Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УР
_________ Шпак М.Е.
«___»_________ 2018 г.
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы студентами
по дисциплине ОП.07 Налоги и налогообложение
Специальность 38.02.01 Экономика и
Бухгалтерский учет ( по отраслям)
Форма обучения Очная, заочная
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»____ г.
председатель методсовета
______________ /Шпак М.Е./
Бодайбо, 2018
Оглавление
1.Пояснительная записка 2
2. Виды самостоятельных работ 4
3. Перечень заданий для самостоятельной работы 5
4. Работа с учебной литературой. 6
Примерная тематика рефератов 9
Список рекомендуемой литературы 9
Приложение ( журнал)………………………………………………………………………………………………………………………..11
1.Пояснительная записка
Дисциплина «Налоги и налогообложение» входит в специальность экономических дисциплин ППССЗ 38.02.01
Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплины «Налоги и налогообложение».
Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимо для успешного освоения профессиональных дисциплин.
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта по ППССЗ 38.02.01»Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя, но по его заданиям и под его контролем.
Цель проведения самостоятельной работы со студентами - освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов; формирование и умений по поиску и использованию справочной и специальной литературы, а также других источников информации; развитие познавательных способностей и активности студентов; творческой инициативы; ответственности и организованности; формирование самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализации; развитие научно-исследовательских навыков; формирование умения при менять полученные знания на практике (профессиональной деятельности)
Самостоятельная работа м ожжет проходить в лекционном кабинете, компьютерном зале, дома.
К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, документами, первоисточниками, доработка и оформление лекционного материала, подготовка к практическим занятиям, конференциям, круглым столом
Большую роль в изучении дисциплины играет самостоятельная работа студентов, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса. Объем лекционных зарнятий не позволяет осветить все разделы и темы, предусмотренные программой дисциплины .
Это требует обязательной самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время по проработке и изучению таким тем, а также тем, освещенных на лекциях и семинарских (практических занятий).
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ограничивается краткими рекомендациями по тем видам самостоятельной работы, которые студент может использовать при изучении курса.
Самостоятельная работа студентов в соответствии с ФГОС СПО и учебными планами должна способствовать более глубокому освоению этого курса, целью которого является совершенствование у студентов навыков в употребления элементов практических занятий.
В результате изучения дисциплины «Налоги и налогообложение» обучающийся должен уметь:
ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации;
понимать сущность и порядок расчетов налогов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающайся должен знать:
нормативные правовые акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации;
экономическую сущность налогов;
принципы построения и элементы налоговых систем;
Формируемые общие компетенции (ОК) , включающие в себя способность:
ОК2- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3.- Принимать решении в стандартных и нестандартных ситуациях ии нести за них ответственность.
ОК4.- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5.- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Профессиональные компетенции (ПК) :
ПК3.1.- Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК3.2.- Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК3.3.- Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
2. Виды самостоятельных работ
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная
- внеаудиторная
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины.
На основании компетентного подхода к реализации профессиональных образовательных программ, видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются :
- для овладения знаниями: чтение текста первоисточника, дополнительной литературы , составление плана текста, конспектирование материала, выписки из текста, тработа со справочниками, учебно-исследовательская работа, использование компьюперной техники и интернета.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, подготовка реферата, тестирование и др.
- для формирования умений: решение ситуационных задач (профессиональных), подготовка к деловым играм,
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы:
Работа над лекционным материалом
Работа над учебными пособиями, монографиями
Изучение и конспектирование нормативного материала
Написание рефератов
Подготовка к тестированию
Подготовка к экзамену.
3. Перечень заданий для самостоятельной работы
Наименование тем | Содержание | Форма |
1. Роль налогов в экономической системе общества | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта устный опрос |
2. Субъекты налоговых отношений и их правоотношения | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
3. Налоговое обязательство и его исполнение | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
4. Налоговый контроль и формы проведения контроля. | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конмпекта Устный опрос |
5.Налговая система РФ | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный вопрос |
6.Налог на прибыль организации | Конспектирование Подготовка ак защите | Проверка конспекта Устный вопрос |
7.Налог на добавленную стоимость | Конспект ирование Подготовка к защите | Проверка конспекта устный вопрос |
8.Налог на доходы физических лиц | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
9.Налог на добычу полезных ископаемых | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
10. Имущественные налоги | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
11.Транспортный налог. | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
12.Земельный налог | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
13. Единый налог на вмененный доход. | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
14. Упрощенная система налогообложения | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
4. Работа с учебной литературой.
Основная часть самостоятельной работы должна включать самоподготовку студентов с использованием учебной литературы согласно список литературы приведенному в рабочей программе по указанной дисциплине
Студент должен самостоятельно освоить разделы , указанные в рабочей программе для самостоятельной работы. В разделы самостоятельной работы студентов также включаются наиболее сложные для понимания части дисциплины, требующие более детального и углубленного изучения и осмысления
Студент должен найти у учебной литературе соответствующую тему, прочитать ее и попытаться изложить устно или письменно основные положения или идеи прочитанного раздела.
Далее студент должен составить сам письменно вопросы, отражающие основные положения разбираемой темы и устно( или письменно ответить на них.
5.Работа студентов с научно-популярной и научной литературой
Приветствуется работа студентов с научно-популярной литературой (статьи в журналах, газетах, книги) по изучаемому разделу дисциплины, так как именно в ней обычно отражается наиболее современное понимание вопросов, перспективные тенденции развития и актуальные аспекты понимания темы, изложенные в доступной форме.
Желательно научиться самостоятельно использовать научную литературу, уметь воспользоваться реферативными журналами для поиска интересуемой темы.
6.Использование интернета
Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы ,наличие быстрой обратной связи, большие возможности наглядного предъявления материала, вариативный характер и проблемность ситуаций, активность обучающихся, креативность.
Использование Интернет-ресурсов и учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы является ориентированность на развитие интеллектуальных умений и исследовательских умений( анализировать, сравнивать и выдвигать гипотезу, осуществлять индукцию, дедукцию) студентов. В результате организации самостоятельной работы можно выделить уровни самореализации студентов в самостоятельной работе с использованием Интернет-ресурсов:
- собирает и изучает литературу по теме
-выделяет основные понятия
-вводит в текст дополнительные данные , характеризующие объект изучения.
-оформляет доклад письменно и иллюстрирует компьютерной презентацией
-сдает на контроль преподавателю и озвучивает в установленный срок.
Необходимо помнить . что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике
Вступление должно содержать:
- название доклада
-сообщение основной идеи
-современную оценку предмета изложения
- краткое перечисление рассматриваемых вопросов
-форму изложения
Основная часть в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части –предоставить достаточно данных для того , чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должна сопровождаться иллюстрациями разработанной компьютерной презентации.
Заключение – это ясное четкое обобщение и краткие выводы.
7.Методические указания по написанию и оформлению рефератов.
Назначение реферата.
Реферат – письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы
1.Выбор темы исследования
Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2.Планирование исследования включает следующие элементы:
*выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата
*сбор и изучение исходного материала, поиск литературы
*анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы
*литературное оформление исследовательской проблемы
*обсуждение работы(на семинаре, на конференции)
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
*введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставится цель и задачи исследования
*заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации
3.Поиск и изучение литературы.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
*исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение , конспектирование необходимого материала( при конспект ировари и необходимо указывать автора, название работы, место издания издательство, год издания, страницу.
*обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата
Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме.
При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата но и материал для полемики.
4.Обработка материала
При обработке полученного материала автор должен:
*систематизировать его по разделам
*выдвинуть и обосновать его по разделам
*определить свою позицию, точку зрения, по рассматриваемой проблеме
*уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы
*сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования
*окончательно уточнить структуру реферата
5. Оформление реферата
При оформлении реферата рекомендуется придерживать следующих правил:
*следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику
*писать строго последовательно, логично, доказательно( по схеме: тезис-обоснование-вывод)
*писать ярко, образно, живо не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты
*писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4(210*297 мм) с указанием порядка листов( снизу, справа) и с соблюдением трафаретов(полей)
*слева -30 мм
*справа- 10 мм
*сверху-20 мм
*снизу-20 мм
Текст реферата может выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке
Примерная тематика рефератов
Наименование тем | Содержание | Форма |
1. Роль налогов в экономической системе общества | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта устный опрос |
2. Субъекты налоговых отношений и их правоотношения | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
3. Налоговое обязательство и его исполнение | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
4. Налоговый контроль и формы проведения контроля. | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конмпекта Устный опрос |
5.Налговая система РФ | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный вопрос |
6.Налог на прибыль организации | Конспектирование Подготовка ак защите | Проверка конспекта Устный вопрос |
7.Налог на добавленную стоимость | Конспект ирование Подготовка к защите | Проверка конспекта устный вопрос |
8.Налог на доходы физических лиц | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
9.Налог на добычу полезных ископаемых | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
10. Имущественные налоги | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
11.Транспортный налог. | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
12.Земельный налог | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
13. Единый налог на вмененный доход. | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
14. Упрощенная система налогообложения | Конспектирование Подготовка к защите | Проверка конспекта Устный опрос |
Список рекомендуемой литературы
Основная:
Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. – Москва: Омега – Л 2017. – 682 с. – (Кодексы Российской Федерации). – ISBN 5-365-00546-5
Аронов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Аронов А.В., Кашин В.А. – М.: Магистр, 2012.
Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник – М.: Дело, 2012.
Карагод В.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Карагод В.С., Худолеев В.В. – М.: Форум, 2012
Миляков Н.В. Налог на добавленную стоимость: Учебно - практическое пособие - М.: Кнорус, 2012.- 208 с.
Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов / Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2015г.
Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов / Сердюков А.Э. др. – СПб: Питер, 2012.
Тадеев А.А. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов – М.: Приор-издат, 2012.
дополнительная
Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства / Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. – СПб: Питер, 2012
Зрелов А.П. 150 споров, выигранных у налоговой / Зрелов А.П., Краснов М.В. – М.: Статус-Кво 97, 2012
Иванова Н.Г. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. – 2-е издание – СПб: Питер, 2012
Налог на прибыль. Сложные вопросы (из практики налогового консультирования) / Под ред. Брызгалина А.В. и др. – Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2012.
Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. Горского И.В. – М.: Финансы и статистика, 2012
Журналы: «Финансы», «Налоговый вестник», «Российский налоговый курьер», «Главный бухгалтер» и др.
контролирующие компьютерные программы
Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Справочная правовая система «Гарант».
Ресурсы INTERNET
Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Цикловая комиссия
Дисциплина
![]()
РЕФЕРАТ
(прописными буквами указывают вид документов, распоряжение – симметрично оси листа, шрифт 22 )
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
(тема пишется без слов «тема», прописными буквами, без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)
Руководитель
Ф.И.О
(подпись)
![]()
![]()
« » 201 г.
Исполнитель
Ф.И.О
(подпись)
![]()
![]()
« » 20 г.
Группа
Бодайбо 2018
15