СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по применению кейс – метода на уроках.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению кейс – метода на уроках.»

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Техникум железнодорожного транспорта им. Б.Ф.Сафонова»











Методические рекомендации по применению кейс – метода на уроках.








Разработал:

Преподаватель

общественных дисциплин Круглякова Ю.Ю.

Содержание:


  1. Понятие кейс – метода.

  2. Признаки и технологические особенности кейс – метода.

  3. Методическое содержание кейс – метода

  4. Функциональные возможности кейс – метода.

  5. Подготовка и обучение кейс - методу.

  6. Проблема преподавателя, практикующего кейс-метод.

  7. Результаты работы с кейсом.

Гуманитарное образование является естественной сферой применения кейс – метода. Дисциплины «История» и «Обществознание» ориентированы на обучение знаниям о человеке и среде его обитания. Особенность этих дисциплин заключается в том, что их изучение характеризуется отсутствием жесткой обусловленности, для них свойственна неоднозначность и ситуативность, так как человеческая и общественная жизнь отличается вероятностью, многообразием и многовариативностью развития.


  1. Понятие кейс – метода.

Кейс – метод (Case study) – метод анализа ситуаций. Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую – либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Обучение на основе кейс – метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах, выработке навыков принятия решений. Появившаяся у одного из обучающихся идея, способствует тому, что решения начинают осваиваться другими учащимися. Набирает силу процесс диссеминации, то есть освоения знания, которое довольно быстро становится общедоступным знанием и устаревает. Далее идет генерация новой, и опять происходит её устаревание. Отсюда становится понятным, что кейс-метод представляет собой тесное взаимодействие процессов генерации и диссеминации знания. Это и обеспечивает развитие и тренировку интеллектов обучающихся.


  1. Признаки и технологические особенности кейс – метода.

У кейс – метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.

Признаки кейс – метода:

  • коллективная выработка решений;

  • многоальтернативность решений, наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения;

  • единая цель при выработке решений;

  • наличие системы группового оценивания деятельности.

Технологические особенности кейс – метода:

  1. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, то есть включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процессы.

  2. Он выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.

  3. Кейс – метод в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке заданий для погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, обмена выводами и т.п.

  4. Кейс – метод включает в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

  5. Кейс – метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс – методе идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

  6. Кейс – метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». В нём предусматривается деятельность по активизации обучающихся, стимулирования их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивания познавательной активности.

  7. Технология кейс-метода представляет собой: процесс формирования информации, ее активизации, сталкивания позиций, пополнение знаний информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Компетенции, развивающиеся учащимися и преподавателем, служит благотворной средой не только для обучения, но и воспитания личности.


  1. Методическое содержание кейс – метода.

Кейс – метод принципиально отличается от аналогичного содержания обучения, которое не использует кейс-метод. Это различие проявляется, прежде всего, на уровне применяемых дидактических принципов.

Кейс – метод опирается на совокупность определенных дидактических принципов:

  • индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

  • обеспечение обучающихся достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (статьи в печати, видео, аудиокассеты и СD - диски, интернет - ресурсы);

  • не загружать обучающихся большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях;

  • обеспечение доступности преподавателя для обучающихся, которые должены иметь возможность в любое время обратиться к нему;

  • формирование у обучающихся навыков умения работать с информацией;

  • акцентирование внимания на развитии сильных сторон у учащихся.

Кейс – метод имеет специфику и с точки зрения тех методов, на которые он опирается. Под методом обучения в дидактике понимается упорядоченный способ достижения учебно – воспитательных целей.

Выделяется множество методов обучения. В современной дидактике выделяют три большие группы методов:

  1. методы организации и осуществления учебно – воспитательного процесса (словесные, наглядные, практические);

  2. методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности (методы стимулирования интереса к учению – мотивации; познавательные игры, учебные дискуссии; методы стимулирования долга и ответственности – метод разъяснения цели учебного предмета; требования к изучению предмета; поощрение и наказание в обучении);

  3. методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля и самоконтроля, письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

Используются также бинарные методы, которые классифицируются по двум формам: наглядной (наглядно – информационной, наглядно – проблемный, наглядно – практический, наглядно – эвристический, наглядно – исследовательский) и практической (практическо – эвристический, практическо – проблемный, практическо – исследовательский).

Кейс – метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно – практического контроля и самоконтроля. С позиции бинарных методов он совмещает в себе многие виды наглядности. Но, скорее всего, его следует считать наглядно – проблемным, наглядно – практическим и наглядно – эвристическим одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически – проблемный метод.

Кейс – метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс – методе свои роли.


Метод, интегрированный

в кейс - метод

Характеристика его роли

в кейс – методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Метод описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуацию

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и пути ее решения


  1. Функциональные возможности кейс – метода.

Необходимость внедрения кейс-метода в практику обучения является очень важной. Она обусловлена двумя тенденциями.

Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирования умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене системе мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

Вторая вытекает из развития требований к компетенциям обучающегося, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличатся системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Мировой опыт доказывает, что этот кейс – метод способствует формированию таких качеств у обучающихся, в которые нуждается современное общество.


Соотношение между компетенциями обучающимися и кейс – методом.


Компетенции

Характеристика компетенций

Воздействие кейс-метода на формирование компетенций

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий

Сопоставление и оценка достоинств и недостатков различных ситуаций, выделение логики развития ситуации

Способность к обучению

Способность к поиску новых знаний, овладение умениями и навыками самоорганизовывать свое обучение

Постоянный поиск новой информации в процессе анализа ситуации, особенно в процессе её развития

Системное мышление

Способность к целостному восприятию объектов в их структурно-функциональной выраженности

Всестороннее осмысление ситуации, её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение индивидуально вырабатывать и активно реализовывать решения

Высокая индивидуальная активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкости

Желание и способность быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Выработка поведения в постоянно меняющихся ситуациях анализа

Коммерческая и деловая ориентация

Установка на продуктивную деятельность по достижению практического результата

Постоянный поиск ответа относительно практического результата в ситуации

Умение работать с информацией

Способность искать информацию, проводить ее анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Постоянный поиск, выделение, классификация, группировка, анализ и представление информции

Упорство и целеустремленность

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействия со стороны партнеров

Умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Коммуникативные способности

Владение словом и неязыковыми средствами общения, умение вступать в контакт.

Постоянные высказывание своей позиции, умение слушать и понимать собеседника

Способность к межличностным контактам

Способность производить благоприятное впечатление на партнера по взаимодействию

Постоянное стремление произвести хорошее впечатление на преподавателя и других обучающихся

Проблемность мышления

Способность видеть проблемы

Поиск проблемы и определение её основных характеристик


Конструктивность

Способность вырабатывать модели решения проблем

Поиск путей разрешения проблемы в кейсе

Этичность

Владение этическими нормами и навыками нравственного поведения в условиях коллективного взаимодействия

Постоянное коллективное взаимодействие, конкуренция


Вместе с тем следует подчеркнуть, что кейс – методу свойственны некоторые недостатки. Он требует подготовленности обучающихся, наличие у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному использованию кейса.




  1. Подготовка и обучение кейс – методам.

Задача преподавателя состоит в подборе соответствующего реального материала, а обучающиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Ученики должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса.

Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.


Технология работы при использовании кейс – метода.


Этап работы

Действия преподавателя

Действия обучающихся

До занятия

1. Подбирает кейс.
2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки обучающихся.
3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получают кейс и список рекомендуемой литературы
2. Готовятся к занятию.

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса.
2. Делит группу на подгруппы.
3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
2. Разрабатывают варианты решений, слушают, что говорят другие.
3. Принимают или участвуют в принятии решений.

После занятия

1. Оценивает работу каждой группы обучающихся.
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.


Особенности работы с разными аудиториями.

Группа разбивается на отдельные подгруппы, самостоятельно на добровольной основе по 3-5 или 4-6 человек (предпочтение отдаётся чётному числу участников). Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующего работу и секретаря, фиксирующего результаты работы. Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников. Подгруппы не должны мешать друг другу. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами. Все подгруппы работают одновременно, над одним и тем же темой кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального решения. В этом случае требуется достаточно большой объём аудиторных практических занятий, чтобы каждая подгруппа последовательно прошла все темы учебного курса.

Важно помнить, что каждый участник имеет равные права: не навязывать своего мнения другим, чётко формулировать своё окончательное мнение.


Кейс – метод мною был использован при проведении урока мастер – класса по общеобразовательным дисциплинам (дисциплина «История»).

Тема урока: Начало Великой Отечественной войны.

Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами лабораторно – практической работы.

Учащимся были даны основные положения теоретического материала, затем перед ними были поставлены проблемы, которые требовали самостоятельного решения со стороны учащихся.


I группа. На основании просмотренной презентации и пакета документов ответить на вопросы:

  • Существовала ли в 1941 года угроза нападения СССР на Германию?

  • Была ли наша страна готова к войне?

  • Было ли нападение Германии на СССР внезапным?

II группа. При помощи интернет – ресурсов определить:

  • Причины войны.

  • Характер войны со стороны Германии.

  • Характер войны со стороны СССР.

  • Цели Германии в войне.

  • Цели СССР.

III группа. При помощи интернет – ресурсов определить:

  • Периоды ВОВ.

  • Дать их краткую характеристику периодизации войны.

IV группа. При помощи интернет – ресурсов охарактеризовать соотношение вооруженных сил Германии и СССР накануне ВОВ.

V группа. Используя атлас и карту «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря 1941 – 20 апреля 1942 года» определить направления наступления немецко – фашистских войск летом 1941 года.

После самостоятельной работы учащихся прошло обобщение ответов учащихся.


Метод модерации.

Применение метода модерации имеет цель – научить обучающихся работать в одной команде, быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени.

Принятие решений в группе основывается на информации, имеющиеся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:

  • экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;

  • аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;

  • экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент.

Модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора.

Процесс модерации проходит через:

  • обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;

  • выделение важной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;

  • обмена мнениями и составлением плана работы над проблемой;

  • работу над проблемой (дискуссия);

  • выработку решений проблемы;

  • дискуссию для принятия окончательного решения;

  • подготовки ответа;

  • аргументированный краткий ответ.


Техническая работа модератора:

  1. Предложение идеи; фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма; регулирует поток идей.

  2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям; фиксирует высказывания, мнения об идеях; регулирует поток высказываний; группирует высказывания.

Таким образом, технические приёмы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов.


  1. Проблема преподавателя, практикующего кейс-метод.

Обсуждение нужно использовать для:

  • привлечения участников к групповой работе;

  • создания в аудитории атмосферы, которая облегчала бы высказывания взглядов и защиту своих позиций перед классом;

  • определения уровня знаний обучающихся и их взглядов по разным вопросам;

  • стимулирования умственной работы и взаимодействия в процессе занятия;

  • поддержки активной работы обучающихся относительно различных учебных тем в течение всего занятия;

  • формирования у обучающихся творческого отношения к учебному материалу и навыков дедуктивного мышления.


  1. Результаты работы с кейсом.

Кейс – метод имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения.


Учебные

Образовательные

Освоение новой информации


Создание авторского продукта


Освоение метода сбора данных


Образование и достижение личных целей


Освоение метода анализа


Повышение уровня компетенций


Умение работы с текстом.

Соотнесение теоретических и практических знаний


Появление опыта принятия решений, действие в новых ситуациях, решение проблем.