СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь - октябрь0

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь - октябрь0»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) отражает способность любого живого организма приспосабливаться к различным условиям природной и социальной среды. Это явление свойственно человеку и отражает его стремление не только физически приспособиться к среде обитания, но, прежде всего, социализироваться: включиться в систему новых отношений и общественных связей. Начало обучения в школе связано с периодом привыкания первоклассника к новому этапу социализации, включения личности в новую для него учебную деятельность и систему новых отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.

Явление адаптации нужно рассматривать как естественное и необходимое в жизни ребенка. Задача окружающих его людей – создать условия для того, чтобы привыкание к новой социальной среде, новым условиям жизни протекало безболезненно и спокойно.

Чтобы процесс адаптации протекал успешно и не влиял негативно на эмоциональное состояние первоклассника, его здоровье и учебные достижения, учителю необходимо знать, какие признаки характеризуют явление дезадаптации, какие требования предъявляются к организации обучения в первые месяцы учебного года.

Признаки дезадаптации первоклассника можно классифицировать по влиянию на организм ребенка:

- изменения в физическом и эмоциональном состоянии.

- трудности формирования учебной деятельности

- создание видимости участия в деятельности изменения в психической деятельности:

- нежелание ребенка разговаривать о школе и его школьных делах:


Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю начальных классов организовать период обучения первоклассников без рисков развития дезадаптации:

Условия благополучного протекания адаптационного периода первоклассников

Какие условия должен создать учитель, чтобы устранить возможности возникновения дезадаптационных явлений?

Первое условие. Благоприятный, эмоционально-положительный психологический климат в классе.

Второе условие. Необходимо строить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей:

Третье условие. Важнейшим условием создания успешной адаптационной среды является обеспечение неформального общения с учителями и с одноклассниками.

Четвертое условие. Очень важно в адаптационный период наладить отношения с семьей ребенка, который проявляет признаки дезадаптации.

Требования к организации режима школьного дня для первоклассников в сентябре-октябре

На основе требований санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, установлены следующие требования к организации школьной жизни обучающихся в первом классе:

    1. Ступенчатый режим обучения. Снижение учебной нагрузки в сентябре-октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый.

    2. Организация мероприятий для обеспечения двигательной активности и профилактики переутомления.

    3. Особенности контрольно-оценочной деятельности в первом классе.



Планирование недельной нагрузки в условиях ее уменьшения

В соответствии с требованиями санитарных правил СП2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, в сентябре-октябре недельная нагрузка первоклассников не превышает 15 часов, то есть при пятидневной учебной неделе – 3 урока в день.

Учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» сокращаются на 0,5 часа. Это означает, что возможны два варианта планирования этих уроков:

1)проведение одного урока в неделю в режиме интеграции содержания изо и музыки

2)проведение по очереди уроков по изо и музыке: первая и третья неделя – урок изобразительного искусства; вторая и четвертая неделя – урок музыки. Целесообразно предусматривать использование музыки и изобразительного искусства на уроках литературного чтения и окружающего мира, что может компенсировать уменьшение числа часов на изучение этих предметов.



Пример распределения часов по учебным предметам по варианту 1 федерального учебного плана: Первая и третья неделя

Музыка – 0,5 ч. Изобразительное искусство - 0,5ч.