МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для специальностей СПО
Составитель: Проскурякова Е.Н.
Краснокамск 2017
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по основам философии соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
- управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
- определение содержания работы студентов по овладению программным
материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Виды самостоятельной работы:
- текущая работа с учебником, лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;
- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме курса;
- задания репродуктивного характера, предусматривающие выполнение заданий на соответствие;
- подготовка к практическим занятиям;
- написание реферата по заданной проблеме;
-творческие задания – написание эссе, анализ философских текстов.
Инструкции по выполнению заданий
1. Требования к составлению конспекта:
Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста. Конспект нужен для того, чтобы:
научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
выделить в письменном тексте самое необходимое для решения учебной проблемы;
упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами.
Правила конспектирования:
прочитать весь текст (параграф, главу);
продумать главные положения текста, сформулировать их в виде плана;
записать основные положения текста своими словами, подтвердив цитатами или
примерами;
объем конспекта не должен превышать 30% исходного текста.
Критерии оценки выполненной с работы:
оценка «5» - работа выполнена без ошибок;
оценка «4» - работа выполнена с незначительными ошибками;
оценка «3» - работа выполнена с ошибками.
2. Требования к оформлению практических работ
Практические работы имеют большое значение, т.к. способствуют закреплению
теоретического материала и получению необходимых практических навыков.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - практическая работа выполняется в полном объеме, студент работает полностью самостоятельно, сделаны необходимые выводы;
оценка «4» практическая работа выполняется в полном объеме, с небольшой помощью;
оценка «3» - практическая работа выполняется при помощи преподавателя.
3. Требования к оформлению компьютерной презентации
Презентация исследования студента должна включать: название исследования, цель самостоятельной работы, ход и результат исследования, выводы, аннотированный список использованных ресурсов.
- единый стиль оформления;
- используйте короткие слова и предложения;
- заголовки должны привлекать внимание аудитории;
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
- не заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек единовременно может запомнить не более трех фактов, выводов, определений;
- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде;
- для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: текстом, с таблицами, с диаграммами.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, электронная презентация соответствует заданным требованиям;
оценка «4» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, имеют место несущественные ошибки и незначительные отклонения от заданных требований;
оценка «3» - работа выполнена с незначительным нарушением срока, тема раскрыта не полностью, имеют место ошибки, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, и отклонения от заданных требований.
4. Требования к подготовке реферата
Подготовка реферата требует умения отобрать необходимые источники информации, проанализировать их, выбрав главное, и грамотно изложить полученные сведения. Смысл работы над рефератом состоит не только в его написании, но и в умении доложить результаты.
Содержание и оформление разделов реферата:
Титульный лист является первой страницей реферата, и заполняется по строго определенным правилам:
в верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения;
в среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова «Тема» и в кавычки не заключается;
ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа;
в нижнем поле указывается год написания реферата.
Содержание (оглавление) помещают после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки в конце.
Введение – здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть – содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Список использованных источников - литература в списке указывается в алфавитном порядке.
Этапы (план) работы над рефератом:
Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.
Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.
Найти книги и статьи по выбранной теме (не менее 5 источников). Сделать список этой литературы.
Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).
Составить план основной части реферата.
Написать реферат.
Составить сообщение на 5…7 минут.
Критерии оценки выполненной обучающимися работы:
оценка «5» - тема раскрыта полностью, реферат оформлен в соответствии с требованиями, сообщение содержательно и сопровождается электронной презентацией;
оценка «4» - тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с требованиями, сообщение сопровождается электронной презентацией;
оценка «3» - тема раскрыта не полностью, реферат оформлен в соответствии с требованиями.
Темы рефератов
Космоцентрический характер древнегреческой философии.
Проблема первоначала в милетской школе.
Учение Пифагора и ранний пифагореизм.
Гераклит: учение о противоположностях и становлении.
Апории Зенона и их философский смысл.
Атомизм Демокрита.
Моральная философия Сократа.
Проблема познания в философии Платона.
Социальная философия Аристотеля.
Эпикуреизм.
Стоицизм.
Бог, человек и мир в средневековой христианской философии.
Своеобразие восточной и западной патристики.
Личность и учение А.Августина.
Философский синтез Фомы Аквинского
Философия природы в XIII веке.
Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.
Своеобразие философии Нового времени.
Принцип философии Декарта.
Рационалистическая метафизика в XVII веке.
Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм).
Социальная философия французского Просвещения.
Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.
Свобода и долг в философии И.Канта.
Философия как логика (Г.В.Ф. Гегель)
Антропологический принцип философии Л.Фейербаха.
Учение марксизма.
Иррационализм и философия жизни.
«Имморализм» и критика морали в учении Ф.Ницше.
Место и роль философии в культуре XX века.
З.Фрейд о философии истории и культуры.
Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма.
Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.
Религиозный экзистенциализм К.Ясперса.
Философская герменевтика Г. Гадамера.
Постпозитивизм и философия науки (К Поппер, Г. Башляр, Т.Кун, И. Лакатос).
Н. Г. Чернышевский об антропологическом принципе в философии.
Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева.
Религиозная философия В.С. Соловьева.
Проблемы бытия в истории мысли.
Единство мира и его многообразие.
Основные философские концепции пространства и времени.
Идея «господства над природой» и результат ее реализации.
Роль научной рациональности в развитии общества.
Представления о начале человеческой истории и об ее конце.
Антропологический поворот в философии.
История антропологических учений.
Проблема свободы и ответственности в различных социально-философских концепциях.
Роль личности в истории.
Представление об обществе в различных философских учениях.
Понятие цивилизации и процесс ее становления.
Концепция развития научного знания К.Поппера.
Концепция смены научных парадигм Т.Куна.
Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса.
Сциентизм и антисциентизм.
Воздействие информационных технологий на развитие науки, культуры и образования.
Современные методы прогнозирования и их роль в общественном развитии.
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
Основная литература:
Горелов А.А. Основы философии. М.: ИЦ Академия, 2014.
Дополнительная литература:
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М.: Мысль, 2008.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ.
М.: Молодая гвардия, 2005.
Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 2000.
Ортега-и-Гассет. Х. Что такое философия. М.: Наука, 2007.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 2007.
Спиркин А.Т. Философия. М.: Гардарики, 2005.
Гудинг Д., Леннокс Д. Мировоззрение: Человек в поисках истины и реальности. Ярославль, 2004.
Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев. М.: Проспект, 2008.
Хрестоматия по философии. Сост. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
История философии. / Под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Философия. Учебник. 2-е изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М.: ТОН, 2005.
Интернет-ресурсы:
Интернет-каталог философских ресурсов http://www.filosofi.su/
Сайт «Золотая философия»http://philosophy.allru.net/pervo.html
Сайт Института философии РАН http://philosophy.ru/
Сайт философского факультета СПБГУ http://philosophy.pu.ru/5133
Текстовые ресурсы http://iph.ras.ru/page52248384.htm