Многофункциональный коврик.
Характеристика дидактического пособия.
Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми дошкольного возраста.
Это пособие создано для познавательного развития детей дошкольного возраста, развития общей моторики, тактильных ощущений, что особенно важно для малышей.
Занятия и игры с ковриком вызывают у дошкольников положительный эмоциональный отклик, повышая их активность как в совместной так и в самостоятельной деятельности.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование лексико-грамматических категорий речи; развитие просодической стороны речи
Задачи:
-формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова.
-развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь.
-стимулировать развитие психических и познавательных процессов.
-поддерживать положительный эмоциональный настрой.
-способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
-развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства предметов;
Аннотация.
Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети сами могут менять необходимые картинки.
Картинки к коврику крепятся скотчем, «липучками», кнопками. Ребенок имеет возможность собрать цветы, фрукты, овощи в корзинку и «посадить» новые цветы, овощи, деревья и т.д.
Ярким примером дидактических игр на коврике служат игры «Собери в корзинку овощи зеленого цвета», «Посади на одну грядку 1 овощ, а на другую – много» помогают сформировать умения различать предметы по цвету, количеству и величине.
«Собери в корзинку», «Подбери по цвету», «Большие и маленькие», «Вверху и внизу» и другие, где цели могут быть очень разнообразными:
различать и соотносить предметы (цветы, фрукты) по величине;
закреплять понятия один - много;
закреплять названия основных цветов;
определять положение предмета в пространстве.
Для развертывания самостоятельных игровых действий используются перчаточные куклы, которые вместе с детьми будут выполнять различные игровые моменты.
Дидактические игры по лексическим темам «Сад», «Огород», «Животные», «Транспорт» не только повышают уровень познавательной сферы ребенка, но и обогащают словарь, позволяют отрабатывать грамматические категории, развивают связную речь:
«Кто в лесу живет?»;
Цель: познакомить детей с дикими и домашними животными.
«Где спряталась белка (черепаха, лиса)?»;
Цель: учить использовать правильно в речи предлоги: у, за, около, над, под.
«Назови ласково»;
Цель: учить употреблять в речи уменьшительно-ласкательные имена.
«Кто плавает, бегает, прыгает»;
Цель: классифицировать животных по способу передвижения.
«Найди животных по описанию»;
Цель: Учить по описанию находить животное; уметь выделять существенные признаки животного: хвост пушистый и большой, рыжий мех, хитрая и др..
«Кто где живет?»;
Цель: формировать представление об образе жизни животных, закреплять знания детей о месте проживания домашних животных (собака – в конуре, свинья – в сарае и др.).
«Кто лишний?» (на примере картинок домашних и лесных животных);
Цель: учить определять признаки сходства и различия по месту обитания животных.
«Какого животного не стало?»;
Цель: развивать зрительную память.
«Кто как голос подает?»;
Цель: учить воспроизводить особенности голоса домашних животных.
«Мамы и детки»;
Цель: закреплять знания детей о домашних животных и их детенышах.
«Кто чем питается?»;
Цель: вводить в активный словарь названия корма для домашних животных.
«Что растет на огороде?»
Цель: из предложенных овощей и фруктов выбрать овощи.
«Угадай овощ по описанию»;
Цель: учить определять овощи по описанию.
Для организации игровых действий на дорожках, к пособию прилагается набор картинок с изображением видов транспорта. Ребенок «может ездить по дорожкам, заезжая к бабушке, в лес, на озеро» и т.д.
Коврик может использоваться, как самостоятельное игровое поле, дети могут рассматривать и изучать, то, что нарисовано на коврике, крепить картинки, придумывать сюжеты. У детей начинают развиваться коммуникативные качества, основанные на дружеском взаимодействии. Дети учатся договариваться, распределять игровой материал и роли.
Все эти игры подбираются по возрасту и в зависимости от изучаемого звука. Например, логопед предлагает детям собрать урожай, но выбрать нужно только те овощи, фрукты в названиях которых есть звук «р», «с», «л» и т.д. (слова проговариваются).
В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами. В дальнейшем планируется изготовить новые картинки из фетра, с помощью дидактического пособия дети познакомятся с лиственными и хвойными деревьями, съедобными и несъедобными грибами, лесными ягодами. В озеро запустят рыбок. Коврик подойдет для разыгрывания сказочных сюжетов по сказкам «Теремок», «Колобок» и «Курочка Ряба».
Предполагаемый результат.
Познавательное развитие:
- сформированы знания о домашних животных и их детенышах; лесных животных; овощах, фруктах, ягодах и грибах;
- расширены знания о видах транспорта;
- сформированы первичные представления о себе;
Сенсорное развитие:
- сформированы сенсорные представления детей о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
- скоординированы движения пальцев рук.
«Речевое развитие»:
- активизирован и обогащен словарь ребенка в соответствии с возрастом.