УПРАВЛЕНИЕ образования И НАУКИ
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«ЗАДОНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методические указания по организации и выполнению лабораторных работ |
по учебной дисциплине |
ПМ. 01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования. |
МДК.01.03. Электрическое и электромеханическое оборудование отрасли |
|
для специальности 130211 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического |
и электромеханического оборудования (по отраслям) |
Задонск 2016 г.
Методические указания по выполнению лабораторных работ по МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 831.
Разработчик:
Хорошилов Максим Анатольевич-преподаватель специальных дисциплин.
Одобрено на заседании цикловой комиссии ___________
(дата)
Председатель цикловой комиссии _____________________________Г.С. Акатова
(подпись)
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе _____________________Е.А. Позднякова
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 4 |
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | 5 |
Критерии оценки лабораторных работ | 6 |
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ | 7 |
Лабораторная работа № 1 Анализ основных характеристик светильников. | 9 |
Лабораторная работа № 2 Анализ схем включения источников света. | 11 |
Лабораторная работа № 3 Исследование схем включения люминесцентных ламп. | 16 |
Лабораторная работа № 4 Анализ схемы включения люминесцентных ламп. | 18 |
Лабораторная работа № 5 Работа установки электронно- лучевой сварки. | 22 |
Лабораторная работа № 6 Работа схемы управления термической нагревательной установкой. | 28 |
Лабораторная работа № 7 Принципы действия установок для нанесения покрытий. | 32 |
Лабораторная работа № 8 Принцип управления электроприводами установками для нанесения покрытий. | 39 |
Лабораторная работа № 9 Принцип действия гальванической установкой. | 46 |
Лабораторная работа № 10 Принцип действия установки электростатической окраски. | 50 |
Лабораторная работа № 11 Работа электропривода обрабатывающей установки | 52 |
Лабораторная работа № 12 Работа электропривода обрабатывающей установки токарного станка. | 58 |
Лабораторная работа № 13 Работа электрической схемы управления обрабатывающей установкой. | 69 |
Лабораторная работа № 14 Работа электрической схемы управления фрезерного станка. | 76 |
Лабораторная работа № 15 Работа электропривода транспортной машины. | 81 |
Лабораторная работа № 16 Работа электропривода компрессорной установки. | 87 |
Лабораторная работа № 17 Работа электропривода вентиляционной установки. | 89 |
Лабораторная работа № 18 Схемы управления участком ПТС. | 92 |
Лабораторная работа № 19 Электрические принципиальные схемы установки с заданными техническими условиями. | 95 |
Лабораторная работа № 20 Электрические принципиальные схемы установки с заданными техническими условиями. | 99 |
Лабораторная работа № 21 Электрическое оборудование и электротехнические изделия с электрической принципиальной схемой. | 104 |
Список литературы | 107 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания составлены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и предназначены для выполнения лабораторных работ по МДК01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование очной и заочной форм обучения.
Междисциплинарный курс 01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование базируется на знании учебных дисциплин и прежде всего электротехники и электроники, а так же Охраны труда. Программой профессионального модуля предусмотрено 42 часа лабораторных работ по МДК01.03.
Дидактическая цель лабораторных работ – осмыслить и закрепить материал лекций, а также получить первые практические навыки в изучении разделов МДК.
Лабораторные занятия являются одним из важнейших элементов учебного процесса. При проведении лабораторных занятий преследуется три основные цели: возможность на практике убедиться в теоретических положениях; развитие творческого мышления (критическое осмысление результатов эксперимента); пробудить любознательность и воображение студента.
Поэтому приобретенные практические навыки при выполнении лабораторных работ не могут быть восстановлены другими видами учебных занятий. Подготовке, выполнению и защите лабораторных работ, обработке и анализу полученных результатов студенты должны уделять самое серьезное внимание. Все этапы работы, связанные с лабораторными занятиями, должны отвечать определенным требованиям.
В результате выполнения лабораторных работ студент должен:
уметь:
подбирать технологическое оборудование для ремонта и эксплуатации электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем, определять оптимальные варианты его использования;
организовывать и выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования;
проводить анализ неисправностей электрооборудования;
эффективно использовать материалы и оборудование;
заполнять маршрутно-технологическую документацию на эксплуатацию и обслуживание отраслевого электрического и электромеханического оборудования;
оценивать эффективность работы электрического и электромеханического оборудования;
осуществлять технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;
осуществлять метрологическую поверку изделий;
производить диагностику оборудования и определение его ресурсов;
прогнозировать отказы и обнаруживать дефекты электрического и электромеханического оборудования;
знать:
условия эксплуатации электрооборудования;
действующую нормативно-техническую документацию по специальности;
порядок проведения стандартных и сертифицированных испытаний;
правила сдачи оборудования в ремонт и приёма после ремонта;
пути и средства повышения долговечности оборудования;
технологию ремонта внутрицеховых сетей, кабельных линий, электрооборудования трансформаторных подстанций, электрических машин, пускорегулирующей аппаратуры.
Выполнение лабораторных работ по МДК.01.03 Электрическое и электромеханическое оборудование профессионального модуля ПМ.01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования направлено на формирование профессиональных компетенций (ПК):
ПК1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования.
и общих компетенций (ОК):
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Обязательная аудиторная нагрузка на каждую практическую работу составляет 2 часа.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Выполнение лабораторной работы
1) Предварительная (домашняя) подготовка к выполнению лабораторной работы.
Перед выполнением лабораторных работ студент должен строго выполнить весь объем домашней подготовки; знать, что выполнению каждой работы предшествует проверка готовности студента.
Подготовка к выполнению лабораторной работы должна включать в себя следующее:
повторение соответствующего теоретического раздела курса по учебнику и конспекту лекций;
тщательное изучение содержания работы по руководству и усвоение ее целевого назначения и программы;
составление заготовки отчета или конспекта каждым студентом отдельно.
Заготовка отчета должна включать в себя: цель и порядок работы, рабочие схемы, таблицы и основные расчетные соотношения.
2) Получение допуска к работе. Знакомство в лаборатории с оборудованием стенда и требованиями техники безопасности.
К выполнению лабораторных работ могут быть допущены студенты, прошедшие инструктаж по ТБ. Инструктаж проводится в учебной группе в начале семестра на первом лабораторном занятии. На этом же занятии студентов знакомят с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению лабораторных работ и оформлению отчетов по ним. На последующих занятиях студенты обязаны придерживаться указаний преподавателя в отношении мер предосторожности, а также целесообразной сборки электрических цепей.
Студенты допускаются к лабораторным занятиям, во-первых, только после представления преподавателю отчета по лабораторной работе, выполненной на предыдущем занятии, во-вторых, после того, как представлены каждым студентом заготовки нового отчета. При этом студенты должны показать удовлетворительные знания при ответах на контрольные вопросы на допуск, составленные к данной лабораторной работе, знать порядок выполнения работы.
3) Проведение лабораторной работы и предварительная обработка полученных результатов.
Уяснив последовательность эксперимента, усвоив электрическую схему соединения отдельных элементов цепи, студенты записывают паспортные данные электрического оборудования, аппаратов, измерительных приборов и элементов исследуемой электрической цепи.
Изучая теоретическое обоснование, студент должен иметь в виду, что основной целью изучения теории является умение применить ее на практике для решения практических задач.
4) Составление отчета и представление его преподавателю.
После выполнения работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами и выводами и устно ее защитить. Отчеты по лабораторным работам выполняются в отдельной тетради в клетку. Необходимо оставлять поля шириной 25…30 мм для замечаний преподавателя. Содержание отчета должно включать в себя: цель работы, порядок выполнения, электрические схемы, выводы по работе, представленные в виде письменных ответов на вопросы. Вычерчивание схем, таблиц, графиков необходимо выполнять чертежным инструментом (линейка, циркуль, лекало и т.д.) карандашом либо чернилами. Элементы схем должны быть вычерчены тщательно с использованием обозначений по ГОСТ.
Неаккуратное выполнение лабораторной работы, несоблюдение принятых правил и плохое оформление чертежей и схем могут послужить причиной возвращения работы для доработки.
Критерии оценки лабораторных работ
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование, все эксперименты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:
эксперимент проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерении;
было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета исправленных самостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения эксперимента и измерений были допущены следующие ошибки:
эксперимент проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;
в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к, оценке «3».
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ В ЛАБОРАТОРИИ
Лабораторные стенды в лаборатории «Электромеханического оборудования» являются действующими электроустановками, отдельные элементы которых находятся под напряжением. Поэтому при определенных условиях, возникающих из-за нарушения установленных правил, лабораторные стенды могут стать источником поражения человека электрическим током и других видов травматизма. Положение усугубляется еще и особенностью монтажа элементов лабораторного стенда, предусматривающего максимальную доступность учащихся к приборам, машинам и пускорегулирующей аппаратуре, создающего дополнительные опасности при выполнении лабораторных и практических работ.
Тело человека обладает электропроводностью, а поэтому при соприкосновении с двумя неизолированными элементами установки, находящимися под напряжением через тело человека проходит электрический ток. Достигнув опасных значений, этот ток приводит либо к сильным ожогам (электрическая травма), либо к тяжелым поражениям нервной, сердечной и дыхательной систем организма человека (электрический удар). Последствия поражения электрическим током бывают тяжелыми и могут привести к смертельному исходу.
Специфика работы студентов с электрооборудованием состоит в том, что при несоблюдении правил техники безопасности студенты подвергается не только опасности поражения электрическим током, но и опасности механических ударов со стороны вращающихся частей электрических машин и тормозных устройств. Необходимо помнить, что многие элементы схемы лабораторной установки, находящиеся под напряжением, доступны для прикосновения, а вращающиеся части, хотя и имеют обычно защитные устройства, все же не исключают «захвата» частей одежды или механического удара. Поэтому студенты в лаборатории должны соблюдать исключительную осторожность и правила техники безопасности:
студент, находясь в лаборатории, должен быть предельно дисциплинированным и внимательным; беспрекословно выполнять все указания преподавателей и лаборантов; находиться непосредственно у исследуемой лабораторной установки;
запрещается подходить к другим установкам, распределительным щитам и пультам и делать на них какие-либо включения или переключения; включать схему под напряжение, если кто-нибудь касается ее неизолированной токоведущей части; производить какие-либо пересоединения в схеме, находящейся под напряжением; во время работы электрической машины касаться вращающихся частей или наклоняться к ним близко; оставлять без наблюдения лабораторную установку или отдельные приборы под напряжением;
при перемещениях движков и рукояток пускорегулирующей аппаратуры необходимо следить за тем, чтобы рука была в соприкосновении только с изолированной рукояткой;
одежда студента не должна иметь свободно свисающих концов шарфов, косынок, галстуков и т. п., а прическа или головной убор должны исключать возможность «свисания» прядей волос;
если схема содержит конденсаторы, то после ее отключения необходимо разрядить конденсаторы, замкнув накоротко их выводы;
при работе с лабораторной установкой, находящейся под напряжением, студенты должны стоять на изоляционных резиновых ковриках, имеющихся у каждой лабораторной установки;
о всех замеченных случаях неисправности в работе установок и нарушении правил техники безопасности каждый студент должен немедленно доложить преподавателю;
если произошел несчастный случай, лабораторную установку следует немедленно отключить, оказать пострадавшему первую помощь и сообщить об этом преподавателю.
Инструктаж по технике безопасности должен быть зафиксирован в специальном журнале, где каждый студент должен расписаться.
При выполнении лабораторных работ необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:
Категорически запрещается:
трогать руками оголенные провода и части приборов, находящихся под напряжением, даже если оно не велико;
прикасаться к вращающимся частям электродвигателей;
заменять или брать оборудование или приборы с других мест без разрешения преподавателя или лаборанта;
отходить от приборов и машин, находящихся под напряжением или оставлять схему под напряжением.
Помните, что электрический ток, проходящий через тело человека, величиной в 0,025 А уже является опасным для жизни человека.