Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное
учреждение высшего образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова»
ИПП и ФСО КБГУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению учебной практики
«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»
44.02.02. Преподавание в начальных классах
Нальчик, 2020
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной практики «Введение в специальность», разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».
Методические рекомендации содержат цели и задачи практики; тематику и содержание заданий для обучающихся, приложение.
Методические рекомендации адресованы преподавателям и обучающимся педагогических колледжей специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах для использования при организации учебной практики «Введение в специальность».
Организация-разработчик:
Педагогический колледж ИПП и ФСО Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М.Бербекова».
1. Цель и задачи учебной практики студентов
Цель практики: формирование умения вести наблюдение и анализировать учебно-воспитательную деятельность, приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса и навыки самоорганизации.
Задачи:
- сформировать целостное представление о виде профессиональной деятельности учителя начальных классов;
- изучить специфику труда педагога: функции, профессиональные обязанности; роль учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса;
- приобрести опыт взаимодействия с участниками педагогического процесса;
- формировать интерес и мотивацию к избранной профессии;
- учить самоорганизации, развивать педагогическое мышление и речь, формировать профессионально значимые черты характера;
-формирование умений вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию;
Обучающийся в ходе освоения учебной практики должен уметь:
- наблюдать организацию и своеобразие педагогического процесса в классе;
- оценивать соответствие педагогического процесса установленным педагогическим правилам, выявлять воспитательно-образовательную эффективность;
- анализировать деятельность учителя и учащихся в учебно - воспитательном процессе, видеть специфические особенности этой деятельности;
- оценивать индивидуальное развитие ребенка под влиянием организованного педагогического воздействия в процессе разных видов деятельности;
- пользоваться методами исследования, количественным и качественным анализом собранных материалов, формулировать обоснованные выводы и педагогические рекомендации.
- анализировать степень собственной готовности к работе с учащимися, определять программу профессионального совершенствования.
2. Содержание практики направлено на формирование общих и профессиональных компетенции и включает следующие виды работ:
№ п\п | ПМ, осваиваемые ОК, ПК | Задания* |
1. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | 1. Качественно выполнять задания по практике |
2. Подготовка отчётной документации |
2. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | 1.Организуйте свою деятельность: составьте индивидуальный план работы и действуйте в соответствии с планом. |
2.Самостоятельно выполняйте задания практики. |
3.Проанализируйте свою деятельность. |
3. | ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | 1.Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании паспорта ОУ и его анализа. |
2. Осуществите поиск и используйте научно-методическую информацию при написании анализа составления расписания уроков детей младшего школьного возраста. |
3.Изучите функции, профессиональные обязанности учителя в процессе планирования и организации образовательного процесса. |
4. | ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | 1.Конструктивно взаимодействуйте с обучающимися, преподавателями и руководителями практики в ходе практики и при выполнении заданий практики. |
2.Соблюдайте нормы профессиональной этики при работе в команде. |
5. | ПК 1.4. Анализировать уроки (анализ функций учителя на уроке) | 1.Ведите целенаправленное наблюдение на уроках. |
2. Оформляйте качественно протокол наблюдения. |
3. Выполняйте аналитические действия (сравнение, обощение, выделение главного, установление причинно-следственных связей) в процессе анализа уроков, бесед с учителем. |
3. Методические рекомендации по ведению дневника учебной практики, учету и оценке работ студента
Практика осуществляется во 2 семестре в объеме 36 часов.
В начале практики организуется установочная конференция, целью которой является определение цели, задач и содержания практики «Введение в специальность».
Для каждого дня практики разработаны задания и рекомендации по их выполнению. Результаты выполненных заданий проверяются руководителем практики и заносятся в аттестационный лист.
Дневник обучающегося колледжа является документом учета его работы в период практики, в котором ведется последовательная хронологическая запись просмотренной в базовых учреждениях деятельности учителя начальных классов с указанием даты каждой записи, вида и содержания деятельности в соответствии с требованиями к ведению дневника.
Оформляя дневник, нужно помнить, что его качество, как по содержанию просмотренной работы, так и по оформлению будет характеризовать уровень общей и профессиональной компетентности практиканта. В записях необходимо не только констатировать содержание просмотренной работы, но и уделять внимание анализу специфики работы учителя начальных классов.
Дневник практики проверяется руководителем практики. Состояние дневников учитывается при выставлении отметок.
По окончании учебной практики студенты представляют руководителю практики следующую документацию:
- презентацию к конференции по теме: «Мои первые шаги в профессию».
- отчет о выполнении заданий практики;
- аттестационный лист;
отдельные разработки заданий;
итоги выполнения заданий.
Итоги профессионально-учебной практики подводятся на итоговой конференции в колледже. На основании представленных документов и характеристики проводится зачет с дифференцированной оценкой. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию.
Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения руководителем практики, учителем начальных классов, методистом. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.
4. Соблюдение правил трудовой дисциплины
В период практики в общеобразовательной школе студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка школы, распоряжениям директора школы, завуча, руководителей практики.
Студент несет ответственность за выполняемую им работу и ее результаты наравне со штатными работниками школы.
Студент обязан соблюдать трудовую дисциплину; полностью выполнять задания, предусмотренные программой учебной практики; тщательно к ним готовиться; посещать открытые уроки, методические занятия.
Студент обязан ежедневно затрачивать на все виды деятельности (посещение уроков, проведение мероприятий, написание документации, помощь школе и др.) не менее 6 часов в день.
В процессе прохождения учебной практики студенту рекомендуется работа с дополнительной литературой и лекционным материалом.
5. Перечень документов, входящих в портфолио студента
Профессиональный модуль | Объекты оценивания | Перечень документов |
ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования | ОК 1-6 | Ознакомительная справка и паспорт школы и характеристика учителя. Список игр для организации внеклассной и внеурочной деятельности детей. Индивидуальный доклад, задание, описание собственных выводов и предложений по результатам практики для конференции Эссе. «Портрет мастера – педагога» Характеристика на одного ученика класса по образцу Результаты осмысления своих профессиональных и личностно значимых качеств, заполнение таблицы |
ПК 1-4. Анализировать реализацию функций учителя на уроке | Перечень документов, регламентирующих работу учителя начальных классов. Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности общения учителя с обучающимися» Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Приемы и методы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины». Протокол анализа посещенных учебных занятий учителя школы по теме «Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; разные приемы поощрения и порицания». |
| Обязательные документы по итогам практики | Отчет по итогам практики с описанием выводов, дневник. Аттестационный лист по итогам практики |
Отчет работы студента
по практике профессионального модуля: _ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования_______
УП.01.01. Введение в специальность
Ф.И.О. студента_____________________________________________________________
Специальность __________44.02.02. Преподавание в начальных классах_____________
Курс_______, группа_________
Время проведения практики_____________________________________________________
Место проведения практики (организация)_________________________________________
Класс практики__________
Ф.И.О. учителя______________________________________________________________
Содержание проведенной работы, выполненной во время практики:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Во время практики я научился (лась)_______________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Во время практики я узнал(а)_____________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Как повлияла ли практика на профессиональное самоопределение?__________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Какие профессионально значимые качества проявились на этой практике?____________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
На практике мне больше всего было интересно____________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Предложения по совершенствованию профессиональной подготовки и организации производственной практики______________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Подпись студента________________________________________/____________/
Подпись руководителя практики ___________________________/____________/