СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работы обучающимися, инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, методических указаний по выполнению, списка рекомендованной литературы

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по выполнению самостоятельной работы по биологии»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Югорский государственный университет» (ЮГУ)


НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)










МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


по выполнению самостоятельной работы


по дисциплине

ОУДб.13 Биология

специальность

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений























г. Нижневартовск

-2020-

УТВЕРЖДЕНА

заседанием методсовета

Протокол №3 от 31.08.2020г.

Председатель методсовета


__________ Хайбулина Р.И.
















Разработали Юмагулова О. А. – преподаватель ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»




















СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная Записка………………………………………………………...…….…..…


1. Карта самостоятельной работы обучающегося…….………..………………....…..


2. Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся…...........................................


2.1 Инструкции по выполнению самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой УД…… ……… …….………………………………………….……...…..


2.2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы……………….....


3. Список рекомендуемой литературы…………………………………………………….


Пояснительная Записка………………………………………………………...…….…..…


1. Карта самостоятельной работы обучающегося…….………..………………....…..


2. Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся…...........................................


2.1 Инструкции по выполнению самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой УД…… ……… …….………………………………………….……...…..







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины ОУДб.13 Биология.

Содержание методических указаний соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности СПО 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Целью методических указаний является оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине ОУДб.13 Биология.

Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются:

  • активизация самостоятельной работы обучающихся;

  • определение содержания самостоятельной работы обучающихся;

  • установление требований к различным формам самостоятельной работы;

  • определение порядка выполнения самостоятельной работы обучающимися;

  • формулирование методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы.

Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работы обучающимися, инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, методических указаний по выполнению, списка рекомендованной литературы.

В карте самостоятельной работы указаны:

  • номер самостоятельной работы;

  • наименование темы, по которой запланировано выполнение самостоятельной работы;

  • наименование самостоятельной работы;

  • вид работы;

  • количество часов на выполнение

  • формы контроля;

  • формируемые общие и профессиональные компетенции (ОК, ПК).

Для выполнения самостоятельной работы рекомендуется пользоваться конспектами занятий, учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, интернет - ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.

При освоении учебной дисциплины предусматриваются различные виды самостоятельной работы обучающегося:

  1. для освоения теоретических знаний:

- доклады;

-презентации;

- сообщения;

- работа с интернет-источниками.

  1. для закрепления и систематизации полученных знаний:

- составление таблиц;

- решение задач

- сравнительный анализ.

Выполнение самостоятельной работы обучающихся оценивается и фиксируется в журнале учебных занятий группы на календарный учебный год.

В дальнейшем методические указания могут быть переработаны при изменении ФГОС СПО.




  1. Карта самостоятельной работы обучающегося

    № работы

    Наименование темы

    Наименование самостоятельной работы

    Вид работы

    Форма контроля

    Кол-во часов


    Введение

    Выдающиеся открытия в биологии, биография учёных биологов

    доклад

    Заслушивание-анализ

    1

    Тема 1.1

    Химический состав клетки.

    Значение витаминов в рациональном питании

    доклад

    Заслушивание-анализ

    1

    Тема 1.2

    Строение и функции клетки.

    Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших, особенности их  жизнедеятельности

    доклад

    Заслушивание-анализ

    1

    Тема 2.1

    Размножение организмов

    Сравнение полового и бесполого размножения

    таблица

    Выборочная проверка

    1

    Тема 2.1

    Размножение организмов

    Причины нарушений   развития   организмов», «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека»

    доклад

    Заслушивание-анализ

    1

    Тема 3.1

    Генетика - наука

    о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

    Развитие генетики как науки


    презентация

    Выборочная проверка

    1

    Тема 3.1

    Генетика - наука

    о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

    Решение задач по генетике

    решение задач

    Выборочная проверка

    1

    Тема 3.1

    Генетика - наука

    о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

    Решение задач по генетике

    решение задач

    Выборочная проверка

    1

    Тема 3.2

    Закономерности изменчивости, основы селекции

    Н.И. Вавилов - выдающийся учёный, генетик и селекционер


    доклад

    Заслушивание-анализ

    1

    Тема 3.2

    Закономерности изменчивости, основы селекции

    Задачи и методы современной селекции. Центры происхождения культурных растений

    решение задач

    Выборочная проверка

    1

    Тема 3.2

    Закономерности изменчивости, основы селекции

    Сравнение модификационной и мутационной изменчивости

    таблица

    Выборочная проверка

    1

    Тема 3.2

    Закономерности изменчивости, основы селекции

    Мутагены и их влияния на организм человека

    сообщение

    Заслушивание-анализ

    1

    Тема 4.1

    История развития эволюционных идей.

    Биологический прогресс и биологический регресс

    сравнительный анализ

    Выборочная проверка

    1

    Тема 4.1

    История развития эволюционных идей.

    Биологический прогресс и биологический регресс

    сравнительный анализ

    Выборочная проверка

    1

    Тема 5.1

    Антропогенез.

    Человеческие расы.

    Гипотезы происхождения жизни и человека

    сравнительный анализ

    Выборочная проверка

    1

    Тема 5.1

    Антропогенез.

    Человеческие расы.

    Работа с интернет источниками. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Человеческие расы.

    работа с интернет источниками

    Выборочная проверка

    1

    Тема 6.1

    Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

    Агро Экосистемы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Выявление антропогенных изменений в экосистемах.

    работа с интернет источниками

    Выборочная проверка

    1

    Тема 6.2

    Биосфера - глобальная экосистема.

    Биосфера и человек.

    Круговорот веществ и энергии в биосфере. Биосфера и человек.

    работа с интернет источниками

    Выборочная проверка

    1

  2. Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимися


    1. Инструкции по выполнению различных видов самостоятельных работ

1. Правила написания доклада (сообщения)

Доклад  – это устное выступление на заданную тему. Время доклада - 5-15 минут.

Цели доклада:

1. Научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме. (Эффективно продавать свой интеллектуальный продукт).

2. Донести информацию до слушателя, установить контакт с аудиторией и получить обратную связь.

План и содержание доклада.

Важно при подготовке доклада учитывать три его фазы: мотивацию, убеждение, побуждение.

  1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.

  2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.

  3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).

  4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.

Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.

2. Как работать с интернет источниками.

  1. Прочитайте интернет-статью медленно по абзацам или смысловым фрагментам текста.

  2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

  3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

  4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует четко, аккуратно, применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки опытов, приборов с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы. Дополнительные примеры и выводы.

  5. Объем конспекта зависит от его вида: сжатый – 1/5 текста, подробный – 1/3 текста. Конспект лучше размещать на развернутом двойном листе тетради, тогда им будет легко пользоваться.

3.Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Таблица состоит из следующих элементов: нумерационный заголовок (т.е слово «Таблица» и ее порядковый номер); тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф); горизонтальные ряды (строки); боковик (заголовки строк); графы колонки; сноска или примечание.

В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые.

Схема – это изображение, выполненное с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба.

Основная задача схемы – показать основную идею какого-либо процесса и взаимосвязь его главных элементов. Иногда для простоты схемы изображают в виде прямоугольников с простыми связями-линиями. Такие схемы называют блок-схемами.


4.Методические рекомендации по оформлению компьютерных презентаций.

Рекомендации по дизайну презентации

Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация:

размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana),

для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация:

рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук

- звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

- фоновая музыка не должна отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика.

Единое стилевое оформление

Стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

В тексте ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок.

Рекомендации к содержанию презентации.

По содержанию:

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик.

Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

По оформлению

На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае – и руководителя проекта) и дата создания.

Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае – одна фамилия, исключение – псевдонимы). Допустимый вариант – две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.

Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.

Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу – одним взглядом.

На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора и/или краткое название презентации и год создания, номер слайда.

В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:

- название фильма (репортажа),

- год и место выпуска,

- авторы идеи и сценария,

- руководитель проекта.

Общие правила оформления презентации

Титульный лист

1.    Название презентации.

2.    Автор: ФИО, студента, место учебы, год.

3.    Логотип колледжа.

Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки

1.    Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

2.    В конце точка не ставится.

3.    Анимация, как правило, не применяется.

Текст

1.Форматируется по ширине.

2.Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

3.Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

4.Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.


    1. Методические указания по выполнению самостоятельной работы


Введение.

Самостоятельная работа №1. Подготовка докладов о выдающихся открытиях в биологии, биография учёных биологов.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по дисциплине, определение предмета и методов исследования выдающихся ученых в области биологии.

Время на выполнение работы: 45 минут – 1,5 часа

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить доклад.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

Оценка «хорошо», если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, сделаны выводы, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил доклад.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Раздел 1.Учение о клетке

Тема 1.1 Химический состав клетки.

Самостоятельная работа №2. Подготовка докладов о  значении витаминов в рациональном питании.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом и формирования культуры умственного труда.

Время на выполнение работы: 45 минут – 1,5 часа

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить доклад.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

Оценка «хорошо», если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, сделаны выводы, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил доклад.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Тема 1.2 Строение и функции клетки.

Самостоятельная работа №3. Подготовка доклада на тему «Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших, особенности их  жизнедеятельности»

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом и формирования культуры умственного труда, развитие навыков работы с интернет источниками и базами данных.

Время на выполнение работы: 2-4 часа

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника,  дополнительной литературы и материалов из интернет источников.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, написать доклад, согласно рекомендациям по написанию рефератов.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

Оценка «хорошо», если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, сделаны выводы, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил доклад.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 2.1 Размножение организмов

Самостоятельная работа №4. Составление таблицы – Сравнение полового и бесполого размножения.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом, формирование умений и профессиональных компетенций, развитие мышления через умение обобщать и  систематизировать.

Время на выполнение работы: 0,5-1 час

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Сделать конспект изученного материала.

  3. Составить таблицу.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если сделан конспект по заданному материалу, верны даны определения,  таблица составлена логично, есть четкие различия двух процессов размножения.

Оценка «хорошо», если сделан конспект по заданному материалу, верны даны определения,  таблица составлена логично, но есть некоторые неточности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если верны даны определения, но  не сделан конспект по заданному материалу, таблица составлена с грубыми неточностями.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил сравнительную таблицу.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Тема 2.1 Размножение организмов

Самостоятельная работа №5. Подготовка докладов на темы: «Причины   нарушений   развития   организмов»;   «Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, повышение навыков к самоанализу и умению делать выводы.

Время на выполнение работы: 45 минут – 1,5 часа

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить доклад.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

Оценка «хорошо», если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, сделаны выводы, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил доклад.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Раздел 3.Основы генетики и селекции

Тема 3.1 Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Самостоятельная работа №6. Подготовка презентаций о развитие генетики как науки .

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, развитие любознательности учащихся и их познавательного интереса.

Время на выполнение работы: 45 минут – 1,5 час

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить презентацию выбранному материалу.

Критерии оценки:

Оценка «отлично»,  выставляется студенту, если студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил задание.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Тема 3.1 Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Самостоятельная работа №7-8. Решение задач по генетике

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель работы: продолжить формирование умений решать генетические задачи.

Задание №1

Задача: Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв, Сс,ДД.

Задание №2

Задача: Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.

Задание №3

Задача: Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Задание №4

Задача: Полидактия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?


Тема 3.2 Закономерности изменчивости, основы селекции

Самостоятельная работа № 9: Подготовка доклада: «Н.И. Вавилов - выдающийся учёный, генетик и селекционер», или  «Клонирование человека».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом и формирования культуры умственного труда, развитие навыков работы с интернет источниками и базами данных.

Время на выполнение работы: 45 мин -1,5 часа.

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить доклад.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

Оценка «хорошо», если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, сделаны выводы, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил доклад.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Тема 3.2 Закономерности изменчивости, основы селекции

Самостоятельная работа № 10: Работа обучающихся с учебно-методической литературой и материалами из интернет источников по теме: «Задачи и методы современной селекции. Центры происхождения культурных растений».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом, развитие навыков самостоятельности.

Время на выполнение работы: 45 минут – 1,5 час

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить конспект.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении конспекта было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план конспекта, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы.

Оценка «хорошо», если при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен, сделаны выводы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен неверно, не  сделаны выводы.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил конспект.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Тема 3.2 Закономерности изменчивости, основы селекции

Самостоятельная работа № 11: Сравнение модификационной и мутационной изменчивости.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель работы: Найти черты сходства и отличия между модификационной и мутационной изменчивостью

Задание: Заполните таблицу «Сравнение модификационной и мутационной изменчивости»

Вопросы для сравнения

модификационная изменчивость

мутационная изменчивость

Связана ли с материальными основами наследственности (генами, хромосомами)?



Под влиянием каких факторов происходит?



Проявляется ли в фенотипе?



Наследуется или нет?



Связана ли с влиянием внешней среды?



Какова роль в эволюции:

- способствует приспособлению и сохранению вида

-дает материал для естественного отбора



Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Тема 3.2 Закономерности изменчивости, основы селекции

Самостоятельная работа № 12: Подготовка сообщения на тему:  «Мутагены и их влияния на организм человека».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом и формирования культуры умственного труда, развитие навыков работы с интернет источниками и базами данных.

Время на выполнение работы: 45 мин-1,5 часа

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника,  дополнительной литературы и материалов из интернет источников.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, написать реферат, согласно рекомендациям по написанию сообщения.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план доклада, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы, студент верно отвечает на вопросы оппонентов.  

Оценка «хорошо», если при составлении доклада было использовано достаточное количество источников литературы, план составлен логично, сделаны выводы, но студент отвечал не на все вопросы по докладу.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при составлении доклада было использовано недостаточное количество источников литературы, не сделаны выводы, и студент не ответил на вопросы по докладу.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил доклад.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.


Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение

Тема 4.1 История развития эволюционных идей.

Самостоятельная работа № 13-14: Составление сравнительного анализа биологического прогресса и биологического регресса.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом, формирование умений и профессиональных компетенций.

Время на выполнение работы: 0,5-1 час

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Сделать конспект изученного материала.

  3. Изученные материалы представить  либо в виде схемы, либо в виде таблицы.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если сделан конспект по заданному материалу, верно даны определения,  таблица или схема составлена логично, есть четкие различия двух процессов.

Оценка «хорошо», если сделан конспект по заданному материалу, верны даны определения,  таблица или схема составлена логично, но есть некоторые неточности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если верны даны определения, но  не сделан конспект по заданному материалу, таблица или схема составлена с грубыми неточностями.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил задание.

Рекомендуемая литература:

О1.

О2.

Раздел 5. Происхождение человека

Тема 5.1 Антропогенез. Человеческие расы.

Самостоятельная работа № 15: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом, формирование умений и профессиональных компетенций, развитие мышлении.

Время на выполнение работы: 0,5-1 час

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Сделать конспект изученного материала.

  3. Изученные материалы представить  либо в виде схемы, либо в виде таблицы.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если сделан конспект по заданному материалу, верны даны определения,  таблица или схема составлена логично, есть четкие различия двух процессов.

Оценка «хорошо», если сделан конспект по заданному материалу, верны даны определения,  таблица или схема составлена логично, но есть некоторые неточности.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если верны даны определения, но  не сделан конспект по заданному материалу, таблица или схема составлена с грубыми неточностями.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил задание.

Рекомендуемая литература:

О1.

Д-2.


Тема 5.1 Антропогенез. Человеческие расы.

Самостоятельная работа № 16: Работа обучающихся с учебно-методической литературой и материалами из интернет источников по теме: «Биологические и социальные факторы антропогенеза. Человеческие расы».

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и обобщение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом.

Время на выполнение работы: 45 минут – 1,5 часа

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить конспект.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении конспекта было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план конспекта, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы.

Оценка «хорошо», если при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен, сделаны выводы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен неверно, не  сделаны выводы.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил конспект.

Рекомендуемая литература:

О1.

Д-2.


Раздел 6. Основы экологии

Тема 6.1 Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

Самостоятельная работа № 17: Работа обучающихся с учебно-методической литературой и материалами из интернет источников по теме: «АгроЭкосистемы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека. Выявление антропогенных изменений в экосистемах»

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом, развитие памяти.

Время на выполнение работы: 45 минут – 1,5 часа

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить конспект.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении конспекта было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план конспекта, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы.

Оценка «хорошо», если при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен, сделаны выводы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен неверно, не  сделаны выводы.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил конспект.

Рекомендуемая литература:

О1.

Д-2.


Тема 6.2 Биосфера - глобальная экосистема. Биосфера и человек

Самостоятельная работа № 18: Работа обучающихся с учебно-методической литературой и материалами из интернет источников по теме: «Круговорот веществ и энергии в биосфере. Биосфера и человек».

Цель: Углубление и расширение знаний по теме, самостоятельного овладения учебным материалом.

Время на выполнение работы: 40 минут – 1 час.

Рекомендации по выполнению:

  1. Изучить материалы учебника и дополнительной литературы.

  2. Составить развернутый план по выбранному материалу.

  3. Четко следуя плану, составить конспект.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» выставляется студенту, если при составлении конспекта было использовано достаточное количество источников литературы, логично составлен план конспекта, студент владеет материалом,  тема всесторонне раскрыта, сделаны выводы.

Оценка «хорошо», если при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен, сделаны выводы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, при составлении конспекта было использовано недостаточное количество источников литературы, план составлен неверно, не  сделаны выводы.

Оценка «неудовлетворительно» ставиться, если студент не выполнил конспект.

Рекомендуемая литература:

О1.

Д-2.

Список рекомендуемой литературы

Основные источники:

О-1 Константинов В. М. Биология для профессий и специальностей технического и естественно – научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования./ под ред. В. М. Константинова – М.: Академия, 2017 – 336 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.academia-moscow.ru]

О-2 Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Академика Н. В. Чебышева – М.: Академия, 2015 – 448 с. [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.academia-moscow.ru]

Дополнительные источники:

Д-1 Биология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Н. Ярыгин [и др.]; отв. ред. В. Н. Ярыгин. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 378 с. [Электронный ресурс; Режим доступа https://www.biblio-online.ru]

Д-2 Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека  http://www.biology.asvu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!