СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по дисциплине "Основы философии"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине ОГСЭ.01 "Основы философии"»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИXСЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.01 «Основы философии»

для специальностей: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике












Разработчик:


Трушина Е.Ю. преподаватель основ философии




























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Самостоятельная работа обучающихся – способ развития интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей, необходимых для практической деятельности будущего специалиста. Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий обучающихся. Темы, отведённые на внеаудиторную самостоятельную работу, являются обязательными при изучении курса.

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

-систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающегося;

- углубления и расширения теоретических знаний по географии;

- формирования умений использовать справочную литературу, работать с различными информационными ресурсами;

- развития исследовательских умений обучающихся;

-формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся.

Значение самостоятельной работы в изучении дисциплины «Основы философии»:

- необходимость перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом ГБПОУ РК «САТТ» рабочей программой по дисциплине ОГСЭ.01«Основы философии» объём времени, отводимый на внеаудиторную работу обучающегося составляет 6 часов, что соответствует действующим нормативно-правовым документам.

Изучаемые темы по дисциплине «Основы философии» являются общеобразовательными и обязательными, поэтому задания по самостоятельной работе распределены равномерно по всему курсу.

Мотивацией и преимуществами самостоятельной работы обучающегося являются составляющие факторы:

- систематизация знаний по «Основам философии» - реализация непрерывной индивидуальной работы;

- использование метода постановки проблемы (проблемного обучения); - развитие у обучающегося внимания, памяти, усидчивости, самоконтроля; - применения полученных знаний на практике;

- получение обучающимися положительной оценки по географии;

- умение анализировать современную ситуацию в стране и мире.

1.Виды самостоятельной работы

1.1. Решение тестовых заданий

Решение тестовых заданий по философии является одним из способов проверки знаний обучающихся. Данный вид работы проводится в аудиторное и внеаудиторное учебное время.

Внеаудиторное время обучающимся для выполнения данного задания рекомендуются сайты, где можно бесплатно решать тесты, например,

www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).


1.2. Подготовка к защите творческих работ

Творческая работа - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно новое понимание обучающимися своей учебной деятельности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата и развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы. Таким образом, в процессе творчества обучающийся развивает свой способности, мышление, логику и др. Именно этот факт придаёт творческой работе дополнительную ценность. В основном эта самостоятельная работа выполняется обучающимися внеаудиторное время.

Творческая работа - это:

  • деятельность обучающихся, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

  • процесс создания субъективных ценностей.

Данная самостоятельная работа обучающимися способствует в той или иной степени приобретению умений и знаний по философии:

Знать/понимать:

  • основные философские понятия и термины; традиционные и новые методы

  • развивать логические умения через выделение причинное - следственных связей, конструирование учебного материала; 

  • - продолжить формирование умения систематизации знаний на основе полученной информации;

  • -отрабатывать умение работы с историческими источниками;

  • -развивать мыслительную деятельность: выделять существенные признаки, анализировать исторические событий

  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации философские тенденции развития;

оценивать и объяснять свое мировоззрение ;философские понятия и концепции.

Понимать: Философия - это рационально обоснованное и теоретически разработанное мировоззрение.

Философские понятия и концепции


1.3. Подготовка рефератов, докладов

Реферат или доклад является одной из важных форм самостоятельной работы, так как его написание позволяет структурировать знания обучающихся.

Реферат (от латинского referre – докладывать, сообщить, излагать сущность какого-либо вопроса) – это письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением информации из одного или нескольких источников. Иными словами, реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме.

Реферат имеет самостоятельное научно-прикладное значение и является одной из форм отчетности и контроля знаний бакалавров.

Работая над рефератом, обучающийся должен продемонстрировать не только основательное знание материала, но и умение самостоятельно разбираться в нем, систематизировать и творчески использовать основные идеи источников для раскрытия темы, логично строить содержание, связно и лаконично излагать материал. Изложение материала должно носить проблемно-полемический характер, показывать различные точки зрения на избранную проблему, отражать собственные взгляды и комментарии автора реферата. Такой реферат становится важнейшим средством повышения теоретического и методического уровня профессиональных знаний обучающихся.

Реферат и доклад как форма самостоятельной работы на любом уровне обучения является достаточно эффективным средством развития культуры письменной речи, умения последовательно излагать мысли по выбранной теме, подводить итог и обобщать материал. Одним из основных требований, предъявляемых к работе по подготовке реферата – самостоятельность данной работы.


1.4. Подготовка ответов на контрольные вопросы

Подготовка ответов на контрольные вопросы представляет собой вид самостоятельной работы обучающихся направленную на поиск ответа на конкретные вопросы дисциплины «Основы философии» (в основном вопросы повышенной сложности). Эта самостоятельная работа выполняется обучающимися в аудиторное время.

Данная самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

систематизации умений и знаний, определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии»;

развития познавательных способностей и активности обучающихся по дисциплине «Основы философии», самостоятельности, ответственности и организованности;

выработки навыков эффективной самостоятельной деятельности;

углубления и расширения теоретических знаний ;

формирования умений использовать различные информационные источники: конспект лекции, учебники по географии и др.

1.5. Составление плана ответа

Составление сложного плана ответа представляют собой задания повышенной сложности, благодаря которому обучающийся расширяет свой знания по философии, учится применять полученные знания на практике, логически мыслить, выстраивать соответствующие философские компоненты в процессе работы по составлению сложного плана и тезисов ответа.

В основном данная самостоятельная работа выполняется на занятиях в аудитории, потому что задание повышенной сложности.

1.6. Подготовка ответов на вопросы теста

Подготовка ответов на вопросы теста представляет собой самостоятельную работу обучающихся направленную на поиск ответа на вопросы дисциплины (задания носят облегченный характер). Этот вид самостоятельной работы выполняется обучающимися в аудиторное и внеаудиторное время.

Данная самостоятельная работа обучающимися проводится с целью:

  • систематизации умений и знаний, определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии»;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся по дисциплине «Основы философии», самостоятельности, ответственности и организованности;

  • выработки навыков эффективной самостоятельной деятельности;

  • углубления и расширения теоретических знаний по гфилософии;

  • формирования умений использовать различные информационные источники: конспект лекции, учебники по географии и др.

1.7. Подготовка глоссария по изучаемым темам

Подготовка глоссария по изучаемым темам представляет собой особый вид самостоятельной работы обучающихся направленный на поиск и составления терминов и понятий. Этот вид самостоятельной работы выполняется обучающимися аудиторное и внеаудиторное время.

Данная самостоятельная работа обучающимися проводится с целью:

  • систематизации умений и знаний, определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО по дисциплине «Основы философии»;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся по дисциплине «Основы философии», самостоятельности, ответственности и организованности;

  • выработки навыков эффективной самостоятельной деятельности;

  • углубления и расширения теоретических знаний по философии;

  • формирования умений использовать различные информационные источники: конспект лекции, учебники по географии и др.


1.8. Подготовка к зачету

Подготовка к зачету представляет - внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся направленную на систематизацию полученных знаний в течение учебного процесса.

Этот вид самостоятельной деятельности обучающихся способствует активному, целенаправленному освоению полученных умений и знаний в ходе учебного процесса.

Развитию готовности к непрерывному образованию и непрерывному саморазвитию, самообразованию. Тем самым происходит развитие в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС СПО по специальности без непосредственного участия преподавателя.

Данная самостоятельная работа обучающимися проводится с целью:

  • систематизации умений и знаний, определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО по дисциплине «основы философии»;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся по дисциплине «основы илософии», самостоятельности, ответственности и организованности;

  • выработки навыков эффективной самостоятельной деятельности;

  • углубления и расширения теоретических знаний по философии;

  • формирования умений использовать различные информационные источники: конспект лекции, учебники по географии и др.


2.Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающихся

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы обучающихся. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором обучающийся является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы обучающегося во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

Основные виды контроля:

- входной контроль знаний и умений обучающихся при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и практических занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый обучающимися в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Применяются традиционные формы контроля: зачет - как итоговый контроль, и контрольные работы, практические работы- как форма промежуточного контроля.


2.1. Методические рекомендации по подготовке решению тестовых заданий

При подготовке к решению тестовых заданий обучающийся должен ознакомиться с содержанием лекции, учебной литературы, справочников, словарей по дисциплине «ГОсновы философии». Потренироваться на бесплатных сайтах.

2.2.Методические рекомендации по подготовке к защите творческих работ

В творческой работе обучающемуся необходимо продемонстрировать:

  1. - прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

  2. - умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

  3. - навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

  4. - умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.

Общими требованиями к творческой работе являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследования и полнота освещения вопросов;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

- соблюдение требований к языку и стилю работы;

- грамотное оформление.

При подготовки к защите свой творческой работы обучающийся должен учесть все выше приведенные пункты, тогда творческая работа будет готова к защите.


2.3. Методические указания по написанию и оформлению реферата и доклада

Реферат или доклад  – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению обучающихся к научной деятельности.

Последовательность работы:

Выбор темы исследования. Тема реферата выбирается обучающимся на основе его интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель. 

Планирование исследования. Включает составление плана исследования и плана предполагаемого реферата. План исследования включает следующие элементы: 

выбор и формулирование проблемы, разработка плана плана реферата; 

сбор и изучение исходного материала, поиск литературы; 

анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы; 

сообщение о предварительных результатах работы; 

литературное оформление работы; 

обсуждение работы (на семинаре, за «круглым столом», на конференции и т.п.). 

Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: 

введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования; 

основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы; 

заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации. 

Поиск и изучение литературы.

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати. Подобранная литература изучается в следующем порядке: 

знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы; 

исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу); 

обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики. 

Обработка материала.

При обработке полученного материала автор должен: 

  • систематизировать его по разделам; 

  • выдвинуть и обосновать свои гипотезы; 

  • определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме; 

  • уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы; 

  • сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; 

  • окончательно уточнить структуру реферата. 

Оформление реферата.

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил: 

следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику; 

писать последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод); 

соблюдать правила грамматики, писать осмысленно, не злоупотребляя наукообразными выражениями. 

При изложении материала необходимо придерживаться принятого плана. Реферат печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,5. 

Каждый новый раздел начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.).  Страницы реферата с рисунками и приложениями должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Номер листа проставляется арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.

Название раздела выделяется жирным шрифтом и располагается симметрично строке без переноса слов. Точка в конце названия не ставится. Название не подчеркивается. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки (1,25 см).  В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.  Следует учитывать ряд особенностей при написании числительных. Одноразрядные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами (пять фирм, а не 5 фирм). Многоразрядные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается предложение. Такие числительные пишутся словами.

Важным моментом при написании реферата является оформление ссылок на используемые источники. При их оформлении следует придерживаться следующих правил:

текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания;

каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник;

научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки.

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, с. 237-239]. Возможно оформление ссылок при цитировании текста в виде концевых сносок со сквозной нумерацией.


2.4. Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы

При подготовке ответов на контрольные вопросы обучающийся должен ознакомиться с содержанием лекции, учебной литературы по дисциплине «Основы философии», а также с рекомендованной литературой. Ответы на вопросы должны соответствовать заданным контрольным вопросам. Первый вопрос предполагает детальную характеристику того или иного исторического явления или события. Второй вопрос имеет практико-ориентированный характер и направлен на проверку навыков обучающимися полученных входе обучения.


2.5.Методические рекомендации по составлению плана

При составлении сложного плана необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

• представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему;

•разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;

•озаглавьте каждую часть плана;

•в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;

•проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;

• в случае необходимости внесите корректировки;

•помните, что план должен охватывать основное, содержание темы;

•в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развёрнутого ответа учащиеся могут воспользоваться универсальным алгоритмом характеристики страны или региона:

  1. Экономико-географическое положение.

  2. Природные ресурсы и условия.

  3. Население.

  4. Общая характеристика хозяйства и промышленность.

  5. Характеристика сельского хозяйства.

  6. Характеристика транспорта.

  7. Внешние экономические связи.


2.6. Методические рекомендации по подготовке ответов на вопросы

При подготовке ответов на вопросы обучающийся должен ознакомиться с содержанием лекции, учебной литературы по дисциплине «Основы философии», а также с рекомендованной литературой. Ответы на вопросы должны соответствовать.

Первый вопрос предполагает детальную характеристику того или , события или факта.

Второй вопрос имеет практико-ориентированный характер и направлен на проверку навыков полученных обучающимися в входе обучения.


2.7. Методические рекомендации по подготовке глоссария по изучаемым темам

При подготовке глоссария обучающийся должен ознакомиться с содержанием лекции, учебной литературы, справочников, словарей по дисциплине «Основы философии».

Найди и изучить заданные обществоведческие понятия, затем выписать смысловое содержание данного термина и выучить его.


2.8. Методические рекомендации по подготовке к зачету

Изучение каждой дисциплины заканчивается определенными методами контроля, к которым относятся: текущая аттестация, зачеты и экзамены. Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у обучающихся должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом опорные конспекты лекций.

Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала ,у обучающегося возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах обучающийся должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.


3. Критерии оценки самостоятельной работы


3.1. Критерии оценки решения тестовых заданий

Содержание

Содержание.

1. Правильность ответа на поставленный вопрос

Из 30 вопросов обучающийся правильно ответил на 18-20.

Из 30 вопросов обучающийся правильно ответил на 20 -25.

Из 30 вопросов обучающийся правильно ответил на 25-30.


3.2. Критерии оценки творческой (проектной) работы

Критерии оценки творческой работы по дисциплине «Основы философии» на примере презентации:

Содержание.

Источники.

Дизайн.

Техническая часть.

Достижение цели исследования.


Содержание.

1.Доступность и стиль изложения;

2.Анализ темы, логическое изложение;

3.Объем информации;

4.Элементы творчества и оригинальность.

Даны единичные ссылки на научные теории происхождения человека;

В презентации присутствуют авторские находки;

Материал изложен недостаточно последовательно.



Использованы минимум две версии;

Анализ и оценка данных версий;

Последовательность изложения материала;

Достаточное количество авторских находок.


Описание версий исторических, философских и антропологических теорий; Последовательность и логичность изложения материала;

Анализ и оценка данных версий.

Оригинальность изложения материала, творческий подход к работе;

Изложение материала в доступной форме

Источники информации

Научная литература использована недостаточно;

Актуальность исследования не обозначена.

Используются ссылки на научные источники информации;

Обозначена актуальность исследования.

Научность, ссылки на научную литературу, труды историков.

Полезность и актуальность исследования не вызывает сомнения.




Техническая часть

Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте единичны;

Научная терминология используется редко;


Наличие некоторых опечаток;

Научная терминология используется недостаточно.

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;

Использование научной терминологии.

Наличие ресурсов, подтверждающих данные.

Дизайн

В работе используются слайды и рисунки, не всегда соответствующие содержанию.

Недостаточно выдержан единый стиль оформления работы;

Недостаточное (избыточное) количество анимационных эффектов.

Точный план для создания презентации;

Слайды просты в понимании;

Использованы некоторые эффекты.

Точный план для создания полной презентации; Использование рисунков, слайдов, соответствующих содержанию темы исследования;

Использование различных способов выделения информации, многообразие шрифтов, привлекательность заголовков;

Достижение цели исследования

Выводы по данной проблеме свидетельствуют о получении информации, соответствующей цели исследования

Работа творческой группы проводилась недостаточно активно.


Выводы, сделанные учащимися, дают полное представление по данной проблеме;


Выводы, сделанные учащимися, свидетельствуют о получении полной информации по данной проблеме;

Работа вызвала у обучающихся интерес к исследованию.

В процессе работы над проектом сформировалась творческая группа.



3.3. Критерии оценивания реферата и доклада

Критерии оценивания реферата:

1.Актуальность темы.

2. Содержание (соответствие заданной теме).

3. Источники.

4.Объём информации.

5.Оформление, техническая часть.

6.Достижение цели исследования.

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

в) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

г) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие плана теме реферата;

б) соответствие содержания теме и плану реферата;

в) полнота и глубина знаний по теме;

г) обоснованность способов и методов работы с материалом;

д) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников:

а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объёму реферата.

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка 4 – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка 3 – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка 2 – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.


3.4.Критерии оценки ответов на контрольные вопросы

Содержание.

Объём информации.

Оформление.

Достижение цели исследования.


Содержание.

1.Доступность и стиль изложения;

2.Логическое изложение;

3.Объем информации;

4.Элементы творчества и оригинальность.

Даны единичные ссылки на научную литературу


Использованы минимум две версии.


Последовательность и логичность изложения материала;

Оригинальность изложения материала, творческий подход к работе;

Изложение материала в доступной форме

Оформление,

Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте единичны;

Научная терминология.


Наличие некоторых опечаток;

Научная терминология используется недостаточно.

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;

Использование научной терминологии.

Наличие ресурсов, подтверждающий ответ.

Достижение цели исследования

Выводы по данной проблеме свидетельствуют о получении информации, соответствующей цели исследования

Творческая работа проводилась недостаточно активно.


Выводы, сделанные обучающимися, дают полное представление по данному вопросу.


Выводы, сделанные обучающимися, свидетельствуют о получении полной информации.

Работа вызвала у обучающихся интерес к исследованию.



3.5.Критерии оценки составления плана и тезисов ответа

Содержание.

Объём информации.

Оформление.

Достижение цели исследования.


Содержание.

1.Доступность и стиль изложения;

2.Логическое изложение;

3.Объем информации;

4.Элементы творчества и оригинальность.

Даны единичные ссылки на научную литературу.


Раскрыты все пункту плана

Последовательность и логичность изложения материала;

Оригинальность изложения материала, творческий подход к работе;

Изложение материала в доступной форме

Оформление

Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте единичны;

Научная терминология.


Наличие некоторых опечаток;

Научная терминология используется недостаточно.

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;

Использование научной терминологии.

Наличие ресурсов, подтверждающий ответ.

Достижение цели исследования

Выводы по данной проблеме свидетельствуют о получении информации, соответствующей цели исследования

Работа творческой группы проводилась недостаточно активно.


Выводы, сделанные обучающимися, дают полное представление по данному вопросу.


Выводы, сделанные обучающимися, свидетельствуют о получении полной информации.

Работа вызвала у обучающихся интерес к исследованию.



3.6.Критерии оценки ответов на вопросы теста

Содержание

Содержание.

1. Правильность ответа на поставленный вопрос

Из 30 вопросов , обучающийся правильно ответил на 18-20.

Из 30 вопросов, обучающийся правильно ответил на 20 -25.

Из 30 вопросов , обучающийся правильно ответил на 25-30.


3.7.Критерии оценки составления глоссария по изучаемой теме

Содержание.

Источники.

Объём информации.

Оформление.

Достижение цели исследования.


Содержание.

1.Доступность и стиль изложения;

2.Логическое изложение;

3.Объем информации;

4.Элементы творчества и оригинальность.

Даны единичные ссылки на научную литературу.


Использованы минимум два способа подготовки.


Последовательность и логичность изложения материала;

Оригинальность изложения материала, творческий подход к работе;

Изложение материала в доступной форме

Источники и объем информации

Научная литература использована недостаточно.

Значимость исследования не обозначена.

Используются ссылки на научные источники информации;


Научность, ссылки на научную литературу. Полезность и значимость исследования не вызывает сомнения.







Оформление

Орфографические и пунктуационные ошибки в тексте единичны;

Научная терминология.


Наличие некоторых опечаток;

Научная терминология используется недостаточно.

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок;

Использование научной терминологии.

Наличие ресурсов, подтверждающий ответ.

Достижение цели исследования

Выводы по данной проблеме свидетельствуют о получении информации, соответствующей цели исследования

Работа творческой группы проводилась недостаточно активно.


Выводы, сделанные обучающимися, дают полное представление по данному вопросу.


Работа сделанная обучающимися, свидетельствуют о получении полной информации.

Работа вызвала у обучающихся интерес к исследованию.



3.8.Критерии оценки подготовки к зачету

1.Содержание.


Содержание.

1.Доступность и стиль изложения;

2.Логическое изложение;

3.Объем информации;

4.Элементы творчества и оригинальность.

Раскрыт минимум по дисциплине «География».

Хорошее владение изученного материала.


Последовательность и логичность изложения материала в полном объеме.

Оригинальность изложения материала, творческий подход к ответу на поставленный вопрос.






4.Темы самостоятельных работ

4.1. Темы рефератов

  1. Что такое философия? Предмет и метод философии.


  1. Основной вопрос философии и его две стороны




  1. Какие стадии в своём развитии прошла философия? Охарактеризуйте их


  1. Что такое мировоззрение? В чём специфика философского мировоззрения?




  1. В чём заключается специфика философии и чему она учит человека?


  1. Какие проблемы мы называем философскими?




  1. Досократовская или натурфилософия. Фалес, Гераклит, Демокрит, Пифагор.


  1. Вопросы нравственности в философии Сократа




  1. Философия средних веков и её отличие от философии античности.


  1. Философия эпохи Возрождения. Френсис Бэкон и Рене Декарт.




  1. Немецкая классическая философия 1-й половины 19 века


  1. Марксизм – философия классического материализма середины и конца 19 века.




  1. Философия новейшего времени.


  1. Своеобразие, особенность и черты русской религиозной философии. Её значение и периодизация.




  1. Западники и славянофилы


  1. Онтология – учение о бытии. Содержание категории «бытие». Формы бытия. Небытие.




  1. Материя и её атрибуты. Движение, пространство, время.


  1. Диалектика – учение о развитии. Категории и принципы диалектики.




  1. Законы диалектики.


20. Философское понимание человека. Смысл его жизни.

21. Сознание, его происхождение и сущность. Три стороны сознания. Сознание и бессознательное.


22. Гносеология – учение о познании. Основные подходы к проблеме познания. Принципы и структура познания.


23. Практика – основа и цель познания. Практика – это источник познания, цель познания и критерий познания.


24. Теория истины. Абсолютная и относительная истина. Конкретность истины.


25. Философия и наука. Научные знания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы научного познания.


26. Философия и искусство. Виды искусства. Искусство – отрасль культуры. Массовая и элитарная культура.


27. Философия и религия. Основные мировые религии.

28. Философия общества. Социология – наука об обществе.


29. Философия и история. Направленность исторического процесса. Место России в историческом процессе.


30. Философия и глобальные проблемы современности.





Список использованной литературы


Основные источники:

1.Губин В.Д. Философия // Детская энциклопедия для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. М., Олимп, 2018.

2.Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов ССУЗ. М., 2018.

3.Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. М., Академия, 2017.

4.Кохановский В.П., Жаров Л.В., Матяш Т.П., Яковлев В.П. Основы философии. Учебное пособие для студентов СПО. Ростов-на-Дону, Феникс, 2018.


Дополнительные источники:

1.Канке В.А. Основы философии. Учебник для студентов СПО. М., «Логос», 2019.

2.Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., издательство «Центр», 2018.

3.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., Мысль, 2017.

4.Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 2016.

Интернет-ресурсы:

1. Журнал «Вопросы философии» http://vphil.ru/

2. Лекции по философии http://h-sciences.ru/philosophy/

3. Доклады по философии («Смысл жизни») http://voov.narod.ru/sta/doklad.htm