Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Коркинский горно - строительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Учебная дисциплина «География»
Курс обучения: I
Семестр : I
Форма обучения: очная
Составитель: Нерух Н.В.
(Ф.И.О.)
2018
Одобрено Методическим советом ГБПОУ КГСТ
Протокол №____ от _____________________
Рецензенты:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………4
Тематический план дисциплины………………………………………7
Содержание самостоятельной работы…………………………………8.
Рекомендации по организации различных форм самостоятельной работы:
4.1.Общие правила составления создания презентаций…………...........12
4.2. Подготовка сообщения…….………………………………………….13
4.3.Правила работы учебником…………………………………………...14
4.4. Составление таблиц по учебному материалу ………………………15
4.6. Работа с контурной картой……………………………………..…….16
4.7. Проведение мини-исследований……………………………………..17
6. Список литературы и интернет-ресурсов……………………………..19
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине География предназначены для обучающихся по специальности 13.02.11«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Общий объём времени, отведённого на самостоятельную работу, составляет 18 часов. Учет выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы ведется преподавателем в учебном журнале согласно Положению об учебном журнале.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя.
Целью самостоятельной работы студентов является:
систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
овладение практическими навыками работы с нормативной и справочной литературой;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развитие исследовательских умений.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
готовность студентов к самостоятельному труду;
мотивация получения знаний;
наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь преподавателя.
Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины Право , степенью подготовленности студентов.
Задачи самостоятельной работы:
закрепить знание теоретического материала по дисциплине наименование, используя необходимый инструментарий, практическим путем (изучение теоретического материала, базовых понятий дисциплины, выполнение творческих и графических работ, подготовка к тестированию, устному опросу, диктанту и т. д.);
применить полученные знания и умения для формирования собственной позиции (выполнение практических работ, написание исследовательской работы);
содействовать развитию творческой личности, обладающей высокой зрелостью, готовностью и способностью преодолевать жизненные трудности.
Программой дисциплины предусматривается выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на формирование элементов следующих компетенций
ОК.1 | Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2 | Организовывает собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК.4 | Осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК.6 | Работает в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК.7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
У.1 | определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; |
У.2 | оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий |
У.3 | применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов |
У.4 | составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия |
У.5 | сопоставлять географические карты различной тематики |
У.6 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
У 7 | нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития |
У 8 | понимания географической специфики развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. регионов и стран |
По завершении освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
З.1 | основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; |
З.2 | особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; |
З.3 | географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов |
З.4 | особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда |
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По географии используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;
для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, , подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов, подготовка презентаций;
для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
выполненных заданий осуществляется на учебных или дополнительных занятиях. За каждое выполненное задание выставляется оценка в журнал.
2. Тематический план
№ | Тема самостоятельной работы | Внеаудиторная работа кол-во часов |
1 | Практическое значение источников географической информации | 1 |
2 | Новейшие изменения политической карты мира. | 1 |
3 | Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира». «Перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики». | 1 |
4 | «Демографическая политика в различных странах мира». | 1 |
5 | «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.» | 1 |
6 | Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. | 1 |
7 | Особенностей размещения различных отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | 1 |
8 | Международный туризм в различных странах и регионах мира. | 1 |
9 | Выявление культурных традиций разных народов Европы, их связь с природно-историческими факторами | 1 |
10 | «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае». | 2 |
11 | Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. | 1 |
12 | Географический рисунок хозяйства США | 2 |
13 | Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. | 1 |
14 | Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. | 1 |
15 | Внешняя торговля товарами России. | 2 |
| | |
| Итого: | 18 |
3. Содержание самостоятельной работы
№ | Тема | Содержание темы | Задания для самостоятельной работы |
| I курс | | |
1 | Практическое значение источников географической информации | Рассмотреть различные источники географической информации: карты, атласы, топографические планы; географические описания разных территорий; энциклопедии, справочники, статистические материалы и. т.; космические и аэрофотоснимки; географоинформационные системы (ГИС). | Составить таблицу «Классификация характеристики изучаемых источников географической информации». |
2 | Новейшие изменения политической карты мира. | Уметь различать страны: -по географическому положению (приморские, полуостровные, островные и страны-архипелаги, внутриконтинентальные); -по уровню экономического развития (развитые и развивающиеся); -по размерам территории (крупные, большие, средние, микрогосударства); -по формам правления (республика, монархия); -по типам государственного устройства (унитарные, федеративные). пространстве. | Подготовиться к проведению взаимоконтроля в ориентировании на политической карте мира (на основании номенклатуры стран). Подготовить и записать в рабочей тетради не менее 5 вопросов по теме «Политическое устройство мира». |
3 | Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира». «Перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики». | Выделение с помощью условных знаков на контурной карте различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира Отметить перспективы освоения природных ресурсов Арктики и Антарктики | Работа с контурной картой. Указать различные виды минеральных ресурсов по регионам и странам мира Презентация по индивидуальному заданию |
4 | «Демографическая политика в различных странах мира». | По атласу определить особенности расселения населения в разных странах. Составить таблица, где страны перечислены с самой высокой и самой низкой средней плотностью | Составить таблицу |
5 | «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки» | изучить особенности европейской интеграции на примере Европейского союза; определить влияние интеграционных процессов на экономическое развитие стран-членов ЕС, их положение в мировом хозяйстве; | Проведите мини - социальный опрос взрослого населения (среди своих родителей, родственников, соседей, знакомых), предложите ответить на следующие вопросы: Следует ли, по вашему мнению, восстанавливать и укреплять экономические, культурные и другие виды связей между бывшими союзными республиками? (Да, нет, затрудняюсь ответить) Считаете ли вы прогрессивным явлением стремление стран Европы к интеграции? (Да, нет, затрудняюсь ответить) Обобщите полученные ответы в зависимости от пола, возраста, образования. |
6 | Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. | Выделение с помощью условных знаков на контурной карте ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. | Работа с контурной картой |
7 | Особенностей размещения различных отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | Заполните таблицу «Отрасли специализации стран мира», расположенную далее по тексту. Работа оформляется по общим правилам. Сделайте вывод о зависимости между отраслями специализации и уровнем социально-экономического развития стран и запишите его после таблицы | Заполнить таблицу |
8 | Международный туризм в различных странах и регионах мира. | Изучить особенности международного туризма в различных странах и регионах мира. | Подготовка и защита презентации |
9 | Выявление культурных традиций разных народов Европы, их связь с природно-историческими факторами | Изучить характерные черты, обычаи и традиции народов Европы; показать единство культурных и этнопсихологических черт народов Европы. Задание по вариантам | Дайте обобщенный этнопсихологический портрет немца. Дайте обобщенный этнопсихологический портрет испанца. Дайте обобщенный этнопсихологический портрет француза. Дайте обобщенный этнопсихологический портрет англичанина. Дайте обобщенный этнопсихологический портрет итальянца. |
10 | «Экономические реформы в Японии и Китае». | Дать историко-географическую справку об открытии и освоении региона и отдельных его областей, природных богатствах, исторических, культурных, природных и архитектурных достопримечательностях; -проанализировать место выбранной страны или региона на мировой арене, -охарактеризовать политико- и экономико-географическое положение выбранной страны или региона, -дать информацию о национальных и религиозных традициях, менталитете и образе жизни населения страны/региона; -оценить перспективы развития выбранной страны или региона; -обозначить ключевые проблемы выбранной страны или региона. Систематизируйте и структурируйте собранную информацию. | Создать слайд-презентацию на одну из предложенных тем (по Вашему выбору): -Китай: пробудившийся колос. -Япония: тихоокеанский дракон. |
11 | Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки | Систематизируйте и структурируйте материал, представленный в учебнике Охарактеризуйте три страны. | Проверка конспекта |
12 | Географический рисунок хозяйства США | Отразить в схеме промышленные пояса | Схема |
13 | Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. | По картам народов мира и религий в атласе конкретизируйте основные черты распределения народов Латинской Америки по языковым семьям и группам, религиям. | Работа с учебной литературой. Составление таблицы или графического анализа |
14 | Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. | Используйте карты атласа по Австралии и таблицы «Приложений» и выпишите отрасли международной специализации Австралии | Таблица |
15 | Внешняя торговля товарами России. | Используя материалы таблиц и текста учебника, составьте краткую характеристику структуры экспорта и импорта России в мировой экономике. Оцените ее перспективу. | Подготовить характеристику «Международная торговля России». |
4.Рекомендации по организации различных форм самостоятельной работы
4.1.Общие правила составления презентации.
Первый этап. Планирование презентации.
Планирование включает:
Определение основной идеи презентации.
Подбор дополнительной информации.
Планирование выступления.
Создание структуры презентации.
Проверка логики подачи материала.
Подготовка заключения.
Второй этап:
. Разработка презентации.
Поиск соответствия методологических требований подготовки слайдов с проектируемыми слайдами презентации;
наличие вертикальной и горизонтальной логики содержания; соотношение текстовой и графической информации.
Третий этап:

4.2.Общие правила подготовки сообщений.
При подготовке дополнительных сообщений, необходимо, изучив определенный объем информации, представить ее в форме тезисов. Информация должна быть емкой, краткой, образной, конкретной. Не следует переписывать какие-либо разделы учебников или общие фразы из интернета. Необходимо четко представлять, что Вы хотите дополнительно сообщить. При подготовке дополнительных сообщений необходимо использовать орфографические словари (для правильной постановки ударения) и словарями иностранных слов (для верного их употребления)
4.3 Правила работы над книгой
Приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.
После этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его). Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить.
Помните: нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Рекомендуем возвращаться к нему второй, третий, четвертый раз, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.
Изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки, математические формулы: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет понять и усвоить изучаемый материал.
При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы всякое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.
Проверь, с какой скоростью ты читаешь. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Особенно это умение будет полезным при первом просмотре книги. Обычно студент 1-2 курса при известной тренировке может внимательно и сосредоточенно прочитать 8-10 страниц в час и сделать краткие записи прочитанного. Многие студенты прочитывают 5-6 страниц. Это крайне мало. Слишком медленный темп чтения не позволит изучить многие важные и нужные статьи книги. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), ты можешь прочитывать до 50-60 страниц в час и даже более! Одновременно ты приобретаешь способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.
Запись изучаемого - лучшая опора памяти при работе с книгой (тем более научной). Читая книгу, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Педагогика учит - что прочитано, продумано и записано, то становится действительно личным достоянием работающего с книгой.
ПРАВИЛА, КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА
Прочтите название темы, заглавие параграфа и обдумайте его содержание, связь с ранее изученным учебным материалом.
Прочтите весь параграф. Убедитесь, что новые термины и выражения вам понятны. Рассмотрите прилагаемые к тексту иллюстрации и схемы, постарайтесь понять главное в них.
Выучите определения понятий, формулировки законов и правил, которые имеются в тексте. Подберите в учебнике или приведите свои примеры для их иллюстрации.
Составьте план прочитанного (устно или письменно). Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказывать текст и как иллюстрировать свой ответ. Трудный текст прочитайте вновь, уясняя его по абзацам.
Перескажите текст мысленно или вслух в соответствии с намеченной последовательностью изложения, так вы лучше запомните и уясните учебный материал.
Проверьте, все ли задания в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное выясните у товарищей или у преподавателя.
КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ИЛИ ПЛАН К ТЕКСТУ УЧЕБНИКА
Прочитайте параграф медленно по абзацу или смысловым частям текста.
Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.
Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.
Запишите кратко содержание текста. Писать следует чётко, аккуратно применяя общепринятые сокращения и обозначения. в конспект могут быть включены рисунки с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы, дополнительные примеры и выводы.
Познакомьтесь с заданиями в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно ещё раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.
Конспект должен составлять примерно 1/5 часть прочитанного текста, лучше его размещать на развёрнутом двойном листе тетради тогда им будет удобно пользоваться. Конспектирование прочитанного, в конечном счете, экономит время, так как к некоторым текстам нам приходиться возвращаться несколько раз.
4.4. Основные правила составления таблиц
Таблица должна быть составлена компактно, т. е. быть небольшой по размеру и легко обозримой.
Общий заголовок таблицы должен кратко выражать ее основное содержание. В нем стараются указать время, территорию, к которым относятся данные, единицы измерения, если они выступают едиными для всей совокупности.
Строки подлежащего и графы сказуемого располагают в виде частных слагаемых с последующим подытоживанием по каждому из них.
Для удобства анализа таблицы при большом числе строк подлежащего и граф сказуемого возникает потребность в нумерации тех из них, которые заполняются данными.
При заполнении таблиц нужно использовать следующие условные обозначения: при отсутствии явления пишется (-) прочерк, если нет информации о явлении, ставится многоточие (… ) или пишется: «нет сведений».
Одинаковая степень точности, обязательная для всех чисел, обеспечивается соблюдением правил их округления (от 0,1 до 0,01 и т. д.). Когда одна величина превосходит другую многократно, полученные показатели динамики лучше выражать не в процентах (%), а в разах.
Если в таблице с отчетными данными приводятся сведения расчетного порядка, то нужно сделать соответствующую оговорку.
Графы и строки должны содержать единицы измерения, соответствующие поставленным в подлежащем и сказуемом показателям. При этом используются общепринятые сокращения единиц измерения, например: чел., руб. и т. д. Если графы имеют единую единицу измерения, то она выносится в заголовок таблицы.
Для удобной работы с цифровым материалом числа в таблицах следует расставлять в середине граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой и т. д., четко соблюдая при этом их разрядность.
В таблицу можно включать примечания, в которых будут указываться источники данных, более подробное содержание показателей и другие необходимые пояснения.
В наше время необходимо научиться составлять и пользоваться статистическими таблицами.
Для того чтобы проанализировать данные, которые содержит таблица, необходимо прежде ознакомиться с названием таблицы заголовками ее граф и строк, установить, на какую дату и к какой территории относятся зафиксированные в таблице статистические данные, обратить внимание на единицы измерения и установить, какие процессы характеризуются средними и относительными величинами.
Анализ статистической таблицы логичнее начинать с общего итога, который позволяет получить общую характеристику совокупности, затем переходить к изучению данных отдельных строк и граф, т. е. к оценке частей изучаемого объекта, исследуя при этом вначале наиболее важные, а потом уже и все остальные элементы таблицы.
4.5. Проведение мини опросов. Инструкция.
Прежде всего, до того, как к нему приступить, нужно чётко определить процедуру и цели исследования. То есть, процедуре опроса всегда предшествует разработка исследовательской программы, понимание задач и целей, гипотез и категорий анализа.
Вопросы должны быть понятно и чётко сформулированы, с соблюдением языковых норм. Формулировка этих вопросов обязательно должна соответствовать культурному уровню респондента. Так же общее число вопросов должно входить в рамки здравого смысла, чтобы не утомить опрашиваемого. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента подтекста категорически исключена.
Исходя из этого, нам понадобится план проведения социологического опроса, а так же опросный лист. Очень важно учитывать социальные и демографические характеристики респондентов, иначе опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист должен иметь часть, называемую паспортной, куда заносятся данные об опрашиваемом.
2.Далее, следует объяснить всем опрашиваемым, для чего вы проводите данное мероприятие, раскрыть перед ними его цель.
После того, как все предварительные процедуры выполнены, переходим непосредственно к опросу. По мере его проведения ответы респондентов отмечаются в специальной анкете, для дальнейшей работы с полученной информацией.
3.Когда опрос завершён, необходимо обработать результаты анкеты:
1. Подсчитываем количество ответов на каждый из заданных вопросов.
2. Заносим полученные результаты в таблицу.
3. Анализируем результаты и на их основании делаем выводы.
В таблице нужно напротив предлагаемых ответов на ваши вопросы поставить количество их выборов.
4.6. Правила работы с контурными картами
На контурной карте записывайте данное задание.
При выполнении задания обязательно пользуйтесь географическим атласом и учебником.
Работайте цветными карандашами. Территории закрашивайте ровными бледными цветами, чтобы потом можно было наносить другие объекты и надписи.
Перед началом работы придумайте, какие условные знаки вы будете применять, как подпишете название государств, рек, городов, чтобы они не мешали друг другу.
5. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты
6.Если подписи к объектам не помещаются на контурной карте, обозначайте ихцифрами, а пояснения к цифрам напишите в условных знаках.
7.Объекты нужно нанести на карту точно, ориентируясь по линиям градусной сетки, по рекам и береговой линии. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Уровень освоения студентом учебного материала.
Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Сформированность общеучебных умений.
Обоснованность и чёткость изложения ответа.
Владение терминологией и грамотной устной/письменной речью.
Оформление материала в соответствии с требованиями.
Оценка качества выполнения самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работал и полностью самостоятельно: подобрал необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показал необходимые для проведения самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена преподавателем или выбрана самими студентами.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена студентами с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу студентов. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).Студенты показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда студенты оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки студента.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
6.Список литературы и интернет-ресурсов
Основные источники:
Баранчиков Е.В. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования. _ М. : Издательский центр «Академия», 2016
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10кл. – М.: Просвещение, 2009-2011.
Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования/ О.А. Петрусюк, Е.В. Баранчиков. _ М. : Издательский центр «Академия», 2010
Дополнительные источники:
Учебники
Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М.: Дрофа, 2000
Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ярославль, 1993, 1995, 1996.
Максаковский В.П. Литературная география. Изд-во «Просвещение» 2005
Петрова Н.Н. География. (современный мир) : учебник / Н.Н. Петрова. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : ФОРУМ, 2008
Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М.: Дрофа, 2000.
Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира. Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Пособия
Атлас «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2007 г.
Барабанов, В.В. ЕГЭ 2006 (2007, 2008). География. Типовые тестовые задания / В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина. _ М.: Издательство «Экзамен», 2006 (2007,2008)
Контурные карты «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2007 г.
7