Тема: Методические рекомендации по организации и проведению классных часов
Подготовила:
Классный руководитель 2-к класса
Дорохова Т.П.
2019 г.
Классное руководство – это не работа,
это образ жизни!
Многие педагоги с большим пессимизмом относятся к классным часам, а дети – не испытывают к ним большого интереса. Классные руководители не всегда тщательно готовятся к классным часам, поэтому они превращаются в дежурные беседы о поведении учащихся, о состоянии дел в классе, не отличаются разнообразием форм и тематики. Вместе с тем, привычный и часто уже наскучивший и детям, и педагогам классный час может стать событием, которого дети всегда будут ждать с нетерпением.
Классный час является интегрированной формой учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Особенность классного часа состоит в том, что он есть форма прямого, более близкого и личностного общения классного руководителя со своими воспитанниками. Но это не урок. Творчески продуманный и проведенный на высоком педагогическом уровне классный час может стать ярким событием, источником впечатлений, информации и общения.
Основная цель и функции классного часа.
Классный час - это специально-организованная деятельность, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую.
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний учащихся из этики, эстетики, психологии и других наук не нашедших отражения в учебных программах. Информация для классного часа должна быть занимательной и полезной.
Ориентирующая функция заключается в формировании определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у учащихся определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. И эта функция основная.
Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей и реализацию этих целей.
Организуя ценностно-ориентационную деятельность школьников с помощью классного часа, мы тем самым содействуем передаче и развитию у них социально-ценностных отношений, являющихся основной целью этой формы воспитательной работы.
Воспитательной целью классного часа является формирование запланированного, точно определенного отношения учащихся к какому-то явлению, объекту мира. Например, конкретной целью педагог ставит:
- «Пробудить чувства уважения к миру животных, соучастия в их судьбе, стремление защитить от жестокого обращения с ними»;
- «Сформировать представление о морали, дать определение понятий морали и нравственности»;
- «Сформировать навыки законопослушного поведения»;
- «Содействовать выработке собственных нравственных взглядов, суждений, оценок».
Анализ практики организации классных часов в школе показывает, что многие классные руководители допускают серьезные промахи: они не всегда видят различие между целями и задачами классного часа, обращаясь с этими понятиями как с синонимическими.
В определении цели и задач исходят не из воспитательного результата, который должен планироваться, а из средств воздействия.
И задачи поставленные ими выглядят как «рассказать о…», «объяснить…», «посмотреть…», «обсудить…». Все эти ошибки в совокупности рождают формальное воспитательное мероприятие.
Методика и техника организации классного часа.
Классные часы можно систематизировать следующим образом:
--- Классный час в школе является одной из основных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом.
--- Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании в конце каждого учебного года на будущий учебный год.
--- Традиционные классные часы на учебный год определяются в соответствии с общешкольным планом мероприятий, в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего года, с целями и задачами на предстоящий учебный год.
--- Форму, место и время проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя.
--- Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа.
классный час, организованный как способ коллективного планирования творческих дел;
классный час – плановый, для подведения итогов, например успеваемости за четверть;
классный час – как беседа по психолого – педагогическим проблемам учащихся;
классный час как нравственный час общения, разговор «по душам», уточнение нравственных ценностей;
Готовить классный час надо не менее тщательно, чем урок:
- определить тему с учетом основных задач воспитания на современном
этапе;
- четко сформулировать цель и задачи;
- продумать содержание;
- определить четкую структуру, составить план или сценарий, продумать
взаимосвязь этапов;
- подготовить элемент «неожиданности», «изюминку»;
- подготовить вспомогательные материалы (наглядные пособия,
музыкальное оформление, раздаточный материал и др.), пригласить
специалистов, интересных людей или родителей;
- включить учащихся в процесс предварительной подготовки и проведения
классного часа, распределить задания между участниками и группами;
- проанализировать его результативность.
Структура классного часа
Структура классного часа состоит из трех частей:
Рекомендуемые современные формы проведения классных часов:
интерактивные игры, диспуты, дискуссии, круглые столы, игры – путешествия, КВН, нравственные и этические беседы, викторины, встречи с интересными людьми, тренинги, читательские конференции и др.
Рекомендуется планировать циклы классных часов по гражданско- патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности, воспитанию культуры быта и досуга. Для учащихся начального звена, актуально проведение классных часов по формированию этической, эстетической и экологической культуры. Планируя классные часы для старшеклассников необходимо включить темы по профилактике противоправного поведения, профессиональной ориентации, семейному и гендерному воспитанию, формированию психологической культуры.
Намечая тему, форму проведения, определяя содержание, отбирая материал для классного часа, классный руководитель должен учитывать возрастные особенности детей, степень и характер развития класса, уровня воспитанности.
Анализ работы начинающих педагогов позволяет сказать, что первый классный час – это нечто внепрограммное.
Первый классный час должен пленить, впечатлить, должен идти от души молодого учителя.
Классный час не должен проводиться в назидательном тоне в форме нотации за плохое поведение или успеваемость. Классный руководитель посредством классного часа может создать определенные условия, с помощью которых можно спрогнозировать результативность воспитательной работы