СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников требует системы и последовательности в работе с каждой возрастной группой.

В детском саду детей обучают счету, дают представление о числе, знакомят с арифметическими действиями; осуществляется знакомство с основными величинами, имеющими практическое значение: длина, размер и др., показывают способы измерения с помощью условной мерки, предлагают упражнения, направленные на развитие глазомера, мыслительных операций.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений»

Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений



СОДЕРЖАНИЕ


1.

Введение

1 стр.

2.

Задачи формирования элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы

2 стр.

3.

Распределение программного материала по кварталам

(2 младшая группа)

3 стр.

4.

Дидактические игры и упражнения на закрепление программного материала по ФЭМП у детей 2 младшей группы

4 стр.

5.

Задачи формирования элементарных математических представлений у детей средней группы

5 стр.

6.

Распределение программного материала по кварталам

(средняя группа)

6 стр.

7.

Дидактические игры и упражнения на закрепление программного материала по ФЭМП у детей средней группы

7 стр.

8.

Задачи формирования элементарных математических представлений у детей старшей группы

8 стр.

9.

Распределение программного материала по кварталам

(старшая группа)

9 стр.

10.

Дидактические игры и упражнения на закрепление программного материала по ФЭМП у детей старшей группы

10 стр.




ВВЕДЕНИЕ


Формирование элементарных математических представлений у дошкольников требует системы и последовательности в работе с каждой возрастной группой.

В детском саду детей обучают счету, дают представление о числе, знакомят с арифметическими действиями; осуществляется знакомство с основными величинами, имеющими практическое значение: длина, размер и др., показывают способы измерения с помощью условной мерки, предлагают упражнения, направленные на развитие глазомера, мыслительных операций.

В соответствии с Типовой программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста формируют пространственные представления, умение ориентироваться во времени, различать временные отношения.



































Формирование элементарных математических представлений

2 младшая группа (3 – 4 года)


Цель: Формирование первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление связей между предметами и понятиями.


Занятия проводятся с сентября по май.

В течение года решаются программные задачи:

1. Учить составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; понимать вопрос «Сколько?»; использовать в речи слова «много», «один», «по одному», «ни одного».

2. Учить различать понятия «много», «один»; находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке (сначала специально подготовленной), при ответе пользоваться словами «один», «много».

3. Учить сравнивать две равные группы предметов приемом наложения (затем приложения), определять равенство групп по количеству входящих в них предметов; понимать и использовать в речи выражения: «На каждый кружок положи грибок, кружков и грибков поровну, кружков столько, сколько грибков».

4. Учить сравнивать две неравные группы предметов, пользуясь приемом наложения (затем приложения); определять неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Понимать и использовать в речи выражения: «Кружков больше, а грибков меньше».

5. Учить сравнивать два предмета по длине (ширине, высоте, толщине), пользуясь приемом наложения и приложения; результаты сравнения словами «длиннее – короче» («больше – меньше», «выше – ниже», «толще – тоньше»), одинаковые (равные) по толщине.

6. Учить различать и называть левую и правую руку.

7. Учить различать и называть направления от себя: справа (направо), слева (налево), позади (назад), вверх, вниз.

8. Познакомить со свойствами круга, квадрата, треугольника, пользуясь приемами осязательно – двигательного, зрительного обследования, наложения; использовать в речи выражения: «Круг катится, он круглый. Квадрат, треугольник не катятся, есть углы»

9. Учить узнавать и называть

10. Учить в простых предметах окружающей действительности (платок, колесо и т.д.) выделить знакомую форму.

11. Учить различать и называть части суток.











Распределение программного материала по кварталам

(2 младшая группа)

Всего: 36 рабочих недель


п/п

Программные задачи

Кол – во занятий

1 квартал

1

Упражнять в выделении предметов из группы и в их объединении.

3

2

Учить находить много предметов и один предмет в окружающей обстановке (сначала в специально приготовленной, а затем в комнате, на участке).

6 – 10

3

Учить различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник.

3 – 6

4

Учить ориентироваться в основных пространственных направлениях.

3

5

Учить ориентироваться на плоскости.

8 – 10

2 квартал

6

Учить сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте.

8 – 13

7

Учить соотносить предметы одной группы с предметами другой, пользуясь приемами наложения и приложения.

4 – 6

3 квартал

8

Учить сравнивать два предмета по толщине: толще – тоньше (равные по толщине).

1 – 3

9

Учить сравнивать два предмета, отличающихся по объему (больше – меньше).

1 – 2

10

Учить практически выяснить, в какой из групп больше (меньше) предметов, используя приемы наложения и приложения.

3 – 6

11

Учить воспроизводить заданное количество звуков и движений (в пределах 1 – 3 без счета и называния числа).

3 – 6

12

Повторение всего пройденного материала


*

Ориентировку во времени рекомендуется развивать вне занятий.









Дидактические игры и упражнения для закрепления знаний вне занятий


Дидактические игры по сенсорному

воспитанию

Рекомендуемые программой

Количество и счет

«Найди такую же пирамидку»

«Закрой цветочек»

«Угости мишек чаем»

«Оденем кукол на прогулку»



«Разложи по порядку» (в пределах трех)

«Нептун и рыбки»

«Лошадки»

«Путешествия по комнате»

«Чего больше – чего меньше», «Бычок – белый бочок»

«Скорый поезд»

«Какой шар в мешочке?»

«Один – много»

Величина

«Спрячь шарик в ладошку»

«Найди ленту такой же длины» «Башня из кубов»

«Собери башенку»

«Цветные круги»

«Найди такое же колечко»

«Сделаем столбики»



«Магазин»

«Ручеек»

«Оденем кукол на прогулку»

«Собери матрешку»

«Кто найдет такое колечко?»

«Какой шар в мешочке?»

«Что длиннее, выше, шире, толще?»

«Скажи наоборот»

Форма

«Катание шарика через ворота» «Назови геометрическую фигуру» «Покажи такую же фигуру»

«Найди свой домик»

«Подбери колеса к поезду»

«Найди предмет такой же формы». Упражнение «Выкладывание орнамента»



«Чей домик быстрее собирается» «Узнай на ощупь»

«Что лежит в мешочке?»

«Гаражи»

«Найди предмет такой же формы»

«Узнай по форме»

«Что изменилось?»

Игры М. Монтессори

Ориентировка во времени

«Когда это бывает?»


«Машенькин день»












Формирование элементарных математических представлений

средняя группа (4 – 5 лет)


Цель: Формирование умственных способностей на основе математических знаний и представлений.

Занятия проводятся с сентября по май

В течение года решаются программные задачи:

1. Учить количественному счету в пределах 5; называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; относить последнее число ко всем перечисленным предметам (1, 2, 3 – всего 3 мяча). Познакомить с цифрами. Учить отсчитывать предметы по образцу или названному числу, цифре в пределах 5.

2. Учить порядковому счету в пределах 5, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который (какой) по счету?»

3. Учить сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представления о равенстве (затем неравенстве); понимать и использовать в речи выражения: «Столько, сколько, их поровну».

4. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей один (недостающий) предмет или убирая из большей один (лишний) предмет; использовать в речи выражения: «К двум зайчикам добавим одного зайчика, зайчиков стало 3 и елочек 3. Елочек и зайчиков поровну: 3 и 3»

5. Учить сравнивать два предмета по длине (ширине, высоте, толщине); обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

6. Учить сравнивать два предмета по двум признакам (ширине, длине); использовать в речи выражения: «Красная лента длиннее и уже зеленой»

7. Учить сравнивать 3 (4, 5) предмета, разных по длине (высоте, толщине); рассказывать, в каком порядке они расположены.

8. Познакомить с геометрическими фигурами: овал, прямоугольник, их свойствами. Закреплять представления о свойствах круга, квадрата, треугольника, упражнять в различении фигур, выделении в предметах окружающей действительности знакомых форм.

9. Познакомить с понятием «геометрическое тело». Учить различать и называть геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус; упражнять в выделении в предметах окружающей действительности геометрических тел.

10. Учить определять и называть словом направление от себя, определять пространственные отношения.

11. Расширять представления о частях суток.

12. Знакомить с временными отношениями, учить обозначать их словами: «вчера», «сегодня», «завтра».


Распределение программного материала по кварталам

(средняя группа)

Всего: 36 рабочих недель

п/п

Программные задачи

Кол – во занятий

1 квартал

1

Упражнять в выделении предметов из группы и в объединении предметов в группы; учить находить много предметов в окружающей обстановке.

2

2

Закрепить умение определять в какой из групп больше (меньше) или в них поровну предметов, используя приемы наложения и приложения.

2

3

Упражнять в сравнении двух предметов, контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине.

5

4

Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.


5

Упражнять в определении основных пространственных направлений.


Изучение нового материала

6

Учить различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, на основе сопоставления их элементов один к одному. Называть общее кол – во предметов на основе счета воспитателя.

2

7

Учить считать до 3 (трех).

2

8

Познакомить с образованием чисел 4 и 5, учить считать до 5 (пяти)

4

2 квартал

9

Учить различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

2 – 5

10

Учить сравнивать предметы по длине и ширине, высоте и толщине.

3 – 7

11

Учить отсчитывать определенное количество предметов по образцу.

1 – 3

12

Показать, что число предметов не зависит от их размеров.

2

13

Показать, что число предметов не зависит от формы, их расположения.

2 – 4

14

Показать, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

2 – 4

3 квартал

15

Учить устанавливать соотношения между тремя – пятью предметами по длине, ширине, высоте, толщине, объему, раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания или убывания величины.

6 – 11

16

Учить считать и отсчитывать предметы по осязанию.

2 – 3

17

Учить считать звуки.

1 – 2

18

Учить отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу.

2 – 3

19

Учить различать и называть шар, куб, цилиндр.

1 – 3

20

Упражнять в различении и назывании круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной формы предмета.

2




Дидактические игры и упражнения для закрепления знаний

вне занятий


Дидактические игры по сенсорному воспитанию

Рекомендуемые программой:

Количество и счет

«Что нам принесла почта»

«Сделай поровну»

«У кого столько же»

«Магазин»

«Подбери куклам одежду для прогулки»

«Машины»

«Найди пару»

«Динь - динь»

«Что изменилось?»

«Магазин»

«Кому сколько?»

«Которая игрушка спрятана?»

«Чего больше – чего меньше», «У кого столько же?»

«Пройди в ворота»

«Разложи по порядку» (в пределах 5)

«Узнай цифры»

Величина

«Что изменилось?»

«Что там?»

«Башня из кубов»

«Цветные круги»

«Найди елочки»

«Построим дом»

Упражнение «Найди полоску (ленту, палочку) такой же длины (ширины)


«Какая игрушка спрятана»

«Наоборот»

«Цветной диск»

«Скажи наоборот»

«Что длиннее, выше, шире, толще»

Форма

«Покажи такую же фигуру»

«Домино фигур»

«Угадай, что это?»

«Автомобили и гаражи»

«Самолеты»

«Чудесный мешочек»

Домино «Предмет и форма»

«Что изменилось?»

«Выкладывание по рисунку»

«Разрезные картинки»

«Из каких фигур состоит предмет?»

«Угадай, что это?»

«Найди такое же»

«Из каких фигур состоит предмет?»

«Гаражи»

«Путешествие»


Ориентировка в пространстве

«Узнай, что где находится?»

«Куда мы бросили мяч?»

«Угадай, кто где стоит?»

«Что изменилось?»

«Найди такую же картинку»

«Составь узор»

«Куда пойдешь, что найдешь?»

«Угадай, что где лежит?»


«Кто скажет правильно?»

«Что изменилось?»

«Угадай, что где находится?»

«Составь узор»

«Положи, куда скажу»


Время

«Когда это бывает?»

«Наш день»

«Вчера – сегодня – завтра»



Формирование элементарных математических представлений

старшая группа (5 – 6 лет)



Цель: Формирование математического мышления на основе привлечения их внимания к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Занятия проводятся с сентября по май. В течение года решаются программные задачи:

1. Учить количественному счету в пределах 10; называть число по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, относить последнее число ко всем перечисленным предметам; познакомить с образованием чисел.

2. Учить различать и называть цифры, понимать неизменность числа при условии различий в суммировании.

3. Учить различать количественные и порядковые числительные, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой по счету?»

4. Познакомить со знаками «» больше, «

5. Учить получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству или убирая из большего количества один предмет.

6. Учить получать неравенство из равенства, добавляя или удаляя один предмет; использовать в речи выражения: «кругов и треугольников поровну по 6; если убрать 1 круг, то останется 5, 5 меньше 6 на 1, а 6 больше 5 на 1». Определять на сколько одно число больше (меньше) другого.

7. Познакомить со знаками «+», « - », «=». Учить формулировать арифметическое действие, выполнять вычислительные приемы.

8. Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.

9. Учить раскладывать 5 – 6 (7 – 8, 9 – 10) предметов по длине (высоте) в возрастающем или убывающем порядке.

10. Учить сравнивать 3 – 4 (5 – 6) предметов по длине (ширине, толщине); обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

11. Учить сравнивать два предмета по длине (ширине, высоте) с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов.

12. Познакомить с геометрической фигурой – ромб, ее свойствами. Закреплять представление о свойствах геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)

13. Дать знания о классификации геометрических фигур (по форме, по величине, по цвету)

14. Познакомить с геометрическим телом – призма. Закреплять представления о свойствах геометрических тел (шар, куб, конус, цилиндр)

15. Познакомить с четырехугольником, его свойствами.

16. Учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых фигур.

17. Закреплять и расширять пространственные представления.

18. Учить ориентироваться на листе бумаги.

19. Учить последовательно называть дни недели.

20. Дать представление о сутках.








Распределение программного материала по кварталам

(старшая группа)

Всего: 36 рабочих недель


п/п

Программные задачи

Кол – во занятий

1 квартал

1

Повторение программного материала средней группы:

- образование чисел и счет до 5, счет на ощупь, счет на слух, счет движений;


- различение геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; геометрических тел: шара, куба, цилиндра;


- установление соотношений между 2 – 5 предметами по величине (по длине, ширине и др.), раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания размеров;


- определение направления расположения предметов: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа.



4 – 5



3




6





2

2

Познакомить с образованием чисел от 6 до 9, учить сравнивать совокупности предметов, выраженные смежными числами, устанавливать неравенства между ними. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 9.

6

3

Уточнить представление о независимости предметов от их размеров и площади, которую они занимают.

3

4

Упражнять в счете звуков, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному числу в пределах 9.

5

5

Развивать навыки ориентировки на листе бумаги.

4

6

Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами.

1

7

Познакомить с названиями дней недели.

1

2 квартал

8

Познакомить с знаками «+», « - ». Учить выбирать и формировать арифметическое действие, выполнять вычислительные приемы.


9

Познакомить с образованием числа 10, упражнять в счете и отсчете в пределах 10.

1 – 5

10

Упражнять в счете звуков, в счете предметов на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений.

1 – 5

11

Дать представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении; упражнять в счете предметов в разных направлениях.

2 – 3

12

Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров, формы, расположения.

1 – 4

13

Развивать умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения (всего предметов по …)

3

14

Познакомить с математическими знаками «», «», «=».

3

15

Продолжать развивать умение устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине, высоте и др.; учить видеть изменение предметов по размерам.

2 – 6

19

Закрепить представление о геометрических фигурах (треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале, ромбе), геометрических телах (шаре, кубе, цилиндре, конусе, призме).

2 – 4

17

Упражнять в определении формы предметов

1

18

Развивать умение ориентироваться на плоскости (на таблице, листе бумаги).

1 – 4

19

Развивать навыки ориентировки в пространстве

2

20

Закрепить знание последовательности дней недели.

1

3 квартал

21

Дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части, устанавливать отношения между целым и частью.

2 – 5

22

Закрепить умение видеть равное количество разных предметов.

1

23

Познакомить с количественным составом чисел первого ряда из единиц.

2 – 4

24

Формировать навыки порядкового счета в пределах 10.

2 – 5

25

Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними.

2

26

Развивать умение сравнивать смежные числа в пределах 10, на наглядной основе определять, какое число больше или меньше другого.

4 – 6

27

Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении движений.

5 – 6

28

Закрепить представление о геометрических фигурах, их классификации, телах, развивать умение анализировать форму предметов.

3

29

Упражнять в установлении размерных соотношений между предметами, развивать глазомер.

1 – 3

30

Продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве.

1

31

Закрепить представление о последовательности дней недели.

1 – 2







Дидактические игры и упражнения для закрепления знаний

вне занятий

Дидактические игры по сенсорному воспитанию

Рекомендуемые программой

Количество и счет

«Рыболовы»

«У кого столько же»

«Найди пару»

Лото «Посуда», «Фрукты – ягоды», «Найди на один меньше», «Найди пропущенное число», «Найди соседей числа», «Считай дальше», «Назови следующее число», «Цепочка»


«Кто быстрее назовет?»

«Найди столько же»

«Кто больше увидит?»

«Пройди в ворота»

Величина

«Широкая лестница»

«Большая башня»

«Палочки в ряд»

«Сложи дощечки»

«Расставь по порядку»

«Что бывает широкое?»

«Скажите противоположное»

«Что больше?»

«Кто первый?»

«Угадай, в каком порядке»

«Сколько шагов?»


«Два бассейна»

«Широкая лестница»

«Большой – маленький»

«Что где находится?»

«В какую коробку?»

Форма

«Найди свой значок»

«Каждую фигуру на свое место»

«Найди такой же узор»

«Мы составляем Петрушку»

«Подбери предмет»

«Склеим чайник»

«Составь целое из частей»


«Чудесный мешочек»

«Подбери по форме»

«Что изменилось?»

«Домино»

«Найди по описанию»


Ориентировка в пространстве

«Угадай, что где находится?»

«Скажи, куда мы положили?»

«Угадай, кто где стоит?»

«Что изменилось?»

«Где звенит колокольчик?»

«Откуда и чей голос?»

«Накорми лошадку»

«Встань там, где я скажу»

«Стук – стук в барабане»

«Где ты?»

«Наоборот»

«Найди парную карточку»

«Найди такую же картинку»


«Путешествие по комнате»

«Куда пойдешь и что найдешь»


Ориентировка во времени

«Дни недели»

«Узнай сколько и какие дни в неделе»

«Назови соседей»

«Найди пару»

«Чья неделька скорее соберется»

«Наш день»

«Наоборот»

«Лото»

«Так у нас, а у Вас?»




17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!