Методический материал
«Повышение профессиональной компетентности педагога- эксперта
через самообразование»
(из опыта работы).
"Ничто не может причинить вам больший
вред, чем экспертиза, проведенная не
профессионально. Благодарите
судьбу за квалифицированного эксперта,
он делает меньше ошибок".
Альфред Политц
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога- эксперта, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог- эксперт является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога - эксперта. Профессионально компетентным можно назвать педагога - эксперта, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога- эксперта.
Самообразование педагога - эксперта – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
С оставление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Организуя процесс самообразования по теме «Информационно- коммуникативные технологии в основной школе», я ставил задачи:
изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в основных классах;
пройти курсы повышения квалификации;
посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в основных классах;
принять участие в работе сетевых педагогических сообществах в Интернет;
посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
апробировать данный комплект на практике.
Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составил личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования, я:
знакомился с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
посещал семинары, конференции, уроки коллег;
принимал участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
прошел очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
разработал модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
провел открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
организовал внеурочную деятельность по предметам;
выступал на заседаниях МО с обобщение результатов опыта работы.
Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений. Предполагаемый результат: овладение информационно- коммуникативные технологии на уровне построения модели образовательного процесса. Результатами моего самообразования стали:
повышение качества преподавания предметов (призовые места в олимпиадах - по итогам республиканской олимпиады 2011-2012 учебного года Алимов Ленар занял призовое место по математике, Алимова Гульназ заняла призовое место по информатике; рост результативного участия учащихся класса в школьных, республиканских и всероссийских конкурсах);
разработка авторских дидактических материалов, тестов в электронном виде;
разработка, систематизация и каталогизация комплекта электронных уроков по всем предметам основной школы;
разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ, сетевых педагогических сообществах в Интернет (портал «Сеть творческих учителей», информационно-образовательный портал Rus Edu, .всероссийский профильный СМИ ««ЗАВУЧ.ИНФО», «Педсовет / Pedsovet.org», проект "Открытый класс», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Nachalka.com, «Методисты- Профессиональное сообщество педагогов» и др.);
создание и использование в повседневной учебной деятельности собственного личного сайта и школьного сайта.
разработка авторского учебного пособия «Формирование трудолюбия младших подростков средствами физического воспитания». Казань: Изд-во «ТаРИХ», 2009. 52 с.
Проанализировав свою работу по самообразованию, я выступил перед педагогическим коллективом школы с презентации результатов моей деятельности по данной теме и получил положительную оценку коллег. Представленный на республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной педагогической науки» в 2012 году продукт – учебное пособие «Формирование трудолюбия младших подростков средствами физического воспитания». Казань: Изд-во «ТаРИХ», 2009. 52 с., также получил положительную оценку коллег и используется в работе учителей основной школы.
Вывод: Данные показатели свидетельствуют о том, что реализованная мною деятельность самообразования способствует повышению профессиональной компетентности учителя.
Используемые источники информации:
1. И.В. Жакулина «Организация процесса самообразования» http://ivzh5809.wmsite.ru/files/samoobrazovanie-7?catoffset=10
2. Т.Н. Макарова «Планирование и организация методической работы в школе» – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
3. Л.В. Николенко «Самообразование учителя» – http://pedsovet.org/forum/topic302.html