Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Дом детского творчества
Новооскольского района Белгородской области»
Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(для педагогов дополнительного образования)
Г. Новый Оскол
2017
Ответственный за выпуск: Пуль Т.В. – директор МБУДО «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»
Авторы - составители:
Ермолаева Ирина Юрьевна, методист МБУДО «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»
Утверждено на педагогическом совете МБУДО «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области», протокол № 1 от 30 августа 2017 г.
Методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам дополнительного образования.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
1. Дополнительная общеразвивающая программа – комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм контроля, который представлен в виде учебно-тематического плана, календарного учебного графика, содержания программы, а так же оценочных и методических материалов. К каждой общеразвивающей программе составляются рабочие программы, реализуемые в текущем учебном году.
Дополнительные общеразвивающие программы муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области» имеют художественную, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую, социально-педагогическую направленности, по виду могут быть модифицированными, авторскими или экспериментальными; по форме организации образовательной деятельности – групповыми и индивидуальными.
При разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ педагогами учитывается разный уровень развития и степень освоения содержания детьми, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации и могут иметь следующие уровни сложности: стартовый уровень, базовый уровень, углубленный уровень. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Углубленный уровень предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам содержания программы и предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. (Приложение 1)
При реализации дополнительных общеразвивающих программ могут использоваться различные образовательные технологии. Обучение осуществляется в очной форме.
2. Структура дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Дополнительная общеразвивающая программа включает в себя следующие структурные элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
учебный план (если срок реализации программы свыше 1 года);
учебно-тематический план;
содержание программы;
методическое обеспечение программы;
условия реализации программы;
список литературы;
календарный учебный график.
№№ | Раздел образовательной программы | Стр. |
1 | Титульный лист | |
2 | Пояснительная записка | |
| Введение | |
2.1 | -направленность дополнительной общеразвивающей программы; | |
2.2 | -новизна; | |
2.3 | -актуальность; | |
2.4 | -адресат; | |
2.5 | -форма обучения; | |
2.6 | - отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ; | |
2.7 | -педагогическая целесообразность; | |
2.8 | -цель; | |
2.9 | -задачи дополнительной общеразвивающей программы; | |
2.10 | - сроки реализации; | |
2.11 | - формы проведения занятий; | |
2.12 | -ожидаемые результаты и способы определения их результативности; | |
2.13 | -формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы. | |
3 | Учебный план | |
4 | Учебно-тематический план | |
| -перечень разделов, тем; -количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия. | |
5 | Календарный учебный график | |
| -количество учебных дней; -место проведения занятий; -темы занятий; -формы контроля. | |
6 | Содержание программы | |
| -краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). | |
7 | Методическое обеспечение программы | |
| -краткое описание приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий. | |
8 | Условия реализации программы | |
9 | Список литературы | |
10 | Приложение к образовательной программе | |
2.2. На титульном листе программы должно быть отражено: наименование вышестоящих органов образования (Управление образования администрации муниципального района «Новооскольский район»); наименование образовательного учреждения (Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области»; дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации (Принята на заседании педагогического совета….); гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и № приказа); название программы; статус программы (авторская, модифицированная, экспериментальная); направленность программы (художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая); уровень программы (стартовый, базовый, углубленный); возраст обучающихся; срок реализации программы; автор-составитель (Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего дополнительную общеобразовательную программу, должность); название населённого пункта; год утверждения программы (Приложение 2).
2.3. Пояснительная записка отражает общую характеристику программы. Пояснительную записку рекомендуется начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости. Во вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, регионов распространения и тому подобное. Следует обосновать сущность сложившейся ситуации, выходы на социальную действительность и потребности ребят. Обоснование не должно быть очень большим, достаточно будет одного-двух абзацев ясных предложений.
Свою историю слово «дизайн» берёт от итальянского «disegno», которое в эпоху Ренессанса обозначало проект, рисунок, идею. Позднее, в XVI веке, в Англии появляется понятие «design», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертёж, узор, а также «проектировать, конструировать». В более узком понимании дизайн означает проектно- художественную деятельность по организации комфортной для человека предметной среды. Вещи, как и люди, бывают духовными и бездуховными. Духовные имеют свою энергетику, своё звучание. Это тот второй план, который необходим человеку.
Деятельность студии по лоскутному шитью, которое получило во всём мире официальный статус искусства дизайна, глубоко созвучна этой идее. На практике это выражается в стремлении высоко держать престиж старинных ремёсел, показать, что в наши дома должны вернуться «тёплые», уютные, потрясающей красоты вещи, сделанные не только руками, но и «сердцами» мастеров.
Если нам, живущим на Российской земле, не чтить и не любить то, что веками создавали предки, мы не получим и духовной подпитки, необходимой для передачи самобытной культуры России будущим поколениям.
Далее указывается направленность дополнительной общеразвивающей программы:
(художественная направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; военно-патриотическая — направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях; социально-педагогическая — направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности; туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа);
новизна (новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.):
- Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания.
- Новизна дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами;
актуальность программы (своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени):
- Актуальность дополнительной образовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров — организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.
- Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников.
Актуальность может базироваться:
— на анализе социальных проблем;
— на материалах научных исследований;
— на анализе педагогического опыта;
— на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;
— на современных требованиях модернизации системы образования;
— на потенциале образовательного учреждения;
— на социальном заказе муниципального образования и других факторах;
адресат программы (краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, наполняемость группы, иные характеристики):
- для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;
— какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;
— наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);
— предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов) и т.д.;
форма обучения (очная);
отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие (например: отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в различных видах декоративно-прикладного творчества).
Цель программы – общая формулировка образовательных намерений педагога, связана с темой и содержанием программы - цель должны быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, значима.
1. Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения.
2. Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучающимся этических и…
3. Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства.
4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
5. Формирование общей культуры личности, привитие обучающимся этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
6. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
7. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
8. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
9. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
10. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
11. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
12. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
13. Профилактика асоциального поведения.
14. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
15. Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков.
Задачи программы – конкретные пути достижения цели. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать для достижения цели?». Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы: обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу; развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении; воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.
Обучающие задачи:
1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения.
2. Обучить навыкам танцевального мастерства.
3. Формировать музыкально-ритмические навыки.
4. Научить правильному дыханию.
5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии.
Развивающие задачи:
1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
2. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных занятий.
3. Развитие артистических способностей.
4. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости.
5. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения.
6. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
Воспитательные задачи:
1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.
2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению.
Сроки реализации программы (программа рассчитана на 4 года обучения. 1 год обучения – 72 часа; 2 год обучения – 144 часов; 3 год обучения – 216 часов).
Формы проведения занятий (учебное занятие, встреча с интересными людьми, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, игровая программа, дискуссия, выставка, защита проектов, семинар, акция, круглый стол, сбор, аукцион, лабораторное занятие, беседа, эвристическая лекция, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, наблюдение, творческая встреча, галерея, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, экспедиция, рейд, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг и другие)
Ожидаемые результаты (конкретная характеристика знаний, умений, навыков, предметных результатов, которыми овладеет обучающийся при освоении программы по ее завершении, формируются с учетом цели и содержания программы).
Способы определения результативности реализации программы (педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачетов, взаимозачетов, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях, мониторинг и др.).
Формы подведения итогов (промежуточный и итоговый контроль).
2.4. Учебный план представляется в форме таблицы (Приложение 3). Разрабатывается для программ со сроком реализации свыше 1 года.
2.5. Учебно-тематический план дополнительной общеразвивающей программы (Приложение 4).
2.6. Календарный учебный график представляется в форме таблицы (Приложение 5). Данный раздел отражает количество учебных дней, место проведения занятий, темы занятий, формы контроля. Календарный учебный график составляется для каждой группы на текущий учебный год. Является обязательным структурным элементом дополнительной общеразвивающей программы, так как составляется на основе календарно-тематического плана и расписания учебных занятий.
2.7. Содержание программы отражается через краткое описание тем программы (теория, практика).
Тема 5.1. Холодный батик
Теория. Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.
Практика. Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.
2.8. Методическое обеспечение программы – методическое сопровождение учебной работы педагога (обеспечение методическими видами продукции, рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов, дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы, формы проведения итогов и т.д.).
2.9. Условия реализации программы – это материально-техническое (сведение о помещении, в котором проводятся занятия, о наличии подсобных помещений, перечень оборудования, технических средств обучения) и кадровое (составляется для интегрированных и комплексных программ) обеспечение программы.
2.10. Список литературы – основная и дополнительная учебная литература.
Книги
Фамилия И.О. Название. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Владос, 2004. — 239 с.
Сборники.
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред. сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образо- вание, 2007. — 416 с.
Статьи из журналов
Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. — год, № журнала. — номера страниц.
1. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. — 2001, № 1. — с.30—31.
3. Заключительные положения
3.1. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и вводится в действие приказом директора ОУ.
Приложение к образовательной программе
К программе могут быть добавлены приложения различного характера:
• иллюстративный материал по тематике занятий;
• словарь специальных терминов с пояснениями;
• контрольные вопросы и задания;
• конспекты, описание занятий;
• технологические карты;
• готовые изделия, образцы;
• условия набора детей в коллектив;
• условия прослушивания;
• материалы тестирования;
• памятки для родителей;
• методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;
• сценарии творческих мероприятий; • диагностические материалы;
• видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
• электронные ресурсы и др
Приложение 1
Уровень освоения программы
Уровень программы | Возраст обучающихся | Срок освоения программы | Режим занятий (кол-во часов в неделю) | Прогнозируемая результативность |
Стартовый | 5-18 лет | от 3 месяцев до 1 года | 1-2 часа в неделю | - освоение образовательной программы; - переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся. |
Базовый | 6-18 лет | от 1 года до 3 лет | 2-6 часов в неделю | - освоение образовательной программы; - участие в районных и региональных мероприятиях не менее 30% обучающихся. |
Углубленный | 12-18 лет | от 2 лет | 6-8 часов в неделю | - освоение образовательной программы; - участие в районных и региональных мероприятиях не менее 80% обучающихся; - включение в число победителей и призеров мероприятий не менее 50% обучающихся. |
Приложение 2
Управление образования администрации муниципального района
«Новооскольский район»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества
Новооскольского района Белгородской области»
Принята на заседании педагогического совета от «__» ________ 2017г. Протокол № ________ | УТВЕРЖДАЮ: директор МБУДО «ДДТ» _________________ Пуль Т.В. Приказ № __ от ______ 2017 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
(авторская, модифицированная, экспериментальная)
Направленность программы:
Уровень программы
Возраст обучающихся - ___ лет
Срок реализации программы - ____ года
Автор-составитель:
____________________________,
ФИО
___________________________
должность
г. Новый Оскол, 2017 г.
Приложение 3
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов |
1 год | 2 год | 3 год |
1. | | | | |
2. | | | | |
| | | | |
Всего часов: | | | |
Приложение 4
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы и темы учебных занятий | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итого: | | | | |
Приложение 5
Календарный учебный график
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Введение |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
Раздел 1 |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
13