СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методические рекомендации по юмористическим рассказам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методические рекомендации по юмористическим рассказам"»





УДК 373.3


Авторский коллектив:


Студенты 4 курса колледжа БГПУ им. М. Акмуллы


НИГМАТУЛЛИНА ДИНА ГАЙСОВНА

АХМАТДИНОВА ЛУИЗА ИЛНУРОВНА

СЕМЕНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

БАДЫКОВА АЙГУЛЬ РАФКАТОВНА

ШАКИРОВА АЛСУ РУСТАМОВНА

МАЗИТОВА АЛЕКСАНДРА ИЛЬСУРОВНА

КИНЦЕЛЬ ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА преподаватель, магистр образования, аспирант.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, студентам среднего профессионального и высшего образования по направлению подготовки «Преподавание в начальных классах», педагогам дополнительного образования.

Рекомендации содержат дополнительный практический материал по литературному чтению, а именно по произведениям юмористического характера для закрепления, повторения, и проверки знаний. В теоретической части раскрыты понятие «юмор», роль юмористических рассказов в детской литературе, методика и формы работы над юмористическими рассказами в начальной школе. Так же в методических рекомендациях представлены интерактивные игры, в которых содержаться задания как базового уровня, то есть соответствующие стандартным требованиям, так и задания повышенного уровня сложности.











СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………..

3

2. Роль юмористических рассказов в детской литературе…………...


2.1. Понятие "юмористические произведения" как особая художественная реальность…………………………………………...


6

2.2. Роль юмористических рассказов в детской литературе…………

12

3. Методика и формы работы над юмористическими рассказами в начальной школе……………………………………………………….


16

4. Писатели нашего детства……………………………………………


4.1. Юмор в творчестве Н. Н. Носова………………………………...

24

4.2. Юмор в творчестве А. П. Чехова………………………………...

28

4.3. Юмор в творчестве Э. Н. Успенского ……………………………

34

5. Интерактивные игры по юмористическим рассказам……………

36

6. Заключение………..………..………..………..…………………….

40

7. Список используемой литературы………..………….……………

43





1. ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема, а именно методика работы над рассказом актуальна и по сей день. Выпускник начальной школы должен знать основные жанры произведений, их признаки, уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи. В программе представлена общая ориентировка по работе с рассказом.

Рассказ - это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного. Автор рассказа составляет сначала его сюжет, выбирая только важные моменты. Потом развивает его так, чтобы заинтересовать читателя, в конце подводя итог. Самым интересным в рассказе, как и в любом произведении, является кульминационный момент и развязка.

Свойственной характерной чертой современного инноваторского создания считается обеспечение приоритета развитию у обучающихся, включая с первоначальной средние учебные заведения, субъектной позиции, возможности без помощи других обучаться, критически мыслить, подвергать обработке различную сведение, использовать новейшие познания в практике, стараться к самообразованию и саморазвитию. Потребность наиболее изучающего интереса к ходу развития внутреннего общества ребенка, обучения в их баз нравственности и нравственности и развития творческого основы никак не вызывает сомнений. Усовершенствование концепции школьного образования допустимо только лишь присутствие условии увеличения степени интереса к личности детей. Один с методов обучения положительного взгляда считается применение в школьной программе юмористических литературных произведений.

Юмор - подлинное сокровище культуры. Чтобы любить его, нужно прежде всего научиться его понимать, и лучше всего вкус к юмористическому творчеству прививается именно в школьном возрасте. Доступная для младшего школьника форма юмора – это короткие юмористические рассказы. Этот жанр дети очень любят. Юмористические рассказы просты и понятны, вызывают массу положительных эмоций у детей. Секрет притягательности юмора до сих пор не разгадан полностью. Юмористические произведения любят сказки не только дети – взрослые также с удовольствием читают смешные рассказы и повести. Такую любовь невозможно объяснить одними только рациональными причинами. Поэтому такой важный социокультурный элемент, как юмор, обязательно должен быть использован в воспитательных целях. Образовательные программы современного школьного образования и воспитания нацелены на формирование у детей достоверной элементарной системы представлений о предметах, явлениях, их свойствах и связях. При этом взрослые должны помогать ребенку осваивать навыки общения и базовые знания о мире и о себе. Когда дети читают юмористический рассказ, они интересуются прежде всего героями, их внешностью, отношениями, поступками. Дети младшего школьного возраста активно сопереживают героям. Их неподдельную радость вызывает успех положительного персонажа, благополучное разрешение опасных приключений, победа добра над злом. Как уже было сказано, Смех – основное свойство комического, однако по своей эмоциональной окраске и причинам возникновения (объективным или субъективным) он весьма многообразен. Гегель замечает: «Люди могут смеяться над самыми противоположными вещами». Смеются над плоским и безвкусным, над важным и глубоким, если что-то незначительное в нем не соответствует общепринятому; смех бывает проявлением приятно настроенной смешливости или сознания собственного превосходства; бывает смех-издевка и смех отчаяния. Главный критерий не в том, серьезен ли недостаток, а каким образом проявляется отсутствие социальной гибкости.

Изучая традиции отечественной культуры в детстве, они, прежде всего, учатся относиться к ним с любовью и уважением.

Цель данной работы: изучение наиболее эффективных видов работы над юмористическим рассказом на уроках русского языка и литературы в младших классах. Объект исследования: юмористический детский рассказ.

В детских юмористических повествованиях возможно отыскать и определения о межличностных взаимоотношениях, и правила поведения, и рассказ о нравственно-моральных ценностях. Детям в легкодоступной форме говорят о этом, то что ждет их в будущей взрослой жизни. Юмористический рассказ не только дает сведения о жизни и нравственности. Он помогает в развитии ребенка. Он вызывает у них радостные эмоции, развивает речь, помогает преодолению страхов, знакомит их с культурой юмора.



2. РОЛЬ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Понятие "юмористические произведения" как особая художественная реальность.

Язык произведений детской литературы имеет свои особенности. Он отличается от языка так называемой «общей» литературы своей образностью, яркостью, эмоциональностью, метафоричностью, близостью к устному народному творчеству. У детей собственная система ценностей, собственное миропонимание, уникальная способность фантазировать. Безусловно, данные черты находят своё отражение и в художественных особенностях детских книг.

В соответствии с уровнями языковой системы исследователи выделяют следующие средства: фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические и графические средства.

Фонетические средства создания комического:

- Ассонанс и аллитерация: «Голубцы с глупцами. Мучные блюда из почемучек. Шашлык из шалунишек.» (Г. Остер «Книга о вкусной и здоровой пище Людоеда»).

- Звукопись и звукоподражание: «Глаза Протер Молодой Топор - Стукотал, Стукотая, Сказал, Скукота! И ушел» (С. Козлов «Гроза»).

- Фонетические омонимы: «- Кажется, - вспомнил слоненок, - еще надо умножать и делить. - Здорово, - обрадовалась мартышка. - Я всегда говорила: надо умно жать. Глупо жать глупо» (Г. Остер «Ненаглядное пособие»).

- Имитационно-речевые приемы создаются вариантами ассимиляции:

«Знаю я, что говорю.

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалиться зрю?» (Э. Успенский «Память») и др.

- Ассоциативно-фонетический прием:

«Петух взъерошил перья:

- Хочу ко...ко...ко...

- Друзья наперебой стали подсказывать:

- Колбаски?

- Косточку?

- Да нет,

- помотал головой Петух.

- Кока-колы?

- Корочку бы поклевать!

- наконец изрек Петух.» (В. Ливанов, Ю. Энтин «Бременские музыканты»).

- Просодические средства, в частности, несоответствие интонационного оформления текста его содержанию: «На кране работал наш улучшитель мальчик Валера Петросов. Он грузил вагоны и увидел машину с квасом. И решил машину с квасом с улицы перенести на платформу к пассажирам. Кран упал. Квас разлился» (Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»).

Графические средства создания комического:

При создании комического возможно использование шрифта, его формы и размера, а также знаков препинания. Например, постепенное увеличение размера букв становится своеобразной иллюстрацией того, как подрастал щенок в стихотворении В. Левина «Обыкновенная история»:

«Гулял в жару, в мороз и в сырость, Гулял, ГУЛЯЛ, ГУЛЯЛ и вырос».

Лексические средства создания комического:

-лексический повтор как средство выражения комического. С различными художественными задачами применяются такие традиционные стилистические фигуры, как анафора и эпифора. Распространены повторы в стихах по типу путаницы («Путаница» К.И. Чуковского, «Кавардак» В.)

-семантика слов: переход несвободных значений слов в свободные, наложения лексических значений и нарушения семантической сочетаемости.

-явление полисемии (метафора и метонимия). «… вчера Мне прислали в конверте Жирафа, весьма добродушного с виду, Большую египетскую пирамиду. Айсберг их Тихого океана...» (Э. Успенский «Удивительное дело»).

-лексическая омонимия как средство комического. Слова, допускающие различное понимание в зависимости от контекста, могут быть использованы для завязки интригующего сюжета или ситуации: «Да я там кусочек саркофага отколупнул на память, а фараон как стукнет, - захныкал Фук» (А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»).

-синонимы, антонимы и паронимы как средства достижения комического эффекта. Варианты их применения многообразны, допускают комбинирование и даже использование одного явления в функции другого.

-выразительные возможности фразеологии. Фразеологизмы и устойчивые выражения изначально обладают экспрессивностью, но со временем она может угасать. Обновить ее помогают различные приемы, в числе которых - нестандартное продолжение: Книга о вкусной и здоровой пище Людоеда (Г. Остер).

-разные виды имен собственных (антропонимы, зоонимы, топонимы и др.) и их юмористические функции. (слониха Авоська , бюрократ Иван Иванович, старуха Шапокляк, котенок по имени Гав и т. д.)

Словообразовательные средства создания комического:

Словообразовательный коллаж, объединяющий междусловное наложение:

1. Вообразилия - далекая воображаемая страна;

2. Морфемная омонимия:

- У тебя часы показывают, какой год? ...Но ведь ты не скажешь, что они негодные (Л. Кэрролл - Б. Заходер).

3. Выразительные возможности словообразования по моделям детских неологизмов: слотоитя (Саша Черный).

4. Ложно-ассоциативный прием: Мавритания - на вас нападет ревность (Г. Остер «Гадания»).

5. Детская (ошибочная) этимология:

«Все дело в скамье, - подумала Алиса.

- Кто на нее присядет, тот и будет присяжным» (Л. Кэрролл - Б. Заходер «Приключения Алисы в стране чудес»)

Грамматические средства комического:

-способы создания антропоморфизма с целью достижения комического эффекта: изменение категорий одушевленности и неодушевленности, абстрактности и конкретности, исчсляемости и неисчисляемости: «Один сумерек маленький Не хотел сгущаться. Остальные сумерки стали возмущаться: Ах ты такой, ах ты сякой, Нам портишь вечер над рекой» (Э. Успенский «Сумерки»).

-грамматические способы передачи ирреальности изображаемого включают в себя использование форм условного наклонения, времени, страдательного и действительного залога глаголов и причастий в несвойственных им функциях: «Если б мишки были пчелами» (А.А. Мили - Б. Заходер) и др.

-морфологическая омонимия. Это средство комического основано на использовании одного и того же звукового комплекса в разных лексических и грамматических значениях.

В любом из современных УМК для начальной школы в учебнике по литературному чтению есть тема или раздел, который посвящен юмористическим произведениям. Это могут быть произведения разных жанров: стихи, рассказы, сказки. Предлагаемую нами работу можно организовать с использованием текстов любых литературных и фольклорных жанров.

Целью учебно-познавательной работы (на данном уроке или серии занятий) будет:

- Сформировать представление о юмористических произведениях, о способах создания комического в литературе и фольклоре.

- Ввести названия способов создания комического в тексте в виде «секретов смешного» (выделение автора).

-Научить использовать приобретенные знания и умения в практической учебной и творческой деятельности.

Планируемыми результатами учебно-познавательной, исследовательской работы стану ткак предметные, так и метапредметные умения:

Личностные:

- проявлять интерес к юмористическим произведениям и их героям, желание читать;

- проявлять интерес и творческое отношение к созданию своих юмористических текстов;

Познавательные:

-определять приемы создания комического в различных юмористических произведениях фольклора и литературы и обосновывать свое мнение;

Регулятивные:

- планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

- осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

- подбирать более точные слова для выражения мысли при высказывании и суждении;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Предметные:

- читать юмористические произведения осознанно и выразительно;

- работать с содержанием юмористического произведения;

- осознанно использовать «секреты смешного» в устной речи и в творческих работах разных видов.



2.2. Роль юмористических рассказов в детской литературе

Среди различных средств, способствующих воспитанию чувства юмора у детей, наиболее действенным является художественная литература с комическим содержанием. При чтении юмористических произведений ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса, так и от полученного результата. Юмористические произведения способствуют более интенсивному и оптимальному развитию памяти, воображения, восприятия, внимания, а также воспитанию у детей жизнерадостности, настойчивости, уверенности в своих силах; помогают избавиться от таких отрицательных нравственных качеств, как трусость, самоуверенность, зазнайство, неряшливость. Это в свою очередь определяет успешность учебы ребенка. Исследования психологов доказывают, что дети, обладающие чувством юмора, более добродушны, мягки и доброжелательны в отношениях с окружающими, пользуются симпатией и любовью сверстников.

Восприятие тесно связано с пониманием – проникновением в сущность художественного изображения, которое достигается путем анализа и синтеза того, что воспринял читатель. Понимание произведения не означает пассивно-механического усвоения образного содержания. Такой подход, когда восприятия художественной литературы рассматривается как результат воздействия ее на пассивно - созерцательную личность, известный психолог А.Н. Леонтьев называет односторонним, созерцательно-сенсуалистическим: «Процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимопонимания, т.е. результатом процессов, идущих как бы навстречу друг другу».

В процессе чтения художественных произведений, как утверждает психолог Л.С. Выготский, идет не просто усвоение прочитанного, а происходит взаимодействие объективного содержания произведения с личным опытом человека, с имеющимися у него представлениями, понятиями, образами. В результате этой работы ума возникает не просто знание, усвоение прочитанного, а осознание своего отношения к произведению, то есть новые источники, продвигающие человека в развитии.

Специфика восприятия и понимания юмористического произведения заключена в том, что художественное изображение в нем имеет такие особенности, необычная комическая ситуация, и своеобразный отбор языковых средств, которые требуют более пристального внимания, большего размышления, богатой эмоциональной реакции читателя. Художник-юморист воспринимает мир так, как будто все видит впервые и по-особенному. Это заставляет и читателей смотреть туда, где автор открыл что-то удивительное, и замечать то, чего не видели раньше, и, главное, видеть это так, как не видели до тех пор. Поэтому с каждым юмористическим произведением читатель приобщается и становится соучастником «открытия». На чувства читателя юмористическое произведение воздействует в двух направлениях: во-первых, обогащает мир чувств, во-вторых, морально-эстетические переживания, вызываемые художественным произведением в силу типичности его образов, переносятся на действительность. Герои вызывают или целиком положительные, или полностью отрицательные чувства. Юмор, в силу своей специфики, способствует разрушению этой прямолинейности, односторонности восприятия, содействует развитию умения видеть не одно лишь «черное» и «белое», но и различать их «оттенки», то есть учит не сводить все либо к позитиву, либо к негативу.

В целом, работа с юмористическим рассказом ведет к повышению общей активности ребенка, которая направлена на восприятие и понимание художественного текста.

Приобщение младших школьников к детской юмористической литературе оказывает огромнейшее влияние на развитие их речи. Литература – это искусство слова. Сложность и трудность понимания художественного слова, особенно в юмористическом произведении, заключена в том, что одно и тоже слово может выполнять различные функции – быть средством информации, сигналом, обозначающим какое-либо явление, и одновременно художественным образом, который рождается в контексте художественной речи.

«Каждое художественное слово, - говорил Л.Н. Толстой, - тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».

Таким образом, при работе с юмористическим рассказом и средствами создания комического эффекта в нем, школьник учится внимательнее относится к слову, к изобразительным возможностям русского языка, учится видеть богатство языка, проявляющееся в чрезвычайном разнообразии и особой красоте создаваемых с помощью его литературных произведений, учится открывать многие речевые секреты.

Для процесса влияния на формирование, становление личности младшего школьника особенно важно то, что комическому присуща как бы скрытая форма воздействия на человека, ему свойственно находящееся в глубине, а не лежащее на поверхности воспитательное начало. Такая специфика юмора полезна в воспитательном плане тем, что, во-первых, само произведение лишено назидательности, прямолинейности действия, которые так часто вызывают в ответ детский негативизм и зачастую дают совершенно обратный желаемый результат; во-вторых, изображенная действительность позволяет человеку понять свою ошибку и при этом не унижает его, так как признается право каждого, тем более ребенка, на ошибку, а негативная сторона объекта не отрицает наличие у него положительных качеств; в-третьих, не ставит ученика в положение подчиненного, «несмышленыша», а признает в нем личность, со взаимодействующую сторону в процессе воспитания.

Таким образом, работа с юмористическим рассказом имеет важное психолого-педагогическое значение для детей младшего школьного возраста:

- правильно организованная работа с юмористическим произведением приводит к развитию чувства юмора ребенка, которое является одним из действенных средств психологической защиты личности (умение преобразовать отрицательные чувства в источник смеха). А это, в свою очередь, повышает приспособленность к жизни в обществе;

- юмористический рассказ влияет на развитие мышления, внимания, творчества ребенка, так как требует большего размышления (открытия чего-то нового, удивительного), внимания (выявление противоречий), богатой эмоциональной реакции;

- огромное влияние юмористический рассказ оказывает и на развитие речи (умение воспринимать языковые средства создания комического и использовать их в собственной речевой практике);

- работа с юмористическим рассказом способствует, причем без всякой назидательности, воспитанию ребенка.



3. МЕТОДИКА И ФОРМЫ РАБОТЫ НАД ЮМОРИСТИЧЕСКИМИ РАССКАЗАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В процессе развития чувства юмора у детей могут быть полезны следующие методы и приемы. Перечислим наиболее характерные.

1. Конструирование и разыгрывание иронических сценок, сценок импровизаций. Например, иронические сценки-сказки «Лиска-капризка», «Котик Васька Жадный» помогают детям осознать, что капризы и жадность мешают им самим.

2. Использование юмористического художественного слова для разрешения конфликтных или проблемных ситуаций. Например, мальчики настроены по-боевому выяснить отношения. Учитель начинает декламировать:

Петушки распетушились,

Но подраться не решились:

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

(В. Берестов).

Спокойный, немного иронический тон учителя, скорее всего, заставит забияк улыбнуться и на юмористической ноте исчерпать конфликт.

3. Проведение «минуток смеха» – это игры с детьми в «смешные» слова, разучивание перевертышей, скороговорок.

4. Беседы на темы «Смех, какой ты? Где живешь?»; «Какого цвета смех?»; «Есть ли запах у смеха?».

5. Сочинение стихов, рисование, оформление детских тематических «смешных» книжек-альбомов Юмористические рассказы подсказывают решение важных нравственных вопросов на основе забавных ситуаций из детской жизни. По мнению Л. Кассиля, рассказы Н. Носова, Ю. Сотника привлекают «вдумчивой простотой, отличным знанием всяких ребячьих дел, веселой выдумкой», а авторы умеют «не хмуря бровей, за шутливой улыбкой приоткрыть то, над чем стоит, может быть, задуматься и всерьез». Справедливо заметил в свое время А. Алексин, что «юмористическое произведение – это порою кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием юного читателя. И как же не правы те, кто пытается поставить знак равенства между словами "весело" и "несерьезно"!»

Юмористические произведения можно классифицировать следующим образом:

– комический эпос (ему присуща сказочная или басенная условность, аллегоричность, веселая игра, легкость, юмор), например, «Час потехи» Б. Заходера;

– юмористические рассказы (написаны живым разговорным языком, содержат смешные сцены, отличаются динамичным повествованием), например, рассказы Н. Носова;

произведения, сочетающие свойства комического и лирического, например, произведения Е. Благининой, С. Михалкова;

– юмористические рассказы о животных (их характерная черта – искусное смешение реального и чудесного; основная идея – гармония человеческих чувств прекрасного и смешного в природе), например, «Кот-ворюга» К. Паустовского;

– юмористические сказки (воспитывают эмоции, учат добру, благородству и чести), например, «Золотой ключик» А. Толстого. Проанализировав современные программы по литературному чтению, мы обнаружили, что все выделенные нами виды юмористических произведений представлены в них, но в разных соответствиях. Большее внимание уделяется комическому эпосу или юмористическим произведениям в стихах. Авторы-составители учебников отдают предпочтение произведениям Б. Заходера, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто. Остальные виды юмористических произведений рассматриваются не так подробно, хотя авторами выбраны самые известные произведения юмористического характера. Это лучшие рассказы Н. Носова («Телефон», «Фантазеры», «Затейники» и др.), В. Драгунского («Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Не пиф, не паф» и др.), К. Паустовского («Заячьи лапы», «Барсучий нос» и др.), а также произведения Е. Благи ниной, С. Михалкова и д. р.

Технология организации учебно-познавательной работы учащихся.

Понятия и названия секретов смешного можно вводить в работу постепенно, по одному, парой или целой группой (блоком). Это зависит от подготовленности и возможностей учащихся.

В подтверждение значимости юмора можно сказать, что с древних времен смех, умение шутить считается тем признаком человека, который отличает его от животных. Желая вырастить из юных читателей мыслящих людей, обладающих чувством юмора, а не «сухих» исполнителей чужих распоряжений, необходимо в достатке организовать общение детей с игровыми юмористическими произведениями наполненными парадоксами и небывальщиной, преувеличением и путаницей, чтобы они вовремя получали свой «витамин роста». В этой работе важна осознанность, она достигается рассуждениями (не всегда верными) вслух, объяснением своей точки зрения, доказательствами, которые необходимо использовать на каждом уроке. Это приводит не только к пониманию юмористических произведений, пониманию авторских особенностей, но и к тому, что, сочиняя свои юмористические тексты, учащиеся осознанно используют секреты смешного (литературные способы создания комического) в своем творчестве.

1 этап - подготовительный

Тексты для самостоятельной исследовательской работы учащихся заранее специально подбирает учитель, таким образом, чтобы во время чтения в группе юные читатели могли накопить впечатления. Для каждой группы подбирается несколько текстов или отрывков юмористических произведений, в которых преобладает один из способов создания комического. Количество и объем текстов зависит от подготовленности класса, от уровня техники чтения учащихся. Для подобной работы можно использовать тексты учебников по литературному чтению, а также многочисленные сборники юмористических произведений. Например: «Все наоборот», составитель Кружков Г.М. или «Литература и фантазия», составитель Стрельцова Л.Е.

2 этап – погружение (постановка проблемы)

Учащимся предлагается игровая ситуация, в которой два героя (сказочные или выдуманные персонажи) рассказывают об одной и тоже ситуации по-разному. Один серьезно, другой с юмором. Тексты может прочитать учитель, они могут прозвучать в аудиозаписи (учитель может продумать свои варианты).

Ах! Молоко убежало! – жалуется мама на кухне. - Опять придется плиту и кастрюлю чистить! Ох, сколько работы…

Убежало молоко.

Убежало далеко!

Под скамейкой проскочило,

Трёх старушек подмочило,

Угостило двух котят,

Разогрелось — и назад…

(М. Бородицкая)

Ребятам предлагается высказать свое мнение, какой рассказ (отрывок, история) понравился и почему. Что в этих историях общего, чем они отличаются? (Учащиеся хорошо улавливают разное настроение каждого текста, чаще выбирают юмористический. Объясняют свой выбор тем, что этот текст веселый, смешной).

Школьникам предлагается подумать и объяснить, как автору удается сделать текст смешным, юмористическим. (Учащиеся высказывают разные мнения, но дискуссия показывает, что они пока не могут убедительно представить свою позицию).

Учитель предлагает школьникам провести исследование и самим понять, какие приемы и как помогают писателям создавать юмористические произведения. Открыть для себя «секреты смешного» в литературе.

3 этап – исследование юмористических текстов

Для этой работы учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает комплект текстов на листах или карточках (от 2 до 5 небольших отрывков из юмористических произведений). Все произведения каждого комплекта объединяет один «секрет смешного».

Ребятам предлагается самостоятельно в группе прочитать, предложенные тексты и определить (подчеркнуть) самые смешные строчки или выражения в каждом из них. Обсудить, что в этом смешного, почему мы улыбаемся, читая эти слова или строчки. Подумать, что общего в смешных строчках, как можно назвать такой способ создания комического и придумать название своему «секрету смешного». Один ум хорошо, а несколько — лучше. Обсуждая между собой какие строки были наиболее смешными и почему, учащиеся не чувствуют страха за «сольный» ответ, так как работают сообща.

На выполнение подобной работы необходимо запланировать (10 – 15 минут), реальное время будет зависеть от возможностей, как класса, так и отдельных учащихся.

4 этап –представление промежуточного результата групповой работы

После 10 — 15 минут самостоятельной работы в группе учащиеся выразительно читают тексты комплекта, представляя и объясняя свое «открытие» - «секрет смешного», используя который (в тексте, в истории) можно вызвать у читателя или слушателя улыбку и даже смех.

Группа представляет коллективное мнение. Многим неуверенным в себе, стеснительным детям очень важно, что рядом есть помощь друга, одноклассника. Также важно излишне самоуверенным ребятам услышать от сверстников другие точки зрения, другие суждения. Возможно участие в обсуждении участников других групп, которые могут предложить свой вариант названия или что-то уточнить в работе одноклассников.

В результате перечитывания и коллективного обсуждения в группе и в классе рождается следующее мнение: «Чтобы было смешно (вызвать улыбку читателя) авторы используют в текста: перепутаницу, ситуацию, когда все наоборот или перевертыши, необычную ситуацию, необычное сравнение, игру со звуком и буквой или словом, повтор слов, небылицу или чепуху (ребята любят говорить – чепушинку)».

На доске фиксируются детские названия «секретов смешного». Таким образом, к концу занятия получается памятка-перечень разных способов создания комического в тексте или устной речи.

Возможно, что такие понятия, как преувеличение и преуменьшение придется ввести учителю, который может внести свой вклад в коллективное исследование школьников. Если пригласить на подобный урок родителей, то, конечно, их тоже необходимо включить в работу. И тогда в роли «открывателя» могут выступить не только сами ученики, но и родители, это не менее интересно и приятно, особенно ребятам.

5 этап – юмористическая разминка

На основании полученных наблюдений и «открытий» школьникам предлагается в группе составить небольшой текст (несколько предложений) с использованием одного или нескольких «секретов смешного» на выбор. Чтобы не тратить время обдумывание темы, учитель может подготовить несколько коротких текстов-заготовок (3 – 5 предложений), в которые нужно ввести «секреты смешного», предложить тему или ситуацию, которую нужно описать с помощью способов создания комического. Например: Как доктор с помощью «игра со словом и звуком может пошутить над мнимым больным?

С помощью небылицы или нонсенса опишите внешность и характер какого-нибудь вымышленного или сказочного героя.

Иногда ребята внутри группы для выполнения этого задания распределяются в пары. Работа «в две головы» идет быстрее и продуктивнее. Возможен и индивидуальный вариант выполнения данного задания. Задача, которого опробовать на практике приемы создания комического.

6 этап – социализация, представление творческой работы

Учащиеся по желанию представляют одноклассникам созданные ими небольшие юмористические тексты. Следует обсуждение и взаимооценка. Основным критерием оценки является удачное и правильное использование способов создания комического в тексте, тех «секретов смешного», которые были определены в предыдущей совместной работе учащихся класса. Важно, чтобы атмосфера этого этапа была доброжелательной и не погасила творческий порыв юных сочинителей, но и неудачи или ошибки должны быть выявлены и осознанно исправлены.

7 этап – подведение итогов, рефлексия

На этом этапе учащиеся могут воспользоваться листом самооценки, на котором перечислены этапы урока, виды работ. Вспоминая свою работу, учащиеся с помощью любых символов (смайлик, огонек светофора и т.п.) оценивают каждый этап. На основании листа самооценки (это может быть и другой вариант подведения итогов) учащиеся могут высказать свое мнение:

-Какую учебную и исследовательскую задачу сегодня на уроке решали?

-Что хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?

-Что удалось сегодня в работе? - Что пока не получилось? В чем причины?

- Какой этап был самым интересным или напряженным, трудным для них? Почему?

В зависимости от результата занятия учитель может предложить свой вариант рефлексии, отвечающий особенностям класса. Если это необходимо, на этом этапе учитель может использовать только положительные отметки.

Последействие

Как вариант домашнего задания учащимся может быть предложено на выбор:

- Сочинить продолжение (еще одну - две строфы) к стихотворению Д. Хармса «Врун», используя знакомые «секреты смешного».

- Рассказать историю из своей жизни, используя приемы создания комического.

- Придумать и рассказать «завиральную» историю (для этого берется сюжет известной сказки, в который добавляются современные детали и «секреты смешного»).

- Дополнить названия «секретов смешного» рисунками или символами.

Для тех учащихся, кто труднее осваивает учебный материал можно посоветовать записать примеры тех или иных «секретов смешного», чтобы быстрее вспомнить их особенности личности, как характеризует героя его речь и, наконец, как автор выражает собственное отношение к герою.

В 4 классе юмористические рассказы используются с целью обучения детей отличать юмор и сатиру. На примерах рассказов Носова, Сотника, Драгунского дети определяют, юмористические они или сатирические, то есть с каким отношением осмеивает автор героев - гневным или сочувственным. Также учащиеся определяют задачу сатирического жанра.

Таким образом, мы видим благодатный материал для изучения средств создания комического в начальной школе.


4. ПИСАТЕЛИ НАШЕГО ДЕТСТВА

4.1. Юмор в творчестве Н. Н. Носова

Смех - главный двигатель творчества Носова. Нет, пожалуй, другого детского писателя, у которого можно найти столько разнообразных форм смешного: и юмор, и сатиру, и иронию, и сарказм, а порой и гротеск. Юмору Носова присущи мягкость и психологизм. Самые обычные жизненные случаи превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Герои его непоседливы, нелогичны, ещё порой очень наивны, но в целом хорошие, искренние ребята, которые и ошибаются честно, и хитрят бесхитростно.

В отличие от подавляющего большинства юмористов, больше любящих использовать юмор, нежели размышлять о нём, Носов зарекомендовал себя и незаурядным теоретиком смешного: ему принадлежит, в частности, глубокая и интересная статья «О некоторых проблемах комического». Есть страницы, посвящённые теории смеха, и в книге «Иронические юморески».

Хотя в своей практике юмориста Носов не пренебрегает даже примитивными формами комизма, смех в его творчестве служит не только целям увеселения, но и задачам воспитания. Он первым из наших детских писателей рискнул стать чистокровным детским юмористом. Сделал юмор и сатиру одной из основ своего творчества, обращённого к детям.

Сатиру и юмор Носов определяет как «разные формы комического, то есть смешного, в искусстве и литературе, отражающие разные формы комического, как смешного, существующего в реальной действительности». При этом юмор он понимает как «осмеивание с оттенком сочувствия», а сатиру - как «осмеивание с оттенком негодования, гневный смех». Произведения Носова отличны от дешёвых, мелкотравчатых юморесок, ютящихся по газетно-журнальным «Уголкам юмора», что, сколь бы беспечны они ни казались, в глубине их всегда светится истинная любовь к людям, и прежде всего - к детям.

Писатель учитывает естественную тягу мальчишек к весёлому и необычному, он стремиться писать так, чтобы маленький читатель не зевал от скуки.

Первым же своим сборником рассказов «Тук-тук-тук», изданным в 1945 году Детгизом, Николай Носов заявил о себе как юмористический писатель и с той поры не изменил своему любимому, раз и навсегда избранному литературному жанру. Он дарит детям не только улыбку, но и помогает им увидеть в самих себе, в своём характере что-то такое, от чего непременно надо избавиться, и чем быстрее, тем лучше! Очень сложные и серьёзные темы писатель решает весело, с доброй шуткой. Всё это встречает ответное понимание читателей. Каждого из них писатель имеет полное право назвать, как и своего внука Игоря, своим искренним другом. Потому что любой мальчишка, любая девчонка, прочитав хотя бы одну книжку Николая Носова, обретает в его лице надёжного соратника, весёлого советчика.

Стоит повнимательней вглядеться в героев носовских рассказов. И хотя среди них мы почти не найдём отчаянных озорников, они подчас вытворяют бог знает что, в прямом и переносном смысле ходят вверх ногами и не заслуживают, чтобы за поведение им ставили пятёрки. Однако автор относится к ним с явным сочувствием, симпатизирует этим далеко не идеальным героям. Почему? По какому такому праву?

Прежде всего разберёмся, действительно ли они такие «отрицательные». В чём их провинность?

Всем ребятам известен рассказ «Мишкина каша». Вместе с автором читатель проникается горячим сочувствием к неудачливым героям, Мишке и Коле, которым никак не удаётся сварить на плите самую обыкновенную кашу. Она у них то в размазню превращается, то из кастрюли наружу лезет, то, загустев, начинает пыхтеть, то подгорает.

У него есть ещё и другие рассказы, где действуют те же самые Мишка и Коля. Чего только с ними не приключается. Главным зачинщиком всех этих проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим несуразным затеям он подключает и друга Колю. И в результате оба, как правило, оказываются в неловком положении.

В весёлых носовских рассказах таится всегда что-то такое, что заставляет всерьёз задуматься. Задуматься над тем, например, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу и жарить пескарей на сковородке, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Всё это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера - от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства и самонадеянности, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о своих товарищах. И мы вместе с героями рассказов испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение, когда к ним после мытарств и неприятностей приходит наконец удача.

По душе читателю и самокритичность юных героев. По их вине чуть было не пострадал водитель «Москвича» - милиционер заметил на бампере мальчишек и записал номер автомобиля. Тревожась за судьбу шофёра, друзья не побоялись признаться в своём проступке, взяли всю вину на себя, заступились за водителя машины.

Рассказы Носова все разные. Иные из них он посвящает какому-то одному комическому случаю из жизни ребят. В других же описывает целый ряд эпизодов и приключений, в ходе которых во всей полноте проявляется мальчишеский характер. В одних рассказах основная авторская мысль прячется глубоко и её не сразу распознаешь. В других же, наоборот, идея автора усваивается сразу же.

В рассказе «Огурцы» с мальчиком Котькой случилась неприятность. Нарвал он в колхозном огороде огурцов и принёс матери. Но мать отказалась от такого подарка и потребовала, чтобы сын немедленно возвратил украденные огурцы сторожу. Мальчик боится сторожа - в руках у того ружьё и он может убить Котьку. «И пусть убьёт! - резко ответила мать. Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будут сын - вор». Котька в душе испытывает раскаяние, и читатель приходит к убеждению - мальчик никогда в будущем не совершит подобного: он понимает, какой это тяжёлый позор - быть вором.

Но далеко не всегда в рассказах Николая Носова порок выявляется и наказывается. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять на показ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам «пошевелил мозгами» - сделал вывод из прочитанного.

Не всё забавное, как мы убеждаемся, доставляет писателю радость. Бывают ребячьи шалости и смешные поступки, в которых нет ничего весёлого, и на душе от них остаётся лишь нехороший осадок. И писатель спешит предостеречь от подобных «забав» ребят - как тех, кто ещё только-только собирается пойти в школу, так и тех, кто уже учится в ней, готовясь стать полноценными гражданами нашего общества.



4.2. Юмор в творчестве А. П. Чехова

Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность, образованность и юмор, которые конечно же является исключительно добрым и позитивным.

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В детстве Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом “Заика” и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном. В 1880 году в журнале “Стрекоза” появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

1884 год оказался необычайно удачным для Чехова. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как “Хирургия”, “Хамелеон”, “Жалобная книга”, “Толстый и тонкий”.

А. П. Чехов в своих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные истории», высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание к начальству, грубость, необразованность, нахальство, отсутствие чувства собственного достоинства.

Например: полицейский надзиратель Очумелов, главный герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» -- воплощение готовности унижаться перед более сильными и могущественными. И он, и городовой Хрюкин, и толпа обывателей изменяют свое поведение в зависимости от обстоятельств, защищая пострадавшего, когда думают, что собака кого-то из простых людей, и осуждают и высмеивают, узнав, что собачка «генеральская».

Полицейский надзиратель к тому же груб и необразован. Об этом свидетельствует его язык: «Почему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он занимается еще и вымогательством («За ним ступает рыжий городовой с решетом, доверху полным конфискованного крыжовника»).

В рассказе «Толстый и тонкий» изображается случайная встреча на вокзале двух друзей детства. Никудышный чиновник, «тонкий» Порфирий, как только узнал, что его давний гимназический товарищ дослужился до тайного советника, начинает унижаться перед ним так, что того аж «затошнило». Подобным образом ведут себя и члены семьи «тонкого» -- жена и сын.

Рассказы Антона Павловича Чехова очень коротки, но вместительны. Писатель умеет коротким эпизодом, метким словом изобразить широкую картину жизни. Причем, он сам не делает выводов, не вмешивается с комментариями, но читатели хорошо понимают, какой недостойный имеет вид человек-хамелеон, подхалим и лицемер.

В рассказах А.П. Чехова мы наблюдаем явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как он рассказывается. Трагизм жизненного материала Чехов преодолевает комизмом его художественной обработки. Несерьезен, прямо-таки игрив тон повествования («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т.п.).

Забавны имена персонажей (Червяков, Брюзжалов).

Комична настойчивость, с которой Червяков пристает со своими извинениями к нечаянно обрызганному им генералу.

Столь комично несоразмерны здесь повод и последствия: в начале рассказа герой «чихнул» - в конце же помер! Такое абсурдное несоответствие причин и следствий бывает только в анекдотах. Чехов берет анекдотическое происшествие, смеется над недалеким героем, но касается при этом весьма серьезных вещей.

Такое впечатление производит большинство юмористических рассказов Чехова: над ними смеешься, а если задуматься, повествуют они о грустном и даже страшноватом.

«Репетитор»

Жизнь репетитора была знакома Чехову по собственному опыту: и в гимназические, и в студенческие годы ему приходилось подрабатывать, занимаясь с учениками. Характерно недовольство критики рассказом: в нем, говорилось, нет отчетливой "фабулы", то есть события в обычном смысле слова; вместе с таким прекрасным рассказом, как "Егерь" и другими, "Репетитор" был оценен как "полубред", "болтовня ради болтовни" и т. д.

«Жалобная книга»

Один из самых популярных юмористических сюжетов Чехова. Психологическая достоверность записей в этом рассказе вызвала у одного из читателей Чехова вопрос: а не переписал ли он эти фразы из какой-нибудь настоящей жалобной книги? И критика отметила у Чехова дар "имитации", знание "жаргона" своих героев.

«Хирургия»

По жанру - типичная бытовая "сценка". Подзаголовок "Сценка", бывший в "Осколках", снят в "Пестрых рассказах" и в собрании сочинений.

Не считая домашних спектаклей, во время которых Чехов-гимназист изображал вместе с братом Александром подобную сценку, в числе источников анекдотического эпизода с зубной "хирургией" известны и действительные случаи, о которых знал Чехов (один - в Воскресенской больнице, другой - в Таганроге). «Лошадиная фамилия»

В 1884 году Чехов рассказывал знакомой девушке анекдот со сходным содержанием - о забытой "птичьей" фамилии (оказалось: Вербицкий, потому что... птицы на вербе сидят). "Лошадиная" фамилия могла быть подсказана случаем, знакомым Чехову с детства (в таганрогской гостинице одновременно оказались два человека - Жеребцов и Кобылин). Рассказ был напечатан в "Петербургской газете" и собрании сочинений.

Юмор - не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта.

А.П. Чехов создает смешные ситуации в рассказах через портретные зарисовки героев, например, в рассказе «Налим»:

Плотник Герасим - высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами.

Плотник Любим - молодой горбатый мужик с треугольным лицом и с узкими, китайскими глазками.

Писатель создает комические ситуации практически во всех своих рассказах с помощью крылатых фраз и выражений, просторечных форм слов, например:

«…ты держи его, держи, а то уйдет, анафема!»

«…Да и беспонятный же мужик, прости царица небесная!»

«Шел бы, да и хватал бы сам, горбатый черт…» и т.д.

А.П. Чехов создает смешные ситуации в своих рассказах говорящими фамилиями, как например в рассказе «Хамелеон»

Говорящие фамилии:

1. Очумелов. Этой фамилией писатель, наверное, хотел передать «очумелость» данного героя. Я считаю, что эта фамилия произошла от слова «очуметь» - Одуреть, ошалеть (первонач. заболеть чумой).

2. Хрюкин. Я предполагаю, что эта фамилия произошла от внешнего облика героя, от слова «хрюшка» - т. е свинья. (цитата)

3. Пичугин. Я считаю, что фамилия Пичугин произошла от слова «пичуга» - маленькая, неприметная птичка. Автор сравнивает героя с птичкой, т.к. в его рассказе герой описан как неприметный человек.

В рассказах Чехова есть очень остроумное, смешное и крайне оригинальное влияние. Прочитав рассказы Чехова, человек начинает задумываться о прочитанном, т. к Чехов писал про общественные проблемы своего времени.

Человек - существо чувствительное, эмоциональное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, вдруг навалилась беда, если с кем-то случилось несчастье. Это естественно. Так же естественно, как смеются над комедией или переживают вместе с героями трагедии. И обычно люди стараются разделить такие понятия, как добро и зло, любовь и ненависть, грустное и смешное... Чем тоньше художник, тем более сложное, неопределенное чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так и у Чехова: смешное у него грустно, а грустное - смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического. А.П. Чехов хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комической ситуацией, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место грустным, глухим, тяжелым. Серость, грязь, убожество существования отразил Чехов в своих произведениях. И в городе, и в деревне жизнь людей пуста, бессодержательна, бессмысленна…



4.3. Юмор в творчестве Э. Н. Успенского

Юмор в творчестве гения. В чём секрет Э. Н. Успенского?

Маленький Эдик Успенский был весёлым мальчишкой, и даже, можно сказать, озорником. Учёба в школе давалась ему нелегко, а плохие отметки то и дело появлялись на страничках его дневника. Каждый понедельник мальчик для себя решал, что вот именно с этого дня он изменится, и будет получать только хорошие отметки, но приходил вторник с новыми важными делами и двойки вновь появлялись. Но не было бы счастья, как говорится, да несчастье помогло.

После очередной вылазки на улицу, Эдик неудачно спрыгнул с крыши и сломал ногу, после чего он надолго попал в больницу. В один из дней, проведённых на больничной койке, мальчик попросил родителей, чтобы те принесли ему учебники. Удивлению взрослых не было предела, но его просьбу они выполнили. Вот тут то и настал переломный момент в жизни Успенского. Он настолько рьяно начал учиться, что поступление в Московский авиационный институт оказалось для него плёвым делом, и уже через пару лет он вышел из стен учебного заведения квалифицированным инженером.

Больше трёх лет отработал Успенский по специальности, но потом вдруг осознал, что это не его жизнь и он может больше. Произошло это во время работы вожатым в пионерском лагере. Отряд ему попался неспокойный, и чтобы достучаться до подростков и успокоить их Эдуард Николаевич читал ребятам интересные книги. Но интересные книги в библиотеке лагеря быстро закончились, а перечитывать уже прочитанное не было смысла. И тут Успенский придумал забавную историю про крокодила Гену, который работал в зоопарке на должности крокодила.

Юные слушатели остались в восторге от его сочинения, и, сделав для себя некоторые выводы, Успенский пристрастился к перу. Вот так Эдуард Успенский решил стать взрослым юмористом, а потом и детским писателем.

Э. Н. Успенский весело и живо напоминает читателю, что очень важно не переоценивать свои возможности. Человек, обладающий прекрасной памятью, вызывает уважение в обществе и заслуживает похвалы. Но хвастун, преувеличивающий свои способности, просто смешон.

Итак, поэтическое творчество Эдуарда Николаевича Успенского отличается лёгкостью и непринуждённостью. Простая речь, игровое начало, понятные образы помогают читателю сделать важные выводы.

5. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ ПО ЮМОРИСТИЧЕСКИМ РАССКАЗАМ

     Интерактивность может помочь детям осознать свои ценности и установить приоритеты, может также помочь им стать более терпимыми, гибкими и внимательными.

Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.

Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детишек. Применение интерактивных игр на уроках вызывает у обучающихся стремление к поиску правильного решения, к размышлению.

С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему.

Многофункциональность интерактивных игры заключается так же в том, что её можно использовать не только на занятии, а также в свободное от занятий время. Проигрывать игру можно как индивидуально, так и со всей группой.

ЦЕЛИ, КОТОРЫХ МОЖНО ДОСТИЧЬ, ОРГАНИЗУЯ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ:

1.     Можно помочь детям научиться принимать решения – самостоятельно и в группе. Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются.

2.     Можно научить детей сочувствию. Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. Если же в классе собрались дети различных культур и национальностей, то ребёнок получает ещё больше возможностей развивать в себе эмпатию.

3.      Можно показать детям, как можно жить без насилия. В ситуации, когда ребёнок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Мы можем помочь классу отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, можем научить детей контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме.

Интерактивное обучение – это обучение, при котором решение учебных и воспитательных задач реализуется в форме межличностного взаимодействия. Интерактив помогает решать много воспитательных задач:

  • формировать положительные черты характера;

  • формировать положительное отношение к школе;

  • формировать адекватную самооценку;

  • формировать активную жизненную позицию;

  • формировать благоприятный психологический климат в коллективе, команду единомышленников.

Предоставленные ниже интерактивные игры направлены на развитие таланта, креативного мышления, коррекция застенчивости, а так же на закрепление материала по юмористическим рассказам писателей.

  1. Задание для учащихся заключается в том, что они просматривают видео рассказов и соотносят их с авторами этих рассказов.

https://learningapps.org/watch?v=pchdwpu3j22


  1. Задание для учащихся предоставлено в форме викторине. Так же по рассказам Н. Н. Носова и его биографии.

https://learningapps.org/view792768


  1. Задание для учащихся дано по рассказам Н. Н. Носова и Драгунского.

https://learningapps.org/view6091493


  1. Задание для учащихся дано по рассказам Н. Н. Носова, В. Драгунского и К. Чуковского.

Оно заключается в том, что дети должны, отмечая названия рассказов авторов, собирают пазл.

https://learningapps.org/view1228861


  1. Задание для учащихся дано по рассказам В. Драгунского.

Оно разделено на 3 игровые задания, т.е. ребенку предоставлено право выбора: он может заполнить пропуски, ответить на вопросы и заполнить кроссворд.

https://learningapps.org/view10701585


  1. Задание для учащихся предоставлено по рассказу «Денискины сказки» В. Драгунского. Оно дается в форме теста.

https://learningapps.org/view13394151


  1. Так же другие интерактивные игры для учащихся по юмористических рассказам.

https://learningapps.org/view14089944

https://learningapps.org/view6993587

https://learningapps.org/view4630665



6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время короткого периода детства на всю жизнь закладываются основы личности человека В это время дети наиболее быстро и активно перенимают нормы поведения окружающих, овладевают связной речью - средством общения. Вообще, развитие речи ребенка - есть один из важнейших показателей его психического развития.

В современных условиях вопросы развития речи у детей приобрели особую актуальность – большое количество научных работ педагогов, психологов, дефектологов исследуют проблему формирования связной речи у детей. Дети младшего школьного возраста из-за недостатков развития связной речи страдают определенными недостатками и в поведении, и в общении, так как связная речь играет чрезвычайно важную роль во всестороннем развитии детей, более того – она является необходимым условием этого развития.

Связная речь - не только самостоятельная форма речевого общения, но и средство обучения детей, и средство, позволяющее контролировать их знания. В процессе овладения речью дети получают ключ к познанию мира предметов и явлений, осваивают диалог как главную форму речевого общения. Дети в младшем школьном возрасте уже в состоянии понять юмор в рассказе, овладеть смыслом рассказа. Они уже начинают чувствовать выразительность и красоту языка.

Все это способствует приобщению к нравственному опыту, жизненной мудрости. Виды и формы работы с юмористическими рассказами весьма разнообразны, но все они в основном построены на базе трех основных видов изучения: чтение, пересказ, инсценировка. Все три вида имеют свои преимущества.

Во-первых, такая форма доставляет детям множество позитивных эмоций, веселья, радости. На таком эмоциональном фоне легче и полнее усваивается материал.

Во-вторых, совместная деятельность не только приносит радость и детям, и взрослым, но и создает в классе комфортную психологическую обстановку, помогает решению текущих педагогических задач.

В-третьих, это превосходный способ развития чувств ребенка. Эмоционально выразительные рассказы, разговоры про героев, про чувства, испытываемые ими, про трудности, преодолеваемые ими, подготовка к инсценировке, разыгрывание сказки - все это прекрасно развивает восприимчивость ребенка.

Такая форма работы способствует эффективному развитию эмоционального восприятия произведений искусства, пробуждает в детях творческое начало, способность самостоятельно мыслить, помогает в формировании эстетического восприятия мира.

Современные социокультурные реалии требуют разработки теории и методики использования юмористических рассказов как средства воспитания ребенка. Юмористический рассказ в силу своей глубокой эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя его мироощущение, следовательно, и стиль поведения.

Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.

Интерактивные игры повышают мотивацию у детей к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности детишек. Применение интерактивных игр на уроках вызывает у обучающихся стремление к поиску правильного решения, к размышлению.

С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему.

Таким образом, работа над юмористическими рассказами помогает наиболее полному решению задач образовательного и воспитательного плана. Сейчас вопросы эстетического и нравственного воспитания детей имеют особенное значение.


7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




1. Акинтьев Е.С., Ашичев В.А. и др. Успешное чтение: теория и практика. Методическое пособие для педагогов. СПб.: Издательство «ЛЕМА», 2009

2. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г. Кружков. М.; Просвещение, 1993

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.; Просвещение, 1991

4. Гин С.И. Мир фантазии. Пособие для учителя начальной школы. М.; Вита-Пресс, 2001

5. Мухина И.А., Сивакова А.Н. Педагогические мастерские по литературе. СПб.; Корифей, 2002





















ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА


  1. Н. Носов, «На горке»: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruJiiT2d203I2-zYRNDcYaZxpwzXEWpDjVmqjSDiKP44IvqmpR6V9V_dMs7wdWKg2PHHcDi6ppamC0iruA-JlwL8OD3QkPsZb-i5HwuDuEqzJ0-Wo-UEQv2IwUhUr3HLN1A%3D%3D%3Fsign%3Dtfir3Q1xXFa8kNNoJ4CLfBUjZiFyb5x3z488bdxCWTY%3D&name=nagorke.docx&nosw=1

  2. Н. Носов, «Огурцы»: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruHCCThkME3uFUtvkykkCPY3_czWfpBLpul_v28g5J7_k3d5xGat3u2nNF27snujbZogR8jgGHVBWs5bfQIlR8MiGaTiyn_ONj-5V2E8_kyBmYWBMElHX-ZpmGEYWJvMKcg%3D%3D%3Fsign%3DLKC3LyDG4pUzdhgBWERZpfMC5WUSB4JbpelaKqRmjMg%3D&name=ogurcyi.docx&nosw=1

  3. Н. Носов, «Заплатка»: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruHhUAEwnJrk3IJIvaXWYZYGdpx_7pR0TRWP_CmLEoRcgkWSvKvLbXPbGJL0F2C59oOLU_9uA-TNRXATkEoDNQZkcLEysugLZz4ryNk85WizzQxPpOCw8qRKaIMNoTstZCA%3D%3D%3Fsign%3DTzO53Q2mnBenXIvD1U97zmU_lxI8R7ilmdncMqhITZ0%3D&name=zaplatka.docx&nosw=1

  4. Тук-тук-тук. Сборник рассказов: https://itexts.net/avtor-nikolay-nikolaevich-nosov/154542-tuk-tuk-tuk-sbornik-rasskazov-risunki-gi-ogorodnikova-nikolay-nosov/read/page-1.html

  5. Н. Носов, «Мишкина каша»: https://nukadeti.ru/skazki/nosov_mishkina_kasha

  6. А.П. Чехов, «Хамелеон»: https://ilibrary.ru/text/463/p.1/index.html

  7. А.П. Чехов, «Толстый и тонкий»: https://ilibrary.ru/text/464/p.1/index.html

  8. А.П. Чехов, «Репетитор»: https://ilibrary.ru/text/1103/p.1/index.html

  9. Эдуард Успенский, «Если был бы я девчонкой»: https://www.culture.ru/poems/48746/esli-byl-by-ya-devchonkoi

23