СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для практических занятий по дисциплине «Информатика»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические указания предназанчены для социально-экономического профиля (1 курс)

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для практических занятий по дисциплине «Информатика»»

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»






УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_______________Т. М. Челей

«______» _____________2019г.







МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для практических занятий

по дисциплине «Информатика»


по специальностям:


38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

40.02.03 Право и судебное администрирование

40.02.01 Право и организация социального обеспечения


Социально-экономический профиль


1 курс, I семестр













Санкт-Петербург

2019


ОДОБРЕНО

кафедральной комиссией

общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.


Председатель кафедральной комиссии

____________________Е.В. Чумаченко


Методические указания рассмотрены

Методическим советом

и рекомендованы для утверждения

протокол № ___ от _______________ г.




Организация-разработчик: СПБ ГБПОУ «АМК»



Методические указания предназначены для использования обучающимися при выполнении заданий по практическим занятиям по учебной дисциплине «Информатика» для специальностей:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

38.02.03 Операционная деятельность в логистике;

40.02.03 Право и судебное администрирование;

40.02.01 Право и организация социального обеспечения


В методических указаниях предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины.



Разработчики: преподаватели СПб ГБПОУ «АМК» Шустова Татьяна Анатольевна, Белявина Анастасия Александровна, Никифорова Наталья Григорьевна







СОДЕРЖАНИЕ




1. Пояснительная записка 4

2. Планирование практических занятий 6

/лабораторных работ Ошибка! Закладка не определена.

3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений 7

4 Общие методические рекомендации по организации и проведению 8

практических занятий /лабораторных работ 8

5. Образец оформления практического задания Ошибка! Закладка не определена.


1. Пояснительная записка

Методические указания разработаны для практических занятий по учебной дисциплине «Информатика по специальностям: 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике», 40.02.03 «Право и судебное администрирование», 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06-259.

Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

• личностных:

- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;

− осознание своего места в информационном обществе;

− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;

− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;

− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

• метапредметных:

- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;

− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;

− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;

− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

• предметных:

- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;

− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;

− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; − владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; − сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);

− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;

− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;

− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

При разработке содержания практических работ учитывался уровень сложности освоения обучающимися соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций.

Методические указания по учебной дисциплине имеют практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе практических занятий умения могут быть использованы обучающимися в будущей профессиональной деятельности.

Выполнение обучающимся практических работ по «Информатике» способствует: развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитанию ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Основными этапами практического занятия являются:

− проверка знаний обучающихся – их теоретической подготовленности к занятию;

− инструктаж, проводимый преподавателем;

− выполнение заданий;

− последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

Методические указания включают:

− Планирование практических занятий;

− Общие методические рекомендации по организации и проведению практических работ;

− Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;

− Критерии оценки выполнения работ и степени овладения обучающимися запланированных умений (освоенных компетенций).

2. Планирование практических занятий


п/п

Наименование раздела, темы

Наименование практического/

лабораторного занятия

Кол-во часов

1

Раздел 1. «Информационная деятельность человека

6


Тема 1.2 Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Практическая работа №1. «Информационные ресурсы общества».

2

Практическая работа №2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности

2

Практическая работа № 3 «Работа с порталом государственных услуг»

2

2

Раздел 2

Информация и информационные процессы

16


Тема 2.1. Подходы к измерению информации.

Практическая работа № 4 «Представление информации в двоичной системе счисления»

2

Практическая работа №: 5 «Двоичная арифметика»

2

Практическая работа № 6 «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»

2

Тема 2.2 Основные информационные процессы и их реализация с помощью ПК.

Практическая работа № 7 «Арифметические и логические основы работы компьютера

2

Тема 2.3. Алгоритмы и способы их записи. Этапы решения задач с использованием компьютера.

Практическая работа № 8. «Составление линейных алгоритмов»

2

Практическая работа № 9. «Составление алгоритмов с условиями»

2

Практическая работа № 10. «Составление циклических алгоритмов»

2

Практическая работа № 11. «Решение задач по теме «Алгоритмы»

2

ИТОГО

22

3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений

  1. Критерии оценки выполнения заданий по практическим занятиям



Оценка

Требования к знаниям

отлично

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении вопросов, использует в ответе материал нормативно-правовой литературы, правильно обосновывает принятое решение.

хорошо

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

удовлетворительно

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.

неудовлетворительно

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.



4 Общие методические рекомендации по организации и проведению

практических занятий


Практические занятия по дисциплине «Информатика» проводятся в аудитории (компьютерном классе), где каждое рабочее место оснащено ПК и необходимым программным обеспечением. Каждое практическое занятие начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности обучающихся к занятию.

Перед началом преподаватель ставит перед обучающимися задачи, проводит общий инструктаж по выполнению заданий (технике безопасности на рабочем месте).

В ходе выполнения заданий преподаватель направляет, консультирует обучающихся, проводит проверку знаний и умений, делает анализ выполнения задания. Занятие заканчивается оценкой работы обучающихся.

Практическая работа №1. «Информационные ресурсы общества»


Цель занятия: создать условия для получения навыков использования информационных ресурсов, поиска нужной информации с их помощью, овладения методами работы с программным обеспечением.

Задачи:

  • учебная способствовать формированию принципов поиска информации, используя сеть Интернет;

  • развивающая – способствовать развитию самостоятельности, умения сравнивать и анализировать информацию;

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу, ВТ и учебным пособиям.

Время на выполнение работы: 90 мин.

Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Компьютер.

  2. Браузер Internet Explorer (или его аналог), поисковые серверы, MS Word.

  3. Карточки с заданием.


Ход практического занятия:

  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов — их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов. Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде.

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы. К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д.

Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства, используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках, содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии, объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме, т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов. Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru.

Задания

Задание 1.

Используя сайт «Единое окно» - http://window.edu.ru/, составьте список ссылок (5 и более) на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии.

Работу оформите в текстовом документе MS Word.

Задание 2.

Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек (5 и более ссылок), используя Интернет.

Задание 3.

Осуществите перевод нескольких фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютерного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

Информатика, Клавиатура, Принтер, Программист, Ссылка, Локальная сеть, Программа, Процессор, Монитор.

Задание 4.

Найдите закон об образовании, используя портал российского образования www.edu.ru.

Укажите ссылку на страницу с законом. Результаты поиска отразите в отчете, созданном в текстовом редакторе MS Word под именем: «Работа с информационными и образовательными ресурсами_группа_ФИ».

Задание 5.

Найдите материал по теме «Влияние компьютеров на здоровье человека» и оформите реферат в текстовом редакторе MS Word под именем: «Реферат_группа_ФИ».

Задание 6

        1. Загрузите браузер Internet Explorer (или его аналог);

        2. Выпишите электронные адреса шести государственных образовательных порталов и дайте им краткую характеристику. Результат оформите в виде таблицы.

Таблица 1

Информационно - образовательные ресурсы


п/п

Название портала

Электронный адрес портала

Характеристика портала

1

«Российское образование» Федеральный портал

httpp://www.Edu.ru

Каталог образовательных Интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты.

2




3




4




5




6





Выполните форматирование текста в таблице.

  1. Шрифт Times New Roman, размер 12 пт, цвет – черный.

  2. Отступы и интервалы- 0 пт, межстрочный интервал –одинарный, отступ первой строки –нет.

  3. Выравнивание - по левому краю.


Задание 7.

Найти в Интернете информацию о наличии, стоимости, возможности заказать доставку нужного лекарства (например, мазь Atopic) в г. Санкт-Петербург/

Задание 8.

Подберите коллекцию работ любимого художника, используя электрон­ную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/).


Контрольные вопросы:

  1. Что относится к информационным ресурсам общества?

  2. Что такое информационные образовательные ресурсы?


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018


Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».


Практическая работа №2. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности


Цель занятия: создать условия для поиска информации различных видов профессионально-информационной деятельности человека с использованием ресурсов сети Интернет.


Задачи:

  • учебная – способствовать формированию знаний о видах информационной деятельности с использованием технических средств и информационных ресурсов, применяемых в профессиях социально-экономического профиля; способствовать совершенствованию навыков работы с поисковыми системами;

  • развивающая – способствовать развитию самостоятельности, логического мышления и расширению кругозора;

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу, ВТ и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Компьютер.

  2. Браузер Internet Explorer (или его аналог).

  3. Редактор презентаций MS Power Point.

  4. Карточки с заданием.


Ход практического занятия:

  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:

Информационная деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.
        Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной.
        Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем — ученые и т.д.

  По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов — библиотек, архивов. Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах — обработка и целенаправленное преобразование информации —осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.
        Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

 Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе. Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис, т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время.

К современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:

  1. сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;

  2. аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи; 

  3. цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны; 

  4. записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.); 

  5. полиграфическое оборудование; 

  6. цифровые музыкальные студии; 

  7. медицинское оборудование для УЗИ и томографии; 

  8. сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках; 

  9. ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер; 

  10. плоттеры и различные принтеры; 

  11. мультимедийные проекторы; 

  12. флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах; 

  13. мобильные телефоны.

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. В настоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.


Задания

Задание1.

Оформить в тетради таблицу по теме: «Виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов».

Задание 2.

Привести пример профессий, связанных с получением и обработкой информации, предположить какие технические средства при этом используются. Результат оформить в тетради.

Задание 3.

Охарактеризовать актуальность использования информационных ресурсов в профессиональной деятельности.

Задание 4.

Описать технические средства и информационные ресурсы, применяемые в вашей профессиональной деятельности


Контрольные вопросы:

  1. Какие технические средства используются в вашей профессиональной деятельности?

  2. С какими информационными ресурсами вы работаете чаще всего?

  3. Какие программные средства можно отнести к вашей будущей профессии?

Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018


Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».


Практическая работа № 3 «Работа с порталом государственных услуг»


Цель занятия: создать условия для получения практических навыков работы с порталом государственных услуг.


Задачи:

  • учебная – способствовать формированию знаний о способах регистрации на портале государственных услуг; об основных услугах портала;

  • развивающая – способствовать развитию самостоятельности, логического мышления и расширению кругозора;

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу, ВТ и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Компьютер;

  2. Браузер Internet Explorer (или его аналог);

  3. Карточки с заданием.


Ход практического занятия:

  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) обеспечивает возможность для заявителей подавать заявления в электронной форме на получение государственных услуг, получать в электронной форме информацию о ходе рассмотрения заявлений, а также юридически значимый результат рассмотрения заявления.

Любой гражданин Российской Федерации может пройти регистрацию и получить код активации, предъявив свой паспорт и пенсионное свидетельство (СНИЛС). При этом персональные данные всех пользователей, идентификационные данные и сведения о паролях защищены единой системой идентификации и аутентификации. Дальнейшее развитие указанного порядка предполагает выдачу кодов активации государственными и муниципальными органами власти. Ресурс адаптирован для пользователей с ограниченными возможностями.


Задания:


Задание 1. Загрузите портал государственных услуг РФ по адресу: http://www.gosuslugi.ru/

  1. Найдите ссылку откройте её и пропишите 3 этапа регистрации на портале:

1.

2.

3.







Задание 2.

  1. Загрузите портал государственных услуг http://www.gosuslugi.ru/

  2. Откройте раздел Каталог услуг и заполните таблицу в тетради.

Укажите услуги, которые предоставляет портал (кратко поясните):

Таблица 2

Услуги государственного портала


Название услуги

Пояснение



















Задание 3.

  1. Найдите  раздел  со значком  

  2. Как называется этот раздел, какие новые услуги в него входят? 

  3. Ответ запишите в тетрадь.


Контрольные вопросы:

        1. Что такое государственный портал?

        2. Какие услуги можно назвать самыми популярными?

        3. Какими услугами вы уже пользовались?

        4. Какую услугу, по-вашему, можно добавить на портал государственных услуг РФ?




Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018


Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Практическая работа № 4 «Представление информации в двоичной системе счисления»


Цель занятия: создать условия для получения практических навыков перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.


Задачи:

  • учебная – способствовать формированию знаний и умений правил перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную и обратно;

  • развивающая – способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, памяти и внимания;

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Карточки с заданием.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:


Системы счисления – это способ представления чисел с использованием соответствующих правил действия над числами.

Основанием системы счисления называется количество знаков или символов, используемых для изображения числа в данной системе счисления.

Наименование системы счисления соответствует ее основанию (например, десятичной называется система счисления так потому, что ее основание равно 10, т.е. используется десять цифр).

Двоичная система счисления. Для записи чисел используются только две цифры – 0 и 1. Выбор двоичной системы объясняется тем, что электронные элементы, из которых строятся ЭВМ, могут находиться только в двух хорошо различимых состояниях. По существу, эти элементы представляют собой выключатели. Как известно выключатель либо включен, либо выключен. Третьего не дано. Одно из состояний обозначается цифрой 1, другое – 0. Благодаря таким особенностям двоичная система стала стандартом при построении ЭВМ.


Правило перевода чисел из десятичной в двоичную систему счисления:


        1. Последовательно выполнять деление исходного десятичного числа на основание системы счисления (в данном случае на 2) до тех пор, пока не получится частное меньшее делителя.

        2. Полученные остатки записать в обратной последовательности.


















Рисунок 1 – Пример перевода


Ответ: 7310=10010012


Правило перевода чисел из двоичной системы счисления в двоичную:

  1. Оформить развернутую запись числа: число во 2-ой системе счисления представляется в виде суммы степеней (начиная с 0) с основанием 2 и вычисляется.

  2. Подсчитать значение выражения.


Пример:


1 1 1 0 0 12 = 1*20 + 0*21 + 0*22 + 1*23 + 1*24 + 1*25 = 1+ 0 + 0 + 8 + 16 + 32 = 5710


Задания:


Задание 1. Запишите развернутую запись чисел:

  1. 1012

  2. 1011,0112

  3. 1010100112

  4. 12310

  5. 452,1210


Задание 2 Выполните перевод чисел из одной системы счисления в другую:


  1. 21310 →? 2

  2. 10100012 →?10

  3. 31910 →?2

  4. 101010112 →?10


Задание 3. Записать, как представляется числа в ПК

  1. 93

  2. 357

  3. -173

  4. 71

  5. 259

  6. - 134


Контрольные вопросы:

  1. Почему большинство ЭВМ работает с двоичной системой счисления?

  2. Назовите правила перевода из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018


Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Практическая работа №: 5 «Двоичная арифметика»


Цель занятия: создать условия для получения практических навыков выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.


Задачи:

  • учебная – способствовать формированию знаний и умений правил выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления.

  • развивающая – способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, памяти и внимания;

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:

  1. Карточки с заданием.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:


Для того чтобы лучше освоить двоичную систему счисления, необходимо освоить выполнение арифметических действий над двоичными числами.

Все позиционные системы «одинаковы», а именно, во всех них арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам:

  • справедливы одни и те же законы арифметики: коммуникативный, ассоциативный, дистрибутивный;

  • справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;

  • правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

Таблица 3

Арифметика в двоичной системе счисления


Правила сложения:

Правила вычитания

Правила умножения

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10


0 – 0 = 0

10 – 1 = 1

1 – 0 = 1

1 – 1 = 0


0 * 0 = 0

0 * 1 = 0

1 * 0 = 0

1 * 1 = 1




Задания:


  1. Выполнить сложение двоичных чисел:

  1. 100000001002 + 1110000102;

  2. 100000112+10000112;

  3. 10100100002+11011110112;

  4. 110010,1012+1011010011,012.

  1. Выполнить вычитание двоичных чисел:

  1. 1100000011,0112 - 101010111,12;

  2. 1001110012-1101102;

  3. 11110011102-1110110102;

  4. 1101111011,012-101000010,01112.

  1. Выполнить вычитание двоичных чисел:


  1. 1001112 × 10001112;

  2. 11001102 × 10110102;

  3. 10110102 × 10000102;

  4. 10111002 × 11001002.


  1. Проверьте правильность ваших вычислений с помощью калькулятора. (Пуск-Программы-Стандартный-Калькулятор-Инженерный.


Контрольные вопросы:

  1. Что называют цифрой?

  2. Что такое алфавит системы счисления?

  3. Что называют основанием системы счисления?

  4. Проведите примеры позиционных систем счисления


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018


Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Практическая работа № 6 «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления»


Цель занятия: создать условия для получения практических навыков выполнения арифметических действий в восьмеричной системе счисления.


Задачи:


  • учебная – способствовать формированию знаний и умений правил выполнения арифметических действий в восьмеричной системе счисления.

  • развивающая – способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, памяти и внимания;

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:


  1. Карточки с заданием.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:


Для того чтобы лучше освоить восьмеричную систему счисления, необходимо освоить выполнение арифметических действий над восьмеричными числами.

Все позиционные системы «одинаковы», а именно, во всех них арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам:

  • справедливы одни и те же законы арифметики: коммуникативный, ассоциативный, дистрибутивный;

  • справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;

  • правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.


Правило перевода чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную:


  1. Последовательно выполнять деление исходного десятичного числа на основание системы счисления (в данном случае на 8 и 16) до тех пор, пока не получится частное меньшее делителя.

  2. Полученные остатки записать в обратной последовательности.







Рисунок 2 - Пример выполнения перевода чисел


Ответ: 7510=1138=4В16


Правило перевода чисел из двоичной системы счисления в двоичную:

  1. Оформить развернутую запись числа: число во 8 – ой и 16-ой системах счисления представляется в виде суммы степеней (начиная с 0) с основанием 8 и 16 соответственно.

  2. Подсчитать значение выражения.


Примеры:


1138 = 1*82 + 1*81 + 3*80 = 64+8+3= 7510

4B16=4*161+11*160=64+11=7516


Арифметические операции в восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления

Для представления чисел в восьмеричной системе счисления используются восемь цифр (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), так как основа восьмеричной системы счисления равна 8. Все операции производятся посредством этих восьми цифр.

Для представления чисел в шестнадцатеричной системе счисления используются шестнадцать цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F. В шестнадцатеричной системе число шестнадцать пишется как 10. Выполнение арифметических операций в шестнадцатеричной системе производится, как и в десятеричной системе.

Рассмотрим примеры перевода чисел в 8-ю и 16-ю системы счисления:

















Задания:


1. Переведите числа из десятичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 948;
б) 763;
в) 994,125;
г) 523,25;
д) 203,82.

2. Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 335,78;
б) 14C,A16.

3. Выполните сложение чисел.

а) 1153,28+1147,328;
б) 40F,416+160,416.

4. Выполните вычитание чисел.

а) 2023,58-527,48;
б) 25E,616-1B1,516.

5. Выполните умножение чисел.

а) 1650,28*120,28;
б) 19,416*2F,816.



Контрольные вопросы:

  1. Назовите основание и алфавит восьмеричной системы счисления.

  2. Назовите основание и алфавит шестнадцатеричной системы счисления.

  3. Какая форма записи числа называется свернутой?


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018

Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».

Практическая работа № 7 «Арифметические и логические основы работы компьютера»


Цель занятия: создать условия для получения знаний и умений технической реализации алгебры логики, дать представление о том, как в компьютере при помощи логических элементов выполняются арифметические и логические операции.


Задачи:

  • учебная – способствовать формированию понимания арифметических и логических основ работы компьютера; сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции; рассмотреть основные примеры построения алгоритмов;

  • развивающая – способствовать развитию самостоятельности, логического мышления, памяти и внимания;

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:


  1. Карточки с заданием.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:

Между алгеброй логикой и двоичным кодированием существует следующая связь: основной системой счисления в компьютере является двоичная, а которой используются цифры 0 и 1, а значений логический переменных тоже два: «0» и «1» («ложь» и «истина».)

В процессе обработки двоичной информации процессор выполняет арифметические и логические операции.

В основе логики работы компьютера, как правило, лежит преобразование сложных логических выражений. Для объяснения этого понятия нам понадобится ввести ряд операций алгебры логики (логических операций). Рассмотрим 3 основных логических операций.

Логическая операция КОНЪЮНКЦИЯ определяет соединение двух логических выражений (высказываний) с помощью союза И. Обозначается символами &(энд) and или ^.


В соответствии с таблицей истинности можно дать следующее определение: конъюнкция - логическая операция, ставящая в соответствие двум простым логическим выражениям новое — сложное логическое выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинны оба исходных (простых) логических выражения.

Логическая операция ДИЗЪЮНКЦИЯ определяет логическое соединение двух логических выражений (высказываний) с помощью союза ИЛИ. Эта операция называется также еще логическим, сложением и обозначается значком v.

В соответствии с таблицей истинности можно дать определение: дизъюнкцией - логическая операция, ставящая в соответствие двум простым логическим выражениям новое — сложное логическое выражение, которое будет истинным тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из исходных (простых) логических выражений.

Логическая операция ОТРИЦАНИЕ (ИНВЕРСИЯ), определя­ется над одним аргументом (простым или сложным логическим вы­ражением) следующим образом: если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное выражение ложно, то его отрицание будет истинным. Данная опера­ция означает, что к исходному логическому выражению добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО, ЧТО. Операция ОТРИЦАНИЕ обозначается символом -, а ее результат определяется следующей таб­лицей истинности:

Порядок выполнения логических операций в сложном логическом выражении:

  1. инверсия — -;

  2. конъюнкция — & (или);

  3. дизъюнкция — v;

Для изменения указанного порядка выполнения логических операций используются круглые скобки.

Задания:


Задание 1. Ответьте на следующие вопросы, используя Интернет-ресурсы и запишите в тетрадь

  1. Что такое логика?

  2. Какие основные понятия использует логика?

  3. Что такое сложное высказывание?

  4. Что такое таблица истинности?

  5. Что такое импликация и что такое результат импликации?

  6. Что такое эквивалентность и что такое результат эквивалентности?

  7. Что такое электронный элемент?

  8. Что такое логический элемент?

  9. Что такое регистр?

  10. Что такое сумматор и полусумматор?


Задание 2. Найдите в Интернет-ресурсах таблицы истинности импликации и эквивалентности, оформите их в тетради


Задание 3. Постройте таблицу истинности логической функции F=(A\/B) /\ (A\/B)


Контрольные вопросы:

  1. Назовите порядок выполнения логических операций.

  2. Что такое конъюнкция? Как она обозначается?

  3. Что такое инверсия?


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018

Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».


Практическая работа № 8. «Составление линейных алгоритмов»


Цель занятия: создать условия для получения знаний и умений в составлении линейных алгоритмов.

Задачи:

  • учебная – способствовать освоению принципов записи линейных алгоритмов, их описание в виде блок-схем и в среде программирования;

  • развивающая – способствовать развитию алгоритмического мышления, внимания и самостоятельности.

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу, ВТ и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:


  1. Карточки с заданием.

  2. Компьютер.

  3. Программное обеспечение PascalABC.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:


Алгоритм - точное указание, которое определяет последовательность действий, необходимых для получения желаемого результата из исходных данных.

Выделяют три наиболее распространенные на практике способа записи алгоритмов:

  1. словесный (запись на естественном языке);

  2. графический (запись с использованием графических символов);

  3. программный (тексты на языках программирования).

Линейный алгоритм - это алгоритмическая структура, при которой команды выполняются последовательно одна за другой.


Блок схема – это графическое представление алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.


Рисунок 3 – Язык блок-схем


Рассмотрим пример решения задачи различными способами.

Задача. Составить алгоритм решения задачи: даны 2 числа a и b. Найти их среднее арифметическое.

Таблица 5

Пример решения задачи


Язык блок-схем

Программа на языке программирования Pascal









c=a+b













Program SR;

Var a,b,c : real;

Begin

Writeln (‘Введите 2 числа’);

Readln (a, b);

c:=(a+b)/2;

writeln (‘Результат’, c);

end.












Задания:

Задание 1. Составить алгоритм на естественном языке приготовления любимого блюда.

Задание 2. Составить алгоритм решения задачи в виде блок-схем: найти периметр и площадь прямоугольного треугольника, если известны два катета А и B.

Задание 3. Написать программу нахождения суммы цифр трехзначного числа. Число водится с клавиатуры.

Задания 4. Составить алгоритм решения задачи и написать программу: поменять местами значения двух переменных с использованием третьей.



Контрольные вопросы:

  1. Что такое алгоритм?

  2. Способы представления алгоритма

  3. Приведите примеры из жизни выполнения линейной последовательности действий.


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018

Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».




Практическая работа № 9. «Составление алгоритмов с условиями»


Цель занятия: создать условия для формирования навыков построения алгоритмов с использованием условий.

Задачи:

  • учебная – способствовать освоению принципов записи разветвляющихся алгоритмов, их описание в виде блок-схем и в среде программирования;

  • развивающая – способствовать развитию алгоритмического мышления, внимания и самостоятельности.

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу, ВТ и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:


  1. Карточки с заданием.

  2. Компьютер.

  3. Программное обеспечение PascalABC.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:

Ветвление (условие) – это алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от выполнения условия (да или нет) предусмотрен выбор одной из двух последовательностей команд (ветвей).

Алгоритмы, в которых применяется только «ветвление», называются разветвляющимися.

Графически, полная форма структуры ветвление представлена на рисунке 4.














Рисунок 4 - Полная форма ветвления


Иногда, встречаются ситуации, когда вторая последовательность команд отсутствует, то есть неполное ветвление.


Синтаксис ветвления на языке программирования Pascal:


If уcловие then Действие 1

Else Действие 2;


Простые условия – это условия, состоящие из одной операции сравнения.

При решении различных задач иногда возникает необходимость проверять выполнение двух (как например, 0 составными.

Составные условия – это условия, которые создаются из нескольких простых, соединённых друг с другом логическими операциями.

Для записи составных условий в алгоритмическом языке используют следующие логические операции: логическое «и» (and); логическое «или» (оr); логическое отрицание (not).

Так с помощью логических операций простые условия объединяют в составные. Простые условия при этом обязательно заключаются в скобки, так как логические операции имеют более высокий приоритет, чем операции сравнения.


Рассмотрим пример решения задачи c ветвлением.

Задача. Составить алгоритм решения задачи: определить, является ли число n двузначным.


Таблица 6

Пример решения задачи


Язык блок-схем

Программа на языке программирования Pascal










Да

Нет


Program SR;

Var n : integer;

Begin

Writeln (‘Введите число);

Readln (n);

If (n=10) and (nЧисло двузначное’) else writeln (‘Число не двузначное’);

end.









Задания:

Задание 1. Составить алгоритм перехода через дорогу по светофору, используя оператор условия.

Задание 2. Составить алгоритм решения задачи: вычислить значение у в зависимости от значения х

y = 1/ x2 при х 0, y = x/6 при других х

Задание 3. Составить алгоритм решения задачи: найти корни квадратного уравнения, если известны коэффициенты при квадратном уравнении a, b, c.

Задание 4. Написать программу решения задачи: вычислить в какой координатной четверти находится точка с заданными координатами.

Задание 5. Написать программу решения задачи: дана следующая функция y=f(x). Требуется найти значение функции по переданному x.

y = 2x - 10, если x 0

y = 0, если x = 0

y = 2 * |x| - 1, если x


Контрольные вопросы:

  1. В каких задачах используются алгоритмы с условиями (ветвление)?

  2. Ветвление может быть не полным? Если да, то приведите пример.

  3. Как обозначается условие на языке блок-схем?


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018

Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».


Практическая работа № 10. «Составление алгоритмов с циклами»


Цель занятия: создать условия для формирования навыков построения алгоритмов с использованием алгоритмической структуры – цикл.

Задачи:

  • учебная – способствовать освоению принципов записи циклических алгоритмов, их описание в виде блок-схем и в среде программирования;

  • развивающая – способствовать развитию алгоритмического мышления, внимания и самостоятельности.

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу, ВТ и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:


  1. Карточки с заданием.

  2. Компьютер.

  3. Программное обеспечение PascalABC.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:


Цикл – это алгоритмическая структура, в которой серия команд (тело цикла) выполняется многократно.

        1. Цикл с условием – число повторений заранее не известно, оно зависит от условия.

Рассмотри пример построения блок-схемы на примере решения задачи: вывести квадраты чисел, находящихся в диапазоне от 0 до 1 с шагом 0,2. (см. Рисунок 5)
















Рисунок 5 – Пример решения задачи с циклом


Синтаксис цикла с параметром на языке программирования Pascal:

While условие do команда;

Если условие изначально ложно, то операторы циклической части программы не выполняются ни разу.


        1. Цикл с параметром – цикл с заданным числом повторений.


For имя переменной:=НачЗначение to КонЗначение Do Команда 1

В процессе выполнения цикла переменная меняет свое значение с шагом + 1 от начального значения к конечному значению.

For имя переменной:=НачЗначение to КонЗначение Do

begin

Команда 1;

Команда 2;

Команда 3;

End;


Задания:

Задание 1. Составить алгоритм перехода через дорогу по светофору, используя конструкцию «цикл».

Задание 2. Составить алгоритм решения задачи: найти сумму натуральных чисел от 1 до n.

Задание 3. Составить алгоритм решения задачи: дано натуральное число n. Посчитать количество цифр в числе.

Задание 4. Написать программу решения задачи: вычислить значения функции y=x2+5x+10 при 1≤х≤7 с шагом h=1.

Задание 5. Написать программу решения задачи: Найти произведение чисел от n до m, не кратных 2.



Контрольные вопросы:

  1. В каких задачах используются алгоритмы с циклами?

  2. Как обозначается цикл на языке блок-схем?

  3. Какие виды циклов бывают?


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018

Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».





Практическая работа № 11. «Решение задач по теме: «Алгоритмы»»


Цель занятия: создать условия для формирования навыков построения алгоритмов с использованием различных алгоритмических структур.

Задачи:

  • учебная – способствовать освоению принципов записи различных алгоритмов, их описание в виде блок-схем и в среде программирования;

  • развивающая – способствовать развитию алгоритмического мышления, внимания и самостоятельности.

  • воспитательная – способствовать формированию информационной культуры, бережного отношения к имуществу, ВТ и учебным пособиям.


Время на выполнение работы: 90 мин.


Оборудование, технические средства и инструменты:


  1. Карточки с заданием.

  2. Компьютер.

  3. Программное обеспечение PascalABC.


Ход практического занятия:


  1. Ознакомиться с теоретическим материалом.

  2. Выполнить задания.

  3. Ответить на контрольные вопросы.

  4. Сделать выводы по выполненной работе.

Теоретический материал:


Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Алгоритмизация – процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

Шаг алгоритма – это каждое отдельное действие алгоритма.

Исполнитель – это объект, умеющий выполнять определенный набор действий. Исполнителем может быть человек, робот, животное, компьютер.

Система команд исполнителя (СКИ) – это все команды, которые исполнитель умеет выполнять.

Среда исполнителя – обстановка, в которой функционирует исполнитель.

Выделяют три наиболее распространенные на практике способа записи алгоритмов:

  1. словесный (запись на естественном языке);

  2. графический (запись с использованием графических символов);

  3. программный (тексты на языках программирования).


Типы алгоритмов:

  1. Линейный;

  2. Ветвление (с условием);

  3. Цикл.



На рисунке 6 представлены блок-схемы различных алгоритмов.
























Рисунок 6 – Примеры блок-схем различных алгоритмов



Задания:

Задание 1. Разработать алгоритм выполнения домашнего задания.

Задание 2. Разработать алгоритм вычисления гипотенузы прямоугольного треугольника по известным значениям длин его катетов a и b.

Задание 3. Разработать алгоритм вычисления наибольшего числа из двух чисел x и y.

Задание 4. Написать программу для решения задачи: ввести два числа. Если сумма этих чисел четная, найти произведение, в противном случае, найти частное этих чисел.

Задание 5. Написать программу для решения задачи: вычислить сумму натуральных чисел от 1 до 100.


Контрольные вопросы:

    1. Какие виды алгоритмов вы знаете?

    2. Назовите основные способы описания алгоритмов.

    3. Как называется способ записи алгоритма с помощью служебных слов?

    4. Какие алгоритмы называются составными?


Оформление результатов работы

Оформить работу в соответствии с заданиями.

Ответить на контрольные вопросы.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Показать работу преподавателю.


Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

  1. Цветкова М. С. Информатика: учебник. - М.: Академия, 2017

  2. Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учебное пособие. - М.: Академия 2018

  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: Академия, 2018

Дополнительные источники:

  1. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2005.

  2. Попов В.Б., Основы информационных и телекоммуникационных технологий. -М.: Финансы и статистика, 2005.

  3. Корнеев И.К., Информационные технологии: М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Электронные ресурсы:

  1. www.biblioclub.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека онлайн»

  2. http://www.digital-edu.ru/ Портал Цифровое образование

  3. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно образовательных ресурсов (ФЦИОР). Каталог электронных образовательных ресурсов.

  4. http://www.digital-edu.ru/fcior/ Федеральная система информационно образовательных ресурсов.

  5. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  6. http://www.informika.ru/projects/infotech/ Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» ИНФОРМИКА

  7. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты.

  8. http://window.edu.ru/ Федеральный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!