МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы. Учебная программа - это предметная программа, составная часть образовательной программы. Как составная часть, учебная программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Независимо от объёма программы в часах и длительности её изучения, каждая учебная программа открывается разделом «Пояснительная записка».
В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета.
Традиционно «Пояснительная записка» имеет следующую примерную структуру:
1. Цели и задачи предлагаемой программы.
2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.
3. Основные принципы построения программы.
4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.
5. Предлагаемая автором методика изучения программы.
6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.
Предлагаемый порядок вопросов в данной структуре является условным. В «Пояснительной записке» их не нужно нумеровать и раскрывать только в предложенном порядке. Но начинать «Пояснительную записку» всегда необходимо с обоснования цели её написания, актуальности и практической значимости предлагаемого материала.
Календарно-тематическое планирование* – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.
Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:
Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:
программа (её полное название, автор, издательство, год);
учебник (название, автор, издательство, год);
тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год).
методические рекомендации (название, автор, издательство, год).
Указание числа часов изучения предмета в неделю, в год.
Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.
Тема блока | Количество часов | Примечания |
Указать количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год, например:
(контрольные диктанты – 4, экскурсии – 6, практических работ - 8)
Указание, что должен знать и уметь ученик на конец года по изучаемому предмету, в том числе универсальные учебные действия (УУД).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2, 3, 4) класса в соответствии с программой учебного предмета.
Что должен ученик на конец года |
знать | уметь |
| |
При написании темы урока нельзя употреблять глаголы. При обобщении и повторении указываем темы изучаемого материала.
Например: Повторение по теме « Глагол».
Контрольные, проверочные работы прописываются с указанием тем, например: Контрольная работа №1 по теме «Состав слова».
Приложением к календарно–тематическому плану являются контрольно-измерительные материалы с текстами контрольных работ.
Примерная структура календарно-тематического плана
№ | Тема урока | Дата | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Форма организации познавательной деятельности | Формы контроля | Организация самостоятельной деятельности | Наглядность, ИКТ | Примечание |
| | | | | Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | | | | | |
знать | уметь |
В 1 классе должно быть прописано 40-45 уроков в календарно–тематическом планировании (в зависимости от числа учебных недель) по всем предметам в нестандартной форме. Целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
(Письмо МО РФ от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», методические рекомендации УИПКПРО «Особенности процесса обучения в 1-ом классе четырехлетней начальной школы», 2000 г. и методическое пособие УИПКПРО «Первый раз в первый класс», 2005 г.)
Тема раздела | Количество часов | Причина изменения количества часов |
По государственной программе | По рабочей программе |
| | | |
Если число часов изучаемого предмета увеличивается (уменьшается) или же порядок изучаемых тем и их формулировки по программе расходятся с порядком и формулировками учебника, то пишется рабочая программа. Её пояснительная записка расширяется за счёт обоснования увеличения (уменьшения) часов, конкретно указывается, на какую тему и почему. (смотри требования к рабочей программе в стандартах второго поколения) В рабочей программе необходимо иметь контрольно-измерительные материалы, как её составную часть, при этом указать способы оценивания результатов достижений учащихся.
Приложение 1. Образец оформления титульного листа календарно-тематического планирования (рабочей программы)
| Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №____ | |
| | УТВЕРЖДАЮ_________ подпись Директор________________ Ф.И. О. Дата, год. Печать. |
| Календарно-тематическое планирование (рабочая программа) по __________________________ (предмет) для _____класса на 2010-2011 учебный год учителя______________________ фамилия, имя, отчество полностью | |
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 28.08.2010 года Руководитель МО______ Подпись _____________________ Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАННО_______ подпись заместитель директора по УВР ________________________ Ф.И.О. Дата год |
Приложение 2.
Примерная форма календарно-тематического планирования
№ п\п | Тема урока | Дата | Количество часов | Тип урока | Планируемые результаты | Форма организации познавательной деятельности | Формы контроля | Организация самостоятельной деятельности | Наглядность, ИКТ | Примечание |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
знать | уметь | | | | | |
| Числа от 1 до 100 (продолжение) Табличное умножение и деление | | 56ч | | | | | | | | | | |
1. | Сложение и вычитание | 05.10.09 | | Повторение и систематизация знаний | Нумерация чисел в пределах 100, названия компонентов, приёмы вычислений | Решать простые и составные задачи. | Уметь делить информацию на известную и неизвестную. | Определение границ собственного знания и незнания. | Фронтально-индивидуальная работа; работа по карточкам в парах | Внешний контроль, взаимоконтроль | | | |
2. | Контрольная работа №1по теме:« ……» | | | Контроль знаний. | Изученный материал по теме…… | Вычислять, решать… | | | Индивидуальная работа | Самоконтроль | | | |
** Образец оформления титульного листа и содержания календарно-тематического планирования смотри в Приложении 1, 2.