СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации по выполнению практических работ по статистике
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
Московский областной политехнический колледж – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (МОПК НИЯУ МИФИ) |
|
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе ________________Бугреева Е.В.
|
« » ________________ 2022 г.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине «Статистика» ОП.02
для студентов специальности
«Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
38.02.01
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… | 4 |
1. | ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………….. | 5 |
1.1 | Основная задача практической работы……………………………….. | 5 |
1.2 | Оформление практических работ……………………………………… | 5 |
1.3 | Критерии оценки практических работ………………………………... | 6 |
1.4 | Общие методические указания по организации практических работ |
|
2 | РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………. |
|
3. | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМАМ…………………………. | 7 |
3.1 | Тема «Статистическое наблюдение»………………………………….. | 7 |
3.2 | Тема «Статистическая таблица»………………………………………. | 12 |
3.3 | Тема «Статистический график»……………………………………….. | 14 |
3.4 | Тема «Группировка в статистике»……………………………………. | 18 |
3.5 | Тема «Абсолютные и относительные величины в статистике»…….. | 22 |
3.6 | Тема «Средние величины в статистике»……………………………… | 26 |
3.7 | Тема «Ряды динамики»………………………………………………… | 29 |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Статистика как общественная наука изучает количественную сторону различных массовых экономических и социальных явлений и процессов общественной жизни с учётом их качественной стороны. С помощью системы количественных показателей статистика отражает процесс и результаты функционирования рыночной экономики, анализирует тенденции и закономерности развития общества. Методические указания по выполнению практических занятий предназначены для обучения студентов применять на практике расчет статистических показателей, применять их расчет в различных ситуациях, подбирать те или иные методы расчетов.
Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин и профессиональных модулей;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др;
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных, выполнение вычислений, расчетов необходимых в практической деятельности бухгалтера. Состав и содержание практических занятий направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.
Целью практических занятий является закрепление, и углубление знаний теоретической части дисциплины; выбор соответствующей методики исчисления статистических показателей, приобретение навыков самостоятельного выполнения расчетов и анализа полученных результатов. На аудиторных практических занятиях студенты под руководством преподавателя решают типовые задачи по темам: построение группировки данных; вычисление относительных величин (динамики, плана, реализации плана, структуры, сравнения, координации, экономического развития) вычисление средних величины; вычисление показателей рядов динамики. Необходимым условием успешного освоения дисциплины «Статистика» является выполнение упражнений для самопроверки, приведенных ниже по каждой теме в настоящих методических указаниях, а также самостоятельное выполнение практических заданий и решение задач. При выполнении работ студенты должны руководствоваться методическими указаниями к выполнению практических работ по дисциплине «Статистика».
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1Основная задача практической работы по дисциплине «Статистика» – повышение эффективности изучения теоретической части дисциплины и полноценной работы на практических занятиях, а также получение навыков самостоятельного проведения поиска, анализа, информации, выполнения расчетов. В соответствии с рабочей программой дисциплины «Статистика» на проведение практических работ отводится 18 часов.
Таблица 1 Тематика практических работ
№№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Статистическое наблюдение | 2 |
2 | Группировка статистических данных | 4 |
3 | Графическое представление статистических данных | 2 |
4 | Средние величины | 2 |
5 | Относительные величины | 4 |
6 | Ряды динамики | 4 |
7 | Итого | 18 |
В результате проводимых практических занятий по дисциплине обучающийся должен
уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
-осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
При изучении учебной дисциплины, в том числе при выполнении практических работ, актуализируются профессиональные и общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды и налоговые органы;
ПК 4.3. Составлять (отчеты) и налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, учитывая отмененный единый социальный налог (ЕСН), отчеты по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки;
ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.
Студенту для выполнения практической работы необходимо знать теоретические основы темы, по которой предстоит проведение практической работы. При проработке лекционного материала по каждой теме студент должен внимательно ознакомиться с конспектом лекций, а затем для углубленного изучения материала следует обратиться к литературным источникам (учебникам, учебным пособиям), а также материалам, размещенным в сети Интернет. Для закрепления материала темы необходимо ответить на предлагаемые в пособиях вопросы и решить задачи по теме.
1.2 Требование к оформлению практических работ.
Практические работы выполняются в отдельной тетради. На обложке тетради должны быть написаны название дисциплины, номер групп, фамилия студента, его инициалы. В работу должны быть включены все задачи, указанные в задании, строго по своему варианту. Решение задач располагается в порядке, указанном в заданиях. Перед выполнением каждого задания надо выписать полностью его условие. Зачтенные работы обязательно предъявляются на экзамене. При выполнении практической работы надо строго соблюдать следующие требования:
Указать вариант работы.
Решения задач, выполнения заданий следует располагать в порядке возрастания номеров заданий.
Все основные этапы решения каждой задачи необходимо сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями.
Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.
Оформлять решение задач статистическими таблицами.
Правильно составлять и озаглавливать статистические таблицы, четко и ясно именовать подлежащее и все колонки сказуемого.
При записи формул необходимо пользоваться буквенными обозначениями.
Все именованные статистические величины необходимо выразить в соответствующих единицах измерения.
Значения показателей, выраженных в коэффициентах, рассчитываются с точностью до 0,001, а выраженных в процентах – до 0,1.
При проведении практических занятий используется фронтальная форма организации учебной деятельности обучающихся, в ряде случаев сочетание фронтальной и групповой форм.
Оценки за проведение практических занятий выставляются на специально-выделенных страницах журнала группы. Преподавателем проводится учет выполнения обучающимися установленных учебным планом практических работ.
1.3 Критерии оценки практических работ
Каждая практическая работа по содержанию не похожа на предыдущую работу, поэтому к оценке работ разработаны разные подходы. Но общим подходы в оценке практических работ следующие:
Оценка «5» - ставится, если студент продемонстрировал знание теоретического и практического материала по теме практической работы, выполнил все задания практической работы правильно, предоставил правильный алгоритм решения, сформулировал выводы, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы.
Оценка «4» - ставится, если студент выполнил не менее 85% всех заданий практической работы правильно или допустил незначительные неточности при решении задач; продемонстрировал знание теоретического и практического материала по теме практической работы или; сформулировал выводы, имея неполное понимание изучаемого материала при правильном выборе алгоритма решения задания; смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы.
Оценка «3» - ставится, если студент выполнил 50%-70% заданий практической работы правильно; затруднялся с правильной оценкой предложенной задачи; выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя; затруднялся в формулировке выводов, ответил не на все уточняющие вопросы преподавателя.
Оценка «2» - ставится, если студент выполни менее 50% всех заданий практической работы; дал неверную оценку ситуации, неправильно выбрал алгоритм действий, не смог ответить на уточняющие вопросы; руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов оказались неэффективны по причине плохой подготовки студента.
Студент, получивший оценку «2», должен подготовиться и выполнить работу во внеурочное время.
Практические работы, содержащие не все задания, а также содержащие задачи не своего варианта, не засчитываются.
1.4 Общие методические указания по организации практических работ
Практические работы по дисциплине «Статистика№ проводятся в аудитории. Каждая практическая работа начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности студентов к занятию. Для выполнения практических заданий используются дидактические материалы, учебные пособия. Дидактические материалы включают тему работы, цель, задания, краткие теоретические материалы, методические указания, контрольные вопросы, список рекомендуемой литературы. Контрольные вопросы и задания позволяют проверить уровень усвоения, осмысления изучаемого материала.
Перед началом практической работы преподаватель ставит перед студентами задачи, проводит общий инструктаж по выполнению заданий. В ходе выполнения практической работы преподаватель направляет, консультирует студентов, проводит проверку знаний и умений по данной теме, делает анализ выполнения задания. Занятие заканчивается оценкой работы студентов.
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А., Шувалова Е.Б. Теория статистики: Учебник / Под ред. Шмойловой Р.А. – Москва: Финансы и статистика, 2014. - 825с.
2. Елисеева И.И. Статистика: Учебник. – Москва: Проспект, 2015. –443 с.
.3. Сергеева И.И.,Тимофеева С.А., Т.А.Чекулина. Статистика: Учебник. – М.: ИД - Форум – ИНФРА-М, 2018 -320с.
4. Салин В.Н., Чурилова Э.Ю., Шпаковская Е.П. Статистика. - М.: Кнорус, 2018. - 120с.
5. Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г., Садовникова Н.А. Практикум по теории статистики – М.: Финансы и статистика, 2018. - 325с.
6. Глинский В.В. Сборник задач по общей теории статистики – М.: ИИД Филин, 2019. – 298с.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ТЕМАМ
3.1. Тема «Статистическое наблюдение»
Содержание темы: Понятие о статистическом наблюдении. Этапы статистического наблюдения. Программно-методические вопросы статистического наблюдения.
Формы статистического наблюдения: статистическая отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: текущее, единовременное
Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное и не сплошное (выборочное, основного массива, монографическое).
Способы статистического наблюдения: опрос, непосредственное наблюдение, документальное наблюдение
Методические указания по изучению темы:
Цель наблюдения – сбор информации о социально-экономических процессах и явлениях для их изучения и последующего принятия соответствующих управленческих решений.
Объект статистического наблюдения – это статистическая совокупность изучаемого явления, подлежащая исследованию.
Единица наблюдения – это составной элемент объекта наблюдения, которая является носителем признаков, подлежащих обследованию, регистрации.
Признак – это качественная однородность, т.е. сходство.
Программа статистического наблюдения – перечень вопросов, по которым в процессе наблюдения осуществляется сбор сведений по каждой обследуемой единице.
Статистический формуляр – это документ единого образца, который содержит вопросы программы (анкета, отчет, опросник, переписной лист).
Время, в течение которого проводится заполнения статистических формуляров – это срок (период) наблюдения. Срок наблюдения зависит от числа вопросов, единиц обследования, числа персонала, занятого обследованием.
Цель практических занятий приобретение практических навыков сбора, обработки и анализа статистических данных для решения практических задач в своей предметной области.
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
- определить виды, способы и формы статистического наблюдения;
- составлять программу наблюдения (перечень признаков);
знать:
- этапы проведения наблюдения;
- программно-методические элементы статистического наблюдения.
Вариант 1
Задание 1.
Определите форму, способ, вид статистического наблюдения по времени и по охвату. Результаты вписать в построенную таблицу.
№№ | Наименование | Форма | Способ | Вид наблюдения по: | |
охвату | времени | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | В почтовом ящике жители нашли анкету «Социологический опрос населения … района города о работе автотранспорта», которую необходимо было заполнить и представить в ЖЭУ | | | | |
2 | Всероссийская перепись населения страны | | | | |
3 | Обследование небольшого количества крупных коммерческих банков | | | | |
4 | Регистрация родившихся, умерших
| | | | |
5 | Квартальный отчет промышленного предприятия | | | | |
6 | «Анкета гостя отеля» заполняется гостем отеля и представляется руководству отеля | | | | |
Графа 1. Указано наименование статистического наблюдения.
Графа 2. По названию наблюдения указать одну из форм наблюдения.
Графа 3. Указать один из способов наблюдения, который может подойти к этому наблюдению.
Графа 4. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по охвату. Если это будет не сплошное наблюдение, то надо указать какой именно вид не сплошного наблюдения может быть применен в данном случае.
Графа 5. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по времени.
Задание 2
Руководитель автомастерской (для юношей) или салона красоты (для девушек) планирует провести обследование с целью получить информацию от своих клиентов о работе предприятия. Составьте программу наблюдения, которая должна включать 10 вопросов, т.е. необходимо составить анкету. Вопросы должны быть открытыми и закрытыми, иметь логическую последовательность и отвечать цели наблюдения.
Задание 3
Определите перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих как единицу совокупности: промышленное предприятие (не менее 10 признаков).
Вариант 2
Задание 1
Определите форму, способ, вид статистического наблюдения по времени и по охвату. Результаты вписать в построенную таблицу.
№№ | Наименование | Форма | Способ | Вид наблюдения по | |
охвату | времени | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | В почтовом ящике жители нашли анкету «Социологический опрос жителей ТСЖ о работе жилищно-коммунальных служб», которую необходимо было заполнить и представить правлению ТСЖ | | | | |
2 | «Анкета путешественника» заполняется туристом и представляется руководителю группы | | | | |
3 | Регистрация браков и разводов | | | | |
4 | Обследование небольшого количества крупных машиностроительных предприятий | | | | |
5 | Месячный отчет торговой организации
| | | | |
6 | Всероссийская сельскохозяйственная перепись | | | | |
Графа 1. Указано наименование статистического наблюдения.
Графа 2. По названию наблюдения указать одну из форм наблюдения.
Графа 3. Указать один из способов наблюдения, который может подойти к этому наблюдению.
Графа 4. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по охвату. Если это будет не сплошное наблюдение, то надо указать какой именно вид не сплошного наблюдения может быть применен в данном случае.
Графа 5. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по времени.
Задание 2
Коменданту общежития колледжа необходимо распределить вновь поступивших студентов по комнатам (этажам). Для этого комендант планирует составить анкету, которая помогла бы коменданту расселить более рационально. Анкета должна состоять из 10 вопросов. Вопросы должны быть открытыми и закрытыми, иметь логическую последовательность и отвечать цели наблюдения.
Задание 3
Определите перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих как единицу совокупности: торговое предприятие (не менее 10 признаков).
Вариант 3
Задание 1
Определите форму, способ, вид статистического наблюдения по времени и по охвату. Результаты вписать в построенную таблицу.
№№ | Наименование | Форма | Способ | Вид наблюдения по | |
охвату | времени | ||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Всероссийская сельскохозяйственная микроперепись | | | | |
2 | Анкета социологического опроса населения «О работе предприятий бытового обслуживания города». Вопросы гражданам на улицах города. | | | | |
3 | «Анкета гостя отеля» заполняется туристом и представляется руководству отеля | | | | |
4 | «Социологический опрос населения на автовокзалах о работе пригородного автотранспорта» | | | | |
5 | Регистрация предприятия в налоговом органе по месту нахождения юридического лица | | | | |
6 | Квартальный отчет строительной организации | | | | |
Графа 1. Указано наименование статистического наблюдения.
Графа 2. По названию наблюдения указать одну из форм наблюдения.
Графа 3. Указать один из способов наблюдения, который может подойти к этому наблюдению.
Графа 4. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по охвату. Если это будет не сплошное наблюдение, то надо указать какой именно вид не сплошного наблюдения может быть применен в данном случае.
Графа 5. Исходя из названия наблюдения, необходимо определиться с видом наблюдения по времени.
Задание 2
Руководство предприятия магазина планирует провести обследование с целью получить информацию от покупателей о работе магазина. Составьте программу наблюдения, которая должна включать 10 вопросов, т.е. необходимо составить анкету. Вопросы должны быть открытыми и закрытыми, иметь логическую последовательность и отвечать цели наблюдения.
Задание 3
Определите перечень важнейших вопросов (признаков), характеризующих как единицу совокупности: пассажирское автотранспортное предприятие (не менее 10 признаков).
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные этапы проведения статистического наблюдения.
2. В чем состоит отличие объекта наблюдения от единицы наблюдения?
3. Назовите типы вопросов статистических анкет. Приведите примеры открытых и закрытых вопросов.
4. Как влияют открытые вопросы на сложность обработки результатов наблюдения?
5. Охарактеризуйте основные формы статистического наблюдения.
6. Перечислите виды статистического наблюдения.
7. Какие способы статистического наблюдения вы знаете?
Критерии оценки уровня сформированности компетенций
при выполнении заданий:
- оценка «отлично»: ответы 1 задания верны, в процессе выполнения работы продемонстрированы глубокие знания темы. Грамотно, полно сформулированы все вопросы, материал изложен логично, грамотно, без ошибок; обучающийся демонстрирует связь теории с практикой;
- оценка «хорошо»: ответы 1 задания не совсем верны; показаны твёрдые и достаточно полные знания материала темы. Ответ содержит незначительные ошибки, представленные признаки не всегда отражают цели наблюдения, однако, в целом, обучающийся демонстрирует правильное понимание сущности темы;
«удовлетворительно»: в 1 задании половина ответов не верна; допущено слабое владение терминологией, представленные признаки не отвечают цели наблюдения, признаки нелогичны;
- оценка «неудовлетворительно»: в 1 задании менее полвины ответов только верны; показано незнание теоретического материала, признаки наблюдения не соответствуют целям наблюдения или не представлены вообще, неумение связать теорию с практикой.
3.2. Тема «Статистическая таблица»
Содержание темы: Понятие о статистической таблице. Элементы статистической таблицы. Виды таблиц. Основные правила построения таблиц.
Методические указания по изучению темы:
Таблица – наглядная, наиболее рациональная и компактная форма представления статистического материала.
Подлежащее – объект, который будет характеризоваться цифрами (перечень объектов). Подлежащее располагается в левой части, в наименовании строк.
Сказуемое – система показателей, которые будут характеризовать объект изучения, т.е. подлежащее таблицы.
Цель практического занятия - приобретение навыков построения таблицы для представления различного рода статистической информации
В результате выполнения данной работы студент должен
уметь:
- строить статистические таблицы по установленным правилам;
знать:
- способы построения таблиц разной сложности.
Студенту предлагаются статистические данные, которые необходимо представить в табличном варианте, используя макеты таблиц. Необходимо правильно составлять и озаглавливать статистические таблицы, четко и ясно именовать подлежащее и все колонки сказуемого.
Задание 1.
По приведенным данным составьте статистическую таблицу, дайте ей название, определите подлежащее и сказуемое.
За 2021 году в регионе введено в строй основных фондов на сумму 26,6 млн. ден. ед., в том числе на объектах производственного назначения – 18,2 млн. ден. ед., непроизводственного назначения – 8,4 млн. ден. ед. Объем капитальных вложений за тот же период по региону составлял 28,4 млн. ден. ед., из них на объектах производственного назначения – 20,2 млн. ден. ед., непроизводственного – 8,2 млн. ден. ед.
Задание 2.
Спроектируйте макеты таблиц, которые бы характеризовали: состав населения области (тыс. чел.) на 1 января 2021 года по работоспособности (работоспособное, старше работоспособного, младше работоспособного); по полу и месту жительства (сельская местность, город). Дайте название таблице.
Задание 3.
Спроектируйте макеты таблиц, которые бы характеризовали: объемы производства (млн.рублей) по отраслям промышленности (топливная, энергетика, металлургия, нефтепереработка, пищевая, легкая) за 2020 и 2021 годы.
Задание 4.
По приведенным данным составьте статистическую таблицу, дайте ей название, определите подлежащее и сказуемое.
Сумма кредитов, предоставленных коммерческими банками города на 1 января 2021 года, составляла 650 млн. ден. ед., в том числе краткосрочных - 430 млн. ден. ед., долгосрочных - 220 млн. ден. ед. На 31 декабря 2022 года – соответственно 1090, 810, 280 млн. ден. ед. За год объем предоставленных кредитов вырос в 1,8 раза, в том числе краткосрочных кредитов в 2 раза, долгосрочных кредитов в 1,4 раза. (Темп роста, %)
Задание 5
Спроектируйте макеты таблиц, которые бы характеризовали: объемы (млн. ден. ед.) и структуру производства (%) товаров потребления (продовольственные, непродовольственные, алкогольные изделия по трем регионам в течение 2021 года. Дайте название таблице.
Контрольные вопросы:
1. Что такое статистическая таблица?
2. Охарактеризуйте подлежащее и сказуемое статистических таблиц.
3. Какое правило построения и оформления статистических таблиц вы знаете?
Критерии оценки уровня сформированности компетенций
при выполнении заданий:
- оценка «отлично»: построены все таблиц с допущением погрешностей, в процессе выполнения работы продемонстрированы знания темы.
- оценка «хорошо»: построены все таблицы, но допущены некоторые погрешности;
- оценка «удовлетворительно»: построены только 3 таблицы;
- оценка «неудовлетворительно»: построены только 2 и менее таблиц.
3.3. Тема «Статистический график»
Содержание темы: Понятие о статистическом графике. Элементы статистического графика. Классификация видов графиков.
Методические указания по изучению темы.
Графический образ – символические знаки, с помощью которых изображаются статистические данные.
Поле графика – это поле в виде прямоугольника с соотношением сторон 1:1,3 и 1:1,5. Иногда используется прямоугольник с равными сторонами.
Пространственные ориентиры: горизонтальная линия – шкала абсцисса (обычно – это время); вертикальная линия – шкала ордината (обычно – значение показателей).
Масштаб – мера перевода числовой величины в графическую.
Масштабная шкала – это линия, отдельные точки, которой могут быть прочитаны как отдельные числа.
Экспликация – словесное описание содержания графика (название графика передает его содержание, надписи вдоль масштабных шкал, пояснения к отдельным его частям, смысловое содержание применяемых символов и знаков (легенда графика).
В зависимости от круга решаемых задач выделяют:
Диаграмма сравнения предназначена для изображения сравнения статистических показателей.
Ленточная (полосовая) диаграмма применяется тогда, когда сравниваемые показатели имеют отрицательные значения.
Структурные (секторные) диаграммы – иллюстрируют структуру какого-либо явления, характеризуют удельный вес отдельных частей целого.
Диаграммы динамики применяются для изображения и суждения о развитии явления во времени.
Радиальные диаграммы наглядно изображают ритмичность движения во времени.
В результате выполнения данной работы студент должен уметь строить разные виды диаграмм и знать способы построения графических изображений.
Вариант 1
Задание 1.
Построить диаграмму динамики (столбиковую). Имеются данные о продаже грузовых автомобилей в РФ:
Годы | 2011 | 2013 | 2015 | 2017 | 2019 | 2021 |
Тысяч штук | 660 | 570 | 350 | 430 | 520 | 560 |
Сделайте вывод.
Задание 2
Имеются данные распределения населения РФ по возрастным группам. Построить структурную столбиковую диаграмму.
Годы | Все население, % | в том числе: | |
мужчин | женщин | ||
1960 | 100 | 44,7 | 55,3 |
1990 | 100 | 46,8 | 53,2 |
2020 | 100 | 46,4 | 53,6 |
Сделайте вывод.
Задание 3
Построить диаграмму динамики (линейную).
Дана динамика производства отдельных видов продукции за 9 месяцев 2021 года в одном из регионов РФ (в % к соответствующему периоду прошлого года)
Месяцы | I | II | III | IY | Y | YI | YII | YIII | IX |
Цемент | 94 | 93 | 101 | 95 | 106 | 108 | 104 | 104 | 97 |
Кирпич | 83 | 95 | 93 | 92 | 100 | 77 | 97 | 110 | 117 |
Шифер | 101 | 110 | 89 | 130 | 168 | 121 | 115 | 119 | 132 |
Задание 4.
Построить радиальную диаграмму по данным о производстве шоколадной продукции по N-ному кондитерскому объединению (кг).
Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. |
900 | 850 | 900 | 950 | 800 | 600 | 450 | 500 | 800 | 900 | 950 | 1000 |
Задание 5.
Построить ленточную диаграмму. Имеются данные о прибылях, убытках (-) предприятия ООО «Орион» по кварталам (тыс. руб.)
Кварталы | I | II | III | IY |
Прибыль, убытки (-) | - 100 | +200 | +500 | +400 |
Вариант 2
Задание 1.
Построить радиальную диаграмму по данным о производстве продукции по заводу безалкогольных напитков по месяцам (тонн).
Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. |
600 | 550 | 500 | 400 | 500 | 600 | 750 | 800 | 550 | 500 | 400 | 650 |
Задание 2.
Построить ленточную диаграмму. Имеются данные о естественном приросте, убыли (-) населения РФ за ряд лет:
Годы | 2000 | 2010 | 2015 | 2016 | 2017 |
‰ | - 6,6 | - 1,7 | +0,3 | -0,01 | -0,9 |
Задание 3.
По данным динамики отпуска стройматериалов с оптовой базы за 9 месяцев 2022 года, построить диаграмму динамики (линейную), м3.
Месяцы | Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сент. |
Фанера | 45 | 47 | 51 | 95 | 115 | 85 | 75 | 66 | 57 |
ДСП | 63 | 75 | 33 | 58 | 42 | 38 | 87 | 90 | 95 |
ДВП | 86 | 97 | 148 | 130 | 108 | 91 | 85 | 79 | 62 |
Задание 4.
Имеются данные распределения населения РФ по возрастным группам. Построить структурную секторную диаграмму.
Годы | Все население, % | в том числе в возрасте | ||
моложе трудоспособного | трудоспособном | старше трудоспособного | ||
2010 | 100 | 19,4 | 60,2 | 20,4 |
2021 | 100 | 18,3 | 54,9 | 36,8 |
Задание 5.
Построить диаграмму динамики (столбиковую). Имеются данные о числе родившихся в РФ за ряд лет:
Годы | 1960 | 1970 | 1980 | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 |
тыс. чел. | 2782 | 1904 | 2202 | 1999 | 1267 | 1789 | 1436 |
Контрольные вопросы:
1. Какие виды графиков вы знаете?
2. Из каких элементов состоит статистический график?
3. В каких случаях применяется диаграмма сравнения?
4. Назовите цель применения радиальных диаграмм.
5. Охарактеризуйте содержание следующей диаграммы:
Критерии оценки уровня сформированности компетенций при построении диаграмм:
- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное выполнение всех диаграмм, использование правил построения при незначительных погрешностях;
- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правил построения диаграмм при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;
- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные правила, но при оформлении диаграмм не учтены те или иные элементы графика: экспликация, не учтено правило построения линейной или столбиковой диаграмм;
- оценка «неудовлетворительно»: обучающимся не применены правила построения диаграмм, не построены 2 диаграммы.
3.4. Тема «Группировка в статистике»
Содержание темы: Понятие группировки. Значение статистической группировки. Виды статистических группировок. Принципы построения статистических группировок и классификация.
Методические указания по изучению темы.
Студенту предлагаются статистические данные для их группировки с равными интервалами, которые определятся по формуле:
и интервалами, возрастающими в геометрической прогрессии, применяя формулы:
где к – номер группы
R- размах вариации,
h1 = величина интервала 1-ой группы; величина интервала 2-ой группы определяется по формуле: h2=2×h1; величина интервала 3-ей группы h3 = 3× h1; четвертой: h4 =4× h1 и т.д.
Количество групп по формуле Стерджесса определяется сл. образом:
n = 1+3,322×lgN
Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.
В результате выполнения данной работы студент должен уметь - группировать статистические данные и знать различные способы группировки статистических данных.
Вариант 1
Задача 1.
Пользуясь формулой Стерджесса, определите количество групп, равный интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 60 человек, а минимальный и максимальный доходы соответственно равны 15000 и 150000 руб.
Задача 2.
Имеются следующие данные об успеваемости студентов группы по гуманитарной дисциплине в летнюю сессию 2022 года: 5, 4, 2, 4, 3, 4, 5, 3, 4, 3, 4, 3, 2, 5, 2, 5, 3, 2, 3, 5, 5, 4, 4, 3. Сгруппируйте студентов:
а) по баллам оценок, полученных в сессию, и рассчитайте удельный вес каждой группы;
б) по уровню успеваемости, выделив две группы студентов: неуспевающие (2 балла) и успевающие (3 балла и выше) и рассчитайте удельный вес каждой группы.
в) постройте таблицы и внесите результаты расчетов.
Задача 3.
Имеются данные о размерах кредитов, полученных предприятиями у коммерческого банка, млн. руб.: 179; 193; 41; 34; 25; 43; 96; 310; 210; 35; 205; 174; 29; 31; 78; 39; 128; 49; 29; 134; 55; 69; 19; 90; 85. Сгруппировать предприятия по размеру кредитов на 4 группы с неравными интервалами, возрастающими в геометрической прогрессии. Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.
Задача 4.
Имеются следующие данные о стаже рабочих малого предприятия. Постройте группировку рабочих по стажу работы, лет: 1; 3; 3; 6; 9; 4; 7; 21; 3; 10; 13; 14; 11; 12; 5; 10; 8; 9; 19; 6; 5; 6; 10; 6; 2; 5; 15; 7; 17; 18. Число групп 5. Интервалы равные. Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.
Задача 5.
Из отчетов промтоварных магазинов получены следующие данные.
№ магазина | Торговая площадь, м2 | Годовой товарооборот, млн. руб. | № магазина | Торговая площадь, м2 | Годовой товарооборот, млн. руб. |
1 | 190 | 1290 | 12 | 358 | 2310 |
2 | 580 | 2880 | 13 | 190 | 1500 |
3 | 630 | 2410 | 14 | 240 | 0 |
4 | 510 | 2460 | 15 | 390 | 2660 |
5 | 408 | 800 | 16 | 150 | 910 |
6 | 196 | 1860 | 17 | 620 | 1770 |
7 | 420 | 2690 | 18 | 356 | 2510 |
8 | 287 | 2470 | 19 | 492 | 3200 |
9 | 441 | 2430 | 20 | 380 | 1960 |
10 | 280 | 1030 | 21 | 537 | 2550 |
11 | 750 | 0 | 22 | 203 | 640 |
Произведите группировку по годовому товарообороту, разделив магазины на три группы. Интервалы равные.
Вариант 2
Задача 1.
Имеются следующие данные об остатках летней мужской обуви на складе на 1 октября т. г.: 45,44,42,41,43,40,45,43,44,43,44,43,42,41,45,40, 45, 42, 45, 43, 42, 40,41,43,45,45,44,44,43,40. Сгруппируйте обувь по размерам и рассчитайте удельный вес каждой группы.
Задача 2.
Предприятия розничной торговли необходимо распределить по группам по объему розничного товарооборота, млн. рублей: 31, 56, 99, 34, 44, 38, 218, 51, 66, 82, 45, 137, 29, 105, 21, 37, 47, 93, 178, 69, 61, 18, 24, 127, 26, 22, 45, 117, 37, 33. Предприятия сгруппировать в 5 групп с неравными интервалами (возрастающими в геометрической прогрессии). Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.
Задача 3.
Имеются следующие данные об объёме выработки рабочих N-кого предприятия, тыс. руб.: 200, 202, 205, 290, 298,250,280,230,223,310, 284, 320, 295, 279, 222, 276, 234, 270, 264, 252, 241, 256, 262, 245, 240, 244, 252, 253, 252, 262. Постройте группировку по объёму выработки рабочих Число групп 5. Интервалы равные. Рассчитать удельный вес каждой группы. Сделать вывод.
Задача 4.
Пользуясь формулой Стерджесса, определите количество групп и равный интервал группировки предприятий по объёму выпускаемой продукции, если число предприятий составляет 2437 предприятий, а минимальный и максимальный объёмы соответственно равны 540 млн. рублей и 1780 млн. рублей.
Задача 5.
Из отчетов промтоварных магазинов получены следующие данные.
№ магазина | Торговая площадь, м2 | Годовой товарооборот, млн. руб. | № магазина | Торговая площадь, м2 | Годовой товарооборот, млн. руб. |
1 | 190 | 1290 | 12 | 358 | 2312 |
2 | 580 | 2880 | 13 | 190 | 1508 |
3 | 630 | 2410 | 14 | 240 | 1284 |
4 | 510 | 2460 | 15 | 390 | 2662 |
5 | 408 | 802 | 16 | 150 | 918 |
6 | 196 | 1868 | 17 | 620 | 1773 |
7 | 420 | 2692 | 18 | 356 | 2516 |
8 | 287 | 2475 | 19 | 492 | 3200 |
9 | 441 | 2432 | 20 | 380 | 1964 |
10 | 280 | 1032 | 21 | 537 | 2555 |
11 | 750 | 2443 | 22 | 203 | 640 |
Произведите группировку по торговой площади, разделив магазины на три группы. Интервалы равные.
Контрольные вопросы:
1. Какие виды группировок применяются в статистической практике?
2. Приведите примеры типологических и структурных группировок.
3. Как определить количество групп при типологической группировке?
4. Как определить количество групп, если группировочная совокупность большая?
5. Какой вид группировки применить, если размах вариации большой?
Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:
- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);
- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;
- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;
«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.
Задачи представлены 3-х уровней сложности: 3 задачи оцениваются по 5 баллов, 1 задача - 3 балла, 1 задача – 2 балла. Всего 20 баллов.
Оценка | Показатели | Количество баллов |
Отлично | 85-100% | 17-20 |
Хорошо | 65-84% | 14-16 |
Удовлетворительно | 51-64% | 10-13 |
Неудовлетворительно | менее 50% | Менее 10 |
3.5. Тема «Абсолютные и относительные величины в статистике»
Содержание темы: Абсолютные показатели. Относительные показатели. Виды статистических показателей.
Методические указания по изучению темы. Решения каждой задачи необходимо сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями. Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.
Относительные величины рассчитываются по формулам:
Относительная величина динамики (ОВД) характеризует фактическое изменение величины явления во времени.
ОВД =
Y1 – фактическое значение показателя в текущем периоде;
Y0 - фактическое значение показателя в предыдущем (базисном) периоде.
ОВД - это коэффициент роста. Если умножить коэффициент на 100%, получаем темп роста.
Относительная величина плана (ОВП) – соотношение планового (плY1) и фактического (Y0) значений показателя за два сравниваемого периода.
ОВП =
плY1 – планируемое значение показателя в будущем периоде (плановое задание);
Y0 – фактическое значение показателя в предыдущем (базисном) периоде.
ОВП рассчитывается в %.
Относительная величина выполнения плана (ОВВП) – соотношение фактически достигнутого уровня (Y1) и планового (плY1) одного и того же периода.
ОВВП =
Y1– фактическое значение показателя в текущем периоде;
плY1 – запланированное значение показателя на текущий период.
ОВП рассчитывается в %.
ОВП, ОВВП и ОВД выражаются только в процентах и, если сравниваемый показатель во много раз больше базы сравнения, то в коэффициентах.
Относительная величина структуры (ОВС) – соотношение отдельных частей и целого (общего итога).
ОВС = ×100%
Частьi - какая-то часть совокупности (1,2,3 и т.д.)
ОВС выражается только в процентах.
Сумма процентов должна составить 100%.
Относительная величина координации (ОВК) – соотношение отдельных частей целого между собой.
ОВК =
Относительная величина интенсивности (ОВИ) характеризует степень распространения изучаемого явления в присущей ему среде. Именованная величина.
ОВИ =
Относительная величина экономического развития (ОВЭР)- разновидность относительной величины интенсивности.
ОВЭР =
В результате выполнения данной работы студент должен уметь рассчитывать все виды относительных величин; знать способы исчисления относительных величин.
Вариант 1
Задача 1
Имеются данные о валовом накоплении основного капитала ряда стран за 2018 год. Рассчитать относительный показатель экономического развития в именованных величинах (в долларах) и вписать в гр.5
Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 г.
№ п/п | Наименование страны | Валовый внутренний продукт, млрд. дол. | Численность населения, млн. чел. | Относительный показатель экономического развития |
1 | Российская Федерация | 4490 | 146,8 |
|
2 | Германия | 4857 | 81,8 |
|
Задача 2
Количество браков и разводов в РФ в 2021 г.
Численность населения, млн. чел. | Количество браков | Относительный показатель интенсивности, ‰ | Количество разводов | Относительный показатель интенсивности, ‰ |
146,4 | 923550 |
| 644209 |
|
Определить относительные показатели интенсивности, которые характеризуют заключение браков и расторжение браков в промилле. Сделать вывод.
Задача 3
Рабочая сила в трудоспособном возрасте в РФ в 2019 году
| Численность рабочей силы - всего, млн. человек | в том числе: | |||
занятые, млн. чел. | ОПС, % | безработные, млн. чел. | ОПС,% | ||
67,2 | 64,0 |
| 3,2 |
| |
в т.ч. мужчин | 36,4 | 34,6 |
| 1,8 |
|
женщин | 30,8 | 29,3 |
| 1,7 |
|
1.Рассчитать относительные показатели структуры.
2.Относительный показатель координации.
3.Сделать вывод.
Задача 4
Имеются данные о деятельности предприятия.
Показатели | Прошлый год | План на отчетный год | Фактически за отчетный год |
ОПП, % |
ОПРП, % |
ОПД, % |
Выработано продукции, тыс. м. | 230 | 240 | 247 |
|
|
|
Общая сумма затрат, млн. рублей | 345 | 370 | 355 |
|
|
|
Рассчитать относительные показатели плана (ОПП), реализации плана (ОПРП), динамики (ОПД). Результаты расчетов вписать в таблицу. Сделать вывод.
Задача 5.
Численность населения и площадь стран России и Китая
№ п/п | Наименование страны | Площадь территории страны, м2 | Численность населения, млн. чел. | Относительный показатель интенсивности |
1 | Россия | 17 075 400 | 146,8 |
|
2 | Китай | 9 596 960 | 1339,1 |
|
Определить плотность населения стран (чел. / кв. км) и сделать сравнение.
Вариант 2
Задача 1
Жилищный фонд РФ в 2018 году
Жилищный фонд, млн. квадратных метров | в том числе | |||||||
государст- венный | ОПС,% | муници- пальный | ОПС,% | частный | ОПС,% | |||
Всего, в т. ч. | 3780 | 106 |
| 176 |
| 3498 |
| |
городской | 2776 | 96 |
| 130 |
| 2550 |
| |
сельский | 1004 | 10 |
| 46 |
| 948 |
|
1.Рассчитать относительные показатели структуры.
2.Рассчитать относительный показатель координации.
3.Сделать вывод.
Задача 2
Число родившихся и умерших в РФ в 2020 г.
Среднегодовая численность населения, млн. чел. | Численность родившихся, чел. | Относительный показатель интенсивности, ‰ | Численность умерших, чел. | Относительный показатель интенсивности, ‰ |
146,4 | 1436514 |
| 2138586 |
|
Определить относительные показатели интенсивности, характеризующие численность родившихся и умерших в промилле. Сделать вывод.
Задача 3
Имеются данные о численности населения ряда стран на 1 января 2019 г.
| Россия | США | Китай |
Среднегодовая численность, млн. чел. | 146.8 | 331,4 | 1399,0 |
Сделать сравнение численности населения стран и сделать вывод.
(США – РФ; Китай - США; РФ - США)
Задача 4
Имеются данные о деятельности предприятия:
Показатели | Прошлый год | План на отчетный год | Фактически за отчетный год |
ОПП, % |
ОПРП, % |
ОПД, % |
Объём реализации услуг, млн. рублей | 2510 | 3030 | 3890 |
|
|
|
Прибыль от реализации услуг, млн. рублей | 230 | 400 | 650 |
|
|
|
Рассчитать относительные показатели плана (ОПП), реализации плана (ОПРП), динамики (ОПД). Результаты расчетов вписать в таблицу. Сделать вывод.
Задача 5
Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 год.
№ п/п | Наименование страны | Валовый внутренний продукт, млрд. дол. | Численность населения, млн. чел. | Относительный показатель экономического развития |
1 | Китай | 27206 | 1399,0 |
|
2 | США | 22998 | 331,4 |
|
Рассчитать относительные показатели экономического развития в именованных величинах (в долларах) и вписать в гр.5. Сделать вывод.
Вариант 3
Задача 1
Численность студентов СПО г. Москвы и Московской области
|
| Численность студентов СПО, чел. | Численность населения региона, млн. чел. | Относительный показатель интенсивности, ‰о |
1 | Московской области | 117587 | 7,769 |
|
2 | г. Москва | 198956 | 12,635 |
|
Определить относительные показатели интенсивности в продецемилле, которые характеризуют обеспеченность региона студентами СПО. Сделать вывод.
Задача 2.
Численность населения и площадь стран России и Японии
№ п/п | Наименование страны | Площадь территории страны, км2 | Численность населения, млн. чел. | Относительный показатель интенсивности |
1 | Россия | 17 075 400 | 146,8 |
|
2 | Япония | 372800 | 126,9 |
|
Определить плотность населения стран (чел. / кв. км) и сделать сравнение.
Задача 3.
Имеются данные о деятельности предприятия.
Показатели | Прошлый год | План на отчетный год | Фактически за отчетный год |
ОПП, % |
ОПРП, % |
ОПД, % |
Выручка от реализации продукции, млрд. руб. | 346 | 350 | 352 |
|
|
|
Величина основного капитала, млрд. руб. | 210 | 220 | 230 |
|
|
|
1.Рассчитать относительные показатели плана, реализации плана, динамики.
2. Результаты расчетов вписать в таблицу.
3. Сделать вывод.
Задача 4
Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 год.
№ п/п | Наименование страны | Валовый внутренний продукт, млрд. дол. | Численность населения, млн. чел. | Относительный показатель экономического развития |
1 | Россия | 4490 | 146,8 |
|
2 | Япония | 5615 | 125,3 |
|
Рассчитать относительные показатели экономического развития в именованных величинах (в долларах). Сделать вывод.
Задача 5
Капитал и резервы малого и среднего бизнеса в РФ
Годы | Капитал и резервы малого и среднего бизнеса - всего, млрд. рублей | в том числе: | |||
малый | ОПС, % | средний | ОПС,% | ||
55411 | 51358 |
| 4053 |
| |
2017 | 13586 | 11624 |
| 1962 |
|
2018 | 41825 | 39734 |
| 2091 |
|
1.Рассчитать относительные показатели структуры.
2.Относительный показатель координации.
3.Сделать вывод.
Вариант 4
Задача 1
Численность студентов высшего образования ряда стран 2012 г.
|
| Численность населения региона, млн. чел. | Численность студентов ВО, чел. | Относительный показатель интенсивности, ‰о |
1 | Россия | 143,5 | 3070235 |
|
2 | США | 317,6 | 11748263 |
|
Определить относительные показатели интенсивности в продецемилле, которые характеризуют обеспеченность страны студентами ВО. Сделать вывод.
Задача 2
Оборот предприятий малого и среднего бизнеса РФ
Годы | Оборот предприятий - всего, млрд. руб. | в том числе: | |||
малых | ОПС, % | средних
| ОПС,% | ||
2017 | 12355 | 48459 |
| 13309 |
|
2018 | 18184 | 53314 |
| 13682 |
|
1.Рассчитать относительные показатели структуры.
2.Относительный показатель координации.
3.Сделать вывод.
Задача 3
|
| Площадь территории, км2 | Численность населения, млн. чел. | Относительный показатель интенсивности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Московской области | 44329 | 7,769 |
|
2 | Краснодарский край | 75485 | 2,849 |
|
Определить плотность населения регионов, сделать сравнение и вывод.
Задача 4
Имеются данные о деятельности предпринимателей в 2018 г.
Показатели | Прошлый год | План на отчетный год | Фактически за отчетный год |
ОПП, % |
ОПРП, % |
ОПД, % |
Выручка торговли, млрд. руб. | 10003 | 10030 | 10058 |
|
|
|
Выручка гостиничного бизнеса, млрд. руб. | 233 | 315 | 305 |
|
|
|
1.Рассчитать относительные показатели плана, реализации плана, динамики.
2. Результаты расчетов вписать в таблицу.
3. Сделать вывод.
Задача 5
Валовый внутренний продукт ряда стран за 2021 год.
№ п/п | Наименование страны | Валовый внутренний продукт, млрд. дол. | Численность населения, млн. чел. | Относительный показатель экономического развития |
1 | Япония | 5615 | 125,4 |
|
2 | Индия | 10219 | 1383,2 |
|
Рассчитать относительные показатели экономического развития в именованных величинах (в долларах). Сделать вывод.
Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:
- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);
- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;
- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;
«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.
Задачи представлены 3-х уровней сложности: 1 задача оценивается - 9 баллов, 3 задачи - по 3 балла, 1 задача – 2 балла. Всего 20 баллов.
Оценка | Показатели | Количество баллов |
Отлично | 85-100% | 17-20 |
Хорошо | 65-84% | 14-16 |
Удовлетворительно | 51-64% | 10-13 |
Неудовлетворительно | менее 50% | Менее 10 |
3.6. Тема «Средние величины в статистике»
Содержание темы: Сущность и значение средних величин. Виды средних величин.
Методические указания по изучению темы.
Обучающемуся предлагаются различные ситуации для определения вида средней величины и её расчета.
Формула средней арифметической взвешенной:
=
;
где – средняя величина;
Х1, Х2, Х3, Х4.. – индивидуальные значения признака;
f1,f 2, f 3,f 4 ..– числа, показывающие, сколько раз повторятся варианты.
Формула средней арифметической простой: ,
где – средняя величина;
n – количество единиц совокупности,
Хn - значение осредняемого признака у отдельных единиц совокупности.
В результате выполнения данной работы студент должен уметь рассчитывать средние величины; знать способы исчисления средних величин.
Вариант 1
Задание 1.
Уставный капитал акционерного общества сформирован 8 учредителями. Размер взноса каждого из них соответственно составил, млн. рублей: 80; 100; 120; 90; 60; 50, 130, 200. Определить средний взнос одного учредителя.
Задание 2.
Имеются данные о численности студентов и количестве групп по факультетам экономического ВУЗа. Определить среднюю численность студентов группы по ВУЗу.
Факультеты | Численность студентов факультета, чел. | Количество групп |
Финансовый факультет | 310 | 10 |
Факультет экономики и бизнеса | 350 | 12 |
Факультет налогов, аудита и бизнес-анализа | 450 | 14 |
Задание 3.
Имеются данные о квалификации рабочих цеха. Определить средний уровень квалификации рабочих с точностью до 0,1.
Тарифный разряд | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Число рабочих цеха, человек | 2 | 7 | 15 | 4 | 2 | 1 |
Задание 4.
Имеются данные о выработке изделий рабочими по трем бригадам цеха. Определить среднюю выработку рабочего по всем бригадам цеха
Номер бригады цеха | Выработка на 1 рабочего в день, шт. | Численность рабочих бригады, чел. |
1 | 1000 | 15 |
2 | 750 | 8 |
3 | 620 | 18 |
Задание 5.
Имеются данные о вкладах населения в банки районов города:
Районы | Число вкладчиков, чел. | Средний размер вклада, тыс. руб. |
Северный | 1300 | 750 |
Восточный | 1500 | 550 |
Центральный | 1400 | 400 |
Определить средний размер вклада по всем трем районам.
Вариант 2
Задание 1.
Имеются данные о заработной плате рабочих цеха. Определить среднюю заработную плату рабочих цеха.
Заработная плата, руб. | 30000 | 42000 | 25000 | 26000 | 27000 |
Число рабочих цеха, человек | 12 | 5 | 14 | 25 | 20 |
Задание 2.
Имеются данные о численности учащихся по отделениям колледжа. Определить среднюю численность учащихся группы по колледжу.
Отделения | Число групп | Численность учащихся отделения, чел. |
Экономика и бухгалтерский учет | 6 | 90 |
Информационная безопасность автоматизированных систем | 12 | 260 |
Радиационная безопасность | 8 | 190 |
Задание 3.
Имеются данные о выручке торговли индивидуальных предпринимателей по РФ, по кварталам, млрд. руб.:
I квартал - 2400; II квартал - 2333; III квартал - 3317; IУ квартал – 1980.
Рассчитать средний объём выручки за квартал.
Задание 4.
Имеются данные о посевной площади и урожайности зерновых по трем фермерским хозяйствам:
Номер хозяйства | Урожайность, ц/га | Посевная площадь, га |
1 | 25 | 310 |
2 | 28 | 340 |
3 | 31 | 150 |
Рассчитать среднюю урожайность по всем трем хозяйствам.
Задание 5.
Имеются данные о выработке рабочих по цехам предприятия:
Наименование цеха | Число работников, чел. | Среднедневная выработка продукции на 1 рабочего, тыс. руб. |
Литейный | 215 | 110 |
Механический | 250 | 190 |
Ремонтный | 390 | 210 |
Определить среднюю выработку 1 рабочего по всем трем цеха.
Вариант 3
Задание 1.
Объём продаж гипермаркета составил (млн. руб.):
за I кв.-30; II кв.- 35; III кв. – 42; УI кв. – 50.
Определить средний объём продаж за квартал.
Задание 2.
Имеются данные о численности работников промышленных предприятий и их количестве по районам области. Определить среднюю численность работников, приходящуюся на каждое промышленное предприятие в целом по области.
Районы области | Количество предприятий, ед. | Численность работников района, чел. |
Северный | 100 | 1800 |
Восточный | 500 | 7500 |
Центральный | 300 | 490 |
Задание 3.
Имеются данные о продаже акций на товарной бирже.
Количество акций, шт. | 1200 | 4000 | 935 | 860 |
Цена акции, рублей | 200 | 700 | 1500 | 2400 |
Задание 4.
Имеются данные о выработке изделий рабочими по трем бригадам цеха. Определить среднюю выработку рабочего по всем бригадам цеха
Номер бригады цеха | Выработка на 1 рабочего в день, шт. | Численность рабочих бригады, чел. |
1 | 1000 | 15 |
2 | 750 | 8 |
3 | 620 | 18 |
Задание 5.
Имеются данные о вкладах населения в банки районов города:
Районы | Число вкладчиков, чел. | Средний размер вклада, тыс. руб. |
Северный | 1300 | 750 |
Восточный | 1500 | 550 |
Центральный | 1400 | 400 |
Определить средний размер вклада по всем трем районам.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение средней величины.
2. Какие виды средних величин вы знаете?
3. В каких случаях для расчета средней арифметической применяются формулы простой средней, а в каких – взвешенной средней?
4. Может ли средняя величина быть меньше самой малой величины среди осредняемых значений?
Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:
- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);
- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;
- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;
«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.
Задачи представлены 3-х уровней сложности: 1 задача оценивается - 7 баллов, 3 задачи - по 4 балла, 1 задача – 2 балла. Всего 20 баллов.
Оценка | Показатели | Количество баллов |
Отлично | 85-100% | 17-20 |
Хорошо | 65-84% | 14-16 |
Удовлетворительно | 51-64% | 10-13 |
Неудовлетворительно | менее 50% | Менее 10 |
3.7. Тема «Ряды динамики»
Содержание темы: Понятие и виды рядов динамики. Показатели ряда динамики. Показатели абсолютного изменения уровней динамического ряда. Показатели относительного изменения уровней динамического ряда. Средний абсолютный прирост.
Методические указания по изучению темы
Обучающемуся предлагаются задания по расчету показателей рядов динамики. При выполнении практической работы надо строго соблюдать следующие требования:
-Решение задач сопровождается формулами, развернутыми расчетами, пояснениями и выводами.
Показатели рядов динамики рассчитываются по формулам:
Абсолютный прирост:
Δy = yi - yi-1 (цепной) и Δy = yi - yо (базисный);
где
i =1,2,3..n, т.е. номер ряда,
Yi – сравниваемый уровень ряда,
Yi-1- предшествующий уровень ряда.
Темп роста:
Тр = yi / yi-1 (цепной ); Тр = yi / yо (базисный);
где Yi – сравниваемый уровень ряда,
Y0 - базисный уровень, с которым сравниваются все показатели ряда;
Yi-1- предшествующий уровень ряда.
Темп прироста:
Тпр = Δy / yi-1 (цепной) ; Тпр = Δy / yо (базисный);
Абсолютное значение 1 % прироста (цепной):
А = 1/100 yi-1 или А=Δyi / Тпр.
В результате выполнения данной работы студент должен уметь рассчитывать показатели рядов динамики; знать способы расчета показателей рядов динамики.
Вариант 1
Задача 1.
Производство сельскохозяйственной продукции в РФ за ряд лет
Годы | 2010 | 2012 | 2014 | 2016 | 2018 | 2020 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. | 2462 | 3160 | 4031 | 5112 | 5349 | 6110 |
Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.
Задача 2.
Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице базисные показатели динамики по следующим данным о производстве продукции.
Годы | Производство продукции, млн. руб. | Базисные показатели динамики | ||
абсолютный прирост, млн. штук | темп роста, % | темп прироста, % | ||
2015 | 55,1 | - | 100 | - |
2016 |
| 2,8 |
|
|
2017 |
|
| 110,3 |
|
2018 |
|
|
| 14,9 |
2019 |
|
|
| 17,1 |
2020 |
|
| 121,1 |
|
2021 |
| 13,5 |
|
|
Задача 3.
В январе в магазине было продано сахара 2 т, в феврале было продано на 10% больше, в марте – в 2 раза больше по сравнению с февралем, в апреле объем продаж составил 145 % мартовского уровня. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?
Вариант 2
Задача 1.
Производство продукции сельскохозяйственными предприятиями РФ за ряд лет
Годы | 2010 | 2012 | 2014 | 2016 | 2018 | 2020 |
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. | 1103 | 1551 | 2083 | 2818 | 3022 | 3787 |
Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.
Задача 2.
Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице цепные показатели динамики по следующим данным о производстве продукции предприятиями.
Годы | Производство, млн. рублей | Цепные показатели: | |||
абсолютный прирост, млн.руб. | темп роста, % | темп прироста, % | абсолютное значение 1 % прироста, млн.руб. | ||
2016 | 92,5 |
|
|
|
|
2017 |
| 4,8 |
|
|
|
2018 |
|
| 104,0 |
|
|
2019 |
|
|
| 5,8 |
|
2020 |
|
|
|
| 1,15 |
2021 |
| 7,0 |
|
|
|
Задача 3.
В январе в магазине было продано сахара 4 т, в феврале было продано на 20% больше, в марте – в 2 раза меньше по сравнению с февралем, в апреле объем продаж составил 150 % мартовского уровня. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?
Вариант 3
Задача 1.
Производство молока сырого в РФ за ряд лет.
Годы | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Производство молока сырого, тысяч тонн | 5372 | 5287 | 5535 | 5598 | 5301 |
Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.
Задача 2.
Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице цепные показатели динамики по следующим данным о производстве продукции предприятиями.
Годы | Производство продукции, млн. руб. | Цепные показатели: | |||
абсолютный прирост, млн. руб. | темп роста, % | темп прироста, % | абсолютное значение 1 % прироста, млн. руб. | ||
2015 | 192,5 |
|
|
|
|
2016 |
| 14,8 |
|
|
|
2017 |
|
| 104,0 |
|
|
2018 |
|
|
| 15,8 |
|
2019 |
|
|
|
|
|
2020 |
|
|
|
| 1,5 |
2021 |
| 17,0 |
|
|
|
Задача 3.
В январе в магазине было продано сахара 6 т, в феврале было продано на 10,5 % больше, в марте объем продаж составил 130 % февральского уровня; в апреле – в 2 раза больше по сравнению с мартом. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?
Вариант 4
Задача 1.
Производство сахара белого свекловичного в РФ за ряд лет.
Годы | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Сахар белый свекловичный без добавок, тысяч тонн | 6665 | 6273 | 7264 | 5796 | 5931 |
Рассчитать: Δy, Тр , Т пр базисные и цепные и абсолютное значение 1% прироста (А), построить таблицу, сделать вывод.
Задача 2.
Используя взаимосвязь показателей динамики, определите уровни ряда динамики и недостающие в таблице базисные показатели динамики по следующим данным о производстве часов в регионе за 2012-2018 годы.
Годы | Производство часов, млн. штук | Базисные показатели динамики | ||
абсолютный прирост, млн. штук | темп роста, % | темп прироста, % | ||
2012 | 155,1 | - | 100 | - |
2013 |
| 12,8 |
|
|
2014 |
|
| 110,3 |
|
2015 |
|
|
| 14,9 |
2016 |
|
|
| 17,1 |
2017 |
|
| 121,1 |
|
2018 |
| 23,5 |
|
|
Задача 3.
В январе в магазине было продано сахара 12 т, в феврале было продано на 5,5 % больше, в марте – 2 раза меньше по сравнению с февралем, в апреле объем продаж составил 102 % мартовского уровня. Каков абсолютный базисный прирост продажи в апреле?
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение ряда динамики социально-экономических явлений.
2. Какие вы знаете виды рядов динамики?
3. В чем отличие базисных и цепных показателей рядов динамики?
4. Может ли темп роста быть отрицательной величиной?
5. Какие виды статистических графиков применяются для изображения рядов динамики?
Критерии оценки уровня сформированности компетенций при решении задач:
- оценка «отлично»: обучающийся демонстрирует грамотное решение всех задач, использование правильных методов решения при незначительных вычислительных погрешностях (арифметических ошибках);
- оценка «хорошо»: продемонстрировано использование правильных методов при решении задач при наличии существенных ошибок в 1-2 из них;
- оценка «удовлетворительно»: обучающийся использует верные методы решения, но правильные ответы в большинстве случаев (в том числе из-за арифметических ошибок) отсутствуют;
«неудовлетворительно»: обучающимся использованы неверные методы решения, отсутствуют верные ответы.
Задачи представлены 3-х уровней сложности: 2 задачи оцениваются по 20 баллов, 1 задача -10 баллов. Всего 50 баллов.
Оценка | Показатели | Количество баллов |
Отлично | 85-100% | 43-50 |
Хорошо | 65-84% | 33-42 |
Удовлетворительно | 51-64% | 26-32 |
Неудовлетворительно | менее 50% | Менее 25 |
РЕЦЕНЗИЯ
на Методические указания по выполнению практических занятий
по дисциплине Статистика по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», разработанные преподавателем МОПК НИЯУ МИФИ Вишняковой Л.О.
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Статистика» составлены в соответствии с Государственным стандартом, действующим в настоящее время, определяющим требования и уровень подготовки выпускников специальности среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Основная цель практических занятий – применение методов статистического анализа в конкретных областях исследования социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Практические занятия, на которых рассматриваются актуальные вопросы, ориентируются на практическую деятельность бухгалтера, играют важную роль в освоении курса статистики.
Практикум включает большое количество заданий. Задачи сгруппированы по основным темам курса. К каждой теме даются пояснения по расчёту показателей, широко используемых в современной экономико-статистической практике и применяемых для анализа процессов рыночной экономики, а также формулы, необходимые для решения задач. Практикум предназначен как для проведения преподавателем аудиторных практических занятий с обучающимися, так и для самостоятельной работы обучающихся.
Проведение практических занятий, позволит студентам легко и просто усвоить основные знания по предмету.
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Статистика соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС 03+ по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и могут быть использованы в учебном процессе при работе со студентами МОПК НИЯУ МИФИ.
Рецензент:
Преподаватель МОПК НИЯУ МИФИ Жукова Т.Б.
РЕЦЕНЗИЯ
на Методические указания по выполнению практических занятий
по дисциплине Статистика по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», разработанные
преподавателем МОПК НИЯУ МИФИ Вишняковой Л.О.
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Статистика» составлены в соответствии с Государственным стандартом, действующим в настоящее время, определяющим требования и уровень подготовки выпускников специальности среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Объем, отведенный на изучение данной дисциплины, составляет 72 часа, из них практических занятий - 18 часов. Целью практических занятий по дисциплине «Статистика» для студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет» является приобретение теоретических знаний о методах анализа статистических данных для решения практических задач в своей предметной области. В практических заданиях применены задания, дифференцированных по уровню сложности. Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленных на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Выполнение обучающимися практических работ формирует обобщение и систематизацию теоретических знаний.
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Статистика включают в себя общие положения, а также условия проведения практических работ, критерии оценки работ, правила их оформления. В методических указаниях указан перечень рекомендуемых учебных изданий.
Методические указания соответствуют требованиям, предъявляемым ФГОС, действующим в настоящее время, по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» и могут быть использованы в учебном процессе при работе со студентами МОПК НИЯУ МИФИ.
Рецензент:
Доцент кафедры математики и естественно-научных дисциплин Электростальского филиала МПСУ |
___________________ |
Караваева Н.Н.
|