Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ профессиональноЕ
образовательное учреждение САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МетоДический доклад
на тему: «Дифференцированный и индивидуальный подходы как технология обучения»
Подготовила: Лабодина С.В
Балашов 2018
Дифференцированный и индивидуальный подходы как технология обучения
Дифференциация обучения рассматривается как организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности общие и специальные), уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы, характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются. Суть дифференциации состоит не в разделении учащихся, а в объединении и своевременной оказанию студенту дифференцированной помощи.
Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя.
Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования и методы обучения, и организационные формы различаются.
Внешняя дифференциация по общим способностям учащихся представляет собой: коррекционно - развивающие группы, общеобразовательные. Внешняя дифференциация по интересам учащихся - это: группы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные группы, а также выбор учащимися ряда учебных предметов при обязательном наборе базовых.
Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения в группе. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.
В дифференциации по типу “внутригрупповой” выделяются следующие виды: дифференциация по способностям, дозирование помощи преподавателя, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам проектируемой профессии.
Внутренняя дифференциация существует обычно в форме индивидуального подхода к учащимся, когда учитываются их психофизиологические особенности - память, мышление, темперамент и т.д.
Уровневая дифференциация.
Ориентация на личность учащихся требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребность всех учащихся. Обучаясь в одной группе по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Дифференциация по проектируемой профессии представлена в форме групп ориентированных на определенные профессии. Расширение учебной программы происходит за счет более глубокого изучения уже включенных в программу тем, рассмотрения большего числа сторон явления, его связей, зависимостей. Добавляется материал, отобранный на основании интересов учащихся.
Что касается специфики методов обучения и организационных форм, то в группах с профильным обучением увеличивается удельный вес проблемных методов, учащиеся выполняют большое количество самостоятельных творческих работ (микроисследования, рефераты, доклады, модели и т.д.).
Среди организационных форм в этих группах увеличивается объем групповых, индивидуальных форм работы, чаще проводятся лекции, уроки - дискуссии, семинарские и практические занятия.
Эффективность состоит в том, что преподаватель не просто наблюдает за работой учащихся, а работает в это время с отдельными студентами индивидуально. Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с преподавателем, индивидуально, самостоятельно под руководством преподавателя. Время обучения максимально используется для самостоятельной работы при условии, что для каждого говорящего обеспечен слушающий аппарат (работа в статистических, динамических, вариационных парах, работа в малых группах).
Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы. Умение самостоятельно работать - это то, чему должен учащийся научиться в СПО. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, даются дифференцированные задания.
В связи с дифференциацией и индивидуализацией приходится перестроить технологию урока. Нужно определить оптимальный темп работы, так как все группы учащихся работают по своему плану. Учащиеся одной группы большую часть времени работают самостоятельно, получая творческие и проблемные задания. Другая группа, выполняя самостоятельные задания, работает чаще по образцам, им необходим более детальный рассказ. С третьей группой преподаватель должен в основном работать сам: рассказать, опросить, проверить, помочь, показать абсолютно каждому студенту.
В технологии дифференцированного обучения есть много тонкостей: это и своеобразная методика самостоятельной работы, работа в парах, учет индивидуальных особенностей, график самоучета, временной анализ урока, конструирование урока, обратная связь, организация контроля на разных уровнях.
Главным достоинством заданий с дифференцированной помощью является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. На каждом предмете имеются свои возможности подготовки многоуровневых заданий.