МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ Р АЦИИ
ФЕДЕ Р АЛЬНОЕ ГОС У ДАРСТВЕННОЕ Б Ю ДЖЕТНОЕ ОБ Р АЗО В А ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОП О ЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ
«ИНСТИТУТ Р АЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ»
МЕТОДИЧЕ С КИ Е Р Е КОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
(ЗАКОН Н ЫХ ПРЕДСТА В ИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПОЗВОЛЯЮЩЕГО
П Р ОТИВОСТОЯТЬ МАНИПУЛ Я ТИ В НЫМ ВОЗДЕЙ С ТВИЯМ С Р ЕД С ТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ И СЕТИ ИНТ Е РНЕТ, ВОВЛЕК А ЮЩИХ ПОДРОСТКОВ В
ПРОТЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Про т е с тна я д е я т ельн о с ть
П Р ОТЕ С Т - су б ъективное пер е жи в ание личностью у гр о зы п о т ери б ла г , своб о ды, дос т оинства и
ц еннос т ей и проя в ля е т ся в виде у с т ойчивых личностных осо б еннос т ей или сит у а тивных реакций,
напра в ленных на у странение э т ой у грозы
ле г альные и рег у ли р у емые законом
Кон в енциональные ф о р м а
пр о т е с т а
с о з дание экстремистско г о кон т ен т а в «социальных
с е тях» ;
участи е в неразрешенны х демонстрация х и митин г ах ;
у части е в акция х гражданско г о неповино в ения ;
участи е в захв а т а х з даний , пр е дприятий ; б локиро в ание
дорожно г о движения;
участи е в насильственны х и террористически х акция хи
др .
Не к он в енциональна я ф о р м а
пр о т е с т а
2
Протест как деструктивный показатель
внутриличностног о и межличностного конфликтов,
выражения своих интересов и потребностей
Высокая пр о т е с т ная ак т ивн о сть у п о др о с т к ов
СКЛОННЫ К
проя в лению физической, кос в енной,
в ер б альной агрессии,
П о др о с т ки, в х о дя щ ие в г р у пп у риска
(М. А . Одинцова и М.В. Тищенко)
идеализации и индивид у ализму
э тничес к ая антипатия
С ТРЕМЯ Щ ИЕСЯ К
критичности и самокритичности при о тс у тствии
знаний и у мений применять и х на практике;
новыми идеями и ино г да зависимы о т а в торит е т ов
неприятие л ю дей с
ра з личным
вероисповеданием
ИМ ПРИ С У Щ И
р а з дражит е л ьность, обида, ч у в ст в о вины,
п о д о зрит е льность, эмоциональная н е зр е лость
травмируюшие
отношения с
П Р О Я В ЛЯ Ю Т п е дагогами
о т в е тст в енность, ч у в ст в о д о л г а и достоинст в а,
н е зависимость, активность в о тстаи в ании с в ои х
п о зиций и идей; склонность к соперничест в у и
доминиро в анию.
3
СМИ и с е ть Инт е рн е т
как с р ед с тв а манип у ляции п о др о стками
М А НИП У ЛЯЦИЯ - э то пси х о логическое и информационное
в о з действие на о т д е льно г о ч е ло в ека или г р у пп у (о б ъект
у пра в ления) для изменения мышления и по в е дения в опреки
интересам и ж е ланиям.
Пресса ( г аз е ты, ж у рналы), книжные и з д а т е льст в а,
т е левидение, радио в ещание, кино-видео-
з в у козапись
Сре д с т в а м ассо в ой
ин ф о р м ации ( С МИ) и
с е т ь Ин т ерн е т)
Ин т ерн е т , социальные с е ти - ВКон т акте, Facebook,
О дноклассники, T w itte r , Instagram ,
– «френды» – в тира ю тся в до в ерии, в в о дят в за б луждение,
о б маны в а ю т;
– «тр о лли» (тр о лли-профессион а лы) – намеренно р а зжи г а ю т в
диск у ссии о триц а т е льны е эмоции;
Роли манип у ляторов
в Ин т ерне те
– «дикт а торы» – по в е ле в а ю т , заст а в ля ю т;
– «с у дьи» (наст а вники) – да ю т со в е ты, наста в ля ю т , о б лича ю т;
– «же р твы» («прилипалы») – просят о помощи, жал у ю тся,
в тира ю тся в до в ерие;
– «защитники» – демонстри р у ю т с в ою п о ддержк у и помощь в
решении про б лем.
Манип у ля т оров в Ин т ерне т е определяем по их дейс т виям
ОНИ
– тр е б у ю т внимания к с еб е, играя р о ль же р твы, ч е ло в ека с про б лемами и пр.;
– у гр о жа ю т и обвиня ю т , с о з да ю т дискомфо р т , вызы в а ю т ч у в ст в о стра х а;
– иронизи р у ю т , исп о льз у я слабые места п о льзо в а т е л я,
– обвиня ю т , тем самым р а зви в а ю т ч у в ст в о вины;
– ли ц еме р я т , в е дя интриги;
– заст а в ля ю т сомне в а ться в со б ст в енной адек в а тности, п о дменяя смыслы.
4
Псих о логические ме х анизмы манип у ляции,
использ у е м ые в Ин т е р нет е (Д.Г. Т р уно в)
1
4
В ОЗДЕЙ С ТВИЕ Н А ЭМОЦИОН А ЛЬНОЕ С О СТ О ЯНИЕ
П А Р ТНЕ Р А
ИСП О Л Ь З О В А НИЕ
В З А ИМООТНО Ш ЕНИЙ
Т ак, например, ос в е щ ение информации в не г а тивном
рак у рсе б у д е т спосо б ст в о в а ть проя в лению запр е д е льны х
эмоциональны х реакций агрессии у адресной а у дитории
Манип у лятор исп о льз у е т
опоср е до в анн о е в лияние
на манип у ли р у емо г о чер е з
е г о ок р ужение
(«д р у зей» в со ц с е тя х)
2
М А НИП У ЛИ Р О В А НИЕ
РЕ С У Р СА МИ
В ср е де интерн е т - комм у никаций осо б енн у ю р о ль име е т
ст а т у с: к о личест в о п о дписчиков, рейтин г , о ц енки и др. В
таком сл у чае манип у лятор м о ж е т исп о льзо в а ть «рес у рсы»
Форми р у е т ся асоциальное
( т еррористи ч ес к ое , э к стр е мис т с к ое)
мышление, агрессивное пов е д ение.
с в ое г о акк а у нта для п о л у чения нео б х о димо г о р е з у л ь т а та
3
Э К СПЛ У А Т АЦИЯ ЛИЧНО С ТНЫХ О С ОБЕННО С ТЕЙ
О Б ЪЕК Т А М А НИП У ЛЯЦИИ
Манип у лятор исп о льз у е т в пер в у ю о чер е дь в с в ои х
ц е ля х личностные осо б енности п о льзо в а т е л е й, и х
п о тр е бности, интересы, ц енности, привычки, ч у в ст ва
5
Понятие и о с о б еннос т и критич е ског о мышл е ния
Т и п мыш л ения для решения н е т ривиальных прак т ич е ских про б л е м, оно напра в л ено на
пони м ание и о смыс л ение п о л у ченной ин ф о р м ации. Оцен о чное и ре ф л е к сивное мыш л ение.
Кри т ич е с к ое
мы ш л ение
Сп о собн о с т ь че л о в ека с о мне в а т ься в о в х о дящей ин ф о р м ации и с в оих у б е ждениях,
мысли т ь ясно и рационально, иска т ь л огич е ск у ю с в язь м е жд у ф ак т ами и ф о р м у лиро в а т ь
сильные арг у мен т ы
мыслить самостоятельно;
работать с информацией как
основой для анализа и
наблюдение, анализ, вывод
(интерпретация), связь,
решение проблем,
саморег у ляция
критика и
самокритика
Сос т авляющи е
кри т ического
мы ш ления
сравнения; мыслить проблемно и
арг у ментированно, использ у я
обоснованные доводы,
у тверждения и доказательства;
применять критическое
мышление в социальном аспекте
(оценка и расс у ждение)
Основные
поня т ия
Н А ВЫКИ
УМЕНИЯ
6
Осн о вные х а р а ктеристики критического
мышл е ния (Д. Клу с т е р)
Кри т ич е с к ое мы ш л ение я в ля е т ся са м о с т о ятельным мы ш л ени е м . Оно н о сит
индивид у альны й харак т ер , т а к ка к кажды й че л о в е к ф о р м у ли р у е т с в о и идеи , оценк ии
у б е ждения не з ависи м о о т ос т альных . Кри т ич е с к ое мы ш л ение не о б я з ано бы ть
со в ер ш енн о оригинальным . Че л о в е к впра в е приня т ь иде ю ил и у б е ждени е д р у г о го
че л о в ек а ка к с в о и со б с т в енные , ч т о п о д т в е р жда е т е г о пра в о т у ;
ин ф о р м аци я я в ля е т с я о тправным ,а н е к он е чны м п у нк т о м критич е с к о г о мы ш л ения .
Знани е с о зда е т м о т ивировк у , бе з к о т оро й че л о в е к н е м о же т мысли т ь кри т ич е ски ;
кри т ич е с к ое мы ш л ение н а чинае т ся с п о с т ановки в опр о сов и у яснения про б ле м,
к о т оры е нужн о ре ш и т ь , он о с л ед у е т з а про б л е мны м мы ш л ени е м и переп л е т ае т с яс
ним ;
Кри т ич е с к о е мы ш л ени е я в ля е т с я арг у мен т иро в анным . А рг у мен т аци я с о с т ои т и з т рех
о сновных э ле мен т ов : ут в е р ждение ( т езис, о сновная идея, п о л о ж ение), до в о д и
дока з а т ельст в о . Наличие иных т о чек зрения ( к он т рарг у мен т ов) у сили в ает
арг у мен т аци ю . Кри т ич е ск и мысля щ и й че л о в ек , в оо р у ж енны й сильным и арг у мен т ами,
сп о собе н пр о т и в о с т о ят ь а в т орит е там ;
Кри т ич е с к ое мы ш л ение я в ля е т ся социальным мы ш л ени е м . Л ю бая мысль
про в е р я е т с я и о т т а чи в а е т ся , к о г д а е ю деля т с я с д р у гими .
7
Раз в итие на в ыков критического мышления
о б у ч а ю щих с я на у ч е б ных за н я т иях
Р азвитие кри т ич е с к о г о мы ш л ения
о б у чаю щ и х ся з ависи т о т их
Э т апы у ч е бно г о з аня т ия
➢ способности у веренно ориентиров а ться в и з ла г аемом
по развитию кри т ич е с к о г о мы ш л ения
м а т ериале, не приним а ть б е з о г овор о чно на ве р у
пр е дла г аем у ю информацию, у мении о ц енить с т епень ее
истинности и со о тнести с т ем, ч т о известно, осмыслено и
приня т о;
1. Вы з ов
2. Осмысление и форм у лировка
про б лемы
➢ о ткрытости по о тношению к новой информации,
нес т анда р тным спосо б ам решения как из в естных, т ак и
3. Р а змышление и ре ф лексия
новых зад а ч, стремлении к п о знанию ново г о и
неизвестно г о;
4. Самоанализ, самокоррекция
5. Обоб щ ение и о ц енка,
самоо ц ен ка.
➢ г о т овности и у мения вести констр у ктивный диалог с
преп о дав а т е лями, р о ди т е лями и д р у зьями;
➢ способности провести мно г омерный анализ и осмысление
внешней информации;
➢ г о т овности к сам о диагностике в о тношении
сформиро в анност и р аз личных у мений и к а честв на основе
сравнения со б ственных р е з у л ь т а т ов с заданным э т алоном
и т . д.
8
Методы и ме т одики р а звития критического
мышл е ния
М Е Т О ДЫ МЕ Т О ДИКИ
«5W+H » - сис т ема в опросов, с помо щ ью
к о т оры х сл е д у е т про в е р ять в сю в х о дящ у ю
информацию
Про б лемн а я диск у ссия
Перекрёстная диск у ссия
Ин т ерн е т-диск у ссия
IM V A I N - м е т о д про в ерки ис т о чников
«М о з г о в ой ш т у р м » - с о з дания какой-либо
идеи, проек т а, о б суждения т емы
Диск у ссия по « т е х нике ак в ари у ма
М е жг р у ппо в ой диалог
Д е б а ты
9
Фишбоу н – методический прием развития навыков
критического мы ш ления (Д. М. Шакирова)
Р а зви в а е т у мения о б у чающи х ся
анализиро в а ть и классифициро в а ть
информ а цию из т екс т а, выд е лять
основные события и иск а ть и х причины,
обобщ а ть и д е л а ть вы в о ды, у част в о в а ть
в диск у ссии, критически о ц ени в а ть с е б я и
арг у м е нты д ру ги х , п р и в о дить логические
док а з а т е льст в а, на х о дить
несо о т в е т ствия.
• Г о ло в а – п р о б лем а , в оп р ос или т ем а , к о т орые п о дл е ж а т анали з у.
• Кос т о чки, расп о л о женные с в е р х у , – на ни х фикси р у ю т ся основные
понятия т емы, причины, к о т орые при в е ли к про б леме.
• Кос т о чки, расп о л о женные сни з у , – факты, п о дт в ерждающие
наличие сформ у лиро в анны х причин или с у ть понятий, у к а занны х на
с х ем е.
• Х в ост – о т в е т на пос т а в ленный в опрос, вы в о ды, обоб щ ения.
10
ФГБОУ ДПО ИРПО р а зра б отаны методиче с кие р е комендации
п о организации ра б оты п о пр о филактике участия
несове р шеннолетни х в м а ссовых проте с тных акциях (митинг а х)
М е т о дические реком е ндации для п е да г о г ов и
М е т о дические реком е ндации для п е да г о г ов и
р о ди т е лей (законны х пр е дс т ави т е лей)
р о ди т е лей (законны х пр е дс т ави т е лей)
о б у чающи х ся по р а звитию навыков
о б у чающи х ся по профилактике социальных
критическо г о мышления о б у чающи х ся,
рисков, с в язанны х с манип у лятивным
п о з в о ляю щ е г о п р о ти в ос т оять м а нип у лятивным
в о з действием ср е дств м а ссо в ой информ а ции и
в о з действиям ср е дств массо в ой информации и
с е ти ин т ерн ет
с е ти ин т ерн е т , в о в лекающи х п о дростков в
пр о т естн у ю дея т е льность
М е т о дические рекомендации для р о ди т е лей
(законны х пр е дс т ави т е лей) по профилактике
пр о ти в оправно г о по в е дения несо в ершенн о л е тни х
и и х у частия в п р о т естном движ е нии
М е т о дические рекомендации для п е да г о г ов по
р а звитию навыков у частия в конст р у ктивны х
диск у ссия х , напра в ленны х на пр о ти в ос т ояние
манип у лятивным в о з действиям ср е дств
массо в ой информации и с е ти ин т ерн е т ,
в о в лекающи х п о дростков в пр о т естн у ю
дея т е льность
М е т о дические рекомендации для п е да г о г ов по
ор г анизации п р офилактической раб о ты,
напра в ленной на н е доп у щ ение у частия
несо в ершенн о л е тни х в несанкциониро в анны х
акция х и митин г ах
11
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ Р АЦИИ
ФЕДЕ Р АЛЬНОЕ ГОС У ДАРСТВЕННОЕ Б Ю ДЖЕТНОЕ ОБ Р АЗО В А ТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОП О ЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ
«ИНСТИТУТ Р АЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБ Р АЗО В АНИЯ»
ЦЕНТР СОДЕР Ж АНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СПО
НАУЧНО-МЕТО Д ИЧЕСКИЙ ОТ Д ЕЛ
Составитель: Шашенкова Елена Анатольевна,
к.п.н., доцент, начальник НМО
cams@firpo . ru Научно-методич е ский отдел
тел. раб.: +7 (91 5 ) 4 9 9-64-48