Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению слабовидящих детей»
Слуховое восприятие для незрячих и слабовидящих детей является одним из
основных способов получения информации и главным средством психического развития. Поэтому, такая форма языковой активности как аудирование, является важнейшей возможностью получить образование и освоить абстрактные научные дисциплины.
Слепые люди отличаются большей чувствительностью к фонетике языка, чем зрячие люди. Исследования показали, что слабовидящие и слепые дети по сравнению со зрячими сверстниками обладают лучшей памятью и концентрацией. Это не значит, что дети с полным нарушением зрения имеют более широкие возможности для изучения иностранных языков, но во всяком случае, их возможности не ниже, чем у зрячих детей.
Общие принципы обучения аудированию слабо- и нормовидящих детей одинаковы и не имеют принципиальных отличий от традиционных. Спецификой же работы по аудированию для детей с дефектами зрения является дополнительная концентрация не только на содержательной части речи, но и на характеристику звукового рисунка. При прослушивании текста необходимо обращать внимание не только на что говорят, но и на характеристики говорящих, отношения между ними, учиться верно оценивать ситуацию общения. Особую ценность в связи с этим представляют аудиотексты, в которых есть фоновые звуки, выполняющие роль иллюстраций и позволяющие сделать выводы о месте и/или времени разговора, действиях и эмоциях персонажей и т.д. Необходимо специально обращать внимание учащихся на эти звуки с тем, чтобы они учились самостоятельно распознавать их и делать соответствующие выводы. Это умение необычайно важно в повседневной жизни детей, которым недоступна визуальная информация и невербальные средства коммуникации. Для этого следует готовить дополнительные вопросы к прослушиваемому тексту: Кто говорит? Где они находятся? Почему мы слышим такой звук, что происходит? Как вы догадались?
Перед проведением задания по аудированию учащимся необходимо дать время на ознакомление с утверждениями и вариантами ответов, написание номеров вопросов в листе для ответов. Затем ребята слушают запись один раз, и дается время на запись ответов, после этого запись повторяется, и ученики завершают выполнение задания. Если тест содержит более 10 вопросов, то необходимо добавить третье прослушивание и дополнительный промежуток времени для записи ответов.
Однако очень важно отметить, что обучение слабовидящих иностранному языку только при помощи аудирования крайне нежелательно. Все речевые умения тесно взаимосвязаны и должны формироваться в комплексе. Это обеспечивает их осознанность, прочность получаемых знаний и продуктивность речевой деятельности на иностранном языке.