Методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Введение | 1 стр. |
2. | Задачи формирования элементарных математических представлений у детей 2 младшей группы | 2 стр. |
3. | Распределение программного материала по кварталам (2 младшая группа) | 3 стр. |
4. | Дидактические игры и упражнения на закрепление программного материала по ФЭМП у детей 2 младшей группы | 4 стр. |
5. | Задачи формирования элементарных математических представлений у детей средней группы | 5 стр. |
6. | Распределение программного материала по кварталам (средняя группа) | 6 стр. |
7. | Дидактические игры и упражнения на закрепление программного материала по ФЭМП у детей средней группы | 7 стр. |
8. | Задачи формирования элементарных математических представлений у детей старшей группы | 8 стр. |
9. | Распределение программного материала по кварталам (старшая группа) | 9 стр. |
10. | Дидактические игры и упражнения на закрепление программного материала по ФЭМП у детей старшей группы | 10 стр. |
ВВЕДЕНИЕ
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников требует системы и последовательности в работе с каждой возрастной группой.
В детском саду детей обучают счету, дают представление о числе, знакомят с арифметическими действиями; осуществляется знакомство с основными величинами, имеющими практическое значение: длина, размер и др., показывают способы измерения с помощью условной мерки, предлагают упражнения, направленные на развитие глазомера, мыслительных операций.
В соответствии с Типовой программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста формируют пространственные представления, умение ориентироваться во времени, различать временные отношения.
Формирование элементарных математических представлений
2 младшая группа (3 – 4 года)
Цель: Формирование первых мыслительных операций: сравнение, обобщение, установление связей между предметами и понятиями.
Занятия проводятся с сентября по май.
В течение года решаются программные задачи:
1. Учить составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; понимать вопрос «Сколько?»; использовать в речи слова «много», «один», «по одному», «ни одного».
2. Учить различать понятия «много», «один»; находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке (сначала специально подготовленной), при ответе пользоваться словами «один», «много».
3. Учить сравнивать две равные группы предметов приемом наложения (затем приложения), определять равенство групп по количеству входящих в них предметов; понимать и использовать в речи выражения: «На каждый кружок положи грибок, кружков и грибков поровну, кружков столько, сколько грибков».
4. Учить сравнивать две неравные группы предметов, пользуясь приемом наложения (затем приложения); определять неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Понимать и использовать в речи выражения: «Кружков больше, а грибков меньше».
5. Учить сравнивать два предмета по длине (ширине, высоте, толщине), пользуясь приемом наложения и приложения; результаты сравнения словами «длиннее – короче» («больше – меньше», «выше – ниже», «толще – тоньше»), одинаковые (равные) по толщине.
6. Учить различать и называть левую и правую руку.
7. Учить различать и называть направления от себя: справа (направо), слева (налево), позади (назад), вверх, вниз.
8. Познакомить со свойствами круга, квадрата, треугольника, пользуясь приемами осязательно – двигательного, зрительного обследования, наложения; использовать в речи выражения: «Круг катится, он круглый. Квадрат, треугольник не катятся, есть углы»


9. Учить узнавать и называть
10. Учить в простых предметах окружающей действительности (платок, колесо и т.д.) выделить знакомую форму.
11. Учить различать и называть части суток.
Распределение программного материала по кварталам
(2 младшая группа)
Всего: 36 рабочих недель
№ п/п | Программные задачи | Кол – во занятий |
1 квартал |
1 | Упражнять в выделении предметов из группы и в их объединении. | 3 |
2 | Учить находить много предметов и один предмет в окружающей обстановке (сначала в специально приготовленной, а затем в комнате, на участке). | 6 – 10 |
3 | Учить различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник. | 3 – 6 |
4 | Учить ориентироваться в основных пространственных направлениях. | 3 |
5 | Учить ориентироваться на плоскости. | 8 – 10 |
2 квартал |
6 | Учить сравнивать два предмета контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте. | 8 – 13 |
7 | Учить соотносить предметы одной группы с предметами другой, пользуясь приемами наложения и приложения. | 4 – 6 |
3 квартал |
8 | Учить сравнивать два предмета по толщине: толще – тоньше (равные по толщине). | 1 – 3 |
9 | Учить сравнивать два предмета, отличающихся по объему (больше – меньше). | 1 – 2 |
10 | Учить практически выяснить, в какой из групп больше (меньше) предметов, используя приемы наложения и приложения. | 3 – 6 |
11 | Учить воспроизводить заданное количество звуков и движений (в пределах 1 – 3 без счета и называния числа). | 3 – 6 |
12 | Повторение всего пройденного материала | |
* | Ориентировку во времени рекомендуется развивать вне занятий. | |
Дидактические игры и упражнения для закрепления знаний вне занятий
Дидактические игры по сенсорному воспитанию | Рекомендуемые программой |
Количество и счет «Найди такую же пирамидку» «Закрой цветочек» «Угости мишек чаем» «Оденем кукол на прогулку» | «Разложи по порядку» (в пределах трех) «Нептун и рыбки» «Лошадки» «Путешествия по комнате» «Чего больше – чего меньше», «Бычок – белый бочок» «Скорый поезд» «Какой шар в мешочке?» «Один – много» |
Величина «Спрячь шарик в ладошку» «Найди ленту такой же длины» «Башня из кубов» «Собери башенку» «Цветные круги» «Найди такое же колечко» «Сделаем столбики» | «Магазин» «Ручеек» «Оденем кукол на прогулку» «Собери матрешку» «Кто найдет такое колечко?» «Какой шар в мешочке?» «Что длиннее, выше, шире, толще?» «Скажи наоборот» |
Форма «Катание шарика через ворота» «Назови геометрическую фигуру» «Покажи такую же фигуру» «Найди свой домик» «Подбери колеса к поезду» «Найди предмет такой же формы». Упражнение «Выкладывание орнамента» | «Чей домик быстрее собирается» «Узнай на ощупь» «Что лежит в мешочке?» «Гаражи» «Найди предмет такой же формы» «Узнай по форме» «Что изменилось?» Игры М. Монтессори |
Ориентировка во времени «Когда это бывает?» | «Машенькин день» |
Формирование элементарных математических представлений
средняя группа (4 – 5 лет)
Цель: Формирование умственных способностей на основе математических знаний и представлений.
Занятия проводятся с сентября по май
В течение года решаются программные задачи:
1. Учить количественному счету в пределах 5; называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; относить последнее число ко всем перечисленным предметам (1, 2, 3 – всего 3 мяча). Познакомить с цифрами. Учить отсчитывать предметы по образцу или названному числу, цифре в пределах 5.
2. Учить порядковому счету в пределах 5, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который (какой) по счету?»
3. Учить сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета представления о равенстве (затем неравенстве); понимать и использовать в речи выражения: «Столько, сколько, их поровну».
4. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей один (недостающий) предмет или убирая из большей один (лишний) предмет; использовать в речи выражения: «К двум зайчикам добавим одного зайчика, зайчиков стало 3 и елочек 3. Елочек и зайчиков поровну: 3 и 3»
5. Учить сравнивать два предмета по длине (ширине, высоте, толщине); обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
6. Учить сравнивать два предмета по двум признакам (ширине, длине); использовать в речи выражения: «Красная лента длиннее и уже зеленой»
7. Учить сравнивать 3 (4, 5) предмета, разных по длине (высоте, толщине); рассказывать, в каком порядке они расположены.
8. Познакомить с геометрическими фигурами: овал, прямоугольник, их свойствами. Закреплять представления о свойствах круга, квадрата, треугольника, упражнять в различении фигур, выделении в предметах окружающей действительности знакомых форм.
9. Познакомить с понятием «геометрическое тело». Учить различать и называть геометрические тела: шар, куб, цилиндр, конус; упражнять в выделении в предметах окружающей действительности геометрических тел.
10. Учить определять и называть словом направление от себя, определять пространственные отношения.
11. Расширять представления о частях суток.
12. Знакомить с временными отношениями, учить обозначать их словами: «вчера», «сегодня», «завтра».
Распределение программного материала по кварталам
(средняя группа)
Всего: 36 рабочих недель
№п/п | Программные задачи | Кол – во занятий |
1 квартал |
1 | Упражнять в выделении предметов из группы и в объединении предметов в группы; учить находить много предметов в окружающей обстановке. | 2 |
2 | Закрепить умение определять в какой из групп больше (меньше) или в них поровну предметов, используя приемы наложения и приложения. | 2 |
3 | Упражнять в сравнении двух предметов, контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине. | 5 |
4 | Закреплять умение различать и называть круг, квадрат, треугольник. | |
5 | Упражнять в определении основных пространственных направлений. | |
Изучение нового материала |
6 | Учить различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, на основе сопоставления их элементов один к одному. Называть общее кол – во предметов на основе счета воспитателя. | 2 |
7 | Учить считать до 3 (трех). | 2 |
8 | Познакомить с образованием чисел 4 и 5, учить считать до 5 (пяти) | 4 |
2 квартал |
9 | Учить различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. | 2 – 5 |
10 | Учить сравнивать предметы по длине и ширине, высоте и толщине. | 3 – 7 |
11 | Учить отсчитывать определенное количество предметов по образцу. | 1 – 3 |
12 | Показать, что число предметов не зависит от их размеров. | 2 |
13 | Показать, что число предметов не зависит от формы, их расположения. | 2 – 4 |
14 | Показать, что число предметов не зависит от расстояния между ними. | 2 – 4 |
3 квартал |
15 | Учить устанавливать соотношения между тремя – пятью предметами по длине, ширине, высоте, толщине, объему, раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания или убывания величины. | 6 – 11 |
16 | Учить считать и отсчитывать предметы по осязанию. | 2 – 3 |
17 | Учить считать звуки. | 1 – 2 |
18 | Учить отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу. | 2 – 3 |
19 | Учить различать и называть шар, куб, цилиндр. | 1 – 3 |
20 | Упражнять в различении и назывании круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной формы предмета. | 2 |
Дидактические игры и упражнения для закрепления знаний
вне занятий
Дидактические игры по сенсорному воспитанию | Рекомендуемые программой: |
Количество и счет «Что нам принесла почта» «Сделай поровну» «У кого столько же» «Магазин» «Подбери куклам одежду для прогулки» «Машины» «Найди пару» «Динь - динь» | «Что изменилось?» «Магазин» «Кому сколько?» «Которая игрушка спрятана?» «Чего больше – чего меньше», «У кого столько же?» «Пройди в ворота» «Разложи по порядку» (в пределах 5) «Узнай цифры» |
Величина «Что изменилось?» «Что там?» «Башня из кубов» «Цветные круги» «Найди елочки» «Построим дом» Упражнение «Найди полоску (ленту, палочку) такой же длины (ширины) | «Какая игрушка спрятана» «Наоборот» «Цветной диск» «Скажи наоборот» «Что длиннее, выше, шире, толще» |
Форма «Покажи такую же фигуру» «Домино фигур» «Угадай, что это?» «Автомобили и гаражи» «Самолеты» «Чудесный мешочек» Домино «Предмет и форма» «Что изменилось?» «Выкладывание по рисунку» «Разрезные картинки» «Из каких фигур состоит предмет?» | «Угадай, что это?» «Найди такое же» «Из каких фигур состоит предмет?» «Гаражи» «Путешествие» |
Ориентировка в пространстве «Узнай, что где находится?» «Куда мы бросили мяч?» «Угадай, кто где стоит?» «Что изменилось?» «Найди такую же картинку» «Составь узор» «Куда пойдешь, что найдешь?» «Угадай, что где лежит?» | «Кто скажет правильно?» «Что изменилось?» «Угадай, что где находится?» «Составь узор» «Положи, куда скажу» Время «Когда это бывает?» «Наш день» «Вчера – сегодня – завтра» |
Формирование элементарных математических представлений
старшая группа (5 – 6 лет)
Цель: Формирование математического мышления на основе привлечения их внимания к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Занятия проводятся с сентября по май. В течение года решаются программные задачи:
1. Учить количественному счету в пределах 10; называть число по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, относить последнее число ко всем перечисленным предметам; познакомить с образованием чисел.
2. Учить различать и называть цифры, понимать неизменность числа при условии различий в суммировании.
3. Учить различать количественные и порядковые числительные, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?», «Какой по счету?»
4. Познакомить со знаками «» больше, «
5. Учить получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству или убирая из большего количества один предмет.
6. Учить получать неравенство из равенства, добавляя или удаляя один предмет; использовать в речи выражения: «кругов и треугольников поровну по 6; если убрать 1 круг, то останется 5, 5 меньше 6 на 1, а 6 больше 5 на 1». Определять на сколько одно число больше (меньше) другого.
7. Познакомить со знаками «+», « - », «=». Учить формулировать арифметическое действие, выполнять вычислительные приемы.
8. Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.
9. Учить раскладывать 5 – 6 (7 – 8, 9 – 10) предметов по длине (высоте) в возрастающем или убывающем порядке.
10. Учить сравнивать 3 – 4 (5 – 6) предметов по длине (ширине, толщине); обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
11. Учить сравнивать два предмета по длине (ширине, высоте) с помощью условной мерки, равной одному из сравниваемых предметов.
12. Познакомить с геометрической фигурой – ромб, ее свойствами. Закреплять представление о свойствах геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник)
13. Дать знания о классификации геометрических фигур (по форме, по величине, по цвету)
14. Познакомить с геометрическим телом – призма. Закреплять представления о свойствах геометрических тел (шар, куб, конус, цилиндр)
15. Познакомить с четырехугольником, его свойствами.
16. Учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых фигур.
17. Закреплять и расширять пространственные представления.
18. Учить ориентироваться на листе бумаги.
19. Учить последовательно называть дни недели.
20. Дать представление о сутках.
Распределение программного материала по кварталам
(старшая группа)
Всего: 36 рабочих недель
№ п/п | Программные задачи | Кол – во занятий |
1 квартал |
1 | Повторение программного материала средней группы: - образование чисел и счет до 5, счет на ощупь, счет на слух, счет движений; - различение геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; геометрических тел: шара, куба, цилиндра; - установление соотношений между 2 – 5 предметами по величине (по длине, ширине и др.), раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания размеров; - определение направления расположения предметов: впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа. | 4 – 5 3 6 2 |
2 | Познакомить с образованием чисел от 6 до 9, учить сравнивать совокупности предметов, выраженные смежными числами, устанавливать неравенства между ними. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 9. | 6 |
3 | Уточнить представление о независимости предметов от их размеров и площади, которую они занимают. | 3 |
4 | Упражнять в счете звуков, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному числу в пределах 9. | 5 |
5 | Развивать навыки ориентировки на листе бумаги. | 4 |
6 | Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами. | 1 |
7 | Познакомить с названиями дней недели. | 1 |
2 квартал |
8 | Познакомить с знаками «+», « - ». Учить выбирать и формировать арифметическое действие, выполнять вычислительные приемы. | |
9 | Познакомить с образованием числа 10, упражнять в счете и отсчете в пределах 10. | 1 – 5 |
10 | Упражнять в счете звуков, в счете предметов на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений. | 1 – 5 |
11 | Дать представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении; упражнять в счете предметов в разных направлениях. | 2 – 3 |
12 | Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров, формы, расположения. | 1 – 4 |
13 | Развивать умение видеть равное количество в группах разных предметов и обобщать числовые значения (всего предметов по …) | 3 |
14 | Познакомить с математическими знаками «», «», «=». | 3 |
15 | Продолжать развивать умение устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине, высоте и др.; учить видеть изменение предметов по размерам. | 2 – 6 |
19 | Закрепить представление о геометрических фигурах (треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале, ромбе), геометрических телах (шаре, кубе, цилиндре, конусе, призме). | 2 – 4 |
17 | Упражнять в определении формы предметов | 1 |
18 | Развивать умение ориентироваться на плоскости (на таблице, листе бумаги). | 1 – 4 |
19 | Развивать навыки ориентировки в пространстве | 2 |
20 | Закрепить знание последовательности дней недели. | 1 |
3 квартал |
21 | Дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части, устанавливать отношения между целым и частью. | 2 – 5 |
22 | Закрепить умение видеть равное количество разных предметов. | 1 |
23 | Познакомить с количественным составом чисел первого ряда из единиц. | 2 – 4 |
24 | Формировать навыки порядкового счета в пределах 10. | 2 – 5 |
25 | Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров и расстояния между ними. | 2 |
26 | Развивать умение сравнивать смежные числа в пределах 10, на наглядной основе определять, какое число больше или меньше другого. | 4 – 6 |
27 | Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении движений. | 5 – 6 |
28 | Закрепить представление о геометрических фигурах, их классификации, телах, развивать умение анализировать форму предметов. | 3 |
29 | Упражнять в установлении размерных соотношений между предметами, развивать глазомер. | 1 – 3 |
30 | Продолжать развивать навыки ориентировки в пространстве. | 1 |
31 | Закрепить представление о последовательности дней недели. | 1 – 2 |
Дидактические игры и упражнения для закрепления знаний
вне занятий
Дидактические игры по сенсорному воспитанию | Рекомендуемые программой |
Количество и счет «Рыболовы» «У кого столько же» «Найди пару» Лото «Посуда», «Фрукты – ягоды», «Найди на один меньше», «Найди пропущенное число», «Найди соседей числа», «Считай дальше», «Назови следующее число», «Цепочка» | «Кто быстрее назовет?» «Найди столько же» «Кто больше увидит?» «Пройди в ворота» |
Величина «Широкая лестница» «Большая башня» «Палочки в ряд» «Сложи дощечки» «Расставь по порядку» «Что бывает широкое?» «Скажите противоположное» «Что больше?» «Кто первый?» «Угадай, в каком порядке» «Сколько шагов?» | «Два бассейна» «Широкая лестница» «Большой – маленький» «Что где находится?» «В какую коробку?» |
Форма «Найди свой значок» «Каждую фигуру на свое место» «Найди такой же узор» «Мы составляем Петрушку» «Подбери предмет» «Склеим чайник» «Составь целое из частей» | «Чудесный мешочек» «Подбери по форме» «Что изменилось?» «Домино» «Найди по описанию» |
Ориентировка в пространстве «Угадай, что где находится?» «Скажи, куда мы положили?» «Угадай, кто где стоит?» «Что изменилось?» «Где звенит колокольчик?» «Откуда и чей голос?» «Накорми лошадку» «Встань там, где я скажу» «Стук – стук в барабане» «Где ты?» «Наоборот» «Найди парную карточку» «Найди такую же картинку» | «Путешествие по комнате» «Куда пойдешь и что найдешь» |
Ориентировка во времени «Дни недели» «Узнай сколько и какие дни в неделе» «Назови соседей» «Найди пару» «Чья неделька скорее соберется» | «Наш день» «Наоборот» «Лото» «Так у нас, а у Вас?» |
17