СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка – школьника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.»

Методические рекомендации

по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.

Игровая терапия, как коррекционный метод, положительно влияет на уровень речевого развития ребенка – дошкольника. На современном этапе развития образования, многолетние результаты исследования ведущих специалистов в области педагогики, психологии, дефектологии и логопедии -  позволяют говорить о методе игровой терапии как об эффективном способе коррекции уровня развития речевых навыков. Раскрывая механизм воздействия игровой терапии необходимо сказать, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельность в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка – дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, способ исследования предметов и людей. Когда дети играют, они ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

 Кроме того, одновременное проведение игровой терапии, направленной на  повышение речевого  развития  и снижение тревожности, является более эффективным методом для коррекции речевого  развития  детей, нежели игровая терапия, направленная только на коррекцию уровня развития речи. По этому, для проведения коррекционной работы целесообразно своевременно диагностировать уровень тревожности детей, так как тревожность влияет на процесс развития личности ребенка, в том числе и на формирование речевых навыков, своевременно диагностировать уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Иначе говоря, игровая терапия, направленная на коррекцию низкого речевого развития у детей с ОНР, будет производить больший эффект, при одновременном коррекционном воздействии игровой терапией на высокий уровень тревожности, оказалась верной, что было подтверждено экспериментально.

Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития для воспитателей.

  1.  Создавать благоприятные условия для общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Побуждать детей к активному общению (разговорить детей, чтобы сами стали говорить, а не отвечать).

  2. Использовать игры-драматизации и инсценировки (общаться в игре и по поводу ситуации - рассказы ребенка о себе). Игры-занятия «Хорошо-плохо» (обсуждение правил, норм, требований).

  3. Использовать в работе художественную литературу, которая вызывает у детей интерес, чувство юмора и желание слушать ее еще раз, а также пересказывать и обыгрывать. Использовать схемы при составлении предложений, описательных рассказов, игры, использовать план в виде вопросов при сочинении сказок.

  4. Просмотр и обсуждение картин с детьми, где дети активно вступают в диалог. Использовать различные приемы, например, «вхождение в картину» и т. п.

  5. Знакомить со словарным составом предложения, формировать язык обобщений. Составлять с детьми словари, где дети с взрослыми дают объяснения значениям слов.

  6. Использовать артикуляционную гимнастику, игры с пальчиками, скороговорки на занятиях.

       

Рекомендации при создании благоприятных условий для развития речи через снятие напряжения и тревожности.

  1.  Вести разъяснительную работу с педагогами и родителями, что детям старшего дошкольного возраста характерны страхи: смерти, смерти родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня и пожара, нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания,  страх перед засыпанием и сказочных персонажей.

  2. Формировать у детей представления о себе. Проявлять заботу о «личностном росте» ребенка. Развивать у детей уверенность в своих силах.

  3. Обучать детей восприятию успеха, неудач и их оценки.

  4. Оценивать не личность, а ее достижения. Использовать специальные оценки: максимально развертывать критерии похвалы, а замечания предельно сужать и конкретизировать.

  5. Уделять внимание межличностным отношениям в детском коллективе (принятия ребенка в коллективе, воздействие через коллектив на развитие детей).

  6. Широко использовать в работе коррекционные занятия (смотри формирующий эксперимент); рисование, этюды на расслабление; методика Захарова А. И.

  7. Разъяснять педагогам, родителям способы коррекции при проявлении тревожности (агрессивности, вспыльчивости, пассивности):

  • Попытки сдержать подобные проявления непосредственно перед их проявлением (отвлечь, остановить, создать физическое препятствие).

  • Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

  • Важен спокойный эмоциональный тон, нужно выявить, какие события вызывали у ребенка такое состояние, установить контакт с ребенком.

                        

Рекомендации для семьи.

  1. Создание психологически благоприятной атмосферы, в которой возникновение агрессии было бы невозможным.

  2. Изменить условия жизни детей так, чтобы у них не возникло желание использовать бранные слова.

  3. Положите конец собственной агрессии .Не отвечать детям насилием на насилие.

  4. Смотреть с ребенком те передачи, которые он смотрит, учитывая воздействие телепередач на становление агрессивного поведения.

  5. Учить детей выражать свое недовольство в социально приемлемых формах.

  6. Использовать игры, художественную литературу, рекомендуемые педагогами для развития речи и снятия тревожности.