Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа с. Русский Мелекесс муниципального образования «Мелекесский район Ульяновской области»
Яшина Мария Александровна,
учитель биологии и химии
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к ОГЭ по химии
1. Рекомендации организационно-информационного характера.
1.1. Ознакомиться с содержанием КИМов. Обратить внимание на планируемые изменения КИМов, а именно:
ГИА (9 класс) по химии:
- Изменения в содержании КИМ отсутствуют. С 2015 года изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
- На выбор органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, предлагается две модели экзаменационной работы, по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий аналогичных моделям экзаменационной работы 2014 и 2015 гг.
Модель 1 | Модель 2 |
Задание 20 |
Степень окисления химических элементов. Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции. |
Задание 21 |
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. |
Задание 22 |
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления. |
Задание 23 |
— | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Получение и изучение свойств основных классов неорганических веществ. |
1.2. Информировать учащихся, планирующих сдавать ГИА/ЕГЭ по химии, а также их родителей:
о требованиях к уровню подготовки по предмету;
об обязательности выбора экзамена по выбору для продолжения обучения в классах с углубленным изучением химии;
о структуре и содержании КИМов, планируемых в них изменениях и их влиянии на уровень сложности экзаменационной работы;
об особенностях построения ответа на задания части «С», его проверки и оценивания.
1.3. Рекомендовать учащимся, планирующим сдавать ОГЭ, ЕГЭ по химии, принимать участие в «пробном» ОГЭ, ЕГЭ и в других видах тестирования по химии.
1.4. Ставить перед администрацией ОО вопрос о выделении дополнительного учебного времени для подготовки выпускников как 9-х, так и 11-х классов к государственной итоговой аттестации (в форме элективного курса или элективного предмета, факультатива, лабораторного практикума и т.д.).
1.5. Использовать в работе с учащимися потенциал консультационного сопровождения.
1.6. Обсудить на заседаниях районных/городских методических объединений результаты ГИА/ЕГЭ-2015, типовые ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий части «С», а также пути их устранения.
1.7. Усилить методическую работу в образовательных организациях, в районных методических объединениях учителей – предметников по повышению теоретического и методического уровня подготовки учителей, повышению их профессионального мастерства.
2. Рекомендации предметно-содержательного характера.
ГИА (9 класс) по химии:
2.1. С самого начала изучения курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, использование номенклатуры.
2.2. Усилить внимание к теоретической подготовке учащихся, вести систематическую работу по осознанному усвоению учащимися элементов знаний умений, которые определены в Обязательном минимуме содержания основного общего образования по химии и Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии.
2.3. Совершенствовать методику контроля учебных достижений учеников; использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся, предлагая учащимся задания по структуре соответствующие заданиям КИМ ГИА, которые в значительной степени направлены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умения применять их.
2.4. Осваивать критериальный подход к оценке контрольных работ школьников.
2.5. С целью успешной сдачи экзамена в 9-м классе подготовку к нему начинать с начала изучения базового курса химии
2.6. Активизировать работу по формированию у учащихся таких общеучебных умений и навыков, как извлечение и переработка информации, представленной в различном виде (текст, таблица, график, схема), а также умения представлять переработанные данные в различной форме.
2.7. Продумать систему заданий по отработке у учащихся знаний и умений, связанных с выполнением заданий части 2 работы ОГЭ по химии (задания 20, 21, 22, 23). При этом важно обратить внимание на связь части 2 экзаменационных работ ОГЭ и ЕГЭ.
2.8. Уделить особое внимание изучению практико-ориентированного материала, а также элементов содержания, имеющих непосредственное отношение к применению полученных химических знаний в реальных жизненных ситуациях.
2.9. Особое внимание обратить на необходимость повышение уровня знаний и умений обучающихся 9-х классов, связанных с выполнением реального химического эксперимента (задание 23 модели 2). Для этого, в том числе, увеличить долю реального эксперимента – демонстрационного и, главное, ученического (практических и лабораторных работ)(!) – в практике обучения.
2.10. При выполнении химического ученического эксперимента больше внимания уделять обучению правилам обращения с химическими веществами, лабораторным оборудованием, признакам протекающих химических реакций, планированию действий, умению наблюдать, фиксировать результаты опытов и формулировать выводы.
Методические рекомендации составителей заданий ОГЭ по химии выделяют экспериментальные составляющие общеобразовательной программы курса химии основной школы, на которые необходимо обратить внимание при подготовке учащихся к экзамену.
На практических занятиях.
- Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
- Способы разделения веществ из смеси.
- Решение экспериментальных задач по темам «Получение соединений металлов и изучение их свойств» и «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
- Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между неорганическими соединениями основных классов.
- Приготовление растворов с заданной долей растворенного вещества.
- Получение, собирание и распознавание газов (кислород, водород, аммиак, углекислый газ).
При проведении лабораторных опытов.
- Химические явления (прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой).
- Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
- Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
- Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).
- Растворение железа и цинка в соляной (разбавленной серной) кислоте.
- Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
- Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлориды, сульфиды, сульфаты, нитраты, карбонаты, силикаты).
- Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
- Взаимодействие оксида магния с кислотами.
- Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
- Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, алюминия, железа, серебра, бария.
3. Рекомендации по учебно-методическому и информационному обеспечению процесса обучения.
3.1. Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к ЕГЭ могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
• документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2016 г.;
• открытый банк заданий ЕГЭ;
• учебно-методические материалы для председателей и членов региональных
предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
• методические рекомендации прошлых лет.
3.2. Использовать в обучении, а также рекомендовать учащимся для самостоятельной работы учебные и иные пособия и материалы, разработанные специалистами ФИПИ или рекомендуемые ФИПИ для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ (подготовленные при участии А.А. Кавериной, Д.Ю. Добротина, М.Г. Снастиной).
3.3. Для подготовки учащихся к выполнению заданий части 1 и части 2 возможно использование пособий и материалов, подготовленных при участии В.Н. Доронькина (изд. Легион, Ростов н/Д).
3.4. Выпускникам прошлых лет и учреждений СПО, НПО, ВПО можно рекомендовать посещение очных и очно-заочных курсов при вузах области. Важно ориентировать их на усиление самостоятельной работы по химии
с использованием образовательных сайтов, открытых сегментов Федерального банка тестовых заданий, учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ или рекомендуемых ФИПИ для подготовки к ЕГЭ.
3.5. При подготовке выпускников к ЕГЭ целесообразно использовать следующие Internet-ресурсы:
http://mon.gov.ru – официальный сайт Минобрнауки Российской Федерации.
http://obrnadzor.gov.ru – официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
http://fsu.edu.ru – официальный сайт Федерального совета по учебникам.
http://www1.ege.edu.ru/ – официальный информационный портал единого государственного экзамена.
http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)