СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению практических работ по СТАТИСТИКЕ

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по выполнению практических работ по статистике

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по СТАТИСТИКЕ»


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Московский областной политехнический колледж –

филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

(МОПК НИЯУ МИФИ)




УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной работе

________________Бугреева Е.В.


« » ________________ 2022 г.








МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по дисциплине «Статистика» ОП.02

для студентов специальности

«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

38.02.01

















2022 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

4

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ………………………………………………..

5

1.1

Основная задача практической работы………………………………..

5

1.2

Оформление практических работ………………………………………

5

1.3

Критерии оценки практических  работ………………………………...

6

1.4

Общие методические указания по организации практических работ


2

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………….


3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМАМ………………………….

7

3.1

Тема «Статистическое наблюдение»…………………………………..

7

3.2

Тема «Статистическая таблица»……………………………………….

12

3.3

Тема «Статистический график»………………………………………..

14

3.4

Тема «Группировка в статистике»…………………………………….

18

3.5

Тема «Абсолютные и относительные величины в статистике»……..

22

3.6

Тема «Средние величины в статистике»………………………………

26

3.7

Тема «Ряды динамики»…………………………………………………

29



























ВВЕДЕНИЕ

Статистика как общественная наука изучает количественную сторону различных массовых экономических и социальных явлений и процессов общественной жизни с учётом их качественной стороны. С помощью системы количественных показателей статистика отражает процесс и результаты функционирования рыночной экономики, анализирует тенденции и закономерности развития общества. Методические указания по выполнению практических занятий предназначены для обучения студентов применять на практике расчет статистических показателей, применять их расчет в различных ситуациях, подбирать те или иные методы расчетов.

Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин и профессиональных модулей;

- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др;

- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных, выполнение вычислений, расчетов необходимых в практической деятельности бухгалтера. Состав и содержание практических занятий направлены на формирование общих и профессиональных компетенций. 

Целью практических занятий является закрепление, и углубление знаний теоретической части дисциплины; выбор соответствующей методики исчисления статистических показателей, приобретение навыков самостоятельного выполнения расчетов и анализа полученных результатов. На аудиторных практических занятиях студенты под руководством преподавателя решают типовые задачи по темам: построение группировки данных; вычисление относительных величин (динамики, плана, реализации плана, структуры, сравнения, координации, экономического развития) вычисление средних величины; вычисление показателей рядов динамики. Необходимым условием успешного освоения дисциплины «Статистика» является выполнение упражнений для самопроверки, приведенных ниже по каждой теме в настоящих методических указаниях, а также самостоятельное выполнение практических заданий и решение задач. При выполнении работ студенты должны руководствоваться методическими указаниями к выполнению практических работ по дисциплине «Статистика».

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1Основная задача практической работы по дисциплине «Статистика» – повышение эффективности изучения теоретической части дисциплины и полноценной работы на практических занятиях, а также получение навыков самостоятельного проведения поиска, анализа, информации, выполнения расчетов. В соответствии с рабочей программой дисциплины «Статистика» на проведение практических работ отводится 18 часов.

Таблица 1 Тематика практических работ

№№

п/п

Наименование темы

Количество часов

1

Статистическое наблюдение

2

2

Группировка статистических данных

4

3

Графическое представление статистических данных

2

4

Средние величины

2

5

Относительные величины

4

6

Ряды динамики

4

7

Итого

18


В результате проводимых практических занятий по дисциплине обучающийся должен

уметь:

- собирать и регистрировать статистическую информацию;

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;

-осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.

При изучении учебной дисциплины, в том числе при выполнении практических работ, актуализируются профессиональные и общие компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;

ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;

ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы;

ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;

ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.

Студенту для выполнения практической работы необходимо знать теоретические основы темы, по которой предстоит проведение практической работы. При проработке лекционного материала по каждой теме студент должен внимательно ознакомиться с конспектом лекций, а затем для углубленного изучения материала следует обратиться к литературным источникам (учебникам, учебным пособиям), а также материалам, размещенным в сети Интернет. Для закрепления материала темы необходимо ответить на предлагаемые в пособиях вопросы и решить задачи по теме.


1.2 Требование к оформлению практических работ.

Практические работы выполняются в отдельной тетради. На обложке тетради должны быть написаны название дисциплины, номер групп, фамилия студента, его инициалы. В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании, строго по своему варианту. Решение задач располагается в порядке, указанном в заданиях. Перед выполнением каждого задания надо выписать полностью его условие. Зачтенные работы обязательно предъявляются на экзамене. При выполнении практической работы надо строго соблюдать следующие требования:

  • Указать вариант работы.

  • Решения задач, выполнения заданий следует располагать в порядке возрастания номеров заданий.

  • Все основные этапы решения каждой задачи необходимо сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями.

  • Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.

  • Оформлять решение задач статистическими таблицами.

  • Правильно составлять и озаглавливать статистические таблицы, четко и ясно именовать подлежащее и все колонки сказуемого.

  • При записи формул необходимо пользоваться буквенными обозначениями.

  • Все именованные статистические величины необходимо выразить в соответствующих единицах измерения.

  • Значения показателей, выраженных в коэффициентах, рассчитываются с точностью до 0,001, а выраженных в процентах – до 0,1. 

При проведении практических занятий используется фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся, в ряде случаев сочетание фронтальной и групповой форм.

Оценки за проведение практических занятий выставляются на специально-выделенных страницах журнала группы. Преподавателем проводится учет выполнения обучающимися установленных учебным планом практических работ.

1.3 Критерии оценки практических  работ

Каждая практическая работа по содержанию не похожа на предыдущую работу, поэтому к оценке работ разработаны разные подходы. Но общим подходы в оценке практических работ следующие:

Оценка «5» - ставится, если студент продемонстрировал знание теоретического и практического материала по теме практической работы, выполнил все задания практической работы правильно, предоставил правильный алгоритм решения, сформулировал выводы, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.

Оценка «4» - ставится, если студент выполнил не менее 85% всех заданий практической работы правильно или допустил незначительные неточности при решении задач; продемонстрировал знание теоретического и  практического материала по теме практической работы или; сформулировал выводы, имея неполное понимание изучаемого материала при правильном выборе алгоритма решения задания; смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.

Оценка «3» - ставится, если студент выполнил 50%-70% заданий практической работы правильно; затруднялся с правильной оценкой предложенной задачи; выбор алгоритма решения задачи возможен при  наводящих  вопросах  преподавателя; затруднялся в формулировке выводов, ответил не на все уточняющие вопросы преподавателя.

Оценка «2» - ставится, если студент выполни менее 50% всех заданий практической работы; дал неверную оценку ситуации, неправильно выбрал алгоритм действий, не смог ответить на уточняющие вопросы; руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов оказались неэффективны по причине плохой подготовки студента.

Студент, получивший оценку «2», должен подготовиться и выполнить работу во внеурочное время.

Практические работы, содержащие не все задания, а также содержащие задачи не своего варианта, не засчитываются.

1.4 Общие методические указания по организации практических работ

Практические работы по дисциплине «Статистика№ проводятся в аудитории. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. Контрольные вопросы и задания позволяют проверить уровень усвоения, осмысления изучаемого материала.

Перед началом практической работы преподаватель ставит перед студентами задачи, проводит общий инструктаж по выполнению заданий. В ходе выполнения практической работы преподаватель направляет, консультирует студентов, проводит проверку знаний и умений по данной теме, делает анализ выполнения задания. Занятие заканчивается оценкой работы студентов.

2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики: Учебник / Под ред. Шмойловой Р.А. – Москва: Финансы и статистика, 2014. - 825с.

2. Елисеева И.И. Статистика: Учебник. – Москва: Проспект, 2015. –443 с.

.3. Сергеева И.И.,Тимофеева С.А., Т.А.Чекулина. Статистика: Учебник. – М.: ИД - Форум – ИНФРА-М, 2018 -320с.

4. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П. Статистика. - М.: Кнорус, 2018. - 120с.

5. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А. Практикум по теории статистики – М.: Финансы и статистика, 2018. - 325с.

6. Глинский В.В. Сборник задач по общей теории статистики – М.: ИИД Филин, 2019. – 298с.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМАМ







3.1. Тема «Статистическое наблюдение»

Содержание темы: Понятие о статистическом наблюдении. Этапы статистического наблюдения. Программно-методические вопросы статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения: статистическая отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.

Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: текущее, единовременное

Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное и не сплошное (выборочное, основного массива, монографическое).

Способы статистического наблюдения: опрос, непосредственное наблюдение, документальное наблюдение

Методические указания по изучению темы:

Цель наблюдения – сбор информации о социально-экономических процессах и явлениях для их изучения и последующего принятия соответствующих управленческих решений.

Объект статистического наблюдения – это статистическая совокупность изучаемого явления, подлежащая исследованию.

Единица наблюдения – это составной элемент объекта наблюдения, которая является носителем признаков, подлежащих обследованию, регистрации.

Признак – это качественная однородность, т.е. сходство.

Программа статистического наблюдения – перечень вопросов, по которым в процессе наблюдения осуществляется сбор сведений по каждой обследуемой единице.

Статистический формуляр – это документ единого образца, который содержит вопросы программы (анкета, отчет, опросник, переписной лист).

Время, в течение которого проводится заполнения статистических формуляров – это срок (период) наблюдения. Срок наблюдения зависит от числа вопросов, единиц обследования, числа персонала, занятого обследованием.

Цель практических занятий приобретение практических навыков сбора, обработки и анализа статистических данных для решения практических задач в своей предметной области.

В результате выполнения данной работы студент должен

уметь:

- определить виды, способы и формы статистического наблюдения;

- составлять программу наблюдения (перечень признаков);

знать:

- этапы проведения наблюдения;

- программно-методические элементы статистического наблюдения.












Вариант 1


Задание 1.

Определите форму, способ, вид статистического наблюдения по времени и по охвату. Результаты вписать в построенную таблицу.


№№

Наименование

Форма

Способ

Вид наблюдения по:

охвату

времени

А

1

2

3

4

5

1

В почтовом ящике жители нашли анкету «Социологический опрос населения … района города о работе автотранспорта», которую необходимо было заполнить и представить в ЖЭУ





2

Всероссийская перепись населения страны





3

Обследование небольшого количества крупных коммерческих банков





4

Регистрация родившихся, умерших






5

Квартальный отчет промышленного предприятия





6

«Анкета гостя отеля» заполняется

гостем отеля и представляется руководству отеля






Графа 1. Указано наименование статистического наблюдения.

Графа 2. По названию наблюдения указать одну из форм наблюдения.

Графа 3. Указать один из способов наблюдения, который может подойти к этому наблюдению.

Графа 4. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по охвату. Если это будет не сплошное наблюдение, то надо указать какой именно вид не сплошного наблюдения может быть применен в данном случае.

Графа 5. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по времени.


Задание 2

Руководитель автомастерской (для юношей) или салона красоты (для девушек) планирует провести обследование с целью получить информацию от своих клиентов о работе предприятия. Составьте программу наблюдения, которая должна включать 10 вопросов, т.е. необходимо составить анкету. Вопросы должны быть открытыми и закрытыми, иметь логическую последовательность и отвечать цели наблюдения.


Задание 3

Определите перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих как единицу совокупности: промышленное предприятие (не менее 10 признаков).




Вариант 2

Задание 1

Определите форму, способ, вид статистического наблюдения по времени и по охвату. Результаты вписать в построенную таблицу.

№№

Наименование

Форма

Способ

Вид наблюдения по

охвату

времени

А

1

2

3

4

5

1

В почтовом ящике жители нашли анкету «Социологический опрос жителей ТСЖ о работе жилищно-коммунальных служб», которую необходимо было заполнить и представить правлению ТСЖ





2

«Анкета путешественника» заполняется туристом и представляется руководителю группы





3

Регистрация браков и разводов





4

Обследование небольшого количества крупных машиностроительных предприятий





5

Месячный отчет торговой организации






6

Всероссийская сельскохозяйственная перепись






Графа 1. Указано наименование статистического наблюдения.

Графа 2. По названию наблюдения указать одну из форм наблюдения.

Графа 3. Указать один из способов наблюдения, который может подойти к этому наблюдению.

Графа 4. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по охвату. Если это будет не сплошное наблюдение, то надо указать какой именно вид не сплошного наблюдения может быть применен в данном случае.

Графа 5. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по времени.


Задание 2

Коменданту общежития колледжа необходимо распределить вновь поступивших студентов по комнатам (этажам). Для этого комендант планирует составить анкету, которая помогла бы коменданту расселить более рационально. Анкета должна состоять из 10 вопросов. Вопросы должны быть открытыми и закрытыми, иметь логическую последовательность и отвечать цели наблюдения.


Задание 3

Определите перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих как единицу совокупности: торговое предприятие (не менее 10 признаков).






Вариант 3


Задание 1

Определите форму, способ, вид статистического наблюдения по времени и по охвату. Результаты вписать в построенную таблицу.

№№

Наименование

Форма

Способ

Вид наблюдения по

охвату

времени

А

1

2

3

4

5

1

Всероссийская сельскохозяйственная микроперепись





2

Анкета социологического опроса населения «О работе предприятий бытового обслуживания города». Вопросы гражданам на улицах города.





3

«Анкета гостя отеля» заполняется туристом и представляется руководству отеля





4

«Социологический опрос населения на автовокзалах о работе пригородного автотранспорта»





5

Регистрация предприятия в налоговом органе по месту нахождения юридического лица





6

Квартальный отчет строительной организации






Графа 1. Указано наименование статистического наблюдения.

Графа 2. По названию наблюдения указать одну из форм наблюдения.

Графа 3. Указать один из способов наблюдения, который может подойти к этому наблюдению.

Графа 4. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по охвату. Если это будет не сплошное наблюдение, то надо указать какой именно вид не сплошного наблюдения может быть применен в данном случае.

Графа 5. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по времени.


Задание 2

Руководство предприятия магазина планирует провести обследование с целью получить информацию от покупателей о работе магазина. Составьте программу наблюдения, которая должна включать 10 вопросов, т.е. необходимо составить анкету. Вопросы должны быть открытыми и закрытыми, иметь логическую последовательность и отвечать цели наблюдения.


Задание 3

Определите перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих как единицу совокупности: пассажирское автотранспортное предприятие (не менее 10 признаков).




Контрольные вопросы:

1. Назовите основные этапы проведения статистического наблюдения.

2. В чем состоит отличие объекта наблюдения от единицы наблюдения?

3. Назовите типы вопросов статистических анкет. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов.

4. Как влияют открытые вопросы на сложность обработки результатов наблюдения?

5. Охарактеризуйте основные формы статистического наблюдения.

6. Перечислите виды статистического наблюдения.

7. Какие способы статистического наблюдения вы знаете?


Критерии оценки уровня сформированности компетенций

при выполнении заданий:

- оценка «отлично»: ответы 1 задания верны, в процессе выполнения работы продемонстрированы глубокие знания темы. Грамотно, полно сформулированы все вопросы, материал изложен логично, грамотно, без ошибок; обучающийся демонстрирует связь теории с практикой;

- оценка «хорошо»: ответы 1 задания не совсем верны; показаны твёрдые и достаточно полные знания материала темы. Ответ содержит незначительные ошибки, представленные признаки не всегда отражают цели наблюдения, однако, в целом, обучающийся демонстрирует правильное понимание сущности темы;

«удовлетворительно»: в 1 задании половина ответов не верна; допущено слабое владение терминологией, представленные признаки не отвечают цели наблюдения, признаки нелогичны;

- оценка «неудовлетворительно»: в 1 задании менее полвины ответов только верны; показано незнание теоретического материала, признаки наблюдения не соответствуют целям наблюдения или не представлены вообще, неумение связать теорию с практикой.



3.2. Тема «Статистическая таблица»

Содержание темы: Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы. Виды таблиц. Основные правила построения таблиц.

Методические указания по изучению темы:

Таблица наглядная, наиболее рациональная и компактная форма представления статистического материала.

Подлежащее – объект, который будет характеризоваться цифрами (перечень объектов). Подлежащее располагается в левой части, в наименовании строк.

Сказуемое – система показателей, которые будут характеризовать объект изучения, т.е. подлежащее таблицы.

Цель практического занятия - приобретение навыков построения таблицы для представления различного рода статистической информации

В результате выполнения данной работы студент должен

уметь:

- строить статистические таблицы по установленным правилам;

знать:

- способы построения таблиц разной сложности.

Студенту предлагаются статистические данные, которые необходимо представить в табличном варианте, используя макеты таблиц. Необходимо правильно составлять и озаглавливать статистические таблицы, четко и ясно именовать подлежащее и все колонки сказуемого.

Задание 1.

По приведенным данным составьте статистическую таблицу, дайте ей название, определите подлежащее и сказуемое.

За 2021 году в регионе введено в строй основных фондов на сумму 26,6 млн. ден. ед., в том числе на объектах производственного назначения – 18,2 млн. ден. ед., непроизводственного назначения – 8,4 млн. ден. ед. Объем капитальных вложений за тот же период по региону составлял 28,4 млн. ден. ед., из них на объектах производственного назначения – 20,2 млн. ден. ед., непроизводственного – 8,2 млн. ден. ед.

Задание 2.

Спроектируйте макеты таблиц, которые бы характеризовали: состав населения области (тыс. чел.) на 1 января 2021 года по работоспособности (работоспособное, старше работоспособного, младше работоспособного); по полу и месту жительства (сельская местность, город). Дайте название таблице.

Задание 3.

Спроектируйте макеты таблиц, которые бы характеризовали: объемы производства (млн.рублей) по отраслям промышленности (топливная, энергетика, металлургия, нефтепереработка, пищевая, легкая) за 2020 и 2021 годы.

Задание 4.

По приведенным данным составьте статистическую таблицу, дайте ей название, определите подлежащее и сказуемое.

Сумма кредитов, предоставленных коммерческими банками города на 1 января 2021 года, составляла 650 млн. ден. ед., в том числе краткосрочных - 430 млн. ден. ед., долгосрочных - 220 млн. ден. ед. На 31 декабря 2022 года – соответственно 1090, 810, 280 млн. ден. ед. За год объем предоставленных кредитов вырос в 1,8 раза, в том числе краткосрочных кредитов в 2 раза, долгосрочных кредитов в 1,4 раза. (Темп роста, %)

Задание 5

Спроектируйте макеты таблиц, которые бы характеризовали: объемы (млн. ден. ед.) и структуру производства (%) товаров потребления (продовольственные, непродовольственные, алкогольные изделия по трем регионам в течение 2021 года. Дайте название таблице.

Контрольные вопросы:

1. Что такое статистическая таблица?

2. Охарактеризуйте подлежащее и сказуемое статистических таблиц.

3. Какое правило построения и оформления статистических таблиц вы знаете?

Критерии оценки уровня сформированности компетенций

при выполнении заданий:

- оценка «отлично»: построены все таблиц с допущением погрешностей, в процессе выполнения работы продемонстрированы знания темы.

- оценка «хорошо»: построены все таблицы, но допущены некоторые погрешности;

- оценка «удовлетворительно»: построены только 3 таблицы;

- оценка «неудовлетворительно»: построены только 2 и менее таблиц.



3.3. Тема «Статистический график»

Содержание темы: Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика. Классификация видов графиков.

Методические указания по изучению темы.

Графический образ – символические знаки, с помощью которых изображаются статистические данные.

Поле графика – это поле в виде прямоугольника с соотношением сторон 1:1,3 и 1:1,5. Иногда используется прямоугольник с равными сторонами.

Пространственные ориентиры: горизонтальная линия – шкала абсцисса (обычно – это время); вертикальная линия – шкала ордината (обычно – значение показателей).

Масштаб – мера перевода числовой величины в графическую.

Масштабная шкала – это линия, отдельные точки, которой могут быть прочитаны как отдельные числа.

Экспликация – словесное описание содержания графика (название графика передает его содержание, надписи вдоль масштабных шкал, пояснения к отдельным его частям, смысловое содержание применяемых символов и знаков (легенда графика).

В зависимости от круга решаемых задач выделяют:

Диаграмма сравнения предназначена для изображения сравнения статистических показателей.

Ленточная (полосовая) диаграмма применяется тогда, когда сравниваемые показатели имеют отрицательные значения.

Структурные (секторные) диаграммы – иллюстрируют структуру какого-либо явления, характеризуют удельный вес отдельных частей целого.

Диаграммы динамики применяются для изображения и суждения о развитии явления во времени.

Радиальные диаграммы наглядно изображают ритмичность движения во времени.

В результате выполнения данной работы студент должен уметь строить разные виды диаграмм и знать способы построения графических изображений.


Вариант 1

Задание 1.

Построить диаграмму динамики (столбиковую). Имеются данные о продаже грузовых автомобилей в РФ:

Годы

2011

2013

2015

2017

2019

2021

Тысяч штук

660

570

350

430

520

560

Сделайте вывод.

Задание 2

Имеются данные распределения населения РФ по возрастным группам. Построить структурную столбиковую диаграмму.

Годы

Все население, %

в том числе:

мужчин

женщин

1960

100

44,7

55,3

1990

100

46,8

53,2

2020

100

46,4

53,6

Сделайте вывод.

Задание 3

Построить диаграмму динамики (линейную).

Дана динамика производства отдельных видов продукции за 9 месяцев 2021 года в одном из регионов РФ (в % к соответствующему периоду прошлого года)

Месяцы

I

II

III

IY

Y

YI

YII

YIII

IX

Цемент

94

93

101

95

106

108

104

104

97

Кирпич

83

95

93

92

100

77

97

110

117

Шифер

101

110

89

130

168

121

115

119

132

Задание 4.

Построить радиальную диаграмму по данным о производстве шоколадной продукции по N-ному кондитерскому объединению (кг).

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

900

850

900

950

800

600

450

500

800

900

950

1000

Задание 5.

Построить ленточную диаграмму. Имеются данные о прибылях, убытках (-) предприятия ООО «Орион» по кварталам (тыс. руб.)

Кварталы

I

II

III

IY

Прибыль, убытки (-)

- 100

+200

+500

+400


Вариант 2

Задание 1.

Построить радиальную диаграмму по данным о производстве продукции по заводу безалкогольных напитков по месяцам (тонн).

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

600

550

500

400

500

600

750

800

550

500

400

650

Задание 2.

Построить ленточную диаграмму. Имеются данные о естественном приросте, убыли (-) населения РФ за ряд лет:

Годы

2000

2010

2015

2016

2017

- 6,6

- 1,7

+0,3

-0,01

-0,9

Задание 3.

По данным динамики отпуска стройматериалов с оптовой базы за 9 месяцев 2022 года, построить диаграмму динамики (линейную), м3.

Месяцы

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Фанера

45

47

51

95

115

85

75

66

57

ДСП

63

75

33

58

42

38

87

90

95

ДВП

86

97

148

130

108

91

85

79

62

Задание 4.

Имеются данные распределения населения РФ по возрастным группам. Построить структурную секторную диаграмму.

Годы

Все

население,

%

в том числе в возрасте

моложе трудоспособного

трудоспособном

старше трудоспособного

2010

100

19,4

60,2

20,4

2021

100

18,3

54,9

36,8


Задание 5.

Построить диаграмму динамики (столбиковую). Имеются данные о числе родившихся в РФ за ряд лет:

Годы

1960

1970

1980

1990

2000

2010

2020

тыс. чел.

2782

1904

2202

1999

1267

1789

1436


Контрольные вопросы:

1. Какие виды графиков вы знаете?

2. Из каких элементов состоит статистический график?

3. В каких случаях применяется диаграмма сравнения?

4. Назовите цель применения радиальных диаграмм.

5. Охарактеризуйте содержание следующей диаграммы:

Критерии оценки уровня сформированности компетенций при построении диаграмм:

- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное выполнение всех диаграмм, использование правил построения при незначительных погрешностях;

- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правил построения диаграмм при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;

- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные правила, но при оформлении диаграмм не учтены те или иные элементы графика: экспликация, не учтено правило построения линейной или столбиковой диаграмм;

- оценка «неудовлетворительно»: обучающимся не применены правила построения диаграмм, не построены 2 диаграммы.





3.4. Тема «Группировка в статистике»

Содержание темы: Понятие группировки. Значение статистической группировки. Виды статистических группировок. Принципы построения статистических группировок и классификация.

Методические указания по изучению темы.

Студенту предлагаются статистические данные для их группировки с равными интервалами, которые определятся по формуле:

и интервалами, возрастающими в геометрической прогрессии, применяя формулы:

где к – номер группы

R- размах вариации,

h1 = величина интервала 1-ой группы; величина интервала 2-ой группы определяется по формуле: h2=2×h1; величина интервала 3-ей группы h3 = 3× h1; четвертой: h4 =4× h1 и т.д.

Количество групп по формуле Стерджесса определяется сл. образом:

n = 1+3,322×lgN

Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.

В результате выполнения данной работы студент должен уметь - группировать статистические данные и знать различные способы группировки статистических данных.




Вариант 1

Задача 1.

Пользуясь формулой Стерджесса, определите количество групп, равный интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 60 человек, а минимальный и максимальный доходы соответственно равны 15000 и 150000 руб.

Задача 2.

Имеются следующие данные об успеваемости студентов группы по гуманитарной дисциплине в летнюю сессию 2022 года: 5, 4, 2, 4, 3, 4, 5, 3, 4, 3, 4, 3, 2, 5, 2, 5, 3, 2, 3, 5, 5, 4, 4, 3. Сгруппируйте студентов:

а) по баллам оценок, полученных в сессию, и рассчитайте удельный вес каждой группы;

б) по уровню успеваемости, выделив две группы студентов: неуспевающие (2 балла) и успевающие (3 балла и выше) и рассчитайте удельный вес каждой группы.

в) постройте таблицы и внесите результаты расчетов.

Задача 3.

Имеются данные о размерах кредитов, полученных предприятиями у коммерческого банка, млн. руб.: 179; 193; 41; 34; 25; 43; 96; 310; 210; 35; 205; 174; 29; 31; 78; 39; 128; 49; 29; 134; 55; 69; 19; 90; 85. Сгруппировать предприятия по размеру кредитов на 4 группы с неравными интервалами, возрастающими в геометрической прогрессии. Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.

Задача 4.

Имеются следующие данные о стаже рабочих малого предприятия. Постройте группировку рабочих по стажу работы, лет: 1; 3; 3; 6; 9; 4; 7; 21; 3; 10; 13; 14; 11; 12; 5; 10; 8; 9; 19; 6; 5; 6; 10; 6; 2; 5; 15; 7; 17; 18. Число групп 5. Интервалы равные. Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.

Задача 5.

Из отчетов промтоварных магазинов получены следующие данные.

№ магазина

Торговая площадь, м2

Годовой товарооборот, млн. руб.

№ магазина

Торговая площадь, м2

Годовой товарооборот, млн. руб.

1

190

1290

12

358

2310

2

580

2880

13

190

1500

3

630

2410

14

240

0

4

510

2460

15

390

2660

5

408

800

16

150

910

6

196

1860

17

620

1770

7

420

2690

18

356

2510

8

287

2470

19

492

3200

9

441

2430

20

380

1960

10

280

1030

21

537

2550

11

750

0

22

203

640

Произведите группировку по годовому товарообороту, разделив магазины на три группы. Интервалы равные.





Вариант 2

Задача 1.

Имеются следующие данные об остатках летней мужской обуви на складе на 1 октября т. г.: 45,44,42,41,43,40,45,43,44,43,44,43,42,41,45,40, 45, 42, 45, 43, 42, 40,41,43,45,45,44,44,43,40. Сгруппируйте обувь по размерам и рассчитайте удельный вес каждой группы.

Задача 2.

Предприятия розничной торговли необходимо распределить по группам по объему розничного товарооборота, млн. рублей: 31, 56, 99, 34, 44, 38, 218, 51, 66, 82, 45, 137, 29, 105, 21, 37, 47, 93, 178, 69, 61, 18, 24, 127, 26, 22, 45, 117, 37, 33. Предприятия сгруппировать в 5 групп с неравными интервалами (возрастающими в геометрической прогрессии). Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.

Задача 3.

Имеются следующие данные об объёме выработки рабочих N-кого предприятия, тыс. руб.: 200, 202, 205, 290, 298,250,280,230,223,310, 284, 320, 295, 279, 222, 276, 234, 270, 264, 252, 241, 256, 262, 245, 240, 244, 252, 253, 252, 262. Постройте группировку по объёму выработки рабочих Число групп 5. Интервалы равные. Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.

Задача 4.

Пользуясь формулой Стерджесса, определите количество групп и равный интервал группировки предприятий по объёму выпускаемой продукции, если число предприятий составляет 2437 предприятий, а минимальный и максимальный объёмы соответственно равны 540 млн. рублей и 1780 млн. рублей.

Задача 5.

Из отчетов промтоварных магазинов получены следующие данные.

№ магазина

Торговая площадь, м2

Годовой товарооборот, млн. руб.

№ магазина

Торговая площадь, м2

Годовой товарооборот, млн. руб.

1

190

1290

12

358

2312

2

580

2880

13

190

1508

3

630

2410

14

240

1284

4

510

2460

15

390

2662

5

408

802

16

150

918

6

196

1868

17

620

1773

7

420

2692

18

356

2516

8

287

2475

19

492

3200

9

441

2432

20

380

1964

10

280

1032

21

537

2555

11

750

2443

22

203

640

Произведите группировку по торговой площади, разделив магазины на три группы. Интервалы равные.


Контрольные вопросы:

1. Какие виды группировок применяются в статистической практике?

2. Приведите примеры типологических и структурных группировок.

3. Как определить количество групп при типологической группировке?

4. Как определить количество групп, если группировочная совокупность большая?

5. Какой вид группировки применить, если размах вариации большой?


Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:

- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);

- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;

- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;

«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.

Задачи представлены 3-х уровней сложности: 3 задачи оцениваются по 5 баллов, 1 задача - 3 балла, 1 задача – 2 балла. Всего 20 баллов.

Оценка

Показатели

Количество баллов

Отлично

85-100%

17-20

Хорошо

65-84%

14-16

Удовлетворительно

51-64%

10-13

Неудовлетворительно

менее 50%

Менее 10


3.5. Тема «Абсолютные и относительные величины в статистике»

Содержание темы: Абсолютные показатели. Относительные показатели. Виды статистических показателей.

Методические указания по изучению темы. Решения каждой задачи необходимо сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями. Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.

Относительные величины рассчитываются по формулам:

Относительная величина динамики (ОВД) характеризует фактическое изменение величины явления во времени.

ОВД =

Y1 – фактическое значение показателя в текущем периоде;

Y0 - фактическое значение показателя в предыдущем (базисном) периоде.

ОВД - это коэффициент роста. Если умножить коэффициент на 100%, получаем темп роста.

Относительная величина плана (ОВП) – соотношение планового (плY1) и фактического (Y0) значений показателя за два сравниваемого периода.

ОВП =

плY1 – планируемое значение показателя в будущем периоде (плановое задание);

Y0 – фактическое значение показателя в предыдущем (базисном) периоде.

ОВП рассчитывается в %.

Относительная величина выполнения плана (ОВВП) – соотношение фактически достигнутого уровня (Y1) и планового (плY1) одного и того же периода.

ОВВП =

Y1– фактическое значение показателя в текущем периоде;

плY1 – запланированное значение показателя на текущий период.

ОВП рассчитывается в %.

ОВП, ОВВП и ОВД выражаются только в процентах и, если сравниваемый показатель во много раз больше базы сравнения, то в коэффициентах.

Относительная величина структуры (ОВС) – соотношение отдельных частей и целого (общего итога).

ОВС = ×100%

Частьi - какая-то часть совокупности (1,2,3 и т.д.)

ОВС выражается только в процентах.

Сумма процентов должна составить 100%.

Относительная величина координации (ОВК) – соотношение отдельных частей целого между собой.

ОВК =

Относительная величина интенсивности (ОВИ) характеризует степень распространения изучаемого явления в присущей ему среде. Именованная величина.

ОВИ =

Относительная величина экономического развития (ОВЭР)- разновидность относительной величины интенсивности.


ОВЭР =


В результате выполнения данной работы студент должен уметь рассчитывать все виды относительных величин; знать способы исчисления относительных величин.


Вариант 1


Задача 1

Имеются данные о валовом накоплении основного капитала ряда стран за 2018 год. Рассчитать относительный показатель экономического развития в именованных величинах (в долларах) и вписать в гр.5

Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 г.

п/п

Наименование

страны

Валовый внутренний продукт, млрд. дол.

Численность населения,

млн. чел.

Относительный показатель

экономического

развития

1

Российская Федерация

4490

146,8


2

Германия

4857

81,8



Задача 2

Количество браков и разводов в РФ в 2021 г.

Численность населения, млн. чел.

Количество браков

Относительный показатель интенсивности, ‰

Количество разводов

Относительный показатель интенсивности, ‰

146,4

923550


644209



Определить относительные показатели интенсивности, которые характеризуют заключение браков и расторжение браков в промилле. Сделать вывод.


Задача 3

Рабочая сила в трудоспособном возрасте в РФ в 2019 году

Численность рабочей силы - всего,

млн. человек

в том числе:

занятые, млн. чел.

ОПС, %

безработные,

млн. чел.

ОПС,%

67,2

64,0


3,2


в т.ч. мужчин

36,4

34,6


1,8


женщин

30,8

29,3


1,7


1.Рассчитать относительные показатели структуры.

2.Относительный показатель координации.

3.Сделать вывод.


Задача 4

Имеются данные о деятельности предприятия.


Показатели

Прошлый год

План

на

отчетный год

Фактически за

отчетный год


ОПП,

%


ОПРП, %


ОПД, %

Выработано продукции, тыс. м.

230

240

247




Общая сумма затрат, млн. рублей

345

370

355




Рассчитать относительные показатели плана (ОПП), реализации плана (ОПРП), динамики (ОПД). Результаты расчетов вписать в таблицу. Сделать вывод.

Задача 5.

Численность населения и площадь стран России и Китая

п/п

Наименование

страны

Площадь территории страны, м2

Численность населения,

млн. чел.

Относительный показатель

интенсивности

1

Россия

17 075 400

146,8


2

Китай

9 596 960

1339,1



Определить плотность населения стран (чел. / кв. км) и сделать сравнение.


Вариант 2

Задача 1

Жилищный фонд РФ в 2018 году

Жилищный фонд,

млн. квадратных метров

в том числе

государст-

венный

ОПС,%

муници-

пальный

 ОПС,%

частный

ОПС,%

Всего, в т. ч.

3780

106


176


3498


городской

2776

96


130


2550


сельский

1004

10


46


948


1.Рассчитать относительные показатели структуры.

2.Рассчитать относительный показатель координации.

3.Сделать вывод.

Задача 2

Число родившихся и умерших в РФ в 2020 г.

Среднегодовая численность населения,

млн. чел.

Численность родившихся, чел.

Относительный показатель интенсивности, ‰

Численность умерших, чел.

Относительный показатель интенсивности, ‰

146,4

1436514


2138586



Определить относительные показатели интенсивности, характеризующие численность родившихся и умерших в промилле. Сделать вывод.


Задача 3

Имеются данные о численности населения ряда стран на 1 января 2019 г.


Россия

США

Китай

Среднегодовая численность, млн. чел.

146.8

331,4

1399,0

Сделать сравнение численности населения стран и сделать вывод.

(США – РФ; Китай - США; РФ - США)


Задача 4

Имеются данные о деятельности предприятия:


Показатели

Прошлый год

План

на

отчетный год

Фактически

за отчетный год


ОПП, %


ОПРП, %


ОПД, %

Объём реализации услуг, млн. рублей

2510

3030

3890




Прибыль от реализации услуг, млн. рублей

230

400

650




Рассчитать относительные показатели плана (ОПП), реализации плана (ОПРП), динамики (ОПД). Результаты расчетов вписать в таблицу. Сделать вывод.


Задача 5

Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 год.

п/п

Наименование

страны

Валовый внутренний продукт, млрд. дол.

Численность населения,

млн. чел.

Относительный показатель

экономического

развития

1

Китай

27206

1399,0


2

США

22998

331,4


Рассчитать относительные показатели экономического развития в именованных величинах (в долларах) и вписать в гр.5. Сделать вывод.


Вариант 3

Задача 1

Численность студентов СПО г. Москвы и Московской области



Численность студентов СПО, чел.

Численность населения региона, млн. чел.

Относительный показатель интенсивности, ‰о

1

Московской области

117587

7,769


2

г. Москва

198956

12,635



Определить относительные показатели интенсивности в продецемилле, которые характеризуют обеспеченность региона студентами СПО. Сделать вывод.


Задача 2.

Численность населения и площадь стран России и Японии

п/п

Наименование

страны

Площадь

территории страны, км2

Численность населения, млн. чел.

Относительный показатель интенсивности

1

Россия

17 075 400

146,8


2

Япония

372800

126,9



Определить плотность населения стран (чел. / кв. км) и сделать сравнение.


Задача 3.

Имеются данные о деятельности предприятия.


Показатели

Прошлый год

План

на

отчетный год

Фактически за

отчетный год


ОПП, %


ОПРП, %


ОПД, %

Выручка от реализации продукции, млрд. руб.

346

350

352




Величина основного капитала, млрд. руб.

210

220

230




1.Рассчитать относительные показатели плана, реализации плана, динамики.

2. Результаты расчетов вписать в таблицу.

3. Сделать вывод.


Задача 4

Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 год.

п/п

Наименование

страны

Валовый внутренний продукт, млрд. дол.

Численность населения,

млн. чел.

Относительный показатель

экономического

развития

1

Россия

4490

146,8


2

Япония

5615

125,3


Рассчитать относительные показатели экономического развития в именованных величинах (в долларах). Сделать вывод.


Задача 5

Капитал и резервы малого и среднего бизнеса в РФ

Годы

Капитал и резервы малого и среднего бизнеса - всего,

млрд. рублей

в том числе:

малый

ОПС, %

средний

ОПС,%

55411

51358


4053


2017

13586

11624


1962


2018

41825

39734


2091


1.Рассчитать относительные показатели структуры.

2.Относительный показатель координации.

3.Сделать вывод.



Вариант 4

Задача 1

Численность студентов высшего образования ряда стран 2012 г.



Численность населения региона, млн. чел.

Численность студентов ВО, чел.

Относительный показатель интенсивности, ‰о

1

Россия

143,5

3070235


2

США

317,6

11748263



Определить относительные показатели интенсивности в продецемилле, которые характеризуют обеспеченность страны студентами ВО. Сделать вывод.



Задача 2

Оборот предприятий малого и среднего бизнеса РФ

Годы

Оборот предприятий

- всего,

млрд. руб.

в том числе:

малых

ОПС, %

средних


ОПС,%

2017

12355

48459


13309


2018

18184

53314


13682


1.Рассчитать относительные показатели структуры.

2.Относительный показатель координации.

3.Сделать вывод.

Задача 3



Площадь территории, км2

Численность населения, млн. чел.

Относительный показатель интенсивности

1

2

3

4

5

1

Московской области

44329

7,769


2

Краснодарский край

75485

2,849


Определить плотность населения регионов, сделать сравнение и вывод.


Задача 4

Имеются данные о деятельности предпринимателей в 2018 г.


Показатели

Прошлый год

План

на

отчетный год

Фактически за

отчетный год


ОПП, %


ОПРП, %


ОПД, %

Выручка торговли, млрд. руб.

10003

10030

10058




Выручка гостиничного бизнеса, млрд. руб.

233

315

305




1.Рассчитать относительные показатели плана, реализации плана, динамики.

2. Результаты расчетов вписать в таблицу.

3. Сделать вывод.


Задача 5


Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 год.

п/п

Наименование

страны

Валовый внутренний продукт, млрд. дол.

Численность населения,

млн. чел.

Относительный показатель

экономического

развития

1

Япония

5615

125,4


2

Индия

10219

1383,2


Рассчитать относительные показатели экономического развития в именованных величинах (в долларах). Сделать вывод.





Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:

- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);

- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;

- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;

«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.

Задачи представлены 3-х уровней сложности: 1 задача оценивается - 9 баллов, 3 задачи - по 3 балла, 1 задача – 2 балла. Всего 20 баллов.

Оценка

Показатели

Количество баллов

Отлично

85-100%

17-20

Хорошо

65-84%

14-16

Удовлетворительно

51-64%

10-13

Неудовлетворительно

менее 50%

Менее 10


3.6. Тема «Средние величины в статистике»

Содержание темы: Сущность и значение средних величин. Виды средних величин.

Методические указания по изучению темы.

Обучающемуся предлагаются различные ситуации для определения вида средней величины и её расчета.

Формула средней арифметической взвешенной:

= ;

где – средняя величина;

Х1, Х2, Х3, Х4.. – индивидуальные значения признака;

f1,f 2, f 3,f 4 ..– числа, показывающие, сколько раз повторятся варианты.

Формула средней арифметической простой: ,


где – средняя величина;

n – количество единиц совокупности,

Хn - значение осредняемого признака у отдельных единиц совокупности.

В результате выполнения данной работы студент должен уметь рассчитывать средние величины; знать способы исчисления средних величин.


Вариант 1


Задание 1.

Уставный капитал акционерного общества сформирован 8 учредителями. Размер взноса каждого из них соответственно составил, млн. рублей: 80; 100; 120; 90; 60; 50, 130, 200. Определить средний взнос одного учредителя.

Задание 2.

Имеются данные о численности студентов и количестве групп по факультетам экономического ВУЗа. Определить среднюю численность студентов группы по ВУЗу.

Факультеты

Численность студентов факультета, чел.

Количество

групп

Финансовый факультет​

310

10

Факультет экономики и бизнеса

350

12

Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа

450

14

Задание 3.

Имеются данные о квалификации рабочих цеха. Определить средний уровень квалификации рабочих с точностью до 0,1.

Тарифный разряд

3

4

5

6

7

8

Число рабочих цеха, человек

2

7

15

4

2

1

Задание 4.

Имеются данные о выработке изделий рабочими по трем бригадам цеха. Определить среднюю выработку рабочего по всем бригадам цеха

Номер бригады

цеха

Выработка на 1 рабочего

в день, шт.

Численность рабочих бригады, чел.

1

1000

15

2

750

8

3

620

18

Задание 5.

Имеются данные о вкладах населения в банки районов города:

Районы

Число вкладчиков, чел.

Средний размер вклада, тыс. руб.

Северный

1300

750

Восточный

1500

550

Центральный

1400

400

Определить средний размер вклада по всем трем районам.

Вариант 2

Задание 1.

Имеются данные о заработной плате рабочих цеха. Определить среднюю заработную плату рабочих цеха.

Заработная плата, руб.

30000

42000

25000

26000

27000

Число рабочих цеха, человек

12

5

14

25

20

Задание 2.

Имеются данные о численности учащихся по отделениям колледжа. Определить среднюю численность учащихся группы по колледжу.

Отделения

Число групп

Численность учащихся

отделения, чел.

Экономика и бухгалтерский учет

6

90

Информационная безопасность автоматизированных систем

12

260

Радиационная безопасность

8

190

Задание 3.

Имеются данные о выручке торговли индивидуальных предпринимателей по РФ, по кварталам, млрд. руб.:

I квартал - 2400; II квартал - 2333; III квартал - 3317; IУ квартал – 1980.

Рассчитать средний объём выручки за квартал.

Задание 4.

Имеются данные о посевной площади и урожайности зерновых по трем фермерским хозяйствам:

Номер хозяйства

Урожайность, ц/га

Посевная площадь, га

1

25

310

2

28

340

3

31

150

Рассчитать среднюю урожайность по всем трем хозяйствам.

Задание 5.

Имеются данные о выработке рабочих по цехам предприятия:

Наименование

цеха

Число работников, чел.

Среднедневная выработка продукции на 1 рабочего, тыс. руб.

Литейный

215

110

Механический

250

190

Ремонтный

390

210

Определить среднюю выработку 1 рабочего по всем трем цеха.


Вариант 3


Задание 1.

Объём продаж гипермаркета составил (млн. руб.):

за I кв.-30; II кв.- 35; III кв. – 42; УI кв. – 50.

Определить средний объём продаж за квартал.

Задание 2.

Имеются данные о численности работников промышленных предприятий и их количестве по районам области. Определить среднюю численность работников, приходящуюся на каждое промышленное предприятие в целом по области.

Районы области

Количество предприятий, ед.

Численность работников района, чел.

Северный

100

1800

Восточный

500

7500

Центральный

300

490

Задание 3.

Имеются данные о продаже акций на товарной бирже.

Количество акций, шт.

1200

4000

935

860

Цена акции, рублей

200

700

1500

2400

Задание 4.

Имеются данные о выработке изделий рабочими по трем бригадам цеха. Определить среднюю выработку рабочего по всем бригадам цеха

Номер бригады

цеха

Выработка на 1 рабочего

в день, шт.

Численность рабочих бригады, чел.

1

1000

15

2

750

8

3

620

18

Задание 5.

Имеются данные о вкладах населения в банки районов города:

Районы

Число вкладчиков, чел.

Средний размер вклада, тыс. руб.

Северный

1300

750

Восточный

1500

550

Центральный

1400

400

Определить средний размер вклада по всем трем районам.


Контрольные вопросы:

1. Дайте определение средней величины.

2. Какие виды средних величин вы знаете?

3. В каких случаях для расчета средней арифметической применяются формулы простой средней, а в каких – взвешенной средней?

4. Может ли средняя величина быть меньше самой малой величины среди осредняемых значений?

Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:

- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);

- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;

- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;

«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.


Задачи представлены 3-х уровней сложности: 1 задача оценивается - 7 баллов, 3 задачи - по 4 балла, 1 задача – 2 балла. Всего 20 баллов.

Оценка

Показатели

Количество баллов

Отлично

85-100%

17-20

Хорошо

65-84%

14-16

Удовлетворительно

51-64%

10-13

Неудовлетворительно

менее 50%

Менее 10



3.7. Тема «Ряды динамики»

Содержание темы: Понятие и виды рядов динамики. Показатели ряда динамики. Показатели абсолютного изменения уровней динамического ряда. Показатели относительного изменения уровней динамического ряда. Средний абсолютный прирост.

Методические указания по изучению темы

Обучающемуся предлагаются задания по расчету показателей рядов динамики. При выполнении практической работы надо строго соблюдать следующие требования:

-Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.

Показатели рядов динамики рассчитываются по формулам:

Абсолютный прирост:

Δy = yi - yi-1 (цепной) и Δy = yi - yо (базисный);

где

i =1,2,3..n, т.е. номер ряда,

Yi – сравниваемый уровень ряда,

Yi-1- предшествующий уровень ряда.

Темп роста:

Тр = yi / yi-1 (цепной ); Тр = yi / yо (базисный);

где Yi – сравниваемый уровень ряда,

Y0 - базисный уровень, с которым сравниваются все показатели ряда;

Yi-1- предшествующий уровень ряда.

Темп прироста:

Тпр = Δy / yi-1 (цепной) ; Тпр = Δy / yо (базисный);

Абсолютное значение 1 % прироста (цепной):

А = 1/100 yi-1 или А=Δyi / Тпр.

В результате выполнения данной работы студент должен уметь рассчитывать показатели рядов динамики; знать способы расчета показателей рядов динамики.


Вариант 1

Задача 1.

Производство сельскохозяйственной продукции в РФ за ряд лет

Годы

2010

2012

2014

2016

2018

2020

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

2462

3160

4031

5112

5349

6110


Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.

Задача 2.

Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице базисные показатели динамики по следующим данным о производстве продукции.

Годы

Производство продукции,

млн. руб.

Базисные показатели динамики

абсолютный

прирост, млн. штук

темп роста, %

темп прироста, %

2015

55,1

-

100

-

2016


2,8



2017



110,3


2018




14,9

2019




17,1

2020



121,1


2021


13,5




Задача 3.

В январе в магазине было продано сахара 2 т, в феврале было продано на 10% больше, в марте – в 2 раза больше по сравнению с февралем, в апреле объем продаж составил 145 % мартовского уровня. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?

Вариант 2

Задача 1.

Производство продукции сельскохозяйственными предприятиями РФ за ряд лет

Годы

2010

2012

2014

2016

2018

2020

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

1103

1551

2083

2818

3022

3787


Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.


Задача 2.

Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице цепные показатели динамики по следующим данным о производстве продукции предприятиями.

Годы

Производство, млн. рублей

Цепные показатели:

абсолютный прирост, млн.руб.

темп

роста,

%

темп

прироста,

%

абсолютное значение

1 % прироста, млн.руб.

2016

92,5





2017


4,8




2018



104,0



2019




5,8


2020





1,15

2021


7,0





Задача 3.

В январе в магазине было продано сахара 4 т, в феврале было продано на 20% больше, в марте – в 2 раза меньше по сравнению с февралем, в апреле объем продаж составил 150 % мартовского уровня. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?


Вариант 3

Задача 1.

Производство молока сырого в РФ за ряд лет.

Годы

2017

2018

2019

2020

2021

Производство молока сырого, тысяч тонн

5372

5287

5535

5598

5301


Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.

Задача 2.

Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице цепные показатели динамики по следующим данным о производстве продукции предприятиями.

Годы

Производство

продукции, млн. руб.

Цепные показатели:

абсолютный прирост, млн. руб.

темп

роста,

%

темп

прироста,

%

абсолютное значение

1 % прироста,

млн. руб.

2015

192,5





2016


14,8




2017



104,0



2018




15,8


2019






2020





1,5

2021


17,0




Задача 3.

В январе в магазине было продано сахара 6 т, в феврале было продано на 10,5 % больше, в марте объем продаж составил 130 % февральского уровня; в апреле – в 2 раза больше по сравнению с мартом. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?


Вариант 4

Задача 1.

Производство сахара белого свекловичного в РФ за ряд лет.

Годы

2017

2018

2019

2020

2021

Сахар белый свекловичный без добавок, тысяч тонн

6665

6273

7264

5796

5931

Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.

Задача 2.

Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице базисные показатели динамики по следующим данным о производстве часов в регионе за 2012-2018 годы.

Годы

Производство часов,

млн. штук

Базисные показатели динамики

абсолютный

прирост, млн. штук

темп роста, %

темп прироста, %

2012

155,1

-

100

-

2013


12,8



2014



110,3


2015




14,9

2016




17,1

2017



121,1


2018


23,5



Задача 3.

В январе в магазине было продано сахара 12 т, в феврале было продано на 5,5 % больше, в марте – 2 раза меньше по сравнению с февралем, в апреле объем продаж составил 102 % мартовского уровня. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?


Контрольные вопросы:

1. Дайте определение ряда динамики социально-экономических явлений.

2. Какие вы знаете виды рядов динамики?

3. В чем отличие базисных и цепных показателей рядов динамики?

4. Может ли темп роста быть отрицательной величиной?

5. Какие виды статистических графиков применяются для изображения рядов динамики?

Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:

- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);

- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;

- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;

«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.

Задачи представлены 3-х уровней сложности: 2 задачи оцениваются по 20 баллов, 1 задача -10 баллов. Всего 50 баллов.

Оценка

Показатели

Количество баллов

Отлично

85-100%

43-50

Хорошо

65-84%

33-42

Удовлетворительно

51-64%

26-32

Неудовлетворительно

менее 50%

Менее 25

РЕЦЕНЗИЯ


на Методические указания по выполнению практических занятий

по дисциплине Статистика по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», разработанные преподавателем МОПК НИЯУ МИФИ Вишняковой Л.О.


Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Статистика» составлены в соответствии с Государственным стандартом, действующим в настоящее время, определяющим требования и уровень подготовки выпускников специальности среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Основная цель практических занятий – применение методов статистического анализа в конкретных областях исследования социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Практические занятия, на которых рассматриваются актуальные вопросы, ориентируются на практическую деятельность бухгалтера, играют важную роль в освоении курса статистики.

Практикум включает большое количество заданий. Задачи сгруппированы по основным темам курса. К каждой теме даются пояснения по расчёту показателей, широко используемых в современной экономико-статистической практике и применяемых для анализа процессов рыночной экономики, а также формулы, необходимые для решения задач. Практикум предназначен как для проведения преподавателем аудиторных практических занятий с обучающимися, так и для самостоятельной работы обучающихся.

Проведение практических занятий, позволит студентам легко и просто усвоить основные знания по предмету.

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Статистика соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС 03+ по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и могут быть использованы в учебном процессе при работе со студентами МОПК НИЯУ МИФИ.

Рецензент:

Преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ Жукова Т.Б.














РЕЦЕНЗИЯ


на Методические указания по выполнению практических занятий

по дисциплине Статистика по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», разработанные

преподавателем МОПК НИЯУ МИФИ Вишняковой Л.О.


Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Статистика» составлены в соответствии с Государственным стандартом, действующим в настоящее время, определяющим требования и уровень подготовки выпускников специальности среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Объем, отведенный на изучение данной дисциплины, составляет 72 часа, из них практических занятий - 18 часов. Целью практических занятий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет» является приобретение теоретических знаний о методах анализа статистических данных для решения практических задач в своей предметной области. В практических заданиях применены задания, дифференцированных по уровню сложности. Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленных на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Выполнение обучающимися практических работ формирует обобщение и систематизацию теоретических знаний.

Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Статистика включают в себя общие положения, а также условия проведения практических работ, критерии оценки работ, правила их оформления. В методических указаниях указан перечень рекомендуемых учебных изданий.

Методические указания соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС, действующим в настоящее время, по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и могут быть использованы в учебном процессе при работе со студентами МОПК НИЯУ МИФИ.

Рецензент:

Доцент кафедры

математики и естественно-научных дисциплин

Электростальского филиала МПСУ






___________________






Караваева Н.Н.