Методические требования к проведению занятий по развитию связной речи.
Учитель-логопед Бойко Е.Е.
Организационные принципы проведения занятий по развитию связной речи.
При проведении занятий по развитию связной речи в условиях детских образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими организационными принципами:
Наличие яркой мотивации при составлении детьми самостоятельных рассказов (не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае, составить письмо о зиме для африканской девочки, объяснить инопланетянину, чем дикие животные отличаются от домашних, и пр.).
Учет огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой деятельности ребенка-дошкольника (использовать тексты и картины только с интересными, занимательными сюжетами, создавать эмоционально значимые ситуации: ряженые гости, получение посылок и писем от Незнайки, призы за лучший рассказ, приход героев любимых сказок, появление кукол-бибабо и пр.).
Отказ от жестко регламентированных, переход к более демократичным формам обучения (посадка не только за столами, ответы без поднятой руки, поощрение инициативных высказываний, свободного общения не только через педагога, а непосредственно между детьми и пр.).
Использование символических изображений, обеспечивающих зрительный план развернутых высказываний и, кроме того, способствующих повышению умственного возраста детей (схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметы-заменители и пр.).
Обеспечение в занятии разнообразной двигательной разрядки, способствующей усилению мыслительной и речевой активности (пластические этюды, физкультминутки для развития пальцевой моторики, динамические паузы, проигрывание действий, встречающихся в составляемых рассказах, и пр.).
Привлечение технических средств обучения (видеомагнитофон, магнитофон, кинокамера, фотоаппарат и пр.).
Обеспечение качества наглядного материала (нравственный уровень, размер, эстетичность, яркость, современность).
Воспитание у детей элементарных навыков, относящихся к форме публичного выступления (не увлекаться деталями, но не упускать главного, спокойно стоять лицом к слушающим, говорить уверенно, громко, полетно, выразительно, акцентированно, убедительно и пр.).
Привлечение детей к аргументированной оценке рассказов товарищей и своих собственных («рассказал выразительно, громко, по порядку, полно, без остановок, следил за звуками» и пр.).
Методические требования к качеству составления детьми самостоятельных рассказов.
Предлагаем модель идеального рассказа ребенка, к составлению которого следует стремиться педагогам и родителям в процессе обучения. Идеальный рассказ дошкольника должен быть:
полным (без пропусков);
связным (смысловое объединение частей рассказа и отдельных предложений);
последовательным (без перестановок);
логичным (с причинно-следственными зависимостями);
спланированным (помогает наличие графического плана-схемы, уточнение глагольной цепочки);
лексически наполненным (разнообразие лексики, точность называния действий, наличие слов-признаков);
выразительным (с акцентированием значимых слов);
грамматически верным (без грамматических ошибок);
фонетически чистым (все звуки речи произносятся правильно, ребенок использует оптимальные темп рассказывания, силу голоса, интонацию, логические ударения);
непрерывным (без пауз).
Характеристика стимульного материала для занятий по развитию связной речи.
Педагогам известно, что результативность обучения дошкольников связной речи впрямую зависит от качества наглядного (стимульного) материала. Остановимся на его особенностях в современных условиях.
Разнообразие стимульного материала.
При проведении занятий по развитию связной речи важно расширять палитру используемой наглядности. Новизна наглядного материала, его разнообразие заметно повышают интерес детей к занятиям, их собранность, восприимчивость и активность. Помимо привычного инструментария - сюжетных и предметных картин, - рекомендуеется педагогам и родителям использовать: тексты с картинками-включениями, натуральные предметы и объекты, фотографии, репродукции, пиктограммы, опорные сигналы, схемы, иллюстрации, коллажи, предметы-заменители, видеоматериалы, слайды и слайд-шоу, диафильмы, детские рисунки.
Современность текстов, сюжетов, картин.
Выбирая картины для занятий, важно помнить, что их сюжет должен быть эмоционально близок ребенку, а изображенные объекты — затрагивать его чувственный опыт. Современному малышу могут быть не понятны истории о сборе школьниками металлолома и макулатуры, рассказы о семейном походе на первомайскую демонстрацию и т. п. Педагогам следует избегать картин, на которых дети изображаются в шубах, шапках-ушанках, с пионерскими галстуками, а пенсионерки - в очках, платках, опирающимися на палку и т. п. Подобные иллюстрации рекомендуется сохранять для знакомства детей с историей нашей страны.
Нравственный уровень.
Современного ребенка, который нередко наблюдает по телевидению сцены жестокости и насилия, желательно ограждать от подобных сюжетов в ходе занятий. Поэтому, в воспитательных целях, истории, где льву бросили на съедение живую собачку, или мама выгоняет щенка на мороз за разбитую чашку, или лиса схватила ворону, чтобы поужинать ею, и т. п., лучше не использовать!
Экологическое соответствие.
Мы, педагоги, не можем не учитывать экологические проблемы современного общества. Поэтому сюжеты, где дети разводят в лесу костер, ловят рыбу сетями, набирают букеты ландышей и пр., желательно исключить из пользования.
Занимательность сюжетов, текстов и картин
Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Современному ребенку, привыкшему к ярким, динамичным мультфильмам, не интересны истории со скучными нотациями или картины, на которых дети, к примеру, стоят вокруг ежика, поливают цветы на подоконнике и т. п. Еще менее занимательны картины, вовсе лишенные действующих лиц: растет дерево, течет ручей, идет снег. Бессюжетные картины рекомендуется использовать для рассматривания, решения логических задач, расширения кругозора и т. д., но не для составления повествовательных рассказов.
Качество сюжетных картин.
При подборе картин педагогам необходимо обращать внимание на их эмоциональную привлекательность, красочность, эстетичность, яркость и, в случае групповых занятий, достаточный размер.
Проблемный характер сюжетов картин.
Среди сюжетов картин, используемых Т.А.Ткаченко, большинство относится к так называемым проблемным. Проблема, как известно, - это сложный вопрос, требующий исследования. В данном случае под проблемностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления понадобятся: пояснения и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребенка; активизация воображения и взрослого, и малыша.