СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частью УМК по предмету ОУП.05 История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания включают учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, обеспеченность занятия, средствами обучения, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочим учебным планом  по профессии  13.01.10.Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)           

Просмотр содержимого документа
«Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частью УМК по предмету ОУП.05 История»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»








СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ






ОУП.05 История


по профессии 13.01.10.Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)



















Надым 2019 г.



Методические указания для студентов по выполнению практических работ являются частью УМК по предмету ОУП.05 История, составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС СПО). Методические указания включают учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО, обеспеченность занятия, средствами обучения, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочим учебным планом по профессии 13.01.10.Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)

Составитель:

С. М.Абызнакаева, преподаватель истории и обществознания (включая экономику и право)



РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 9

от «14» июня 2019 г.

Председатель УМО:

_____________ (Е.Е. Тен)



ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 8

от «19» июня 2019 г.

Председатель МС:

_____________ (Е.В. Головань)

СОДЕРЖАНИЕ


с.

1

Введение

4

2

Общие требования для студентов по выполнению

практических работ

10

3

Критерии оценивания работ

10

4

Требования к технике безопасности при выполнении

практических работ

10

5

Содержание практических работ

12



Введение

Практические работы направлены на освоение следующих результатов обучения:

личностных:

− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

− готовность к служению Отечеству, его защите;

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;


предметных:

− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.







Аудиторная нагрузка на выполнение практических работ

Название работы

Нагрузка в часах

Практическая работа

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

Крещение Руси: причины, основные события, значение.

Деревянное и каменное зодчество

3 ч

Практическая работа

Владимиро-Суздальское княжество.

1

Практическая работа

Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Куликовская битва, ее значение.

1

Практическая работа

Образование единого Русского государства и его значение.

1

Практическая работа

Опричнина, споры о ее смысле.

Окончание Смуты и возрождение российской государственности.

1

Практическая работа

Итоги и цена преобразований Петра Великого.

1

Практическая работа

Крымская (Восточная) война и ее последствия.

1

Практическая работа

Отечественная война 1812 года.

1

Практическая работа

Героическая оборона Севастополя в 1854—1855 годах и ее герои.

Русско-турецкая война 1877—1878 годов.


1

Практическая работа

Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные последствия.

Значение отмены крепостного права в России

2

Практическая работа

Значение движения декабристов.

Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. Народническое движение.

Золотой век русской литературы.

2

Практическая работа

Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году.

II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле.

1

Практическая работа

Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны.

2

Практическая работа

Создание ООН и ее деятельность.

Послевоенное восстановление стран Западной Европы.

«План Маршалла».

1

Практическая работа №50

Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты.

Успехи советской космонавтики.

1



Общие требования для студентов по выполнению

практических работ


  1. Перед выполнением практической работы необходимо повторить теоретический материал, используя рекомендованную литературу, конспект лекций и теоретическую часть работы.

  2. Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш, тетрадь для выполнения практических работ, атлас, контурные карты.


Критерии оценивания работ:


«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Студенты работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.


«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.


«3» - работа выполняется при помощипреподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.


«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.


Требования к технике безопасности при выполнении

практических работ


- Вход в аудиторию осуществляется только по разрешению преподавателя.

- На первом занятии преподаватель проводит первичный инструктаж по технике безопасности и напоминает студентам о бережном отношении к оборудованию и о материальной ответственности каждого из них за сохранность оборудования и обстановки.

- При обнаружении повреждений оборудования персональную ответственность несут студенты, выполнявшие работу на этом оборудовании. Виновники обязаны возместить материальный ущерб.

- Если во время проведения работы на оборудовании замечены какие-либо неисправности оборудования, необходимо немедленно сообщить об этом преподавателю.

- После окончания работы рабочее место следует привести в порядок.



Практическая работа

«Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

Крещение Руси: причины, основные события, значение.

Деревянное и каменное зодчество».



Цель работы: выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства; причины и значение крещения Руси; особенности развития деревянного и каменного зодчества.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в конспекте.

2.Выполните задания:

А) Укажите основные признаки государства.

Б) Что способствовало формированию древнерусского государства?

Г) На контурной карте обозначьте Древнерусское государство, города.

Д) Почему язычество не отвечало потребностям Древнерусского государства? Запишите дату крещения Руси. Каково значение крещения Руси для государства?

Е) Назовите выдающиеся памятники архитектуры Древней Руси.


3. Подведение итогов работы.



Практическая работа

«Владимиро-Суздальское княжество».

Цель работы: формировать у студентов представление об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018

2.Выполните задания:

А) На контурной карте обозначить территорию Владимиро-Суздальского княжества, крупные города.

Б)Заполните таблицу: политика первых владимирских князей


Основные

Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский

Всеволод Большое Гнездо

Дата правления




Внутренняя политика




Внешняя политика





3. Подведение итогов работы.





Практическая работа

«Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Куликовская битва, ее значение».


Цель работы: формировать представление у студентов о значении противостояния Руси монгольскому завоеванию, о борьбе Руси с монголами, о значении Куликовской битвы.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задания:

А) Заполните таблицу:

Дата

Историческое событие

1223


1237-1242


1238, 4 марта


1240, 6 декабря


1380, 8 сентября



Б)На контурной карте изобразить план Куликовской битвы.

В) Прокомментируйте высказывание Л.Н.Гумилева: «На борьбу с Мамаем в 1380 г. пошли москвичи, суздальцы, ярославцы, владимирцы, а после Куликова поля вернулись русские…»

Г) В чем состоит значение Куликовской Битвы?


3. Подведение итогов работы.



Практическая работа

«Образование единого Русского государства и его значение».

Цель работы: формировать у студентов представление об этапах образования единого Русского государства, органах центрального и местного управления Руси в 15 веке.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задания:

А) На контурной карте обозначить границы Русского государства в период правления Ивана III, крупные города.

Б) В виде схемы изобразить органы центрального и местного управления Руси в 15 в.

В)Укажите основные направления внешней политики Ивана III.


3. Подведение итогов работы.


Практическая работа

«Опричнина, споры о ее смысле.

Окончание Смуты и возрождение российской государственности».

Цель работы: формировать представление у студентов об опричнине, о ее последствиях; изучить окончание смутного времени.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задания:

А) Какие последствия для страны имела опричнина?

Б) Заполните таблицу: «Смутное время»

Хронологические рамки периода

Основные события

Имена наиболее значительных участников

Итоги периода














3. Подведение итогов работы.


Практическая работа №21

«Итоги и цена преобразований Петра Великого».

Цель работы: формировать представление у студентов об итогах реформ Петра Великого, сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задание:

А) Заполните таблицу:

Экономические реформы

Военные реформы

Реформы в сфере культуры

Реформы в сфере образования

Административные реформы














3. Подведение итогов работы.



Практическая работа №23

«Присоединение и освоение Крыма и Новороссии».

Цель работы: формирование знаний у студентов о присоединении Крыма, освоении Крыма и Новороссии.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задание:

А) Укажите исторические события:

1786-1774 –

1771-

1783-

1787-1791-

1788-

Июль 1789-

Август 1789-

1790-

1791-


В) Запишите итоги Ясского мирного договора.

Г) Какое значение для имело присоединение Крыма к России?

3. Подведение итогов работы.


Практическая работа

«Историческая наука в России в ХVIII веке».

Цель работы: формировать представление у студентов о развитии исторической науки в 18 веке, о вкладе в развитие истории таких ученых как Ломоносов М.В., Татищев В.Н., Миллер Г.Ф., Болтин И.Н.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в конспекте:

2.Выполните задание:

А) Заполнить таблицу:


Ученый

Дата рождения

Исторические труды


















3. Подведение итогов работы.



Практическая работа

«Крымская (Восточная) война и ее последствия.

Цель работы: сформировать у студентов прочные знания о причинах, этапах, ходе и итогах Крымской войны и Гражданской войны в США

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задание:

А. «Крымская война»


Дата

Причины войны

Ход войны

Итоги войны











Практическая работа

«Отечественная война 1812 года».

Цель работы: сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных страниц русской истории, об источниках и цене победы народов России в войне.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задание:

А) Запишите причины войны.

Б) На контурной карте отметьте основные сражения, наши войска и войска противника.

В) С помощью учебника записать хронологию событий.

3. Подведение итогов работы.



Практическая работа

«Героическая оборона Севастополя в 1854—1855 годах и ее герои. Русско-турецкая война 1877—1878 годов».

Цель работы: формировать у студентов знания о героической обороне Севостополя в Крымской войне; о ходе русско-турецкой войны 1877—1878 г.г.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г

2.Выполните задание:

А) Заполните таблицу: «Оборона Севастополя»

Имена командующих гарнизоном

Численность гарнизона

Ход обороны








Б) Составьте схему хронологии русско-турецкой войны 1877—1878.

3. Подведение итогов работы.


Практическая работа

«Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные последствия. Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине ХIХ века. Значение отмены крепостного права в России».

Цель работы: формировать знания о развитии и модернизации промышленности, последствиях промышленного переворота; значении отмены крепостного права.

Оборудование: Учебная литература, раздаточный материал.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задание:

А) Каково значение отмены крепостного права в России?


Б)Заполните таблицу: Промышленность в России в 19 в.

I половина XIX века

II половина XIX века













3. Подведение итогов работы.



Практическая работа

«Значение движения декабристов.

Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. Народническое движение.

Золотой век русской литературы».

Цель работы: формировать у студентов представление об общественных, революционных движениях 19 века, расцвете литературы.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2.Выполните задание:

А) Какую роль движение декабристов сыграло в истории России 19 века?

Б) Заполните таблицу: «Общественные движения»

Славянофилы

Западники

Русский утопический социализм А.И.Герцена

Народники









В) Запишите в левую колонку писателей и поэтов 19 века, в правую- произведения.


3. Подведение итогов работы.





Практическая работа

«Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Россия в годы Гражданской войны».

Цель работы: формировать знания у студентов о периоде Двоевластия в 1917 г, первых декретах Советской власти, ходе Гражданской войны.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2. Выполните задания:

А) Заполните таблицу:

Деятельность Временного правительства в 1917 г.

Деятельность Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 году









Б) Заполнить таблицу:

Декрет

Содержание










В) Выписать фронты Гражданской войны, основные сражения.

3. Подведение итогов работы.



Практическая работа

«Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны».

Цель работы: формировать знания у студентов о Сталинградской битве и ее значении; значении Движения Сопротивления в годы Второй мировой войны.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2. Выполните задания:

А) Заполните таблицу: «Соотношения сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года».


Силы и средства

Красная Армия

Германия и ее союзники














Б) Как называлась операция по уничтожению группировок немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении? Каково значение Сталинградской битвы?

В) Заполните таблицу: «Движение сопротивления»

Разделы:

Югославия

Греция

Франция

Польша

Название движения, лидер





Численность партизанского движения





Действия









3. Подведение итогов работы



Практическая работа

«Создание ООН и ее деятельность. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. План Маршалла»

Цель работы: формировать представление у студентов о создании, структуре, деятельности ООН, послевоенном восстановлении стран Западной Европы - «Плане Маршалла».

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2. Выполните задания:

А) Заполнить таблицу:

Дата создания ООН



Структура ООН



Цель ООН



Постоянные члены Совета безопасности ООН (страны)


Международные организации при ООН



Б) В чем суть «Плана Маршалла?

3. Подведение итогов работы



Практическая работа

«Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты.

Успехи советской космонавтики».

Цель работы: формировать знания студентов о задачах и результатах экономической реформы 1965 года, развитии космонавтики.

Ход работы:

1.Ознакомиться с теоретической частью в учебнике:

Артёмов В. В., Лубченков Ю.Н., История, учебник для студентов. Изд. Центр «Академия» 2018 г.

2. Выполните задания:

А) Заполните таблицу: «Экономические реформы 1965 года»


Промышленность

Сельское хозяйство









Б) Заполните таблицу: «Результаты реформ»


Достижения в промышленности

Достижения в сельском хозяйстве

Социальная сфера








В) Охарактеризуйте успехи СССР в космонавтике.


3. Подведение итогов работы





































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования : в 2ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. - М. : Издательский центр "Академия", 2018. - 352с.

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования : в 2ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 4-е изд., испр. - М. : Издательский центр "Академия", 2018. - 400с.


Дополнительные источники:

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы : учеб. пособие для студ. учереждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 7-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2017. - 368с.

- Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А.М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2014.

- Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2016.

- Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2017.

- Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.

- Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2017.


Электронные ресурсы:

www.gumer.info (Библиотека Гумер).

www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).

www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите-ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).

www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).

www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос-сии, изданные в XVI—XVIII столетиях).

www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон-ные издания произведений и биографических и критических материалов).

www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).

www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).

www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).

www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).

www.temples.ru (Проект «^рамы России»).

www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).

www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).

www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!