СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по работе над звуком для обучающихся в классе фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. В работе даны методические рекомендации по работе над звуком для обучающихся по классу фортепиано.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по работе над звуком для обучающихся в классе фортепиано»

Методические рекомендации по работе над звуком для обучающихся в классе фортепиано.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе занятий на фортепиано.

Важнейшей задачей, стоящей перед обучающимся, является овладение звуком, всеми нюансами и способами звукоизвлечения. И эта работа является самой кропотливой из всех, требует терпения, усидчивости и предельного внимания.

Напомним общие принципы звукоизвлечения на фортепиано:

- общая свобода тела,

- ощущение веса свободной руки,

- свобода первого пальца,

- эластичная и активная кисть,

- ощущение цепкости кончиков пальцев.


Нужно сидеть не напряженно, свободно, не сутулиться, не горбиться, не поднимать плечи, не вытягивать шею, не кивать безостановочно головой во время исполнения. Необходимо также помнить о том, что всякая зажатость руки, «склеенность» локтя с туловищем затрудняет свободу движений, естественное взятие звука.

Некоторые приёмы и средства для получения певучего звука:

- держать пальцы ближе к клавишам;

- играть подушечкой, мясистой частью пальца;

- стремиться к полному контакту, «срастанию» с клавиатурой;

- ощущать клавишу «до дна», но не давить на нее, особенно после взятия, а словно бы стоять» на пальцах;

- кисть – гибкая, упругая, наподобие «рессоры» (т.е. должна пружинить);

- после извлечения звука – состояние «повисания» в кончиках пальцев.


Надо исходить из такого положения руки, когда рука не распластана, а собрана горсточкой. В руке должно быть такое ощущение, как будто первым и третьим пальцами берёте карандаш, а этого напряженной рукой сделать невозможно.

Исполняя произведение, необходим тщательный звуковой контроль, позволяющий осознать, что «не получается» и следует исправить или улучшить в дальнейшем.

Для развития этого навыка для начала следует научиться решать две звуковые задачи: дослушивание звука до конца и ощущение горизонтального движения и развития музыки.

Для тог, чтобы научиться слушать звук следует помнить, что пианист «не ставит палец и руку на клавиатуру, а берёт, извлекает звук; не выжидает и держит клавишу, а слушает и ведёт звук; не поднимает руку, а берёт дыхание». Если ухо не слышит звук до конца, то палец ставится пассивным, рука расслабляется, и каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения руки или кисти. В результате, фраза становится разорванной, а исполнение статичным. При этом неважно, что звуки практически не прерываются. Если ухо не слышит и не «ведет» звук, то и пальцы не получают необходимой команды мозга. Рука должна вести свою мелодическую линию с яркой звуковой выразительностью и ощущением развития музыкальной фразы.

Ещё хотим напомнить об одном важном моменте - соотношении мелодии и аккомпанемента. Для правильного соотношения звучности, аккомпанемент должен звучать цельно, без промежуточных метрических опор (без толчков), полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя ее звучание, не «забивая» громкостью, помогая ее развитию. Полезно сопровождение поиграть выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии и сохранить ее ведущую роль.

Работа над звуком есть прежде всего работа над его качеством, т.е над его певучестью. В основе умения «спеть» на фортепиано мелодическую фразу лежит владение дыханием руки. Рука пианиста должна уметь взять последовательный ряд звуков «на одном дыхании», одним целостным движением. Единство этого движения не должно быть нарушено никакими толчками, добавочными взмахами локтя или запястья, вихлянием плеч, головы, туловища и т.д.

Приёмы звукоизвлечения, соотношение звучности, живое дыхание и движение музыкальной ткани – всё это помогает избежать в исполнении статичность, метричность, тяжеловесность, помогает естественной музыкальной пластике, появлению «живого» звука.


Учитесь исполнять – а это значит: фантазировать, думать, анализировать, слушать, бережно относиться к звуку, грамотно, содержательно и заинтересованно играть произведения слушателям, иметь собственное отношение к исполняемой пьесе.