какой вода оказалась на вкус? Сделайте вывод, записав в таблицу.


7. Опыт №4 «Горение чипсов». (под руководством учителя).

Оборудование: спички, пинцет, глубокая ёмкость, чипсы, фартук, защитная маска для глаз, перчатки.

Алгоритм работы:

Попросите учителя помочь вам в проведении данного опыта.

1. Подожгите ломтик чипсов.

2. Какой запах вы почувствовали? Сделайте вывод, записав в таблицу.


8. Формулировка выводов. Возвращение к гипотезе.

Предполагаемый общий вывод исследования: наша гипотеза подтвердилась. Состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ: масла и крахмала, соли, а также опасного вещества, являющегося ядом для нашего организма. Исходя из полученных данных, мы исключили чипсы из нашего рациона питания, потому что не хотим погубить своё здоровье.


12

Оборудование для проведения исследования

Чипсы «Lay’s», бумага А4, спиртовой раствор йода, ложка, вода, глубокая ёмкость, спички, пинцет, фартук, защитная маска для глаз, защитные перчатки, влажные салфетки.


13

Продукт исследования

Таблица исследования.


14

Перспектива исследования

Таблица исследования может быть использована в:

1) проведении акции (деление опытом исследования, раздача ярких листовок с таблицей, демонстрирующей влияние чипсов на организм человека);

2) помощи организации мероприятия «Здоровый образ жизни» (создание плаката, содержащего информацию из таблицы и представленную в виде рисунков);

3) личной жизни обучающихся.


15

Используемые источники

https://03nvkz.ru/2023/05/29/топ-10-самых-вредных-продуктов/

https://iom.anketolog.ru/2021/06/04/chipsy - «Какие чипсы вкуснее? Рейтинг популярных торговых марок / Анкетолог».

https://moluch.ru/young/archive/5/253/ - «Молодой учёный. Чипсы для здоровья — мина замедленного действия?».

https://72.rospotrebnadzor.ru/content/465/98060/#:~:text=Картофель%20фри%2C%20чипсы%2C%20хлеб%20из,и%20сахарами%2C%20во%20время%20нагревания – «Что такое акриламид?».

https://svetin-160.ucoz.com/issledovat/mozhno_li_detjam_est_chipsy.pdf

https://school-science.ru/3/1/32491


РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность
    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко). [6]

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.[6]

Существуют различные классификации проектов. По методу деятельности проекты могут быть:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

- мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

- краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. [6]

Основные требования к проекту.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1.  Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. [6]

Формы продуктов проектной деятельности.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна​чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про​екта.

Приведем перечень возможных продуктов про​ектной деятельности:

Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1)​ дневник путешествия по римским провинциям эпохи распа​да Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собствен​ным комментарием);

2)​ популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с ре​комендациями и видеофильм);

3)​ частотный словарь английского молодежного сленга;

4)​ главы из учебника будущего «Биология и экология»; [6]

Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1). [3]

Таблица 1 «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта»

Учащийся

Учитель

Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования

Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося

Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося

Еще необходимо отметить, что умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных либо исследовательских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в таблице 2. [5]

Таблица 2 "Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ".

Проект

Исследование

Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства

Максимально вдумчиво проверять результаты наблюдений и экспериментов, не подтверждающих заранее выдвинутую гипотезу

Оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности

Оценивать успешность выполнения исследования по степени достоверности полученных результатов

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюдениями, понимая, что это материал для будущих исследований



Сравнительная таблица проекта и проектной задачи.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

1-3 класс: формирование разных способов учебного сотрудничества.

4 класс: формирование способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Цель детская

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Разрешить поставленную задачу на основе известных способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия.

2

Продолжительность

От урочных до годичных

На решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач - по два урока ежедневно в течение недели.

3

Форма организации

Индивидуальные или групповые

Групповая (реже парная)

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  1. Анализ ситуации.

  2. Выявление дефицитов.

  3. Оценка необходимости восполнения дефицита.

  4. Постановка (принятие) цели действия.

  5. Поиск средств, возможных путей решения.

  6. Выбор средств решения проблемы.

  7. Решение проблемы.

  8. Анализ полученного результата.

Представление окружающим полученного результата.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Выполняют несколько взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу.

Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт.

Получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта).

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Качественное изменение самого ребёнка (группы детей)

не предсказуем

Отсутствие жестко определенного "ответа"

реальный продукт, который можно представить другим.

реальный продукт (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть "оторван" от самой задачи и жить своей жизнью.

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2.Поисковые (исследовательские)

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки.

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  2. Ставить и удерживать цели.

  3. Планировать свою деятельность.

  4. Моделировать (представлять способ действий в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  5. Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  6. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Младшеклассники (начальная школа)



    1. Проектная задача «Путешествие в Китай» для обучающихся 4 класса. Автор: Слесарева Кристина Алексеевна группа 21П-3

Задание 1. Ученики «Средней школы 154» отправляются в Пекин на весенние каникулы в период с 25 марта по 1 апреля. После долгих обсуждений, была выбрана компания Аэрофлот, на которой ученики полетят в другую страну. Цена одного взрослого билета составляет 19 800 рублей, а цена детского билета идёт со скидкой в 30%. Сколько денег понадобится туристической группе, если в Пекин полетит один учитель, два соправождающих и 11 учеников. Заполни таблицу.

Возрастная категория

Количество пассажиров

Стоимость билета на одного пассажира

Стоимость билетов на количество участников возрастной категории

Сумма всех билетов

Взрослые






Дети



















Задание 2. Перед тем, как собирать чемоданы, необходимо узнать, какая погода их ждёт в Пекине в период с 25 марта по 1 апреля. Чтобы данные были наиболее точны, путешественники посмотрели погоду за пару дней до вылета. Находясь в поисках достоверного сайта о климате страны и его особенностях, Марина Витальевна наткнулась на интересную статью, в которой говорилось…

«Размеры Китая определяют разнообразие его климата, как и рельеф – от востока к западу он понемногу понижается, и именно из-за этого на большей части страны климат резко континентальный, с жарким влажным летом и холодной сухой зимой.

Самое благоприятная пара для туриста считается весна и осень. Весной не ожидается осадков из снега или дождя, поэтому, можете смело взять зонт и положить его в дальний ящик. Дождевик тоже принесёт много пользы, но не в Китае весной. Солнечные очки лучше не брать без футляра и специальной салфетки, они могут испачкаться. А вот ветровку точно не стоит брать, если вы хотите замерзнуть и заболеть. Возьмите с собой ватные штаны, если хотите, чтобы на вас косо смотрели. Не бери с собой путеводитель и разговорник, если вы хотите заблудиться и не найти контакт с коренным жителем страны. А ещё, варежки, валенки, пуховик, шапку ушанку и теплый плед не забудьте взять и убрать в шкаф, потому что, когда вы вернётесь в Россию, уже будет тепло.

Весной в Китае очень хорошо, но не забывайте, что вы находитесь не дома и вам нужно уважать культуру и традиции страны, в которую вы приехали.»

Используя текст, составь список вещей, которые тебе точно понадобятся в Пекине и добавь три необходимых вещи на свой выбор, о которых не говорится в тексте.

Основной багаж

Дополнительный багаж








Задание 3. Чтобы не терять время в Китае, ребята решили ещё перед отъездом посмотреть в интернете информацию про местные достопримечательности и составить топ 4 самых популярных мест Китая.

«Великая Китайская стена пролегает через северные регионы современного Китая и относится к крупнейшим архитектурным памятникам не только Поднебесной, но и всего мира. По официальным данным, общая протяженность Великой Китайской стены с учетом всех ее ответвлений составляет 8851,9 км. Однако некоторые исследователи склонны считать, что на самом деле она почти в два с половиной раза длиннее – 21 тыс. км. Стоимость экскурсии, по самой длинной крепости мира, составляет 550 рублей с человека. Посещение туристов имеет ограничение до 53000 в день, иначе стена начнет разрушаться. Исходя из этого в год возможно посещение до 1.934 миллиона туристов.

Столица Китая город Пекин – очень древний город. Основная достопримечательность  современного Пекина - огромнейших размеров императорский дворец под названием «Запретный город». Название объясняется тем, что никто без разрешения правителя не мог войти или покинуть дворец. Запретный город был выстроен в 1420 году в самом центре Пекина. Запретный город – самый крупный дворцовый комплекс в мире, он занесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества. В наше время, попасть в запретный город не составляет никакого труда. Запретный город ежегодно посещают около 7 миллионов человек. Стоимость проходного билета составляет 700 рублей с человека.

Дворец Потала построен на одноимённой горе и занимает первое место в рейтинге высокогорных дворцов Китая. Он расположен на высоте 3767 м над уровнем моря в городе Лхасе, который находится в китайском автономном районе Тибет, и являлся домом для 10 разных Далай-лам более 300 лет. В год дворец посещают около 700 тыс. человек. Стоимость одного билета составляет 300 рублей. Здание было построено в 1645 году, но с 637 года здесь уже находилась крепость. С 1994 года здание находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Национальный парк Цзючжайгоу расположен на юго-западе Китая в северной части провинции Сычуань. Площадь парка составляет 720 кв. км. В год, полюбоваться красотами парка приезжает около 900 тыс. человек. Он является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и Всемирным биосферным заповедником. Стоимость билета составляет 670 рублей с человека. Высота варьируется от 2000 до 4500 м. Цзючжайгоу славится своими красивыми цветными озерами, многочисленными многоуровневыми водопадами и вершинами, часто покрытыми снегом. Парк действует с 1972 года, и является популярным районом экологического туризма в КНР.»











Используя данные из текста, заполни таблицу. Укажи достопримечательности Китая в порядке убывания по количеству туристов, которые посещают данное место в год.

Достопримечательность

Чем славится

Сколько человек в год посещают

Стоимость билета за одного человека























Задание 4. У каждого из учеников выделена сумма в размере 1500 рублей на поход по музеям и другим достопримечательностям Китая. Используя таблицу из задания 3 и таблицу из задания 4, в которой указана сумма на проезд, посчитай и выбери достопримечательности, на которые ребятам хватит денег.

Достопримечательность

Сумма проезда

Великая Китайская стена

50 рублей в одну сторону

Запретный город

40 рублей в одну сторону

Дворец Потала

40 рублей в одну сторону

Национальный парк Цзючжайгоу

70 рублей в одну сторону





Составь смету в виде таблицы, в которой должны быть указаны:

1) Достопримечательность

2) Сумма билета за вход на всех членов туристической группы

3) Сумма билета за проезд на всех членов туристической группы

5) Общая сумма за посещение одной достопримечательности

6) Общая сумма за посещение всех выбранных достопримечательностей

Пример:

Достопримечательность

Сумма билета за вход на всех членов туристической группы

Сумма билета за проезд на всех членов туристической группы

Общая сумма за посещение одной достопримечательности

Общая сумма за посещение выбранных достопримечательностей




















Задание 5. Каждому путешественнику необходим путеводитель, в котором будут указаны интересные маршруты и факты о стране.

Оформи путеводитель в форме буклета. Укажи всю важную информацию о Китае, которую ты узнал.



Поднебесная страна-Китай












-Каждая группа выходит представлять свой буклет о Китае. За каждую важную и интересную информацию группа получает монетку ЮАНЬ. После чего, они обменивают эти монетки на печенье с предсказаниями.

-

Возьмите карточки с мишенями, подпишите их. Отметьте точкой или крестиком в каждом секторе уровень, на котором, на ваш взгляд вы находитесь.



Рефлексия





    1. Проектная задача «Системы органов человека». Дополнительно прикладываю пример работы моей одногруппницы Брилиной Екатерины Романовны.

Описание проблемной ситуации

Папа третьеклассника Дениса — врач. Однажды он сказал, что каждому человеку необходимо знать строение своего организма. Денис заинтересовался, почему это так необходимо, и как же устроен его организм? Давайте поможем ему разобраться в этом вопросе и создадим модель человеческого организма.



Справка:

Модель — искусственная копия или схема какого-нибудь объекта или явления.



Задание 1

Попробуйте предположить, зачем человеку знать строение своего организма. Запишите свои гипотезы на свободных строчках. Учитывайте мнения всех членов группы.




Человеку необходимо знать строение своего организма для того, чтобы
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Задание 2

Любой организм состоит из органов, которые образуют системы органов. В человеческом организме выделяют следующие основные системы: нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная. Все органы и системы очень тесно связаны между собой. К примеру, если заболеет один из органов, это отразится на работе всего организма, который представляет собой единую биологическую систему.

Изучите информацию в учебнике на стр. 122-123 и заполните таблицу.

Если информации в учебнике будет недостаточно, прочитайте дополнительную информацию на листке. Заполните таблицу.

Система

Органы

Функция

Кровеносная система







Дыхательная

система







Пищеварительная система







Нервная система









Строение организма человека

Люди могут очень сильно отличаться между собой, однако все они, независимо от возраста, расы, пола, имеют одинаковое строение. Зная расположение органов, можно с высокой точностью определить очаг заболевания, и сразу же обратиться к соответствующему специалисту. Слаженная работа организма – это и есть здоровье.

Системы органов

Все органы, выполняющие общие функции, объединены в системы. Каждая из них имеет собственное предназначение, и вместе с тем очень тесно сотрудничает со всеми другими системами органов.

  • Нервная система. Любая деятельность тела, будь то ходьба, речь, мышление, зрение, контролируется центральной нервной системой. В свою очередь, она управляется мозгом, который «перерабатывает» полученную информацию и отдает «приказы» органам и системам через нервные окончания. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

  • Кровеносная система. В нее входят кровеносные сосуды и сердце. Сердце без устали прокачивает литры крови, которая снабжает все органы, системы и ткани кислородом и питательными веществами, и уносит с собой продукты распада. Крупные сосуды, по которым кровь движется к органам и тканям, называются артериями. По сосудам, которые называются венами, кровь возвращается в сердце.

  • Пищеварительная система. Благодаря ее работе все, что ест человек, перерабатывается в энергию, необходимую для жизнедеятельности организма. Пищеварительная система включает в себя глотку, пищевод, желудок, кишечник и печень.

  • Дыхательная система. Человеческий организм нуждается не только в пище и воде, но и в кислороде, необходимом для дыхания. Воздух, вдыхаемый через нос, поступает далее в носоглотку, трахеи и бронхи, а потом попадает в легкие, где обогащает кислородом кровь. Одновременно происходит процесс очистки – кровь отдает углекислый газ и другие продукты распада, которые человек выделяет в окружающую среду при выдохе. Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.

Задание 3

  • Воспользуйтесь таблицей, которую вы составили. Вырежьте картинки с изображением некоторых органов, которые относятся к каждой системе и наклейте на модель человека.

  • Подпишите названия органов.





























































































Задание 4

Теперь вы знаете, как устроен наш организм. Проверьте себя, выполнив задание. Вставьте в текст название систем организма и пропущенные слова. В случае затруднений, обратитесь к таблице задания № 2.





__________________________________________________________



Органы, выполняющие общую работу, образуют _____________ органов. В человеческом теле находятся различные системы. Каждая из них выполняет свою работу, но в то же время сотрудничает с другими, для того чтобы поддерживать в теле жизнь.

___________________________система

Она состоит из ___________ и кровеносных сосудов. Перекачиваемая сердцем кровь несет по телу кислород и питательные вещества.

___________________________система

Любая деятельность тела контролируется центральной нервной системой. Эта система состоит из _______________ мозга, спинного мозга и _____________________.

___________________________ система

Эта система перерабатывает всё, что ты ешь или пьёшь, в простые вещества (питательные элементы), которые доставляются кровью ко всем системам организма и используются для того, чтобы дать тебе энергию и помочь вырасти. Пищеварительная система состоит из ______________, кишечника и ________

___________________________ система

Наше тело нуждается в поступающей из пищи энергии в сочетании с кислородом, который поставляет дыхательная система. Когда мы вдыхаем через нос или через рот, содержащийся в воздухе кислород поступает по трахее и бронхам в ____________________.



Придумайте заголовок к данному тексту, напишите его на свободной строке сверху. Вырежьте получившийся информационный лист и наклейте его с обратной стороны модели человека.

Задание 5

Мы выяснили, из каких органов и систем состоит человеческий организм. А теперь давайте попробуем заглянуть в него поглубже и кое-что посчитать.

1. Вес сердца взрослого человека 300г, а ребёнка до года 30 г. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?

Ответ: ____________________________________________________

2. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Сколько это сантиметров, дециметров?

Ответ: _____________________________________________________

3. Узнайте, сколько литров кислорода перекачивают лёгкие за сутки. Для этого произведение чисел 5 и 10 умножьте на 10.

Ответ: ___________________________________________________



Итоговое задание

Заполните таблицу

Запишите названия основных систем организма человека




Пришло время проверить свои гипотезы. Зачем же нужно знать внутреннее строение человека?



Подтвердились ли ваши гипотезы? Обведите нужный ответ


Да Нет

Сколько литров кислорода перекачивают лёгкие за сутки?




Определите цель проектной задачи «Системы органов человека»






Рефлексивная анкета

Поставь галочку на оценочной шкале

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5



2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5



3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5



4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5



Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да Нет Почему?

_______________________________________________________



















Оценочный лист публичного представления работы группы

Критерии

Баллы

1. Правильность модели (все органы находятся в нужных местах)


2. Правильность заполнения информационного листа


3. Качество выступления


Итого



Шкала оценок:

3 балла — указанное качество проявляется в полной мере

2 балла — указанное качество проявляется в значительной степени

1 балл — указанное качество проявляется частично

0 баллов — указанное качество отсутствует














Приложение №1





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная образовательная практика требует новых подходов к построению содержания образования. Одной из главных составляющих такого содержания является научно-практическое образование, которое объединяет исследовательскую и проектную деятельность. Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, положительная динамика процесса формирования учебной мотивации, опыт самостоятельной исследовательской работы. Любая форма исследовательской работы учащихся является учебным процессом, одним из этапов развития творческого мышления учащегося. При оценке успешности, обучающихся в исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

В процессе проектно-исследовательской деятельности дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и знают, что такое дух творчества, поиска.

Возможно, учащиеся и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Их ждет множество других открытий, ведь любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни.





СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021№ 64100) [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 15.01.2024)

  2. Воронцов А. Б. Расширение задачного подхода [Электронный ресурс]. https://clck.ru/39vhWU (дата обращения 22.01.2024)

  3. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 15.01.2024)

  4. Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

  5. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024)

  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  7. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебное пособие для работников общеобразовательных учреждений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!