СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по составлению календарно - тематических планов по учебным предметам начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье представлены основные методические рекомендации по составлению календарно -тематических планов по учебным предметам в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по составлению календарно - тематических планов по учебным предметам начальной школы.»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы. Учебная программа - это предметная программа, составная часть образовательной программы. Как составная часть, учебная программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Независимо от объёма программы в часах и длительности её изучения, каждая учебная программа открывается разделом «Пояснительная записка».

В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета.

Традиционно «Пояснительная записка» имеет следующую примерную структуру:

1. Цели и задачи предлагаемой программы.

2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.

3. Основные принципы построения программы.

4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.

5. Предлагаемая автором методика изучения программы.

6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.

Предлагаемый порядок вопросов в данной структуре является условным. В «Пояснительной записке» их не нужно нумеровать и раскрывать только в предложенном порядке. Но начинать «Пояснительную записку» всегда необходимо с обоснования цели её написания, актуальности и практической значимости предлагаемого материала.

Календарно-тематическое планирование* – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:

  1. Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:

    • программа (её полное название, автор, издательство, год);

    • учебник (название, автор, издательство, год);

    • тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год).

    • методические рекомендации (название, автор, издательство, год).

  2. Указание числа часов изучения предмета в неделю, в год.

  3. Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.



Тема блока

Количество часов

Примечания



  1. Указать количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год, например:

(контрольные диктанты – 4, экскурсии – 6, практических работ - 8)

  1. Указание, что должен знать и уметь ученик на конец года по изучаемому предмету, в том числе универсальные учебные действия (УУД).

  2. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2, 3, 4) класса в соответствии с программой учебного предмета.



Что должен ученик на конец года

знать

уметь





При написании темы урока нельзя употреблять глаголы. При обобщении и повторении указываем темы изучаемого материала.

Например: Повторение по теме « Глагол».

Контрольные, проверочные работы прописываются с указанием тем, например: Контрольная работа №1 по теме «Состав слова».

Приложением к календарно–тематическому плану являются контрольно-измерительные материалы с текстами контрольных работ.

Примерная структура календарно-тематического плана

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность,

ИКТ

Примечание






Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные






знать

уметь

В 1 классе должно быть прописано 40-45 уроков в календарно–тематическом планировании (в зависимости от числа учебных недель) по всем предметам в нестандартной форме. Целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

(Письмо МО РФ от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы», методические рекомендации УИПКПРО «Особенности процесса обучения в 1-ом классе четырехлетней начальной школы», 2000 г. и методическое пособие УИПКПРО «Первый раз в первый класс», 2005 г.)

Тема раздела

Количество часов

Причина изменения количества часов

По государственной программе

По рабочей программе





Если число часов изучаемого предмета увеличивается (уменьшается) или же порядок изучаемых тем и их формулировки по программе расходятся с порядком и формулировками учебника, то пишется рабочая программа. Её пояснительная записка расширяется за счёт обоснования увеличения (уменьшения) часов, конкретно указывается, на какую тему и почему. (смотри требования к рабочей программе в стандартах второго поколения) В рабочей программе необходимо иметь контрольно-измерительные материалы, как её составную часть, при этом указать способы оценивания результатов достижений учащихся.

Приложение 1. Образец оформления титульного листа календарно-тематического планирования (рабочей программы)




Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №____







УТВЕРЖДАЮ_________ подпись

Директор________________

Ф.И. О.


Дата, год. Печать.






Календарно-тематическое планирование

(рабочая программа)

по __________________________

(предмет)

для _____класса

на 2010-2011 учебный год


учителя______________________

фамилия, имя, отчество полностью









РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1

от 28.08.2010 года

Руководитель МО______

Подпись

_____________________

Ф.И.О.


СОГЛАСОВАННО_______

подпись


заместитель директора по УВР

________________________

Ф.И.О.


Дата год

Приложение 2.



Примерная форма календарно-тематического планирования

п\п

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности


Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность, ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь







Числа от 1 до 100 (продолжение)

Табличное умножение и деление


56ч











1.

Сложение и вычитание

05.10.09


Повторение и систематизация знаний

Нумерация чисел в пределах 100, названия компонентов, приёмы вычислений

Решать простые и составные задачи.


Уметь делить информацию на известную и неизвестную.

Определение границ собственного знания и незнания.

Фронтально-индивидуальная работа; работа по карточкам в парах

Внешний контроль, взаимоконтроль




2.

Контрольная работа №1по теме:« ……»



Контроль знаний.


Изученный материал по теме……

Вычислять, решать



Индивидуальная работа

Самоконтроль










** Образец оформления титульного листа и содержания календарно-тематического планирования смотри в Приложении 1, 2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!