Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Коркинский горно - строительный техникум»
Методические указания
по выполнению практических занятий
Учебная дисциплина: География
Специальность: 09.02.01 « Компьютерные системы и комплексы»
Курс обучения : I
Составитель: Нерух Н.В.
(Ф.И.О.)
2018
Одобрено Методическим советом ГБПОУ КГСТ
Протокол №____ от _____________________
Рецензенты:
1.__________________________________________________________
2._____________________________________________________________
Пояснительная записка
Методическое пособие для выполнения практических работ предназначено для специальности 09.02.01 « Компьютерные системы и комплексы» по программе учебной дисциплины География.
Данные задания учитывают общую нацеленность образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностног подхода.
В пособие включены практические работы , направленные на достижение следующих целей:
• личностных в том числе:
−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить аргументы и контраргументы;
−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
−− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
‑‑владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−− владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов
и проблем;
−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения на-селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,протекающих в географическом пространстве;
−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
При проведении практических работ происходит формирование общих компетенций:
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК.3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК.6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК.7 | Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий |
ОК.8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК.9 | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности |
Предложенные практические работы включают цели, дидактическое оснащение ,задания, содержание отчёта, контрольные вопросы, список литературы. Задания рассчитаны на дифференцированный подход.
Основными критериями оценки результатов практического занятия студента являются:
знания при выполнении практических задач;
требованиями.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.
Перечень практических заданий
№ | Тема практического занятия | Количество часов |
1 | Характеристика государственного строя стран мира | 1 |
2 | Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов | 1 |
3 | Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. | 1 |
4 | Мировая структура сельского хозяйства | 1 |
5 | Построение картосхемы, размещения различных отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | 1 |
6 | Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Зарубежной Европы. | 1 |
7 | Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Зарубежной Азии. | 1 |
8 | Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Северной Америки. | 1 |
9 | Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Латинской Америки. | 1 |
10 | Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. | 1 |
| Итого: | 10 часов |
Практическая работа № 1
Тема: Характеристика государственного строя стран мира
Цель: формирование умения группировать страны по разным признакам.
Дидактическое оснащение: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты.
Задания для работы
Задание 1.
На основе «визитной карточки» стран на форзацах учебника составьте таблицу «Государственный строй стран мира».
Государственный строй стран мира
Форма правления | Форма административно- территориального устройства |
Республики | Монархии | Унитарные государства | Федеративные государства |
Конституционные | абсолютные |
| | | | |
| | | | |
Задание 2. Впишите в каждую из колонок таблицы примеры стран, которые являются конституционными, абсолютными или теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «визитными карточками» стран.
Конституционная монархия | Абсолютная монархия | Теократическая монархия |
Монарх царствует, но не правит | Власть монарха не ограничена | Монарх является и главой церкви, и главой государства |
| | |
| | |
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Что такое республика? Перечислите, какие республики бывают.
Что такое монархия и каковы ее виды?
Что такое сепаратизм?
Чем отличаются страны мира по формам административно- территориального устройства?
Список литературы.
География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 12-24
География. 10-11 классы: атлас
Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 2
Тема: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов
Цель: формирование умения оценивать ресурсообеспеченность стран с помощью карт и статистических показателе.
Дидактическое оснащение: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты.
Задания для работы
Задание 1.
Используя карты атласа, приложения к учебнику, статические материалы, выполните следующие задания:
а) на контурную карту нанесите основные районы размещения важнейших природных ресурсов;
б) анализируя статистические данные о запасах и добыче основных видов природных ресурсов, сравните обеспеченность отдельных стран минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами.
Оценку ресурсообеспеченности стран можно сделать на примере трех стран.
Страны | Виды ресурсов |
минеральные | земельные | водные | биологические |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
Примечание: «+» - полная обеспеченность, «-» - частичная обеспеченность, «- -» - острая нехватка ресурсов.
Задание 2.
На основе анализа имеющихся статистических материалов ( раздел «Статистические приложения» в конце учебника) выделите страны, наиболее обеспеченные природными ресурсами. Результаты анализа оформите в виде таблицы.
Вычисления сделайте по следующей формуле:
З
Р=
Д
Где Р- ресурсообеспеченность, З- запасы, Д- добыча.
Дайте оценку ресурсообеспеченности стран разного типа.
Название страны | Запасы, млн т | Добыча, млн т | Ресурсообеспеченность, годы |
нефть | газ | уголь | Железная руда | нефть | газ | уголь | Железная руда | нефть | газ | уголь | Железная руда |
Россия | | | | | | | | | | | | |
Китай | | | | | | | | | | | | |
США | | | | | | | | | | | | |
Саудовская Аравия | | | | | | | | | | | | |
Задание 3.
С помощью условных знаков обозначьте на контурной карте основные месторождения полезных ископаемых (нефти, газа, каменного угля, железной, медной, оловянной руд, золота, алмазов, селитры) Европы, Азии, Северной Америки, Латинской Америки ( по вариантам).
Задание 4.
Используя текст учебника ( с. 45-50), заполните следующую таблицу.
Проблема загрязнения | Источники загрязнения | Последствия загрязнения | Пути решения проблемы |
Загрязнение атмосферы | | | |
Загрязнение гидросферы | | | |
Загрязнение литосферы | | | |
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Определите, в чем заключается сходство и различия между понятиями « природа» и «географическая среда».
В чем причины обострения водной проблемы человечества?
Почему для решения экологических проблем необходимо международное сотрудничество?
Список литературы.
География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 12-24
География. 10-11 классы: атлас
Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 3
Тема: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.
Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.
Цель: - формирование умения оценивать демографическую ситуацию и особенности демографической политики в различных странах и регионах;
- формирование умения проводить сравнение между разными странами по основным условиям жизни населения, используя различные источники информации.
Дидактическое оснащение: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты.
Задания для работы
Задание 1. Используя половозрастные пирамиды и карту типов воспроизводства ( с. 67-68 учебника, рис. 9-11), сделайте вывод о различиях в доле молодых и старших возрастов стран I и II типов воспроизводства населения ( заполните таблицу).
Сравниваемые черты | Первый тип воспроизводства | Второй тип воспроизводства |
1. Уровень рождаемости | | |
2. Уровень смертности | | |
3. Уровень естественного прироста | | |
4. В каких странах распространены | | |
5. Доля детей | | |
6. Доля пожилых людей | | |
7. На что направлена демографическая политика | | |
Задание 2. Дайте характеристику населения одной из стран по плану:
численность населения и районы с наибольшей плотностью;
естественный и механический прирост населения;
возрастной и половой состав населения;
занятость населения, доля городского и сельского населения;
вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.
Задание 3. Используя данные учебника, нанесите на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения (страны подпишите и заштрихуйте).
Задание 4. Пользуясь текстом учебника и информацией из Интернета, заполните таблицу.
Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства | Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства |
Основные направления демографической политики | Примеры стран | Основные направления демографической политики | Примеры стран |
1. 2. 3. 4. | | | |
Задание 5. Проанализируйте комплексное понятие «качество населения». Выпишите, используя текст учебника ( с.70-71), какие условия жизни включены в это понятие. Приведите примеры. Используя данные текста и Интернета, проведите сравнительную оценку качества жизни населения в Великобритании, Японии, Афганистане, Анголе.
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Перечислите основные признаки и показатели I типа воспроизводства.
Перечислите основные признаки и показатели II типа воспроизводства.
Какой из типов воспроизводства появился раньше?
Почему в развивающихся странах упорно сохраняются традиции большой семьи?
Список литературы.
География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 12-24
География. 10-11 классы: атлас
Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 4
Тема: Мировая структура сельского хозяйства
Цель: формирование умения комплексно использовать карты, учебники, справочные материалы с целью отбора информации для составления таблиц и фиксации на контурной карте сельскохозяйственных районов.
Дидактическое оснащение: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты.
Задания для работы
Задание 1. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу.
Основные районы происхождения и выращивания сельскохозяйственных культур
Культура | Центр происхождения | Основные районы выращивания, страны- лидеры |
Какао | | |
Кофе | | |
Чай | | |
Ваниль | | |
Картофель | | |
Сахарный тростник | | |
Пшеница | | |
Кукуруза | | |
Рис | | |
Соя | | |
Хлопок | | |
Натуральный каучук | | |
Задание 2. Пользуясь текстом учебника и картами атласа, заполните таблицу.
Типы растениеводства | Основные культуры | Страны - производители |
1 Зерновые культуры | Пшеница | |
Рис | |
Кукуруза | |
2. Кормовые культуры | Корнеплоды ( кормовая свекла) | |
Травы (люцерна, тимофеевка и т.д) | |
3. Технические культуры | Волокнистые: А) хлопчатник | |
| Б) джут | |
| В) лен | |
| Масличные: А) соя | |
| Б) арахис | |
| В) подсолнечник | |
| Г) оливы | |
| Сахароносы: А) сахарный тростник | |
| Б) сахарная свекла | |
| Тонизирующие: А) кофе | |
| Б) чай | |
| В) какао | |
| Г) табак | |
| Каучуконосы (гевея) | |
Клубнеплоды | Картофель | |
Плодовые культуры | Виноград | |
| Бананы | |
Задание 3. Проведите собственное исследование номенклатуры продовольственных товаров в магазинах и определите страны происхождения перечисленных продуктов.
Сливочное масло «Анкор»____________ | Рис длиннозернистый________________ |
Плавленый сыр «Виола»_____________ | Масло растительное_________________ |
«Легкое» масло «Долина Сканди»_____ | Бананы____________________________ |
Куры, куриные полуфабрикаты_______ | Апельсины:________________________ |
Шпроты:__________________________ | |
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Почему зеленая революция коснулась только крупных плантаций и земель иностранных компаний в развивающихся странах, но практически ничего не изменила в бедных потребительских странах?
В каких странах и регионах Зеленая революция дает высокие результаты?
Почему по поголовью крупного рогатого скота лидируют развивающиеся страны, а в числе экспортеров представлены странные развитые?
Список литературы.
География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 12-24
География. 10-11 классы: атлас
Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 5
Тема: Построение картосхемы, размещения различных отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.
Цель: формирование умения комплексно использовать карты, учебники, справочные материалы с целью отбора и фиксации на контурной карте промышленных районов и стран с высоким уровнем развития отраслей промышленности.
Дидактическое оснащение: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты.
Задания для работы
Вариант I
Задание 1.
Пользуясь текстом учебника, таблицами 5,19,22 и 23 в разделе «Статические приложения» и картой мировой электроэнергетики в атласе, дайте характеристику мировой электроэнергетики. Сравните северные и южные страны, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС, АЭС. На основе имеющихся источников знаний (карт, статистических справочников, дополнительной литературы и т.д.) выпишите в тетрадь семь крупнейших производителей электроэнергии. На контурной карте синим цветом отметьте страны с высоким уровнем развития электроэнергетики.
Задание 2. Выделите страны с наиболее высоким производством электроэнергии. Заполните таблицу.
Страна | Производство электроэнергии, млрд кВт | В том числе |
ГЭС | ТЭС | АЭС |
| | | | |
Назовите страны, обеспечивающие себя собственным топливом, и страны, ориентированные на привозное топливо, покажите их на карте.
Вариант II
Задание 1. По карте мирового машиностроения в атласе и данным таблиц 7,19,25 в разделе «Статистические приложения» дайте характеристику мировому машиностроению. Заполните таблицу « Развитие мирового машиностроения».
Развитие машиностроения
Страны с высоким уровнем развития машиностроения | Страны со средним уровнем машиностроения | Страны с низким уровнем развития машиностроения | Страны с отсутствием машиностроения как отрасли |
| | | |
Задание 2. На основе имеющихся источников знаний (карт, статистических справочников, дополнительной литературы и т.д.) выпишите в тетрадь семь крупнейших производителей различных видов машин и оборудования. Приведите примеры и объясните причины ускоренного развития машиностроения.
Вариант III.
Задание 1. Укажите вид основной продукции и национальную принадлежность перечисленных машиностроительных корпораций.
Корпорации | Вид продукции | Страна |
Боинг | | |
Сименс | | |
Мицубиси | | |
Шкода | | |
Дженерал Моторс | | |
Виккерс | | |
Эрбас Индастри | | |
Хёндэй | | |
Задание 2. На основе имеющихся источников знаний (карт, статистических справочников, дополнительной литературы и т.д.) выпишите в тетрадь семь крупнейших производителей продукции промышленности. Приведите примеры и объясните причины ускоренного развития промышленности.
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливно- энергетического баланса на протяжении XX века?
Почему на мировой карте машиностроения развивающиеся страны образуют почти сплошное белое пятно?
Список литературы.
1.География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 12-24
2.География. 10-11 классы: атлас
3.Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
4.Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 6
Тема: Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Зарубежной Европы.
Цель: формирование умения давать комплексную экономико- географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации.
Дидактическое оснащение практической работы: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты, Интернет.
Задания для работы
Задание 1. Дайте характеристику экономико- географического положения одной из стран мира по плану.
Экономико- географическое положение страны
Оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства.
Оценка положения государства по отношению к транспортным путям.
Природные ресурсы и природные условия страны.
Изменение экономико- географического положения страны во времени.
Задание 2. Подготовьте реферат на тему «Экономико- географическая характеристика страны по (выбору)», используя примерный план.
План характеристики страны
Название страны и состав территории.
Экономико- географическое и политико- географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение положения страны во времени.
Особенности населения. Демографическая политика.
Природные ресурсы и их использование. Оценка природно- ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
География основных промышленных комплексов и отраслей.
Специализация сельскохозяйственного производства.
Развитие транспортного комплекса.
Социально- экономическое развитие районов внутри страны. Причины, обуславливающие неравномерность в социально- экономическом развитии отдельных районов страны. Выравнивание уровней экономического развития.
Внешне экономические связи. Экспорт. Импорт.
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Список литературы.
1.География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 12-24
2.География. 10-11 классы: атлас
3.Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
4. Европа/ сост. В.Б. Новичков.- М.: Изд. Дом «Современная педагогика», 2014.- 256 с. – (Библиотека энциклопедий для юношества).
5. Чекулаева, Е.О. Столицы мира/ Е.О. Чекулаева- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2013.- 349 с.
6.Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 7
Тема:Составление комплексной экономико-географической характеристики страны Зарубежной Азии.
Цели: - формирование умения давать комплексную экономико- географическую характеристику региона; - формирование умения выявлять особенности региона, используя различные источники географической информации.
Дидактическое оснащение практической работы: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты, Интернет.
Задания для работы
Задание 1.Нанесите на контурную карту границы и названия государств зарубежной Азии (синим цветом) и их столицы (красным цветом).
Задание 2. Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран зарубежной Азии минеральными ресурсами (нанесите на контурную карту значки полезных ископаемых черным цветом).
Минеральные ресурсы зарубежной Азии
Полезные ископаемые | Страны |
Нефть и природный газ | |
Каменный уголь | |
Железная руда | |
Медная руда | |
Алюминиевая руда | |
Вольфрамовые руды | |
Оловянные руды | |
Марганцевые руды | |
Хромовые руды | |
Золото | |
Алмазы | |
Задание 3. Используя карту атласа, напишите название стран, столицами которых являются перечисленные ниже города:
Анкара_________________________________________________;
Багдад_________________________________________________;
Бангкок________________________________________________;
Дакка__________________________________________________;
Дамаск_________________________________________________;
Кабул__________________________________________________;
Манила_________________________________________________;
Янгон__________________________________________________;
Ханой__________________________________________________;
Эр- Рияд________________________________________________.
Задание 4. Пользуясь картами атласа и текстом учебника, заполните таблицу.
Характеристика населения Азии
Демографический показатель | Страны с высокими значениями показателей | Страны с низкими значениями показателей |
Плотность населения | | |
Рождаемость | | |
Смертность | | |
Продолжительность жизни | | |
Миграционная подвижность | | |
Урбанизация | | |
Задание 5. По данным учебника (с.252), атласа, Интернета заполните таблицу.
Особенности экономики в странах Юго- Западной Азии
Страны Юго- Западной Азии | Основа экономики |
Добыча полезных ископаемых | Промышленность | Сельское хозяйство | Сфера услуг |
Турция | | | | |
Иордания | | | | |
Ирак | | | | |
Саудовская Аравия | | | | |
Оман | | | | |
Бахрейн | | | | |
Израиль | | | | |
Задание 6. Перечислите главные товары экспорта и импорта Японии:
экспорт:_____________________________________________________
импорт:______________________________________________________
Сравните состав экспорта и импорта и объясните различия.
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Список литературы.
1.География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 236-271
2.География. 10-11 классы: атлас
3.Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
4. Азия/ сост. В.Б. Новичков.- М.: Изд. Дом «Современная педагогика», 2014.- 180 с. – (Библиотека энциклопедий для юношества).
5. Чекулаева, Е.О. Столицы мира/ Е.О. Чекулаева- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2013.- 349 с.
6.Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 8
Тема:Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Северной Америки.
Цели: - формирование умения давать экономико- географическую характеристику региона; - формирование умения выявлять особенности региона, используя различные источники географической информации.
Дидактическое оснащение практической работы: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты, Интернет.
Задания для работы
Задание 1.Нанесите на контурную карту границы и названия государств Северной Америки (синим цветом) и их столицы (красным цветом).
Задание 2. Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран Северной Америки минеральными ресурсами ( нанесите на контурную карту значки полезных ископаемых черным цветом).
Минеральные ресурсы США и Канады.
Минеральные ресурсы | США | Канада |
Нефть и природный газ | | |
Каменный уголь | | |
Железная руда | | |
Алюминиевая руда | | |
Медная руда | | |
Молибденовые руды | | |
Полиметаллические руды | | |
Задание 3. Пользуясь материалами учебника (с. 306-321), отметьте основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в таблице.
Черты населения и хозяйства | США | Канада |
Тип воспроизводства населения | | |
Национальный состав населения | | |
Уровень урбанизации | | |
Уровень развития хозяйства | | |
Отраслевая структура хозяйства | | |
Территориальная структура хозяйства | | |
Задание 4. Пользуясь текстом учебника (с.309-321), рис. 64 (с. 314) и экономической картой США в атласе, составьте таблицу.
Промышленные пояса США
Название пояса | Ведущие отрасли | Главные центры |
Северо- Восточный | | |
Юго- Восточный | | |
Побережье Мексиканского залива | | |
Центральная и Южная Калифорния | | |
Задание 5. Нанесите на контурную карту Северной Америки:
наиболее крупные города;
главные морские порты;
трансконтинентальные железные дороги
Задание 6 (творческое). С помощью учебника и дополнительных источников информации разработайте индивидуальные проекты путешествия по США, предусматривающие знакомство с наиболее интересными природно- рекреационными и культурно- историческими достопримечательностями страны. Подготовьте презентации и доклад.
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Объясните, почему северо- восток США получил наименование «мастерская нации».
Объясните, почему значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.
Объясните, почему алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннеси и Колумбия.
Объясните, почему специализация сельского хозяйства этого региона изменяется по мере продвижения с востока на запад.
Список литературы.
1.География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 306-331
2.География. 10-11 классы: атлас
3.Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
4. Америка и Австралия/ сост. В.Б. Новичков.- М.: Изд. Дом «Современная педагогика», 2014.- 192 с. – (Библиотека энциклопедий для юношества).
5. Чекулаева, Е.О. Столицы мира/ Е.О. Чекулаева- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2013.- 349 с.
6.Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 9
Тема: Составление комплексной экономико-географической характеристики стран Латинской Америки.
Цели: - формирование умения давать экономико- географическую характеристику региона; - формирование умения выявлять особенности региона, используя различные источники географической информации.
Дидактическое оснащение практической работы: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты, Интернет.
Задания для работы
Задание 1.Нанесите на контурную карту границы и названия государств Латинской Америки (синим цветом) и их столицы (красным цветом).
Задание 2. Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран Латинской Америки минеральными ресурсами ( нанесите на контурную карту значки полезных ископаемых черным цветом).
Минеральные ресурсы | Страны Латинской Америки |
Нефть и природный газ | |
Железная руда | |
Бокситы | |
Медная руда | |
Марганцевые руды | |
Оловянные руды | |
Селитра | |
Задание 3. Используя текст, атлас, заполните таблицу «Сравнительная характеристика субрегионов Латинской Америки».
Сравнительная характеристика
субрегионов Латинской Америки
Черты населения Латинской Америки | Страны бассейна Ла- Платы | Андские страны | Страны Карибского бассейна |
1. Плотность | | | |
2. Этнический состав | | | |
3. Религиозный состав | | | |
4. Урбанизация | | | |
Задание 4. Используя текст, экономическую карту Латинской Америки, отметьте на контурной карте при помощи условных обозначений, где возделываются следующие сельскохозяйственные культуры: пшеница, кукуруза, сахарный тростник, кофе, бананы, какао.
Задание 5. Нанесите на контурную карту: а) старую и новую столицы Бразилии; б) промышленные центры, образующие «индустриальный треугольник».
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Объясните, чем вызвано возникновение географического термина «Латинская Америка».
Чем объясняется особенно большая роль столичных городов в Латинской Америке?
С какой целью была создана новая столица Бразилии?
Список литературы.
1.География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 340-354
2.География. 10-11 классы: атлас
3.Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
4. Америка и Австралия/ сост. В.Б. Новичков.- М.: Изд. Дом «Современная педагогика», 2014.- 192 с. – (Библиотека энциклопедий для юношества).
5. Чекулаева, Е.О. Столицы мира/ Е.О. Чекулаева- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2013.- 349 с.
6.Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.
Практическая работа № 10
Тема: Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
Цели: - развитие у студентов умения определять место России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда; - развития умения определять основные направления и структуру внешних экономических связей России с зарубежными странами; - развитие умения составлять картосхемы географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами, используя различные источники географической информации.
Дидактическое оснащение практической работы: методические указания по выполнению практической работы, дидактический материал по теме, учебник, атлас, контурные карты, Интернет.
Задания для работы
Задание 1. Используя материал учебника (с. 362-363) и дополнительные источники информации, выпишите в тетрадь примеры международных политических организаций, в работе которых участвует Россия.
Задание 2. Используя данные таблиц 3,4,5 в разделе «Статистические приложения», рассчитайте долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды, заполните таблицу «Доля России в мировых запасах и добыче некоторых видов природных ресурсов».
Доля России в мировых запасах и добыче некоторых видов природных ресурсов.
Виды ресурсов | Запасы (разведка) | Добыча (разведка) |
Доля, % | Место в мире | Доля, % | Место в мире |
Уголь | | | | |
Нефть | | | | |
Природный газ | | | | |
Железные руды | | | | |
Апатиты | | | | |
Водные ресурсы | | | | |
Лесные ресурсы (запасы древесины) | | | | |
Земельные ресурсы (пахотные земли) | | | | |
Задание 3. Используя текст учебника и данные раздела «Статистические приложения», составьте в тетради таблицу «Место отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».
Задание 4. Сделав необходимые расчеты, постройте в тетради круговую диаграмму «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».
Задание 5. Изобразите схематически стрелками разных цветов на контурной карте внешние экономические связи России.
Содержание отчета.
Отчет должен быть выполнен в тетради для практических работ.
Структура отчета следующая:
- дата выполнения практической работы;
-наименование работы;
- цель;
- ход работы;
- вывод (исходя из цели практической работы);
- ответы на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы.
Объясните, почему Росси отстает от наиболее развитых стран по уровню развития высокотехнологичных производств.
Объясните, почему в структуре экономики России сформировался топливно- сырьевой уклон.
Объясните, почему для России характерен очень большой разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин.
Список литературы.
1.География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. -24- е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2015- С. 362-373
2.География. 10-11 классы: атлас
3.Страны мира: новейший энциклопедический справочник/ авт.- сост. Д.О. Хвостова.- М: ОЛМА Медиа Групп, 2014- 224 с.
4. Чепалыга, А.Л. Регионы России: справочник/ А.Л. Чепалыга, Г.И. Чепалыга. – 4-е изд. , испр. И доп. – М.: Изд.- торг. Корпорация «Дашко и К», 2016-100 с.
5. Чекулаева, Е.О. Столицы мира/ Е.О. Чекулаева- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2013.- 349 с.
6.Страны мира: Факты и цифры/ сост. ГБ. Ерусалимский, Д.А. Фомичев.- Спб.: Норинит, 2015-208 с.