СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Основы философии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации можно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Основы философии"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Основы философии"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для специальностей СПО







Составитель: Проскурякова Е.Н.





















Краснокамск 2017


Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по основам философии соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.


Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины.

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;

- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;

- управление познавательной деятельностью студентов.

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

- определение содержания работы студентов по овладению программным

материалом;

- установление требований к результатам изучения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

- уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.


Виды самостоятельной работы:

- текущая работа с учебником, лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме курса;

- задания репродуктивного характера, предусматриваю­щие выполнение заданий на соответствие;

- подготовка к практическим занятиям;

- написание реферата по заданной проблеме;

-творческие задания – написание эссе, анализ философских текстов.


Инструкции по выполнению заданий


1. Требования к составлению конспекта:

Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста. Конспект нужен для того, чтобы:

  • научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

  • выделить в письменном тексте самое необходимое для решения учебной проблемы;

  • упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами.

Правила конспектирования:

  • прочитать весь текст (параграф, главу);

  • продумать главные положения текста, сформулировать их в виде плана;

  • записать основные положения текста своими словами, подтвердив цитатами или

  • примерами;

  • объем конспекта не должен превышать 30% исходного текста.

Критерии оценки выполненной с работы:

оценка «5» - работа выполнена без ошибок;

оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками;

оценка «3» - работа выполнена с ошибками.

2. Требования к оформлению практических работ

Практические работы имеют большое значение, т.к. способствуют закреплению
теоретического материала и получению необходимых практических навыков.

Критерии оценки выполненной студентами работы:

оценка «5» - практическая работа выполняется в полном объеме, студент работает полностью самостоятельно, сделаны необходимые выводы;

оценка «4» практическая работа выполняется в полном объеме, с небольшой помощью;

оценка «3» - практическая работа выполняется при помощи преподавателя.


3. Требования к оформлению компьютерной презентации

Презентация исследования студента должна включать: название исследования, цель самостоятельной работы, ход и результат исследования, выводы, аннотированный список использованных ресурсов.

- единый стиль оформления;

- используйте короткие слова и предложения;

- заголовки должны привлекать внимание аудитории;

- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;

- не заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек единовременно может запомнить не более трех фактов, выводов, определений;

- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде;

- для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: текстом, с таблицами, с диаграммами.

Критерии оценки выполненной студентами работы:

оценка «5» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, электронная презентация соответствует заданным требованиям;

оценка «4» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, имеют место несущественные ошибки и незначительные отклонения от заданных требований;

оценка «3» - работа выполнена с незначительным нарушением срока, тема раскрыта не полностью, имеют место ошибки, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, и отклонения от заданных требований.



4. Требования к подготовке реферата

Подготовка реферата требует умения отобрать необходимые источники информации, проанализировать их, выбрав главное, и грамотно изложить полученные сведения. Смысл работы над рефератом состоит не только в его написании, но и в умении доложить результаты.

Содержание и оформление разделов реферата:

Титульный лист является первой страницей реферата, и заполняется по строго определенным правилам:

  • в верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения;

  • в среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова «Тема» и в кавычки не заключается;

  • ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа;

  • в нижнем поле указывается год написания реферата.

Содержание (оглавление) помещают после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце.

Введение – здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Основная часть – содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.

Заключительная часть предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.

Список использованных источников - литература в списке указывается в алфавитном порядке.


Этапы (план) работы над рефератом:

  • Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

  • Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

  • Найти книги и статьи по выбранной теме (не менее 5 источников). Сделать список этой литературы.

  • Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

  • Составить план основной части реферата.

  • Написать реферат.

  • Составить сообщение на 5…7 минут.

Критерии оценки выполненной обучающимися работы:

оценка «5» - тема раскрыта полностью, реферат оформлен в соответствии с требованиями, сообщение содержательно и сопровождается электронной презентацией;

оценка «4» - тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с требованиями, сообщение сопровождается электронной презентацией;

оценка «3» - тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с требованиями.



Темы рефератов

  1. Космоцентрический характер древнегреческой философии.

  2. Проблема первоначала в милетской школе.

  3. Учение Пифагора и ранний пифагореизм.

  4. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.

  5. Апории Зенона и их философский смысл.

  6. Атомизм Демокрита.

  7. Моральная философия Сократа.

  8. Проблема познания в философии Платона.

  9. Социальная философия Аристотеля.

  10. Эпикуреизм.

  11. Стоицизм.

  12. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.

  13. Своеобразие восточной и западной патристики.

  14. Личность и учение А.Августина.

  15. Философский синтез Фомы Аквинского

  16. Философия природы в XIII веке.

  17. Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.

  18. Своеобразие философии Нового времени.

  19. Принцип философии Декарта.

  20. Рационалистическая метафизика в XVII веке.

  21. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм).

  22. Социальная философия французского Просвещения.

  23. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

  24. Свобода и долг в философии И.Канта.

  25. Философия как логика (Г.В.Ф. Гегель)

  26. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха.

  27. Учение марксизма.

  28. Иррационализм и философия жизни.

  29. «Имморализм» и критика морали в учении Ф.Ницше.

  30. Место и роль философии в культуре XX века.

  31. З.Фрейд о философии истории и культуры.

  32. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма.

  33. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.

  34. Религиозный экзистенциализм К.Ясперса.

  35. Философская герменевтика Г. Гадамера.

  36. Постпозитивизм и философия науки (К Поппер, Г. Башляр, Т.Кун, И. Лакатос).

  37. Н. Г. Чернышевский об антропологическом принципе в философии.

  38. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева.

  39. Религиозная философия В.С. Соловьева.

  40. Проблемы бытия в истории мысли.

  41. Единство мира и его многообразие.

  42. Основные философские концепции пространства и времени.

  43. Идея «господства над природой» и результат ее реализации.

  44. Роль научной рациональности в развитии общества.

  45. Представления о начале человеческой истории и об ее конце.

  46. Антропологический поворот в философии.

  47. История антропологических учений.

  48. Проблема свободы и ответственности в различных социально-философских концепциях.

  49. Роль личности в истории.

  50. Представление об обществе в различных философских учениях.

  51. Понятие цивилизации и процесс ее становления.

  52. Концепция развития научного знания К.Поппера.

  53. Концепция смены научных парадигм Т.Куна.

  54. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса.

  55. Сциентизм и антисциентизм.

  56. Воздействие информационных технологий на развитие науки, культуры и образования.

  57. Современные методы прогнозирования и их роль в общественном развитии.




























Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов


Основная литература:

  1. Горелов А.А. Основы философии. М.: ИЦ Академия, 2014.

Дополнительная литература:

  1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 2008.

  2. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ.

М.: Молодая гвардия, 2005.

  1. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2000.

  2. Ортега-и-Гассет. Х. Что такое философия. М.: Наука, 2007.

  3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 2007.

  4. Спиркин А.Т. Философия. М.: Гардарики, 2005.

  5. Гудинг Д., Леннокс Д. Мировоззрение: Человек в поисках истины и реальности. Ярославль, 2004.

  6. Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев. М.: Проспект, 2008.

  7. Хрестоматия по философии. Сост. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

  8. История философии. / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  9. Философия. Учебник. 2-е изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: ТОН, 2005.



Интернет-ресурсы:

Интернет-каталог философских ресурсов http://www.filosofi.su/

Сайт «Золотая философия»http://philosophy.allru.net/pervo.html

Сайт Института философии РАН http://philosophy.ru/

Сайт философского факультета СПБГУ http://philosophy.pu.ru/5133

Текстовые ресурсы http://iph.ras.ru/page52248384.htm