СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические требования к проведению занятий по развитию связной речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические требования к проведению занятий по развитию связной речи.

Учитель-логопед Бойко Е.Е.

Организационные принципы проведения занятий по развитию связной речи.

При проведении занятий по развитию связной речи в условиях детских образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими орга­низационными принципами:

  1. Наличие яркой мотивации при составлении детьми самостоя­тельных рассказов (не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае, составить письмо о зиме для африканской девочки, объяс­нить инопланетянину, чем дикие животные отличаются от до­машних, и пр.).
  2. Учет огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой деятельности ребенка-дошкольника (использовать тексты и картины только с интересными, занимательными сюжетами, создавать эмоционально значимые ситуации: ряженые гости, получение посылок и писем от Незнайки, призы за лучший рассказ, приход героев любимых сказок, появление кукол-бибабо и пр.).
  3. Отказ от жестко регламентированных, переход к более демо­кратичным формам обучения (посадка не только за столами, от­веты без поднятой руки, поощрение инициативных высказыва­ний, свободного общения не только через педагога, а непосред­ственно между детьми и пр.).

 

Просмотр содержимого документа
«Методические требования к проведению занятий по развитию связной речи.»

Методические требования к проведению занятий по развитию связной речи.

Учитель-логопед Бойко Е.Е.


Организационные принципы проведения занятий по развитию связной речи.

При проведении занятий по развитию связной речи в условиях детских образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими орга­низационными принципами:

  1. Наличие яркой мотивации при составлении детьми самостоя­тельных рассказов (не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае, составить письмо о зиме для африканской девочки, объяс­нить инопланетянину, чем дикие животные отличаются от до­машних, и пр.).

  2. Учет огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой деятельности ребенка-дошкольника (использовать тексты и картины только с интересными, занимательными сюжетами, создавать эмоционально значимые ситуации: ряженые гости, получение посылок и писем от Незнайки, призы за лучший рассказ, приход героев любимых сказок, появление кукол-бибабо и пр.).

  3. Отказ от жестко регламентированных, переход к более демо­кратичным формам обучения (посадка не только за столами, от­веты без поднятой руки, поощрение инициативных высказыва­ний, свободного общения не только через педагога, а непосред­ственно между детьми и пр.).

  1. Использование символических изображений, обеспечива­ющих зрительный план развернутых высказываний и, кроме того, способствующих повышению умственного возраста детей (схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметы-замените­ли и пр.).

  2. Обеспечение в занятии разнообразной двигательной разряд­ки, способствующей усилению мыслительной и речевой актив­ности (пластические этюды, физкультминутки для развития пальцевой моторики, динамические паузы, проигрывание действий, встречающихся в составляемых рассказах, и пр.).

  3. Привлечение технических средств обучения (видеомагнито­фон, магнитофон, кинокамера, фотоаппарат и пр.).

  4. Обеспечение качества наглядного материала (нравственный уровень, размер, эстетичность, яркость, современность).

  5. Воспитание у детей элементарных навыков, относящихся к фор­ме публичного выступления (не увлекаться деталями, но не упу­скать главного, спокойно стоять лицом к слушающим, говорить уверенно, громко, полетно, выразительно, акцентированно, убедительно и пр.).

  6. Привлечение детей к аргументированной оценке рассказов товарищей и своих собственных («рассказал выразительно, громко, по порядку, полно, без остановок, следил за звуками» и пр.).


Методические требования к качеству составления детьми самостоятельных рассказов.

Предлагаем модель идеального рассказа ребенка, к составлению которого следует стремиться педагогам и родителям в процессе обучения. Идеальный рассказ дошкольника должен быть:

  • полным (без пропусков);

  • связным (смысловое объединение частей рассказа и отдельных предложений);

  • последовательным (без перестановок);

  • логичным (с причинно-следственными зависимостями);

  • спланированным (помогает наличие графического плана-схе­мы, уточнение глагольной цепочки);

  • лексически наполненным (разнообразие лексики, точность называния действий, наличие слов-признаков);

  • выразительным (с акцентированием значимых слов);

  • грамматически верным (без грамматических ошибок);

  • фонетически чистым (все звуки речи произносятся правиль­но, ребенок использует оптимальные темп рассказывания, силу голоса, интонацию, логические ударения);

  • непрерывным (без пауз).


Характеристика стимульного материала для занятий по развитию связной речи.

Педагогам известно, что результативность обучения дошкольни­ков связной речи впрямую зависит от качества наглядного (стимульного) материала. Остановимся на его особенностях в совре­менных условиях.

Разнообразие стимульного материала.

При проведении занятий по развитию связной речи важно расширять палитру используемой наглядности. Но­визна наглядного материала, его разнообразие заметно повыша­ют интерес детей к занятиям, их собранность, восприимчивость и активность. Помимо привычного инструментария - сюжетных и предметных картин, - рекомендуеется педагогам и родителям использовать: тексты с картинками-включениями, натуральные предметы и объекты, фотографии, репродукции, пиктограммы, опорные сигналы, схемы, иллюстрации, коллажи, предметы-за­менители, видеоматериалы, слайды и слайд-шоу, диафильмы, детские рисунки.

Современность текстов, сюжетов, картин.

Выбирая картины для занятий, важно помнить, что их сюжет должен быть эмоционально близок ребенку, а изображенные объ­екты — затрагивать его чувственный опыт. Современному малышу могут быть не понятны истории о сборе школьниками металлоло­ма и макулатуры, рассказы о семейном походе на первомайскую демонстрацию и т. п. Педагогам следует избегать картин, на которых дети изображаются в шубах, шапках-ушанках, с пионерскими галстуками, а пенсионерки - в очках, платках, опирающимися на палку и т. п. Подобные иллюстрации рекомендуется сохранять для знакомства детей с историей нашей страны.

Нравственный уровень.

Современного ребенка, который нередко наблюдает по телевиде­нию сцены жестокости и насилия, желательно ограждать от подоб­ных сюжетов в ходе занятий. Поэтому, в воспитательных целях, исто­рии, где льву бросили на съедение живую собачку, или мама выгоня­ет щенка на мороз за разбитую чашку, или лиса схватила ворону, что­бы поужинать ею, и т. п., лучше не использовать!

Экологическое соответствие.

Мы, педагоги, не можем не учитывать экологические проблемы современного общества. Поэтому сюжеты, где дети разводят в лесу костер, ловят рыбу сетями, набирают букеты ландышей и пр., жела­тельно исключить из пользования.

Занимательность сюжетов, текстов и картин

Чувства - регулятор внутренней энергии, влияющей на всю че­ловеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет кар­тин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка ана­лизировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаи­мосвязи, делать выводы. Современному ребенку, привыкшему к ярким, динамичным мультфильмам, не интересны истории со скуч­ными нотациями или картины, на которых дети, к примеру, стоят вокруг ежика, поливают цветы на подоконнике и т. п. Еще менее за­нимательны картины, вовсе лишенные действующих лиц: растет дерево, течет ручей, идет снег. Бессюжетные картины рекомен­дуется использовать для рассматривания, решения логических задач, расширения кругозора и т. д., но не для составления повест­вовательных рассказов.

Качество сюжетных картин.

При подборе картин педагогам необходимо обращать внимание на их эмоциональную привлекательность, красочность, эстетичность, яр­кость и, в случае групповых занятий, достаточный размер.

Проблемный характер сюжетов картин.

Среди сюжетов картин, используемых Т.А.Ткаченко, большинство от­носится к так называемым проблемным. Проблема, как известно, - это сложный вопрос, требующий исследования. В данном случае под проблемностью сюжета подразумевается, что для его всесторонне­го восприятия и осмысления понадобятся: пояснения и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребенка; активизация воображения и взрослого, и малыша.