СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации на тему «Певческие голоса детей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

на тему «Певческие голоса детей»

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему «Певческие голоса детей»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)





Методические рекомендации

на тему «Певческие голоса детей»











Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Разработала: студентка группы ПДО 3.2.Пашкова А.С.





















Волгодонск, 2020

1 слайд. Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: предмутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. Мутация – это не только видимые и слышимые изменения в голосообразующем аппарате и в голосе. В этот период понижается устойчивость нервной системы при восприятии, перестраивается и центральная нервная система, регулирующая деятельность разных органов. Ослабевает нервно-мышечная энергия не только гортани, но и всего певческого механизма. Все это требует неуклонного соблюдения щадящего режима на занятиях.

Все признаки мутации выявляются:

1. По изменениям в звучании голоса.

2. По субъективным ощущениям поющих детей.

3. При помощи врачебного осмотра (ларингоскопии).

Важно тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия. И.И.Мечников назвал период мутации дисгармоничным, поскольку половое развитие опережает общее физическое созревание организма. Дисгармонично происходит рост отдельных частей голосового аппарата подростка. Например, голосовые связки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, потому что гортань больше растет в продольном направлении, чем в поперечном. К 12-13 годам длина голосовых складок мальчиков равна 13-14мм, в период мутации длина их увеличивается на 6-8 мм, а к 25 годам достигает 22-25 мм. У девочек в переходном возрасте голосовые складки растут значительно медленнее, у взрослых женщин они достигают 18-20 мм. Резонаторные полости отстают от роста гортани. В период мутации рост гортани становиться более интенсивным. Гортанные хрящи и мышцы быстро увеличиваются в размере, особенно у мальчиков, гортань которых в мутационный период увеличивается на 2/3, а у девочек – на 1/2. Вследствие неравномерного роста происходит дискоординация в совместной работе дыхания и гортани.

Весь период мутации может быть разделен на три стадии:

1. Предмутационная.

2. Мутационная.

3. Послемутационная.

Наиболее ярко мутация выражена у мальчиков. У них под влиянием мужских половых гормонов наблюдается неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата. В это время наблюдается покраснение голосовых связок, их набухание, появление слизи, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу сипловатый оттенок. Эти признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их довольно трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия на этом этапе. У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, т.к. смыкание голосовых связок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсировано работать. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких переходов. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

1) Певческий голос детей предмутационного возраста

В период мутации занятия вокалом не прекращаются, но необходимо соблюдать певческий режим, избегать громкого пения, пения высоких звуков. Начальная (скрытая) стадия мутации зачастую наступает при внезапном росте ребенка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение мальчика резко меняется: появляется излишняя нервозность, легкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остается еще детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляются неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые звуки, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

Подразделяется этот период на:

- 7-10 лет младший предмутационный возраст. Голоса мальчиков и девочек однородны и, почти все, являются дискантами. Им свойственно головное резонирование, лёгкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками «до» первой октавы – «ре» второй. Наиболее удобны звуки «ми – ля» первой октавы. Звук очень неровен. Гласные буквы звучат пестро. Задача руководителя – добиться более ровного звучания гласных звуков на протяжении небольшого диапазона.

- 10-13 лет – старший предмутационный возраст. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются признаки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углублённым дыханием, голос начинает звучать насыщеннее. Лёгкие и звонкие дисканты имеют диапазон от «си» малой октавы до «соль» второй. Альты звучат плотно, с оттенком металла и имеют диапазон от «си» малой октавы до «до» второй. В этом возрасте в диапазоне детских голосов как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный – центральный, грудной.

2 слайд. У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембре сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр. Диапазон голосов некоторых детей может быть шире, чем указано выше. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определённость и характерные индивидуальные черты, свойственные взрослому голосу. У дискантов исчезает полётность и подвижность. Альты звучат массивнее.

Такой возраст считается самым благотворным для привлечения детей к хоровому пению. Однако учителю следует понимать разницу между детьми 10 и 12 лет. У большинства из них к 10 годам строение голосового аппарата еще детское, поэтому их звук даже грудного регистра еще недостаточно богат обертонами. В 12 лет у детей нередко наблюдается бурное развитие организма, в результате чего повышается упругость стенок верхних резонаторов (области мягкого неба и надгортанных полостей), что ощутимо влияет на качество звука.

Снова наблюдается диспропорция в развитии голосового аппарата. По наблюдениям фониаторов сильный рост хрящей гортани может сочетаться с медленным ростом голосовых складок. К концу предмутационного возраста у детей нередко наблюдается ощущение усталость и появления затруднения в пении, особенно на верхних тонах своего диапазона. Данные признаки указывают на скорое наступление периода мутации.

3 слайд. 2) Мутационный период в развитии детского голоса (13-15 лет)

В средней, собственно мутационной (острой ) стадии (14-15 лет) все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. У мальчиков диапазон может сократиться до нескольких нот, при этом резко падает сила звука. Эти признаки являются самыми характерными для этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Их голоса ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается. Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, т.к. разговорный голос переходит во взрослый раньше.

Это происходит потому, что данная стадия совпадает с периодом полового созревания детей. В практике детского пения можно наблюдать различные его формы и сроки. Он может протекать болезненно или малозаметно, быстро или относительно долго; может начинаться в 13-14 лет или значительно позе, в 16-17, что связано с явлением акселерации у современных детей или с задержкой общего развития организма. Происходят резкие изменения и в голосовом аппарате, который тоже старается не отстать от растущего организма. Появляются сип в голосе, звучание становится напряженным и менее ярким, уменьшается диапазон голоса, звучание верхних звуков – крикливое, голос может срываться. Но чаще всего дети вообще не могут петь верхние звуки. Работа ограничивается рабочим диапазоном. Голос становится неуправляемым, возникает желание откашляться, так как голосовые связки набухают, и на них появляется слизь.

4 слайд. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых её признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса и работая в возможностях диапазона каждого ученика. Все эти признаки – особенности начинающейся мутации, когда детский организм начинает бурно расти, изменяться и превращаться во взрослый организм. Это так называемый переходный период, когда дети ощущают происходящие изменения в себе, но не понимают, что с ними происходит. Меняется характер и поведение ребенка – он становится или замкнутым, или дерзким. Об особенностях переходного периода необходимо знать и родителям, и преподавателям, чтобы объяснить детям, что этот период – естественный в жизни каждого человека, и его нужно пройти; что в это время ребенок превращается во взрослого человека, и происходят изменения не только анатомические, но и психологические.
В голосе мальчиков этого периода изменения более явные, чем у девочек, как и изменения во внешнем облике, так как организм мальчиков растет и формируется более интенсивно.

5 слайд.  3) Для третьей завершающей стадии (послемутационный период – 15-17 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими звуками, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (ре малой – ре1-й октавы), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе, восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно определяется вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона). Басы формируются из баритонов еще позже, в 17 – 19 лет. Их голоса обогащаются новыми тембровыми красками.

Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность мутации подвержена индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

6 слайд. В целях охраны детского голоса недопустимо:

1. Форсированное пение.

2. Несоблюдение возрастного диапазона и завышенный репертуар.

3. Неправильная техника пения, т.е. использование приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей.

4. Большая продолжительность занятий.

5. Ускоренные сроки разучивания новых произведений.

6. Пение в неподходящих или малоподходящих помещениях.

7 слайд. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Занятия пением могут способствовать гармоническому развитию учащихся, их физическому здоровью, если они проводятся систематически с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей ребенка и охраны его голоса.



Возрастные характеристики детских голосов:


8 слайд. Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство).

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.


Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы "подравниваясь" к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладовысотный слух.


В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.


В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.


Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.


Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса.


Певческий диапазон - это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.


Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.


Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей.


В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альты. Дискант – высокий детский голос, его диапазон от до первой октавы до соль второй октавы. Альт – низкий детский голос, его диапазон от соль малой октавы, до ми второй октавы.



9 слайд. Хор младших классов

Голоса детей (7 – 10 лет) характеризуются особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца у них развита слабо. Грудное резонирование практически отсутствует. Рабочий диапазон колеблется между ре 1-й – ре 2-й октавы. Наиболее удобные (примарные) звуки ми 1-й – ля 1-й октавы. Задачи руководителя такого хора:

1. Выровнять звучание голоса на всех звуках диапазона.

2. Работа над унисоном.

3. Работа над дыханием.

4. Основной штрих исполнения legato.

5.Приучить к жесту дирижера.

Исполнительские возможности младшего хора довольно разнообразны в музыкально – выразительном плане. Искренность, открытость чувств, детская непосредственность, высокая степень отзывчивости на указания педагога – хормейстера – все это позволяет младшему хору исполнять разные по характеру сочинения, предназначенные специально для данного возраста. Желательно в репертуар такого хора включать одноголосные народные песни с сопровождением и без него, несложные песни или фрагменты из более крупных сочинений композиторов – классиков: Бетховена, Шуберта, Чайковского, Гречанинова и других. Разучивание и исполнение такого репертуара значительно обогащает музыкальные впечатления детей, поднимает на более высокую ступень развитие их певческих навыков, закладывает качественный фундамент для дальнейшего формирования музыкального вкуса школьников. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия. В целом звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. В этот коллектив учитель музыки отбирает детей с хорошими музыкальными и голосовыми данными, с учетом их желания заниматься пением в хоре.


10 слайд. Средняя группа хора

Возраст участников этого хора 11 – 13 лет. Голоса детей приобретают большую звонкость, насыщенность, серебристость звучания. В этом возрасте появляется возможность увеличить силу звучания голоса. Однако этим не следует увлекаться, чтобы не перетрудить самую развитую часть голосовых связок, ее середину. В результате у школьников могут появиться певческие «узелки», различные неровности на краях связок. Диапазон этого хора: сопрано – до, ре1-й – фа, соль 2-й октавы; альты – ля малой – ре, мибемоль 2-й октавы. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек – начинает определяться тембр женского голоса. Это предмутационный период развития голоса. Наряду с полетностью, подвижностью голоса может наблюдаться тусклость и неровность звучания всего диапазона.

Основные задачи хора:

1. Развитие диапазона голоса.

2. Более яркое насыщенное звучание.

3. Развитое двухголосие.

4. Временное трехголосие – гармоническое и полифоническое.

Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно – выразительным средствам репертуар потому, что в его основе лежит двухголосие. Хотя у некоторых участников среднего хора и начинает проявляться определенная тембровая окрашенность голосов, тем не менее, деление хора на два голоса иногда носит чисто условный характер. При этом первые и вторые голоса хора в учебных целях могут взаимозаменять друг друга. Более целесообразен такой прием в первый год работы хора. На следующий год две хоровые партии уже становятся более стабильными и самостоятельными. Для достижения лучших результатов в воспитательной и вокально – хоровой работе среднего хора желательно, чтобы его коллектив пополнялся ежегодно воспитанниками – «выпускниками» младшего хора. Такая система обеспечит преемственность в музыкальном развитии участников школьных хоров и стабильность их контингента. Репертуар среднего хора должен быть более глубоким и многообразным по содержанию и состоять в равных долях из народных песен, сочинений композиторов – классиков, произведений современных авторов.


11 слайд. Хор старших классов

Возраст – 14 – 17 лет. Как уже говорилось, в возрасте 13 – 15 лет у детей проходит мутация. У детей, поющих до мутации, она протекает быстро и без резких изменений в голосе. В возрасте 16 – 17 лет учащиеся уже обладают элементами взрослого звучания голоса. В это время появляются определенные возможности в использовании грудного резонирования, что насыщает голос, делает его полнее, звучнее. Однако, только что сформировавшиеся юношеские голоса также нуждаются во внимательном к ним отношении и охране. Поэтому неразумно давать хору старшеклассников репертуар, требующий большой громкости звучания. Диапазон однородного хора старших классов:

Сопрано – до1-й – соль 2-й октавы, альтов – ля малой – ре2-й октавы. У отдельных участников этого хора может наблюдаться значительное разнообразие в диапазоне их голосов.

Исполнительские возможности старшего хора довольно разнообразны. Но они зависят от музыкальной грамотности участников, развитости их музыкального слуха, памяти, степени овладения вокально-хоровыми навыками. Если учащиеся к 5-му классу успешно освоили нотную грамоту, научились осознанно и чисто интонировать, то в старшем хоре они могут исполнять двух и трехголосные песни, хоровые сочинения с сопровождением и без сопровождения. Наиболее значительно в репертуаре этого хора должен быть представлен жанр современной музыки: хоровые циклы без сопровождения о природе, школе, о дружбе; отдельные хоры современных отечественных композиторов на стихи русских поэтов. В репертуар необходимо включить небольшое количество сочинений старых мастеров эпохи Возрождения и представителей стиля барокко, глубже представить творчество русских композиторов – классиков. Изучение такого сложного репертуара делает хоровые занятия интересным, ответственным, творческим делом для ребят.

12 слайд. В целях охраны детского голоса недопустимо:

1. Форсированное пение.

2. Несоблюдение возрастного диапазона и завышенный репертуар.

3. Неправильная техника пения, т.е. использование приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей.

4. Большая продолжительность занятий.

5. Ускоренные сроки разучивания новых произведений.

6. Пение в неподходящих или малоподходящих помещениях.

Занятия пением могут способствовать гармоническому развитию учащихся, их физическому здоровью, если они проводятся систематически с учетом возрастных анатомо -физиологических особенностей ребенка и охраны его голоса.














Список литературы:


Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007 г.


Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 4-е изд., стер.- Спб.: Изд. «Лань», 2004 г.


http://cvrbogatoe.ru/wp-content/uploads/2021/02/razvitie_detskogo_golosa.pdf


Орлова О.С. Нарушения голоса . «Издательство Астрель»,2008г.


Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» - Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.;


Мешко Н.К. Искусство народного пения. – М., 1996г.;


Клюева Е. В, Шадрина М.Г. «Теоретико-методические аспекты формирования музыкальности дошкольников в пении» - Худ. Образование в России, Арзамас, 2002г.;


https://vk.com/mastr_rechi


http://www.bestreferat.ru


https://infourok.ru/doklad-vozrastnie-harakteristiki-detskih-golosov-1884995.html

https://infopedia.su/16xacc8.html

Егорова Н. И. Методическая работа на тему «Физиология детского голоса и особенности его развития»

https://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-195.shtml

http://cvrbogatoe.ru/wp-content/uploads/2021/02/razvitie_detskogo_golosa.pdf




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!