Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Балашихинский техникум»
Методические указания
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине «Химия»
для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей / слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля;
15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением / токарь, токарь-расточник;
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ / штукатур; маляр строительный;
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации /оператор электронно – вычислительных и вычислительных машин
для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена:
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства
общеобразовательный цикл, технический профиль,
очная форма обучения
Автор: Олишевская Галина Дмитриевна, преподаватель химии
Балашиха
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………... | 3 |
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ………... | 5 |
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих…………………………………………………………………………………... | 6 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №1…………………………………………….. | 6 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2…………………………………………… | 7 |
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена………………………………………………………………………………………… | 11 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей …...................................................................................................................... | 11 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства ……………………….. | 12 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………… | 16 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………… | 17 |
Приложение А. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева…. | 17 |
Приложение Б. Электрохимический ряд напряжений металлов. Ряд электроотрицательности неметаллов……................................................................... | 18 |
Приложение В. Таблица растворимости солей, кислот и оснований…………….......... | 19 |
Приложение Г. Образцы оформления тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, записи внеаудиторной самостоятельной работы…………... | 20 |
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогие юноши и девушки!
У Вас в руках сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (далее ВСР).
Данный сборник содержит шесть внеаудиторных самостоятельных работ дисциплины «Химия». По две для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и по программам подготовки специалистов среднего звена.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, Вы должны ознакомиться с темой, целью работы, содержанием заданий, временем и сроками выполнения, объёмом работы, требованиями к результатам и к оформлению работы, критериями оценки, перечнем литературы.
В заданиях предлагаются памятки-алгоритмы, памятки-рекомендации, памятки-инструкции.
Также Вам предлагаются: таблица «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Электрохимический ряд активности металлов», «Ряд электроотрицательности неметаллов», «Таблица растворимости солей, кислот и оснований» и ряд других приложений.
Обратите внимание на приложение Г. В нём даны образцы оформления тетради для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, записи внеаудиторной самостоятельной работы.
И не забудьте, у Вас имеются конспекты занятий и учебники. Это незаменимый материал для выполнения ВСР.
Перед выдачей ВСР проводится инструктаж по выполнению заданий, а также, по ходу выполнения ВСР, предлагается помощь на консультациях.
В заключение хочу обратить Ваше внимание на слова русского химика В.В. Марковникова, обращённые когда-то на одной из лекций к студентам.
Сегодня они не потеряли своей актуальности.
3
 Фото 1 - В.В.Марковников | "Чтобы в будущем не испытывать досады, нравственных мучений, позвольте Вам посоветовать никогда не откладывать до завтра то, что можно сделать сегодня. Я был бы вполне счастлив, если бы мой опыт и мои слова побудили хотя бы десять человек из здесь присутствующих держаться этой истины…" В.В.Марковников. |
Успехов и удачи Вам при изучении одной из самых интересных и значимых для человека наук – ХИМИИ!
 | Олишевская Галина Дмитриевна |
4
ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Задания для ВСР | Кол – во часов | Срок выполнения (неделя) |
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих | | |
ВСР № 1 «Решение генетических цепочек» | 4 | 4 неделя февраля |
ВСР № 2 «Решение расчётных задач» | 4 | 4 неделя марта |
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена | | |
ВСР № 1 «Решение цепочек превращений» 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей | 2 | 4 неделя мая |
ВСР № 1 «Решение расчётных задач и генетических цепочек» 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства | 2 | 4 неделя мая |
5
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей / слесарь по ремонту автомобилей, водитель автомобиля;
15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением / токарь, токарь-расточник;
08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ / штукатур; маляр строительный;
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации /оператор электронно – вычислительных и вычислительных машин
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
«Решение генетических цепочек»
Цель работы: систематизация и закрепление знаний по разделам «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», формирование умений по решению цепочек превращений.
Содержание заданий: выполнение письменной самостоятельной работы.
Номер варианта (1 или 2) соответствует чётному или нечётному номеру в списке журнала по теоретическому обучению.
Форма отчёта: записи решения заданий в тетради для ВСР в определённый преподавателем срок.
ЗАДАНИЕ
Напишите уравнения и укажите условия протекания реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:
1 вариант
а) С→ СО → СО2 → Н2СО3 → Nа2СО3 → СО2→ С
б) Са → СаО → Са(ОН)2 → СаЅО4 → СаО → Са
в) Аl4С3 → СН4 → СН3Сl → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН
г) этан → хлорэтан → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота → этиловый эфир уксусной кислоты
2 вариант
а) Si→ SiO2→ Na2SiO3→ H2SiO3→ SiO2→Si.
б) Nа → Nа2О2 → Nа2О → NаОН → NаСl → Nа
в) СаС2→ С2Н2→С6Н6 →С6Н5NO2 → С6Н5NH2 →С6Н2BrNH2
г) этиловый спирт → этилен → ацетилен → уксусный альдегид → уксусная кислота → метиловый эфир уксусной кислоты
Укажите классы веществ, составляющих цепочку.
6
Памятка – алгоритм по решению цепочек превращений
1. Запись цепочки превращений.
2. Нумерация стрелок.
3. Запись названий веществ, составляющих цепочку, а затем их классов (а, б, в;
для г – формулы веществ и их классы)
4. Запись уравнений химических реакций с указанием условий их протекания.
Критерии оценки:
Оценка «5»:
ответ полный, правильный. Указаны формулы веществ и их классы.
Цепочка превращений решена согласно предложенного алгоритма.
Оценка «4»:
ответ правильный.
Цепочка превращений решена. Указаны формулы веществ и их классы.
Допускается отсутствие условий течения химических реакций.
Оценка «3»:
цепочка превращений решена согласно предложенного алгоритма.
Отсутствуют названия классов веществ и условия течения реакций.
Оценка «2»:
цепочка превращений не решена или допущены серьёзные ошибки при написании уравнений химических реакций.
Литература
Основная:
1. Габриелян О.С. Химия [Текст]: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник /О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - 7-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. - с. 151 - 206
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
«Решение расчётных задач»
Цель работы: систематизация и закрепление знаний по решению расчётных задач и записи уравнений химических реакций.
Содержание заданий: выполнение письменной самостоятельной работы. Номер варианта (1 или 2) соответствует чётному или нечётному номеру в списке журнала.
Форма отчёта: записи решения заданий соответствующего варианта в тетради для ВСР в определённый преподавателем срок.
7
Вариант – 1
Решить задачи:
Фенол – кислота слабая, он может быть вытеснен из солей сильной кислотой. Напишите уравнение реакции фенолята натрия с соляной кислотой. Сколько граммов фенола можно получить из 23,2 г фенолята натрия, если выход продукта составляет 80% от теоретически возможного? (15,04 г)
Вычислите массу фенолята натрия, если для его получения взяли фенол и 120 г
60% - ного раствора гидроксида натрия.
Какое количество вещества соли можно получить при взаимодействии 6 граммов уксусной кислоты и 8 граммов гидроксида натрия?
Вариант – 2
Решить задачи:
При взаимодействии фенола с едким натром было получено 232 г фенолята натрия, что составило 87,2% от теоретически возможного выхода. Вычислите массу фенола.
Вычислите массу фенолята натрия, если для его получения взяли фенол и 130 г
50% - ного раствора гидроксида натрия.
Вычислите массу сложного эфира, полученного из 3 граммов уксусной кислоты и 4 граммов этанола.
Памятка –алгоритм решения задач по уравнению реакции
1. Прочтите текст задачи.
2. Запишите в «дано» и «найти» данные, требуемые по условию задачи.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подчеркните формулы веществ, о которых идёт речь в условии задачи: одной чертой – вещество, о котором в условии всё известно, двумя чертами – вещество, для которого требуется произвести вычисления.
5. Над подчёркнутыми веществами запишите исходные данные. Под подчёркнутыми формулами запишите количество моль вещества согласно коэффициентам уравнения, а затем, после расчётов относительной молекулярной массы веществ - количество граммов.
6. Определите тип задачи.
7. Произведите расчёты согласно данного типа задачи.
8. Запишите ответ.
8
Если есть затруднения в решении, найдите записи в рабочей тетради – алгоритм решения данного типа задач или обратитесь к дополнительной литературе (см. список дополнительной литературы)
Типы задач, на которые необходимо обратить внимание:
- вычисление массы исходного вещества, если известен выход продукта и указана массовая доля его в процентах от теоретически возможного;
- вычисление массы продукта реакции, если известен выход продукта (указана массовая доля его в процентах от теоретически возможного выхода) и известна масса одного из исходных веществ;
- вычисление массы продукта реакции, если для его получения выдан раствор с определённой массовой долей исходного вещества (%).
- вычисление количества вещества или массы одного из продуктов реакции по данным об исходных веществах, одного из которого взято в избытке.
Критерии оценки:
Оценка «5»:
Ответ полный и правильный. При решении задачи в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, задача решена рациональным способом. Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.
Оценка «4»:
Ответ правильный. При решении задачи в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но она решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.
Оценка «3»:
При решении задачи в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах либо работа сдана не в срок.
Оценка «2»:
Работа не выполнена или имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
9
Литература
Основная:
1. Габриелян О.С. Химия [Текст]: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.- 7-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2013.-с. 190-192
Дополнительная:
1.Олишевская Г.Д. Практикум по решению расчётных задач дисциплины ОДБ.07 ХИМИЯ; - Балашиха: ГБПОУ МО «БТ», 2017.
10
ВНЕАУДИТОРНЫЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
для обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена:
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
«Решение цепочек превращений»
Цель работы: систематизация и закрепление знаний по разделам «Общая и неорганическая химия», «Органическая химия», формирование умений по решению цепочек превращений.
Содержание заданий: выполнение письменной самостоятельной работы.
Номер варианта (1 или 2) соответствует чётному или нечётному номеру в списке журнала по теоретическому обучению.
Форма отчёта: записи решения заданий в тетради для ВСР в определённый преподавателем срок.
ЗАДАНИЕ
Напишите уравнения и укажите условия протекания реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений:
1 вариант
а) С→ СО → СО2 → Н2СО3 → Nа2СО3 → СО2→ С
б) Са → СаО → Са(ОН)2 → СаЅО4 → СаО → Са
в) Аl4С3 → СН4 → СН3Сl → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН
г) этан → хлорэтан → этиловый спирт → уксусный альдегид → уксусная кислота → этиловый эфир уксусной кислоты
2 вариант
а) Si→ SiO2→ Na2SiO3→ H2SiO3→ SiO2→Si.
б) Nа → Nа2О2 → Nа2О → NаОН → NаСl → Nа
в) СаС2→ С2Н2→С6Н6 →С6Н5NO2 → С6Н5NH2 →С6Н2BrNH2
г) этиловый спирт → этилен → ацетилен → уксусный альдегид → уксусная кислота → метиловый эфир уксусной кислоты
Укажите классы веществ, составляющих цепочку.
Памятка – алгоритм по решению цепочек превращений
1. Запись цепочки превращений.
2. Нумерация стрелок.
3. Запись названий веществ, составляющих цепочку, а затем их классов (а, б, в;
для г – формулы веществ и их классы)
4. Запись уравнений химических реакций с указанием условий их протекания.
Критерии оценки:
Оценка «5»: 11
ответ полный, правильный. Указаны формулы веществ и их классы.
Цепочка превращений решена согласно предложенного алгоритма.
Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.
Оценка «4»:
ответ правильный.
Цепочка превращений решена. Указаны формулы веществ и их классы.
Допускается отсутствие условий течения химических реакций.
Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.
Оценка «3»:
цепочка превращений решена согласно предложенного алгоритма.
Отсутствуют названия классов веществ и условия течения реакций.
Оценка «2»:
цепочка превращений не решена или допущены серьёзные ошибки при написании уравнений химических реакций.
Литература
Основная:
1. Габриелян О.С. Химия [Текст]: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник /О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - 7-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. - с. 151 - 206
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства
«Решение расчётных задач и генетических цепочек»
Цель работы: систематизация и закрепление знаний по решению расчётных задач, записи уравнений химических реакций, формирование умений по решению цепочек превращений.
Содержание заданий: выполнение письменной самостоятельной работы. Номер варианта (1 или 2) соответствует чётному или нечётному номеру в списке журнала.
Форма отчёта: записи решения заданий соответствующего варианта в тетради для ВСР в определённый преподавателем срок.
Вариант – 1
Решить задачи:
Фенол – кислота слабая, он может быть вытеснен из солей сильной кислотой. Напишите уравнение реакции фенолята натрия с соляной кислотой. Сколько граммов фенола можно получить из 23,2 г фенолята натрия, если выход продукта составляет 80% от теоретически возможного? (15,04 г)
12
Вычислите массу фенолята натрия, если для его получения взяли фенол и 120 г
60% - ного раствора гидроксида натрия.
а) С→ СО → СО2 → Н2СО3 → Nа2СО3 → СО2→ С
б) Аl4С3 → СН4 → СН3Сl → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН
Вариант – 2
Решить задачи:
При взаимодействии фенола с едким натром было получено 232 г фенолята натрия, что составило 87,2% от теоретически возможного выхода. Вычислите массу фенола.
Вычислите массу фенолята натрия, если для его получения взяли фенол и 130 г
50% - ного раствора гидроксида натрия.
а) Si→ SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 →Si.
б) СаС2→ С2Н2 → С6Н6 →С6Н5NO2 → С6Н5NH2 → С6Н2BrNH2
Памятка –алгоритм решения задач по уравнению реакции
1. Прочтите текст задачи.
2. Запишите в «дано» и «найти» данные, требуемые по условию задачи.
3. Составьте уравнение реакции.
4. Подчеркните формулы веществ, о которых идёт речь в условии задачи: одной чертой – вещество, о котором в условии всё известно, двумя чертами – вещество, для которого требуется произвести вычисления.
5. Над подчёркнутыми веществами запишите исходные данные. Под подчёркнутыми формулами запишите количество моль вещества согласно коэффициентам уравнения, а затем, после расчётов относительной молекулярной массы веществ - количество граммов.
6. Определите тип задачи.
7. Произведите расчёты согласно данного типа задачи.
8. Запишите ответ.
Если есть затруднения в решении, найдите записи в рабочей тетради – алгоритм решения данного типа задач или обратитесь к дополнительной литературе (см. список дополнительной литературы)
13
Типы задач, на которые необходимо обратить внимание:
- вычисление массы исходного вещества, если известен выход продукта и указана массовая доля его в процентах от теоретически возможного;
- вычисление массы продукта реакции, если известен выход продукта (указана массовая доля его в процентах от теоретически возможного выхода) и известна масса одного из исходных веществ;
- вычисление массы продукта реакции, если для его получения выдан раствор с определённой массовой долей исходного вещества (%).
Памятка – алгоритм по решению цепочек превращений
1. Запись цепочки превращений.
2. Нумерация стрелок.
3. Запись названий веществ, составляющих цепочку, а затем их классов.
4. Запись уравнений химических реакций с указанием условий их протекания.
Критерии оценки:
Оценка «5»:
Ответ полный и правильный. При решении задачи в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, задача решена рациональным способом. Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.
Цепочка превращений решена согласно предложенного алгоритма.
Указаны формулы веществ и их классы.
Оценка «4»:
Ответ правильный. При решении задачи в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но она решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок;
цепочка превращений решена. Указаны формулы веществ и их классы.
Допускается отсутствие условий течения химических реакций.
Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.
Оценка «3»:
При решении задачи в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах;
14
цепочка превращений решена согласно предложенного алгоритма.
Отсутствуют названия классов веществ и условия течения реакций.
Работа выполнена аккуратно и сдана в срок.
Оценка «2»:
Работа не выполнена или имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
цепочка превращений не решена или допущены серьёзные ошибки при написании уравнений химических реакций.
Литература
Основная:
1. Габриелян О.С. Химия [Текст]: Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.- 7-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2013.-с. 190-192
Дополнительная:
1.Олишевская Г.Д. Практикум по решению расчетных задач по органической и неорганической химии; - Балашиха: ГБПОУ МО «БТ», 2016.
15
Список используемой литературы
1. Габриелян О.С. Химия [Текст] : учеб. для профессий и специальностей технического профиля /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.- 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 254 с.
2. Габриелян О.С. Химия [Текст] : учеб.для студ. сред. проф. учеб. заведений /О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов.- 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 201525.- 336 с.
3. Габриелян О.С. Химия. [Текст]: Материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы / О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - М.: Дрофа, 2008. – 703 с.
4. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2014. – 143 с.
5. Габриелян О.С. Химия. 11 класс. [Текст]: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень»/ О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2014. – 176 с.
Источники иллюстраций
1.Фото 1 - В.В. Марковников:
https://yandex.ru/images/search?text=фото%20марковникова%20химика&img_url=https%3A%2F%2Flt.taylrrenee.com%2Fimages%2Fobrazovanie%2Fvelikie-himiki-mira-i-ih-raboti_5.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=41
2.Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева:
https://yandex.ru/images/search?text=периодическая%20система%20химических%20элементов%20д%20и%20менделеева%20картинки&stype=image&lr=41&source=wiz
3.Электрохимический ряд напряжений металлов:
https://yandex.ru/images/search?text=электрохимический%20ряд%20напряжений%20металлов%20таблица%20для%20печати&stype=image&lr=41&source=wiz
4.Ряд электроотрицательности неметаллов:
https://yandex.ru/images/search?text=Ряд%20электроотрицательности%20неметаллов.&stype=image&lr=41&source=wiz
5.Таблица растворимости солей, кислот и оснований:
https://yandex.ru/images/search?text=таблица%20растворимости%20солей%20кислот%20и%20оснований%20в%20воде%20для%20печати&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-pdb%2F251121%2F1719b3eb-c882-4c80-82c0-ca62e89a1e41%2Fs1200&pos=1&rpt=simage&lr=41
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
17
Приложение Б. Электрохимический ряд напряжений металлов. Ряд электроотрицательности неметаллов.
Электрохимический ряд активности (ряд напряжений, ряд стандартных электродных потенциалов) металлов — последовательность, в которой металлы расположены в порядке увеличения их стандартных электрохимических потенциалов φ0, отвечающих полуреакции восстановления катиона металла Men+: Men+ + nē → Me
Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Zn→Cr→Fe→Cd→Co→Ni→Sn→Pb→H→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→Pt→Au |
Ряд напряжений характеризует сравнительную активность металлов в окислительно-восстановительных реакциях в водных растворах.
РЯД ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТИ НЕМЕТАЛЛОВ
H → As → I → Si → P → Se → C → S → Br → Cl → N → O → F
усиление электроотрицательности
18
Приложение В. Таблица растворимости солей, кислот и оснований
19
Приложение Г. Образец оформления записи внеаудиторной самостоятельной работы
ОБРАЗЕЦ
ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ
ВСР № 1 02.09.17
«Решение расчётных задач и генетических цепочек»
Решение расчётных задач
ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ
Решение генетических цепочек
ЗАПИСЬ РЕШЕНИЯ
20