СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской работы учащихся начальной школы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской работы учащихся начальной школы"»



Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

















г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.


Составители: Марюшко А. Е. - студентка 37 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.











































Аннотация



Данные методические рекомендации разработаны на основе ФГОС НОО, как вспомогательный ресурс со всеми необходимыми материалами для учителей начальных классов, студентов СПО и родителей обучающихся чтобы организовать исследовательскую деятельность в начальной школе.













































ОГЛАВЛЕНИЕ



РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 7

Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 7

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 12

Примеры ошибок в детских исследовательских работах 12

1. 3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 17

1.4. Паспорт исследования №1 «Кристаллы – чудо природы» 19

1.5. Паспорт исследования № 2 «Почва и ее состав» 22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 26

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 26

2.2. Проектная задача №1 «Внутри сказки» 35

2.3. Проектная задача №2 «В мире животных» 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 47























РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.



Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью, имеет два уровня: эмпирический и теоретический.

По мнению, А. В. Ларькиной, исследовательская деятельность - что исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта. Это система умственных действий, объединенных мотивом, и в совокупности обеспечивающих достижение цели исследования [ 5, c. 383].

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [ 5, там же ].

Актуальность организации исследовательской деятельности младших школьников связана с тем, что современное образование направлено на формирование личности, которая должна обладать базовыми исследовательскими действиями, которые запрашивает ФГОС НОО, они сформулированы следующим образом:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [ 1, c. 18 ].

Целью исследовательской деятельность в начальной школе является - приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

- знакомство с проведением учебных исследований;

- развитие творческой исследовательской активности;

- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь [ 4, с. 2].

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

- выбор темы;

- постановка цели и задач;

- гипотеза исследования;

- организация исследования;

- подготовка к защите и защита работы.

Для исследовательской работы, несомненно, время от времени понадобится определить её тему. Для выбора темы ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

В ходе исследования, такая деятельность формирует определенные исследовательские умения, такие как: приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, также попутно выясняется, что нужно еще провести анкетирование, опрос или же эксперимент, подобрать фотографии. В наше время очень важно уметь делать[ 4, с. 3].

Роль учителя в такой работе является фундаментом, на котором достраиваются уже последующие аспекты исследования. Ведь роль учителя состоит в том, чтобы задать положительный настрой, показать перспективу обучающемуся. Учитель в данном случае чутко и умело руководит исследовательской деятельностью своих учеников. И только при таком условии можно рассчитывать на положительные результаты у обучающихся.

Тем не менее, важность родителей в данном случае тоже не стоит преуменьшать, ведь они как дополнительная составляющая успеха ученика, в данной деятельности. Родители являются так называемыми «большими помощниками» для своих детей. Как вы думаете, какова все- таки роль родителей в исследовательской деятельности и чем же они могут помочь?

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

- консультирует,

- отслеживает выполнение плана,

- решает оперативные вопросы,

- помогает в предварительной оценке проекта,

- участвует в подготовке презентации,

- обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Любое исследование должно быть защищено. Для этого нужна подготовка. Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы [ 4, с. 4 ].

Обобщая все вышеперечисленное можно сформулировать следующий вывод, исследовательская деятельность важный аспект в жизни обучающихся начальной школы, ведь данная деятельность является одной из составляющих видов деятельности, которые формируют очень важные навыки, такие как работать с различной информацией, формулировать выводы и тд., а также стимулирует интерес к фундаментальным и прикладным наукам, что немаловажно для современной личности обучающихся. При всем этом, также не стоит забывать, что за успешной работой стоит неразрывная связь учителя и родителей, которые смогут направить ученика в верное русло и оказать необходимую поддержку для положительного результата.



1.2. Типичные ошибки при проведении исследования Примеры ошибок в детских исследовательских работах


Любое исследование начинается с выбора темы. Это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

Вот наиболее распространённые ошибки, которые не дадут возможности работе стать настоящим исследованием:

1. Взята слишком узкая тема исследования.

2. Тема исследования сформулирована слишком широко.

3. Тема не соответствует возрасту.

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

5. Тема содержит широкую интеграцию.

6. Тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой.

7. Некорректная формулировка темы исследования. Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения.

Формулируя тему, необходимо помнить, что это детское (юношеское) исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают учащиеся[ 7, с. 148 ].

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему?

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Цель исследовательского проекта – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы над решением проблемы. Конечный результат проекта должен быть новым, ранее неизвестным. Он может не быть полностью уникальным. В результате проектно-исследовательской деятельности должно быть открытие для учащегося, новое лично для него. Цель исследовательской деятельности обычно формулируется кратко, одним предложением. При формировании цели могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «разработать», «установить», «уточнить», «создать». При этом поставленная цель работы должна быть реальной для младшего школьника [ 8, с. 6].

Ошибки:

1. отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

2. цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

3. цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

4. не явная логическая цепочка «проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования. Задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Задачи – тактика исследования, выбор путей и средств, конкретных шагов для достижения цели. Задачи содержат информацию о том, что, когда исследователь собирается предпринимать, а так же, как можно измерить результаты. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Оптимальное их количество 3-5. При формулировании задач целесообразно применять глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить» и др..

Ошибки:

1. формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

2. количество задач более 5-ти;

3. нарушена логическая последовательность задач.

Уточнив тему, в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы (в некоторых творческих, социальных, информационных проектах, при отсутствии исследования гипотезы может и не быть). Гипотеза, в переводе с древнегреческого, значит «основание, предположение».

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно- следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку. Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала [ 7, там же ].

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Ошибки:

1. гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой и доказуемой;

2. не содержит предположение;

3. не соответствует фактам по теме исследования [ 8 , с. 7 ].



























  1. 3. Критерии оценивания детских исследовательских работ



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Тема

1. Верно сформулирована тема

0-неверно сформулирована тема

1- верно сформулирована тема

Цели и задачи

2. Верно сформулирована цель

0-неврно сформулирована цель

1 – верно сформулирована цель

3. Сформулированная цель соответствует выбранной теме

0-цель не соответствуют выбранной теме

1 – цель соответствует выбранной теме

4. Задачи соответствуют цели исследовательской работы

0 – задачи не соответствуют цели исследовательской работы

1 – задачи соответствуют цели исследовательской работы

Содержание

5. Содержание соответствует теме исследовательской работы и возрастным особенностям

0 – содержание не соответствует теме исследовательской работы и возрастным особенностям

1 – содержание соответствует теме исследовательской работы и возрастным особенностям

6. Отражена новизна исследовательской работы

0 – не отражена новизна исследовательской работы

1 – отражена новизна исследовательской работы

7. Присутствует описание исследования по выбранной теме

0 – описание не присутствует

1- присутствует описание

8. Представлен результат исследовательской работы

0 – не представлен результат исследовательской работы

1 - представлен результат исследовательской работы

Оформление работы

9. Информация представлена в виде схем, диаграмм и т.д.

0 – информация не представлена в виде схем, диаграмм и т.д.

1 – информация представлена в виде схем, диаграмм и т.д.

10. Оформление работы соответствуют техническим требованиям

0 – не соответствует техническим требованиям

1 – оформление соответствуют технических требованиям

11. Отсутствуют грамматические ошибки

0 – грамматические ошибки присутствуют

1 – грамматические ошибки отсутствуют
























1.4. Паспорт исследования №1 «Кристаллы – чудо природы»



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Кристаллы – чудо природы»

2

Актуальность исследования

Кристаллы – это чудо природы. Получить кристаллы самим – это сотворить чудо. Выращивание кристаллов сохраняет природные богатства.

3

Проблема исследования

Как сделать кристалл в домашних условиях.

4

Объект исследования

Кристалл

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности по формированию базовых исследовательских умений.

Для ученика: исследовать как вырастить кристалл в домашних условиях.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу по теме исследования;

  2. провести опыты, эксперименты и наблюдения как кристалл растет в домашних условиях;

  3. проанализировать и обобщить результаты исследования.

  4. изготовить буклет инструкцию «Кристалл в домашних условиях».

Гипотеза исследования

Предположим, что кристалл можно вырастить в домашних условиях с помощью подручных средств.

8

Методы исследования

Теоретические:

1.Анализ литературы по теме исследования;

2. Анализ и обобщение;

Практические:

  1. Опыт;



Провести опыты подтверждающие, что кристалл можно вырастить в домашних условиях при помощи подручных средств.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: парный

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

Учитель: направляет обучающегося

Ученик: поиск источников для исследовательской работы; подбор опыта для выращивания кристалла в домашних условиях из подручных средств; подбор оборудования для проведения опытов

2. Теоретический:

Учитель: контролирует процесс написания теоретической части

Ученик: анализ информации по теме исследования

3. Практический:

Учитель: оказывает помощь в проведении опытов

Ученик: проведение опыта по выращиванию кристалла в домашних условиях

4. Аналитический:

Учитель: помогает сформулировать выводы

Ученик: формулировка выводов; опровержение/подтверждение гипотезы

5. Презентационный:

Учитель: настраивает обучающегося

Ученик: представляет исследовательскую работу

6. Рефлексивный:

Учитель: указывает на недостатки и преимущества проделанной работы

Ученик: проводит самоанализ выполненной деятельности

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследовать можно ли вырастить кристалл в домашних условиях.

Ход исследования:

1.Подготовительный

Обучающиеся определяют актуальность, проблему исследования. Выделяют объект. Ставят цель и определяют действия для достижения цели. Подбирают информацию о кристаллах, а также опыты для выращивания кристаллов в домашних условиях.

2. Теоретический

Анализируют литературу по теме исследования, выявляют состав кристаллов. Находят в подобранной литературе ответы по проблеме исследования.

3. Практический

Формулируют гипотезу. Проводят опыт по выращиванию кристаллов в домашних условиях.

Опыт: выращивание кристалла в домашних условиях.

Цель опыта: доказать, что кристалл можно вырастить в домашних условиях.

Материалы и оборудование: вода, емкости (банки),карандаш, нитка, предмет на котором будет нарастать кристалл( любой по желанию).

Ход опыта: мы взяли соль, вскипятили воду и дали ей немного остыть. Далее мы сделали концентрированный раствор соли, прогнали его через фильтр, чтобы убрать излишки соли. Перелили раствор соли в специально подготовленную емкость(банку). После этого туда же подвесили на нитке кристаллическую "затравку" - маленький кристаллик той же соли - так, чтобы он был погружен в раствор. На этой "затравке" и предстоит расти будущему кристаллу. Стакан с раствором оставили открытым, где не бывает сквозняков на 24 часа. На следующий день края емкости с раствором соли покрылись красивым белоснежным соленым налетом, с виду очень напоминало снег. Ниточка тоже стала вся заснеженная, а внутри нашей баночки на ниточке образовался настоящий кристалл соли в виде маленького кубика. Образование кристалла - это постепенное «налипание» молекул вещества на мелкий кристалл. Так, во время такого налипания кристалл рос.

Вывод: в домашних условиях действительно можно вырастить красивый кристалл соли.

4. Аналитический

После изучения литературы по теме исследования и проведения опытов обучающиеся опровергают/доказывают поставленную гипотезу и формулируют выводы о выращивании кристалла в домашних условиях.

5. Презентационный

Готовит речь для защиты исследовательской работы. Представляет свою работу с результатами проделанной работы. Отвечает на вопросы комиссии.

6. Рефлексивный

Осуществляет самоанализ проделанной работы, отмечает недостатки и преимущества сделанной работы.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, емкости (банки),карандаш, нитка, предмет на котором будет нарастать кристалл( любой по желанию).

12

Продукт исследования

Выращенный кристалл

13

Перспектива исследования

Выступление на школьном конкурсе/мастер-классе

14

Используемые источники

https://yandex.ru/video/preview/11485995656978946050

https://www.nur.kz/leisure/diy/2021634-kak-vyrastit-kristall-iz-soli-v-domashnih-usloviyah-podrobnaya-instruktsiya/

https://school-herald.ru/ru/article/view?id=444



    1. Паспорт исследования № 2 «Почва и ее состав»

ФИ студента: Бадьина Юлия

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Почва и ее состав»

2

Актуальность исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, озера, горы. Исходя из этого у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит?

3

Проблема исследования

Из чего состоит почва?

4

Объект исследования

Почва

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 2 класса по формированию базовых исследовательских умений посредством исследовательской работы «Почва и ее состав».

Для ученика: исследовать почву и ее состав.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу по теме исследования;

  2. провести опыты и наблюдения по определению состава почвы;

  3. проанализировать и обобщить результаты исследования.

  4. изготовить плакат «Состав почвы»

7

Гипотеза исследования

Предположим, что почва содержит воздух, воду, глину и песок.

8

Методы исследования

Теоретические:

  1. анализ литературы

  2. анализ и обобщение

Практические:

  1. наблюдение

  2. опыт


9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

Учитель: направляет обучающегося

Ученик: поиск источников для исследовательской работы; подбор опытов для определения состава почвы; подбор оборудования для проведения опытов

2. Теоретический:

Учитель: контролирует процесс написания теоретической части

Ученик: анализ информации по теме исследования

3. Практический:

Учитель: оказывает помощь в проведении опытов

Ученик: выдвижение гипотезы. проведение опытов по выявлению состава почвы

4. Аналитический:

Учитель: помогает формулировать выводы

Ученик: формулировка выводов; опровержение/подтверждение гипотезы

5. Презентационный:

Учитель: настраивает обучающегося

Ученик: представляет исследовательскую работу

6. Рефлексивный:

Учитель: указывает на недостатки и преимущества проделанной работы

Ученик: проводит самоанализ выполненной деятельности

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследовать почву и ее состав.

Ход исследования:

1.Подготовительный

Обучающиеся выбирают тему, определяют актуальность, проблему исследования. Выделяют объект. Ставят цель и определяют действия для достижения цели. Подбирают информацию о почве и ее составе, а также опыты для выявления состава почвы.

2. Теоретический

Обучающиеся выделяют интересные факты о почве. Анализируют литературу по теме исследования, выявляют состав почвы. Находят в подобранной литературе ответы по проблеме исследования.

3. Практический

Формулируют гипотезу. Проводят опыты по выявлению состава почвы.

Опыт №1. Почва содержит воздух.

Цель опыта: доказать, что почва содержит воздух.

Материалы и оборудование: стакан с почвой, колба с водой.

Ход опыта: мы взяли колбу с водой, высыпали туда почву из стакана и стали наблюдать: из почвы вверх потянулись пузырьки, значит, почва содержит воздух.

Вывод: в ходе работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.

Опыт №2. Почва содержит воду.

Цель опыта: доказать, содержит ли почва воду.

Материалы и оборудование: держатель, пробирка с почвой, горелка.

Ход опыта: мы нагрели почву в пробирке. Через некоторое время стекло пробирки запотело, а потом на нем появились капельки воды.

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода.

Опыт № 3. Почва содержит песок и глину.

Цель опыта: доказать, содержит ли почва песок и глину.

Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

Ход опыта: в стакан с водой мы добавили почву и размешали стеклянной палочкой. Вода стала мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплыл мелкий мусор: остатки листьев, иголок. На дно осел слой песка и маленькие кусочки глины.

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится песок, глина, различный природный мусор.

4. Аналитический

После изучения литературы по теме исследования и проведения опытов обучающиеся опровергают/доказывают поставленную гипотезу и формулируют выводы о составе почвы. Оформляют плакат «Состав почвы».

5. Презентационный

Готовит речь для защиты исследовательской работы. Представляет свою работу с результатами проделанной работы. Отвечает на вопросы комиссии.

6. Рефлексивный

Осуществляет самоанализ проделанной работы, отмечает недостатки и хорошие стороны выполненной работы.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, стаканы, горелка, колба, почва (земля)

12

Продукт исследования

Лист исследования «Состав почвы»

13

Перспектива исследования

Выступление на школьной конференции

14

Используемые источники

Почва Состав почвы | Окружающий мир 3 класс #5 | Инфоурок - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) – информация о почве.

https://infourok.ru/prezentaciya-kartoteka-opytov-s-pochvoj-4265843.html?ysclid=lsab039r7u38062504 – опыты с почвой

https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/pochva?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F –интересные факты о почве









































РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура



Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко)

Проект направлен на создание того, чего еще не существует и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответствовать проектной логике[3].

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий.

Перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”.

Имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

возможность выделять общий способ действий;

перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания [3].

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий [9].

Основные требования к проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы).

  • Планирования действий по разрешению проблемы.

  • Обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  • Продукт.

  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности: web-сайт; атлас; журнал; видеофильм; видеоклип; выставка; газета.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат [3].





Сравнительная таблица ( по А. Б. Воронцову) [2].


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

Формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Освоение основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

Цель детская

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение задачи через которое происходит получение еще никогда не существовавшего в практике результата (продукта).

2

Продолжительность

От урочных до годичных

Краткосрочно( 1- 2 урока)

3

Форма организации

Индивидуальные или групповые

Групповая

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  1. Анализ ситуации

  2. Выявление дефицитов, Оценка необходимости восполнения дефицита.

  3. Постановка цели

  4. Поиск средств, возможных путей решения

  5. Выбор средств решения проблемы

  6. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  7. Анализ полученного результата,

  8. Представление окружающим полученного результата («продукта»).




5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Проводят анализ задачи . Выделяют в ней отдельные предметные составляющие задачи.

Выбирают соответствующие средства и способы работы.

На этапе синтеза полученные результаты объединяют в единый (цельный) «продукт».

Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

Получение еще никогда не существовавшего результата.

По

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Происходит качественное самоизменение детей

Не предсказуем

Отсутствие жестко определенного ответа

Реальный продукт, который можно представить другим

Реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью. Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).


7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

2. Ставить и удерживать цели.

3. Планировать свою деятельность.

4.Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

5.Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

6.Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.




8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.


9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Младшие школьники( начальная школа)



















































2.2. Проектная задача №1

1 класс

«Внутри сказки»

Автор проектной задачи: Марюшко Анна





Уважаемые ученики 1 класса, решите проектную задачу и помогите своему товарищу Незнайке!

Незнайку на уроке попросили вспомнить одну сказку, которую наверняка знал, но только потому что он был непоседой, пока мама читала ему эту сказку, он смог пропустить многие её интересные части! Помогите Незнайке вспомнить к следующему уроку эту сказку, чтобы учитель не поставил ему 2 в дневник!





Задание 1. Вспомни название

Разгадайте ребус и узнайте название уже известной вам сказки.

Сказка ____________























Задание 2. Найди героев

Составьте полные имена героев сказки. Запишите их ниже в поле для ответа.





1. ____________ _____________

2. ____________ _____________

3. ____________ _____________

4. ____________ _____________

5. ____________ _____________

6. ____________ _____________



Задание 3. Какой же этот Теремок?

Все вместе еще раз вспомните сказку. Найдите все слова в списке, которыми называли эту избушку. Выделите все 6 слов цветом.



Задание 4. Кто за кем идёт?

Герои сказки в Теремок попадали в определенной очереди.

Перед вами натуральный ряд чисел. Рассмотрите его.

1, 2, 3, 4, 5, 6

Очередь будет соответствовать определённому числу натурального ряда.



Очередь заселения в теремок Лягушки-квакушки соответствует тому числу в ряду, которое стоит пред числом 3 _____



Мышка - норушка поселилась в теремке под первым числом, которое стоит в числовом ряду ____



Увидел Теремок Медведь косолапый, и стал тоже проситься в избушку, но в домике уже не было места и он полез на крышу под тем числом ряда, которое стоит после 5 ____



Зайчик - побегайчик в теремке появился под тем числом, которое стоит в середине ряда ____



Очередь в теремок Лисички-сестрички соответствует числу, которое стоит между числами 3 и 5 ____



Волчок-серый бочок попал в теремок под тем числом числового ряда, которое предшествует 6 ____

Задание 5. Счастливый конец

Прочитайте конец сказки. Совсем ли хорошо она закончилась?

Пофантазируйте и придумайте свой новый конец сказки, где Теремок остался целым и невредимым. Нарисуйте к нему иллюстрацию.

«Увидел Теремок Медведь косолапый, и стал тоже проситься в избушку, в домике уже не было места, и он полез на крышу. Теремок развалился.»



Источники:

https://go.11klasov.net/9625-literaturnoe-chtenie-1-klass-v-2-chastjah-klimanova-lf-goreckij-vg-golovanova-mv-i-dr.html - учебник по литературному чтению, УМК «Школа России» 1 класс, 1 часть;

https://raskraskirus.ru/wpcontent/uploads/c/2/7/c2798f0e37231b6ad4442f5022673479.jpeg - иллюстрации, используемые в проектной задаче;

http://kvestodel.ru/generator-rebusov - генератор ребусов;

https://learningapps.org – генератор филвордов.









2.3. Проектная задача №2

«В мире животных»

Автор проектной задачи: Бадьина Юлия

2 класс.

Дорогие Ребята!

Вам предстоит показать умение работать вместе при решении общей задачи. Задача – необычная, ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются некоторые знания и некоторое время. Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать.

Желаю вам успеха!

Задание 1.

Неожиданно мне пришло письмо от лесника из Роевого ручья, он просит нас о чем-то, но дело в том, что у него на компьютере сломалась клавиатура и работали только две клавиши. (точка) и – (тире) чтобы узнать, нам надо расшифровать его послание. Расшифруйте письмо.

Письмо



Ключ для расшифровки письма

Задание 2.

Понятно, что нужна помощь в домиках и нужен корм. Но кому? Поможет нам в этом ребус.

Теперь становится понятно, для кого надо придумать домики и запастись кормом на зиму.

Задание 3.

Чтобы вы поняли, что из себя представляет Роев Ручей лесник выслал еще вам и карту.

Ребята, найдите на данной карте места где есть утки. Сколько домиков можно построить для уток, если в Роевом Ручье живут 36 уток и у 6 из них есть свой домик?

Задание 4.

Чтоб утки могли спокойно переждать зиму, нужны не только домики, но и корм. А какой же корм самый полезный для уток?

Основой питания диких уток в природе является растительная пища. Весьма охотно утки собирают питательную ряску с поверхности водоема. Сочные водные растения можно считать их любимым кормом, доступным и обильным на дне, поверхности и берегах природных водоемов в летнее время. Если при этом им попадается улитка или личинка насекомого, утки не отказываются и от них. Процеживая воду сквозь клюв, утки с успехом ловят рыбью молодь и головастиков. Зимой диких уток можно кормить зерновой смесью: ячмень, горох, овес, кукуруза, пшеница. Овес – прекрасный корм для птиц, питательный, с высоким содержанием растительных жиров и аминокислот. Наиболее полезен взрослым диким птицам ячмень, богатый необходимыми белками и клетчаткой. Пшеница не менее ценна, в ее составе содержатся витамины группы В и белки. Высокобелковый продукт, горох, лучше давать раздробленным, например, на половинки или гороховую крупу. Желтые разновидности кукурузы, кроме белков и клетчатки, обогатят организм уток каротином.

















Надо помочь леснику с кормом. Известно, что в каждом мешке содержится





10 килограмм корма, с разными пропорциями круп. Сколько потребуется мешков корма на зиму, если утки в день съедают 2 мешка с кормом?

Решение задачи.



































































































































































Какие крупы самые питательные и полезные для уток?

Ответ: ___________________________________________________________



Задание 5

Лесник в свое письмо вложил еще фотографии уток, проживающих в парке. С помощью атласа-определителя найдите названия видов уток.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________ _________________________________

Задание 6

Для вдохновения лесник вложил в конверт еще и фото разных утиных домиков, которые он фотографировал в своих дальних поездках.

Придумайте и нарисуйте, какие домики подошли бы уточкам, живущим в Роевом Ручье.











Источники:

Общая информация об утках (rosagroportal.ru) – информация об утках

Карта парка (roev.ru) – карта парка

На птицеферму привезли корм, которого уткам хватило бы на 20 дней, а гусям — на 30 дней. На сколь - ответ на Uchi.ru – задача по математике















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В жизни современного общества, где растёт необходимость в самостоятельных людях, умеющих моментально приспосабливаться к изменяющимся условиям, креативно подходить к решению задач. Современному ученику предстоит стать инициативным участником социального и духовного развития страны, что потребует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в вузе и на протяжении всей жизни.

Первостепенным достижением школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Из этого следует, что в школе необходимо давать знания не только о достижениях прошлого, но и те методы, средства и технологии, которые требуются в будущем. Обучающихся следует вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, в процессе которых они научатся создавать, осознавать и осваивать новое, быть открытыми и уметь формулировать собственные мысли, способных принимать решения.

Все это диктует создания в образовательной среде особых условий для включения учащихся с младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Исследовательская деятельность является одной из важнейших частей обучения в начальной школе. Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности дает возможность расширить кругозор ученика начальной школы, развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Именно поэтому, каждый учитель должен уметь организовать исследовательскую в своем классе так, чтобы замотивировать обучающихся к участию в исследовательской деятельности.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ - (Дата обращения: 10. 10. 2023).

  2. Воронцов А.Б. Проектная задача в начальной школе. - [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 11.03.2024).

  3. (2)Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru /- (Дата обращения: 10. 03.2024).

  4. Зубова О.В. Исследовательская работа в начальной школе – 2017 г. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://urok.1sept.ru /- (Дата обращения: 10. 03.2024).

  5. Леонтович А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2003 г. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1256 (Дата обращения: 11.03.2024).

  6. Миронов А. В. Исследовательская деятельность – основа развития творческой личности – 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-osnova-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 14.02.2024).

  7. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

  8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  9. Прохорова О. Г. Методические рекомендации по организации и содержанию учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов – 2019 г. [Электронный ресурс] // (дата обращения: 13.03.24).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!