СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по проведению урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка создана для того чтобы показать роль науки в жизни людей, так же познакомить учащихся с личностями ученых из разных научных областей и их открытиями и показать важность изучения разных наук в школе для общего развития школьников и для начала научной карьеры.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проведению урока»

Методические рекомендации по проведению урока 1 сентября, посвященного Году науки и технологий,

в 5-6 классах общеобразовательных организаций

Российской Федерации

«Люди науки» \

Цели урока:

1. Показать роль науки в жизни людей.

2. Познакомить учащихся с личностями ученых из разных научных областей и их открытиями.

3. Показать важность изучения разных наук в школе для общего развития школьников и для начала научной карьеры.


Средства:

1. Компьютер с выходом в интернет.

2. Демонстрационный проектор и экран.


Карта урока

Модули урока

Время

Действия учителя

Видео/интерактивы

1

2 мин.

1. Приветствие учащихся 5-6 классов.

2. Рассказ учителя о том, что такое «Год науки» и почему 2021 год стал «Годом науки».

Заставка «Год науки»

2

4 мин.

Просмотр вводного видео, поддерживающего рассказ учителя.

Вводное видео для 5-6 классов

3

5 мин.

Диалог со школьниками по материалам просмотренного видеоролика и об их знаниях в области науки

Заставка «Год науки»

4

5 мин.

Интерактив «Наука и люди науки»

загадки (6 шт.) «Наука и люди науки»

5

5 мин.

Интерактивный коллективный проект «Русские имена на карте мира»

«Русские имена на карте мира»

6

2 мин.

Подведение итогов урока



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Описание урока

Урок строится по модульной технологии. В карте урока размещены модули, представляющие собой завершенные структурно-смысловые блоки, из которых может конструироваться урок учителем. Всего предлагается 7 блоков-модулей. Компоненты в модуле 6 предлагаются по выбору учителя в зависимости от подготовленности учеников.

Учителю рекомендовано заранее ознакомиться с представленной картой урока и методическими рекомендациями по его проведению, отобрать модули для проведения урока. При этом необходимо учитывать, что время, указанное для проведения интерактивов, является примерным и может варьироваться в зависимости от уровня подготовки класса, количества обучающихся, их интересов.

Преоведение урока

Вводная часть.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие мои ребята! Я рада видеть вас в нашем светлом и просторном классе! Я смотрю на вас, вы все такие отдохнувшие, веселые, жизнерадостные, повзрослевшие!

Давайте для начала поприветствуем друг друга.

-Каким словом приветствуете вы друг друга? (здравствуйте, привет)
Игра «Привет»
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… привет
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …
При встрече через много лет вы крикнете друзьям …
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
И вы запомните совет: дарите всем друзьям …
Давайте дружно все в ответ, друг другу скажем мы …

Учитель: - 1 сентября – это праздник для всех и каждого. С днём Знаний вас, дорогие ребята. Все области жизни, все возрасты, профессии покорны могучей и благородной силе - силе знаний. Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти верный путь в жизни.

Но куда б ни шёл учёный,

Он не ведает преград:

Недоступным и незримым

Он сокровищем богат.

Знанье вор тайком не стащит,

Не отнимет супостат.

Глупым знанье бесполезно,

Для разумных знанье - клад!

Учитель: По всей стране сегодня прозвенели первые школьные звонки в учебных заведениях, сообщая о начале нового учебного года. Тысячи маленьких сограждан впервые переступили порог школы, а для вас, дорогие мои ребятишки, первый школьный звонок прозвенит уже в пятый раз.

Учитель: Дорогие дети, разрешите поздравить вас с началом ученого года, вам предстоит перейти во вторую ступень – 5 класс и пожелать вам успехов в учёбе, удачи во всех делах. ! И, поскольку праздник этот самый настоящий государственный, то позвольте зачитать изданный для Вас указ:

 

Указ

Настоящий указ! Написан для вас!

Утром рано просыпайтесь,

Хорошенько умывайтесь, чтобы в классе не зевать,

Носом в парту не клевать.

Одевайтесь аккуратно, чтоб смотреть было приятно,

Одежду тщательно проверь, пятеклассник ты теперь.

Приучай себя к порядку, не играй с вещами в прятки

Каждой книжкой дорожи в чистоте портфель держи.

На уроках не хихикай, стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай и соседу не мешай.

Не дразнись, не обзывайся, в классе всем помочь старайся,

Зря не хмурься, будь смелей, учиться будет веселей!


Модуль 1

Затем учитель сообщает, что 2021 год в России — Год науки и технологий. Далее приводится рекомендованный для вступительного слова текст, который может быть расширен учителем дополнительными сведениями (например, сведениями регионального характера: в Сарове о разработках в области ядерной физики и энергетики, в Королёве — в области космонавтики, в Пущино — в области биологии; или сведениями, связанными с профилем школы или класса).

Рекомендованный текст для учителя:

Учитель: Дорогие пятиклассники!

Сегодня 1 сентября – День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше. Как вы думаете, почему на первом уроке нового учебного года мы будем говорить именно о науках? (ответы школьников)

Посмотрите вокруг! Всё, что нас окружает, создано трудом учёных, а 2021 год в России – это Год науки и технологий (внимание на заставку «Год науки» на экране). Российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев учёные сделали ряд важнейших научных открытий, провели десятки экспедиций, разработали несколько вакцин от коронавируса. Все это сделали люди, живущие и работающие рядом с нами. Посмотрим видеосюжет об этом.


Модуль 2

Вводное видео

Текстовый материал для вводного видео (закадровый текст)

Дорогие ребята, сегодня необычный урок. Возможно, первый раз в жизни у нас предстоит серьёзный разговор о науке и технологиях. Это потребует от вас внимания, но мы постараемся, чтобы этот разговор был интересным.

Цель науки — узнать новое, ранее неизведанное об окружающем нас мире и использовать эти знания на благо людей.

Человек с давних времён пытался понять, как устроен мир, что из себя представляет наша планета Земля, почему день сменяет ночь, почему бывают молнии, возникают приливы и отливы.

Человек всегда был не только наблюдателем явлений природы, но и пытался их исследовать.

Люди научились добывать огонь, делать каменные орудия труда, а затем плавить металлы и создавать простейшие механические приспособления, облегчающие труд людей.

Человек стремился понять, насколько огромен мир, и построил первые корабли для морских путешествий. Фактически первые мореплаватели и путешественники были исследователями.

Но для того, чтобы получать и расширять знания по географии, биологии, астрономии человеку потребовалось изобрести научные приборы.

Конечно, вы с самого раннего детства знаете такие приборы, как компас, часы, микроскоп и телескоп.

С помощью микроскопа учёные в мельчайших подробностях рассмотрели, как устроены листья растений, увидели, насколько удивителен мир насекомых, обнаружили, что всё живое состоит из мельчайших частичек — клеточек.

Современная наука шагнула далеко вперёд. Созданы электронные микроскопы, которые позволяют «увидеть» и даже манипулировать мельчайшими частичками вещества — атомами.

С помощью телескопа учёные смогли рассмотреть небесные тела, изучить их движение и доказать, что Земля вращается вокруг Солнца.

Современные телескопы позволяют не только рассмотреть космические тела в пределах Солнечной системы, но и увидеть далёкие звёзды и галактики. Благодаря им мы знаем, что наша Солнечная система и планета Земля находятся в галактике Млечный Путь.

На протяжении многих веков наука создавалась учёными из разных стран мира.

Вы живёте в России. Это великая страна, и в ней тоже жили и работали великие учёные и изобретатели.

Михаил Васильевич Ломоно́сов кроме великих достижений в различных областях науки, открыл первый в России университет, который расположен в Москве и носит его имя.

Дмитрий Иванович Менделе́ев заложил основы современной химии.

Русские путешественники также внесли огромный вклад в историю географических открытий и исследования земного шара.

Например, Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен и Михаил Петрович Ла́зарев открыли новый континент Антаркти́ду.

Константин Эдуардович Циолко́вский развивал идеи комических полётов, которые реализовал великий русский конструктор Сергей Павлович Королёв. Под его руководством был создан и запущен первый искусственный спутник Земли и совершён первый полет в космос нашим соотечественником Юрием Гага́риным.

Наша страна занимает огромную территорию. С севера она омывается Северным Ледовитым океаном.

Чтобы освоить Северный морской путь наш соотечественник адмирал Мака́ров создал первый ледокол. В России был создан и первый атомный ледокол.

Сейчас Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом.

Мы можем гордиться, что наш соотечественник Александр Степанович Попо́в изобрёл радио, Владимир Козьми́ч Зворы́кин — телевидение, Николай Геннадьевич Ба́сов и Александр Михайлович Про́хоров — лазеры, под руководством Игоря Васильевича Курча́това была построена первая в мире атомная электростанция.

В России работали такие великие учёные-биологи как Иван Петрович Па́влов, Илья Ильич Ме́чников и многие другие. Они внесли большой вклад в мировую науку и заложили основы развития биологии и медицины в России. Это позволило российским учёным первыми в мире создать вакцины для борьбы с коронавирусом.

Мы живём в великой стране, и молодые учёные продолжают традиции российской науки. Возможно, кто-то из вас захочет стать учёным или изобретателем, чтобы делать новые открытия. Приглашаем в ваше первое путешествие в мир науки.


Модуль 3

Диалог со школьниками по материалам просмотренного видеоролика и об их знаниях в области науки.

Рекомендуются следующие вопросы для обсуждения (вопросы для диалога являются примерными и отбираются учителем в зависимости от уровня подготовки и интересов класса):

Нужна ли наука людям? Можно ли обойтись без неё?

Чем может помочь наука в повседневной жизни?

Какие вещи кажутся нам обыденными, но ученые много трудились над ними?

Каких ученых вы знаете? Какие открытия они совершили?


Модуль 4

ИНТЕРАКТИВ «Наука и люди науки»

Учитель: Каких деятелей этой науки вы знаете? Какие современные открытия в области этой науки вы можете назвать?

Учитель может спросить школьников, что знают дети о науках, провести работу по анализу цитаты или факта из биографии ученого, определить про какую науку говорится. Учитель зачитывает цитату или факт из жизни ученого.

Учитель:

Как вы понимаете цитату? Согласны ли вы с этим утверждением?

Удивлены ли вы фактом из жизни ученого? Почему?


Комментарии для учителя:

1: БИОЛОГИЯ

Николай Николаевич Дроздов (род. 1937) — советский и российский учёный-зоолог, ведущий телепередачи «В мире животных», путешественник, автор серии книг об удивительных местах России. Николай Дроздов до сих пор не прерывает научную деятельность, он путешествует по России, изучает разные виды животных, их среду обитания и особенности».

Цитата: «В наш век телевидения, когда без усилий можно «побывать» в любом уголке земного шара, в космосе и на морском дне, начинаешь особенно трепетно любить книгу как живительный и, пожалуй, незаменимый источник знаний. Может быть, лучше один раз прочесть, чем сто раз увидеть?»


2: ГЕОГРАФИЯ

Артур Николаевич Чилингаров (род. 1939) — знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, крупный российский ученый, исследователь Арктики и Антарктики. Летом 2007 года Артур Чилингаров в ходе арктической экспедиции на судне «Академик Фёдоров», лично руководил погружениями глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на дно океана в точке Северного полюса. «Мир-1» установил на дне титановый флаг России и капсулу с посланием будущим поколениям, доказав, что земли Арктики принадлежит России.

Факт об учёном: Артур Чилингаров занесён в Книгу рекордов Гиннесса как первый человек, в течение полугода побывавший на Северном и Южном полюсах.


3: ХИМИЯ

Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) — русский ученый-химик, создал Периодическую систему химических элементов. Эта система позволяет прогнозировать свойства новых веществ, синтезировать вещества с заданными свойствами, разрабатывать новые материалы. Он также интересовался самыми разными областями знаний. Открытия Менделеева связаны с химией, физикой, метрологией, экономикой, геологией, педагогикой, воздухоплаванием. Менделеев написал 432 фундаментальные работы. Преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете; был членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Цитата: «Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны».


4.МАТЕМАТИКА

Софья Васильевна Ковалевская (1850—1891) — первая женщина-математик в России и первая в мире женщина-профессор математики; первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН (1889 год). Софья Ковалевская преподавала математику в самых престижных вузах России и Европы, писала не только научные статьи, но и, обладая литературным талантом, написала несколько рассказов и повестей.

Цитата: «Стоит только коснуться математики, и я опять забуду обо всём на свете!..»

5.ИСТОРИЯ

Василий Осипович Ключевский (1841—1911) – выдающийся российский историк. Магистерскую диссертацию Василий Осипович посвятил теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Над этой научной работой он трудился на протяжении 5 лет, изучив за это время множество исторических документов. В ходе подготовки диссертации он написал шесть самостоятельных исследований. Наиболее известный научный труд Ключевского, получивший всемирное признание, — «Курс русской истории» в 5 частях. Учёный трудился над ним более трёх десятилетий, но решился опубликовать его лишь в начале 1900-х годов.

Цитата: «Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т. е. умение пользоваться нашим знанием как следует».

6.ЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Андрей Анатольевич Зализняк (1935—2017) — русский ученый-лингвист, создатель грамматического словаря русского языка, вёл работы по систематическому изучению языка новгородских берестяных грамот, занимался историей языка, изучал формы слов. Без его открытий не было бы ни Яндекса, ни онлайн-переводчиков: А.А. Зализняк изобрёл систему хранения слов со всеми его формами, которая используется в интернет-поисковиках по сегодняшний день.

Цитата: «Истина существует, и целью науки является её поиск.»


Модуль 5

«Научные приборы и инструменты»

Учитель: А теперь проверим ваши знания. Кто первый найдет ответ на вопрос?

Текст задания: ответить на вопросы про использование приборов и инструментов, которыми пользуются учёные.


  1. В древности этот прибор совершил настоящий переворот в истории мореплавания. Он стал первым навигационным прибором, который позволил отважным морякам оставить морские берега и выйти в открытое море. Он помогал им ориентироваться в сторонах света. (компас)

  2. Без этого устройства не возможен ни один современный эксперимент. А у программистов это основной инструмент работы! (компьютер)

  3. Этот прибор в 1609 году изобрёл итальянский физик Галилео Галилей. С помощью него учёный смог подробно рассмотреть Луну, планеты Солнечной системы и их спутники. (телескоп)

  4. В XVII веке с помощью этого прибора английский учёный Роберт Гук сделал открытие. Он обнаружил, что все живые организмы состоят из мельчайших элементов – клеток. (микроскоп)

  5. Это прибор был изобретён ещё в XVI веке. С его помощью измеряют температуру воздуха, почвы, воды и так далее. (термометр)

  6. Это один из самых древних приборов. Он придуман человеком тысячи лет назад. С помощью него мы измеряем время. (часы)

  7. Это простейшее средство для измерения небольших расстояний. Первые приборы появились 2,5 тысячи лет назад. Их делали из слоновой кости. (линейка)

«Русские имена на карте мира»

На экране учителя (интерактивная доска) дана карта мира. Учитель рассказывает о русских путешественниках в честь которых названы географические объекты

Название

Портрет исследователя

Описание

Залив Миклухо-Маклая

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

(1846–1888)


Один из заливов Южного океана у берегов Антарктиды назван именем русского путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая. Он изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, в том числе папуасов северо-восточного берега тихоокеанского острова Новой Гвинеи. Этот остров является вторым по величине островом на нашей планете.

Море Сомова

Михаил Михайлович Сомов (1908–1973)


Море Сомова — море у восточных берегов Антарктиды. Названо в честь советского океанолога и легендарного исследователя Арктики и Антарктики Михаила Михайловича Сомова. Во время Великой Отечественной войны он обеспечивал Арктику и Белое море метеорологическими прогнозами. В 1955 году Михаил Михайлович возглавил первую советскую Антарктическую экспедицию.

Плато Короткевича

Евгений Сергеевич Короткевич

(1918–1994)


Плато Короткевича — плато ледникового покрова в Антарктиде. Было названо в честь российского полярного исследователя Евгения Сергеевича Короткевича. Он участвовал и руководил многими арктическими экспедициями. Евгений Сергеевич работал на Новосибирских островах, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, Северной Земле, Шпицбергене, островах Карского моря, полуострове Таймыр.

Он участвовал в Первой комплексной антарктической экспедиции, а затем руководил тремя экспедициями в Антарктике.

Море Лазарева

Михаил Петрович Лазарев

(1788–1851)


Море Лазарева — это окраинное море Атлантического океана у берегов Антарктиды.

Названо в честь российского мореплавателя Михаила Петровича Лазарева, который вместе с Фаддеем Фаддеевичем Беллинсгаузеном открыл Антарктиду.

Море Беллинсгаузена

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

(1778–1852)



Море Беллинсгаузена — это окраинное море Тихого океана у берегов Западной Антарктиды. Названо в честь российского мореплавателя Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который вместе с Михаилом Петровичем Лазаревым открыл Антарктиду.

Хребет Черского

Иван Дементьевич Черский

(1845–1892)


Хребет Черского — это горная система, расположенная на северо-востоке Сибири. Назван в честь Ивана Дементьевича Черского, который вместе Сергеем Владимировичем Обручевым и Константином Алексеевичем Салищевым исследовали Северо-Восточную Сибирь.

Мыс Дежнёва

Семён Иванович Дежнёв

(1605–1673)


Мыс Дежнёва — это самая крайняя восточная материковая точка России и Евразии, которая находится на Чукотском полуострове в Беринговом проливе, соединяющем Северный Ледовитый океан с Тихим океаном. Назван в честь Семёна Ивановича Дежнёва, который впервые достиг этой точки вместе со своей экспедицией.

Берингов пролив

Витус Ионассен Беринг (1681–1741)


Берингов пролив — пролив между Азией и Северной Америкой. Соединяет Чукотское море Северного Ледовитого океана с Беринговым морем Тихого океана. Как пролив, так и море названы в честь российского мореплавателя Витуса Ионассена Беринга, который со своей экспедицией прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

Командорские острова

Витус Ионассен Беринг (1681–1741)


Командорские острова — группа из 4-х островов на границе Берингова моря и Тихого океана. Самый крупный из островов — остров Беринга. Эти острова принадлежат России (Камчатский край). Острова названы в честь российского мореплавателя, капитан-командора флота Витуса Ионассена Беринга, который открыл эти острова в 1741 году во время Второй Камчатской экспедиции.

Море Лаптевых

Дмитрий Яковлевич Лаптев

(1701–1771)

Харитон Прокофьевич Лаптев

(1700–1763)


Море Лаптевых — окраинное море Северного Ледовитого океана. Названо в честь российских полярных исследователей — двоюродных братьев Дмитрия Яковлевича и Харитона Прокофьевича и Харитона Лаптевых.

Мыс Челюскина

Семён Иванович Челюскин

(1707–1764)


Мыс Челюскина — самая северная материковая точка России и Евразии, которая находится на полуострове Таймыр. Назван в честь Семёна Ивановича Челюскина, который в составе Великой Северной экспедиции исследовал арктическое побережье Сибири.

Остров Петра I

Пётр I

(1672–1725)


Остров Петра I — необитаемый остров в антарктической части Тихого океана. Был открыт русской экспедицией под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и назван в честь создателя российского флота — императора Петра I.


Модуль 6

Подведение итогов урока.

Учитель:

Дорогие друзья! Сегодня, 1 сентября, в Год науки и технологий на первом уроке мы прикоснулись к разным наукам, узнали новые имена ученых, внесших вклад в развитие науки. Возможно, в будущем благодаря этому уроку кто-то из вас станет великим ученым, о котором будут говорить школьники! А пока от всей души поздравляю вас с началом учебного года и желаю успехов в изучении наук в 5 классе!