СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации на тему "Применение технологии активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается практическое  применение активных методов обучения на уроках русского яязыка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации на тему "Применение технологии активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС".»


Методические рекомендации на тему:

«Применение технологии активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»


Согласно Концепции стандартов общего образования второго поколения, развивающая направленность обучения будет реализовываться через культурно-исторический и системно-деятельностный подходы. Предусматривается, что знания даются не в готовом виде, а как проблемная ситуация, которая трансформируется в учебную ситуацию – через осознание ребёнком ограниченности своего знания и формулировку учебной задачи – «Чему я должен научиться, чтобы решить проблему?»

Выполнение нового стандарта предполагает кардинальное изменение технологии преподавания, способов оценивания результатов и даже самого характера профессиональных отношений между участниками образовательного процесса.


Метод проекта на уроках русского языка и литературы


Термин «проект» – (от лат. Projektus, буквально – брошенный вперед) – это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

Характеристика проектного обучения:

  • актуальность;

  • мотивирующий характер обучения: задания, соответствуют уровню учеников и их интересам;

  • междисциплинарный характер обучения: задания и учебный материал организуется скорее в соответствии с задачами, а не дисциплинами;

  • достоверность;

  • настрой на сотрудничество;

  • позитивный настрой

Типы проектов

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении.
Для каждого проекта должны быть определены:

  • цель проекта, его актуальность;

  • источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью);

  • методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

  • формы представления результатов (статья, реферат, доклад, видео и проч.);

  • виды презентации проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение
    на конференции и т.п.).

Творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников:

  • совместная газета;

  • сочинение;

  • видеофильм;

  • драматическая постановка;

  • праздник;

  • статья;

  • альманах;

  • альбом;

  • мультимедийный компьютерный проект.

Практико-ориентированные (прикладные)
Эти проекты тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников:

  • проект закона;

  • справочный материал;

  • словарь;

  • аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления;

  • наглядное пособие.

Исследовательские проекты - решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением.
Но это не изменяет циклограммы работы над любым проектом:

  • выявление и постановка проблемы исследования;

  • формулирование гипотезы;

  • планирование и разработка исследовательских действий;

  • сбор данных;

  • сопоставление данных и умозаключений, их проверка;

  • подготовка и написание (оформление) сообщения;

  • выступление с подготовленным сообщением;

  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы:

  • построение выводов, заключений;

  • оформление результатов.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате её применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работе в команде. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Для работы на уроках и во внеурочное время можно использовать проекты различных видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, прикладной, ознакомительный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа учащихся (личностный, парный, групповой проекты). Учитель может открыто координировать, скрыто направлять работу учащихся или выступать как полноправный участник проекта.

Роль педагога проявляет себя в организации такой работы, в ходе и результатах которой проявляются и развиваются информационные компетенции – умения:

  • интегрировать информацию;

  • определять информацию;

  • управлять информацией;

  • передавать информацию;

  • оценивать информацию;

  • создавать информацию;

  • делать доступной информацию;

  • в освоении практически значимых научных представлений и навыков.

Репродуктивные методы обучения с использованием презентаций приобретают черты личностно-ориентированного обучения, при которой каждый ученик в своем индивидуальном темпе изучает материал. При такой работе учитель заранее создает электронное пособие (презентацию), и на уроке учащиеся самостоятельно изучают новый материал, а педагог лишь координирует работу, оказывая помощь школьникам.

Преимущества проектной технологии:

  1. При выполнении проектов учащимся приходится применять знания и из области информатики, и дизайна, и технологии, и черчения, и математики, и компьютерной графики.

  2. Применение метода проектов в обучении позволяет сформировать межпредметные связи в процессе работы над проектом.

  3. Проекты дают возможность учащимся выбрать для итогового контроля наиболее интересную для него область знаний или форму защиты.

  4. Метод проектов воспитывает исследовательскую культуру, развивает навыки эстетического оформления и презентации результатов своего труда.

  5. Используя метод проектов, учитель получает возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, найти индивидуальный ключик к раскрытию интеллектуальных и творческих задатков ребенка.


Другие методы и приёмы интерактивной работы в классе


  1. Концентрированное обучение, или уроки-погружения. (4 уровня учебной деятельности: понятийный, теоретический, практический, синтетический). 3 модели погружения: 1) уровневая (изучается весь программный материал по теме, но только на одном уровне); 2) тематическая модель (изучается одна тема на всех уровнях); 3) смешанное погружение (комбинация элементов первых двух моделей). На 1-м погружении идёт освоение основных понятий курса (как в 1-й модели); на 2-м и 3-м погружениях чередуются теоретические и практические занятия по отдельным разделам курса (элементы 2-й модели); 4-е погружение отдано обобщению. Этот элемент входит в каждую модель.

  2. Дискуссия, дебаты. 2 команды по 3 человека. Выбирается тезис. Одна команда утверждает тезис, 2-я отрицает. Специально назначается человек, который следит за дискуссией. Каждая команда для доказательства своей позиции создаёт систему аргументов, с помощью которой пытается убедить судью в своей правоте. Каждому ученику предоставляется возможность отвечать на перекрёстные вопросы оппонента. Каждый раунд дебатов судит судейская коллегия, состоящая из нечётного числа судей. По ходу игры заполняется судейский протокол, в котором фиксируются все аргументы и контраргументы команд, а по окончании – победа команды.

Примерные темы: «Невозможно считать себя культурным, образованным…человеком без знания…»; «Ь на конце слов после шипящих не нужен»; «Местоимение не часть речи»; «Заимствованные слова – это благо или вред?» и т.д.

  1. Групповая работа (пары, тройки, четвёрки и т.д.) Выбирается лидер, остальные слабее предыдущего. Обсуждается задание, через определённое короткое время уполномоченный от группы озвучивает ответ. Групповая работа (на принципах дифференциации).

Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

  1. Мастер-класс. Преподаватель – учитель, слушатели – ученики. Задача преподавателя – добиться того, чтобы ученики научились делать то, что умеет делать учитель (анализировать стихотворение, эпизод, определять функцию метонимии в отрывке текста и т.д.).

  2. Кейс-стади (метод конкретных ситуаций; метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций. Например, представьте себе, что завтра у вас контрольная работа, за короткое время вы должны подготовиться. Как вы это сделаете?)

  3. Деловые игры. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему?», а в деловой игре – «что было бы, если...?».

- Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например редакции журнала и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение пла­на, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет главного редактора, зал заседа­ний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

- Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, ими­тирующих реальные.

- Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, дей­ствий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи­мися распределяются роли с «обязательным содержанием».

- «Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица (например, учителя на уроке), понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать воз­можности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интере­сы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются кон­кретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

- Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «дело­вому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отраба­тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

7. «Диалог культур». Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь является важней­шей составляющей процесса обучения. Можно выделить внутриличностный диа­лог (противоречие сознания и эмоций), диалог как речевое общение людей (ком­муникативная технология) и диалог культурных смыслов, на котором и строится технология диалога культур.

Активные методы обучения

Неимитационные

Имитационные

игровые

неигровые

проблемная лекция,

лекция вдвоём,

лекция с заранее запланированными ошибками,

лекция пресс-конференция;

эвристическая беседа;

лабораторная работа;

учебная дискуссия;

самостоятельная работа с литературой;

семинары;

дискуссии

деловая игра;

педагогические ситуации;

педагогические задачи;

инсценирование различной деятельности

коллективная мыслительная деятельность;

мозговой штурм;

ТРИЗ-работа (теория решения изобретательских задач)


  1. Приём «Займи позицию». Работа в группах. Даётся спорный тезис (стоит ли применять смертную казнь как наказание?). Каждый выбирает стол с той позицией, которую он разделяет (1 – всегда казнить, 2. – всегда не казнить, 3. – только в исключительных случаях). Когда все рассаживаются (за одним столом – 2 чел., а за другими – 20. это нормально). Ученики аргументируют свои позиции, приводят примеры, говорят о следствиях, причём они могут менять точку зрения и переходить к другому столу.

  2. Приём «Древо мудрости», или «Шанс для троечников». На импровизированном дереве висят записки разных цветов в зависимости от уровней заданий. Ученики, которые хотят исправить свои отметки, могут сорвать записку или несколько, дать полный ответ с примерами и получить или не получить желаемую отметку. Эта работа может выполняться парами. Тогда они проверяют друг друга.

  3. Приём «Иное воспроизведение информации». Даётся текст. Его надо прочитать и по-иному воспроизвести. Например, в виде рисунка, схемы, символов.

  4. «Мозговая атака»(«Мозговой штурм»). Даётся тема или проблема и происходит набрасывание идей по поводу этой проблемы.

  5. «Синтез идей». Групповая работа. 1 гр. – синтаксический разбор (пастой синего цвета). 2 – фонетический (красной пастой), 3 – морфологический – зелёной и т.д. Группы меняются листками, вносят свои исправления, дополнения своей пастой. В конце концов листок попадает к своим хозяевам и они видят свои ошибки.

  6. «Письмо учёному соседу» – вид работы над ошибками. Тот, кто сделал ошибки в словарном или другом диктанте, пишет своему другу письмо по определённому клише о своих ошибках и о правилах их правописания («Я и не знала, что слово ветреный пишется с одной Н, потому что это исключение…»).

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.