СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по организации и выполнению лабораторных работ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по организации и выполнению лабораторных работ»

УПРАВЛЕНИЕ образования И НАУКИ

ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ


Государственное областное бюджетное образовательное учреждение


«ЗАДОНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»













Методические указания по организации и выполнению лабораторных работ

по учебной дисциплине


ПМ. 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования.

МДК.01.03. Электрическое и электромеханическое оборудование отрасли


для специальности 130211 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического


и электромеханического оборудования (по отраслям)








Задонск 2016 г.




Методические указания по выполнению лабораторных работ по МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 831.












Разработчик:

Хорошилов Максим Анатольевич-преподаватель специальных дисциплин.







Одобрено на заседании цикловой комиссии ___________

(дата)

Председатель цикловой комиссии _____________________________Г.С. Акатова

(подпись)





Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе _____________________Е.А. Позднякова

(подпись)















СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

5

Критерии оценки лабораторных работ

6

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ

7

Лабораторная работа № 1 Анализ основных характеристик светильников.

9

Лабораторная работа № 2 Анализ схем включения источников света.

11

Лабораторная работа № 3 Исследование схем включения люминесцентных ламп.

16

Лабораторная работа № 4 Анализ схемы включения люминесцентных ламп.

18

Лабораторная работа № 5 Работа установки электронно- лучевой сварки.

22

Лабораторная работа № 6 Работа схемы управления термической нагревательной установкой.

28

Лабораторная работа № 7 Принципы действия установок для нанесения покрытий.

32

Лабораторная работа № 8 Принцип управления электроприводами установками для нанесения покрытий.

39

Лабораторная работа № 9 Принцип действия гальванической установкой.

46

Лабораторная работа № 10 Принцип действия установки электростатической окраски.

50

Лабораторная работа № 11 Работа электропривода обрабатывающей установки

52

Лабораторная работа № 12 Работа электропривода обрабатывающей установки токарного станка.

58

Лабораторная работа № 13 Работа электрической схемы управления обрабатывающей установкой.

69

Лабораторная работа № 14 Работа электрической схемы управления фрезерного станка.

76

Лабораторная работа № 15 Работа электропривода транспортной машины.

81

Лабораторная работа № 16 Работа электропривода компрессорной установки.

87

Лабораторная работа № 17 Работа электропривода вентиляционной установки.

89

Лабораторная работа № 18 Схемы управления участком ПТС.

92

Лабораторная работа № 19 Электрические принципиальные схемы установки с заданными техническими условиями.

95

Лабораторная работа № 20 Электрические принципиальные схемы установки с заданными техническими условиями.

99

Лабораторная работа № 21 Электрическое оборудование и электротехнические изделия с электрической принципиальной схемой.

104

Список литературы

107











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические указания составлены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и предназначены для выполнения лабораторных работ по МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование очной и заочной форм обучения.

Междисциплинарный курс 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование базируется на знании учебных дисциплин и прежде всего электротехники и электроники, а так же Охраны труда. Программой профессионального модуля предусмотрено 42 часа лабораторных работ по МДК01.03.

Дидактическая цель лабораторных работ – осмыслить и закрепить материал лекций, а также получить первые практические навыки в изучении разделов МДК.

Лабораторные занятия являются одним из важнейших элементов учебного процесса. При проведении лабораторных занятий преследуется три основные цели: возможность на практике убедиться в теоретических положениях; развитие творческого мышления (критическое осмысление результатов эксперимента); пробудить любознательность и воображение студента.

Поэтому приобретенные практические навыки при выполнении лабораторных работ не могут быть восстановлены другими видами учебных занятий. Подготовке, выполнению и защите лабораторных работ, обработке и анализу полученных результатов студенты должны уделять самое серьезное внимание. Все этапы работы, связанные с лабораторными занятиями, должны отвечать определенным требованиям.

В результате выполнения лабораторных работ студент должен:

уметь:

  • подбирать технологическое оборудование для ремонта и эксплуатации электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем, определять оптимальные варианты его использования;

  • организовывать и выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования;

  • проводить анализ неисправностей электрооборудования;

  • эффективно использовать материалы и оборудование;

  • заполнять маршрутно-технологическую документацию на эксплуатацию и обслуживание отраслевого электрического и электромеханического оборудования;

  • оценивать эффективность работы электрического и электромеханического оборудования;

  • осуществлять технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;

  • осуществлять метрологическую поверку изделий;

  • производить диагностику оборудования и определение его ресурсов;

  • прогнозировать отказы и обнаруживать дефекты электрического и электромеханического оборудования;

знать:

  • условия эксплуатации электрооборудования;

  • действующую нормативно-техническую документацию по специальности;

  • порядок проведения стандартных и сертифицированных испытаний;

  • правила сдачи оборудования в ремонт и приёма после ремонта;

  • пути и средства повышения долговечности оборудования;

  • технологию ремонта внутрицеховых сетей, кабельных линий, электрооборудования трансформаторных подстанций, электрических машин, пускорегулирующей аппаратуры.

Выполнение лабораторных работ по МДК.01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование профессионального модуля ПМ.01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования направлено на формирование профессиональных компетенций (ПК):

ПК1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.

ПК1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.

ПК1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.

ПК1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.

и общих компетенций (ОК):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Обязательная аудиторная нагрузка на каждую практическую работу составляет 2 часа.


ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ


Выполнение лабораторной работы

1) Предварительная (домашняя) подготовка к выполнению лабораторной работы.

Перед выполнением лабораторных работ студент должен строго выполнить весь объем домашней подготовки; знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента.

Подготовка к выполнению лабораторной работы должна включать в себя следующее:

  • повторение соответствующего теоретического раздела курса по учебнику и конспекту лекций;

  • тщательное изучение содержания работы по руководству и усвоение ее целевого назначения и программы;

  • составление заготовки отчета или конспекта каждым студентом отдельно.

Заготовка отчета должна включать в себя: цель и порядок работы, рабочие схемы, таблицы и основные расчетные соотношения.

2) Получение допуска к работе. Знакомство в лаборатории с оборудованием стенда и требованиями техники безопасности.

К выполнению лабораторных работ могут быть допущены студенты, прошедшие инструктаж по ТБ. Инструктаж проводится в учебной группе в начале семестра на первом лабораторном занятии. На этом же занятии студентов знакомят с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению лабораторных работ и оформлению отчетов по ним. На последующих занятиях студенты обязаны придерживаться указаний преподавателя в отношении мер предосторожности, а также целесообразной сборки электрических цепей.

Студенты допускаются к лабораторным занятиям, во-первых, только после представления преподавателю отчета по лабораторной работе, выполненной на предыдущем занятии, во-вторых, после того, как представлены каждым студентом заготовки нового отчета. При этом студенты должны показать удовлетворительные знания при ответах на контрольные вопросы на допуск, составленные к данной лабораторной работе, знать порядок выполнения работы.

3) Проведение лабораторной работы и предварительная обработка полученных результатов.

Уяснив последовательность эксперимента, усвоив электрическую схему соединения отдельных элементов цепи, студенты записывают паспортные данные электрического оборудования, аппаратов, измерительных приборов и элементов исследуемой электрической цепи.

Изучая теоретическое обоснование, студент должен иметь в виду, что основной целью изучения теории является умение применить ее на практике для решения практических задач.

4) Составление отчета и представление его преподавателю.

После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и выводами и устно ее защитить. Отчеты по лабораторным работам выполняются в отдельной тетради в клетку. Необходимо оставлять поля шириной 25…30 мм для замечаний преподавателя. Содержание отчета должно включать в себя: цель работы, порядок выполнения, электрические схемы, выводы по работе, представленные в виде письменных ответов на вопросы. Вычерчивание схем, таблиц, графиков необходимо выполнять чертежным инструментом (линейка, циркуль, лекало и т.д.) карандашом либо чернилами. Элементы схем должны быть вычерчены тщательно с использованием обозначений по ГОСТ.

Неаккуратное выполнение лабораторной работы, несоблюдение принятых правил и плохое оформление чертежей и схем могут послужить причиной возвращения работы для доработки.


Критерии оценки лабораторных работ

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

  1. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  2. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование, все эксперименты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  3. в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

  4. соблюдал требования безопасности труда.

Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

  • эксперимент проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерении;

  • было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения эксперимента и измерений были допущены следующие ошибки:

  1. эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;

  2. в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  3. работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

Оценка «2» ставится в том случае, если:

  1. работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

  2. опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  3. в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к, оценке «3».



ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ


Лабораторные стенды в лаборатории «Электромеханического оборудования» являются действующими электроустановками, отдельные элементы которых находятся под напряжением. Поэтому при определенных условиях, возникающих из-за нарушения установленных правил, лабораторные стенды могут стать источником поражения человека электрическим током и других видов травматизма. Положение усугубляется еще и особенностью монтажа элементов лабораторного стенда, предусматривающего максимальную доступность учащихся к приборам, машинам и пускорегулирующей аппаратуре, создающего дополнительные опасности при выполнении лабораторных и практических работ.

Тело человека обладает электропроводностью, а поэтому при соприкосновении с двумя неизолированными элементами установки, находящимися под напряжением через тело человека проходит электрический ток. Достигнув опасных значений, этот ток приводит либо к сильным ожогам (электрическая травма), либо к тяжелым поражениям нервной, сердечной и дыхательной систем организма человека (электрический удар). Последствия поражения электрическим током бывают тяжелыми и могут привести к смертельному исходу.

Специфика работы студентов с электрооборудованием состоит в том, что при несоблюдении правил техники безопасности студенты подвергается не только опасности поражения электрическим током, но и опасности механических ударов со стороны вращающихся частей электрических машин и тормозных устройств. Необходимо помнить, что многие элементы схемы лабораторной установки, находящиеся под напряжением, доступны для прикосновения, а вращающиеся части, хотя и имеют обычно защитные устройства, все же не исключают «захвата» частей одежды или механического удара. Поэтому студенты в лаборатории должны соблюдать исключительную осторожность и правила техники безопасности:

  1. студент, находясь в лаборатории, должен быть предельно дисциплинированным и внимательным; беспрекословно выполнять все указания преподавателей и лаборантов; находиться непосредственно у исследуемой лабораторной установки;

  2. запрещается подходить к другим установкам, распределительным щитам и пультам и делать на них какие-либо включения или переключения; включать схему под напряжение, если кто-нибудь касается ее неизолированной токоведущей части; производить какие-либо пересоединения в схеме, находящейся под напряжением; во время работы электрической машины касаться вращающихся частей или наклоняться к ним близко; оставлять без наблюдения лабораторную установку или отдельные приборы под напряжением;

  3. при перемещениях движков и рукояток пускорегулирующей аппаратуры необходимо следить за тем, чтобы рука была в соприкосновении только с изолированной рукояткой;

  4. одежда студента не должна иметь свободно свисающих концов шарфов, косынок, галстуков и т. п., а прическа или головной убор должны исключать возможность «свисания» прядей волос;

  5. если схема содержит конденсаторы, то после ее отключения необходимо разрядить конденсаторы, замкнув накоротко их выводы;

  6. при работе с лабораторной установкой, находящейся под напряжением, студенты должны стоять на изоляционных резиновых ковриках, имеющихся у каждой лабораторной установки;

  7. о всех замеченных случаях неисправности в работе установок и нарушении правил техники безопасности каждый студент должен немедленно доложить преподавателю;

  8. если произошел несчастный случай, лабораторную установку следует немедленно отключить, оказать пострадавшему первую помощь и сообщить об этом преподавателю.

Инструктаж по технике безопасности должен быть зафиксирован в специальном журнале, где каждый студент должен расписаться.

При выполнении лабораторных работ необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

Категорически запрещается:

  • трогать руками оголенные провода и части приборов, находящихся под напряжением, даже если оно не велико;

  • прикасаться к вращающимся частям электродвигателей;

  • заменять или брать оборудование или приборы с других мест без разрешения преподавателя или лаборанта;

  • отходить от приборов и машин, находящихся под напряжением или оставлять схему под напряжением.

Помните, что электрический ток, проходящий через тело человека, величиной в 0,025 А уже является опасным для жизни человека.