СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методический семинар

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал по описанию и использованию игровых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар»

Методический семинар: «Опыт работы в рамках реализации ФГОС » МБОУ «Ильдиканская СОШ»  учитель математики Акулова Любовь Викторовна

Методический семинар:

«Опыт работы

в рамках реализации ФГОС »

МБОУ «Ильдиканская СОШ»

учитель математики

Акулова Любовь Викторовна

Я рядовой учитель. У меня нет званий. Но я очень люблю свою профессию!

Я рядовой учитель. У меня нет званий. Но я очень люблю свою профессию!

Особенность  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.        

Особенность  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося.

Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.        

Игровые технологии Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.  Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. С чего всё начиналось?

Игровые технологии

  • Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

  • Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

С чего всё

начиналось?

Классификация педагогических игр физические интеллектуальные трудовые По области применения социальные психологические  обучающие  тренинговые По характеру педагогического процесса  контролирующие  развивающие  обобщающие  познавательные творческие

Классификация педагогических игр

физические

интеллектуальные

трудовые

По области применения

социальные

психологические

обучающие

тренинговые

По характеру педагогического процесса

контролирующие

развивающие

обобщающие

познавательные

творческие

По игровой технологии предметные сюжетные ролевые деловые имитационные драматизация математические, химические и т.п. музыкальные По предметной области трудовые спортивные экономические

По игровой технологии

предметные

сюжетные

ролевые

деловые

имитационные

драматизация

математические, химические и т.п.

музыкальные

По предметной области

трудовые

спортивные

экономические

без предметов с предметами настольные комнатные По игровой среде уличные компьютерные телевизионные циклические, со средствами передвижения

без предметов

с предметами

настольные

комнатные

По игровой среде

уличные

компьютерные

телевизионные

циклические, со средствами передвижения

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:    стимулируется  познавательная деятельность           активизируется  мыслительная деятельность    самопроизвольно  запоминаются сведения     формируется  ассоциативное запоминание     усиливается мотивация к  изучению предмета

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется

познавательная деятельность

      

  •    активизируется

мыслительная деятельность

  •   самопроизвольно

запоминаются сведения

  •    формируется

ассоциативное запоминание

  •    усиливается мотивация к

изучению предмета

Какие задачи решает использование такой формы обучения:    Осуществляется более свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний.  Ликвидируется болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы.  Осуществляется более деликатный и дифференцированный подход к обучающимся.  Обучение в  игре  позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять знания.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

  • Осуществляется более свободный, психологически раскрепощённый контроль знаний.
  • Ликвидируется болезненная реакция обучающихся на неудачные ответы.
  • Осуществляется более деликатный и дифференцированный подход к обучающимся.

Обучение в  игре  позволяет научить:

  • Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять знания.
Пример 1.    «Прямоугольная система координат на плоскости»  (6 класс)   Игра «Соревнование художников»     На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1),  (-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7),  (3;-8),(0;-8),(0;0).   Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.    Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.   Пример 2.   Игра «Магические квадраты» А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0. Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

Пример 1.    «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс) Игра «Соревнование художников»   На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1),(-3;1), (-2;3),(-3;3),(-4;6),(0;8),(2;5),(2;11),(6;10),(3;9),(4;5),(3;0),(2;0),(1;-7), (3;-8),(0;-8),(0;0).  Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.   Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

Пример 2.   Игра «Магические квадраты»

А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

Кейс – технология  Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ .        Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Над чем работаю сейчас?

Кейс – технология

  • Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ .

      Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это

анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Над чем

работаю сейчас?

Методы кейс-технологии : МЕТОД ИНЦИДЕНТОВ. Цель метода – поиск и обработка информации самим обучающимся. МЕТОД РАЗБОРА ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ. Цель ученика – сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов. Обработать предоставленные документы. ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ . Цель –создание проекта(готового продукта)по заданной теме. СИТУАЦИОННО-РОЛЕВАЯ ИГРА. Цель – инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки, поведение участников инсценировки. МЕТОД ДИСКУССИИ.  Цель - обмен мнениями по какому-либо вопросу. МЕТОД КЕЙС-СТАДИ   Цель - самостоятельное изучение и обсуждение кейса обучающимися.

Методы кейс-технологии :

  • МЕТОД ИНЦИДЕНТОВ.

Цель метода – поиск и обработка информации самим обучающимся.

  • МЕТОД РАЗБОРА ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ.

Цель ученика – сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов. Обработать предоставленные документы.

  • ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ .

Цель –создание проекта(готового продукта)по заданной теме.

  • СИТУАЦИОННО-РОЛЕВАЯ ИГРА.

Цель – инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки, поведение участников инсценировки.

  • МЕТОД ДИСКУССИИ.

Цель - обмен мнениями по какому-либо вопросу.

  • МЕТОД КЕЙС-СТАДИ

Цель - самостоятельное изучение и обсуждение кейса обучающимися.

Обучающий кейс

Создание проблемной ситуации

Учитель задает, определяет проблему

Аналитический кейс

Типы кейсов

Эвристический кейс

Учитель задает, определяет проблему

Учитель готовит кейс

Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

 

Учитель определяет проблему в общих чертах, обучающиеся конкретизируют

Исследовательский кейс

Учитель готовит кейс

Подготовка

Обучающимся предлагается высказать свои мнения. В итоге  педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.

Учитель определяет проблемное направление, обучающиеся самостоятельно задают проблему

Учитель готовит начальный кейс. Обучающиеся его дополняют, при необходимости

 

кейса

Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения  и некоторое количество источников информации по рассматриваемой проблеме

Обучающиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Учитель готовит начальный кейс, обучающиеся его дополняют

Содержание кейса

Кейс содержит некоторое количество источников информации по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

 

Выбор создание итогового решения

Обучающиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

 

Кейс содержит некоторое количество информационных текстов по рассматриваемой проблеме

Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучающиеся дополняют кейс новой информацией

 

Обучающиеся предлагают собственное решение.  Для обоснования своей точки либо дополняют готовый кейс новой информацией, либо, в зависимости от решения, готовят новый кейс

 

  Пример 1. Обучающий кейс.  Тема урока: Деление дробей.   Задание: Решить проблемную ситуацию, связанную с выполнением деления обыкновенных дробей.  Для решения проблемной ситуации обучающимся предлагается поработать с кейсом, содержащим правила деления на обыкновенную дробь, правило деления смешанных чисел. После изучения вопроса проводится первичное закрепление изученного материала.

Пример 1. Обучающий кейс.

Тема урока: Деление дробей.

Задание:

Решить проблемную ситуацию, связанную с выполнением деления обыкновенных дробей.

Для решения проблемной ситуации обучающимся предлагается поработать с кейсом, содержащим правила деления на обыкновенную дробь, правило деления смешанных чисел. После изучения вопроса проводится первичное закрепление изученного материала.

Пример 2. Аналитический кейс Тема урока:  Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ЕГЭ. Задание: Интернет-провайдеры (компании, оказывающие услуги по подключению к сети Интернет) предлагают клиентам выбрать вариант подключения (выгодный тарифный план). Какую компанию выберут себе три постоянных клиента?  Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация об Интернет-провайдерах , информация о постоянных клиентах и их требованиях к тарифным планам Интернет-провайдеров . Обучающиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, выбрать наиболее подходящего Интернет-провайдера для клиента и обосновать свой выбор.

Пример 2. Аналитический кейс

Тема урока: Решение практико-ориентированных задач при подготовке к ЕГЭ.

Задание:

Интернет-провайдеры (компании, оказывающие услуги по подключению к сети Интернет) предлагают клиентам выбрать вариант подключения (выгодный тарифный план). Какую компанию выберут себе три постоянных клиента?

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены информация об Интернет-провайдерах , информация о постоянных клиентах и их требованиях к тарифным планам Интернет-провайдеров . Обучающиеся должны ознакомиться с предложенной информацией и, опираясь на нее, выбрать наиболее подходящего Интернет-провайдера для клиента и обосновать свой выбор.

Пример 3. Эвристический кейс. Тема урока: Решение задач на проценты. Задание: В районной администрации рассматривался вопрос озеленения городской территории. На заседании была оглашена следующая информация : в питомнике лесничества было выращено 1 800 саженцев. 85% саженцев отправили для озеленения города, а в городе 40% полученных саженцев было посажено в парке. Сколько деревьев было посажено в парке? Эта же информация была опубликована в местной газете. Прочитав газету, папа попросил сына назвать ему количество саженцев, которые были высажены в парке.  Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором представлена информация о процентах; рассмотрены основные типы задач на проценты и способы их решения; предложены задания на нахождения процентов. Обучающиеся должны ответить на вопрос задания, предложив любой вариант её решения. Кроме того, из предложенных задач выбрать задачи, решаемые таким же способом, предварительно разделив задачи по типам; подготовить свои задачи для дополнения кейса.  

Пример 3. Эвристический кейс.

Тема урока: Решение задач на проценты.

Задание:

В районной администрации рассматривался вопрос озеленения городской территории. На заседании была оглашена следующая информация : в питомнике лесничества было выращено 1 800 саженцев. 85% саженцев отправили для озеленения города, а в городе 40% полученных саженцев было посажено в парке. Сколько деревьев было посажено в парке? Эта же информация была опубликована в местной газете. Прочитав газету, папа попросил сына назвать ему количество саженцев, которые были высажены в парке.

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором представлена информация о процентах; рассмотрены основные типы задач на проценты и способы их решения; предложены задания на нахождения процентов. Обучающиеся должны ответить на вопрос задания, предложив любой вариант её решения. Кроме того, из предложенных задач выбрать задачи, решаемые таким же способом, предварительно разделив задачи по типам; подготовить свои задачи для дополнения кейса.

 

Пример 4. Исследовательский кейс Тема урока: Сечение многогранников.  Задание: Учитель предлагает обучающимся выступить в роли фирмы - производителя строительных материалов, в данном случае пеноблоков. Современный дизайн строительных сооружений предполагает использование пеноблоков различной формы. Перед разработчиками была поставлена задача – создать все возможные модели пеноблоков. Условно считать пеноблок многогранником вида – куб.  Для решения поставленной задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Сечение многогранников», используя интернет-источники, изобразить все виды сечения куба на альбомном листе и показать пеноблок наглядно (на булке хлеба).

Пример 4. Исследовательский кейс

Тема урока: Сечение многогранников.

Задание:

Учитель предлагает обучающимся выступить в роли фирмы - производителя строительных материалов, в данном случае пеноблоков. Современный дизайн строительных сооружений предполагает использование пеноблоков различной формы. Перед разработчиками была поставлена задача – создать все возможные модели пеноблоков. Условно считать пеноблок многогранником вида – куб.

Для решения поставленной задачи необходимо изучить теоретический материал по теме «Сечение многогранников», используя интернет-источники, изобразить все виды сечения куба на альбомном листе и показать пеноблок наглядно (на булке хлеба).

Пример. Профориентационная работа посредством уроков математики Тема: Объемы тел.  Урок проводился в 11 классе при обобщении темы. Обучающиеся класса, исходя из своих интересов к определенной профессии, формировали группы: 1 – кулинарное дело 2 – механизация сельского хозяйства 3 – строительство 4 – ландшафтный дизайн  Каждой группе предлагался одинаковый банк заданий. После анализа кейса, содержащего теоретический материал по теме, обучающиеся работали над решением и представляли его другим группам.

Пример. Профориентационная работа посредством уроков математики

Тема: Объемы тел.

Урок проводился в 11 классе при обобщении темы. Обучающиеся класса, исходя из своих интересов к определенной профессии, формировали группы:

1 – кулинарное дело

2 – механизация сельского хозяйства

3 – строительство

4 – ландшафтный дизайн

Каждой группе предлагался одинаковый банк заданий. После анализа кейса, содержащего теоретический материал по теме, обучающиеся работали над решением и представляли его другим группам.

Пример. Формирование ключевых компетенций. Тема: Натуральные числа. Готовлю простой и в то же время оригинальный рецепт какого-нибудь блюда. Задание детям: Определить количество необходимых ингредиентов. Определить технологию приготовления. Сходить в магазин и купить эти продукты (в основном это делается заочно) с учетом наименьших затрат. Приготовить блюдо (уже в домашних условиях)

Пример. Формирование ключевых компетенций.

Тема: Натуральные числа.

Готовлю простой и в то же время оригинальный рецепт какого-нибудь блюда.

Задание детям:

  • Определить количество необходимых ингредиентов.
  • Определить технологию приготовления.
  • Сходить в магазин и купить эти продукты (в основном это делается заочно) с учетом наименьших затрат.
  • Приготовить блюдо (уже в домашних условиях)
 Каждый раз, разрабатывая очередной урок, ставлю перед собой задачу: организовать работу так, чтобы она мотивировала обучающихся на самостоятельное приобретение новых знаний.    Мое педагогическое кредо:  Я иду на урок не для того, чтобы посвятить детей в вопросы математики, а прежде всего, для того, чтобы средствами математики развивать каждого ученика, увлечь его познавательной деятельностью, научить применять полученные знания в жизни.

Каждый раз, разрабатывая очередной урок, ставлю перед собой задачу: организовать работу так, чтобы она мотивировала обучающихся на самостоятельное приобретение новых знаний.

Мое педагогическое кредо:

Я иду на урок не для того, чтобы посвятить детей в вопросы математики, а прежде всего, для того, чтобы средствами математики развивать каждого ученика, увлечь его познавательной деятельностью, научить применять полученные знания в жизни.