СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

: Методические рекомендации по организации и проведению классных часов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классное руководство - это не работа, это образ жизни! Классные руководители не всегда тчательго...

Просмотр содержимого документа
«: Методические рекомендации по организации и проведению классных часов»





Тема: Методические рекомендации по организации и проведению классных часов

 







Подготовила:

Классный руководитель 2-к класса

Дорохова Т.П.








2019 г.

Классное руководство – это не   работа,

это образ жизни!

Многие педагоги с большим пессимизмом относятся к классным часам, а дети – не испытывают к ним большого интереса. Классные руководители не всегда тщательно готовятся к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о поведении учащихся, о состоянии дел в классе, не отличаются разнообразием форм и тематики. Вместе с тем, привычный и часто уже наскучивший  и детям, и педагогам классный  час может стать событием, которого дети всегда будут ждать с нетерпением.

Классный час является интегрированной формой учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Особенность классного часа состоит в том, что он есть форма прямого, более близкого и личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Творчески продуманный и проведенный на высоком педагогическом уровне классный час может стать ярким событием, источником впечатлений, информации и общения.

Основная цель и функции классного часа.

Классный час - это специально-организованная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.

Выделяют три воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и других  наук не нашедших отражения в учебных программах. Информация для классного часа должна быть занимательной и полезной.

Ориентирующая функция заключается в формировании определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у  учащихся определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция основная.

Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.

Организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы тем самым содействуем передаче и развитию у них социально-ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.

Воспитательной целью классного часа является формирование  запланированного, точно определенного отношения   учащихся  к какому-то явлению, объекту мира. Например, конкретной целью педагог ставит:

- «Пробудить чувства уважения к миру животных,  соучастия в их судьбе, стремление защитить от жестокого обращения с ними»;

- «Сформировать представление о морали, дать определение понятий морали и нравственности»;

- «Сформировать навыки  законопослушного поведения»;

- «Содействовать выработке собственных нравственных  взглядов, суждений, оценок».

Анализ практики организации классных часов в школе показывает, что многие классные руководители  допускают серьезные промахи: они не всегда видят различие между целями и задачами классного часа, обращаясь с этими понятиями как  с синонимическими.

 В  определении цели и задач исходят не из воспитательного результата, который должен планироваться, а из средств воздействия.

И  задачи поставленные ими выглядят как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Все эти ошибки в совокупности рождают формальное воспитательное мероприятие.

Методика и техника организации классного часа.

Классные часы можно систематизировать следующим образом:

--- Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.

--- Тематика классных часов  определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.

--- Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего  года, с целями и задачами на предстоящий учебный год.

--- Форму, место и время  проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.

--- Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа  является его  основным координатором и  несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.



  • классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;

  • классный час – плановый, для подведения итогов, например успеваемости за четверть;

  • классный час – как беседа по психолого – педагогическим проблемам учащихся;

  • классный час как нравственный час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;

Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок:

- определить тему с учетом основных задач воспитания на современном

этапе;

-  четко сформулировать цель и задачи;

-  продумать содержание;

-  определить четкую структуру, составить план или сценарий, продумать

взаимосвязь этапов;

-  подготовить элемент «неожиданности», «изюминку»;

- подготовить  вспомогательные материалы  (наглядные пособия,

музыкальное    оформление,   раздаточный материал и др.), пригласить

специалистов, интересных людей или родителей;

- включить учащихся в процесс предварительной подготовки и проведения

классного часа, распределить задания между участниками и группами;

-  проанализировать его результативность.

Структура классного часа

Структура классного часа состоит из трех частей:

  • вступительное слово классного руководителя;

  • основная (содержательная);

  • заключительная (вывод).

Рекомендуемые современные  формы проведения классных часов:

интерактивные игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, игры – путешествия, КВН, нравственные и этические беседы, викторины, встречи с интересными людьми, тренинги, читательские конференции и др.

Рекомендуется планировать циклы классных часов по гражданско- патриотическому воспитанию,  формированию здорового образа жизни и  культуры безопасной жизнедеятельности,  воспитанию культуры быта и досуга. Для учащихся начального звена, актуально проведение классных часов по формированию этической, эстетической и экологической культуры. Планируя классные часы для старшеклассников необходимо включить темы по профилактике противоправного поведения, профессиональной ориентации, семейному и гендерному воспитанию, формированию психологической культуры.

Намечая тему, форму проведения, определяя содержание, отбирая материал для классного часа,  классный руководитель должен учитывать возрастные особенности детей, степень и характер развития класса, уровня воспитанности.

Анализ работы начинающих педагогов позволяет сказать, что первый классный час – это нечто внепрограммное. 

Первый классный час должен пленить, впечатлить, должен идти от души молодого учителя.

Классный час не должен проводиться в назидательном тоне в форме  нотации за плохое поведение или успеваемость. Классный руководитель  посредством классного часа может создать определенные условия, с помощью которых можно спрогнозировать результативность воспитательной работы












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!