МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)
Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) отражает способность любого живого организма приспосабливаться к различным условиям природной и социальной среды. Это явление свойственно человеку и отражает его стремление не только физически приспособиться к среде обитания, но, прежде всего, социализироваться: включиться в систему новых отношений и общественных связей. Начало обучения в школе связано с периодом привыкания первоклассника к новому этапу социализации, включения личности в новую для него учебную деятельность и систему новых отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Явление адаптации нужно рассматривать как естественное и необходимое в жизни ребенка. Задача окружающих его людей – создать условия для того, чтобы привыкание к новой социальной среде, новым условиям жизни протекало безболезненно и спокойно.
Чтобы процесс адаптации протекал успешно и не влиял негативно на эмоциональное состояние первоклассника, его здоровье и учебные достижения, учителю необходимо знать, какие признаки характеризуют явление дезадаптации, какие требования предъявляются к организации обучения в первые месяцы учебного года.
Признаки дезадаптации первоклассника можно классифицировать по влиянию на организм ребенка:
- изменения в физическом и эмоциональном состоянии.
- трудности формирования учебной деятельности
- создание видимости участия в деятельности изменения в психической деятельности:
- нежелание ребенка разговаривать о школе и его школьных делах:
Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю начальных классов организовать период обучения первоклассников без рисков развития дезадаптации:
Условия благополучного протекания адаптационного периода первоклассников
Какие условия должен создать учитель, чтобы устранить возможности возникновения дезадаптационных явлений?
Первое условие. Благоприятный, эмоционально-положительный психологический климат в классе.
Второе условие. Необходимо строить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей:
Третье условие. Важнейшим условием создания успешной адаптационной среды является обеспечение неформального общения с учителями и с одноклассниками.
Четвертое условие. Очень важно в адаптационный период наладить отношения с семьей ребенка, который проявляет признаки дезадаптации.
Требования к организации режима школьного дня для первоклассников в сентябре-октябре
На основе требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, установлены следующие требования к организации школьной жизни обучающихся в первом классе:
Ступенчатый режим обучения. Снижение учебной нагрузки в сентябре-октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый.
Организация мероприятий для обеспечения двигательной активности и профилактики переутомления.
Особенности контрольно-оценочной деятельности в первом классе.
Планирование недельной нагрузки в условиях ее уменьшения
В соответствии с требованиями санитарных правил СП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, в сентябре-октябре недельная нагрузка первоклассников не превышает 15 часов, то есть при пятидневной учебной неделе – 3 урока в день.
Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» сокращаются на 0,5 часа. Это означает, что возможны два варианта планирования этих уроков:
1)проведение одного урока в неделю в режиме интеграции содержания изо и музыки
2)проведение по очереди уроков по изо и музыке: первая и третья неделя – урок изобразительного искусства; вторая и четвертая неделя – урок музыки. Целесообразно предусматривать использование музыки и изобразительного искусства на уроках литературного чтения и окружающего мира, что может компенсировать уменьшение числа часов на изучение этих предметов.
Пример распределения часов по учебным предметам по варианту 1 федерального учебного плана: Первая и третья неделя
Музыка – 0,5 ч. Изобразительное искусство - 0,5ч.