Как заинтересовать учеников таким предметом как «Экономика»?
сов
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках остается одной из актуальных задач современного педагога. Ее значение состоит в том, что учение должно быть не только направлено на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой деятельности, так как преобразующей характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Анализ литературы и собственный педагогический опыт позволяют сказать, что процессы обучения экономическим дисциплинам, как и многим другим дисциплинам и предметам только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания учащегося и воплощаются в активных формах. В этом педагогу, конечно же, помогает творческий подход.
Тем не менее, достаточно часто в процессе учебных занятий возникает ряд противоречий:
- между наличием определённых возможностей использования творческого подхода педагога к обучению и недостаточной разработанностью его содержания и способа подачи учебного материала;
- между использованием творческого подхода и проявлением интереса учащихся лишь в определенных ситуациях.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.
Анализ литературы позволяет сказать, что творчество в педагогической, как и во всякой другой деятельности, разнообразно: оно проявляется в нестандартных подходах и решении проблем, в разработке новых методов, форм, средств, приемов и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть варианты решения одной и той же проблемы, в формулировке разнообразных оперативных целей; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.
Изучение нового материала можно начать с постановки проблемных вопросов, которые учащиеся, возможно, уже задавали себе сами. Например: «Для чего в нашей стране проводили деноминацию?», «Почему в стране такие высокие цены на некоторые виды товаров?», «Почему постоянно дорожает автомобильное топливо?», «Зачем нужен налог на дороги?».
Как показала практика, обучающиеся с большим удовольствием включаются в обсуждение различных цитат и афоризмов.
Например, афоризмы по теме «Оплата труда»:
• Если зарплата по пятницам, то можно и семь пятниц на неделе.
• Даже самый суеверный не откажется от тринадцатой зарплаты.
В рамках темы «Кредитно-денежная система» можно привести такие цитаты:
• Деньги для людей умных людей составляют средства, для глупцов – цель (А. Декурсель).
• Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; слуг, но не друзей; развлечение, но не радость; учителей, но не ум (Сократ).
• За деньги можно купить очаровательного пса, но никакие деньги не заставят его радостно вилять хвостом (У.Билингс)
На уроках экономики можно использовать деловые игры, кейсы, проекты и т.д. Однако применение таких методов требует больших временных затрат как в процессе подготовки к занятию, так и на самом занятии. Для эффективного разрешения представленной проблемы в процессе преподавания экономики можно использоватьую блиц-игры.
Блиц-игры в педагогике – это кратковременные игровые взаимодей-ствия в процессе обучения, направленные на проверку или закрепление знаний. Наряду с деловыми играми, блиц-игры способствуют развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся и т.д. Использование небольших блиц-игр в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Достоинство блиц-игр в том, что их результативно можно использовать на разных этапах учебного занятия: в начале, в ходе изложения нового материала, при закреплении знаний. Также можно объединить разные виды блиц-игр и тогда получится целая экономическая викторина на весь урок.
Блиц-игры, проводимые для введения в тему занятия.
Блиц-игра «Собери тему».
Обучающимся выдается некоторое количество небольших листков, на каждом из которых изображена какая-либо буква. Расположив листы в определенном порядке, можно узнать формулировку темы занятия.
Блиц-игра «Перестановка букв».
Обучающиеся должны составить слово (экономический термин), связанное с темой данного занятия из разных слов путем перестановки букв:
1. Парта. Лаз (зарплата);
2. Лак. Мера (реклама).
Блиц-игра «Перестановка слогов».
Обучающиеся должны из слогов составить слова (экономические термины):
Слоги: КРЕ, ВА, ДЕНД, ГА, ВЕК, ОБ, ТИ, СЕЛЬ, ЛИ, ЦИЯ, ВИ, ПРИ, ЗА, ДИТ, ДИ
Слова: Кредит, дивиденд, вексель, облигация, приватизация.
Блиц-игры, проводимые на этапе изучения нового материала.
Блиц-игра «Хорошо и плохо».
Обучающимся предлагается какое-либо спорное суждение, после чего они по очереди называют положительную и отрицательную сторону данного объекта, явления, события. Это позволяет посмотреть на проблему с различных точек зрения, оценить все положительные и отрицательные стороны объекта, явления, события.
1. «Конкуренция – это хорошо, т. к. … Конкуренция – это плохо, т. к. …».
2. «Моральный износ основных средств – это хорошо, т. к. …; … – это плохо, т. к. …».
Блиц-игра «Да или нет». Учащимся предлагаются какие-либо суждения, ответить на которые можно только да, если оно верное или нет – если суждение неправильное.
1. Ценность вещей уменьшается при их изобилии. (Да)
2. Потребности человека ограничены. (Нет)
Блиц-игры, проводимые для закрепления, проверки или повторения изученного материала.
Блиц-игра «Антонимы».
Обучающимся необходимо подобрать антоним экономическому термину.
Блиц-игра «Вставьте слово».
Обучающимся выдаются карточки с текстом, в которых необходимо вставить пропущенные ключевые слова или словосочетания.
Предприятие – это самостоятельная …, осуществляющая свою деятельность … и подчиняющаяся … (хозяйственная единица, на территории какого-либо государства, законам данного государства).
Блиц-игра «Терминологическая разминка».
Обучающиеся по очереди произносят экономические термины, начинающиеся на последнюю букву предыдущего слова. Называются только существительные в единственном числе.
Блиц-игра «Термины и буквы». Обучающимся необходимо записать наибольшее количество понятий по изученной теме, разделу, предмету, начинающихся с определенной буквы.
Блиц-игра «Цепочка слов».
Обучающимся необходимо объединить об-щим термином перечисляемые педагогом слова.
1. основные – оборотные (средства);
2. государственная – договорная – закупочная – оптовая – регулируемая – розничная – свободная – фиксированная (цена).
Блиц-игра «Пословицы».
Обучающиеся должны закончить пословицы (крылатые выражения).
Указанные этапы учебного занятия можно менять для использования данного вида блиц-игр. Например, блиц-игру «Ребусы и загадки» можно использовать не только в начале урока, но и для повторения изученного материала. Блиц-игры «Хорошо и плохо», «Да или нет», «Пословицы» можно использовать на любом этапе учебного занятия.
Помимо вышеуказанных форм организации учебного процесса, целесообразно применять проектную деятельность, метод “круглого стола”, метод “мозгового штурма” и дискуссионные методы.
Проектная деятельность – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленные на решение задач учебного предмета, интегрирующий в себе групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Проектная деятельность по экономике может сводиться к написанию и защите бизнес-плана или проведению экономических исследований. Для составления обучающимися бизнес-плана была разработана рабочая тетрадь «Бизнес-планирование», что предоставляет возможность самостоятельно выбрать сферу деятельности проектируемого ими предприятия. В роли конкурирующих предприятий (фирм) могут выступать самостоятельно организованные группы обучающихся по 4-5 человек. Однако, несмотря на групповую работу над проектом, рабочую тетрадь необходимо заполнить каждому самостоятельно.
После разработки проекта организуется его защита, в процессе которой учащиеся доказывают конкурентные преимущества своего бизнес-плана. Оценивание проектов осуществляется с трех позиций: самооценка обучающихся, оценка одногруппников и оценка педагога, причем оценка педагога должна иметь больший вес при выведении общего балла. Критерии, которые используются при оценивании бизнес-плана:
- актуальность, реальность и социальная значимость бизнес-идеи;
- точность экономических расчетов;
- изученность состояния дел на рынке;
- продуманность и грамотность предлагаемых решений;
- качество оформления проекта;
- качество доклада и презентации;
- ответы на вопросы преподавателя и группы.
Благодаря проведению экономических исследований обучающиеся самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают идеи и представления, а не получают их от преподавателя в готовом виде.
Примерные темы исследований по экономике:
1. Как прожить на минимальную зарплату.
2. Сколько стоит потребительская корзина.
3. Средний размер дохода разных категорий граждан: студенты, пенсионеры, мужчины трудоспособного возраста и т.д.
Темы сочинений экономической направленности:
1. Экономика 2025 года.
2. Инвестиции – как залог успеха.
3. Если бы я был очень богатым, во что я бы вкладывал деньги и т.д.
Круглый стол - конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определенных проблем. Каждый участник круглого стола высказывает мнение по поводу обсуждаемого вопроса с позиции специалиста конкретной области. Для проведения круглого стола по экономике могут быть выделены следующие роли: предприниматель малого бизнеса, предприниматель крупного бизнеса, депутат, экономист, налогоплательщик, представитель налоговой службы и т. д. Метод круглого стола позволяет закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Темы Круглый стол на уроках экономики:
1. Налог на тунеядство.
2. Современные электронные виды денег.
3. Сотрудничество Беларуси с Китаем и др.
Метод мозгового штурма – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Такая форма обучения позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Это помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Этапы мозгового штурма:
1. Постановка проблемы.
2. Генерация идей.
3. Группировка, отбор и оценка идей.
Дискуссионные методы – вид групповых методов обучения, основанных на организованной коммуникации в процессе решения учебных задач.
Темы дискуссий на уроках экономики:
1. «За» или «против» монополии и конкуренции.
2. «За» или «против» сдельной и повременной формы оплаты труда.
3. «За» или «против» регулируемых и свободных цен и т.д.
Обучающиеся обращаются к опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. По результатам оценивания обучающихся с применением моего творчества как преподавателя, так и творческого подхода к решению поставленных задач учащимися, можно сделать следующие выводы. На основе творческого подхода была разработана система заданий, необходимых для активизации деятельности учащихся по учебному предмету «Основы экономики». Была проверена эффективность использования творческих заданий на результативность достижений учащихся по учебному предмету.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что чтобы внутренне соответствовать современной действительности, педагог должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить её, изменяясь и развиваясь, при этом, сам. С помощью творческих усилий и труда педагог создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности. Благодаря использованию творческого подхода к проведению учебных занятий могут быть успешно решены следующие задачи:
пробуждение у обучающихся интереса к предмету
эффективное усвоение учебного материала
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи
установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявление терпимости к любой точке зрения, уважение права каждого на свободу слова
формирование у учащихся мнений и отношений
формирование жизненных и профессиональных навыков
Желаем успехов!