ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Методические рекомендации
к выполнению практических занятий по дисциплине «История»
для специальностей
38.02.03 Операционная деятельность в логистике
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
15.02.08 Технология машиностроения
18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов
Составитель: преподаватель
Балакина Надежда Николаевна
2018
Содержание
1 Пояснительная записка | 3 |
2 Перечень практических занятий | 5 |
3 Инструктивно-методические указания по выполнению практических занятий | 5 |
Практическое занятие №1 по теме: «Структура и сословия средневекового общества». | 5 |
Практическое занятие №2 по теме: «Крещение Руси: причины, основные события, значение». | 9 |
Практическое занятие №3 по теме: «Отечественная война 1812 года». | 14 |
Практическое занятие №4 по теме: «Россия в годы Гражданской войны». | 26 |
Практическое занятие №5 по теме: «Историческое значение Московской битвы». | 30 |
4 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы | 33 |
1 Пояснительная записка
Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине История разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы, изучаемой на 1 курсе и предназначены для специальностей 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 15.02.08 Технология машиностроения, 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов
Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Целью практических работ в истории является:
I. закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков:
- применять теоретические знания в новых условиях;
- развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками; составление конспекта в его различных вариантах (кластер, конкретизирующие таблицы, технологическая карта, традиционный конспект; традиционные и инновационные приёмы работы с основным текстом учебного пособия (информационный план, развёрнутый план, картинный план, смысловой план, стереотипный план, тезисный план и т. д.);
- развивать логическое мышление;
- осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи;
II. использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Описания практических работ содержат:
- наименование работы;
- цель работы;
- перечень используемого оборудования и технических средств обучения;
- перечень информационного обеспечения;
- краткие теоретические сведения;
- порядок проведения работы (инструкция), контрольные вопросы по данной работе;
- форма выполнения отчёта;
- критерии оценки.
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по дисциплине «История», обучающийся должен добиться следующих результатов освоения дисциплины:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
2 Перечень практических занятий
№ п/п | Тема практического занятия | Количество часов |
I семестр |
1 | Практическое занятие №1 по теме: «Структура и сословия средневекового общества». | 2 |
2 | Практическое занятие №2 по теме: «Крещение Руси: причины, основные события, значение». | 2 |
II семестр |
3 | Практическое занятие №3 по теме: «Отечественная война 1812 года». | 2 |
4 | Практическое занятие №4 по теме: «Россия в годы Гражданской войны». | 2 |
5 | Практическое занятие №5 по теме: «Историческое значение Московской битвы». | 2 |
3 Инструктивно-методические указания по выполнению практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема: Структура и сословия средневекового общества
Цель: обучающиеся должны уметь составить таблицу «Структура и сословия средневекового общества»; закрепить имеющиеся знания по изученной теме, продолжить формирование умений представлять изученное в системе символов и таблиц.
Задачи: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.
Задание: составьте таблицу «Структура и сословия средневекового общества», опираясь на сведения представленные в тексте.
Указания по выполнению:
1. Прочитайте полностью текст, по которому предстоит составлять таблицу.
2. Читая второй раз, выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.
3. Подготовьте в тетради основу таблицы. Обычно, она выглядит следующим образом:
Линия для сравнения
Дворянство
Духовенство
Крестьяне
лично свободные
лично зависимые
Права
Обязанности
Строчек в таблице может быть столько, сколько позиций вы запишите.
1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.
2. После таблицы сделайте вывод.
Структура и сословия Средневекового общества
В любом обществе, которое переступило ступень первобытности и находится на стадии цивилизации, обязательно появляется неравенство. Общество делится на различные группы людей, причём одни группы находятся на высоком положении в обществе, а другие – на низком.
Историки выдвинули два способа выделять такие группы людей в средневековом обществе. Первый способ – выделение сословий, то есть таких групп людей, которые имеют строго определённые права и обязанности в обществе, передаваемые по наследству. Сословия замкнуты: перейти из одного сословия в другое очень трудно или почти невозможно. Это значит, что в каком сословии человек родился, в том он, как правило, и проживал всю свою жизнь. В средневековье существовало три сословия, каждое из которых имело определённое занятие. По престижности и важности этого занятия сословия получили номера. Люди средневековья чётко знали, к какому сословию они относились. Идея разделения на сословия была подкреплена христианским учением: считалось, что сам бог выделил три сословия (поэтому номер сословия определял его близость к богу) и предназначил каждому человеку место в одном из них. Поэтому стремиться перейти из одного сословия в другое означало выступать против «божьей воли». Только первое сословие пополнялось за счёт выходцев из других сословий, хотя принадлежность к сословию воюющих и работающих считалась наследственной. В отдельных редких случаях право перейти из одного сословия в другое даровалось королём.
Ближе всех к богу считалось первое сословие, которое состояло целиком из духовенства (людей, которые служили в церквях и монастырях: монахов, священников, епископов и выше вплоть до папы римского). Оно называлось «молящиеся», поскольку его главной заслугой перед обществом считалось то, что оно замаливало перед богом грехи людей, относившихся к другим сословиям, заботилось об их духовном исцелении. Духовенство должно было служить примером веры и нравственности для всего общества. Второе сословие называлось «воюющие» и состояло из воинов-рыцарей самого разного уровня: от богатейших и влиятельнейших (герцогов и графов) до бедных, которые с трудом находили деньги, чтобы купить коня. Главной заслугой представителей второго сословия перед обществом было то, что они в сражениях проливали свою кровь, защищая от внешних врагов отечество, короля и людей, относившихся к другим сословиям. Наконец, дальше всего от бога находилось так и называемое «третье сословие», в которое входили все остальные люди: большинство составляли крестьяне (они занимались сельским хозяйством и отчасти ремеслом), а меньшую часть – горожане (их также называли бюргерами, они занимались ремеслом и торговлей), люди «свободных профессий» (бродячие артисты, преподаватели, врачи и прочие) и т. д. Третье сословие также называли «трудящиеся», поскольку входившие в него люди своим трудом создавали пищу и всё необходимое для себя и первых двух сословий. Только благодаря тяжкому труду третьего сословия два других могли выполнять свои обязанности.
Но выделение сословий не учитывало самое важное для средневековья: кто владел главным для той эпохи богатством – землёй. Поэтому историки выдвинули ещё один способ выделять группы в средневековом обществе – выделять классы. Классы выделяются не на основе прав и обязанностей каждого человека, а на основе того, какую человек имел собственность. Историки выделили два основных класса в средневековом обществе: класс феодалов, представителям которого принадлежали земельные участки, и класс крестьян, у которых своей земли не было. Чтобы прокормить себя крестьянину нужна вынужден был брать землю у феодала в аренду, но за это обязан был нести в пользу феодала особые повинности. Этих повинностей было две: либо крестьянин отдавал часть полученного на взятом в аренду участке продукта (урожая, мяса и пр.) (такая повинность называлась оброк), либо он несколько дней в неделю должен был работать на земле феодала (на участке, который феодал не роздал в аренду крестьянам) – такая повинность называлась барщина (слово означало, что земля принадлежала «барину» – феодалу). К классу феодалов относились король, рыцари и церковь (духовенство), поскольку именно им в средневековье принадлежала земля.
Со временем феодалы прикрепили крестьян к земле: если раньше крестьянин мог перейти от одного феодала к другому, когда ему не нравился рост барщины и оброка, то теперь крестьянин вместе со своей семьёй вынужден был всегда трудиться на своего хозяина. Более того, феодалы получили над крестьянами судебную власть (споры всех крестьян, живших в имении феодала, разбирал сам феодал) и право вмешиваться в личную жизнь крестьян (разрешать или не разрешать им переезжать, жениться и пр.). Эта полная зависимость крестьянина от феодала (и земельная, и судебная, и личная) получила название крепостное право.
Практическое занятие № 2
Тема: Крещение Руси: причины, основные события, значение.
Цель: расширить и закрепить знания по данной теме, освоение систематизированных знаний о причинах и значении крещения Руси; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления.
Задачи: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.
Задание: решите тест, заполните схему и сдайте работы на проверку.
1. Тест. Тема «Правление князя Владимира и крещение Руси»
Выберите один правильный вариант ответа:
1. Кто был правителем Руси в 980-1015 гг.?
А. Владимир
Б. Игорь
В. Олег
Г. Святослав
2. Откуда на Русь пришло христианство?
А. из Волжской Булгарии
Б. из Хазарского каганата
В. из Рима
Г.из Византии
3. Причиной принятия христианства на Руси было стремление:
А. князя Святослава породниться с правителями европейских стран
Б. киевских князей избежать порабощения хазарами
В. жителей Киевской Руси перейти в христианство
Г. киевских князей упрочить государство и свою власть
4. Принятие христианства:
А. замедлило развитие культуры
Б. привело к созданию Древнерусского государства
В. укрепило международное положение Руси
Г. привело к полному исчезновению язычества
5. Деятельность князя Владимира была направлена на:
А. установление определенных норм сбора дани
Б. ведение военных походов против Тюркского каганата
В. строительство городов Новгорода и Киева
Г. строительство оборонительных рубежей на южных границах государства
6. Причины принятия Русью византийского (православного) варианта христианства
А. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией
Б. Византийский император силой навязал Руси свою религию
В. Византийская принцесса Анна уговорила Владимира крестить Русь
Г. Появление идеологии, соответствующей новому состоянию общества
7. Установите правильную последовательность событий:
А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)
Б. Крещение Руси
В. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих богов главными божествами Руси
Г. Начало княжения Владимира Святославовича
8. Славянскую азбуку создали:
А. князь Ярослав Мудрый
Б. монах Киево-Печерского монастыря Нестор
В. византийские монахи братья Кирилл и Мефодий
9. Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Иларионом?
А. Слово о законе и благодати
Б. Повесть временных лет
В. Александрия
10. Что способствовало развитию древнерусской культуры?
А. нашествие гуннов
Б. зарождение скотоводства и земледелия
В. возникновение неравенства
Г. принятие христианства
11. О чем свидетельствовало создание на Руси купольных храмов?
А. о влиянии Византии
Б. о преобладании языческих традиций
В. об отсутствии строительного камня
Г. об отсутствии мастерства у строителей
12. Древнерусская культура:
А. дошла до нас только в произведениях устного народного творчества
Б. унаследовала культуру восточнославянских племен и их соседей
В. стала медленнее развиваться после принятия христианства
Г. возникла по указу Ярослава Мудрого
13. Какой князь заложил Софийский собор в Киеве?
А. Рюрик
Б. Ярослав Мудрый
В. Владимир Святославович
Г. Владимир Мономах
14. Указать имя князя, при котором Русь приняла Крещение.
А. Рюрик
Б. Владимир
В. Ярослав
Г. Олег
15. В каком городе крестился князь Владимир?
А. Новгород
Б. Киев
В. Корсун (Херсонес)
Г. Константинополь
16. Какое имя при крещении получил князь Владимир?
А. Иоанн
Б. Василий
В. Константин
Г. Владимир.
17. Для кого Владимир распорядился снарядить телеги, наложив на них продукты?
А. для дружины
Б. для больных и нищих
В. для византийских правителей
18. Кем приходился Владимир Красное Солнышко великой княгине Ольге?
А. сыном
Б. внуком
В. братом
Г. мужем
2. Заполните схему, выделяя основные причины принятия христианства на Руси. По завершению сделайте вывод.
Причины принятия христианства на Руси |


Внутриполитические | Международные |


Вывод: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 3
Тема: Отечественная война 1812 года.
Цель: закрепить и расширить знания полученные на занятиях.
Задачи: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.
Задание - решите тест.
1.Когда произошло описываемое событие:
«С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа.»
а) 1 сентября 1812 года
б) 22 июня 1812 года
в) 9 мая 1812 года
г) 12 июня 1812 года
2. В войне с Россией Наполеон Бонапарт преследовал цель
а) захват территории и природных ресурсов
б) превращение России в плацдарм для дальнейшей экспансии
в) свержение царизма и установление республики
г) уничтожение России как суверенного государства
3. Какова была численность армии Наполеона к моменту вторжения ее на территорию России
а) 640 тыс. чел.
б) 200 тыс чел
в) 1 млн. чел.
г) 500 тыс. чел
4. Как назывался договор по которому Россия присоединялась континентальной блокаде Великобритании
а) Эрфуртский 1808 г.
б) Шенбрунский 1809г.
в) Тильзитский 1807 г.
г) Гюлистанский 1813 г.
5. В начале 1812 года русская армия была разделена на 3 группы, далеко отстоящие друг от друга. Кто командовал второй армией
а) М.И. Кутузов
б) П.И. Багратион
в) Н.Н. Раевский
г) Александр I
6. Отметьте причины войны 1812 года (найдите несколько правильных ответов)
А) нарушение Россией континентальной блокады Англии
Б) Антирусское восстание в Польше
В) Агрессивная политика Наполеона
Г) Агрессивная политика АлександраI
Д) Разногласия России и Франции на Ближнем Востоке
Е) Таможенная война России и Франции
Ж) Твердое решение Александра I восстановить династию Бурбонов
З) Невыгодность для России Тильзитского мира
7. В начале войны с Наполеоном русская армия была разделена на 3 далеко отстоящие друг от друга армии. Кто командовал третьей армией?
а) А.П. Тормасов
б) непосредственно Александр 1
в) М.И. Кутузов
г) М.Б. Барклай де Толли
8. Какие из названных сражений относятся к истории Отечественной
войны 1812 г.?
а) оборона Шипки
б) сражение под Малоярославцем
в) сражение у села Красное
г) сражение при Кагуле
д) осада Очакова
е) сражение при Березине
Укажите верный ответ:
1АГД
2. ВДЕ
3. БВЕ
4. АБД
9. Это сражение состоялось под городом, неофициальное название которого – “Ворота Москвы”. В ходе двухдневных сражений французы потеряли здесь около 20 тысяч солдат и офицеров. После отхода армии от стен этого города из него же ушло и все гражданское население. Назовите город.
А) Вильно
Б) Смоленск
В) Малоярославец
Г) Бородино
10. Кому из полководцев русской армии А.С. Пушкин посвятил эти строки:
О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой,
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имене твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
а) М.Б. Барклай-де-Толли
б) А.П. Тормасов
в) П.И. Багратион
г) М.И. Кутузов
11. В начале войны 1812 года французская армия численно превосходила русскую, поэтому необходимо было ее срочно пополнить. Как Александр 1 разрешил эту проблему
А) царь издал манифест с призывом создавать народное ополчение
Б) была введена всеобщая воинская повинность
В) по всей стране было объявлено о ежемесячных рекрутских наборах.
Г) обратился за помощью к союзникам
12. Денису Давыдову принадлежит каламбур «Приехал Кутузов, бить французов!»
Когда и после какого события родилась данная фраза?
А) 26 августа 1812 года во время Бородинского сражения
Б) 17 августа 1812 года, когда Кутузов прибывает, в ставку главнокомандующего русской армии в Царево-Займище
В) 8 августа 1812 года, после назначения Кутузова главнокомандующим русской армией
Г) 6 августа 1812 года, после отступления из под Смоленска
13. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
А) Бородинская битва
Б) Соединение 1-й и 2-й русских армий под Смоленском
В) Сражение под Малоярославцем
Г) Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим
Д) Совет при Филях
14. Из журнала военных действий 1 сентября 1812 г.
«Фельдмаршал, предоставляя военному совету положение армии, просил мнения каждых из членов, задав следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения?» О каком событии идет речь?__________
15. Французская армия смогла вторгнуться далеко вглубь российской территории, так как
а) это соответствовало планам российского командования
б) армия Наполеона была хорошо подготовлена к вторжению
в) русские войска плохо сражались
г) население России приветствовало ее прохождение по российской территории
16. Назовите дату Бородинского сражения
а) 22 сентября 1812 года
б) 14 декабря 1812м года
в) 26 августа 1812 года
г) 19 августа 1812 года
17. Какой генерал возглавлял русскую артиллерию во время войны 1812 года и геройски погиб на Бородинском поле
а) П.И. Багратион
б) А.И. Кутайсов
в) М.И. Платов
г) Н.Н. Раевский
18. У какой деревни произошло сражение накануне Бородинской битвы
А) Шевардино
Б) Тарутино
В) Семеновское
Г) Царево-Займище
19. Русский генерал, водивший в атаку против французов своих сыновей (в том числе 11-летнего), чтобы поднять боевой дух солдат –
а) Н.Н. Раевский;
б) А.П. Ермолов;
в) М.И. Кутузов;
г) М.М. Сперанский.
20. О каком событии очевидцы писали:
С. Селивановский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей...Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель…. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».
Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».
А) Битва под Смоленском
Б) Бородинская битва
В) Бой под Малоярославцем
Г) Бой под Тарутиным
21. Назовите день вступления Наполеона в оставленную русской армией Москву
а) 2 сентября 1812 г.
б) 15 августа 1812 г.
в) 7 ноября 1812 г.
г) 27 августа 1812 г
22. В чем заключался основной замысел М.И. Кутузова, когда он решил оставить Москву в 1812 году
а) навязать французам зимнюю компанию
б) спасти остальные города России от разгрома
в) сохранить русскую армию
г) заключить договор с Наполеоном на выгодных для России условиях
23. Что предпринял Наполеон, вступив в Москву в 1812 году
а) предложил Александру I перемирие
б) стал готовиться к походу вглубь России
в) капитулировал
г) приказал поджечь город
24. Историк Е.В. Тарле в своей знаменитой книге «Наполеон» пишет
«В один голос все, кто к нему подъезжал и с ним говорил, передают, что они просто не узнавали императора. Угрюмый, молчаливый, глядя на горы трупов людей и лошадей, он не отвечал на настоятельнейшие вопросы, на которые кроме него никто не мог ответить. Его впервые наблюдали в состоянии какой-то мрачной апатии и как-будто нерешительности». Какое событие так повлияло на Наполеона?
А) пожар в Москве
Б) переправа через Березину
В) Бородинская битва
Д) известия о поражении французской армии в Испании
25. Значение Бородинского сражения заключается в
а) крушении планов Наполеона
б) невозможности дальнейшего наступления войск Наполеона
в) капитуляции русских войск
г) прекращении народного сопротивления захватчикам
26. Архип Семенов, Герасим Курин, Василиса Кожина, Никита Минченков. Что объединяет эти имена
а) это крестьяне, пожертвовавшие сои сбережения на организацию ополчения
б) крестьяне, впервые получившие государственные награды от царя
в) руководители крестьянского восстания против «военных поселений»
г) руководители партизанских отрядов во время Отечественной войны
27. Где находилась русская армия М.И. Кутузова во время оккупации Москвы французами
а) в Калуге
б) под Смоленском
в) у Тарутино
г) в Туле
28 Восстановите хронологическую последовательность
А) переправа через Березину
Б) гибель П.И. Багратиона
В) начало отступления Наполеона по старой Смоленской дороге
Г) пожар в Москве
Д) Тарутинский маневр
29. А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров. Что объединяет эти имена?
А) это участники Отечественной войны 1812 года
А) представители России на конгрессах Священного союза
В) добровольцы испанской революции 20-х годов XIX века
Д) основатели первых тайных обществ
30. Последствием введения войск Наполеона в Москву было
а) разложение французской армии
б) подъем патриотического духа москвичей
в) подписание договора о капитуляции русских войск
г) пожары в Москве
31. Наполеон принял решение оставить Москву и отступить на Запад по Калужской дороге, так как:
а) он стал понимать, что война проиграна
б) он хотел прорваться к русским военным и продовольственным базам в Туле и Калуге
в) его войска больше не могли сдерживать сопротивление москвичей
г) он решил после Москвы занять Санкт-Петербург
32. Уходя из Москвы французы заложили взрывчатку в основание этого храма и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как называется этот храм, являющийся и поныне визитной карточной Москвы?
А) Храм Христа Спасителя
Б) Успенский собор
В) Архангельский собор
Г) Собор Василия Блаженного
33. После ухода из Москвы Наполеон решил выйти в южные хлебные и промышленные районы. Но русские армии дали сражение в районе города … (он восемь раз переходил из рук в руки) и французы вынуждены были вернуться на старую смоленскую дорогу. У какого города произошла битва.
а) под Малоярославцем
б) под Можайском
в) под Смоленском
г) под Витебском
34. Кому просвещено стихотворение К.Ф. Рылеева
«Вкушает враг беспечный сон;
Но мы не спим, мы надзираем –
И вдруг на стан со всех сторон,
Как снег внезапный налетаем…
Свершив набег, мы в лес густой
С добычей вражеской уходим
И там за чашей круговой
Минуты отдыха проводим…»
А) гусарам
Б) казакам
В) партизанам
Г) кавалергардам
35. Определите дату письма М.И.Кутузова жене:
«Я, слава Богу, здоров, мой друг, и все мы гонимся за неприятелем, так же как от Москвы до Смоленска, и мертвыми они теряют еще более прежнего; так что на одной ве6рсте от столба до столба сочли неубитыми 117 тел… Эти дни морозы, здесь 22 градуса, и солдаты все переносят без ропота, говоря: «французам хуже нашего, они иногда не смеют и огня разводить; пускай дохнут»
А) 7 января 1813 года
Б) 26 ноября 1812 года
В) 6 октября 1812 года
Г) 9 сентября 1812 года
36. О каком герое-партизане писал в своем стихотворении Ф. Глинка
«Героям древности он благородством равен,
Душой прямой россиянин,
О нем вещал бы нам и предок-славянин:
«Се – славен!»»
А) Д. Давыдов
Б) Г. Курин
В) Фингер
Г) Сеславин
37. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в декабре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите ее.
А) Неман
Б) Березина
В) Днепр
Г) Припять
38. Когда Александр 1 издал манифест об окончании Отечественной войны
а) 6 января 1813 года
б) 31 декабря 1812 года
в) 9 сентября 1815 года
г) 25 декабря 1812 года
39. Где находится монумент в память о «битве народов»? На нем начертано: «На сем месте российское воинство, укрепясь, спасло Россию и Европу».
а) в Лейпциге;
б) в Ватерлоо;
в) в Париже;
г) в Лондоне.
40. Причиной победы русских в войне с Наполеоном не было
а) развернувшееся в стране партизанское движение
б) то, что русские войска имели больший опыт ведения войны, чем наполеоновская армия
в) русская армия и ополченцы совершали чудеса героизма
г) то, что в русской армии были такие великие полководцы, как Кутузов, Барклай де Толли, Багратион и другие
41. Что стало одним из итогов победы над Наполеоном
а) падение монархии в Пруссии
б) восстановлении династии Бурбонов во Франции
в) реставрация монархии в Англии.
Г) отмена крепостного права в России
42 Значением и последствиями Отечественной войны 1812 г. было то, что она не:
а) предрешила окончательное крушение Наполеона Бонапарта
б) способствовала формированию русского национального самосознания
в) заставила просвещенных русских людей задуматься о судьбе, о будущем развитии России
г) вызвала расцвет русской литературы и искусства
д) законсервировала социально-экономические отношения, отсрочила отмену крепостного права
е) усилила прогрессивные, реформаторские силы в правительстве
ж) усилила консервативные и реакционные силы в правительстве
43. Как во Франции называли Отечественную войну 1812 года
А) Зимняя война
Б) Московская компания
В) Польская война
Г) Русская кампания 1812 года
44. Английский художник, получивший заказ на изготовление портретов русских генералов, героев войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца
А) Д. Доу
Б) Д. Констебл
В) Т. Лоренс
Г) Т. Гейнсборо
45. «Москве, измученной от зол и страха,
Монарх прислал в утеху ____________,
Чтоб излечить её от лютых ран,
Которые нанес ей злой тиран».
Назовите имя человека, руководившего восстановлением Москвы и Московской губернии, пострадавших после войны
Практическое занятие № 4
Тема: Россия в годы Гражданской войны.
Цель: закрепление знаний об общественно политическом развитии России начала 20 века; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления.
Задачи: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.
Задания.
1. Дайте определения понятиям:
гражданская война,
иностранная интервенция,
красный террор,
белый террор,
продразверстка,
«военный коммунизм»
2. Заполните таблицу «Хронология основных событий гражданской войны и интервенции»
Годы | Силы контрреволюции | Белое движение | Красная армия | Крестьянское движение | Интервенция |
1918 | | | | | |
1919 | | | | | |
1920 | | | | | |
1921-1922 | | | | | |
3. Составьте кластер «Политика «военного коммунизма»:




4. Обоснуйте причины поражения белых и победы красных.
5. Решите задания
5.1 Установите соответствие между деятельностью и фамилиями военачальников Белой армии.
Деятельность | Военачальники |
А) командовал Добровольческой армией, отдал директиву о наступлении на Москву | 1) А. В. Колчак |
Б) объявил себя в ноябре 1918 г. Верховным правителем России | 2) А. И. Деникин |
В) командовал войсками Юга России в Крыму в 1920 г. | 3) А. А. Брусилов |
Г) командовал Северо-Западной армией, руководил наступлением на Петроград | 4) Н. Н. Юденич |
| 5) П. Н. Врангель |
Ответ:
5.2 В ходе тяжелой для России Первой мировой войны возникла идея заключения с немцами сепаратного мира. Николай II наотрез отказался вести об этом переговоры. Но пришедшие во главе с В. И. Лениным к власти большевики в марте 1918 г. заключили с немцами тяжелый и позорный Брестский мир, хотя даже внутри самой большевистской партии были противники этого. Почему
В. И. Ленин пошел на то, на что не согласился Николай II (приведите три объяснения)?
5.3 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Участники Белого движения руководствовались прежде всего патриотическими чувствами, желанием блага для своего Отечества».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Практическое занятие № 5
Тема: Историческое значение Московской битвы.
Цель: показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый освободительный характер, раскрыть основные события Московской битвы, выделить причины победы Красной Армии и определить историческое значение Московской битвы.
Задачи: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы.
Задания.
1. Прочитать текст и ответить на вопросы.
2. Решить тест.
Оборона Москвы.
Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун», которая началась 30 сентября.
Первый этап битвы за Москву 30.09.1941 - 5.12.1941г носил оборонительный характер. Второй этап 5.12.1941 - 20.04.1942г это контрнаступление Советской Армии, а с января 42 года и вовсе мощное наступление на врага.
19 октября 1941 года город был переведен в осадное положение. Битва за Москву была в самом разгаре. Наступление противника было остановлено 30 октября. Взять столицу, Германия планировала к 7-му ноября. В этот день, начиная с 1918 года, в СССР отмечали Октябрьскую революцию.
И вот парад на красной площади, с него воины Московского гарнизона уходили на фронт. Принимал парад маршал Буденный.
Под Москвой была великая битва. Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была больше. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже. Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим.
Руководить обороной города поручили Георгию Константиновичу Жукову. После принятия командования, Жуков соединил три фронта обороны в один – Западный. С востока, к осажденному городу подтягивались войска из Сибири и Дальнего Востока. До подхода подкрепления, нужно было держаться всеми силами. Для обороны столицы, на фронт ушло 50 тысяч москвичей добровольцев, которые вступали в ряды народного ополчения и Красной армии.
7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, с него люди сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе… Германские войска подошли к Москве на расстояние 30 километров. Гитлер торопил своих генералов, призывая как можно быстрее захватить город.
Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, сила и стремление к самопожертвованию на благо Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы. Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.
В декабре в Битве наметился перелом. Русские войска перешли в наступление и, при поддержки авиации, несколько отодвинули немцев от города. Немцы бежали, бросая военную технику. В тыл бегущим, советское правительство засылало лыжников, парашютистов и кавалеристов, которые наносили немцам большой урон. 3 января Гитлер приказал своим генералам цепляться за каждый метр земли, держаться до последнего боеприпаса. Приказ не был выполнен.
В битве под Москвой немцы потеряли 500 тысяч солдат, 1,5 тысячи танков, 2500 орудий, 15 тысяч машин. Потери Красной Армии были сопоставимы… В Битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр» и заставить неприятеля отойти на несколько сот километров от Москвы. Победа под Москвой имела и психологическое значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины. После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигерманской коалиции.
Ответьте на вопросы:
1. Каковы причины победы Красной Армии под Москвой?
2. Каково историческое значение Московской битвы?
3. Объясните, почему многие военные считают, что битва под Москвой положила начало коренному повороту в ходе войны.
Тест.
1. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?
а) Василевский
б) Жуков
в) Говоров
2. Когда началась Московская битва?
а) 5-6 декабря. 1941г.
б) 15 ноября. 1941г.
в) 30 сентября. 1941г.
3. Привести в соответствие
1. В.Г.Клочков | А. Ночной воздушный таран |
2. Зоя Космодемьянская | Б. Командующий 316 стрелковой дивизией, защищавшее Волоколамское шоссе |
3. И.В. Панфилов | В. Политрук, который произнес слова «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва» |
4. В. Талалихин | Г. Партизан, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза |
4. Что хотел Гитлер сделать с Москвой?
а) перенести в нее столицу своего государства
б) сохранить от разрушений
в) построить на ее месте искусственное озеро
5. Немцы в ходе наступления приблизились к Москве на
а) 250 км.
б) 30 км.
в) 10 км.
6. В чем заключалось значение битвы за Москву?
а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования.
б) был сорван план молниеносной войны
в) был открыт второй фронт в Европе
4 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО). – М.: «Академия», 2014. – 252с.
Дополнительные источники:
1. Зуев М.Н. История России: Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2014. – 636с.
2. Кириллов В.В. История России: Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2014. – 665с.
3. Нагаева Гильда. Справочник. Все даты истории. – М.: Феникс, 2015, 222с.
4. Нексрасова М.Б. История России: Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2015, 415с.
5. Орлов А.С. Хрестоматия по истории: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2015, 592с.
6. Самыгин С.И. История: Учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений всех профилей. – М.: КноРус, 2014. – 312с.
7. Самыгин С.И. История: Учебное пособие. – М.: Феникс, 2015, 491с.
8. Семин В.П. История: Учебное пособие для СПО. – М.: КноРус, 2015. – 304с.
Интернет-источники:
1. www.gumer.info (Библиотека Гумер).
2. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
3. www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
4. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
5. https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
6. www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
7. www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
8. www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).
9. www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
10. www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).
11. www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
12. www.intellect-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).
13. www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
14. www.history.tom.ru (История России от князей до Президента).
15. www.statehistory.ru (История государства).
16. www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
17. www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
18. www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).
19. www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).
20. www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
21. www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).
22. www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект).
23. www.9may.ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
24. www.temples.ru (Проект «Храмы России»).
25. www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
26. www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).
27. www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).
28. www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).
29. www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях).
30. www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий).
31. www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
32. www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).
33. www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).
34. www.arhivtime.ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).
35. www.sovmusic.ru (Советская музыка).
36. www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio).
35