СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине Основы философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для индивидуальной и самостоятельной работы студентов по основам философии.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине Основы философии»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области

«Орловский базовый медицинский колледж»









МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению

самостоятельной внеаудиторной работы


по дисциплине

Основы философии


для специальностей:

31.02.01 «Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

33.02.01 «Фармация»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.03 «Лабораторная диагностика»










2018г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании ПЦК «Лечебное дело»,

«Акушерское дело»

Протокол № 4 от 07.11.18 г.

Председатель ПЦК:

Петрова Е.А._______________.



АННОТАЦИЯ


Методические рекомендации является необходимым учебным пособием для самоподготовки студентов к занятиям на втором курсе по предмету «Основы философии» по специальностям:

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02 Акушерское дело

33.02.01 Фармация

34.02.01 Сестринское дело

31.02.03 Лабораторная диагностика.

Сборник составлен в соответствии с требованиями программы подготовки специалистов среднего звена, на основе рабочей программы по предмету и являются частью УМК по данной дисциплине.

Методические рекомендации предназначены для индивидуальной и самостоятельной работы студентов по основам философии. В сборнике представлены разнообразные задания, предназначенные для углубления и закрепления знаний студентов, для отработки практических умений. Пособие включает перечень дидактических единиц по дисциплине, справочные материалы и реализует единство формирования профессиональных и общих компетенций у студентов.

Сборник может быть использован для самостоятельных занятий по изучению и закреплению материала, а также для контрольных и индивидуальных заданий.



Составитель (автор):

Гришанова Ольга Александровна, преподаватель первой квалификационной категории БПОУ ОО «Орловский базовый медицинский колледж», г. Орёл








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой.

Переход на компетентностную модель образования, введение системы непрерывного образования "через всю жизнь" предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов. Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активно-действующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им соответствующих компетенций. Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.

Целью самостоятельной работы студентов является организация систематического изучения дисциплины в течение семестра, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Содержание и объем внеаудиторной работы студента определяется программой по дисциплине «Основы философии» в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям 31.02.01 Лечебное дело, 31.02.02 Акушерское дело, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика.


При изучении философии студенту надо:

  • ознакомится с содержанием основных философских систем и направлений;

  • овладеть категориально – понятийным аппаратом философии;

  • сформировать способность к философской рефлексии, предвидения социальных, нравственных и экологических последствий своей деятельности;

  • выработать способность творческого применения философских знаний в профессиональной и другой деятельности.

Все это связано с выработкой системного подхода к анализу научных и специальных проблем.

Эти знания, частично, студенты приобретают путем самостоятельного изучения учебного материала. При этом следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу.


Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

б) изучение специальной литературы, конспектирование материала;

в) консультация с преподавателем;

г) самостоятельное изложение проблемы.


С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:

  • фронтальной (общегрупповой) - обучающиеся выполняют одно и то же задание;

  • групповой - для выполнения задания обучающиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);

  • парной - задание выполняется в парах;

  • индивидуальной - каждый обучающийся выполняет отдельное задание.


Этапы самостоятельной работы студента:

Для выполнения любого вида самостоятельной работы студент дол- жен пройти следующие этапы:

  • определение цели самостоятельной работы;

  • конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

  • самооценка готовности к самостоятельной работе;

  • планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием;

  • осуществление студентом в процессе выполнения самостоятельной работы следующих управленческих актов: слежение за ходом своей работы, самоконтроль промежуточного и конечного результатов с целью дальнейшей корректировки выполнения задания.


По итогам самостоятельной работы студенты должны:

  • развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять поставленные цели, проводить исследование, организовывать коммуникацию;

  • научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы,

  • корректировать свой образовательный маршрут.


Результаты самостоятельной работы оцениваются в ходе текущего контроля. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.


Критерии оценки результатов самостоятельной (внеаудиторной) работы студента:

  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • обоснованность и четкость выполнения задания, соблюдение языковых норм;

  • оформление материала в соответствии с требованиями;

  • уровень самостоятельности при выполнении работы.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»


Наименование разделов и тем

Виды самостоятельной работы

Объём часов

Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука.

Написание эссе «Роль философии в моей будущей профессии»

1

Раздел 2. История философии

Тема 2.2. Развитие античной философии.

Написание докладов «Врачи – философы античности»

1

Тема 2.3. Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени.

Провести сравнительный анализ по одной из предложенных концепций идей Древности, Средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени

1

Тема 2.5. Русская философия.

Подготовка к дискуссии «Судьба и предназначение России»

1

Раздел 4. Философское осмысление природы человека

Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления.

Заполнить схему «дерево предсказаний» на тему «Перспективы эволюции человека»

Провести исследование «Что такое смысл жизни и в чем он выражается?»

1


1

Раздел 5. Философское учение об обществе

Тема 5.1. Общество как саморазвивающаяся система

Подготовка к участию в диспуте «Деградирует ли современная культура?»

1



Раздел 6. Философия и медицина

Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности

Написание докладов «Взаимосвязь философии и медицины»

1


Всего

8



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ


Эссе – это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто ндивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.


Критерии оценки эссе по философии:

1. Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы. Эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных философов.

2. Понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами.

3. Умение вычленять причинно-следственные связи. Способность анализировать философский текст.

4. Умение формулировать выводы.

5. Проявление творческого и самостоятельного мышления. Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала.


5 баллов

- актуальность эссе сформулирована ясно и отчётливо;

- изложение и обоснование авторской позиции представлено последовательно, логично, всесторонне и оригинально;

- поясняющие примеры из личного жизненного опыта и основные философские категории, идеи и концепции, необходимые для раскрытия темы, использованы правильно и адекватно;

- сравнение различных (в том числе альтернативных) точек зрения на рассматриваемую проблему, приведено убедительно;

- эссе написано с учётом всех требований содержания и оформления;

- отсутствуют грамматические, стилистические, пунктуационные, орфографические, смысловые и прочие ошибки.

4 балла

- актуальность эссе сформулирована не вполне ясно и отчётливо;

- изложение и обоснование авторской позиции представлено не вполне последовательно, логично, всесторонне и оригинально;

- поясняющие примеры из личного жизненного опыта и основные философские категории, идеи и концепции, необходимые для раскрытия темы, использованы не вполне адекватно;

- сравнение различных (в том числе альтернативных) точек зрения на рассматриваемую проблему приведено не вполне убедительно;

- эссе написано с незначительными отступлениями от требований оформления;

- присутствуют незначительные грамматические, стилистические, пунктуационные, орфографические, смысловые и прочие ошибки.

3 балла

- актуальность эссе сформулирована расплывчато;

- изложение и обоснование авторской позиции свидетельствует о неглубоком понимании автором рассматриваемой проблемы;

- поясняющие примеры из личного жизненного опыта и основные философские категории, идеи и концепции, необходимые для раскрытия темы, использованы неадекватно;

- сравнение различных (в том числе альтернативных) точек зрения на рассматриваемую проблему приведено неадекватно;

- эссе написано с отступлением от многих требований оформления;

- присутствуют грубые грамматические, стилистические, пунктуационные, орфографические, смысловые и прочие ошибки.

2 балла

- эссе не соответствует никаким из вышеуказанных требований;

- эссе частично или полностью скопировано из интернета;

- эссе представлено преподавателю позже назначенного срока;

- эссе представлено преподавателю в ненадлежащем виде;

- эссе содержит угрозы и оскорбления, призывы к насилию и разжиганию религиозной, расовой или межнациональной розни.


Эссе должно иметь следующую структуру:

1. Вступление (введение) – определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.

2. Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов.

Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе - на основе анализа фактов. Наиболее важные философские понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведённые в эссе должны быть доказательны.

3. Заключение – это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.













МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМ, СРАВНИТЕЛЬНЫХ ТАБЛИЦ


Изучите информацию по заданной теме и подберите оптимальную на ваш взгляд форму таблицы, схемы. Заполняя основные графы, представьте информацию в сжатом виде. Пользуясь готовой таблицей, подготовьтесь к контролю по заданной теме. Представьте в таблице, схеме информацию обобщающего характера. Содержание должно соответствовать теме. Структура таблицы должна быть логична. Работу выполнить в лекционной тетради и сдать в срок.


Критерии оценки работы:

- выполнение работы на уровне распознавания – знакомство: низкое качество;

- выполнение работы на уровне запоминания (чтение, пересказ, воспроизведение изученного материала через схему, таблицу, но в полной мере не может воспользоваться результатами своей работы): удовлетворительное качество;

- выполнение работы на уровне понимания, т.е. студент, используя краткую запись в схеме или таблице способен осуществить процесс нахождения существенных признаков, связи исследуемых объектов, выделение из всей массы несущественного и случайного, установления сходства и различий - в конечном итоге сопоставление полученной информации с имеющимися знаниями: хорошее качество;

- использование полученных знаний при выполнении иных заданий по теме, решение типовых практических задач или тестов, творческое применение полученных знаний: отличное качество.


«Отлично» – таблица продумана, логично разбита на графы, информация представлена в сжатом виде, все данные сопровождаются примерами, фактические и другие ошибки отсутствуют.

«Хорошо» – работа выполнена и оформлена грамотно, но в ней представлена излишняя информация, перегружающая таблицу, не все положения сопровождаются примерами.

«Удовлетворительно» – структура не продумана, отобранная информация не имеет обобщающего характера, в тексте есть ошибки.










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДОВ


Доклад – это публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.


Цель работы: Изучить биографию и взгляды одного из философов.

План:

  1. Имя философа, годы жизни.

  2. Указать к какой философской школе он принадлежал, где она находилась.

  3. Перечислить основные труды философа.

  4. Назвать какие проблемы он анализировал в трудах, какие понятии и принципы ввел.

  5. Объяснить суть главных идей философа.


Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

· название доклада;

· сообщение основной идеи;

· современную оценку предмета изложения;

· краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

· интересную для слушателей форму изложения;

· акцентирование оригинальности подхода.

Очень важно подготовиться к выступления с докладом. Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Регламент устного публичного выступления – не более 7 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.


Критерии оценок:

«Отлично» – работа выполнена с учетом всех требований, как к ее содержанию, так и оформлению.

«Хорошо» – работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.

«Удовлетворительно» – к работе предъявлены 2 – 3 существенных замечания по содержанию и оформлению.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ СО СХЕМОЙ

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»


Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее. Ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно». Листья –

обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Студенты записывают на ветвях дерева свои прогнозы, на листьях - аргументы в пользу своего мнения.



Критерии оценки

«Отлично» - графы заполнены грамотно, с соблюдением грамматических, орфографических и этических норм, соблюдаются смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; описаны будущие последствия, вытекающие из имеющихся предположений, выявлены взаимосвязи между ними, проведено различие между фактами и следствиями.

«Хорошо» - графы заполнены грамотно, допущены незначительные грамматические или орфографические ошибки; соблюдаются смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; будущие последствия, вытекающие из имеющихся предположений, не соответствуют им, допущены логические неточности.

«Удовлетворительно» - графы заполнены не достаточно грамотно; допущены грубые грамматические или орфографические ошибки; нарушена логика, речевая связность или последовательность изложения.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ДИСКУССИИ, ДИСПУТУ


Правила диспута:


  1. Диспут - свободный обмен мнениями.

  2. На диспуте все активны. В споре все равны.

  3. Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

  4. Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.

Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.


Законы диспута:


  1. Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.

  2. Неуместные шутки запрещаются.

  3. Помоги изжить комплексы своим товарищам.

  4. Говори, что думаешь; думай, что говоришь.

  5. Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.


Памятка участнику диспута:


  1. Прежде чем спорить, подумай.

  2. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.

  3. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые

будешь защищать и доказывать.

  1. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

  2. Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

  3. Старайся говорить своими словами.

  4. Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать

правоту своего оппонента.

  1. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.


Критерии оценивания дискуссии:


Оценка «5» (отлично) ставится, если: студент полно усвоил учебный материал; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения; продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость компетенций, умений и навыков.

Могут быть допущены одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов.


Оценка «4» (хорошо) ставится, если: ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.


Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов; при неполном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность компетенций, умений и навыков, студент не может применить теорию в новой ситуации.


Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы компетенции, умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


Вам необходимо собрать информацию, опросив как можно больше людей. Это могут быть ваши родственники, друзья, одногруппники, преподаватели, соседи, знакомые, просто незнакомые люди.... Постарайтесь заполнить таблицу и на ее основании сформулировать вывод - что такое смысл жизни, в чем он выражается и зависит ли он от каких-либо характеристик.


Имя респондента

Возраст

Семейное

положение

Образова-

ние

Профес-

сия

Смысл жизни










Критерии оценки выполнения задания:


п.п.

Шкала оценивания

Критерии оценивания

1.

Отлично

Задание выполнено в полном объеме, студент проявил высокий уровень самостоятельности и творческий подход к его выполнению

2.

Хорошо

Индивидуальное задание выполнено в полном объеме, имеются отдельные недостатки в оформлении представленного материала

3.

Удовлетворительно

Задание в целом выполнено, однако имеются недостатки при выполнении в ходе практики отдельных разделов (частей) задания, имеются замечания по формулированию вывода

4.

Неудовлетворительно

Задание выполнено лишь частично, имеются многочисленные замечания по оформлению собранного материала, вывод не соответствует имеющимся данным



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Горелов, А.А. Философия: конспект лекций: учебное пособие / А. А. Горелов. – Москва: КноРус, 2013

  2. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для СПО / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2017

  3. Учебное пособие по дисциплине «Основы философии» / автор-составитель Гришанова О.А., 2017г.

  4. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

  5. Хрусталев Ю.М. Основы философии: учебник для студентов медицинских колледжей / Ю.М. Хрусталев, В.А. Терехова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017

  6. http://labrip.com/

  7. http://www.filosofia-totl.narod.ru/

  8. http://intencia.ru/FAQ-5.html








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!