Государственное профессиональное образовательное учреждение
среднего образования Амурской области
«Благовещенский политехнический колледж»
(ГПОУ СПО БПК)
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы студентов
«Русский язык»
для специальностей:
21.02.15 « Открытые горные работы»
21.02.08 «Прикладная геодезия»
21.02.14 «Маркшейдерское дело»
09.02.05 «Прикладная информатика (в экономике)»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в горной области)»
Благовещенск 2017
Содержание
Пояснительная записка
Перечень тем самостоятельной работы
Самостоятельная работа
Перечень учебно – методического и информационного обеспечения
Контрольные вопросы к разделам
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Русский язык» для специальности:
21.02.15 « Открытые горные работы»
21.02.08 «Прикладная геодезия»
21.02.14 «Маркшейдерское дело»
09.02.05 «Прикладная информатика (в экономике)»
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (в горной области)»
Главная задача методических указаний помочь самостоятельно освоить некоторые теоретические вопросы и выполнять практические задания по дисциплине.
Методические указания облегчают подготовку к выполнению самостоятельных работ, а так же обращают внимание студентов на главное, существенное в изучение дисциплины, помогает выработать умения анализировать, связывать теорию с практикой. Методические указания содержат тематику, формы, требования по формам и методам контроля самостоятельной работы.
Материал, предлагаемый методическими рекомендациями, рассмотрен и утвержден на ПЦК в соответствии с программой по дисциплине «Русский язык».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволяют студентам самостоятельно овладеть знаниями, профессиональными умениями, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Программой дисциплины «Русский язык» предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ в количестве 48 часов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь: - осуществлять речевой самоконтроль; - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение: -использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать необходимую информацию из различных источников, учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо: - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров учебно-научной (на материале изучаемых научных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Перечень тем самостоятельной работы
Перечень тем | Количество часов | Срок сдачи работы |
Язык как развивающееся явление | 1 | 2 семестр |
Виды речевой деятельности | 1 | 2 семестр |
Особенности художественного стиля | 1 | 2 семестр |
Основные виды грамматической связи предложений в тексте | 1 | 2 семестр |
Соединение в тексте различных типов речи. Повествование. Рассуждение. Описание. | 1 | 2 семестр |
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы | 1 | 2 семестр |
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов | 1 | 2 семестр |
Фразеологизмы в современном русском языке. Фразеологические единства. | 1 | 2 семестр |
Правописание чередующихся гласных в корне слова | 1 | 2 семестр |
Выбор приставок ПРЕ и ПРИ в зависимости от значения | 1 | 2 семестр |
Неморфологические способы образования слов | 1 | 2 семестр |
Правописание И- Ы после приставок | 1 | 2 семестр |
Правописание неизменяемых приставок | 1 | 2 семестр |
Различение на письме букв Ъ и Ь | 1 | 2 семестр |
Несклоняемые имена существительные | 1 | 2 семестр |
Степени сравнения имен прилагательных | 1 | 2 семестр |
Дефисное написание имен прилагательных | 1 | 2 семестр |
Морфологические категории числительных | 1 | 2 семестр |
Лексико-грамматические разряды местоимений | 1 | 2 семестр |
Категории лица и наклонения глагола | 1 | 2 семестр |
Правописание НЕ с причастиями | 1 | 2 семестр |
Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | 2 семестр |
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом | 1 | 2 семестр |
Значения и разряды наречий | 1 | 2 семестр |
Производные и непроизводные предлоги | 1 | 2 семестр |
Словосочетание. Строение словосочетаний | 1 | 2 семестр |
Виды односоставных предложений | 1 | 2 семестр |
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и вводными конструкциями. | 1 | 2 семестр |
Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 2 семестр |
Уточняющие обстоятельства места, времени, размера, цвета | 1 | 2 семестр |
Классификация сложносочиненных предложений | 1 | 2 семестр |
Виды придаточных предложений в сложноподчиненных предложении | 1 | 2 семестр |
Бессоюзное предложение и знаки препинания в нем | 1 | 2 семестр |
Подчинительные союзы | 1 | 2 семестр |
Сложные предложения с разными видами связи | 1 | 2 семестр |
Смешение значений паронимов | 1 | 2 семестр |
Сегментные единицы русского языка | 1 | 2 семестр |
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных | 1 | 2 семестр |
Правописание чередующихся гласных в корне слова | 1 | 2 семестр |
Формы контроля самостоятельной работы в соответствии с уровнями:
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер имеют вариативный и дифференциальный характер, учитывающий специфику специальности, изучаемой дисциплины, личные особенности студента. При этом студент в зависимости от степени овладения учебным материалом индивидуально определяет вид выполнения задания самостоятельной работы.
1 уровень – сообщение, реферат.
2 уровень – опорный конспект, тесты, глоссарий.
3 уровень - контрольная работа, кроссворд, презентация.
4 уровень – мини – эссе, мини – исследовательская (творческая работа).
Требования к выполнению и критерии оценки самостоятельной работы
1. Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Роль студента:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Роль студента: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
2. Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника (приложение 2). Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.
Роль студента:
изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа сдана в срок.
Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;
подобрать к ним и записать основные определения или
расшифровку понятий;
критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения
избыточности и повторений);
оформить работу и представить в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие терминов теме;
многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения
дисциплины;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
Составление тестов и эталонов ответов к ним – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 3). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
провести ее системный анализ;
создать тесты;
создать эталоны ответов к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания тестовых заданий теме;
включение в тестовые задания наиболее важной информации;
разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;
наличие правильных эталонов ответов;
тесты представлены на контроль в срок.
3.Составление кроссвордов по теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки: соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.
Выполнение контрольной работы – это самостоятельная работа студента, выполняемая в соответствии с тематикой учебного курса. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины (включая изучение литературы и источников). Рекомендуемый объем контрольной работы – 10-12 страниц. Культура оформления текста – неотъемлемая составная часть письменной работы, поэтому следует обратить внимание на правильное оформление текста, цитат, ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов.
Основой для подсчета объема письменных работ считается текст, набранный шрифтом Times New Roman, 14 кеглем через полтора интервала.
Роль студента:
изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить в установленный срок.
Критерии оценки: соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения; работа сдана в срок.
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
4. Подготовка мини-эссе – это творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает субъективно окрашенное изложение мысли, позиции и может иметь научный или публицистический характер. Эссеистический стиль отличает образность и установка на разговорную интонацию и лексику.
Жанр эссе предполагает не только написание текста, но и устное выступление с ним на дополнительном (кружковом) занятии. При этом оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения. В случае, если по каким-то причинам выступить не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему учебные занятия. Рекомендуемый объем эссе – 3-5 страниц.
Роль студента: изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки: соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Выполнение мини-исследовательской (творческой) работы – выполнение работы нестандартного или вспомогательного научного, источниковедческого, методического или учебно-практического характера, связанное с поиском, оформлением, систематизацией, представлением знаний в области конституционного права. Содержание творческой работы должно быть согласовано с преподавателем, ведущим учебные занятия.
Темы творческих работ
Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура.
Культура речи. Нормы русского языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Русское письмо и его эволюция.
Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
Русская пунктуация и ее назначение.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия простых предложений.
Синонимия сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
Словари русского языка и сфера их использования.
Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.
После изучения раздела по дисциплине «Русский язык», обучающимся предлагается выбрать 5 вопросов из каждого раздела и ответить на них.
Контрольные вопросы к разделам дисциплины «Русский язык».
Раздел 1. «Введение. Язык и общество» | 1 | 2 семестр |
Раздел 2. «Лексика и фразеология» | 2 | 2 семестр |
Раздел 3. «Фонетические единицы русского языка». | 1 | 2 семестр |
Раздел 4. «Морфемика и словообразование» | 1 | 2 семестр |
Раздел 5. «Морфологические единицы русского языка» | 2 | 2 семестр |
Раздел 6. «Синтаксис. Пунктуация» | 2 | 2 семестр |
Перечень тем | Количество часов | Срок сдачи работы |
Раздел 1. «Общие сведения о языке. Язык и речь».
1. Языкознание как наука и его разделы
2. Связь языкознания с другими науками (историей, биологией, математикой, психологией и др.)
3. Язык и общество.
4. Язык и сознание.
5. Язык и культура.
6. Язык как система знаков особого рода.
7. Речевая деятельность.
8. Внутренняя и внешняя речь.
9. Устная и письменная речь.
10. Гипотезы происхождения языка.
11. Языковая способность. Языковая компетенция
12. Возникновение и развитие речи у ребенка (до 3-х лет).
13. Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте.
14. Особенности развития речи младших школьников.
15. Тенденции развития речи в школьном возрасте.
16. Мировые языки.
17. Генеалогическая классификация языков.
18. Индоевропейская языковая семья.
19. Образование славянских языков.
20. Мировые языки (языки международного общения).
21. Особенности пермских говоров.
22. Просторечие как форма бытования национального языка.
23. Студенческий жаргон.
24. Формирование русского национального языка.
25. Литературный язык – высшая форма бытования национального языка.
Раздел 2. «Лексика и фразеология»
Многозначные слова.
Омонимы. Пути возникновения омонимов. Разграничение омонимии и многозначности.
Синонимы. Виды синонимов.
Антонимы. Типы антонимов.
Паронимы и их разновидности.
Ономастика. Ономастические словари.
Антропонимика. Антропонимические словари.
Топонимика. Топонимические словари.
Исконно русская лексика.
Заимствованная лексика.
Старославянизмы и их признаки; судьба старославянизмов.
Устаревшие слова.
Неологизмы языковые и индивидуально-авторские.
Диалектная лексика. Диалектные словари.
Специальная лексика (термины и профессионализмы).
Жаргонная лексика.
Основные типы фразеологических единиц.
Источники русской фразеологии.
Крылатые слова. Пословицы и поговорки.
Энциклопедические и лингвистические словари.
Этимология. Этимологические словари.
Важнейшие толковые словари. Принципы построения словарной статьи в толковых словарях.
Словари омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.
Фразеологические словари и словари крылатых слов.
Словари иностранных слов. Словари правильности русской речи и трудностей русского языка.
Разработка в современной лексикографии новых типов словарей.
Раздел 3. «Фонетические единицы русского языка».
Фонетика и ее предмет. Фонетическое членение речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы.
Акустические свойства звуков речи. Артикуляционная характеристика звуков речи.
Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.
Классификация звуков речи. Согласные и гласные, их акустические и артикуляционные различия.
Слог с артикуляционной и акустической точки зрения. Типы слогов.
Фонетическая природа словесного ударения. Проклитика и энклитики. Фразовое, тактовое, логическое ударение.
Интонация, ее элементы и функции. Основные интонационные конструкции русского языка.
Фонетические процессы.
Понятие о фонеме как единице языка.
Состав и система гласных фонем.
Состав и система согласных фонем.
Понятие об орфоэпии. Значение орфоэпии. Причины отступлений от литературного произношения.
Орфоэпические нормы в области гласных и согласных.
Произношение отдельных грамматических форм и заимствованных слов.
Орфоэпические словари.
Значение письма в истории развития общества. Предметное письмо.
Пиктография.
Идеография.
Фонография.
Графика и алфавиты.
Финикийское письмо. Греческое и латинское письмо.
Кириллица и ее история.
Состав современного русского алфавита. Названия и значения букв. Кириллица и ее история.
Позиционный принцип русской графики. Обозначение на письме фонемы j. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.
Принципы русской орфографии.
Разделы орфографии. Орфограмма. Типы орфограмм.
Современные орфографические словари и справочники.
Раздел 4. «Морфемика и словообразование»
Морфемный состав слов в русском языке. Виды морфем: морфемы корневые и аффиксальные. Свободные и связанные корни.
Морфемный состав слов в русском языке. Виды аффиксов по положению относительно корня.
Морфемный состав слов в русском языке. Виды морфем: словоизменительные и словообразовательные; материально выраженные и нулевые.
Типы основ слова. Словообразовательный тип.
Способы словообразования.
Морфонологические особенности словообразования.
Исторические изменения в составе слова: опрощение, усложнение, переразложение.
Раздел 5. «Морфологические единицы русского языка»
Грамматика. Грамматическое значение. Грамматическая категория.
Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы выделения частей речи.
Система частей речи современного русского языка в научной и школьной грамматике.
Имя существительное как часть речи; его категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства.
Существительные собственные и нарицательные. Лексико-грамматические разряды существительных.
Категория одушевленности и неодушевленности.
Категория рода имен существительных. Классификация существительных по роду. Способы выражения рода. Распределение по родам аббревиатур и заимствованных несклоняемых существительных.
Категория числа имен существительных. Способы выражения грамматического значения числа.
Категория падежа имен существительных. Основные значения падежей. Способы определения падежей.
Имя прилагательное как часть речи; категориальное значение, морфологические и синтаксические свойства.
Лексико-грамматические разряды прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.
Склонение прилагательных. Типы склонения. Несклоняемые прилагательные.
Местоимение как часть речи; его признаки. Разряды местоимений по значению.
Разряды местоимений по соотношению с другими частями речи. Склонение местоимений различных разрядов.
Раздел 6. «Синтаксис. Пунктуация»
Единицы синтаксиса русского языка. Средства выражения синтаксических значений в русском языке.
Виды подчинительной связи слов в словосочетании. Словосочетания как синтаксическая единица. Форма и значение словосочетания. Классификация словосочетаний по характеру главного слова.
Предложение как основная синтаксическая единица. Признаки предложения: предикативность, смысловая и интонационная завершенность.
Классификация предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Интонационные и структурные свойства каждого типа предложений. Типы предложений по эмоциональной окраске. Средства оформления восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные.
Структурные типы предложений.
Понятие о члене предложения. Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения. Подлежащее и способы его выражения.
Сказуемое и его типы. Глагольное сказуемое. Именное составное сказуемое.
Односоставные предложения. Главный член предложений. Классификация односоставных предложений. Именные односоставные предложения.
Классификация односоставных предложений. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные односоставные предложения.
Классификация односоставных предложений. Безличные и инфинитивные односоставные предложения.
Принципы классификации второстепенных членов предложения. Разряды второстепенных членов предложения.
Способы разграничения второстепенных членов предложения. Дополнение, его виды и способы выражения.
Способы разграничения второстепенных членов предложения. Обстоятельство, его виды и способы выражения.
Способы разграничения второстепенных членов предложения. Определение, его виды и способы выражения. Приложение.
Синтаксически нечленимые предложения.
Полные и неполные предложения. Типы неполных предложений и их употребление в речи.
Обособленные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Обращение. Речевой этикет.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции.
Актуальное членение предложения.
Сложное предложение как синтаксическая единица. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Грамматическое значение, грамматическая форма, структурные показатели сложного предложения.
Сочинение и подчинение частей в сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения в системе сложных предложений.
Сложносочиненное предложение, его структурно-семантические признаки.
Классификация сложносочиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения, их структурно-семантические признаки.
Нерасчлененные сложноподчиненные предложения, их типы. Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью, с придаточной изъяснительной частью.
Нерасчлененные сложноподчиненные предложения, их типы. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с придаточной частью образа действия, меры, степени.
Расчленённые сложноподчиненные предложения, их типы, сложноподчиненные предложения расчленённой структуры с придаточной частью места; с придаточной относительно-распространительной частью.
Расчленённые сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени, причины, сравнительные.
Расчленённые сложноподчиненные предложения с придаточной частью следствия, условия, цели, уступительные.
Виды бессоюзных сложных предложений.
Текст. Цельность и связность как психолингвистические и лингвистические характеристики текста. Типы текста.
Сложное синтаксическое целое как структурно-смысловая единица текста.
Принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их основные функции и употребление.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основные источники:
Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Воителева Т. М. Русский язык. Сборник упражнений. Учебное пособие. 2013.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.
Дополнительные источники:
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.